Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей.
Воины, маги, танцоры… Чего мы не знали о чукчах
Морскими зверобоями чукчи стали относительно недавно, переняв секреты промысла у потесненных ими с побережья аборигенов — эскимосов. Именно здесь сотни лет эвены и чукчи, занимались оленеводством, выращивая свои многочисленные стада домашнего оленя, перегоняя его от зимних пастбищ на летние и обратно. Например чукчи, которые разводят оленей называются «чавчавыт», «богатые оленями», а те, что живут на берегу анк’альыт, «морской народ».
Метель, бездорожье и вечная мерзлота: суровые будни чукотского села
Коренные жители чукчи, эскимосы и другие северные народы составляют лишь четверть населения полуострова. Сиреники, где уже 28 лет живет Наталья, расположены в Провиденском городском округе Чукотки, на берегу Берингова моря. А вообще сегодня большинство чукчей живет в поселках, построенных в советское время для работников совхозов, где выпасали оленей. Где-то читал, что последняя война чукчей с коряками была в 1953-1957 годах. Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода.
Владимир Пуя
- Современный портрет
- Курсы валюты:
- 11 вопросов о самой неизвестной войне в русской истории • Arzamas
- Метель, бездорожье и вечная мерзлота: суровые будни чукотского села // Видео НТВ
Особенности языка
- Почему чукчам не нужно разрешение на охоту
- Чукчи — хранители вековых традиций
- Благодарю за заявку
- Дорогая жизнь без дорог
- НАРОДЫ АРКТИКИ
Чукотка, сэр!
А еще они способны управлять поведением людей — например, ни с того, ни с сего мужчина мог почувствовать желание сменить пол и стать женщиной. К «превращенному» человеку относились с уважением, ведь считалось, что ему удалось достигнуть связи с духами. К началу XX века этот обычай полностью себя изжил. Жили в чумах, которые переносили с места на место Еще один обычай, который давно перестал существовать — кочевой образ жизни среди народов крайнего северо-востока. Когда-то чукчи селились в чумах — невысоких палатках, сделанных кожи, с отверстиями для вентиляции, которые затыкались мехом. Чукчи-оленеводы переносили эти дома с места на места — туда, куда отправлялось их стадо.
На удивление, в самом центре чума было очень тепло и даже жарко — люди могли находиться в них голыми. Нечувствительность к холоду Возможно, то, что чукчи живут в условиях экстремальных температур, и стало причиной их отличной переносимости холода. Здесь маленькие дети без проблем могут играть на открытом воздухе, а женщины даже в 30-градусный мороз выходят на улицу и занимаются шитьем. Причем делают это они настолько энергично, что нередко уже к середине процесса им приходится сбрасывать с себя верхнюю одежду и засыпать снег за пазуху — чтобы охладиться. Странные пищевые привычки Ни для кого не секрет, что кухни разных народов мира имеют свои особенности: например, скандинавы очень любят тухлую рыбу , и азиаты едет варенные утиные яйца, в которых уже сформировался будущий плод.
Но, оказывается, чукчам тоже есть чем удивить! Эти люди не переносят соль, а мягкий хлеб кажется им кислым на вкус, зато горячая похлебка с полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя, считается здесь деликатесом. Еще чукчи любят ферментированное мясо, кашу из щавеля, нерпичий жир, различные коренья и внутренности животных.
Население — 47,5 тысячи человек. Административный центр — Анадырь.
Официальные языки — русский, чукотский. Губернатор — Роман Копин. Чукотку открыла в 1648 году экспедиция Семена Дежнева. Регион населяли чукчи, уровень технологического развития которых сильно отставал от европейского. В 1803 году территория Чукотки вошла в состав Камчатской области Иркутской губернии.
Правда, навряд ли кто-то захочет его пробовать, узнав, как готовится сей деликатес. Итак, рецепт чукотского блюда под названием моняло. Оленя, которого планируют пустить на изготовление кулинарного шедевра, тщательно подкармливают мхом. Затем выжидают некоторое время, пока он начнет перевариваться. В этот момент животное убивают, распарывают брюхо и достают содержимое. Моняло готово! Его применяют для приготовления первых блюд, употребляют в свежем виде или пускают на консервы. Пьют чукчи в основном травяные отвары. Они не прочь пропустить пару рюмашек алкогольного напитка, но им категорически запрещено спиртное. Поскольку организм жителей Севера не способен переваривать этиловый спирт.
Однако соблазны слишком велики и к предостережениям прислушиваются единицы. В итоге среди чукчей числится высокий уровень смертности. Если верить статистическим данным, именно из-за привычки выпить с лица земли исчезли некоторые малые народы Севера. Вернуться к оглавлению Продолжительность жизни Живут чукоты недолго. Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности — алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ. На Чукотке очень мало долгожителей, в возрасте от семидесяти пяти лет от силы человек двести. Снижается и уровень рождаемости. Эта опасная тенденция может привести к тому, что национальность вовсе вымрет.
Традиции и обычаи чукчей Северный народ живет недолго, но весело. Как и любая нация, чукоты имеют свои обряды, которых свято придерживаются. Свадебные традиции Численность населения Чукотки крайне мала, и когда приходит время создавать семью, выясняется, что пары нет. Свободных парней и девушек можно сосчитать по пальцам одной руки. Какой выход нашли чукчи из ситуации? Они стали сочетаться браком с родственниками и просто обмениваться супругами. Иногда отец вынужден был красть невесту для сына. В подобных ситуациях родственники барышни имели право потребовать восполнение потери. Обычно взамен молодой красавицы ее семье выдавали иную женщину. Думаете, такие склоки затевались из-за страсти и любви?
Вовсе нет, просто потеря рабочей пары рук могла серьёзно навредить устоявшемуся быту. По этой причине вместо одной девушки требовали другую. А уж если «обмен» проводился на незамужнюю даму, так это вообще считалось удачно совершенной сделкой. Практически во всех семьях много детей. Поэтому не редкостью был такой трюк: если замуж выдавали девочку в соседнее село, то требовали взамен предоставить невесту для сына. Как и во всех нациях, у чукчей есть зажиточные и бедные люди. Если нищий не хотел становиться супругом женщины из своего сословия, то он отправлялся работать в дом богатея. Спустя несколько лет хозяин «особняка» с барского плеча давал благословение на брак либо усыновлял юношу. Случались и групповые семьи, внутри которых мужья менялись женами без угрызений совести. Малыши, появившиеся на свет в «шведском семействе», считались общими.
Только не стоит осуждать бедных чукотов. На подобные действия они шли не из-за распущенности, а по необходимости. Чаще всего, пары, входившие в состав, группового брака, проживали в разных поселениях. Если оленевод не успевал дойти до дома, то спокойно мог переночевать у «родственников». Беременность и роды Если чукотская женщина находилась в положении это вовсе не означало, что она может расслабиться и отлынивать от работы. Наравне с остальными девушками ей предписывалось заниматься хозяйством и заготавливать мох. Зачем он нужен? Прежде всего для родов.
К апрелю запас овощей, фруктов и прочей провизии обычно иссякает. Отсюда и обилие просроченных продуктов, к которым местные привычны с детства. И если Анадырь — это местный «материк», где есть всё и всегда, то райцентры, а особенно национальные сёла, могут испытывать нехватку продуктов даже летом. Мы пробыли две недели в Чукотском районе — за это время подходы к сёлам заперли льды, и судно, привёзшее товары, несколько раз не могло разгрузиться и возвращалось в Анадырь. Товары первой необходимости доставляли вертолётом, а всё остальное — как получится. Город засыпает На Чукотке в любой момент могут отключиться терминалы безналичной оплаты, так что лучше всегда иметь наличные. Тем более что банкоматы само собой, только Сбербанка есть исключительно в райцентрах и закрываются после шести вечера, как аптеки и хозторги. Лишь продуктовые магазины работают до 20, а иногда и до 21 часа. В сёлах банкоматов нет вообще и в лучшем случае будут два-три магазина. Если вы путешествуете за пределами Анадыря, забудьте про ночные или фитнес-клубы, кафе, кинотеатры и прочие подобные заведения. Библиотека, дом культуры и столовая — вот весь набор развлечений. В Анадыре всё это есть, причём вполне современного европейского уровня, но, как я уже говорил, Анадырь — это почти материк. Впрочем, на Чукотку едут не для того, чтобы посидеть в баре, поиграть в бильярд или сходить в кино. Сюда едут работать — за «длинным северным рублём». Далеко не все выдерживают. Приедет иной раз человек даже на непыльную работу — учителем, директором школы, врачом, — помучается полгода-год, сломается и уедет. Не все выносят местный ритм жизни, климат, когда полгода длится полярная ночь, метели наметают сугробы высотой с двухэтажный дом и даже в июле воздух редко прогревается выше плюс 10, а короткое северное лето заканчивается уже в августе. Но многие остаются, искренне влюбившись в эту землю, которую здесь называют «землёй настоящих людей». В Анадыре стоит забыть про ночные клубы, кафе и кинотеатры. Их здесь нет. Media Настоящих, потому что умеют выживать, не теряя при этом лучших человеческих качеств и веры в хорошее. Не утратив её даже в суровых 1990-х, когда вымирали целые посёлки не было света, тепла, воды, топлива , закрывались предприятия, люди продавали трёхкомнатные квартиры по цене билета в Москву, отправляясь в неизвестность, где у них не было ни работы, ни родственников, ни перспектив. Сегодня Чукотка едва ли не рекордсмен России по числу масштабных «заброшек» — от военных городков до гражданских. Настоящий рай для сталкеров. Хотя местным больно видеть руины на месте домов, в которых они родились, росли, учились, влюблялись, создавали семьи. Тем не менее сегодня многие возвращаются. Просто потому, что невозможно забыть эту землю. Возвращаются, как только появляется возможность. Тундра, киты и фьорды И, конечно, сюда едут туристы. Пока не массово, но с каждым годом регион становится всё популярнее. Всякий раз, когда собираюсь на Чукотку, знакомые и родственники крутят пальцем у виска: «Там же холодно и делать нечего, давай лучше с нами в Турцию».
