Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы. Человек позднего цветения, Павел Бажов, стал писателем в 60, а через 10 лет умер. В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью. Павел Бажов — интересные факты. П. П. Бажов известен многим людям с самого детства как «уральский сказочник».
Полосатая жизнь Павла Бажова
Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Интересный факт 2017-05-26 07:47:14 Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов. Так как его фамилия родственна диалектному глаголу «бажить», имеющему значение «колдовать», он придумал псевдоним Колдунков.
Она датирована 1930-ми годами. Считается, что именно ей он писал все тексты до конца жизни.
Деревянная конторка Конторка еще ее принято называть бюро или секретер — прим. Почему же она располагается в коридоре, а не в рабочем кабинете? Во-первых, сказы он считал своим увлечением и выносил процесс их написания за пределы работы и рабочего кабинета, соответственно. Во-вторых, он создавал их, как мы уже говорили, за пределами работы и в основном, в ночное время, что могло помешать отдыху супруги. И, наконец, в-третьих, — он писал стоя, а для вдохновения — ходил по коридору.
Как позже вспоминала младшая дочь писателя, когда за окном темнело, был виден свет небольшой лампы, Павел Петрович прогуливался по коридору и курил трубку. В доме далеко за полночь чувствовался запах табака. Пишущая машинка Известно, что автору уральских сказов всегда больше нравилось писать «от руки». Но в начале 1940-х годов, когда у Бажова начало садиться зрение, его друзья и коллеги-литераторы прислали подарок — трофейную пишущую машинку. По какой-то причине механики, которые меняли шрифт с латинского на русский, забыли про букву «M», об этом автор упоминал в письмах: «При такой машинке приучишься обходиться вовсе без буквы "M"» Позже редакторы уральского издательства подсуетились и при помощи младшей дочери писателя все-таки исправили эту техническую ошибку.
Требования были жесткие — никаких отсылок к религиозным темам, грубого просторечья, рассказов о крестьянской жизни. Акцент требовалось сделать на коллективный труд и жизнь рабочего класса. Предшественник писателя, ураловед и краевед Владимир Бирюков, ранее получивший такое поручение, заявлял, что найти его невозможно. Бажов, чьи поиски также не дали нужного результата, тем не менее написал несколько уральских сказов - «Медной горы хозяйка», «Про Великого Полоза», «Дорогое имячко», якобы записанных со слов Василия Хмелинина, или деда Слышко. Иллюстрация к сказам Бажова, художник - В. Назарук Хмелинин и в самом деле был знакомым Бажова — в детстве писателя, прошедшем на Полевском медеплавильном заводе, этот бывший шахтер, работавший сторожем, любил рассказывать детям горняков предания уральской земли. Тем не менее, детские воспоминания об уральских сказаниях скорее послужили Бажову источником вдохновения, нежели реальным материалом для «сказов». Писатель позже признал, что все произведения являются продуктом его собственного сочинения. Кадр из мультфильма "Серебряное копытце Фольклор или фейклор?
Между тем очевидно, что успех бажовских сказок предопределило именно сходство с фольклорными текстами — по ритму, по настроению, по звучанию.
Исключение из партии Впервые Павла Бажова исключили из партии в 1933 году. Через несколько месяцев данное исключение было заменено строгим выговором, который сняли с уже известного на то время писателя только в 1940 году. Причиной тому была несвоевременная выдача Бажову партийного билета в революционные времена. Второе исключение Павла Петровича Бажова из партии приходилось на 1937 год, это произошло из-за доноса М. Причиной в этот раз стала документальная книга «Формирование на ходу», написанная этим писателем. Последние годы жизни В 1949 году писатель Бажов праздновал своё 70-летие. В этот торжественный день собралось очень много людей. Там присутствовали не только родственники и близкие друзья писателя, но и совсем незнакомые люди, которые высоко оценили литературное творчество Павла Петровича Бажова.
Юбилейный вечер этого писателя проходил в Свердловской государственной филармонии. Бажов тогда сильно удивился и растрогался таким почтением людей к его творчеству. Он искренне был рад принять поздравления и подарки от всех, кто пришёл его поздравить в этот праздничный день. К большому сожалению, в следующем году писатель умер. Учреждение премии имени Павла Бажова В 1999 году впервые была учреждена премия имени Павла Бажова, которую вручали авторам, писавшим произведения на уральскую тематику. Среди получивших данную премию был и писатель Алексей Иванов с его шокирующей публику и нашумевшей книгой «Ебург». Семья После того как Павел Петрович приобрел работу учителя русского языка в духовном училище, он также параллельно работал в Екатеринбургском епархиальном училище для девушек. Там-то он и повстречался со своей первой и единственной любовью всей жизни.
