19 янв. н. с.), посвященный воспоминанию одного из центральных событий новозаветной истории - Крещению Иисуса Христа Иоанном. На фото: праздничная икона Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 19 января 2023 года в четверг седмицы 32-й по Пятидесятнице, в Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Никольском. Ту, чтобы Христос стал известным народу, как и Павел говорил: "Иоанн убо крести крещением покаяния, да во Грядущаго по нем веруют" ([Деян.
Крещение Господне в 2023 году: вся ли вода святая и когда ее набирать
Смысл праздника Крещения Господня Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» Гал. Первоначально он был посвящён не только Крещению, но также воспоминанию Боговоплощения и Рождества Христова, и праздновался 19 января. В Православной Церкви службы на Рождество и Богоявление имеют много общего. Древняя традиция воспринимать Рождество и Крещение как единый праздник Богоявления нашла отражение в периоде, получившем название Святки. Дни от Рождества до Крещения отмечены отсутствием поста и наполнены радостью Церкви о Боге, явившемся в мир. Евангелие дня В Евангелии есть несколько эпизодов, которые для любого хоть немного осведомлённого в ветхозаветной религии звучат парадоксально, если не абсурдно. И сегодня в храмах мы слышим отрывок из 3-й главы Евангелия от Матфея, где в том числе именно о таком случае и идёт речь. Глава 3.
Тогда Иоанн допускает Его. Возглас Иоанна, полный изумления, при встрече с грядущим креститься Иисусом, совершенно закономерен: ведь к нему шли грешники, то есть преступники закона Моисея, которые хотели в крещальной воде положить начало новой жизни, «обнулить» свои преступления, лишить их права и власти держать в своём плену грешника. Естественно, Иисусу, за всю жизнь не преступившему и самой малой части Закона, нечего было «обнулять».
Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании. С течением времени на иконах, мозаиках, книжных миниатюрах и прочем появляется большее количество деталей: на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься; иногда на воде изображается крест, слияние потоков Иора и Дана и т. Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа, что коррелирует с Евангелием и гимнографией праздника иконы из Сергиево-Посадского музея-ризницы и Софийского собора, XV в.
И обычно из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух. Чин Великого освящения воды Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды. Совершение освящения воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Святая вода очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, имеет силу исцеления от болезней и всяких немощей. Важно заметить, что освящение воды, совершаемое 18 января на Крещенский сочельник , никаким образом не сказывается на благодатной силе Великого водоосвящения в этот день, по сравнению с освящением в сам день праздника 19 января. Данный чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя.
Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, а на праздник оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах — в так называемых иорданях, ибо Христос крестился вне храма. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже Тертуллиан и святитель Киприан Карфагенский. В Постановлениях апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды.
Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 года узаконил совершение двукратного водоосвящения — в навечерие и в праздник Богоявления. Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник, естественно, одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения паремии , самого события Апостол и Евангелие и его значения ектении и молитвы , в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. Рассказ об особых свойствах воды, набранной в день Крещения Господня, мы можем увидеть уже в одной из проповедей свт. Иоанна Златоуста VI в.
Необходимо помнить, чтобы святая вода приносила нам пользу - необходимо заботиться о чистоте собственной души, о светлости своих помыслов и деяний, а при каждом прикосновении к святыне возносить в уме и в сердце молитву. Святитель Феофан Затворник о помощи святой воды писал: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб артос, антидор, просфоры и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан без добродетелей ». Для всех нас, православных христиан, участие в молитвенном воспоминании праздника Крещения Господня, его переживание, размышление над его значением в истории спасения должно приводить к размышлению над своим местом в этом спасении. По сути, когда мы в нашем личном Крещении вступаем в Церковь, усыновляясь или удочеряясь Богу, мы соответственно вступаем в Церковь, как в Тело Христово, образуя собой его члены. Не лишним будет напомнить, что в Таинстве Крещения каждый из нас дал устами своих крестных родителей обещание Богу в том, что он будет всегда отрекаться от сатаны и дел его и будет всегда соединяться, «сочетаваться» со Христом.
Не отваживаюсь сделать то, что превышает мои силы; не знаю я, как омывать свет не умею осветить солнце правды. Ночь не освещает дня, золото не может быть чище олова, глина не может исправить горшечника, море не заимствует струи у источника, река не нуждается в капле воды, чистота не освящается скверною, и осужденный не отпускает на свободу судью. Мертвец не может поднять живого, больной не исцеляет врача, и я знаю немощь моего естества! Ко мне не приступают херувимы со страхом, мне серафимы не покланяются и не возглашают трисвятое. Я не имею престолом небо, меня не предуказывала волхвам звезда, Моисей, угодник Твой, едва сподобился видеть «сзади тебя» Исх. Зачем повелеваешь Ты мне совершать то, что превосходит мои силы? Не имею я длани, которою бы мог окрестить Бога: «мне надобно креститься от Тебя».
Я родился от престарелой, ибо Твоему повелению не могла противоречить природа. Находясь в утробе моей матери и не имя возможности говорить сам, я воспользовался тогда ее устами, а теперь сам своими устами, прославлю Тебя Невместимого, Которого вместил девический ковчег. Я не слеп, как иудеи, ибо знаю, что Ты — Владыка, Который только на время принял вид раба, чтобы уврачевать человека; знаю, что Ты явился для того, чтобы спасти нас; знаю, что Ты — камень, отсеченный от горы без посредства рук, — камень, верующий в который не будет обманут. Меня не приведут в заблуждение видимые знаки Твоего смирения, и я духом уразумеваю величие Твоего Божества. Я — смертен ты же — бессмертен; я — от бесплодной, а Ты — от девы. Я родился раньше Тебя, но не выше Тебя. Я мог только раньше Тебя выступить на проповедь, но не смею крестить Тебя: я знаю, что Ты — секира, лежащая у дерева Мф.
Я видел серп готовый отсекать страсти и возвещал что скоро повсюду откроются источники исцелении, ибо какое место останется недоступным для Твоих иудеев? Ты будешь очищать одним словом прокаженных течение крови прекратится чрез одно прикосновение к краю риз Твоих от одного Твоего повеления расслабленный снова укрепится силами.
Считается, что святая вода в этот праздник обладает чудодейственными свойствами и способна снимать порчу и исцелять от болезней. Воду освящают дважды: накануне — 18 января и непосредственно в Крещение — 19 января — на литургии. В праздник верующие окропляют святой водой каждый угол своего дома.
В томской епархии сообщили, что набрать крещенскую воду томичи смогут 18 и 19 января в любом храме города после совершения Божественной литургии с чином великого водоосвящения. В некоторых храмах воду будут раздавать в течение нескольких дней. В Богоявленском кафедральном соборе воду можно будет набрать 18 января с 12:00 до 19 января 23:00. В Воскресенском храме крещенскую воду будут раздавать 18 января с 12:00 до 17:00, 19 и 20 января с 08:00 до 22:00. В Петропавловском соборе томичей приглашают за великой агиасмой 18 января с 12:00 до 17:00, 19 января с 02:00 до 19:00, 20 и 21 января с 9:00 до 17:00.
Считается также, что святой в Крещение становится не только вода, но и снег, свежим снегом считается полезным умыться в праздник. На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания. Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели. В народе считается, что такой обряд очищает душу и приближает их к Богу, хотя купание в холодной воде в Крещение не является церковным обрядом. Церковь учит, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди, а купание — это просто традиция, которая необязательна для исполнения.
Богоявление Господне
Господь Сам не нуждался в крещении, но повелел Иоанну Предтече крестить Его, чтобы исполнить всякую правду. Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. В этот день православные христиане всего мира вспоминают событие, описанное в Евангелии — крещение Иисуса Христа в реке Иордан.
19 января - Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19 января, в праздник Богоявления, Президент России ев, находящийся с визитом в Иордании, посетил место Крещения Господа Иисуса Христа на реке Иордан и источник Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников. В первую очередь вопрос о крещении Иисуса Христа должен быть рассмотрен в системе богословских координат, и только после этого — в свете догматических резолюций. Вечером 18 января 2023 года, в канун праздника Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии совершил Всенощное бдение.
Традиции, святая вода, купания
- Главное меню
- Праздник Святого Богоявления — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- Архипастырь
- Крещение Господа нашего Иисуса Христа » Севастопольское Благочиние
- Крещение Господне — Русская вера
Подать записку
- 19 января 2024: Крещение Господне, Богоявление | Братская епархия - официальный сайт
- Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
- Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или Богоявление
- Божественная литургия посвященная празднику Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Крещение Господне (Святое Богоявление)
Новости Патриархии. Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в работе отчетно-выборного круга Терского войскового казачьего общества. Праздник Крещение Господне тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель. В святую ночь Богоявления, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с 18 на 19 января 2023 года, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии обители совершил Всенощное бдение. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В один из дней на Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы также получить от него крещение. Если сам Господь наш Иисус Христос – воплощённая Чистота и Святость начал свое служение со смиренного поступка, то нам, прежде всего, нужно стяжать смирение и поступать со смирением.
Богослужения в праздник Крещения Господня 2023 г.
- Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа | Официальный сайт Карагандинской епархии
- Праздник Крещения Господня в Свято-Успенском кафедральном соборе
- СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
- Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или Богоявление
- Божественная литургия посвященная празднику Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Крещение Господне
В течение своей земной жизни и служения Христос никогда не делал выбор в пользу греха: «Ибо идёт князь мира сего, и во мне не имеет ничего» Ин. Это утверждение, факт, основание нашей веры. Один из исследователей жизни Христа выражает это так: «Сам Бог сошёл на землю, в этот бренный и грязный мир, для того, чтобы пройти путь верующего Богу человека и соединить несоединимое — тленную материю и вечный блаженный дух. Иисусу Христу это удалось» М. Шелудько, греко-католик, религиовед, журналист, секретарь Одесского богословского товарищества. Практическое применение Какое это может иметь значение для меня как для ученика Христа? Факт неподражаемости Христа в образе крещения для нас очевиден, потому как все мы крестящиеся нуждаемся в очищении от нашей греховности. А Он, безгрешный и крестившийся, в этом не подобен нам. Вопросы практического применения для современных учеников Христа могут быть сформулированы в нескольких тезисах: Крещение Христа показывает нам пример в том, что Христос уподобляется нам, чтобы все те, кто желают уподобиться Ему, по Божьей благодати могли находиться в этом процессе. Нахожусь ли я в процессе освящения и преображения в образ характера Христа? Принимая крещение, Христос исполняет «всякую правду».
Как моё крещение и следование за Иисусом исполняет Божью правду? Смотря на мотивы и поступки Христа, как я могу учиться Его кротости и смирению? Само по себе крещение, как церковная традиция или обряд, не имеют никакого значения, если крестящийся не намерен исполнять волю Божию, подобно как и Христос исполнил. Позволяю ли я Христу быть Господином моего сердца? Крещение — это заповедь, оставленная Христом для всех уверовавших в Него. Поэтому крещению всегда предшествуют покаяние и исповедание Христа как единственного Спасителя и Господа. Моё крещение — это крещение по личной вере во Христа? Итак, крещение Христа не было обусловлено Его нуждой в исповедании и прощении грехов. Наоборот, причиной Его крещения была и остаётся наша человеческая греховность и наша нужда в спасении. Основная причина крещения Христа — это исполнение «всякой правды» Мф.
Этот шаг Христа в воды Иордана является добровольным примером смирения и самоопределения Христа, как Сына Человеческого.
Водосвятие часто проводилось на реке там, где вода замерзала, делали проруби. По рассказу Чехова «Художество» можно представить, как выглядела эта «Иордань» в старину.
Церковная ограда и оба берега на далеком пространстве кишат народом… Наверху раздается благовест… Тысячи голов обнажаются, движутся тысячи рук — тысячи крестных знамений!.. Из церкви одну за другою выносят хоругви, раздается бойкий, спешащий трезвон… Аналой, деревянный круг, колышки и крест на льду переливаются тысячами красок. Крест и голубь испускают из себя такие лучи, что смотреть больно.
Боже милостивый, как хорошо! В толпе пробегает гул удивления и восторга; трезвон делается еще громче, день еще яснее. Хоругви колышутся и двигаются над толпой, точно по волнам.
Крестный ход, сияя ризами икон и духовенства, медленно сходит вниз по дороге и направляется к Иордани. Машут колокольне руками, чтоб там перестали звонить, и водосвятие начинается. Служат долго, медленно, видимо стараясь продлить торжество и радость общей народной молитвы.
Другой наш святой, преподобный Серафим Вырицкий, на долю которого выпала жизнь в крайне трагичный период нашей Родины, человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу. Когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял с молитвой принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час, считая это сильнейшим лекарством. Святые советуют чаще прибегать к целительной силе святой воды Два раза в год - в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня Богоявление - совершается так называемое великое освящение воды - великая агиасма "агиасма" по-гречески значит "святыня". Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: "... И даждь ей благодать и избавления, благословение Иорданово... Кроме освящения воды в дни Крещенского сочельника и самого праздника Крещения для повседневных нужд существует малое освящение воды, так называемая малая агиасма, оно может совершаться в храмах в любой день. Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В отличие от святой воды малого освящения Богоявленскую воду следует пить только натощак, с молитвой "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Фото: GettyImages Но все-таки вода, даже и святая, о которой так много говорят в эти зимние дни, не главное.
В основе праздника лежит евангельское событие крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан. Иоанн был праведником, он рано удалился в Иудейскую пустыню, где вел жизнь подвижника и аскета. К моменту, когда Иисусу исполнилось 30 лет - возраст, требуемый для учителя веры, - Иоанн вышел из пустыни и начал свою проповедь, призывая людей к покаянию. Как свидетельствовал историк Иосиф Флавий, "народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве". Покаявшиеся, в знак очищения, принимали от Иоанна погружение в воды Иордана. Это и было крещение, и подобно тому, как человек, погружаясь в воду, очищает тело от грязи, так и раскаяние очищало душу от скверны греха. В то время все жили ожиданием прихода Спасителя, поэтому многие решили, что Иоанн и есть Мессия.
По окончании Литургии отец наместник с братией и прихожанами в центре храма пропели тропарь, кондак, величание - славление святого Богоявления перед праздничной иконой. По завершении Богослужения отец Василий обратился к молящимся с пастырским словом: Явилась благодать Божия — источник нашего спасения. Сегодня мы слышали причастен: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком. Вспоминаю свою юность, общину, где служба совершалась по восточному обряду. Как мы на Богоявление пели на французском языке этот причастный стих. И причастники пели — Благодать Божия явилась нам, всем человекам. Она источник нашего спасения. Эти воспоминания наводят меня на мысль, чтобы в этот особый день все чувствовали ликование и умиление. Божия благодать явилась нам. Очень хочу, чтобы всем вам явилась благодать Божия, чтобы вы узнали ее Духом Святым и увидели Источник вашего спасения. Не ради наших подвигов, молитв, постов, поклонов, а ради благодати Божией, которая явилась в нашей жизни. Человеку, испытавшему Божию благодать, легко совершать любые подвиги. Поклоны неустанно, бдение, молитвы. Ему будет легко, ибо испытал благодать от Самого Источника спасения. Вспомните житие преподобного Силуана Афонского. Когда его посетила Божия благодать, сколько радости он испытал. Как легко ему было нести подвиг монашества.