• У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство. Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга).
Традиционные жилища народов Сибири
Но ее саму никто никогда специально не протапливает. Для жизни как раз и используется полог. Полог представляет собой квадратное меховое сооружение чуть в стороне от центра яранги в центре яранги очаг , размером метра полтора на два и на метр в высоту. Внутри полога может гореть малюсенький жирник, фитиль, свеча или нечто подобное. И в этом пологе будет жарко в любой мороз снаружи яранги. По факту, в пологе спят, раздевшись догола. Все дело в оленьих шкурах, волоски меха которых внутри полые и придуманы природой таким образом, чтобы прекрасно сохранять тепло.
Так что для хозяйственно-бытовых нужд используется внутренняя часть яранги, а для сна, отдыха и … секса в том числе, используется этот самый полог, где никто не рискует ничего себе отморозить, какая бы погода снаружи ни была. Так традиционно обстояло, да и сейчас обстоит дело у оленеводов в тундре. В населенных пунктах, конечно, все давно уже иначе.
Иоронга — тёплая часть яранги, полог, у стенки напротив двери. Представляет собой лёгкий прямоугольный ящик из строганых драночек, обтянутый выделанными оленьими шкурами, пол которого покрыт лахтажьей кожей. На потолок накладывают сухой травы.
Передняя стенка представляет собою свободно спускающуюся завесу — чоугрын, приподнимая которую, вползают в иоронгу. Число иоронг обычно 3—4 зависит от количества брачных пар или родителей и детей. Все пологи привязываются с помощью шестов к горизонтальной жерди у задней стенки жилища.
Пол также выстирают шкурой, а потолок обкладывают травой. Передняя стена иоронги - это также и вход в неё. Освещается данная часть помещения при помощи одного или нескольких специальных осветительных приборов. Балаган — жилище якутов Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей. В нем жили якуты в зимний период времени.
Строить его было довольно легко и быстро. Для этого брали несколько основных бревен и ставили их вертикально, а затем соединяли множеством бревен меньшего диаметра. Необычным для российских жилищ являлось то, что бревна ставили вертикально, немного под наклоном. После установки стены замазывали глиной, а крышу устилали вначале корой, а затем землей. Это делалось для того, чтобы максимально утеплить жилище. Стены балагана состояли из большого количества окон, которые перед сильными холодами закрывали льдом, а летом — последом теленка или слюдой. Справа от входа в жилище располагался очаг, представляющий собой трубу, обмазанную глиной и выходящую через крышу наружу. Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа для мужчин и слева для женщин от очага.
Иглу — эскимосское жилище из снега и льда Это снежное жилье строили эскимосы. Они жили небогато и, в отличие от чукчей, у них не было возможности построить полноценное жилище. Иглу представляло собой строение, созданное из ледяных блоков. Оно имело куполообразную форму и в диаметре составляло около 3 метров. В случае, когда снег был неглубокий, дверь и коридор пристраивали непосредственно к стене, а если снег был глубоким, то вход располагался в полу и от него наружу вел небольшой коридор. При построении иглу обязательным условием было нахождение входа ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы улучшить приток кислорода и вывести углекислый газ. Кроме того, такое расположение входа позволяло максимально сохранять тепло.
Свет в жилище проникал через ледяные блоки, а тепло обеспечивали плошки-жиринки. Интересным моментом являлось то, что от тепла стены иглу не таяли, а просто оплавлялись, что помогало поддерживать комфортную температуру внутри жилища. Ледяные блоки впитывали также избыточную влагу, что позволяло помещению оставаться сухим. Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу. Юрта — жилище кочевых народов Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком.
Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага. Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками. Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения.
Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах. Дневной свет попадает в жилище через просвет вверху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию. Юрта до сих пор пользуется популярностью у казахстанских, кыргызских и монгольских животноводов. Это, пожалуй, единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять.
В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени. Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу. Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой.
Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом береста, шкуры и т. Устройство яранги значительно сложнее. Натягивание покрышки рэтэма на каркас яранги Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста как и при строительстве чума. Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку рэтэм из шкур.
Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги.
Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло. Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство - чоттагин.
Чукотское жилище
Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК. Вопрос в кроссворде (сканворде): Переносное жилище у народов Сибири (6 букв). Ответ: ЯРАНГА.
Как устроен чум у ненцев
Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов. Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров.
Переносное жилище некоторых народов Севера
Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле. Зачем солить юрту-часы? Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта. Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу. Обычно их было пять, у богатых семей это число увеличивалось до восьми — десяти. Решетки были подвижными, что позволяло растягивать их или сдвигать, регулируя высоту постройки. Верхняя часть юрты имела форму усеченного конуса. Ее образовывали жерди из гибких пород дерева, одним концом воткнутые в решетки, а другим — в специальный круг диаметром до 1 м.
Получившееся сверху отверстие служило источником света и дымоходом. Снаружи юрту покрывали войлоком, не пропускавшим дождь, ветер и холод. Для лучшего сбережения войлок пропитывали раствором из кислого молока, табака и соли и хорошо просушивали. В жаркую погоду его края поднимали, и юрта проветривалась сквозь решетчатые стенки. Стягивая войлок на вершине купола, регулировали температуру внутри. Зимой юрту ставили на дощатый пол и накрывали двумя слоями войлока. Кстати, место для юрты выбирали солнечное, потому что вся хозяйственная и бытовая деятельность ее жильцов была связана с круговоротом солнца.
С помощью юрты они даже могли определять время! Когда солнце поднималось на длину повода коня, первый луч освещал внутренний круг дымохода. На высоте аркана он перескакивал к изголовью женской кровати. Далее освещал первую буфетную стойку и к обеду достигал второй. К 4 ч падал на кадку с айраном, потом перебегал на кадку с кормом для животных у двери и вскоре исчезал из юрты. Это означало, что наступала пора загонять скот и доить коров. Собирали и разбирали юрту за час-два, при этом она была компактна и помещалась на нескольких повозках.
Якутский балаган с коровьим навозом Сибирские народы строили и стационарные деревянные юрты. У хакасов-скотоводов они назывались — агас иб. Собирали такие постройки в восемь — десять венцов из отесанных лиственничных бревен. Бурятские юрты были более вместительными и высокими. Со временем они все меньше походили на традиционные — сначала перед входом появились навесы, которые потом превратились в сени, с восточной стороны стали пристраивать хозяйственные помещения.
Наше занятие посвящено этому празднику. Какие кочевые народы нашего округа вы знаете? Ханты, ненцы, коми - зыряне преподаватель показывает фотографии этих народов, иллюстрации книги «Древние традиции и ремесла». Что же объединяет эти кочевые народы? Правильно, чум. По коми-зырянски он называется «чом», по - ненецки - «мя», по-хантыйски «нюки хот». В русский язык слово перешло из коми языка. Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума легко снег скатывается, поэтому зимой при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Обычно чум оленеводов - ханты, ненцы, коми - зырян, состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов и их длины зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом преподаватель показывает фотографии чума. Разделимся на пары. Перед вами шесты, из которых на надо собрать чум. Молодцы ребята.
Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло. Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство - чоттагин. Чоттагин - это хозяйственная часть яранги. В чоттагине, холодном помещении яранги, зимой температура такая же как и на улице, разве что без ветра. Теперь необходимо сделать помещение для жилья. На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами, шерстью вовнутрь. Это полог - жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду посредством естественного испарения влаги , а в зимнее время и едят. Отапливается полог при помощи жирника или керосинки. За счёт того, что шкуры подворачивают вовнутрь полог становится почти герметичным. Это хорошо в части сохранения тепла, но плохо в плане вентиляции. Однако мороз самый эффективный борец с натурами с утончённым восприятием запахов. Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду, в специальную ёмкость справляют тут же, в пологе. Поверьте это вас тоже не смутит если вы окажетесь в тундре без транспорта больше чем на два дня. Потому что одна из главных потребностей человека - это потребность в тепле. А тепло в тундре, только в пологе. В настоящее время, в яранге обычно один полог, раньше могло быть два и даже три. В пологе живёт одна семья.
Тут уж не было ни Армении, ни России, не было мыслей о национальном характере, а была душа человека, вот та, что тревожилась, мучилась, верила среди каменных осыпей и виноградников Палестины, та душа, что по-человечески хороша и в пензенской деревушке, и под небом Индии, и в заполярной яранге , - ведь хорошее всюду есть в людях, потому что они люди. За спиной оставалась Галечная коса, яранги , утонувшие в снегу и напоминавшие о живой жизни лишь тоненькими струйками дыма.
Переносное жилище у некоторых сибирских народов
Жилище на Севере, 6 букв, первая буква Я — кроссворды и сканворды | У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. |
Чум — традиционное жилище жителей Ямала — Discover Yamal | Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля". |
Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу. — Бит Жизни! | У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. |
Чум, яранга, иглу - малоизвестные факты о быте северных народов
у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. Поэтому вопрос с жилищем для коренных народов Крайнего Севера до сих пор актуален. традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,5 до 8,5 метров. Жилище кочевых народов России! это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Чум является универсальным жилищем северных народов.
Оленеводы тундры
- Смогли бы вы жить в чуме оленевода? (ФОТО) - Узнай Россию
- Жилища народов Севера - презентация онлайн
- Профилактика Чумы:
- Переносное жилище у некоторых народностей северо-восточной Сибири, 6 букв, 6-я буква А, сканворд
Шатер народов Севера - слово из 6 букв
Исторически возведением жилища занимаются женщины, но в случае оказания помощи со стороны мужчин этот процесс может длиться около часа. В теплое время возведение чума занимает еще меньше времени, чем в зимнее — до получаса. Процесс возведения чума в зимнее время Коническая форма чума не является случайной. Именно такая форма делает жилище устойчивым даже при сильных арктических ветрах, а покатые стены не позволяют снегу скапливаться на них. Кроме того, тепло от очага внутри чума эффективнее и равномернее скапливается и сохраняется благодаря отсутствию у стен углов.
Все конструктивные элементы чума перевозились на нартах — санях, в которые запрягались собаки или олени. Прибыв на место, одна или несколько семей начинают приготовления к установке чума. Для этого выбирается ровная поверхность, как можно менее продуваемая зимой и более продуваемая летом. Нарты — грузовой и пассажирский транспорт ненцев Возведение жилища начинается с установки очага.
Раньше в качестве очага использовали кострище из легких камней. В современных чумах используют дровяные печи-буржуйки, которые устанавливают на плоский лист металла. Дождавшись таяния снега, хозяйки стелют пол из досок и ставят на него мебель. Для экономии свободного пространства и облегчения перекочевок ненцы имеют небольшой набор мебели — обязательно лишь присутствие маленьких столиков и ларя для вещей.
Тем не менее в чумах богатых семей сегодня можно увидеть даже телевизор со спутниковой тарелкой. Чум изнутри. Схема Размер чума также зависит от уровня достатка семьи. Каркас жилья состоит из длинных тонких жердей.
Чем их больше, тем чум просторнее и выше. Самые большие чумы могут состоять из 50 жердей, что позволяет им иметь обширный, более 8 метров, диаметр. Среднее количество жердей чаще всего составляет от 30 до 40.
Пока не накоплены шкуры для нюков, используют сукно. Правда, если в Коми на чумах серое шинельное сукно, то в НАО - черное, бушлатное.
Раньше такое производили в Петербурге, сейчас фабрика закрылась. Можно купить китайское сукно, оно стоит 1700-2000 рублей, есть еще ткани из Ирана, у них качество получше, но и цена высока - от трех тысяч рублей за метр. Хорошая печка стоит 25-35 тысяч рублей. В общем, чум эконом-класса обходится около 300 тысяч рублей. Некоторые семьи покупают вагончики, такие же как у нефтяников, и живут там.
По кочевьям их возят на повозках. Цена такого вагончика - 25-35 тысяч рублей. В соседнем регионе молодым семьям стали недавно выдавать чумовой капитал, деньги специально на покупку нюков, жердей, печей и нарт. В Ненецком автономном округе такой программы нет. По словам Выучейского, выручают гранты семейно-родовым общинам.
Получить можно около 100 тысяч рублей в год. На готовый чум, конечно, не хватит, но если он уже есть, то можно сделать ремонт, например обновить брезент или печь. Также в регионе есть программа для оленеводов. Если отработать в колхозе 10 лет, можно встать на очередь и получить в разумные сроки дом в поселке. До этого никаких построек не было, люди всю жизнь проводили в чумах.
Культура поселков, может, в чем-то и хороша, но она превращает оленеводство в вахтовый метод. Со временем люди начинают считать, что их дом - изба в поселке, а чум - это так, временное пристанище. Есть те, кого все устраивает, но у нас есть и общины, которые принципиально не встают на очередь за жильем и остаются в чумах, - говорит Владислав Выучейский. Люди ищут способы ходить с оленями, годами шьют чумы, живут в вагончиках. Ведь никакой город, никакие самые выгодные ипотечные программы или даже жилье по соцнайму не могут заменить для оленевода то удивительное чувство свободы, которое дает тундра.
Семья ханты-рыбака в течение года могла располагаться в четырех разных домах: зимой в лесу — в полуземлянке или срубе, весной — в дощатом доме на сваях, летом — в доме из жердей, а осенью — в чуме. Чумы, кстати, были распространены почти у всех народов Сибири и в общих чертах походили друг на друга. Каркас их состоял в среднем из 25—50 наклонных шестов, которые, перекрещиваясь, принимали форму конуса. Несмотря на довольно внушительные размеры диаметр 3—8 м , чум собирали и разбирали всего за полчаса. Притом что традиционно это делали женщины!
Летом чумы покрывали заготовленной с весны берестой, которую для большей гибкости варили в ухе. Тоджинцы-скотоводы покрывали чумы корой лиственницы, укладывая ее, как черепицу. На это уходило 30—40 кусков. Зимой чумы крыли оленьими шкурами, мехом внутрь и наружу. Мех могли подстригать, чтобы в него не забивался снег.
Внутренние шкуры женщины выколачивали ежедневно. При бережном обращении верхнее покрытие служило лет 20, нижнее — 5. На чум средних размеров требовалось порядка 20 шкур. При переезде их брали с собой, оставляя остов на месте. Но там, где леса было мало, жилище перевозили полностью.
Постройка эта на первый взгляд очень проста, но настолько же она и «умна». После розжига очага, который традиционно располагался в центре дома, дым и тепло по стенкам поднимались вверх, до дымового отверстия. Там создавалась зона повышенного давления, и холодный воздух не мог проникнуть внутрь. Летом такая «пробка» защищала от насекомых. Дождь и снег скатывались с крутых стенок чума, поэтому покрытия не промокали.
Всевозможные шалаши тоже напоминали чумы, правда, конструкция иных делала их более похожими на небольшие стационарные домики. У орочей, нанайцев и удэгейцев шалаш напоминал двускатную крышу, поставленную прямо на землю. Сверху ее покрывали еловой корой и берестой, боковые стены закладывали землей. Вход всегда располагали с подветренной стороны и обращали его к реке. Охотничьи шалаши западносибирских шорцев тоже были не совсем обычными.
Их опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта, тщательно отобранные мужчинами по приходе в тайгу. Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле.
На дальнейшем этапе население решили подкупать, уговаривать, потом спаивать огромнее в советское время. Вблизи нее периодично устраивались ярмарки, дабы торговать с оленеводами обменным методом.
На свою территорию луораветланы не пускали. Русским казакам неизменно было увлекательно, где живут чукчи и чем занимаются. Торговые дела Дань Русской империи оленеводы платили в том размере, в котором могли себе дозволить. Зачастую ее не платили вовсе.
С началом миролюбивых переговоров и сотрудничества русские принесли чукчам сифилис. Всех поверенных европеоидной расы они сейчас боялись. Скажем, с французами и британцами не имели торговых связей только потому, что они белые. Налаживали с Японией, соседней страной.
Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов достать нереально. Следственно они энергично приобретали у японцев защитные латы, панцири, другое военное обмундирование и снаряжение, изделия из металла. С американцами луораветланы вели обмен пушнины и других добытых товаров на табак. Дюже ценились шкурки голубого песца, куницы, а также китовый ус.
Чукчи сегодня Большая часть луораветланов смешалась с другими народностями. Чистокровных чукчей теперь примерно не осталось. Неискоренимая народность, как их зачастую называют, ассимилировала. При этом они сберегают род своих занятий, культуру, образ жизни.
Многие учёные уверены, что малочисленному коренному этносу пугает в большей мере не исчезновение, а общественная пропасть, в которой они находятся. Многие дети не умеют читать и писать, не ходят в школы. Ярус жизни луораветланов далёк от цивилизации, да они к ней и не тяготятся. Чукчи живут в грозных природных условиях и не любят, когда им навязывают свои порядки.
Но когда находят замёрзших русских в снегах, приносят в ярангу. Говорят, потом укладывают гостя под шкуру совместно со своей голой женой, дабы та обогрела его. Жилые постройки народов Сибири отличались многообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены большими масштабами территории расселения, разнообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и отличием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири.
Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов чукчей, коряков и эскимосов являлась яранга - переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Характерной спецификой чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: присутствие внутри пологов. Яранга с пологом - ошеломительное изобретение коряков и чукчей, которые буквально называли своё жилище подлинный дом. Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем.
Основу её составляли три шеста высотой от 3, 5 до 5 метров, связанные наверху ремнём. Вокруг них устанавливали треноги из 2-х жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам. Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур.
Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, дабы при крепком ветре они оставались на месте. Вход в ярангу располагался на северо-восточной либо восточной - жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог - сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время.
Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была довольно высокой, дабы даже в холодное время тут дозволено было спать без одежды. С начала XVIII столетия яранга каркасного типа, заимствованная от чукчей, получает широкое распространение среди азиатских эскимосов и приморских чукчей - охотников на морских звериных. Эскимосская яранга отличалась от яранги оленеводов: она была большего размера, фактически не разбиралась, стены её зачастую обкладывали дёрном. Покрышки, сшитые из шкур моржа, закреплялись при мощном ветре крупными камнями, подвешенными на веревках.
Внутри жилища находился меховой полог из оленьих шкур, тот, что являлся спальным, а в холодное время и жилым помещением. Отапливался и освещался он при помощи жирника - светильника из камня либо глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу. У эвенов всех районов обитания издавна существовало два основных типа жилища: эвенкийский конический чум и так называемая эвенская юрта, сходственная чукотско-корякской яранге.
В зимнее время в качестве покрышек применяли оленьи шкуры, летом - ровдугу либо бересту. Эвены, жившие на побережье Охотского моря, в качестве материала для покрышек применяли также и рыбью кожу. Древним традиционным жилищем азиатских эскимосов являлась полуземлянка с каркасом из костей, ребер и челюстей китов. В такой полуземлянке проживала огромная патриархальная семья численностью до 40 человек.
Крупные полуземлянки являлись общинными домами, в которых обитало несколько семей, тут проходили собрания и праздники. Такого же типа полуземлянка, но с деревянным каркасом была основным жилищем оседлых коряков - обитателей восточного и западного побережья Камчатки. Спецификой полуземлянки коряков являлся раструб в виде воронки из плотно сложенных тонких досок, служивший дополнительной охраной от снежных заносов верхнего входа в жилище. Чум У охотников и оленеводов тайги эвенков, тофаларов , тундры и лесотундры ненцев, энцев, долганов, нганасанов особенно распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.
Таежные народы обыкновенно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса немного, оленеводы перевозили свое жилище всецело, совместно с шестами летом волоком, зимой на нартах и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом применяли берестяные и ровдужные покрышки, а зимой - сшитые из шкур оленя.
Менее состоятельные семьи жили в корьевых либо жердяных чумах. В грозных условиях тундры оленеводы применяли покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными - мехом вовнутрь и наружу. Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, присущной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг.
Слева от него находилась женская половина, а справа - мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом наоборот входа. У нганасан, долган и энцев с середины XIX столетия получил распространение так называемый нартенный чум балок , заимствованный от русских крестьян. Он применялся как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья.
В качестве покрышек применялись оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины либо брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей. Такое жилище дозволено возвести в любом месте. Чум строили из шестиметровых шестов от 15 до 50 штук , сшитых оленьих шкур 50-60 штук , циновки из трав и прутьев.
Устанавливали чум у ненцев женщины. В центре жилища сооружался очаг. Вокруг него укладывали доски пола. После этого устанавливали два основных шеста.
Нижние концы втыкали в землю, а верхние объединяли эластичной петлей. По кругу размещали остальные шесты. К внутреннему шесту симза крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали стальной стержень с крючком для котла.
После этого натягивали покрышки - нюки. Основной элемент чума - шест. Его обрабатывали так, дабы он утолщался с обоих концов к середине. Олений волос на покрышках подстригали, дабы зимой снег не набивался в длинный мех.
Снаружи чум имеет коническую форму. Она отменно приспособлена к открытым пространствам тундры. С резкий поверхности чума легко скатывается снег. В чуме неизменно чистый и прозрачный воздух.
Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума - макодаси. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам подымается вверх. Также подымается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы.
А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Зимний чум именуется сырей мя. Это обычный чум; - летний чум - таны мя. Он отличается покрытием - мюйко - ветхие зимние покрытия мехом вовнутрь.
Прежде для летнего чума применяли берестяные покрытия. Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест. Из мебели в чуме есть только низкий столик около 20 см , за которым обедает семья.
В чуме весомое значение имеет очаг - печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры. У самого основания шестов складывают мягкие вещи.
Оленеводы зачастую возят с собой перины, подушки и особые теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель. Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом.
В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки неизменно богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна.
Задняя сторона не имела украшений и зачастую делалась из ровдуги. В чумах сумки изредка служили подушками. Нужной принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты.
Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых пророческой и имеют саблевидную форму. Деревянный дом У рыболовов-охотников западносибирской тайги - хантов и манси - основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой либо дерном. У амурских народов - рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи , - в качестве зимнего жилища применялись четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей.
В зимнем доме обыкновенно жили две-три семьи, следственно очагов в нем было несколько. Летние жилища были многообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой.