Конфликт между Русской и Константинопольской православными церквями не оставил равнодушными даже неверующих и далеких от христианства людей. Русский приход Майами перешел в Константинопольский патриархат. В приходе объяснили решение проблемами из-за "массированной кампании" против настоятеля. То, что происходит сейчас в Европе по отношению Руской Православной Церкви является результатом многолетней совместной работы Госдепа США и Константинопольского Патриархата, направленной на комплексное ослабление РПЦ. Бывший протоиерей РПЦ Алексий Уминский перешел в Константинопольский патриархат, сообщает православный богослов, профессор Александр Дворкин.
Просто Новости
- Константинополь ответил Москве по понятиям «метафизической борьбы» / / Независимая газета
- 10 вещей, без которых невозможно понять конфликт между РПЦ и Константинополем
- На Афон ходу нет. Все, что нужно знать о разрыве РПЦ с Константинополем | Аргументы и Факты
- Митрополит Иларион: РПЦ не согласна с Константинополем по принципиальным вопросам богословия
РПЦ уличила Константинопольский патриархат в попытке расколоть православный мир
Это означает, что причащаться в храмах Константинопольского патриархата членам РПЦ теперь нельзя. Причастие является основополагающим таинством любой православной церкви, поэтому столь радикальный шаг глубоко волнует верующих. В РПЦ есть сторонники совсем крайней меры — объявить патриарху Варфоломею анафему и добиваться его низложения, однако на официальном уровне такой шаг пока не обсуждался. Ответ: В православной церкви есть конечная инстанция для решения любых вопросов — Вселенский собор с участием предстоятелей всех канонических автокефальных церквей мира которых в настоящее время с точки зрения РПЦ насчитывается пятнадцать , либо их полномочных представителей. Проблема в том, что право созывать Вселенский собор принадлежит Вселенскому патриарху. В этой ситуации важна солидарная позиция остальных церквей, поскольку отдельные мнения Варфоломей может игнорировать. Высказали пожелание коллективно решить вопрос об автокефалии для Украины предстоятели Александрийской и Польской церквей. Остальные либо заявляют о своей озабоченности, либо взяли паузу на размышление. Во многих странах в поддержку Москвы горячо выступают один или несколько архиереев, но без поддержки своих Синодов и предстоятелей их голоса остаются лишь частным мнением. С другой стороны, остальные церкви в поддержку Константинополя открыто пока не высказывались.
Вопрос: Почему все ждут от Константинопольского патриарха томос? Ответ: В церковном праве самые важные решения принято оформлять документально, поэтому дарование автокефалии ожидается в форме томоса, то есть письменного послания. Томос об автокефалии не направлен на Украину хотя бы потому, что формально получать его некому: УПЦ МП переход Украины обратно в юрисдикцию Константинополя не признаёт, автокефалии не просит, а если бы и просила — то у Московского, а не Константинопольского патриарха. УПЦ КП и УАПЦ, несмотря на снятие анафем с их лидеров, как отдельные самостоятельные церкви никем, кроме своих последователей, не признаны, даже патриархом Варфоломеем. Кто именно соберется на этот собор, кого выберут и как скоро получат — на сегодняшний день на Украине волнует всех. Вопрос: Какую роль во всем этом играет президент Петр Порошенко? Ответ: Петр Порошенко играет в истории с автокефалией для Украины одну из главных ролей: именно он весной 2018 года вновь поднял этот вопрос, заручился поддержкой депутатов Верховной рады, и все вместе они направили патриарху Варфоломею просьбу вернуться к рассмотрению вопроса, которая была удовлетворена. Также президент пообещал оказать содействие в организации собора и обеспечить безопасность в стране, удержав население от столкновений на почве религиозных разногласий.
Православие на эстонской земле и во всей Прибалтике на протяжении столетий развивала именно Русская православная церковь РПЦ , в то время как Константинопольский патриархат к этому абсолютно не причастен. По оценке Кюйта, именно ЭАПЦ якобы является "правопреемницей единственной православной церкви в Эстонии, действовавшей до Второй мировой войны". В то время как именно Русская православная церковь веками трудилась, возделывая православную ниву в Прибалтике.
Он отметил, что о трудах деятелей Русской церкви в Прибалтике написаны "многие тома", включая фундаментальное исследование уроженца Эстонии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II "Православие в Эстонии". Глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс поехал 23 апреля в Пюхтицкий ставропигиальный подчиняющийся непосредственно патриарху монастырь с целью убедить его руководство выйти из подчинения РПЦ. При этом в ведомстве пригрозили православным приходам, которые сохранят связь с Русской церковью, принудительным прекращением их деятельности по решению государства.
Например, мой билет эконом-класса из Будапешта в Москву через Стамбул обошелся мне в четыре тысячи евро. При таких расценках на авиабилеты для некоторых архиереев затруднительно или даже невозможно прибыть либо из дальнего зарубежья в Россию, либо из России в дальнее зарубежье. У нас есть верующие венгры, верующие русские, у нас очень много украинцев. И слава Богу, у нас нет никаких межнациональных и межэтнических проблем и конфликтов. Мы живем в мире и согласии. Мы понимаем, что все являемся заложниками нынешней ситуации, и самое лучшее в этой ситуации — помогать друг другу, а не пытаться искать виноватых и создавать конфликтные ситуации. У нас очень хорошее мирное настроение, и за богослужением, и на тех приходских мероприятиях, которые проходят вне богослужения. Сейчас очень много беженцев из Украины. И некоторые из них получают официальный статус беженца, некоторые живут без такого статуса, и в том числе, среди нашей паствы очень много таких людей. Конечно, они нуждаются в пастырском утешении, а иногда нуждаются и в материальном вспомоществовании. Мы стараемся по мере сил им помогать. Есть строящийся храм в Хевизе, который, в общем-то, уже построен, сейчас идет внутренняя отделка этого храма. Есть три храма, которые находятся в процессе реставрации. Почти полностью завершена реставрация Успенского кафедрального собора в Будапеште. Этот храм пытался у Русской Церкви отсудить Константинопольский Патриархат в те самые годы, когда я был временно управляющим Венгерской епархией. Все три инстанции суда выпали на то время, когда я там находился в первый раз. С Божией помощью мы отсудили собор, выиграв все судебные инстанции. Тогда же началась реставрация собора. У собора два шпиля: один был снесен бомбой во время бомбардировок Будапешта в конце Второй мировой войны, и я поставил задачу — восстановить шпиль. Постамент для шпиля был тогда поставлен на средства компании «Лукойл». Потом я уехал в Москву, на несколько лет реставрационные работы остановились. А затем венгерское государство выделило средства на реставрацию этого храма и еще двух храмов — в Мишкольце и в Токае — она еще идет, а также на строительство храма в Хевизе — там идут сейчас отделочные работы. В последние годы нейроспециалисты активно изучают различные феномены, связанные с медитацией в буддийских монастырях, — есть ли перспективы подобных исследований в Православии? В частности, та работа по «легализации» теологии, которую мы вели на протяжении многих лет, увенчалась, на мой взгляд, значительным успехом. И сегодня нет той стены между Церковью и академическим сообществом, которая была искусственно создана в советские годы. Конечно, возможности для взаимодействия далеко не исчерпаны, и есть много тем, по которым Церковь и научное сообщество могут взаимодействовать, в том числе — изучение с научной точки зрения религиозных феноменов. Находясь сейчас в Венгрии, я достаточно далек от этой тематики.
Константинопольский патриархат «выдавливают» с Ближнего Востока
Именно вследствие этого события Русская Церковь начала свое автокефальное бытие. Были и другие прецеденты, последний из которых произошел совсем недавно и был связан с образованием епархии Константинопольского Патриархата в Эстонии в 1996 г. Всякий раз Русская Православная Церковь стремилась преодолевать возникавшие разделения в духе любви и братолюбия. Но нынешний разрыв, судя по всему, преодолеть будет не так просто, поскольку нанесен очень серьезный удар не просто по единству Церкви, но по самым принципам этого единства. Легализован крупнейший на настоящее время в православном мире раскол, и это развязывает руки раскольникам всех мастей.
Это очень глубокая рана на теле Церкви. В этой ситуации хуже всего, что подорвано доверие между Церквами. По сути дела, разрушена вся система межправославных отношений, международного канонического права, создававшаяся веками. Отмена решения 1686 года о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата как «принятого вынужденно» порождает не только недоумение, но и подозрение, что таким же точно образом — в одностороннем порядке, без каких бы то ни было согласований и предупреждений — может быть отменено и решение о признании автокефалии Русской Церкви — просто как «принятое вынужденно».
Как-то еще можно бы было это понять, если бы Константинополь на протяжении долгого времени ставил вопрос о возвращении Киевской митрополии в свою юрисдикцию, но до последнего времени нигде и никогда на официальном уровне эти претензии не озвучивались.
В ходе двусторонней встречи глава Антиохийского патриархата выразил глубокую благодарность Русской православной церкви за помощь в восстановлении храмов и других церковных объектов, пострадавших в результате военных действий в Сирии. В честь прибытия в сирийскую столицу делегации Московского патриархата в посольстве России в Сирии состоялся прием, в ходе которого посол Александр Ефимов отметил, что патриарх Иоанн X и митрополит Антоний впервые стали гостями дипломатического представительства. Председатель ОВЦС отметил важное значение служения в Сирии российских дипломатов и военнослужащих на приеме в посольстве присутствовал командующий группировкой ВС России в Сирии генерал-полковник Андрей Сердюков , которое они несут порой с риском для своей жизни ради установления мира на сирийской земле и сохранения здесь христианского присутствия. В ходе «продолжительной беседы», в частности, «обсуждалось положение христиан на Ближнем Востоке, а также были затронуты иные вопросы, представляющие взаимный интерес». Главу русской церковной дипломатии принял министр по делам вакуфов Сирии шейх Мухаммад Абдель Саттар аль-Сайед. Как отметил шейх, сирийский народ и президент Сирии Башар Асад «стоят с Россией плечом к плечу» в нынешнее сложное время. Она борется не за себя — она борется за правду.
Мы — и мусульмане, и христиане — вместе с вами в этой борьбе и в этих трудностях», — подчеркнул министр.
Ранее пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков заявил , что Синод даст "адекватный и жесткий" ответ на решение Константинополя по Украине. Он впервые заседал за пределами России — в Минске и от реакции РПЦ зависело, ограничится ли передел сфер влияния жесткой пикировкой между иерархами или раскол в православии усугубится.
Украинское православие 7 сентября Константинопольский патриархат назначил двух представителей в Киев для «подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви в Украине». Ранее об этом просили президент страны Петр Порошенко и Верховная рада. До этого, 1 сентября, патриарх Константинопольский Варфоломей выступил с инициативой по преодолению украинского церковного раскола, «поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине не способна решить проблему».
Сейчас на Украине действуют три православные церкви: Украинская православная церковь Московского патриархата с 12 тысячами приходов, Киевский патриархат 5 тысяч и Украинская автокефальная православная церковь около тысячи приходов.
Свой комментарий священнослужитель дал в интервью RT. По его словам, действия Константинополя "вывели его из канонического поля, а это, в свою очередь, сделало невозможным продолжение евхаристического общения РПЦ с Константинопольским патриархатом. Разрыв связей Священный Синод Русской православной церкви полностью прекратил евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Об этом заявил председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. По словам священнослужителя, такая мера стала вынужденной и обсусловленной действиями Константинополя.
Митрополит Иларион: РПЦ не согласна с Константинополем по принципиальным вопросам богословия
Русская Православная Церковь и Константинополь: актуальные вопросы отношений | Константинопольский патриархат начал вторжение на территорию Русской Церкви в самой РФ. |
Священник РПЦ: Константинополь превознес «одно племя над другим» | Константинопольский патриархат восстановил в сане экс-протодиакона РПЦ Андрея Кураева*. |
Разрыв отношений РПЦ и Константинополя: все, что нужно знать
Профанарские настроения некоторой части духовенства РПЦ представляют собой «мягкую силу» Константинопольской патриархии на постсоветском пространстве. Официальное заявление от 27 февраля 2024 года Священного синода Константинопольского патриархата по поводу восстановления в сане Алексия Уминского. Священный Синод признал недопустимым посягательство Патриархата на чужие канонические уделы. РПЦ разрывает общение с Константинопольским патриархатом | Фото: pixabay/Tama66. На своем заседании 24 августа 2023 года в Санкт-Петербурге Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел и утвердил документ «Об искажении.
Разрыв отношений РПЦ и Константинополя: все, что нужно знать
Решение об его «отзыве» канонически ничтожно. В противном случае было бы возможно аннулирование любого документа, определяющего каноническую территорию и статус Поместной Церкви — вне зависимости от его древности, авторитетности и общецерковного признания. В Синодальной грамоте 1686 года и иных сопутствующих ей документах ничего не сказано ни о временном характере передачи Киевской митрополии в ведение Московского Патриархата, ни о том, что данный акт может быть отменен. Попытка иерархов Константинопольского Патриархата в политических и своекорыстных видах пересмотреть данное постановление спустя более трехсот лет после того, как оно было вынесено, противоречит духу священных канонов Православной Церкви, не допускающих возможности пересмотра установившихся и не оспариваемых на протяжении длительного времени церковных границ. Так, правило 129 133 Карфагенского Собора гласит: «Если кто… обратил какое место к кафолическому единению и в продолжение трех лет имел оное в своем ведении, и никто оного не требовал от него, то после да не будет оное от него взыскуемо, если, притом, в сие трехлетие существовал епископ, долженствующий взыскать, и молчал». А 17 правило IV Вселенского Собора устанавливает тридцатилетний срок давности для возможного соборного рассмотрения споров о принадлежности даже отдельных церковных приходов: «Приходы в каждой епархии… должны неизменно пребывать под властью епископов, заведующих ими — и в особенности, если в продолжении тридцати лет бесспорно они имели их в своем ведении и управлении».
Да и как возможна отмена решения, действовавшего на протяжении трех веков? Это означало бы попытку почитать «яко не бывшей» всю последующую историю развития церковной жизни. Константинопольский Патриархат как будто не замечает, что Киевская митрополия 1686 года, о возвращении которой в его состав заявлено ныне, имела пределы, существенно отличавшиеся от современных границ Украинской Православной Церкви, и охватывала лишь меньшую часть последней. Киевская митрополия наших дней как таковая включает в себя город Киев и несколько прилегающих к нему районов. Наибольшая же часть епархий Украинской Православной Церкви, особенно на востоке и юге страны, была основана и получила развитие уже в составе автокефальной Русской Церкви, являясь плодом ее многовековой миссионерской и пастырской деятельности.
Нынешнее деяние Константинопольского Патриархата — попытка похитить то, что никогда ему не принадлежало. Деяние 1686 года положило предел двухсотлетнему периоду вынужденного разделения в многовековой истории Русской Церкви, которая, несмотря на менявшиеся политические обстоятельства, неизменно сознавала себя единым целым. После воссоединения Русской Церкви в 1686 году на протяжении более трех столетий ни у кого не возникало сомнений, что православные Украины являются паствой Русской Церкви, а не Константинопольского Патриархата. И сегодня, вопреки давлению внешних антицерковных сил, эта многомиллионная паства дорожит единством Церкви всея Руси и хранит верность ей.
Сегодня же стало известно, что отношения с Константинополем разрывает и Русская церковь за рубежом. Разрыв евхаристического общения предполагает запрет на совместные богослужения , на крещение и причастие верующих в церкви под другой юрисдикцией. За молитву в «запретных» храмах священников РПЦ ждет наказание, а прихожане будут должны каяться в этом грехе на исповеди. Становится невозможным также привоз реликвий и святынь, которые хранятся в храмах и монастырях Константинопольского патриархата.
Вместе с этим Константинополь снял анафему с не признанного в православном мире Киевского патриарха Филарета. В РПЦ это назвали «антиканоническим деянием» и «попыткой разрушить сами основы канонического строя православной церкви».
Синоптик предупредил москвичей о похолодании Новость о том, что в Православной Церкви Греции впервые крестили детей однополой пары, с одной стороны, печальна, с другой — ожидаема; к этому давно шло, особенно если мы обратим внимание на главное действующее лицо — митрополита Элпидофора. Это второй человек в константинопольском патриархате и вероятный преемник патриарха Варфоломея. Он известен своей твердой приверженностью идее власти Константинопольской кафедры над всем православным миром — ему принадлежит, например, известный текст «Primus sine paribus», «Первый без равных». Причем речь идет не только о декларациях — острый конфликт, связанный с образованием ПЦУ на Украине о чем «Взгляд» уже писал , был вызван именно тем, что Константинополь и лично Элпидофор действовал в соответствии с этими притязаниями. И вот именно Элпидофор торжественно крестил детей, которые были рождены суррогатными матерями для известной гомосексуальной пары, двух американцев греческого происхождения, актера Эвангелоса Бусиса и дизайнера Питера Дандаса. Это явно замышлялось как демонстрация лояльности к ЛГБТ-идеологии — и именно так и было воспринято.
Чтобы объяснить масштабы скандала, стоит напомнить смысл крещения детей. В Таинстве Крещения человек заключает завет с Богом — входит с Ним в отношения, для описания которых Священное Писание использует разные образы — брак, усыновление, воинская служба, подданство. Для взрослого человека крещение предполагает его сознательное решение, но исторически Церковь крестит и детей, которые родились или, по крайней мере, воспитываются в христианских семьях. Мы можем обратиться к библейскому образу подданства — или гражданства. Представьте себе семью иммигрантов, которые получили гражданство новой страны; для взрослых членов семьи — это их личный выбор. Они решили присягнуть этому государству и принять на себя обязательство соблюдать его законы.
РПЦ уличила Константинопольский патриархат в попытке расколоть православный мир
Создание нового экзархата Константинопольского патриархата в Литве — это задел на перспективу, заявил замглавы Всемирного русского народного собора (ВРНС) и ректор Российского православного университета Александр Щипков. Священный синод Русской православной церкви принял «вынужденное решение» о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. «Идеи новой экклезиологической концепции Константинопольского Патриархата вступают в очевидные противоречия с православным Преданием и каноническими положениями, вследствие чего вынуждают Константинопольский Патриархат ставить само это Предание.
Вселенский патриархат вернул сан отказавшемуся молиться за победу Руси Уминскому
Русская православная церковь объявила о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Экспансия Константинопольского патриархата против православного славянства продолжается. Приостановить участие Русской Православной Церкви во всех Епископских Ассамблеях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, возглавляемых или сопредседательствуемых представителями Константинопольского патриархата.
Константинопольский – последние новости
Именно Константинопольскому Патриархату весь православный мир обязан укоренением в нашей Церкви этих спасительных столпов православного вероучения. Впрочем, вскоре после триумфального утверждения паламизма над паствой Вселенского Патриархата вновь нависла опасность унии с еретиками. Увлекшись присоединением чужой паствы в конце XIV века, была вновь ликвидирована автокефалия Болгарской Церкви , иерархи Константинопольской Церкви в то же время подвергли великой духовной опасности паству собственную. Слабеющее императорское правительство гибнущей под ударами османов Византийской империи в первой половине XV века вновь пыталось навязать Православной Церкви подчинение римскому папе. На Ферраро-Флорентийском соборе 1438 — 1445 гг. Русская Православная Церковь в этих условиях, во исполнение 15 Правила Святого Двукратного Собора, прервала каноническую связь с Константинопольским патриаршим престолом и стала автокефальной Поместной Церковью, самостоятельно избирающей своего Предстоятеля. Святой Марк Эфесский В 1453 году, после падения Константинополя и прекращения существования Византийской Империи которой папский Рим так и не оказал обещанной против османов помощи , Константинопольская Церковь, которую возглавил святой Патриарх Геннадий Схоларий 1453-1456, 1458, 1462, 1463-1464 гг. Более того, вскоре после этого Константинопольский Патриарх стал гражданским главой «миллет-баши» всех православных христиан, проживавших на территории Османской империи. По выражению современников описываемых событий, «Патриарх воссел как кесарь на престоле василевсов» то есть византийских императоров.
С начала XVI века другие восточные патриархи Александрии, Антиохи и Иерусалима , в соответствии с османскими законами, на долгие четыре столетия попадают в подчиненное положение к лицам, занимающим Константинопольский патриарший престол. Пользуясь такого рода положением, многие из последних допускали трагические для Церкви злоупотребления своей властью. Так, патриарх Кирилл I Лукарис 1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1635-1638 гг. Кроме того, в середине XVIII века по инициативе Константинопольского Патриархата османами были ликвидированы Печская Сербская Патриархия и окормлявшая македонскую паству Орхидская автокефальная архиепископия созданная еще во времена святого Юстиниана Великого. Впрочем, вовсе не стоит думать, что жизнь Предстоятелей Константинопольской Церкви — этнархов всех восточных христиан — была при османском господстве «воистину царской». Для многих из них она была воистину исповеднической, а то и мученической. Назначаемые и смещаемые по произволу султана и его прихлебателей, патриархи не только своей должностью, но и своей жизнью отвечали за покорность угнетаемого, притесняемого, обираемого, унижаемого и уничтожаемого православного населения Османской империи. Так, после начала Греческого восстания 1821 г.
Читайте также — Заявление Священного Синода в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви Константинопольский Патриархат и Русская Православная Церковь Притесняемая османскими султанами носившими также титул «халифа всех мусульман» , Константинопольская Церковь искала поддержки прежде всего у «Третьего Рима», то есть у Российского государства и у Русской Церкви именно желанием снискать такую поддержку было вызвано согласие Константинопольского Патриарха Иеремии II на установление в 1589 году патриаршества на Руси. Впрочем, вскоре после упомянутой выше мученической кончины священномученика Григория Ангелопулоса константинопольские иерархи сделали попытку опереться и на православные народы Балканского полуострова. Именно в то время Окружным Соборным Посланием Восточных патриархов 1848 года православный народ представители которого в османский период были интегрированы в высшие органы церковного управления всех восточных Патриархатов был торжественно провозглашен хранителем истины в Церкви. Тогда же получила автокефалию Церковь освобожденной от османского ига Греции Элладская Церковь.
Но год от года, отметил он, подобные притязания Константинополя возрастают. Митрополит Иларион также отметил, что Русская церковь подробно рассматривает так называемое "восстановление в сане" Константинопольским патриархом тех украинских раскольников, которые никогда не имели канонического рукоположения, показывая, что это вызвало очень широкий негативный резонанс в православном мире. Эти нарушения канонического порядка Константинополем привели к расколу мирового православия, подчеркнул митрополит Иларион.
Однако, на территорию РПЦ в России доселе он не лез. И вот, 28 июня стамбульский синод "восстановил в сане" бывшего священника Иоанна Коваля из Москвы, который молился о сворачивании СВО вместо победы России. В прошлом месяце Церковный суд МП лишил Коваля сана. Теперь же он вразрез с каноническими правилами принят под омофор Константинопольского патриарха Варфоломея, решение суда РПЦ объявлено неканоничным и принятым из политических соображений. Во, как!
Узнать подробнее Ранее епархиальный суд лишил Кураева сана за опубликованное в блоге оскорбление умершего 21 апреля 2020 года от ковида протоиерея Александра Агейкина, а также за «признаки хулы на церковь» в некоторых его заявлениях. Спустя год патриарх Кирилл утвердил лишение Кураева сана, но ввел мораторий на издание соответствующего указа.
А уже в апреле 2023 года патриарх лишил Кураева священного сана.
Константинопольский Патриархат: история и положение в современном мире
Многие Церкви — в частности, Сербская, Грузинская и Элладская, испытывают серьезные проблемы с раскольническими группами, так что, очевидно, что возникшая проблема должна решаться на межправославном уровне. Нужно искать способы актуализации принципов соборности, адекватных для нашего времени. С большой долей уверенности можно сказать, что, если в ближайшее время поместные церкви не преодолеют возникший кризис, он будет развиваться по нарастающей. В лицемерные призывы к миру, которые прозвучали в заявлении Константинопольского синода, а тем более в обещания киевской власти, что будут соблюдены права верующих всех юрисдикций, верится с трудом: если украинская власть не потерпела даже того, что в некоторых регионах страны ее же граждане предпочитают говорить на русском языке, то что можно сказать о гарантиях безопасности тех украинцев, которые пожелают остаться в юрисдикции Московского Патриархата? Совершенно очевидно, что действия Константинополя ни к какому единству православия на Украине не приведут, а украинский народ вновь будет поставлен на грань разделения, которых уже было немало в его истории.
Надеюсь, что в сложившейся критической обстановке верные чада Украинской Православной Церкви сплотятся вокруг своего предстоятеля Блаженнейшего митрополита Онуфрия и отстоят свое право быть в единстве с Русской Православной Церковью. Фото patriarchate. Повторюсь, возникшая проблема касается не только двусторонних отношений Москвы и Константинополя, но и всего православного мира. Сегодня уже никому не удастся отсидеться в окопах — нужно чтобы все Церкви четко заявили свою позицию, и обсудили ситуацию в открытом диалоге на Всеправославном соборе.
Будем молиться о том, чтобы единство православного мира было восстановлено.
RU обратился к экспертам за разъяснениями 15 октября было прекращено евхаристическое общение РПЦ с Константинопольским патриархатом. Белорусская православная церковь поддержала РПЦ. Евхаристическое общение — это возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками. Почему произошел разрыв: основные детали 11 октября Константинопольский синод снял наложенную РПЦ в 1997 году анафему с лидера самопровозглашенного «Киевского патриархата» Филарета Денисенко. Также Священный синод Константинопольского патриархата принял решение о предоставлении самопровозглашенным «Киевскому патриархату» и «Украинской автокефальной православной церкви» статуса каноничных церквей. Помимо этого Священный синод Константинопольской церкви принял решение прекратить действие ее томоса о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.
Константинопольский патриархат на заседании синода, которое состоялось 9-11 октября, подтвердил решение о том, что приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины, и отменил решение 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Также было принято решение снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине — Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви. Кроме того, было объявлено о желании вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского патриархата.
Легойда отметил, что РПЦ стремится к сохранению мира, и не оставляет попытки уберечь братьев от непоправимых шагов. Ранее протодиакон Андрей Кураев высказал мнение, что на решение Константинопольского патриархата может повлиять турецкий лидер Реджеп Эрдоган.