Новости лезгины национальность происхождение

Исторически албаны, а затем лезгины являются кавказоязычным народом, родственным аварам, чеченцам, грузинам, абхазам и другим. Новости ЛезгиЯр,Лезгины, история лезгин, кавказские песни, скачать лезгинские песни, дагестанские песни, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке. Происхождение лезгин до сих пор остается предметом исследования и дискуссий среди ученых.

Какая религия у лезгинов. Народ лезгины

Учёные-лингвисты полагают, что представители этой семьи связаны между собой общностью происхождения и являются древнейшими обитателями Кавказа. В связи с этим остро стоит вопрос о существовании единого праязыка, который с течением времени распался на множество других языков. Бокарёв предполагает, что такой праязык-основа существовал в эпоху не ближе III тысячелетия до н. Потому Х.

Шихсаидов указывают, что в III тысячелетии до н. Учитывая значительную близость агульского с лезгинским и табасаранским языками, З. Тарланов предполагает, что древневосточнолезгинский диалект, являвшийся частью лезгинского праязыка, относительно поздно распался на отдельные восточнолезгинские языки — собственно лезгинский, табасаранский и агульский.

Давно выдвинутые гипотезы о родстве современных северо-кавказских языков с древнейшими языками Передней Азии получили серьёзные подтверждения. Так, И. Дьяконов и С.

Старостин обнаружили свыше 100 общих корней между хуррито-урартскими и нахско-дагестанскими языками, что показало несомненное родство хурритского и урартского которые уже в третьем тысячелетии до н. Кузун Бакинская губерния , 1880 год Ряд авторов Ихилов [37] , Шихсаидов и Рамазанов [38] , касаясь отдельно вопроса об этногенезе народностей лезгинской группы, затрагивают и их антропологический характер. Ещё в XIX веке русский антрополог Иван Пантюхов считал, что «главная масса лезгин имеет некоторые общие или свойственные признаки, отличающие их как от ближайших соседей, так и от всех других известных народов» [37].

Проведённые антропологические исследования выявили на Кавказе кавкасионский тип , к которому относятся жители западного и центрального Дагестана аварцы с андо-дидойскими народностями , лакцы , даргинцы , и каспийский подтип , представленный у народностей юго-восточного Дагестана, в частности среди азербайджанцев и в смешанном виде приближаясь к кавкасионской [39] , в лезгиноязычных группах и у кумыков. По мнению Г. Дебеца , народы Дагестана образовались в результате смешения двух типов Кавказа: кавкасионского и каспийского [37].

Со своей стороны В. Алексеев , отмечая, что «некоторые лезгиноязычные группы сближаются с кавкасионскими народами», находит, что в этногенетическом процессе лезгин сыграли связи с населением Азербайджана. В связи с этим он заключает: «Можно думать, что истоки этногенеза входящие в ареал каспийского типа, восходят как к местному автохтонному населению этих районов, так и к переселенцам из более южной зоны» [37].

Ризаханова в своём докладе «К вопросу об этногенезе лезгин» делает следующее заключение: Нынешние лезгины сформировались путём смешения кавкасионного типа местного населения с каспийским типом южных народов. В дальнейшем стержневой процесс складывания лезгинского этноса и развитие его культуры шёл посредством непрерывного культурного и этнического общения с другими дагестанскими племенами, а также племенами Закавказья , Передней и Малой Азии. Это наглядно подтверждается культурной общностью и преемственностью предметов материальной и духовной культуры [40].

По исследованиям К. Курдова, более чистый тип лезгин сохранился в Самурском округе Дагестана — местности, изрезанной глубокими и дикими ущельями и защищённой с юга Кавказским хребтом [41]. Среди этих племён были леги и гелы, о которых было сказано выше.

По мнению Роберта Хьюсена , албанские племена были в основном автохтонного кавказского происхождения, хотя нельзя быть уверенным, что это относится ко всем 26 племенам [42]. Принято считать, что народы лезгинской языковой группы входили в состав Кавказской Албании [43]. Вымерший агванский кавказско-албанский язык , по крайне мере, относился к лезгинской ветви, представляя собой, по общему мнению исследователей, старое состояние удинского языка [44].