Герои Павла Бажова: миф или авторский вымысел?
— Герои видеороликов «Открой Бажова» признавались, что участие в проекте побудило их освежить в памяти произведения писателя. Писатель держит книгу, ради которой годы просиживал в архивах и библиотеках в поисках документального подтверждения интересных фактов. Проект "Мой Урал" продолжает свое изучение истории, литературы и культуры Урала. Каменный цветок и Хозяйка медной горы - изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы. Павел Петрович Бажов (1879 — 1950) — русский писатель, фольклорист и революционер, автор легендарного сборника «Малахитовая шкатулка».
Биография Бажова: творчество и личная жизнь писателя
Писатель Павел Петрович Бажов оставил после себя богатое литературное наследие в виде замечательных сказов. Из-под пера Павла Бажова вышли многочисленные публицистические и журналистские тексты, несколько художественных произведений. Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы. При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. -Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ. В заключение перечислим ещё ряд интересных фактов из жизни замечательного уральского писателя.
Павел Бажов - биография, новости, личная жизнь
Мемориальная библиотека автора Библиотека Павла Бажова насчитывает более 2000 книг. Она прелестна тем, что здесь можно найти книги практически обо всем: от грамматики русского языка XVIII века до трудов, так или иначе связанных с Уралом. На одном стеллаже собрана официальная литература Большая Советская энциклопедия, собрания сочинений Ленина и пр. Пушкин, А. Чехов и др. Кроме того, библиотека хранит сочинения современных Бажову авторов. На книжных полках без труда можно найти издания Агнии Барто, Гладкова, Суркова, Симонова с дарственными надписями. Сундук с приданным Самый старый предмет дома — сундук, который перешел Бажову по наследству от матери, Августы Стефановны. Он мог использоваться как сидячее место для гостей например, когда здесь проходили заседания союза писателей или же как спальное место.
Согласно одной из легенд, на нем ночевал поэт Алексей Сурков. Сегодня, как и в годы самого Павла Петровича, сундук хранится в столовой. Фортепиано Это самое дорогое приобретение Бажова за всю жизнь, или, по крайней мере, о котором известно доподлинно.
Хотя и объявили строгий выговор за махинации с цифрами. Творчество Творческая биография Павла Петровича Бажова началась в середине 20-х годов. Длительное время до этого литератор собирал фольклорные сведения, копил информацию. В 1924-м в свет вышел первый сборник очерков «Уральские были». Книга стала ранним профессиональным опытом начинающего литератора. Но далеко не последним, как продемонстрировало время. Павел Бажов. В разные годы он возглавлял редакторский комитет, который имел дело с книгами о строительства Камышловского бумажного комбината и не только. Однако литературные произведения так и не вышли в печать, поскольку участники строительства подверглись репрессиям, а их имена стали нежелательными. В 1936-м году Бажов закончил работу над своим первым сказом. Он получил название «Девка-Азовка». В будущие годы мужчина активно собирал и систематизировал фольклор. Еще до этого в начале 30-х на Урал приехали историки, которым дали важное партийное задание — собрать и описать колхозно-пролетарский фольклор. Однако они не нашли такого и зашли в тупик. Тут на помощь пришел Бажов, который подготовил три истории по мотивам «рабочего фольклора». Писатель казался весьма убедительным. Павел Петрович Бажов Однако биографы и исследователи творчества Павла Петровича до сих пор не могут сказать однозначно, сколько в произведениях Бажова фольклора, а сколько авторской выдумки. Тем не менее, легенды из-под пера писателя выходили очень правдоподобными и складными. В 1939-м году на свет появился сборник сказов за авторством Бажова. Цикл получил название «Малахитовая шкатулка». За книгу литератора удостоили Сталинской премии. Павел Бажов «Малахитовая шкатулка» Как продемонстрировало время, произведение оказалось классикой. К 2020-м году сборник перевели более чем на сто языков мира. И это притом, что многие сведущие люди называли литературные опыты Бажова в принципе непереводимыми. Причиной тому как исследователи, так и иноязычные специалисты называют особенности использованного языка и лексических средств, которые в полной мере под силу понять только носителям русского. Кроме того, цикл был рекомендован школьникам для самостоятельного изучения. Писатель Павел Бажов Действующими лицами и главными героями сказов Бажова были простые рабочие мастеровые люди. В относительно небольшой форме автор умудрялся рассказать историю, которая пропитана местным колоритом и имеет сильный морально-нравственный подтекст. Цикл сказов за авторством Павла Петровича Бажова охватывает широкий период времени: от момента, когда процветало крепостное право и до новых лет. За годы творческой активности Павел Петрович Бажов успел написать более 50 сказов. Свои произведения литератор называл по-разному. То рассказами, то сказками. В качестве автора большинства историй Бажов указывал некоего Хмелинина, но позже вычеркнул его имя из всех черновиков. Писатель П. Бажов Временем наибольшей творческой активности Павла Петровича можно назвать период, когда его исключили из партии, и он не мог найти работу. Денег на жизнь категорически не хватало. Чтобы не умереть с голоду, супруги вели домашнее хозяйство.
Писать Бажов начал довольно поздно, первая его книга "Уральские были" вышла, когда ему было уже за 45, а к сказам он обратился только в 1936, когда писателю стукнуло 57. Весь ужас заключался в том, что рабочего фольклора как такового просто не оказалось, и тогда было принято решение - создать….
Переводчикам было непросто, своеобразный язык сказов многих из них приводил в замешательство. Они отмечали, что эти короткие произведения практически непереводимы из-за их культурной и лингвистической особенности. С 2013 года сказы Бажова были включены в перечень «100 книг», рекомендованных российским школьникам для самостоятельного чтения. Всего он написал 56 сказов, называя их то «горными сказами», то рассказами, то сказами. Сначала автором своих сказов писатель называл Хмелинина, но позже он убрал эту фамилию из всех черновиков. Больше всего сказов литератор написал в самое трудное для своей семьи время — когда его в очередной раз исключили из партии и отказывались принимать на работу. Большое семейство тогда выживало за счет своего огорода и скромного жалования родственницы, сестры супруги литератора, работавшей библиотекарем. Выручала их и корова, за которой ухаживала жена, Валентина Александровна. А у самого Бажова в этот период вынужденного безделья появилось время для творчества, и он его успешно использовал. Все свои произведения автор написал в доме, стоящем на углу улиц Чапаева и Большакова. Он и раньше жил на улице Болотной Большакова , но старый дом погиб в пожарище. Строение на улице Чапаева 11 писатель стал возводить в 1911 году. До отъезда в Камышлов семья литератора жила в нем в течение трех лет. После возвращения из Казахстана Бажов вновь поселился в своем доме и жил здесь до самой кончины. В доме четыре комнаты, кабинет писателя одновременно служил спальней для супружеской четы. Одна сторона дома смотрит в сад, посаженный руками Бажовых. В нем растут яблони, вишня, рябина, черемуха, березы и липы. Писатель особенно любил скамейку под рябиной, где он часто отдыхал в летнюю жару. Сохранился и столик под липой, где он часто работал. Девушка была его ученицей, он долго присматривался к ней, на выпускном вечере сделал предложение. Павел Бажов с женой Эта счастливая супружеская пара вырастила троих дочерей, всего же детей было семь, четверо из них умерли во младенчестве. В браке супруги прожили почти 40 лет.
Бажов: кровавый большевик, жертва режима или солнце уральской литературы?
Писать Бажов начал довольно поздно, первая его книга "Уральские были" вышла, когда ему было уже за 45, а к сказам он обратился только в 1936, когда писателю стукнуло 57. Весь ужас заключался в том, что рабочего фольклора как такового просто не оказалось, и тогда было принято решение - создать….
Но несмотря на это повреждение, солдаты её сохранили и она прошла с ними весь трудный путь, побывав даже в Рейхстаге. На территории ВДНХ находится, установленный в 1954 году фонтан, который выполнен в виде каменного цветка. Сказ «Малахитовая шкатулка» впервые опубликован в Свердловске, в газете «На смену» в 1938 г. Первоначально Сказ назывался «Тятино подаренье», но при подготовке к печати П. Бажов заменил его другим — «Малахитовая шкатулка».
Будучи мастером пера и настоящим революционером, он преуспевал во всех делах, за которые брался. И оставил потомкам значительное литературное наследие. В биографии П.
Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста.
Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году. В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, имели фольклорную основу. Главное произведение писателя Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка» 1939 г. Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял.
В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие. В 1943 году благодаря этой книге Бажов получил Сталинскую премию.
Писателя похоронили у главной аллеи, на горке. Ни с одной, ни с другой стороны корреспонденты «URA. RU» не нашли ни одного указателя, который вел бы к ней как, впрочем, и к другим знаковым захоронениям. А путь к захоронению — по разбитому асфальту, через мусор и заброшенные могилы. По кладбищу регулярно проводят экскурсии. RU Памятник главному уральскому писателю появился на могиле через десять лет после смерти писателя в 1950-м.
Но первый памятник, который предложили, вдова Валентина Александровна категорически отвергла, сказав, что Бажов никогда не был таким мрачным, смотрящим исподлобья — тот бюст поставили на плотине». Вдова добилась права самой решать, какой памятник поставить на могиле мужа. В 1955 году был объявлен конкурс — в нем участвовал и Эрнст Неизвестный, но победила скульптор Степанова. Памятник оказался очень символичным. И его могила оказалась огорожена гранитом: Бажов как бы находится в мистическом круге», — говорит экскурсовод. Вдова писателя захоронена неподалеку она умерла в 1971-м , но ее памятник очень простой — обычный овал. В Год Бажова будет проведено 114 мероприятий. Ни одного — на его памятнике.
RU Лет пять-шесть назад памятник на могиле писателя был в ужасном состоянии — весь в трещинах, измазан черной краской см. За последние годы монумент привели в порядок, но и сегодня погост выглядит удручающе, особенно путь к нему. Тир на центральном кладбище Ивановское кладбище — само по себе достопримечательность: кроме могилы Бажова, здесь похоронен: лауреат Сталинской премии, первооткрыватель промывки золота, основатель театра музкомедии, арестованная монахиня и старец, к которому во времена СССР ехали люди со всей страны. Здесь же покоятся самый загадочный участник группы Дятлова, прадед Филиппа Киркорова и главный цареубийца. Рассказы об этих известных свердловчанах читайте ниже. Сбивали кресты, расстреливали овалы из рогаток, возможно, оружия», — рассказала «URA. RU» экскурсовод, историк, сотрудник Свердловского областного краеведческого музея Татьяна Мосунова. Часть овалов особенно на центральной аллее сейчас заменены, но многие по-прежнему стоят, как после войны — изрешеченные пулями.
RU «Уральский некрополь» постоянно посещают туристы — как российские, так и зарубежные. Но ориентироваться в нем непросто, а отыскать нужное захоронение, даже если известно, где оно находится, крайне сложно. Но главная беда «уральского некрополя» в том, что за ним никто не ухаживает. И чем дальше от центральных аллей, тем ситуация хуже: зайдя глубь, можно оказаться в настоящем буреломе. Про состояние старинных захоронений и говорить не приходится: могилы заросли, овалы сбиты, надгробия перекошены. RU «Все кладбища государственные, оно выделяет некоторые средства на благоустройство, но чтобы решить проблему, этого недостаточно, — говорит Татьяна. Екатеринбургские историки пытаются восстановить принадлежность некоторых могил, но часто это невозможно.
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова
Жизнь Павла Бажова трудно разделить по простейшему черно-белому принципу: после радости – неприятности, негатив обязательно сменяет позитив и т.п. Биография знаменитого писателя состоит из малоизученных периодов, или полос, по выражению самого Бажова. 5. В 1930-х годах Бажова дважды исключали из ВКП(б), но потом вновь восстанавливали. Па́вел Петро́вич Бажо́в — русский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов. Интересные факты о п Бажове. Свердловские власти объявили 2019-й годом писателя Павла Бажова: в январе ему исполнилось 140 лет. Павел Бажов родился 27 января 1879 год в семье рабочего горного мастера Петра.
3 интересных факта о бажове
Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки» | Откройте для себя необычные, удивительные и интересные факты о Павле Петровиче Бажове, русском писателе, фольклористе и журналисте, известном своими очаровательными уральскими сказами. |
Бажов Павел Петрович | Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Правильный ответ. |
12 интересных фактов из жизни Бажова > Интересные факты | Факт 2. В биографии Павла Бажова отмечается, что он проучился в духовной семинарии целых шесть лет. |
Герои Павла Бажова: миф или авторский вымысел?
Кризис веры в обществе нарастал — и семинаристы в этом отношении ничем не отличались от всех прочих жителей Российской империи. Митрополит Вениамин Федченков вспоминал о времени своего обучения в семинарии: «Духовная жизнь падала, замирала: одной внешностью не поддержать её… А там шла и подпольная работа среди учащихся… Попадались уже и нигилисты среди нас — хотя и очень редко. А ещё важнее: кругом семинарии уже зажигались иные костры; дым от них залетал и к нам, но не сильно всё же… Но — повторю — силы духа уже было мало. Очень многие семинаристы уходили по светским путям, пастырское служение не влекло их уже: значит, остывать стали и эти, мощные прежде классы духовенства…» Павел Бажов, Епархиальное училище. Из 2148 выпускников семинарий, выпустившихся в 1911 году, только 574 приняли сан к 1913 году.
Более того — бравировать своим вольнодумством начинали даже отдельные преподаватели. По воспоминаниям пермского семинариста В. Игнатьева он поступил туда через два года после выпуска П. Бажова , у них преподавал молодой учитель В.
Для нас становилось ясным, что [его] мысль работала в совершенно противоположном предполагаемому им предмету направлении. Окончательно эта наша мысль нашла своё подтверждение после следующего случая. У семинаристов была традиция после пасхальных каникул на первом занятии приветствовать своих учителей словами: «Христос воскресе! Известная фраза Варсонофия Оптинского, что революция вышла из семинарии, в случае Бажова справедлива полностью.
Так получилось, что в Революцию он действительно уверовал, как в божественное откровение. О морали моей. Партийная позиция писателя — это дело его гражданской порядочности. Какой же ты советский писатель, если без внутренней партийности?
Что ты можешь сказать нашему гражданину? Он же партийный. С детства. Значит, твоя партийная убежденность большой глубины и силы быть должна».
Заменить «советский» на «русский», а «партийность» — на «православие» — и Пермская семинария была бы полностью солидарна со своим питомцем. В 1899 году Павел Бажев, семинарист, третий по успеваемости в своем выпуске то есть закончивший по первому разряду, с отличием , отказался от предложения продолжить образование в Киевской духовной академии, полностью за государственный счет. Хотя Киевская академия и была весьма уважаемым и серьезным высшим учебным заведением, но это было бы именно богословское образование, а вчерашний семинарист Павел Бажов духовной карьерой решительно не интересовался. Соблазнительно было бы представить знакомство «бородатого колдуна», будущего певца всей уральской потусторонней силы, и автора Воланда, самого эффектного дьявола русской литературы, но от этого соблазна приходится воздержаться.
Возможности дальнейшего светского образования для Бажова при этом были ограничены. Собственно, для семинаристов оставались открытыми только окраинные университеты Томский, Дерптский и Варшавский , на такой шаг государство шло, чтобы молодые люди, столько лет обучавшиеся в семинариях, шли не в студенты, а в священники. Семинаристу, все-таки желающему поступить в университет, требовалось сдать экзамены за гимназический курс это был довольно серьезный объем знаний , а для поступления в эти три конкретных университета к тому времени, как Бажев закончил семинарию, выпускники первого разряда должны были из гимназического курса досдать только латынь. Ни в Дерпт, ни в Варшаву Бажев поехать не мог.
К тому времени его мать овдовела, и здоровье ее сильно пошатнулось: из-за постоянной кропотливой работы при плохом освещении Августа Степановна к старости почти ослепла. Уезжать в такую даль и бросать ее он не мог, а ехать вместе было не по карману. Бажев попытался поступить в Томский университет, но не прошел. И на медицинский, и на юридический его факультеты конкурс был огромен — в основном из тех же семинаристов, желающих продолжить образование, но вне церковных рамок.
Иногда причиной неудачи с Томским университетом называют «незаконопослушность» Бажева — небольшую отметку в его характеристике от начальства семинарии. Иногда — отсутствие необходимых средств для продолжения обучения. Возможно, повлияли все факторы одновременно. Павел Петрович выбрал стезю учительства — отправился в деревню Шайдуриха, в 26 км от железнодорожной станции Невьянск.
Шайдуриха была относительно велика — 150 дворов, церковь, почта, население в основном было старообрядческое. Молодого учителя уважали, но кормили все равно из отдельной посуды: раскольник. Детям это не мешало, дети в учителя были влюблены. Когда через много лет Бажов навестил деревню, его еще помнили — и, как свидетельствуют очевидцы, радостных слез было много с обеих сторон.
В Шайдурихе он проработал недолго. Причина была в том, что Бажову, окончившему семинарию, в приказном порядке велели, кроме положенных дисциплин, — родная речь и все, что необходимо в начальных классах, — заняться еще и Законом Божьим получив духовное образование, он имел право его преподавать. Право имел, а желания — нет, тем более что учить бы пришлось детей староверов в сравнительно небольшой деревне. Назревал скандал — и строптивый учитель просто уволился, тем более что в Екатеринбурге открылась вакансия в том самом духовном училище, которое он когда-то окончил с отличием.
Занимался и русским языком, и церковно-славянским, вел черчение, арифметику, чистописание. Много путешествует по стране во время летних каникул заработная плата учителя в Российской империи это вполне позволяла. Увлеченно собирает и записывает фольклор родных мест: сказки, песни, яркие диалектизмы — «баские» словечки. Тем временем обстановка в стране постепенно накалялась, ожидания перемен и глухое недовольство среди рабочих, которое уже давно ощущалось в Питере и Москве, постепенно добиралось и до уральских заводов.
Собственно, сыну Петра Сверла, местного «неблагонадежного», никаких иллюзий питать не приходилось с детства: все заводские — от старух до ребятишек — отлично знали, как и когда рабочие устраивали «педагогическое» избиение зарвавшихся мелких заводских чиновников рабочих — участников подобной «учи» потом старательно скрывали всем заводом , кого и за что уволили, кто чем недоволен. Обстановка на заводах все время балансировала на грани взрыва. Знакомство с различными экономическими и политическими воззрениями готовило почву, а большевики окончательно открыли Бажову глаза на причины этой ожесточенной и безнадежной войны «верхов» с «низами». Все больше и больше Бажов погружается в политику, примыкая к анархистам-народникам, чаще и чаще начинает оказываться «в ненужное время в ненужных местах».
Он присутствовал в Сысерти при забастовке, выступал как ходатай по делам рабочих. В 1906 году он впервые пострадал за свою активную гражданскую позицию. Во время митинга 19 октября 1905 года спортивные ребята-черносотенцы напали на митингующих, среди которых были и школьники, в массовые избиения полиция, разумеется, не вмешивалась. В ближайшее воскресенье епископ Владимир по этому поводу произнес проповедь, в которой не только не осуждал пролившейся крови, но, наоборот, всецело поддержал не избиваемых — избивавших.
Такая позиция церковноначалия вызвала настоящий шквал возмущения среди интеллигентов, была составлена некая телеграмма в Синод, ее подписали довольно многие, в том числе Бажов. Телеграмма достигла цели: в январе 1906 прибыла комиссия, Синод проводил расследование. Вызовы, допросы… За участие в недозволенном «учительском совете» педагог Бажов и другие «подписанты» были арестованы и две недели просидели в тюрьме. Естественно, его уволили из духовного училища.
Но, по счастью, права преподавать его не лишили — и вскоре Бажов отыскал себе новое место. Преподаванию Бажов отдал 18 лет жизни и, по воспоминаниям своих питомцев, был в числе любимейших учителей. Особенно обожали остроумного и притом деликатного педагога девочки — воспитанницы епархиального училища, сами будущие учительницы. По воспоминаниям одной из его учениц: «Павел Петрович был самым любимым учителем среди епархиалок.
На литературных вечерах в училище в знак особого уважения ученицы прикалывали своим любимым учителям разноцветные бантики из лент — красные, голубые, зеленые. Павлу Петровичу бантиков доставалось больше всех. Стоит, бывало, он у дверей учительской, улыбается всем приветливо, глаза счастливо блестят, а грудь у него вся — в ярких лентах. Никогда не повышал голоса, при ответе не торопил.
Наводящий вопрос даст, подскажет… Знаете, какой он человек! Мы каждый раз ждали встречи с ним, как с родным. Взгляд у него был ласковый». Павел Бажов Со своей будущей женой он познакомился, когда она была еще ученицей епархиального училища.
Бажов сделал ей предложение практически сразу же после выпускного бала. Валентина ответила согласием. В 1911 году «преподаватель екатеринбургского епархиального училища П. Бажов, православный, 32 лет, первым браком обвенчан с псаломщицкой дочерью, девицей Валентиной Александровной Иваницкой, 19 лет».
Свидетелем со стороны жениха был его коллега, учитель. После венчания молодые отправились в Крым. Этот брак продлился почти 40 лет — разлучила их только смерть. Вообще чета Бажовых, по воспоминаниям всех окружающих, — и своих, близких, и посторонних, — была на удивление гармонична, даже несколько неправдоподобно гармонична для этого мира.
Судьба Бажовых не баловала, им выпало пережить множество по-настоящему страшных вещей — и вместе, и поврозь, — но все равно они были неразлучны. Вот так — с самого начала и на всю жизнь. По воспоминаниям дочери, Ариадны Павловны, на Бажова неоднократно засматривались дамы, но он никогда и в мыслях не мог допустить, что рядом с ним может оказаться кто-то, кроме его Валяночки. И сама Валентина Александровна, овдовев, так и осталась женой единого супруга.
Интересно, что такую же возвышенную, чистую любовь к своей жене питал еще один уроженец здешних мест, сказочник и педагог Александр Мелентьевич Волков русский автор «Изумрудного города». Может быть, такие взаимоотношения и не были настолько редкими в это время, просто сейчас воспринимаются как нечто исключительное. Как подобает супругу, мужчине и главе семьи, Павел Петрович озаботился самыми насущными вопросами. Оставаться на казенной квартире с перспективами все более увеличивающегося семейства было бы хлопотно — и, взяв ссуду, Бажовы купили участок земли в Екатеринбурге и начали строить просторное, поместительное жилище.
Дом из крепких толстых бревен, с высокими потолками и большими окнами до сих пор стоит в Екатеринбурге, добротный, сработанный на совесть. Теперь там музей Бажова. Валентина Александровна после смерти супруга оставила там все в точности так, как было при нем, и передала его государству, переселившись в обычную городскую квартиру. Но, конечно, когда строительство началось, никто и представить не мог, сколько бед и потрясений придется испытать молодому семейству и как дело обернется.
В Екатеринбурге в семье Бажовых появилось уже двое детей, мать Павла Петровича, почти слепая, сама нуждалась в постоянном пригляде и помочь невестке никак не могла, и было решено на время переехать в Камышлов: там жили Иваницкие, которые могли при случае оказать помощь. В Камышлове родился третий ребенок Бажовых, сын Алексей, там же, к великому горю всех домашних, скончалась Августа Степановна и была погребена на местном кладбище. Во время Первой мировой отца троих малолетних детей, педагога, на фронт никто не призывал — и в добровольцы Бажов не торопился, хватало своих хлопот. К 1917 году Бажов был уже давно и крепко связан с большевиками, выполнял поручения партии, работал в местном партийном издательском органе — и автором, и корректором, и метранпажем.
В своей автобиографии он довольно скупо описывает этот период так: «Работал в контакте с рабочими железнодорожного депо, которые стояли на большевистских позициях. С начала открытых военных действий поступил добровольцем в Красную армию и принимал участие в боевых операциях на уральском фронте. Основной работой была редакторская». После Февральской революции к педагогической деятельности Бажов не вернулся.
Он с головой ушел в общественную жизнь: был даже городским головой, но выступал от эсеров. В РКП б вступил только в 1918 году. В июле 1918-го ему и 28 солдатам Камышловского полка было выдано партийное поручение: отправиться в Пермь и сдать губисполкому экспроприированные банковские ценности. Возвратиться в Камышлов, к семье и беременной жене, он уже не мог, поскольку Камышлов оказался отрезанным.
Там были белые — и оказаться в их руках заведомо красному было бы самоубийством. Бажов остается с Красной армией, становится секретарем парторганизации штаба дивизии, становится редактором газеты политотдела 29-й дивизии «Окопная правда». Газета вместе с типографией располагается в двух вагонах поезда.
Бирюкова на собирание рабочего фольклора» [19]. Ставший после Е. Блиновой редактором сборника П.
Бажов написал для него сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза », объявив их фольклорными записями сказов В. Хмелинина, которые П. Бажов слышал в 1892—1895 годах [19]. Хмелинин Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей» происходил с Полевского завода и выведен как рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Архетипичность образов[ править править код ] Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных.
Весьма образны персонификации природных сил: Хозяйка медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от « духа местности ». Существует также гипотеза, что это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры , знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Великий Полоз — ответственен за золото «он тут всему золоту полный хозяин». Его фигура создавалась Бажовым на основе поверий древних хантов , манси и башкир , уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза — Змеёвки или Медяницы.
Одна из них — Золотой Волос — выведена в одноимённом сказе. Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге , персонификация болотного газа , который на Урале и называли «синюшкой». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой её видит Илья — герой сказа « Синюшкин колодец ». Огневушка-поскакушка, «девчоночка махонькая», танцующая над месторождением золота связь между огнём и золотом. Серебряное копытце — волшебный «козёл», у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет — появится драгоценный камень. Голубая змейка — волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла».
Земляная кошка — персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа : по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонёк появляется там, где выходит сернистый газ. Он… имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко». Список сказов в алфавитном порядке [ править править код ] Алмазная спичка. Единственный сказ Бажова, в котором писатель обращается к колхозной жизни. Посвящён Ленину.
Он ведет в кабинет, который сейчас вот почему-то хочется назвать лабораторией. И в самом деле — комната, наполовину занятая книжными шкафами, вспоминается именно как лаборатория, где этот мудрый старик переплавлял драгоценную руду народных сказок, легенд и пословиц в свои небольшие произведения, где филигранно оточена каждая строка. Все в этой комнате связанно с неугомонной творческой деятельностью старого уральского литературного мастера: и сборники его сказов, изданные на всех европейских и многих восточных языках, и богатая библиотека по истории края, и коллекции минералов, образцы руд, в разное время преподнесенные Бажову рабочими, инженерами, почитателями его таланта, и чернильница, искусно сделанная специально для него камнерезами из черного змеевика, и даже стулья, на которых мы сидим.
И из этих его сказов встает во всей красоте и мощи обобщенный образ рабочего-уральца, смелого, умного человека, художника своего дела, неутомимого новатора и творца». Оставил он потомкам и свои сказы, бажовские сказы — часто называемые по имени того, кто и придал этим самоцветам устного народного творчества ювелирную огранку, собрал и обобщил их, философски осмыслил, ввел в большой литературный мир, воспринявший эти удивительные творения восторженно. Уроженец поселения Сысертский завод Екатеринбургского уезда, сын рабочего, выпускник Екатеринбургского духовного училища и Пермской духовной семинарии, работавший учителем русского языка и литературы, служивший уездным комиссаром просвещения, ответственным редактором и секретарем редакции ряда газет, а также главным редактором журнала «Уральский современник», Бажов самую известную свою книгу, чудесную «Малахитовую шкатулку», принесшую ему известность, отмеченную в 1943 году Сталинской премией второй степени, напишет в шестьдесят лет.
Не поздно ли? Да, поздновато, тем более что проживет он после ее издания всего одиннадцать лет, бывших, пожалуй, в творческом отношении для него самыми плодотворными. Почему же так поздно написал Бажов, этот невысокого роста, с большой окладистой бородой уральский сказочник, свое лучшее произведение?
Да, Бажову многое в жизни пришлось пережить. Посему, думается, читателями так достоверно и воспринимался волшебный фон его сказов, что сказовая манера повествования никогда не заслоняла в них реального, основанного на глубоком знании жизни содержания, черпаемого Павлом Петровичем из хорошо, даже досконально изученной им уральской мастеровой среды, где творили его излюбленные «каменных дел мастера» — гранильщики и камнерезы. Те самые мастера, которые из малахита и яшмы талантливо, артистически, с любовью к своему непростому делу, вытачивали каменные фигурки, становившиеся прообразами для героев его произведений, воспевавших, как известно, беспокойную пытливость рабочего человека.
Ну а в сам волшебный мир уральских сказ Бажов погружал уже живых русских людей, наделенных земной недюжинной силой, способной побеждать условность сказочной волшебности. Собственно, именно так, как, помнится, земная любовь простой русской девушки однажды победила волшебную силу хозяйки Медной горы. Долгие годы Бажов занимался народным фольклором, сбором легенд, сказов и других устных народных творений, передавшихся на Урале из поколения в поколение.
И придавал Павел Петрович этой деятельности огромное значение. Либо это его желания, мечты, либо отзвук каких-то давно прошедших событий, либо попытка по-своему объяснить недоступные ему тайны природы, а иногда все вместе.
Да, поздновато, тем более что проживет он после ее издания всего одиннадцать лет, бывших, пожалуй, в творческом отношении для него самыми плодотворными. Почему же так поздно написал Бажов, этот невысокого роста, с большой окладистой бородой уральский сказочник, свое лучшее произведение? Да, Бажову многое в жизни пришлось пережить. Посему, думается, читателями так достоверно и воспринимался волшебный фон его сказов, что сказовая манера повествования никогда не заслоняла в них реального, основанного на глубоком знании жизни содержания, черпаемого Павлом Петровичем из хорошо, даже досконально изученной им уральской мастеровой среды, где творили его излюбленные «каменных дел мастера» — гранильщики и камнерезы. Те самые мастера, которые из малахита и яшмы талантливо, артистически, с любовью к своему непростому делу, вытачивали каменные фигурки, становившиеся прообразами для героев его произведений, воспевавших, как известно, беспокойную пытливость рабочего человека. Ну а в сам волшебный мир уральских сказ Бажов погружал уже живых русских людей, наделенных земной недюжинной силой, способной побеждать условность сказочной волшебности. Собственно, именно так, как, помнится, земная любовь простой русской девушки однажды победила волшебную силу хозяйки Медной горы. Долгие годы Бажов занимался народным фольклором, сбором легенд, сказов и других устных народных творений, передавшихся на Урале из поколения в поколение.
И придавал Павел Петрович этой деятельности огромное значение. Либо это его желания, мечты, либо отзвук каких-то давно прошедших событий, либо попытка по-своему объяснить недоступные ему тайны природы, а иногда все вместе. Дело литератора, фольклориста — отыскать это зерно, правильно понять, объяснить его. Сказки не для одной забавы складывались. В настоящей, нефальсифицированной, сказке обязательно есть народная мудрость и скрытый смысл, по-ученому — подтекст». Подробно изучал он и известную Азов-гору, всегда занимавшую видное место в устном народном творчестве Урала. В старину именно через Азов шла тропа в Сибирь. А во временна Грозного этот путь связывал Сибирь с Уфой. По этой тропе двигалась и камско-чусовская вольница.