Чукчи – народ, “богатый оленями”
В стрессовых условиях супруги умудряются выращивать картофель, огурцы, помидоры, перец. Впервые зеленый лук Татьяна Иннокентьевна попробовала, когда начала сама его выращивать. Но есть в этом деле и плюсы. Местные овощи не знают вредителей, характерных для более теплых регионов. Живут супруги вблизи реки Омолон. Местность относится к типу лесотундра. Очень они любят рыбалку, ходить по ягоды - а их здесь - бескрайние заросли. Георгий Иванович работает лесничим, Татьяна Иннокентьевна продолжает преподавать в школе.
Дети уже взрослые, есть внуки. Несмотря на суровые условия жизни - полгода здесь полярная ночь, другие полгода - полярный день, не променяют эти места ни на какие другие. Очень уж в них величественные красота и душа, которые никуда не отпускают.
Расширение торговли с русскими и иностранцами со второй половины XIX в. Береговые оседлые традиционно занимались морским зверобойным промыслом, достигшим к середине XVIII в. Охота на тюленей, нерп, лахтаков, моржей и китов давала основные продукты питания, прочный материал для изготовления байдар, охотничьих орудий, некоторых видов одежды и обуви, предметов быта, жир для освещения и отопления жилища. На моржей и китов охотились в основном в летне-осенний, на тюленей — в зимне-весенний период. Орудия охоты состояли из разных по размерам и назначению гарпунов, копий, ножей и пр. Китов и моржей добывали коллективно, с байдары, а тюленей — индивидуально. С конца XIX в. Лыжи, подшитые мехом, — идеальное средство передвижения И оленные и береговые чукчи рыбу ловили сетями, сплетенными из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, а также сачками и удилами, летом — с берега или с байдар, зимой — в проруби. Горных баранов, лосей, белых и бурых медведей, росомах, волков, лисиц и песцов вплоть до начала XIX в. Со второй половины XIX в. В морском зверобойном промысле к началу ХХ в. Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым орудием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный. У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. В оленную нарту чукотско-корякского типа запрягают одного-двух оленей Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей кибитка , жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-«ракетках»; по морю — на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей. Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом — у русских. Запрягали собак и в оленьи нарты. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7—8 м, похожий на корякский. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность. В ярангу входили между двух половин покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние. У родного очага Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение полог из шкур в виде параллелепипеда. Форма полога поддерживалась благодаря шестам, пропущенным через множество петель, пришитых к шкурам. Концы шестов опирались на стойки с развилками, а задний шест крепился к каркасу яранги. Средний размер полога — 1,5 м в высоту, 2,5 м в ширину и около 4 м в длину. Пол застилали циновками, поверх них — толстыми шкурами. Постельное изголовье — два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, — находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для изготовления полога требовалось 12—15, для постелей — около 10 больших оленьих шкур. Каждый полог принадлежал одной семье. Иногда в яранге бывало два полога. Каждое утро женщины снимали его, раскладывали на снегу и выбивали колотушками из рога оленя. Изнутри полог освещался и отапливался жирником. За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, — продукты.
Конвертер валют Курсы валют доступные на нашем сайте получены из общедоступных источников и должны использоваться только в рекомендательных целях. Курсы валют меняются ежедневно. При использовании этой информации в каких-либо финансовых целях, мы рекомендуем обратиться к квалифицированному специалисту для проверки точности котировок. Мы не разрешаем использовать эту информацию в любых целях, кроме как для личного использования. На банковской карте клиента блокируется указанная сумма в валюте выбранного товара или услуги. После выписки билета, в течении нескольких дней, Поставщик Авиакомпания или его уполномоченное лицо инициирует списание денежных средств, ранее заблокированных на Вашей банковской карте. Ваш банк, в случае несовпадения валюты Поставщика и валюты Вашей банковской карты, может произвести конвертацию по своему внутреннему курсу, не совпадающему с курсом на нашем сайте или с курсом Центрального Банка той страны, резидентом которой является банк, выпустивший Вашу карту. Рекомендуем уточнить у представителей Вашего банка внутренний курс Вашего банка и размер возможной комиссии за конвертацию валют перед совершением оплаты. Фактом оплаты, клиент подтверждает, что получил соответствующую информацию и согласен с итоговой стоимостью. В случае использования банковской карты Вам не принадлежащей, Вы должны получить письменное согласие на осуществление оплаты заказа у непосредственного владельца держателя банковской карты. При аннулировании выписанных билетов в день выписки, сумма полностью возвращается на Ваш банковский счет, привязанный к карте, в течении 60-ти рабочих дней. Обратите внимание, что аннулирование выписанных билетов в случае перехода суток невозможно. При возврате выписанных билетов, согласно правилам применения тарифа, рассчитанная сумма к возврату поступит на Ваш банковский счет, привязанный к карте, в течении 60-ти рабочих дней, вне зависимости от срока действия и статуса карты. Указанные сроки возврата могут быть увеличены в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы форс-мажор - таких как: наводнения, землетрясения, пожары, аварии на транспорте, эпидемии и пандемии, гражданские беспорядки, мятежи, война и военные действия, забастовки, публикация нормативных актов запрещающего характера, а также иных обстоятельств, находящихся вне возможностей и зоны контроля со стороны Biletik. Срок может быть увеличен сообразно степени и характеру возникших обстоятельств. Возврат средств может быть осуществлен в неденежной форме путем внесения средств в личный кабинет клиента в виде бонусных рублей на покупку авиабилетов в будущем, но не ранее чем через 90 дней от даты внесения бонусных средств на счет. Обратите внимание, что при оплате банковской картой, в случае, когда валюта счета Поставщика и валюта счета Вашей карты отличается от валюты Вашей страны, платежная система может по своему усмотрению произвести автоматическую конвертацию в доллары. Мы не храним данные Вашей банковской карты. Процесс оформления заказа происходит полностью в автоматическом режиме и без участия человека. Наш сайт в полной мере отвечает стандартам безопасности PCI Compliance. Авторское право и торговые марки Все содержимое этого сайта и программный код являются объектом авторских прав компании biletik. Логотип и название «biletik. Все права защищены. Любые торговые марки, названия юридических лиц, логотипы и другие атрибуты авторских прав, в том или ином виде присутствующие на нашем сайте, являются защищенной соответственным образом собственностью их владельцев. Если Вам стало известно о нарушении наших прав, пожалуйста, сообщите нам об этом по электронной почте copyright biletik. Уведомление должно быть отправлено нам по электронной почте на адрес copyright biletik.
В 1921 г. Сегодня лишь около 100 человек ведут полуоседлый образ жизни, необходимый для охотничье-рыболовецкого промысла в тундре. Остальные проживают в построенном в середине ХХ века посёлке. Их основной деятельностью были охота и рыболовство. Позже они освоили земледелие и скотоводство. Любопытно, что в чулымском языке нет письменности. И тем не менее в 2010 г. Эвенки Эвенки появились как результат смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Они заселили обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Ведут кочевой образ жизни, занимаются оленеводством, но оленей используют как транспорт. Пропитание добывают преимущественно охотой и рыбной ловлей. Язык эвенков включает несколько диалектов. Кроме того, они обычно владеют русским и якутским. Чуванцы В конце XIX в. В прошлом представители этого народа говорили на чуванском языке, сегодня — на чукотском и «марковском» диалекте русского. В Чукотском автономном округе проживает 951 чуванец. С русскими они впервые столкнулись в XVII веке: это противостояние вылилось в столетнюю войну. В 1778 г. Представители этого народа делятся на тундровые и береговые племена: у одних быт и культура связаны с оленеводством, у других — с морским промыслом. С 1930-х годов чукчи пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Книги пишут в основном на русском. Эвены Предки эвенов — тунгусские племена, которые расселились из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири в I тыс. Эвены занимались кочевым оленеводством, охотой на мясного и пушного зверя, рыбной ловлей. Алфавит на латинской основе для эвенского языка утвердили в 1932 г. А уже в 1936 г. Эскимосы Предки эскимосов — тихоокеанские монголоиды, мигрировавшие на север. В России эскимосы — малочисленная этническая группа, живущая вместе с чукчами или рядом с ними на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия — морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Современная письменность на основе кириллицы появилась в 1937 г. Эскимосы Чукотки и Аляски говорят на похожих языках, но пишут по-разному. В эскимосском языке много заимствований из английского: это результат китобойного промысла, в котором участвовали суда Великобритании, Скандинавии и Америки. У эскимосов Чукотки сохранилась практика кормления духов умерших предков. Такие ритуалы проводят как дома, так и в тундре — в знак уважения к умершим местным жителям. Они занимались охотой на морских млекопитающих и рыболовством. Говорят кереки по-чукотски и по-русски. Но пассивно сохранился и керекский язык!
Владимир Пуя
- Чукчи. Большая российская энциклопедия
- Почему чукчи до сих пор разводят оленей и охотятся на морских зверей
- Северное спокойствие
- Жизнь оленеводов
Чукчи — хранители вековых традиций
Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории. Регионы в России, где живут чукчи или луораветланы, сконцентрированы на севере. С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири. Сначала кочевали, но после приручения оленей начали немного приспосабливаться к оседлому образу жизни.
Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели. А мальчик пришёл домой со своим стадом и стал хозяином [29]. Исторические предания сохранили рассказы о войнах с соседними эскимосскими племенами [30]. Народные танцы[ править править код ] Несмотря на тяжёлые условия жизни, народ находил время и для праздников, где бубен был не только ритуальным, но и просто музыкальным инструментом, напевы на который передавались из поколения в поколение. Археологические свидетельства дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей ещё в I тысячелетии до нашей эры.
Об этом свидетельствуют петроглифы , обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н. Диковым [31]. Все танцы можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки пантомимы , игровые и импровизационные индивидуальные , а также на танцы оленных и береговых [32] чукчей [33]. Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»: После еды снимают все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах порога за занавеской из сырых шкур, и начинается обряд. В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи.
Когда кончают все взрослые, их место занимают дети и в свою очередь продолжают бить в бубны. Во время игры на бубнах многие взрослые призывают «духов» и стараются побудить их войти в их тело… [34]. Также были распространены подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль», «Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Журавль осматривается», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков оленей », «Танец уток», «Бой быков во время гона», «Высматривание», «Бег оленя» [35]. Особую роль играли торговые пляски, как вид группового брака, как пишет В. Богораз, они служили с одной стороны новой связью между семьями, с другой укрепляются прежние родственные узы [36].
Основные статьи: Чукотская литература и Чукотская письменность По происхождению чукотский язык относится к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Его ближайшие родственники: корякский , керекский исчезнувший в конце XX в. Типологически относится к инкорпорирующим языкам слово- морфема приобретает конкретный смысл только в зависимости от места в предложении, при этом может существенно деформироваться в зависимости от сопряжения с другими членами предложения. В 1930-х годах чукотский пастух Теневиль создал для чукотского языка оригинальную идеографическую письменность образцы хранятся в Кунсткамере — Музее антропологии и этнографии АН СССР , которая, однако, так и не вошла в широкое употребление. С 1930-х годов чукчи пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв.
Чукотская литература создаётся, в основном, на русском языке Ю.
Церковь активно боролась с шаманами, но терпимо относилась к синкретичным с христианством проявлениям традиционных верований и обрядов. В советский период атеистическая пропаганда была направлена преимущественно против православия, что привело к частичному возрождению традиционных верований, комплекс которых у чукчей общий с коряками и ительменами. Например, демиургом и трикстером выступает ворон, присутствует почитание кита, моржа, белого медведя. Традиционные праздники связаны с хозяйственным циклом: осенний и зимний забой оленей, первый выход в море и т. Традиционные музыкальные инструменты чукчей — хомус и бубен. Жилище Традиционное жилище оленных чукчей — яранга. Это каркасная постройка с относительно вертикальными стенами и коническим верхом. Основой стен служили несколько стоящих по кругу треног, которые скреплялись горизонтальными шестами.
На треноги опирались наклонные шесты, образующие каркас крыши. Ярангу крыли оленьими шкурами. Проблема сохранения тепла решалась при помощи дополнительного мехового полога в форме перевернутого вверх дном ящика внутри большого шатра, у задней стенки. Полог нагревался дыханием людей и теплом от жировой лампы, чайника и котлов с пищей.
Среди коренных жителей Чукотки один из самых многочисленных народов — эскимосы. Его представителями считают себя 1 460 человек, еще 1 285 относят себя к эвенам, а 742 человека — к чуванцам. Шесть человек представляют один из самых малочисленных народов мира — кереки. Всего же на территории Чукотки проживают свыше 90 национальностей, среди которых преимущественно народы России, а также стран СНГ. Это калмыки и башкиры, татары и узбеки, белорусы, армяне и цыгане.
Впрочем, живут в округе также немцы, греки, турки, корейцы, сербы и даже одна ассирийка.
Первая кровь: как живут чукотские китобои
Чукчи делятся на оленных (чаучу)— тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых (анкалын) — оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами. Где-то читал, что последняя война чукчей с коряками была в 1953-1957 годах. Сейчас очень тяжело найти настоящих чукчей, которые живут так же, как и их предки, именно поэтому далее предлагаем вам взглянуть на жизнь как она есть.
12 абсурдных, но правдивых фактов о чукчах, которые вас удивят
Помню в Певеке я пытался найти настоящих чукчей. Это оказалось сложной задачей, так как живут там почти одни русские. А вот в Анадыре чукчей много, но все они "городские": оленеводство и охоту давно сменили на обычную работу, а яранги - на квартиры с отоплением. Говорят, отыскать самых что ни на есть настоящих чукчей крайне проблематично. Советские реформы на Чукотке сильно повлияли на культуру народа. Маленькие школы в поселках закрывали и строили интернаты в районных центрах, отрывая детей от национальных традиций и языка. Тем не менее, во время нашего экспедиционного круиза мы высадились рядом с островом Ыттыгран, где встретили настоящего чукчу Владимира и его жену Фаину.
Тогда императрица решила действовать другим способом и приказала подкупить чукчей. Этот метод сработал, и в марте 1778 года был заключен договор о принятии чукчами российского подданства. При этом чукчам даровались широкие права, они на 10 лет освобождались от уплаты налогов и сохраняли полную независимость во внутренних делах.
С приходом советской власти жизнь чукчей кардинально изменилась: на Чукотке появились сельсоветы, современная техника, началось хозяйственное и культурное развитие региона. Впрочем, не все было так радужно, как кажется на первый взгляд… О том, как эксперименты Советов ударили по кочевникам, почему зимой местные оленеводы уводят стада в горы и для чего чукчам нужны танцы, в субботней рубрике «Истории. Я уверена, что в нашей стране мало кто знает о них больше, чем вы. Хочется, чтобы и наши читатели чуть ближе познакомились с культурой этого удивительного народа. Прежде всего, откуда возникло такое название — «чукчи» — и что оно означает? А слово «чукчи» происходит от названия одной из групп этой народности — чаучу, что переводится как «богатый оленями». Но казаки как услышали, так и стали их называть — получилось «чукчи». Береговые — это анкалын «люди, живущие на берегу океана» , а чаучу — это оленеводы. Они всегда были оседлыми.
Оленные чукчи кочуют в течение большей части года: лето проводят на берегу, а зимой уходят в горы, подальше от дыхания океана, чтобы избежать падежа оленей. Оленных чукчей больше, потому что добыча оленины — это гораздо более выгодный способ добывания пропитания. Также и те и другие промышляют охотой на дикого оленя, но охота для них является подспорьем. Главное — хорошее стадо — Выходит, что чукчи все так же сильно привязаны к природе, как и много лет назад? Или они постепенно адаптируются к современным условиям и уже не бегут от благ цивилизации? Как любые кочевники, чукчи, конечно же, зависят от природы — от оттепели, похолодания, снегопадов. На них все это влияет сильнее, чем на жителей больших городов, но, с другой стороны, у них и опыт выживания в экстремальных условиях колоссальный. Поэтому если не происходят какие-то экстраординарные события, то им ничто не грозит. При этом чукчи активно используют достижения современной цивилизации: генераторы, снегоходы, вездеходы, спутниковую связь.
Конечно, все это не так развито, как на Ямале, у ненцев — самых передовых оленеводов не только России, но и мира, — но у чукчей это тоже постепенно появляется. Просто сам регион довольно бедный.
А Чукотка — это самый восточный регион России. Интересен он в первую очередь тем, что с 2000-го по 2008 год губернатором тут был Абрамович. Есть много версий, как вообще случилось явление олигарха на Чукотку. Кто-то говорит о политических амбициях Романа Аркадича, кто-то считает, что это была своеобразная ссылка — так сказать, социальная ответственность перед страной, другие говорят, что Абрамовича могла заинтересовать разработка полезных ископаемых. Как бы то ни было, Абрамович для Чукотки стал кем-то вроде божества. И здесь надо понимать, что до прихода Абрамовича Чукотка была полнейшей жопой.
В советское время округ имел стратегическое значение: всё-таки до Аляски рукой подать. Но после окончания холодной войны пришли лихие 90-е, и про Чукотку забыли. После развала Союза население сократилось в 3 раза — со 150 до 50 тысяч человек. Из региона уехали все, кто мог купить себе билет на самолёт. Вот прямо буквально меняли квартиры на билеты в Москву. И сегодня Чукотка — один из самых малонаселённых регионов России. Меньше людей живет только в Ненецком автономном округе. Представьте: жопа полная, дорог нет, все, кто мог уехать — уехал.
Народ повально бухает и выживает только за счёт оленей и моря. В посёлках стоят разрушенные пустые дома, по улицам бегают дикие голодные псы. И вот в этот прекрасный практически первобытный мир приезжает Абрамович. Он легко выигрывает выборы: злые языки говорят, что он просто залил избирателей деньгами. И начинает развивать регион. При нём построили новый аэропорт, покрасили дома в яркие цвета, купили новые автобусы. В Анадырь начали приезжать московские артисты с концертами! Мог ли когда-нибудь простой чукча представить, что окажется на концерте Филипа Киркорова?
То-то же! В общем, бабло потекло, а учитывая ту жопу, которая тут была до прихода Абрамовича, изменения были особенно заметны. Сегодня с кем ни заговоришь об Абрамовиче — все отзываются о нём исключительно в положительном ключе. Редкий человек смотрит чуть дальше и с сожалением заметит, что деньги, которые он вкладывал в регион, были получены им в 90-е не совсем честным путем, что покраской домов Чукотку не поднять и что Абрамович — бенифициар той системы, при которой сегодня таким регионам, как Чукотка, остаётся надеяться только на чудо. В своё время он лично стал таким чудом, но два раза так повезти не может. Анадырь стоит посреди бескрайней снежной пустыни. Вон, небольшое поселение. Вообще-то оно находится на берегу Берингова моря, но зимой это не сразу заметишь.
Местные шутят: "Наша Фудзияма! Самолет приземляется, и сразу видны цветные чукотские домики. Щит Родины 05. Сам Анадырь — это несколько десятков пятиэтажек, и всё. Раньше пятиэтажки были облезлыми и серыми. Когда приехал Абрамович, он покрасил их в яркие цвета.
Винтокрылая машина летает лишь в пределах прямой видимости. Иной раз можно застрять в районе аэропорта на несколько суток. И что делать? Имеет смысл побродить по Угольным Копям — их часть представляет своего рода призрак на месте заброшенных военных городков, где когда-то базировались части, призванные захватить Аляску в случае конфликта. С окончанием «холодной войны» городки эти опустели: внутри безжизненных домов с пустыми оконными глазницами гуляет ледяной ветер. Но если похолодание в международных отношениях продолжится, здесь снова затеплится жизнь — отсель грозить мы будем янки. Пока же среди брошенных домов в здании бывшего военторга оборудована твердыня духа — храм Почаевской иконы Божией Матери. Его настоятель отец Василий происходит из закарпатского села, откуда вышло 300 священников и 50 православных архиереев. Оказываешься как бы одновременно и на дальнем северо-востоке, и на дальнем юго-западе русской земли. Но Чукотка — не «далекая окраина», а передовой форпост России, ближе всего примкнутый к Америке и частично выдвинутый в Западное полушарие. Полуостров, давший название региону с его поселками Провидения и Лаврентия, мысом Дежнёва и островом Ратманова, расположен по ту сторону 180-го меридиана — в одном полушарии с Нью-Йорком и Рио-де-Жанейро. Впрочем, реальные географические границы не совпадают с условностями сетки координат. Подчиняясь «суровому закону», о котором писал еще Киплинг, даже линия перемены дат огибает Чукотку справа, и редкий картограф, рисуя Западное и Восточное полушария, решится отрезать от последнего Чукотский полуостров. Чукотка все-таки не самый запад Запада, а самый восток Востока — место, где рождается день и начинается Россия. Не случайно Ново-Мариинск так назывался до 1924 года Анадырь возник в качестве форпоста. Военврач Леонид Францевич Гриневецкий — ему стоит в городе красивый обледенелый памятник — видел в нем приморский перевалочный пункт между морем и поселком Марково, основанного еще Семеном Дежнёвым первого русского поселения Чукотки. Развивался Ново-Мариинск на деньги с продажи таможенного конфиската — бдительные «Верещагины» перехватывали огненную воду, которую везли чукчам, вопреки прямому запрету русского правительства, защищавшему здоровье коренного населения, американские и канадские контрабандисты. Впервые положение форпоста сказалось на судьбе Ново-Мариинска в 1914 году. Немцы прервали связь России с союзниками — Британией и Францией, перерубив подводные телеграфные кабели. И тогда царское правительство распорядилось построить по всей стране цепь длинноволновых радиостанций, ставших надежным средством связи с заграницей. Одна из таких башен, нацеленная прямо на Америку, появилась и здесь. Функцию центра дальней связи сохраняет город и по сей день — антенны высятся совсем недалеко от ТЭЦ — своеобразной крепости цивилизации в здешнем суровом климате: ее трубы — настоящий знак независимости человека от холода. На улице при малейшем ветерке превращаешься в ледышку за полминуты, в помещении холодно не бывает нигде. Дежнёв и его внучата История современного Анадыря делится на «до» и «после» Абрамовича. Пусть олигарх и занимался здешним благоустройством «на сдачу» с «Челси», но хороший асфальт, окрашенные в яркие краски дома, современные больницы, школы со спортивными залами и современными кабинетами — все осталось от него. Поэтому не слишком удивляешься резьбе по моржовому клыку «Чукотка встречает Абрамовича», выставленной в музее. При советской власти экономика была живее, но качество жизни — все-таки заметно хуже. Впрочем, остались от олигархической эпохи и реальные проблемы. Тут и какой-то холодок местных образовательных и культурных властей к Православной церкви, что особенно опасно в пограничном регионе, где пустили корни американские протестантские секты. Они напористо ведут вербовку среди чукотского и русского населения, не стесняются подкупать, улещивать, развращают некоторых коренных всевозможными «подарками» при вступлении в секту и тем самым поддерживают известную степень духовной оторванности региона от России. Православие здесь — арена постоянной борьбы... В советскую эпоху церквей тут не было, а в нулевые обстановка накалилась так, что однажды храм в Марково сгорел на следующий день после прибытия в поселок иностранного миссионера. Не прибавил «очков» православию и диомидовский раскол — местный епископ пропитался сектантской атмосферой и в 2008 году, по сути, увел за собой часть прихожан. Но все-таки и проповедь, и служение идут. Настоящее украшение города — шатровый деревянный кафедральный Троицкий собор. А рядом стоит, благословляя землю Чукотскую, статуя святителя Николая Чудотворца.
Сайт Владимира Кудрявцева
А вот в Анадыре чукчей много, но все они "городские": оленеводство и охоту давно сменили на обычную работу, а яранги - на квартиры с отоплением. Говорят, отыскать самых что ни на есть настоящих чукчей крайне проблематично. Советские реформы на Чукотке сильно повлияли на культуру народа. Маленькие школы в поселках закрывали и строили интернаты в районных центрах, отрывая детей от национальных традиций и языка. Тем не менее, во время нашего экспедиционного круиза мы высадились рядом с островом Ыттыгран, где встретили настоящего чукчу Владимира и его жену Фаину. Живут они одни, в приличном отдалении от внешнего мира. Конечно, цивилизация затронула и их образ жизни, но из всех чукчей, которых я видел до того, эти - самые аутентичные.
Церковь активно боролась с шаманами, но терпимо относилась к синкретичным с христианством проявлениям традиционных верований и обрядов. В советский период атеистическая пропаганда была направлена преимущественно против православия, что привело к частичному возрождению традиционных верований, комплекс которых у чукчей общий с коряками и ительменами. Например, демиургом и трикстером выступает ворон, присутствует почитание кита, моржа, белого медведя. Традиционные праздники связаны с хозяйственным циклом: осенний и зимний забой оленей, первый выход в море и т. Традиционные музыкальные инструменты чукчей — хомус и бубен. Жилище Традиционное жилище оленных чукчей — яранга. Это каркасная постройка с относительно вертикальными стенами и коническим верхом. Основой стен служили несколько стоящих по кругу треног, которые скреплялись горизонтальными шестами. На треноги опирались наклонные шесты, образующие каркас крыши. Ярангу крыли оленьими шкурами. Проблема сохранения тепла решалась при помощи дополнительного мехового полога в форме перевернутого вверх дном ящика внутри большого шатра, у задней стенки. Полог нагревался дыханием людей и теплом от жировой лампы, чайника и котлов с пищей.
Главный посёлок эскимосов — Новое Чаплино, там проживает 300 эскимосов. Они также поддерживают традиции морской охоты на кита, но в более скромных масштабах. Руководит китобойнной бригадой с 2009 года Оттой Алексей Анатольевич. Его заместитель Владимир Пина рассказывал мне, как в 90е годы прошлого века местные жители выживали только благодаря охоте на морских зверей. Владимир рассказывал, что в магазинах продавались только спички и соль, продукты если и привозили то распределяли их по талонам. Что бы как то прокормится люди стали восстанавливать традиции охоты по рассказам стариков. Гарпуны и другие орудия охоты делали из металлолома оставшегося от советской техники. Серый кит Наверняка вы слышали, что когда-то давно древний кит жил на суше. Когда-то давно — по-научному 48 миллионов лет назад. Серый кит ближе всех к прародителю. Серые киты держаться поближе к берегу, спариваются мелководных лагунах калифорнийского залива. Чтобы нагулять жир, летом они перебираются в чукотские фьорды, к берегам Аляски и Сахалина. Серый — единственный из китов, кто освоил донное питание. Кит ныряет на глубину и там носом роет ямы длиной до 2,5 метров и глубиной до 10 сантиметров. Поднятый грунт фильтрует через китовый ус. Таким образом, вместе с планктоном в желудок кита попадает и донная галька. Другой способ питания, когда кит наклоняется правой стороной ко дну и всасывает придонные отложения со всей живностью. Больше прочих китов серый страдает от кожных паразитов — моллюсков и китовых вшей. Чтобы избавиться от них кит подходит вплотную к берегу и трется о грунт спиной в полосе прибоя. Серый кит не боится обмеления, известны случаи когда во время отлива серый кит полностью оставался на над водой и обсыхал, а потом с приливом уходил обратно в океан. Серые киты иногда выныривают и осматриваются, чтобы определить свое положение относительно берега. Известно две популяции серых китов: западная мигрирует между Китаем, Кореей, Японией и Сахалином; восточная, мигрирующая между Калифорнийским заливом и Чукотским морем. Восточная — это 26 000 китов, она самая многочисленная. Раньше существовала атлантическая популяция, мигрировавшая в северной Атлантике, Балтийском и Средиземном морях. Этих серых китов полностью истребили в 18-19 веках европейские китобои. Сейчас промышленный лов китов запрещен международной китобойной комиссией. Исключение сделано для коренных народов севера. Чукчи и эскимосы, проживающие в России, имеют право в год выловить 150 серых китов. При этом можно использовать только металлический ручной гарпун и легкомоторную лодку. Китовое мясо и другие продукты они не могут продавать за деньги. Япония и Норвегия не присоединились к комиссии и продолжают промышленный вылов китов в научных целях. Познакомиться с серыми китами поближе вы сможете в в туре "Киты и моржи национального парка Берингия" Горбатый кит Горбатые киты из всех самые привлекательные для туристов: во-первых, они охотно идут на общение, подплывают близко и не проявляют агрессии, во-вторых, они выпрыгивают из воды, прямо как дельфины в дельфинарии, такой себе дельфинчик в 30 тонн. Длинна взрослого кита составляет от 13,5 до 18 метров. Грудные плавники горбатого кита огромные и волнистые, достигают трети длинны тела и похожи на крылья.
Больше всего на Чукотке самих чукчей — около 15 тысяч. С давних пор они кочевали по всему полуострову, пасли оленей, охотились на китов и жили в ярангах. Сейчас многие оленеводы и охотники превратились в работников ЖКХ, а яранги и байдарки сменили на обычные дома с отоплением. Жители разных районов Чукотки рассказали специальному корреспонденту DV Ивану Чеснокову, как сейчас живёт их народ Огурцы по 600 рублей за килограмм и десяток яиц за 200 — современные потребительские реалии отдаленных районов Чукотки. Пушное производство закрыто, так как не вписалось в капитализм, а добыча оленины, хотя и идет до сих пор, дотируется государством — оленье мясо не может конкурировать даже с дорогостоящей говядиной, которую привозят с «большой земли». Похожая история — с ремонтом жилого фонда: строительным компаниями невыгодно браться за ремонтные подряды, так как львиная доля сметы — расходы на транспортировку материалов и рабочих по бездорожью.
Почему чукчи до сих пор разводят оленей и охотятся на морских зверей
Пора уже нам избавиться от мысли, что Чукотка — «это холодно» и «где-то далеко», а живут там «чукчи из советских анекдотов». Традиционный образ жизни и деятельности чукчей находится под угрозой исчезновения. Ново-Чаплино совсем недалеко в 4-х километрах, где живут чукчи. На юге, там где процент ниже, живут русские и камчатские эвены, на севере, как уже понятно — чукчи. Например чукчи, которые разводят оленей называются «чавчавыт», «богатые оленями», а те, что живут на берегу анк’альыт, «морской народ».
Чукчи — хранители вековых традиций
Особой категорией считаются чукчи-собаководы, что разводят собак для упряжек, на которых народ путешествует по снежным просторам. Но сейчас чукчи в основном живут не так, как раньше: промыслы и традиции уходят на второй план, а на смену им приходит типичная жизнь отдаленных регионов России. Сиреники, где уже 28 лет живет Наталья, расположены в Провиденском городском округе Чукотки, на берегу Берингова моря. Чукчи – коренной народ Севера, живущий на стыке двух континентов: Северной Америки и Евразии. В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома.