Самые сложные задания в ЕГЭ-2023 по русскому языку: разбор, решения и советы. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез. тест в формате ЕГЭ по обществознанию. Какие темы добавили в ЕГЭ по обществознанию? Человек и общество Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. (вместо темы глобальные проблемы XXI века) Духовные ценности российского общества. Теория раздела ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Все темы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия. Конспекты для ЕГЭ по кодификатору. Полная теория для ЕГЭ-2024 в свободном доступе. Удобный формат для чтения и запоминания. Новости «Демократии» больше нет. Каким будет ЕГЭ по обществознанию в 2024 году?
Что изменилось в ЕГЭ по обществознанию в 2023 году?
- Человек и общество в ЕГЭ по обществознанию: теория, задания 2, 3, 4
- Человек и общество в ЕГЭ по обществознанию: теория, задания 2, 3, 4
- "Человек и общество"
- 1. Человек и общество. Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ
Человек и общество. Подготовка к ЕГЭ
Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Гоббс, Ж. Гегель рассмотривал общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. Конт полагал, что строение общества определяется формами мышления человека теологической, метафизической и позитивной. Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой.
Вебер считал общество продуктом взаимодействия людей, как результат их социальных действий в интересах всех и каждого. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Маркс рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Критерии общества: наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; универсальность всеобъемлющий характер ; автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.
Свойства общества: относительная автономность; самодостаточность; саморегулирование. Функции общества: производство материальных благ и услуг; распределение продуктов труда деятельности ; регламентация и управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активности людей. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них. Общество — совокупность общественных отношений.
Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, это: производственные отношения, экологические отношения и др. Духовные идеальные отношения формируются и определяются духовными ценностями, это: моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения. Сфера жизни общества подсистема — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности и включают в себя: а определенные виды деятельности человека например, образовательные, политические, религиозные ; б социальные институты такие, как семья, школа, партии, церковь ; в сложившиеся отношения между людьми т.
Основные сферы общественной жизни 1. Социальная элементы — народы, нации, классы, половозрастные группы и т. Экономическая элементы — производительные силы, производственные отношения, единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения — обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов. Политическая элементы — государство, партии, общественно-политические движения и др.
Духовная элементы — философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, но в главном остаются неизменными инвариантными , сохраняют возложенные на них функции. В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты — это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам семья, армия и т. Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т.
Социальная система — это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов. Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами: 1. Отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Общество — это система вне — и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
Присуща самодостаточность, т. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. Выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.
Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. А С точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов.
Б С точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой. Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т. Система гармонична, обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой.
В Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Г В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т. Общество — динамическая система, т.
Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы. Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Общество — нелинейная система.
Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Нелинейная система способна порождать особые структуры, к которым направляются процессы социальных изменений новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок; новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Общество — открытая система, оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность.
Общество можно представить в виде многоуровневой системы: первый уровень — социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий; второй уровень — институты и общности, каждый из которых может быть представлен в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов институциональных ролей ; как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов. Основные институты общества Социальный институт — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. Условия появления системы социальных институтов: а в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте; б общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности — ресурсами материальными, трудовыми, организационными , системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт.
Социальные институты — 1 элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулирования общественной жизни; 2 ценностно-нормативные комплексы ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях , а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества; 3 определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи. Основные черты признаки социального института: 1. Каждый институт имеет свою цель деятельности, миссию, идеологию. Имеет организованную систему формальных и неформальных структур.
Определяет систему культурных образцов, обычаев, традиций, ценностей, символов, правил поведения людей и устойчивый комплекс социальных действий поведения в соответствии с этими нормами и образцами. Четко определяет функции, права и обязанности участников взаимодействия для достижения поставленной цели. Обладает определенными средствами материальными и человеческими ресурсами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.
Располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Структура социального института включает: социальные группы и организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности; совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей; систему символов, регулирующих отношения в определенной сфере деятельности торговая марка, флаг, бренд и т. Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. Типы социальных институтов классифицируют: 1.
По сферам жизни общества: а экономические разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т. В зависимости от их сферы деятельности: а реляционные институты например, страхование, труд, производство определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков; б регулятивные институты определяют границы независимости личности, ее действий для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения. По функциональным качествам.
По времени существования и др. Социальные институты отличаются многообразием и динамичностью своих функций. Типы функций социальных институтов А Общие функции: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым; 2.
Регулятивная функция — выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества т. Интегративная функция — процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп; 4. Транслирующая функция — передача социального опыта, позволяющая индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям; 5. Коммуникативная функция — распространение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.
Б Отдельные функции: — социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др. Мертон предложил различать «явные» и «скрытые латентные » функции. Явные — приняты официально, признаны и контролируются обществом; скрытые — выполняются скрыто или непреднамеренно. При расхождении этих функций возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества, так как наряду с официальными институтами формируются «теневые» институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений например, криминальные структуры.
Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать институт рабства , а другие — появляться институт рекламы или институт гражданского общества. Формирование социального института называется процессом институционализации процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Основные социальные институты 1. Семья как социальный институт характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками.
Институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др. Функции: экономическая, репродуктивная, воспитательная и т. Социальные институты политики: осуществляют реализацию политической власти. Внутренние функции: хозяйственная, стабилизационная, координационная, обеспечения защиты населения и др.
Экономические институты: институт собственности, система торговли и распределения, финансовая система, система страхования и другие виды систематизированной экономической активности. Экономика как социальный институт обеспечивает людей материальными условиями существования, является систематизирующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Основная функция: производство и распределение товаров и услуг. Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков.
Образование способствует социализации индивида и развитию личности, содействует ее самореализации. Функции: адаптационная, профессиональная, гражданская, общекультурная, гуманистическая и т. Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Основные функции права: регулятивная регулирует общественные отношения и охранительная охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом.
Религия — как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики. Функции: мировоззренческая, компенсаторная, интегрирующая, общекультурная и др. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня например, суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства.
Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей церковь способна удовлетворять религиозные, моральные, культурные потребности , а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.
Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного выраженного в понятиях, суждениях, теориях и неявного не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Виды знаний: 1 Обыденное житейское — основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.
Форма существования этого вида знания — художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. Признаки научного знания: знание рациональное полученное при помощи разума, интеллекта ; оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое не всегда получается ; системное основанное на многом ; это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности точные измерения, наличие терминологии ; знание, открытое для критики в отличие от религии, культуры, искусства и т. Ненаучное знание подразделяется на: а донаучное знание — знания, полученные до появления современной науки; б паранаучное знание — формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания астрология, экстрасенсорные знания это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию — уфология , в вненаучное знание — сознательно искаженные представления о мире его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр. Процессы, связанные с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания. Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.
Понятие истины, ее критерии Гносеология — философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм — философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм — философское учение, признающее возможности познания мира. Познание — 1 процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2 процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире. Субъект познания — носитель предметно-практической деятельности и познания индивид или социальная группа , источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало. Объект познания — то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Иерархия познавательных способностей человека Платон, Аристотель, И.
Кант : а чувственное познание — является базовым, с него начинается все наше познание; б рациональное познание — осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи причинно-следственные между явлениями, законы природы; в познание на основе идей разума — задает мировоззренческие принципы. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Формы источники, ступени познания: 1.
Чувственное эмпирическое познание — познание с помощью органов чувств зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон. Формы чувственного познания: ощущение отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств ; восприятие чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств ; представление чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие. Рациональное, логическое познание мышление. Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Формы рационального познания: а понятие отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений ; б суждение форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами ; в умозаключение рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием. Виды умозаключений: дедуктивные путь мышления от общего к частному, от общего положения к особенному , индуктивные способ рассуждения от частных положений к общим выводам , традуктивные по аналогии.
Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество. Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания: объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность доказательность, системность ; проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин ; использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2. Методы теоретического уровня познания: идеализация метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками , формализация; математизация; обобщение; моделирование. Формы ненаучного познания: миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука.
Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция — способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции: 1 чувственная, 2 интеллектуальная, 3 мистическая. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М. К познавательной сфере относят эмоции и чувства не ощущения человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер.
Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, которая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу. Истина — соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина — содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Субъективная истина зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок. Относительная истина — неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер об этом говорит теория относительности.
Абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Истина абсолютная и истина относительная — разные уровни формы объективной истины. По форме истина может быть: житейской, научной, художественной, нравственной и т. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, совестное отношение человека к себе, другим людям и миру. Заблуждение — содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Дезинформация — это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного — ложным. Причины относительности человеческих знаний: изменчивость мира; ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных исторических условий, уровня развития духовной культуры, материального производства и особенностей познавательной деятельности человека. Критерий истины зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т. В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний. Практика — материальная, целеполагающая деятельность людей. Функции практики в процессе познания: 1 источник познания потребностями практики вызваны к жизни существующие науки ; 2 основа познания благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира ; 3 практика является движущей силой развития общества; 4 практика — цель познания человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности ; 5 практика — критерий истинности познания. Основные виды практики: научный эксперимент, производство материальных благ, социально-преобразующая деятельность масс.
Структура практики: объект, субъект, потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность, предмет, средства и результат. Мышление и деятельность Исследовать мышление начали античные философы и ученые Парменид, Протагор, Эпикур, Аристотель с позиций философии и логики. В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер. В эпоху Ренессанса сенсуалисты решающее значение отдавали ощущению и восприятию; рационалисты считали мышление автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. В конце XIX в. Мышление — активный процесс отражения объективной действительности в понятиях, суждениях, теориях, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление, имея своим единственным источником ощущения, переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций.
Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые суть продукты развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Мышление человека по своей природе социально, имеет общественно-историческую природу. Объективной материальной формой мышления является язык. Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении.
Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в используемых методах, и в богатстве знаний и успешности их применения. Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу; в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи. Особенности мышления: чувственная конкретность и предметность первобытный человек ; большие обобщающие способности современный человек. Этапы мышления: 1 формулирование задачи вопроса ; 2 решение; 3 достижение нового знания. Типы мышления: 1 Образное. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний.
Свойственно современному человеку. Знание существует в языковых знаках знаки-сигналы, знаки-признаки и т. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.
Формы глобализации. Последствия глобализации. Глобальные проблемы — это проблемы, возникшие во второй половине 20 века, которые необходимо решать всему человечеству сообща, так как от их решения зависит его судьба. Причины возникновения глобальных проблем.
Произведения народной культуры нередко передаются устно. Духовная культура — это культура, объектами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество искусство и религия.
Виды знаний Наука Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества. Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними. Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций. Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека. Научное познание К основным особенностям научного познания относятся: - теоретическое обобщение фактов, -стремление к достоверному, истинному знанию, объективному, -изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин. Люди науки наблюдают, экспериментируют, накапливают знания, обобщая их на теоретическом уровне, выдвигая гипотезы и теории. К числу этих методов относятся: наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; измерение; сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков. Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство является одним из способов познания мира , представляет собой форму практической деятельности.
Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам. Искусство направлено на воплощение эстетических ценностей. Функции искусства: Эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус; Социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность; Компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблем; Гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку; Познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов; Прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее; Воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека. Виды познания Чувственное познание: - ощущение,- восприятие, -представление В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чувственного познания: 1 Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств стол — холодный. Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики. Особенности чувственного познания: отражает только признаки предметов, пассивное, человек не способен изменить чувства , нельзя постичь сущности предметов и их свойств. Для чувственного этапа ступени познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов. Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.
Рациональное познание: - понятие, -суждение, -умозаключение. Рациональное познание связано с мыслительными операциями: анализ деление на части , синтез объединение частей , сравнение, уподобление, абстрагирование отвлечение , обобщение. Формы рационального познания: 1 Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках стол, — мебель; классификация. Ученые, считающие основным источником знаний разум — рационалисты. Особенности рационального познания: имеет обобщенный характер, носит абстрактный характер, активно и целенаправленно, связано с речью. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы. Полное знание о предмете дает совокупность чувственного и рационального познания. Констатация протекания отдельных событий относится к житейскому, обыденному познанию. Социальное познание Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.
В социальном познании объект и субъект могут совпадать. Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания. Основой знаний об обществе являются социальные факты. В социальном познании эксперимент используется ограничено. В социальном познании интересы исследователя влияют на объяснение и интерпретацию фактов. Образование Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Образование: 1 это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности; 2 это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков; 3 это система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение. Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества. Функции образования следующие: воспитание, социализация, подготовка квалифицированных специалистов, приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.
Функция социализации является одной из основных для образовательных организаций. Система образования реализует определённый общественный заказ. Тенденции образования1 гуманизация: ориентация на интересы и склонности ученика; -применение технологий, сберегающих здоровье;- особое внимание нравственному воспитанию. Религия Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил. К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм поклонение природе, животным Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.
ЕГЭ по обществознанию — Человек и общество
Урок по теме Вся теория по кодификатору. «Человек и общество». Теоретические материалы и задания Единый государственный экзамен, Обществознание. Главная» Новости» Человек и общество егэ теория 2024. Смотрите также. Теория раздела ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Новые темы ЕГЭ 2024 - Человек и общество - Теория и практика
Интерес лат. Свобода — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Свобода подразумевает самоопределение человека, свободу воли выбора , возможность поступать согласно волеизъявлению. Общество социум - в широком смысле обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполняющих определённые функции в обществе, урегулированная однородными законами, обычаями и др. Культура - в широком смысле комплекс постоянно обновляющихся форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности всех людей во всех сферах общественной жизни; в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, передаются, потребляются духовные ценности; в наиболее узком смысле — совокупность норм, определяющих поведение человека; степень воспитанности человека. Субкультура — часть общей культуры народа, нации, система ценностей, присущая какой-либо социальной группе. Контркультура — направление развития современной культуры, противостоящее устоям духовной жизни народа, «официальной» культуре, традиционным субкультурам. Религия - в широком смысле — это вера в сверхъестественное, в бога; в узком смысле — система верований и обрядов, объединяющая людей, их признающих и поддерживающих, в единую общность конфессию. Анимизм — вера в существование душ, одухотворение материального мира, его предметов. Магия — вера в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на силы природы.
Табу - запреты на определённые, социально неприемлемые формы поведения.
Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной двойной , а сам человек — биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества. Человек — существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.
Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие. Человек — существо духовное. Духовный мир человека микрокосм человека — сложная система, которая включает в себя: духовные потребности в познании окружающего мира; знания о природе, обществе, человеке, самом себе; убеждения, взгляды, вера в их истинность; способность к различным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели и ценности. Человек, обособившись от животного мира, начал создавать вторую, искусственную среду обитания — культуру.
Формы глобализации.
Последствия глобализации. Глобальные проблемы — это проблемы, возникшие во второй половине 20 века, которые необходимо решать всему человечеству сообща, так как от их решения зависит его судьба. Причины возникновения глобальных проблем.
Вот такую логику и преследует кодификатор.
В нем темы, вы их выучили и уверены в том, что на экзамене попадутся именно они. Но в жизни, к сожалению, это всё так не работает. Есть кодификатор «де юре», а есть «де факто». Про предыдущую версию кодификатора, которая с незначительными изменениями существовала больше 10 лет, все довольно неплохо знали это «де факто».
Сюрпризы были, но не так часто. А вот теперь всё переписали. Плюс сборника тестов от авторов ЕГЭ мы ещё не видели. Плюс настоящего экзамена со всей новой «красотой» тоже не видели.
Остается только писать вопрошающие письма в госорганы и гадать на кофейной гуще. Что из этого окажется более эффективным — время покажет. Или нужны дополнительные пособия? У нас есть «классические вопросы» «Что такое наука?
Они как были, так и остались, что в учебниках, что в кодификаторе. И есть новые вопросы. К ним, во-первых, можно отнести вопросы про российские реалии. Мы даже шутим с коллегами, что «Обществознание» превращается в «Россияведение».
И, во-вторых, это, мягко говоря, странные вопросы, продиктованные актуальной повесткой. Я с коллегами сейчас выполняю большую работу — шерстим все возможные учебники и законы, чтобы вообще понять, что из этого можно найти в учебниках, а что нет. Пытаемся «оценить масштаб трагедии». Какие это темы?
Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 2. «Человек».
Обществознание человек и общество теория для ЕГЭ. 1. Человек и общество. Общество - 15 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Теория ЕГЭ обществознание по кодификатору 2024 год: основные принципы и подготовка к экзамену. Человек и общество ЕГЭ.
ЕГЭ по обществознанию — Человек и общество
Человек и общество: обзор раздела | Новости Новости Новости. ЕГЭ Обществознание. |
Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 2. «Человек». | Конспекты для ЕГЭ по кодификатору. Полная теория для ЕГЭ-2024 в свободном доступе. Удобный формат для чтения и запоминания. |
ЕГЭ обществознание 2024
Деятельность — непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры; осуществляется в среде обитания производственной, бытовой, природной окружающей. Деятельность требует от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Потребности и интересы Потребность — нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В самом общем виде потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Это объективное условие, предпосылка существования субъекта индивида, группы, организации и т.
Осознанная потребность — это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется в ощущениях, которые выступают стимулом к определенным действиям. Осознанные потребности часто далеки от объективных или прямо противоположны им. Потребности индивида — это объективно необходимые условия существования человека.
Будучи природно-социальным существом, человек имеет две группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом. Статусные потребности — это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей. Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид.
Здесь статусная потребность сплетается с психологической потребностью в принадлежности к группе. Классификации потребностей 1. Закон возвышения потребностей марксизм : а биологические органические, материальные ; б социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны.
Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях нередко выступает как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе. Иерархия потребностей А. Для существования человека эти потребности должны быть удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, их неудовлетворение может иметь разрушительные для организма последствия.
К физиологическим потребностям относятся и некоторые потребности, сконструированные культурой, жизнью человека в определенной среде, повторяющимися образцами поведения: потребность в пище может трансформироваться в обжорство, гурманство, привередливость, брезгливость и т. В эту категорию включены также потребности в стабильности, в свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке и т. Групповая принадлежность становится доминирующей. Будучи неудовлетворенной, эта потребность вызывает муки одиночества, тяжелые переживания отверженности.
На этой потребности произрастают и националистические, и патриотические чувства. Потребности самоуважения значение, компетентность. Самоуважение предполагает, во-первых, потребность в компетенции, уверенности, независимости и свободе. Неудовлетворение потребностей в самоуважении ведет к чувству неполноценности, слабости, зависимости, пассивности.
Потребности в самоактуализации реализация потенциала — это желание человека стать тем, кем он может стать, а значит, достичь вершины потенциала. Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Ложные, мнимые потребности — потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Интерес — потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интересы людей направлены на предметы потребностей и те общественные условия, которые делают более или менее доступными материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей; определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе; в разной степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. Таким образом, интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т.
Классификация интересов: а по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества; б по направленности: экономические; социальные; политические; духовные. Объективный интерес — это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности и совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих ее удовлетворить. Объективный социальный интерес — это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве. Атрибутом статусной позиции является как статус совокупность прав, обязанностей, условий , так и набор специфических для этой позиции интересов.
Осознанный интерес — это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, отличаться от него, а может вести в противоположном направлении. Именно осознанный интерес является непосредственной причиной действий человека. Реализуемый интерес — это путь субъекта к удовлетворению потребности, которым пошел субъект.
Он может совпадать с осознанным интересом и противоречить ему. От интереса следует отличать склонность — избирательную направленность индивида на определенную деятельность, побуждающую ею заниматься. В ее основе — глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Появление склонности обычно является предпосылкой развития соответственных способностей.
Не всегда интерес сочетается со склонностью многое зависит от степени доступности той или иной деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества. В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности и пр.
Человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, в наследство всей предыдущей историей развития человечества, с другой — наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Но бытие человека — это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Некоторые современные философы считают, что человек «обречен» на свободу, так как преобразование мира является способом человеческого существования, и этим создает объективное независимое от воли и сознания человека условие для свободы. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать.
Свобода — 1 это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира; 2 это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность. Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Свобода личности в обществе имеет не абсолютный, а относительный характер. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора.
Этот диапазон обусловливается: условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе, целями человеческой деятельности, которые формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека, правами и свободами других людей. В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.
Необходимость — это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности. Фатализм лат.
Волюнтаризм лат. Свободу как познанную необходимость трактовали Б. Гегель, Ф. Трактовка свободы как познанной необходимости имеет огромное практическое значение, так как предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности.
Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами. Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность личности имеет две стороны: — внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность ; — внутренняя: ответственность личности перед собой развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление. Виды ответственности: 1 историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.
Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе. Системное строение общества: элементы и подсистемы Общество — 1 в узком смысле: социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения общество нумизматов, дворянское собрание ; отдельное конкретное общество, страна, государство, регион; исторический этап в развитии человечества феодальное общество, капиталистическое общество ; человечество в целом; 2 в широком смысле: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.
Государство — политическая организация общества с определенным типом власти монархия, республика, советы, др. Развитие воззрений на общество 1. Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Гоббс, Ж.
Гегель рассмотривал общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. Конт полагал, что строение общества определяется формами мышления человека теологической, метафизической и позитивной. Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Вебер считал общество продуктом взаимодействия людей, как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.
Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Маркс рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Критерии общества: наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; универсальность всеобъемлющий характер ; автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни. Свойства общества: относительная автономность; самодостаточность; саморегулирование.
Функции общества: производство материальных благ и услуг; распределение продуктов труда деятельности ; регламентация и управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активности людей. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них. Общество — совокупность общественных отношений. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, это: производственные отношения, экологические отношения и др.
Духовные идеальные отношения формируются и определяются духовными ценностями, это: моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения. Сфера жизни общества подсистема — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности и включают в себя: а определенные виды деятельности человека например, образовательные, политические, религиозные ; б социальные институты такие, как семья, школа, партии, церковь ; в сложившиеся отношения между людьми т. Основные сферы общественной жизни 1.
Социальная элементы — народы, нации, классы, половозрастные группы и т. Экономическая элементы — производительные силы, производственные отношения, единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения — обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов. Политическая элементы — государство, партии, общественно-политические движения и др. Духовная элементы — философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.
Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, но в главном остаются неизменными инвариантными , сохраняют возложенные на них функции.
У нас Вы найдете описание экзамена и полезные рекомендации. Уверены, что с нами Вы успешно сдадите ЕГЭ по обществу в 2022 году! Общая информация об экзамене ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.
Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.
Шпаргалки по обществознанию образование. Образование ЕГЭ Обществознание. Шпоры по обществознанию. Шпаргалки по обществознанию ЕГЭ. Шпаргалки для ОГЭ по обществознанию. Обществознание шпоры на ЕГЭ таблица. Типы экономических государства ЕГЭ Обществознание. Обществознание ЕГЭ таблицы экономика. Обществознание в таблицах.
Таблицы по обществознанию для подготовки. Виды общества в обществознании. Типы обществ ЕГЭ. Виды общества ЕГЭ Обществознание. Природное и Общественное в человеке. Человек и общество Обществознание. Природное и Общественное в человеке ЕГЭ. Природное и социальное в человеке. Вся теория для ЕГЭ по обществознанию. Обществознание в таблицах и схемах 9 класс ОГЭ.
ОГЭ Обществознание таблицы и схемы. Таблицы ОГЭ Обществознание 9 класс. Разделы обществознания для ЕГЭ. Таблицы для ОГЭ по обществознанию. Разделы обществознания е. Термины Обществознание. Понятия по обществознанию. Термины по обществознанию ОГЭ. Термины Обществознание ОГЭ. Планы для ЕГЭ по обществознанию 2021 шпаргалки.
ЕГЭ теория. Образование его значение для личности. Образование его значимость для личности и общества. Образование его значение для личности и общества Обществознание. Образование и его значимость для личности и общества Обществознание. Чек лист по обществознанию ОГЭ. Экономические теории ЕГЭ. Шпоргалки ОГЭ Обществознание. Социальный статус ЕГЭ. Социальный статус ЕГЭ Обществознание.
Социальная роль и социальный статус ЕГЭ. Социальные статусы и роли ЕГЭ. Термины по обществознанию ЕГЭ. Термины Обществознание ЕГЭ шпаргалки. Понятие общественного прогресса. Общественный Прогресс ЕГЭ. Понятие общественного прогресса ЕГЭ Обществознание. Понятие общественного прогресса ЕГЭ. Кодификатор ЕГЭ Обществознание 2022. Кодификатор ЕГЭ 2020 Обществознание.
Спецификатор ЕГЭ Обществознание 2022. Блоки Обществознание ЕГЭ 2022. Главные темы для ОГЭ по обществознанию. Темы по обществознанию ОГЭ. ОГЭ по обществознанию 2021 теория. Теория для сдачи ОГЭ по обществознанию. Термины по обществу ЕГЭ. Термины по праву ЕГЭ Обществознание.
Свободное развитие человека в свободном обществе достойные условия существования — возможность развития творческих, интеллектуальных, 2. Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, то есть признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека.
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Человек и общество». 1.1 Природное и общественное в человеке. Конспекты для ЕГЭ по кодификатору. Полная теория для ЕГЭ-2024 в свободном доступе. Удобный формат для чтения и запоминания. Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.