Точное время исчезновения албан как самостоятельных племён неизвестно, но, по мнению исследователей, к IX веку понятия «Албания» и «албанский» стали уже в значительной степени историческими. Сами кавказские албаны участвовали в процессе этногенеза лезгин [45]. Ихилов полагает, что в результате вторжение захватчиков, вызвавший политический и этнический распад Кавказской Албании «часть албано-лезгинских племён покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных отрогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические общества.

С течением времени V—X вв. Так сложились лезгинский, рутульский, цахурский и агульский языки и народности [46] ». Средневековье См.

Известно, что к 722 году относится сообщение арабского автора о «стране Лакз» [47] Лекия , охватывавший к X веку территорию, занимаемую носителями лезгинских языков , в том числе и самих лезгин [48]. В 654 г. Дербент был ареной ожесточённых сражений между арабами и хазарами.

И лишь в 735 г. В период конца 12 — начала 13 вв. Дербент существует как самостоятельное феодальное владение — Дербентский эмират.

Чеканилась своя монета. В 1239 г. Дербентский эмират входит в состав Золотой Орды, закончив своё существование как самостоятельное владение, а в 1437 г.

Касаясь территории эмирата, Гарнати отмечает, что Дербентское княжество тянулось тогда к югу на несколько десятков километров и включало в свои границы город Шабран, к западу простиралось не далее ближайших горных ущелий, а на севере включало часть табасаранских земель [49]. Интересны также взаимоотношения между Дербентским эмиратом, Ширваном и Лакзом. Так, профессор Р.

Магомедов пишет: «При определении отношений между Дербентским княжеством, Лакзом, Ширваном междоусобные распри нельзя считать определяющим мотивом. Факты свидетельствуют, что народы Дербентского княжества, Лакза чувствовали свою близость к ширванскому населению и чутко прислушивались к событиям в Ширване. Когда в Ширван вступили кочевники-даиламиты, ширваншах Йазид обратился к Дербенту с просьбой о помощи, и население Дербента помогло ему, и даиламиты были изгнаны из Ширвана» [50].

Нашествие монголов В начале XIII века в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников в Центральной Азии сложилось обширное монгольское государство. В течение 1220 и 1222 годов через территорию Закавказья проносятся монгольские орды. В 1221 году монголы разграбили город Бейлаган и вырезали его население.

Затем, обложив данью Гянджу, двинулись в сторону Грузии. Арабский историк Ибн ал-Асир описал разорение монголами Шемахи: По возвращении из страны курджов, татары направились к Дербенду Ширвана, осадили город Шемаху и сразились с его жителями, но те выдержали осаду. Однако татары поднялись на его стену по лестницам, а по словам других, они собрали много верблюдов, коров, мелкого скота и т.

В течение трёх дней жители выдерживали самый сильный бой и, когда однажды чуть было не были взяты, они сказали себе: «От меча всё равно не уйдешь так лучше нам твердо стоять, по крайней мере умрём с честью»; и они твёрдо стояли ту ночь, и так как трупы разложились и спали, то татары уже не господствовали над городом и не могли воевать. Однако, они снова придвинулись к стене города и возобновили сражение. Это изнурило жителей, и так как они страшно устали и ослабели, то татары взяли город, перебили в нём много народу, разграбили его и совершили всякие бесчинства [51].

После этого монголы направляются к Дербенту и, пройдя через него, направляются на север. На своём пути они встречали сопротивление горцев [49]. Пиотровский пишет: «Следует отметить, что под лакзами Ибн Ал-Асир имеет в виду жителей не только Южного Дагестана как это делали более ранние арабские авторы , а всех жителей горных районов Дагестана, независимо от их этнической принадлежности» [52].

В 1231 году монголы вторично вторгаются на Кавказ , разграбили Марагу, превратили в руины Гянджу. Затем они штурмом взяли и разрушили Дербент, превратив его в свою стоянку, откуда они совершали вторжения в горные районы Восточного Кавказа. Так, проф.

Борьба с Сефевидами Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Эта отметка установлена 31 января 2017 года. Лезгинские вольные общества См.

В III в. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена дербентская крепость помните, мы ездили туда на экскурсию? На Албанию нападали и хазары, и арабы.

Совершали набеги аланы — кочевники северо-восточных степей. Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана. В XIII в. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана.

Лезгины с национальным флагом Лезгины с национальным флагом По религии лезгины - мусульмане, ислам они приняли еще от арабов как минимум 1300 лет тому назад. При этом почти все лезгины - сунниты. Кроме жителей Мискинджа Докузпаринского района Дагестана - шиитов. Сулейман Стальский - классик лезгинской и всей дагестанской литературы XX-го века Сулейман Стальский - классик лезгинской и всей дагестанской литературы XX-го века Внешностью лезгины относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы, но с некоторой примесью каспийского типа. Большинство лезгин - высокого или среднего роста, с темными или русыми волосами, широкими лицами, крепкого телосложения. У многих - зеленые глаза. Сулейман Керимов - самый известный и знаменитый лезгин России Сулейман Керимов - самый известный и знаменитый лезгин России Лезгины составляют одну из крупнейших общин самого древнего города России - Дербента. Лезгины Дербента Лезгины Дербента История лезгин насчитывает тысячи лет - начиная с существовавшего еще в античные времена конфедеративного государства Кавказская Албания. В состав России лезгинская территория Кубинские, Кюринское, Дербентское ханства вошла относительно недавно - лишь к середине XIX-го столетия, с окончанием Кавказской войны. Лезгины вошли в состав России постепенно и относительно мирно. Хотя имам Шамиль и пытался поднять лезгинский народ на восстание, все же успеха тут решительно не снискал.

Но в силу исторических обстоятельств приняли ислам, и сегодня они являются мусульманами. Очень часто в азербайджанских средствах массовой информации утверждается, что якобы в Нагорном Карабахе идет война между христианами и мусульманами, но никто никогда не задается вопросом: а почему тогда азербайджанцы со своими братьями-мусульманами лезгинами так жестоко обращаются? И то, что сегодня происходит в Карабахе, я считаю — это торжество справедливости, пример для других народов Азербайджана, живущих в рабстве и нищете. Я считаю, что Карабах реализовал свое право на самоопределение, о котором мечтают многие народы, живущие в Азербайджане. И никто не имеет права осуждать выбор, который сделал народ Карабаха. Карабах показал всему миру, какая острая проблема в межнациональных отношениях существует в регионе. И Карабах в его самостоятельном решении оказался первопроходцем. Естественно, лезгинский вопрос — это больше, масштабнее, чем Карабах. Во-первых, по охвату территории, стратегическому значению, расселению лезгинского народа. Все жизненно важные артерии Азербайджана, которые связывают его с Россией и Европой, проходят через лезгинские территории. И не зря вся государственная мощь Азербайджана направлена на подавление любого проявления национал-патриотических настроений со стороны лезгин. Они хотят, чтобы у лезгин даже в мыслях не возникало желания жить самостоятельно, не было национального самосознания, чувства национальной идентичности. Чтобы у лезгин не было лица. Даже пытаются вбить в сознание людей миф о том, что лезгины — это отдельная этническая тюркская группа без определенного происхождения, без национального достояния и прошлого. А раз у них нет прошлого, у них нет и настоящего. Это очень опасно. Сейчас там идут процессы, которые нас очень настораживают. Допустим, ситуация с новой программой по смене паспортов в Азербайджане. Паспорта старого образца, в которых записи сделаны на русском языке, заменяются на азербайджанские. Причем, фамилию, имя и отчество пишут по-своему, национальная принадлежность записывается как азербайджанская. Завтра нам будет очень трудно понять, где лезгин, а где азербайджанец. Еще хуже дело с языком. В свое время в Азербайджане лезгинскую письменность перевели на латиницу. В скором времени живущие в Азербайджане лезгины перестанут иметь какое-либо представление о лезгинской письменности на кириллице, о лезгинской литературе, которая еще сохранилась на территории Дагестана. Сегодня нас беспокоит новая государственная граница между Россией и Азербайджаном по реке Самур, проходящая через территории, на которых проживает лезгинский народ. Согласно новой демаркационной линии, оказались отрезанными от России два лезгинских села и переданы Азербайджану. Это значит, что при любых общественно-политических кризисах с участием лезгин на территории Азербайджана тут же будут приниматься меры по ужесточению контрольно-пропускного режима на границе. Народ будет полностью разделен. Это очередная дипломатическая победа Азербайджана.

Народ лезгины

происхождение народа, где и как живут, фото фотоснимки. В российском дореволюционном кавказоведении исследователи под этнонимом «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. Новости Армении - сегодня на И в настоящее время аварцы, лезгины, цахуры стремятся объединить свои усилия с ираноязычным населением Азербайджана для борьбы с общим врагом – пантюркистами и пантюркизмом. Происхождение лезгинской национальности неразрывно связано с историческими процессами, происходившими в Кавказском регионе.

Лезгины: история, культура и особенности этноса

Каждый гость в лезгинском доме обязательно будет угощен домашней едой и напитками, и почувствует все тепло и заботу лезгинской семьи. Традиции и обряды лезгинов Лезгины — это народ, который знаменит своей гостеприимностью. Если вы когда-нибудь окажетесь у них в гостях, то обязательно почувствуете это на себе. Принимающая сторона готова угостить гостя самыми вкусными блюдами и напитками, а также предоставить ему свой дом на время пребывания. Одной из важных традиций лезгинов является уважение к старшим. Все решения, как в семье, так и в обществе, принимаются после консультации со страшим поколением.

Это позволяет сохранять культурное наследие народа и продолжать его традиции. Культура лезгинов неразрывно связана с многими видами забав и развлечений. Например, традиционные народные песни и танцы всегда были важной частью лезгинской культуры. Танцы лезги, известные также как «лезгинка», являются национальным символом этого народа и олицетворяют уважение и гордость своей культурой и традициями. Их блюда знамениты не только в России, но и за ее пределами.

Традиционно готовятся блюда из овощей, мяса и многих других продуктов, которые можно найти только на этой территории. Таким образом, традиции лезгинов — это не только вкусная национальная кухня, но и гостеприимство, уважение к старшим, сохранение культурных наследий и многие другие аспекты жизни, которые делают народ таким уникальным и притягательным. Лезгины и их кулинарные традиции Лезгинская кухня — это настоящее сокровище народа, который известен своей гостеприимностью и любовью к гастрономическим удовольствиям. Она является уникальным симбиозом вкусов и ароматов. Одним из популярных блюд лезгинской кухни является чак-чак.

Его готовят из муки, меда и яйца. Тесто лепят крошечными шариками и обжаривают на масле. Это блюдо отличается особым вкусом и запахом.

Суфизм представлен различными братствами тарекатами , которые проводят церемонии, включающие хоровое пение и танцы дервишей. Однако помимо исламских верований, у лезгинов сохранились и до сих пор практикуются древние языческие обряды и традиции. К ним относятся различные обряды посева и сбора урожая, празднества по случаю свадьбы или рождения ребенка, а также поклонение духам предков и природы. Традиционная одежда лезгинов также отражает их религиозные и культурные ценности. Мужчины носят своеобразные брюки до колен, называемые пархали, с широкими поясами и смятой нижней частью. Женская одежда включает длинные рубашки, платья, шаль или платок, который называется дикер. Эти наряды часто украшены цветочными орнаментами и золотыми узорами.

Традиционные музыкальные инструменты, такие как тар, каманча и нагара, играют важную роль в лезгинской музыкальной культуре и используются в религиозных празднествах и торжествах.

Исследование генетического разнообразия нескольких популяций Кавказа показало, что лезгины генетически однородны. В отличие от данных анализа Y-хромосомы, показавших вклад европейских популяций, результаты анализа участков неполовых хромосом остальные 44 хромосомы из 46 у человека свидетельствуют, что дагестанцы горных районов генетически ближе к популяциям Турции и южного Кавказа, нежели к народам Европы. Исследование генетической близости дагестанских этносов друг к другу показало четкое разделение на две группы, соответствующих географическому распространению: в первую группу вошли этносы, проживающие к северу от города Дербент аварцы, даргинцы, лакцы и кумыки , а во вторую — жители Южного Дагестана лезгины, табасараны и рутульцы.

Но главным танцем, конечно, остаётся лезгинка. Сегодня он уже стал общекавказским достоянием, причём ряд народностей борется за право считаться создателями лезгинки.

Большинство историков считает, что именно на родине лезгин появился этот яркий танец. А теперь давайте вспомним движения этого танца — они действительно напоминают взмахи крыльев орла и некое подражание благородной птице. Начало XX века. В этом случае танец связан не с горными птицами, а с кавказскими турами, круторогими баранами, живущими на склонах гор. Возможно, в танце есть некое подражание этим резвым и смелым животным. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали тура, горного козла.

Это всегда явно ритуальные, магические изображения. Лезгины, танцующие лезгинку в с. Ахты, Дагестанская область, 1900 год Традиции вне времени Как я уже заметила, лезгины очень гордятся своим прошлым. Обычаи предков они стараются сохранять на протяжении многих столетий, и им это неплохо удаётся. В наши дни в Дагестане можно увидеть не только старинные обряды на народных празднествах, но и соблюдение традиций прошлого, что не зависят от календаря и торжеств. Многие такие обычаи и суеверия связаны с первыми годами жизни малыша.

Хронология истории лезгин с древнейших времен до VIII века

Возможно это связано с поверьем, что уколовшись об острые иглы злой джин уйдет от человека и не принесет ему беды. Колючки точно также вешались на стены, а в настоящее время их часто можно увидеть в качестве брелка под зеркалом заднего вида в автомобиле. В качестве талисманов лезгинские дома могут украшать необычные камни, ветки, рога животных, а также холодное оружие. Нередко со святыми местами у лезгин связаны деревья необычной формы и огромные камни. Святые места у лезгин называются — «пIир».

Часто у лезгин они также связаны с источниками воды или горами. В таких местах всегда просят о помощи и совершают молитву, принеся что-либо в дар месту. На святом месте лезгины также вешают кусочки материи. На территории проживания лезгин и сегодня существует множество непонятных, на первый взгляд, мест, обвешанных разноцветными кусочками ткани.

Это и есть лезгинские святыни — «лезги пIирар». Один такой современный «пIир» вырос прямо по середине асфальтовой дороги в Азербайджане. Недавно власти Азербайджана хотели выкорчевать это святое место лезгин, но, как утверждают местные жители, «даже подогнанный экскаватор не смог осилить этого». Это огромное дерево разделяет дорогу на две части, и проезжающие люди останавливаются, кладут милостыню и просят Бога о помощи.

В случае, если машина или поезд, проезжающий мимо не останавливаются, то лезгины все равно привстают со своих мест и, омыв ладонями лицо, произносят строку из Корана: «Бисмилляхи рахмани рагьим». Помимо необычных святых мест, сохранилось на земле лезгин и множество исторических памятников, среди которых старинная крепость в селении Ахты Ахтынского района. Недавно об этом памятнике архитектуры даже был снят короткометражный фильм. События фильма происходят во времена войны горцев во главе с имамом Шамилем в середине XIX века.

В основу телевизионной постановки легли воспоминания дочери коменданта Ахтынской крепости Нины Рот, приехавшей к отцу в Ахты лезг. Ахцегь, Ахцагь в 1848 году. Приведем небольшой отрывок из записей девушки: «На нас смотрели довольно стройные горцы, похожие на немцев. Женщины в ситцевых шароварах и бешметах укутанные шалями.

Маленькие лезгинята, проведав кто я такая, что-то кричат друг другу. На завтра я пожелала посмотреть Ахты, и мы в сопровождении военных нукеров, считавшихся цветом лезгинской молодежи, посещали базар, лавки — нечто вроде магазинов. Письменный язык — арабский. Все женщины носят чадру.

Когда солнце поднялось высоко, нас пригласил к себе Ахтынский старшина, дом которого находился возле той крупной мечети, куда по пятницам собирались духовные лица всех сел округа. Здесь мы познакомились с первым лицом в округе — с поэтом, ученым и лекарем Мирза Али аль-Ахты. С нами по очереди поздоровались: «Издрастье, матушка», но многие говорили на свой лад — «матишка». Лезгины более внимательны и снисходительны к человеку другой национальности.

Более богатые ахтынцы звали нас с батюшкой к себе в гости.

Численность лезгинской национальности составляет около 800 тысяч человек. Благодаря своей богатой культуре, истории и традициям лезгины являются одним из наиболее интересных этносов Кавказа. Распространение лезгинской национальности по миру Большое количество лезгинов живет в Азербайджане, где они составляют значительную часть населения. Также существуют сообщества лезгинов в Грузии, Турции и Иране. Это связано с миграциями народа в прошлом и распределением населения в результате политических и исторических процессов.

За пределами Кавказа, лезгинская диаспора распространена в странах Западной Европы, США и других странах, где лезгины эмигрировали в поисках лучшей жизни или по политическим причинам. Многие лезгины сохраняют свою национальную идентичность и традиции, привнося их в свои новые общества и сообщества. В зависимости от страны проживания, лезгины могут исповедовать различные религии. В Дагестане, большинство лезгинов являются мусульманами, в то время как в Азербайджане и Иране существуют и другие религиозные группы среди лезгинской диаспоры. Места проживания лезгинов Места проживания лезгинов включают Дагестан, где они составляют одну из самых крупных этнических групп; Азербайджан, где они являются второй по величине национальной группой; а также другие регионы Северного Кавказа, включая Ингушетию, Чечню и Кабардино-Балкарию, где также проживает значительное количество лезгинов. Существует большая диаспора лезгинов в Москве и других российских городах, а также в странах Европы, таких как Германия и Франция, где лезгинская диаспора является одной из самых крупных на Кавказе.

Лезгины также живут в Турции, Иране и других странах Ближнего Востока. Кроме того, следует отметить, что лезгины независимо от места проживания чаще всего исповедуют ислам, и являются преимущественно суннитами. Ислам сильно влияет на культуру и традиции лезгинов, а многие из них считают ислам священной частью своего национального и культурного наследия.

ДагПравда 25 «Всех благ и всех открытий века Ты мне дороже, Дагестан! Моя единственная Мекка, Любви сыновней океан». Всех не перечислишь: моряки, ученые, военачальники, меценаты, политики, спортсмены, правоохранители, юристы, артисты, журналисты, литераторы, музыканты, театралы, налоговики и т.

В 1990 году прошёл III съезд лезгинского народного движения, принявший декларацию о восстановлении государственности в форме Республики Лезгистан. В итоге после распада Советского Союза лезгины оказались реально разделены госграницей РФ и Азербайджана». Хотя, по сути, к этническому конфликту этих двух кавказских наций они не имели никакого отношения.

В лезгинских районах даже проходили митинги против мобилизации, но силовики их подавляли. А для увеличения численности тюркского этноса в Азербайджан переселяли турков-месхетинцев из Средней Азии. А тут ещё и религиозные различия: большинство азербайджанцев являются по вероисповеданию шиитами, а нацменьшинства, те же лезгины, — сунниты. Многих лезгин вынудили покинуть родные места», — утверждают лезгинские активисты. Они говорят, что азербайджанские власти аналогично поступали с русскими, талышами, татами, аварцами и другими народами.

Лезгины: история, культура и особенности этноса

Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей. Лезгины: история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешнего вида мужчин и женщин, быта и повседневной жизни, праздников и обрядов. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а в будущем и государствами.

Лезгины: национальность, происхождение, места проживания, религии

Входят лезгины в уникальную нахско-дагестанскую языковую семью, т.е по этой линии отдаленно родственны чеченцам. Вокруг вопроса о происхождении этнонима «лезгины» до сих пор идут споры. Вокруг вопроса о происхождении этнонима «лезгины» до сих пор идут споры. И в настоящее время аварцы, лезгины, цахуры стремятся объединить свои усилия с ираноязычным населением Азербайджана для борьбы с общим врагом – пантюркистами и пантюркизмом. Лента новостей10.

Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу

В начале нашей эры лезгины входили в мощную конфедерацию 26 племен Кавказской Албании. В V-X веках н. Позже лезгины жили в составе Дербентского эмирата. На момент прихода России на юг Дагестана конец XVIII века у лезгин имелось несколько союзных друг другу вольных обществ, боровшихся против нашествия иранцев. В состав Российской империи лезгины вошли относительно мирно еще в 1810-е годы. Однако затем последовало несколько мощных восстаний лезгин против произвола царских чиновников. Имам Шамиль пытался поддержать бунтовавших лезгинов, ходил в их земли походом. Но его воины были из Лезгистана вытеснены русской армией. Кто по религии лезгины?

Большинство лезгин - еще с древних времен мусульмане-сунниты шафиитского или ханафатиского масхаба. Хотя есть и община лезгинских мусульман-шиитов, живущая в селе Мискинжа Докузпаринского района Дагестана.

Античный автор Страбон 65 г до н. В составе античного государственного образования «Кавказская Албания» предки нынешних лезгин, рутульцев, цахуров, агульцев, табасаранцев, арчинцев, будугов, крыцов, хиналугцев под общим этнонимом «Леки» являлись главной военно-политической силой ее. В раннем средневековье лезгины являлись, по описанием современников «Оплотом Ширвана». Музыка «лезгинки» , с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле» , Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку».

Композиция осталась популярной по сей день — очень часто к ней обращаются и современные исполнители. Знаменитый танец лезгин — лезгинка известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури — лека «лезгин, дагестанец» , который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Кавказ — родина прекрасных экспрессивных танцев. Особого внимания заслуживает такой национальный танец Кавказа, как лезгинка. Этот танец, как никакой другой, передает массу чувств и несет в себе неисчерпаемую живую энергетику народа Кавказа. Танец лезгинки заключается в наборе уникальных движений, которые несут экспрессию и передают глубину чувств страстной натуры танцующего человека. Многих сегодня интересует вопрос: как в точности сохранить стиль древнего танца?

Выучить движения? Пристально следить за хореографией? Нет, этого мало — важно найти одежду, которая станет основной составляющей танца. Одежда для лезгинки — актуальный вопрос для любителей сего танца. Как выглядит одежда для лезгинки? Какие ее характерные особенности? Рассмотрим все упомянутые ранее аспекты подробно.

Костюм для лезгинки должен сохранять все национальные обычаи кавказского народа. Но так как основоположниками лезгинки были лезгины, соответственно и костюм для лезгинки должен сохранять традиционные черты национальной одежды лезгинов. Мужской костюм для лезгинки состоит из черкески, то есть однобортного кафтана с открытой грудью. Рукава у черкески могут быть как длинные, так и короткие. Для более холодного сезона вместо черкески одевают бешмет, то есть та же самая черкеска, но со стоячим воротником и на ватной или на шерстяной основе. На ноги одеваются штаны по-лезгински — вахчагар. Эти штаны имеют широкий шаг, который постепенно к низу сужается.

Все это стягивается наборным поясом. На ноги одеваются чувяки, которые шьются из сафьяна красного цвета. Сейчас для танца лезгинки любят одевать именно сафьяновые или кожаные чувяки так как издревле их носило только высшее сословие , реже одевают войлочные чувяки. Одевают на ноги также ноговицы, которые подобно чувякам, шьются из кожи или сафьяна. Украшаются ноговицы галунами с подвязками под коленом. Раньше обязательными предметами мужского костюма для лезгинки были кинжал, шашка и сабля. Сейчас их одевают для танца все реже, так как они сковывают движения.

Женский костюм для лезгинки — это комплекс штанов, как узких, так и широких, а также нижней рубахи. Сверху на все это одевается верхнее цельнокроеное платье, на голову женщины одевают платок или национальный женский головной убор, на ноги — вязаные чулки и чувяки. Они проживают компактно в юго-восточноой части республики и в сопредельных районах северной части Азербахтджанской ССР. Лезгины сами себя называют лезги. До Великой Октябрьской социалистической революции лезгинами нередко неправильно именовалось все горское население Дагестана. Численность лезгин по переписи 1959 г. Язык лезгин относится к лезгинской группе дагестанской ветви кавказских языков.

В эту группу входят также табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, хиналугский, крызский, будугский и удин- ский языки. К собственно лезгинам очень близки агулы, в большинстве владеющие лезгинским языком. На лезгинском языке свободно говорят также южные табасаранцы и часть рутульцев. Проживающие в Дагестанской АССР лезгины и агулы пользуются лезгинской письменностью, лезгинское население Азербайджана - азербайджанской письменностью.

Моя малая родина — Курзун-кишлак этого же района, расположенного на границе с Дагестаном. После 8 класса я уехал в Баку, поступил в техникум легкой промышленности, выучился на технолога. К тому времени мой брат уже жил в Набережных Челнах, позвал к себе, рассказал о перспективах. Я приехал, устроился плотником-бетонщиком на «КамГЭСэнергострой». Поработав на разных работах, стал спортинструктором «Металлургстроя» того же объединения: организовывал различные спортивные соревнования. В 1988 году я был избран секретарем комитета комсомола «Металлургстроя» и буквально вскоре — первым секретарем комитета комсомола «КамГЭСэнергостроя», в котором было более 10000 комсомольцев. После распада Советского Союза я решил возглавить фонд молодежи того же прославленного объединения — была попытка сохранить союз комсомольцев, но неудачная. Сейчас — исполнительный директор общества с ограниченной ответственностью «Камлайн». У меня трое сыновей: старшему — Рашиду 23, он окончил Казанский федеральный университет, Осман и Давид — двойняшки, им по 22, учатся в Камском политехническом институте. Все они с детства занимались дзюдо и самбо, призеры республиканских, всероссийских и международных турниров. Первым праздником, на который молодые собрались вместе, стала встреча Нового, 1984 года. Пообщавшись до полуночи, парни и девушки поехали поздравлять старших, как принято у лезгин. Местом встречи стали спортзалы и столовые средних школ Набережных Челнов, собиралось по 150 — 200 человек, пели, танцевали, угощали друг друга блюдами национальной кухни.

Лезгины, проживающие на равнинах, занимались в основном выгонно-стойловым скотоводством. В горах скотоводство было отгонное. Преимущественно разводили овец, коз, крупный рогатый скот. Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана. Традиционным промыслом является прядение, производство сукна, войлока, ковров, ткачество, кузнечное, кожевенное, ювелирное и оружейное дело. Терминология и классификация В дореволюционной литературе под наименованием «лезгинские» языки порой ошибочно фигурировали разные дагестанские языки. Гюльденштедт 1745—1781 , описывая путешествие по Кавказу, привёл следующий перечень языков: «Лезгинские: анцугский, джарский, хунсагский, дидойский». Первые три являются диалектами аварского, а последний — одним из языков аваро-андо-цезской ветви. Классификация, предложенная И. Гюльденштедтом, тут же оказалась ошибочной. Также он ошибочно в состав аварцев включил лезгиноязычные общества Ахтыпара и Рутул. Ещё одна ошибочная классификация была дана Клапротом, который под названием «лезгинские» языки указал аварский, акушинский, казикумухский то есть лакский и другие. В Списке народностей СССР, составленном в 1927 году по материалам Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран, языки агул, арчинцев, будугов, джеков, крызов, рутульцев, табасаран, удин, хапутцев, хиналугцев и цахур отмечены как принадлежащие к «». По классификации немецкого лингвиста А. Дирра кюринская подгруппа делится на две части: самурская: агульский, собственно кюринский то есть лезгинский , рутульский, табасаранский, удинский и цахурский языки шахдагская: будухский, джекский то есть крызский , гапутлинский и хиналугский языки. Советский лингвист Р. Шаумян, обследовавший в 1937 году гильский диалект лезгинского и шахдагские языки, в одной из своих статей высказал мнение, что термин «шах-дагская подгруппа» несостоятелен, поскольку им нельзя в едино объединить языки крызский и будухский с одной стороны и хиналугский с другой , которые различны на уровне лексики и грамматики. Другим названием языков лезгинской группы является Самурские языки. Стоит отметить, что этот термин также включал разный перечень языков. Так, по приблизительной схеме дагестанских языков, описанной в Литературной энциклопедии А. Шамхаловым, выделяется Лезгинская группа, состоящая из лезгинского, табасаранского и самурских агульского, будугского, джекского, крызского, рутульского, удинского, хапутлинского, хиналугского и цахурского языков. То же самое повторяет 1-е издание БСЭ В 1-м издании БСЭ встречались также наименования «кюринская лезгинская языковая группа» и «кюринская языковая группа». По 2-му изданию БСЭ «Самурские языки» состоят из агульского, арчинского, рутульского, табасаранского, цахурского и шахдагских языков — будухского, джекского и хиналугского то есть без удинского, но с включением табасаранского. По классификации, разработанной русским лингвистом Н. Трубецким, состав лезгинских языков следующий: Самурская группа северо-восточная подгруппа агульский, кюринский и табасаранский ; юго-восточная подгруппа будухский, джекский, рутульский и цахурский ; арчинский язык;.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий