Иностранным туристам отныне придется заплатить за посещение мечети Айя-София в Стамбуле. В 2013 году парламент Турции обсуждал целесообразность перехода музея Айя-София в статус действующей мечети, но патриарх Константинополя Варфоломей I выступил против.
В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София
Также между минаретами Большой мечети Айя-София вывешена надпись махья «Ля иляһа илляЛлаһ» («Нет Бога, кроме Аллаха»). Посещение мечети Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранных туристов станет платным с 2024 года, заявил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. По его словам, которые приводит РИА Новости, новое правило начнет действовать с 15 января. Посещение мечети Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев с 15 января 2024 года. Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). С момента завоевания Константинополя до решения Ататюрка принятого в 1934 Айя София уже была мечетью. Айя-София как мечеть была открыта для посетителей в 2020-м.
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии
Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века. Айя София в Стамбуле — это святыня двух религий: сначала это был главный православный собор (более 1000 лет), потом главная мечеть (почти 500 лет), а сейчас музей.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
Вести Туризм. Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого — защита здания от землетрясения. При этом реставрационные работы, стартовавшие здесь в конце августа, ведутся поэтапно в разных частях мечети, и вход в неё как верующих, так и туристов не ограничен, сообщает РИА Новости со ссылкой на Министерство культуры и туризма Турции.
Не только для самой Турции, но и для Средиземноморья как региона, и для всего христианского мира это тоже знак. Но добрый или недобрый?
В начале ХХI века имперские идеи и мечты вновь входят в моду. Россия, которая «встает с колен», тоже мыслит себя империей и делает точно такие же символические жесты, отказавшись от государственного атеизма в пользу своей «исконной религии» — православия. Мэр Москвы Юрий Лужков восстанавливает в Москве взорванный большевиками храм Христа Спасителя, которым впоследствии владеет и управляет государственный фонд. Но главное поле символической битвы, связанное с наследием империи, — это не новые храмы, а те, которые в секулярном обществе принято называть культурным наследием.
Именно эти объекты становятся поводом для конфликтов: и международных, как в случае со Святой Софией, и национальных, как, например, с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Исаакий стал музеем на семь лет раньше Святой Софии, в 1928 году, и имеет статус музея до настоящего времени. При этом богослужения в нем вновь стали совершаться с 1990 года. Никаких протестов это не вызывало.
Протесты начались позже, когда Русская православная церковь попыталась получить Исаакиевский собор в собственность. И эти протесты были настолько массовыми, что власти отказались передавать собор РПЦ. Статус музея, в котором совершаются регулярные богослужения, устраивает и государство, и общество. Недовольство Церкви в данном случае можно проигнорировать.
Присвоение символического капитала Но почему же точно такой же статус Святой Софии вызвал волну критики и протестов? Собор остается музеем, куда открыт вход каждому желающему вне зависимости от вероисповедания. Однако в Айя-Софии будет регулярно совершаться намаз. Ответ кроется в том, что собор Святой Софии — это прежде всего собор-символ, его история насчитывает полторы тысячи лет.
Как всякий символ, он амбивалентен и имеет разные значения для разных религий, стран и сообществ. Патриарх Кирилл формулирует свою позицию предельно жестко : «Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит, и нашей духовности и истории».
Также как Голубая мечеть или Сулеймание в том же Стамбуле. Надо ли идти в Айя-Софию за 25 евро Опять-таки моё личное мнение — обязательно надо идти, хоть за какие деньги. Смириться с жадностью турецкого правительства и заплатить.
София — выдающийся пример древней архитектуры и здание с невероятной энергетикой. Только представьте, что построили его в 500-х годах, около 1500 лет назад! Затем почти тысячу лет ничего сопоставимого не могли создать нигде в мире. Айя-София вечером. Когда находишься внутри, просто дух захватывает.
Для меня по масштабу и впечатлениям Айя-София сравнима только с египетскими пирамидами. Мы были в Стамбуле, когда древние мозаики нельзя было увидеть. Поэтому при случае обязательно пойдем на них посмотреть. Побывать в Стамбуле и не зайти в Айя-Софию — просто немыслимо для любого культурного человека.
При желании они могут получить наушники у входа и самостоятельно совершить экскурсию по храму. Софийский собор - памятник византийского зодчества, который был возведен в 532-537 годах по указанию императора Юстиниана. После падения Византийской империи в 1453 году он был превращен в мечеть. В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному основателем современного турецкого государства Мустафой Кемалем Ататюрком, собор стал музеем.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
Мечеть Айя-София стала жертвой "крестового похода" американцев и англичан, а не решения правительства Турции. Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев. Турецкие власти решили сделать платным вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов, цитирует агентство «РИА Новости» слова турецкого министра туризма. 86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету. С 15 января Айя София открыла 2 этаж мечети. Вход будет платным для иностранцев и местных жителей. Приглашаю вас посмотреть какие изменения нас ждут. Привет.
Иностранцам запретят бесплатный вход в мечеть Айя-София
Посещение всемирно известной стамбульской мечети Айя-София (собор Святой Софии) иностранными туристами с 15 января станет платным. Мечеть «Мечеть Святой Софии» по адресу Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, площадь Айя-София, 1, метро Сиркеджи, показать телефоны. Храм Святой Софии в Стамбуле станет мечетью.
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. Министерство культуры и туризма Турции решило прислушаться к рекомендации ЮНЕСКО и сделает доступ в мечеть Айя-София для иностранных путешественников платным. Посещение мечети Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранных туристов станет платным с 2024 года, заявил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. По его словам, которые приводит РИА Новости, новое правило начнет действовать с 15 января. В первый год после открытия для богослужений мечеть «Айя-София» приняла более 3 млн посетителей. 86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету. Также между минаретами Большой мечети Айя-София вывешена надпись махья «Ля иляһа илляЛлаһ» («Нет Бога, кроме Аллаха»).
Посещение мечети Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов
Знаменитые фрески Софийского собора забелили после завоевания Константинополя и обнаружили намного позднее. Теперь они на время совершения намаза скрываются от глаз молящихся. Кроме обычных полицейских, за правопорядком следят полицейские муфтията. Ильсур Нафиков, историк, гид: «Раньше, когда собор Святой Софии был музеем, можно было находиться во многих частях этого собора. Можно было пройти вперед и многое посмотреть. На сегодняшний день даже мусульмане, которые приходят молиться, не могут пройти дальше места моления. Самое удивительное, что основная архитектурная ценность или историческая ценность объектов, событий, которые происходили в соборе, находятся именно в той основной части». Учитывая архитектурные особенности строения, некоторые части собора закрывать не стали.
Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами.
Днем ранее Госсовет Турции единогласно проголосовал за изменение статуса собора на мечеть. Собор Святой Софии был основан 27 декабря 537 года. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году храм был переделан в мечеть, но с 1934 года объект по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стал музеем и был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Однако все это также подстегивало крестоносцев, которые мечтали когда-нибудь вновь обрести «Айя-Софию». Они сполна отомстили за накопившуюся в течение 500 лет обиду христиан. Такое гонение, как запрет на азан, было начато с «Айя-Софии». К тому же, пригласив всех крестовых представителей, было продемонстрировано то, как за них отомстили. Для мечети является тяжелым наказанием превращение ее в «музей», с повторным установлением мозаик. К сожалению, «Право на обладание Стамбулом» было с легкостью передано тем, кто вожделел вернуть Стамбул. Однако «вернуть Стамбул» оказалось не так просто, и ни одно действие не осталось без результата. Прочтение суры «Аль-Фатх» в «Айя-Софии» на праздновании 567-й годовщины завоевания Стамбула перед речью президента Эрдогана западной прессой было озаглавлено как «Подстрекательство в «Айя-Софии». Причиной этого служит то, что они до сих пор считают, что этот храм все еще принадлежит христианскому миру. Кому принадлежит мечеть «Айя-София»? Если нам, то почему прочтение там суры из Корана является «подстрекательством»? Может ли существовать тяжба на основе несуществующего решения? Инёню и его команда не смогли защитить свое решение о «незаконном» музее и фактическом захвате, которым является трагедия о «закрытии для поклонения». Поэтому, чтобы усилить свои позиции, они решили прибегнуть к авторитету Мустафы Кемаля, подделали его подпись и были пойманы с поличным. Эта ксерокопия, не опубликованная в официальной газете, оригинала которой не существует ни в одном из учреждений, где подобные документы должны архивироваться в обязательном порядке, является поддельным, наспех составленным уходящими диктаторами РНП. К тому же поддельность этого решения была подтверждена и государством. Может ли вестись судебная тяжба на основе поддельного решения? Принятие всерьез судом документа, существование которого отрицается государством, является противоречием. Много раз повторялось, но открыть не получалось Сегодня усилия по открытию «крестового замка» вновь являются вопросами суверенитета. Если вы обладаете силой, то все остальное — детали. По этой причине в прошлом было предпринято множество действий, но безрезультатных. Последние похожие споры были в 2013 году. Тогда, как и сегодня, были обсуждены все вопросы, включая момент с «поддельной подписью», а также представлены законодательные инициативы, предлагающие для «открытия» дату непосредственно перед выборами президента в 2014 году. Однако сегодня, 7 лет спустя, мы обсуждаем те же вещи. Сегодня эта истина более явственно предстает перед нами. Змея, на хвост которой наступили, гораздо опаснее той, что спит. Отныне, если после заявлений на таком уровне и таким тоном, мы сдадим назад, наш суверенитет и наша независимость будут требовать серьезного обсуждения. Крестово-сионистский союз и так точит зубы на Турцию. Была бы их воля, то они утопили бы нас в стакане с водой. Нет никакой дипломатической или политической выгоды в продолжении оккупации мечети «Айя-София», которая является «правом на обладание завоеванным Стамбулом», напротив, это приносит только вред.