Новости дата рождения достоевского

Биография Федора Достоевского: творческий путь советского и русского классика, влияние каторги на его взгляды, великие произведения «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот». Личная жизнь писателя, счастливый брак с Анной Сниткиной, рождение. 200-летие со дня рождения известного писателя Фёдора Достоевского отмечают сегодня, 11 ноября, по всему миру. Фёдор Михайлович Достоевский День Рождения.

Достоевский, Фёдор Михайлович

Большинство россиян назвали своим любимым персонажем князя Льва Мышкина, центрального героя романа «Идиот». Не зря Достоевский наделил его всеми лучшими качествами: милосердием, кротостью, мудростью, способностью чувствовать чужую боль и добрым сердцем. Не удивлена тому, что Лев Мышкин, кстати, автор сознательно дал ему такое говорящее имя, завоевал сердца многих читателей — ему сложно не симпатизировать. В нем таится притягательная беззащитность Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. Это произведение многие знают и читают с юных лет, потому что оно входит в школьную программу. Еще россияне часто читают «Бесов» и «Униженных и оскорбленных». Всемирная слава Хотя Достоевский — душа, плоть от плоти русской культуры, его книги универсальны.

Москвы "МДТ им.

Гоголя" 105064 г. Москва, ул. Казакова 8.

Споры и страсти по Достоевскому не утихают и, очевидно, не утихнут никогда. Проходят Международные Достоевские чтения, всевозможные конференции, литературные дискуссии и нет им числа. Психология — вот океан, куда с головой нырнул Достоевский и показал все глубины человеческой души, как хорошие, так и плохие.

Гессе, например, считал Достоевского «пророком, угадавшим исторические судьбы человечества», а Даниил Гранин утверждал: «Читая Достоевского, становится стыдно — это драгоценное качество гения...

К 200-летию писателя складывается ощущение, будто Достоевский и не умирал. Никто из последующих писателей не решился на такое — вести дневник с публикациями ответов на вопросы». Что ни цитата, то стопроцентное попадание в сегодняшний день. Например: «Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать».

Мистическая история с бюстом писателя. Скульптор договорился с Достоевским, что тот будет ему позировать, но Фёдор Михайлович через несколько дней скончался.

Читайте также:

  • Цитаты о СНГ
  • Детство и юность
  • Самые популярные
  • Другие новости раздела

Достоевскому — 200 лет. Россия отметит юбилей великого классика на государственном уровне

Двести лет со дня рождения великого русского писателя Фёдора Достоевского исполняется 11 ноября. Сегодня 200 лет со дня рождения Федора Достоевского. На западе его считают самым известным русским писателем. В этот день родились: 1821 — Федор Достоевский — русский писатель и мыслитель. Девушка помогла Достоевскому выполнить подписанный с издателем контракт: за 26 дней они совместно написали и оформили рукопись «Игрока». Отец Ф. М. Достоевского, Михаил Андреевич Достоевский, — представитель древнейшего рода бояр Ртищевых.

195 лет со дня рождения Ф.М.Достоевского

Творения классика переведены на разные языки. На их основе поставлены сотни пьес и экранизаций. Ему установлены памятники и мемориальные доски, в том числе за границей. О русском писателе снято 15 картин.

Но лучшей памятью на все времена остаются его произведения. История и традиции Впервые торжественные мероприятия прошли в Санкт-Петербурге в 2010 году.

Он происходил из небогатой дворянской семьи и рано осиротел. Отец писателя, который служил лекарем в больнице для бедных, однажды погиб от руки кучера. Зигмунд Фрейд в статье «Достоевский и отцеубийство» даже выводит из этого раннего переживания комплекс вины у писателя, болезненно отразившийся на его творчестве. Литературный путь Достоевского начался с публикации в 1845 году романа «Бедные люди», который снискал огромную популярность. Вокруг таланта Достоевского, такого самобытного и национального, не утихают споры. Кто-то, как В. Набоков, считает его писателем «довольно посредственным» и упрекает за «болезненную форму христианства» примерно то же видят в позднем Н.

Кто-то видит в нём пророка, великого социального психолога, мастера детектива и Бог весть что ещё. Мне думается, что водораздел лежит в Православной проблематике. Вне Православия гений Достоевского попросту непонятен, и глубина разработки тем грехов в их ступенном развитии и покаяний также представляется сплошным морализаторством и скукой. Различие такого восприятия — как если бы воспринимать фортепиано с точки зрения обработки дерева. В каждом из своих произведений Достоевский проследил путь от истоков и зарождения греха прежде всего гордыни , далее в его развитии вплоть до преступления, и в покаянии соблазнённых грехом главных героев.

У меня это и засело в голове. Я все не осмеливался», — делился со своим другом, издателем Алексеем Сувориным, русский писатель Федор Достоевский. В этом году весь интеллектуальный мир так или иначе отмечает 200 лет со дня рождения прозаика, поэтому сегодня хотелось бы поговорить именно о нем. Современники отмечали за Федором Достоевским рьяный интерес к драматическому искусству. В 1842-1844 годах он писал две большие трагедии — «Мария Стюарт» и « Борис Годунов », а перед смертью признавался, что хочет обратить несколько сцен из «Братьев Карамазовых» в драму.

Но не обратил. При этом буквально все театральные деятели, взяв в руки книги Достоевского, замечали их сценичность. Прозаик и драматург Дмитрий Мережковский писал, что романы Федора Михайловича очень похожи на античные трагедии, где главный герой борется либо с богами, либо с самим собой, либо с нависшим над ним Роком, который ни он, ни кто-либо другой изменить не в силах. Но в отличие от древних греков, герои Достоевского — люди с нашими, почти современными проблемами. Раскольников не просто убивает. Убивать — это нехорошо, это понимает каждый читатель, каждый зритель. Нищий, бедный Раскольников пытается доказать самому себе, что его жизнь имеет смысл. Разве это нам не знакомо? И так — почти в каждом тексте. Еще при жизни прозаика французский актер писал Достоевскому с просьбой разрешить поставить его тексты во Франции.

Разрешения он тогда не получил, зато после смерти его тексты стали появляться на сцене один за другим. Так, в 1878 году вышла комедия «Очаровательный сон» по повести Достоевского «Дядюшкин сон», в 1891 году будущий отец русского режиссерского театра Константин Станиславский ставит спектакль «Фома» по повести «Село Степанчиково и его обитатели». Вообще, как увидим далее, постановки текстов Достоевского станут поворотными, эпохальными в истории театра.

Достоевского, тогда студент 4-го класса Михаил Достоевский сначала был командирован «для пользования больных и раненых, а позже боролся с эпидемией тифа Классик русской и мировой литературы.

Печальная дата 28 января 9 февраля 1881, Санкт-Петербург...

Достоевский, Фёдор Михайлович

Символ российской литературы. 200 лет со дня рождения Ф.М.Достоевского Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881), «нашего всего» наряду с А.С. Пушкиным.
Фёдор Достоевский В октябре 1921 года в Петрограде члены Вольфилы широко отмечали 100 лет со дня рождения Ф. М. Достоевского.
Исполнилось 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского Роман «Игрок», следующий после знаменитого «Преступления и наказания», Достоевский создал за 26 дней.
Сегодня отмечается 201 год со Дня рождения Ф. М. Достоевского - Вести Урал 11 ноября 1928 года, ко дню рождения писателя, в Москве в северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных был открыт первый в мире музей Достоевского.
День рождения Ф. М. Достоевского Окончив училище, Достоевский все-таки попробовал исполнить указ отца и в 1843 году начал трудиться полевым инженером-подпоручиком в Петербургской инженерной команде, но уже 19 октября 1844 года уволился в чине поручика.

Другие новости раздела

  • Мария ОСТАПЕНКО. ПРОТЕСТУЮ! ОН БЕСМЕРТЕН! О Дне рождения Достоевского
  • Мария ОСТАПЕНКО. ПРОТЕСТУЮ! ОН БЕСМЕРТЕН! О Дне рождения Достоевского
  • Первые романы Достоевского: реакция критиков
  • День Достоевского в 2024 году: какого числа отмечают, дата и история праздника

Достоевский, Фёдор Михайлович

Окончив училище, Достоевский все-таки попробовал исполнить указ отца и в 1843 году начал трудиться полевым инженером-подпоручиком в Петербургской инженерной команде, но уже 19 октября 1844 года уволился в чине поручика. Мероприятие было приурочено ко дню рождения великого русского поэта. О Дне рождения Достоевского. Из года в год осень дарит нам важную дату – 11 ноября. Девушка помогла Достоевскому выполнить подписанный с издателем контракт: за 26 дней они совместно написали и оформили рукопись «Игрока». В этот день в 1821 году родился Федор Достоевский – российский писатель белорусского происхождения. 11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.

Фёдор Достоевский

великого русского прозаика, публициста и философа XIX века. Главная» Новости» 200 лет со дня рождения достоевского новости. День Достоевского отмечается в России ежегодно в первую субботу июля. Дата и место рождения. Рождение. Достоевский родился в Москве на ул. Новая Божедомка. В метрической книге записано: «Родился младенец в доме больницы бедных у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского сын Фёдор.

11 ноября. День рождения Федора Достоевского

Яркий персонаж в массовой и даже поп-культуре. В этом высоком юноше не сразу узнаешь Федора Михайловича. Он — герое современных аниме-ильмов. Его персонажи в новых образах на страницах детективов и даже комиксов. Режиссеры по всему миру пытаются разгадать парадоксы той самой русской души. Не просто ведь итальянец Тонино Гуэрра после каждого разлада со своей русской женой вспоминал имя Достоевского. Евгения Литвин, историк культуры, литературовед: «Она запиралась у себя в комнате и рыдала. Тонино стучался в дверь со словами "Баста, Достоевский». То есть он хотел сказать, пожалуйста, не веди себя так, как это делают все русские, как вы любите, вы любите все усложнять».

Знакомый нам как петербургский автор, он сам родился в Москве в семье больничного лекаря. До 16 лет жил с семьей в этом небольшом флигеле Марииинской больницы. А потом и сам, невольно, начал врачевать умы и души. На Достоевском научные труды строят психологи и психиатры. Самый цитируемый из русских классиков, Достоевский FM звучит на всех языках.

По воспоминаниям сестры писателя Любови, родителя нашли задушенным подушкой из экипажа. Кучер исчез.

Смерть матери, совпавшая с гибелью А. Пушкина, и два года спустя убийство отца наложили тягостный отпечаток на мировоззрение Фёдора Михайловича Достоевского. В записях писателя не найти воспоминаний о страшной смерти родителя, лишь через 40 лет этот биографический аспект найдёт отражение в романе «Братья Карамазовы». В 1844 году Достоевский вступает на литературное поприще с переводом «Евгении Гранде» Оноре де Бальзака. Публикация анонимна, и об авторстве Достоевского биографы узнали из писем писателя брату Михаилу. Через два года Достоевский дебютировал как автор эпистолярного романа «Бедные люди». Удачное начало литературной карьеры было ознаменовано крылатым некрасовским восклицанием: «Новый Гоголь явился!

Участие в антиправительственном кружке петрашевцев привело Достоевского к приговору к смертной казни. Над осуждённым уже переломили шпагу в знак потери дворянской чести. Внезапно был оглашён другой приговор: 4 года каторги и солдатская служба. Избавленный от смерти, Достоевский восклицал: «Каждая минута могла быть веком счастья». Это событие повлекло за собой радикальный перелом писательского мировосприятия. А весь эмоциональный спектр, вся гамма чувств, испытанных перед ликом смерти, воплощены в знаменитом монологе князя Мышкина в романе «Идиот» 1869 год. Фёдор Михайлович Достоевский прожил 60 лет, создал 11 повестей и 8 романов.

Игрок В 1866 году был написан его знаменитый роман "Преступление и наказание", ставший одним из величайших произведений мировой литературы. Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования. Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку.

Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года. В этот период произошло много событий в их жизни. За границей Достоевский еще больше пристрастился к рулетке.

Это была настоящая болезнь. Все тонкости этой игры и психологию игрока Достоевский опишет в романе "Игрок". На вершине творчества В 1871 году чета Достоевских возвращается в Петербург.

Наступает относительно спокойный и благополучный период жизни писателя. Благодаря деловитости его супруги материальное положение семьи улучшается. Достоевский становится издателем собственных книг, они начинают приносить доход.

В этот период он создает свои гениальные произведения "Подросток", "Бесы", "Братья Карамазовы". Кроме того, Достоевский активно занимается журналистикой. В 1873 году Федор Михайлович начал редактировать газету "Гражданин".

Следует отметить, знаменитый "Дневник писателя" начинался рубрикой в "Гражданине", а затем перерос в отдельный журнал, который Достоевский издавал единолично то есть и писал все статьи в 1876-1877, 1880-1881 годах.

Самой известной постановкой Достоевского в начавшуюся эпоху режиссерского театра был спектакль Немировича -Данченко «Братья Карамазовы», в Художественном театре. Отметим, что свой 99-й сезон обновленный Театра Гоголя открыл премьерой спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести автора. Администрация 8-495-120-80-79 Электронная почта info teatrgogolya. Гоголя" ГБУК г.

Мария ОСТАПЕНКО. ПРОТЕСТУЮ! ОН БЕСМЕРТЕН! О Дне рождения Достоевского

11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения русского классика Федора Достоевского. В ноябре 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Достоевского. Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях.

Сегодня отмечается 201 год со Дня рождения Ф. М. Достоевского

Большое значение для писателя имела религия и Иисус Христос. Он считал его идеалом человека во плоти. Её Достоевский не раз использовал в своих произведениях. Фёдор Михайлович очень любил немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера. Его любимым напитком был черный чай, который в те времена был достаточно дорогой. Еще любил русскую кухню, блюда типа московской селянки, расстегаи, подовые пирожки. В Петербурге Достоевский прожил 28 лет и «поселил» туда практически всех своих героев. Сюжеты брал из реальных криминальных сводок. Герои часто нигде не работают, а только лишь испытывают душевные терзания.

В казино немецкого города Висбадена сохранилась рулетка, на которой играл писатель. В России есть 6 музеев, открытых в его честь. Первый памятник установили в Москве на Цветном бульваре в 1918 году. Район рядом с Сенной площадью в Санкт-Петербурге тесно связан с творчеством писателя. Его называют «зоной Достоевского». На одноименной станции Московского метрополитена воссозданы сцены из романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Аллюзии на произведения Фёдора Михайловича есть во многих фильмах американского режиссера Вуди Аллена. Прототипом тщеславного и жеманного писателя Кармазинова в «Бесах» стал литературный враг Иван Тургенев.

Помимо этого, Достоевский сыграл в любительской постановке «Ревизора» в пользу Литературного фонда. Критики отмечали, что он очень удачно и с большим комическим талантом передал образ почтмейстера Шпекина. После выхода «Преступления и наказания» студенты Петербурга и других городов разочаровались в своем любимом писателе. Им не понравилось, что их образ получился таким негативным. В 1877 году прорицательница госпожа Фильд точно предсказала Достоевскому великую славу, но и семейное горе — смерть сына Алексея.

Кстати, такая же безрадостная картина наблюдается и в освещении дней рождений других русских писателей. Но вот какой парадокс: ежегодно в День рождения Федора Михайловича по всей стране сотни библиотек, учебных заведений, музеев и других учреждений устраивают выставки, конференции, семинары: ««Ноябрьские вечера» в Музее-квартире Ф.

Достоевского», квест по местам Достоевского с главным призом — билеты на рок-оперу «Преступление и наказание» , Книжно-иллюстративная выставка «Человек есть тайна…», викторины, виртуальные выставки. Вспоминается флешмоб, посвященный 194 годовщине со дня рождения Федора Михайловича, «Читаем Достоевского — смотрим Достоевского», устроенный в Краснодаре. Это именно тот случай, когда захотели «отличиться» полторы сотни горожан, преимущественно студенты вузов, и пришли с книгами Федора Михайловича, и принялись «читать Достоевского». Да-да, первые пять минут именно читать, но потом еще и пританцовывать под громкую современную музыку, смеяться, веселиться. Нет, читать таким образом можно, но понимать написанное одним из сложных русских классиков, — для меня представляется сложноватым. Очевидно, что большинству из участников флешмоба важнее было делать вид, «казаться», чем на самом деле «быть». Важнее сам процесс, дискотека, чем сам автор и «виновник торжества».

Причем общим произведением для прочтения была выбрана комическая повесть Достоевского «Дядюшкин сон», написанная в 1859 году. Помните, как Мария Александровна Москалева пыталась выгодно выдать замуж свою дочь? Этому выбору можно найти только одно объяснение: «эдакое действо», как молодежный флешмоб, априори не связан с ключевыми проблемами, поднимаемыми Достоевским в его вышеназванных произведениях. За этим краснодарским мероприятием скрывается проблема общероссийского масштаба. В попытках найти возможности донесения классических произведений до молодых людей чиновники и культурные деятели выбирают путь в «страну постмодерна», в которой «жизнь» диктует, что форма может быть важнее содержания. Политики, религиозные "деятели", историки, и даже жилищно-торговый сектор использует имя писателя, называя имя отелей и торговых домов… Ф. Достоевский приобрел мировое признание, и уважение всего мира, за свои гениальные труды, уникальное, неповторимое понимание внутреннего мира человека.

И, казалось бы, он своей цели достиг: его читают и благодарят за его творчество. Разумеется, его читают, и особенно прославляют. Но вот вопрос, славят ли Ф.

Достоевский проигрывал все деньги, закладывал украшения и платья жены, чтобы расплатиться по долгам, после чего возвращался в слезах и признавался, что проиграл и те деньги, которые предназначались для возврата долгов. Достоевский 10 лет провёл в игроманском угаре, всё надеясь выиграть огромную сумму, чтобы расплатиться со всеми долгами, но после очередного проигрыша писателя внезапно "отпустило", о чём он с удовольствием написал жене. С апреля 1871 года Достоевский больше никогда не подходил к рулетке. Деньги играют важную роль во многих романах Достоевского. Они сводят героев с ума и толкают на самые страшные преступления. Они были важной темой и для самого Достоевского.

Он играл в рулетку не потому, что ему нравился процесс, а потому, что был одержим навязчивой идеей выиграть крупную сумму. При этом Достоевский добился цели, которую себе ставил, он стал профессиональным литератором и зарабатывал только писательским трудом, что было относительно редким явлением в те времена, когда писателями были либо праздные богачи, либо высокопоставленные чиновники. Достоевский не был самым высокооплачиваемым писателем в стране, но зарабатывал достаточно. Сам он оценивал свой средний годовой доход в 8—10 тысяч рублей, что позволяло ему ни в чём себе не отказывать и содержать семью. При этом Достоевский совершенно не умел управляться с деньгами. Один его приятель вспоминал, что юный Достоевский в годы учёбы однажды получил из дома тысячу рублей сумму, которой студенту хватило бы почти на год жизни , но уже не следующий день вынужден был занимать у него 5 рублей. Несмотря на неплохой доход, Достоевский постоянно был в долгах, доходило до того, что он вынужден был скрываться от кредиторов. Своего племянника в письме, присланном из Москвы, он просил ни в коем случае не раскрывать его местонахождение кредиторам. Ситуация улучшилась только в 70-е, когда его жена взяла на себя все финансовые вопросы и стабилизировала бюджет, а сам Достоевский наконец отказался от игры в казино.

Достоевский конкурировал за звание главного русского писателя с двумя выдающимися современниками: Тургеневым и Толстым. С Тургеневым конкуренция была особо острой, поскольку дополнялась ещё и личной враждой, возникшей ещё в молодые годы в литературных кружках столицы. Поначалу наиболее высоко котировался Тургенев, затем пальму первенства перехватил Толстой. Но к концу жизни Достоевский сравнялся с Толстым. Достоевского часто критиковали за бедность языка. Выдающийся художник слова Бунин морщился: "Знаете, почему у Достоевского нет описаний природы? Да потому что он не умеет писать! В "Бесах" он выступает уже не как писатель, а как пророк и визионер. В сцене бала, в описании одного из выступавших революционеров, ясно угадывается грядущий вождь пролетариата Ленин: "Улыбок не примерял, хотя часто и плотоядно улыбался.

Ростом он был мал, лет сорока на вид, лысый и плешивый, с седоватою бородкой, одет прилично. Но всего интереснее было, что он с каждым поворотом подымал вверх свой правый кулак, мотал им в воздухе над головою и вдруг опускал его вниз, как будто разбивая в прах какого-то сопротивника". Достоевский признавал, что его язык нельзя оценить как вершину мастерства, но на это у него были вполне убедительные аргументы. И Тургенев потомственный миллионер , и Толстой аристократ-миллионер никогда ни в чём не нуждались и могли позволить себе потратить год на то, чтобы обдумать, как лучше сформулировать пару строк из произведения. Тогда как Достоевский творил в условиях жесточайшего цейтнота, подгоняемый растущими долгами и нетерпеливыми издателями. При этом Тургенев за почти полувековой период творчества написал 5 романов, как и Толстой за более чем 60-летний период. Тогда как Достоевский за 25 лет творчества создал 8 полноценных романов. Достоевский ещё при жизни утвердился в России в роли одного из главных писателей. А после его смерти началось триумфальное шествие его произведений по западным странам, где случился настоящий вал изданий его сочинений.

Великие мастера оценивали его труды по-разному. Набоков и Бунин считали, что он не умел писать. Горький полагал его вторым гением в литературе после Шекспира, но гением злым. Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился. Эйнштейн считал "Братьев Карамазовых" величайшей из прочитанных им книг, а папа римский Бенедикт XVI цитировал Достоевского в своих энцикликах. Многими исследователями Достоевский рассматривается как предтеча и вдохновитель экзистенциализма — одного из самых влиятельных философских течений ХХ века. В западном мире он считается одним из двух главных русских писателей наряду с Толстым и является неотъемлемой частью также и общемировой культуры, о чём красноречиво говорит огромное количество экранизаций, театральных постановок и переизданий Достоевского. В России у наследия Достоевского была более сложная судьба. При жизни он был признанным гением и великим мастером, но случившаяся в ХХ веке революция спутала карты.

Для большевиков Достоевский, начинавший как революционер, а закончивший как христианин и консерватор, был раздражителем. Ленин ужасно не любил его творчество. Достоевский с его взглядами совершенно не вписывался в эту компанию и особой популярностью не пользовался.

Страхов и А.

Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге.

В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества.

Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике.

В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими.

Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях.

За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью.

Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866.

В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г.

В 1868 г. В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах.

Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг. Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки.

В 1870 г. Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы — франко-прусской войны 1870—1871 гг.

195 лет со дня рождения Ф.М.Достоевского

Девушка помогла Достоевскому выполнить подписанный с издателем контракт: за 26 дней они совместно написали и оформили рукопись «Игрока». Фёдор Михайлович Достоевский День Рождения. Дата рождения: 11 ноября, 1821. Сценарист. Лучшие фильмы: Преступление и наказание, Идиот, Братья Карамазовы, Подросток, Идиот. 11 ноября 2021 года исполнится 200 лет со дня рождения русского писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского – одного из самый известных русских писателей, оказавших влияние на всю мировую литературу. Рождение и семья. Фёдор Михайлович Достоевский родился в 1821 году, 30 октября (11 ноября) в Москве, в правом флигеле Мариинской больнице для бедных.

Новости по теме

  • Достоевский: биография, фото, личная жизнь
  • Федор Достоевский: биография, жизнь и творчество, фото и смерть писателя
  • 1 июля 2023 года в городах России отметят День Достоевского.
  • Почему в Санкт-Петербурге 1 июля отмечают "День Достоевского" - Российская газета
  • Символ российской литературы. 200 лет со дня рождения Ф.М.Достоевского
  • Родители Федора Достоевского: сын священника

200-летие со дня рождения Достоевского

Россия отметит юбилей великого классика на государственном уровне Pixabay 11 ноября литературный мир, все любители и почитатели классической литературы празднуют двухсотлетие со дня рождения Федора Достоевского. Юбилей отмечается на государственном уровне, в разных городах России пройдут праздничные мероприятия, выставки, лекции в честь великого русского классика. Книжные герои, знакомые со школьной скамьи Специально к юбилею писателя книжные сервисы «Литрес» и MyBook провели опрос и выяснили, каких героев произведений Достоевского российские читатели любят больше всего. Результатами исследования поделился ТАСС.

Большинство россиян назвали своим любимым персонажем князя Льва Мышкина, центрального героя романа «Идиот». Не зря Достоевский наделил его всеми лучшими качествами: милосердием, кротостью, мудростью, способностью чувствовать чужую боль и добрым сердцем. Не удивлена тому, что Лев Мышкин, кстати, автор сознательно дал ему такое говорящее имя, завоевал сердца многих читателей — ему сложно не симпатизировать.

Прозаик и драматург Дмитрий Мережковский писал, что романы Федора Михайловича очень похожи на античные трагедии, где главный герой борется либо с богами, либо с самим собой, либо с нависшим над ним Роком, который ни он, ни кто-либо другой изменить не в силах. Но в отличие от древних греков, герои Достоевского — люди с нашими, почти современными проблемами. Раскольников не просто убивает. Убивать — это нехорошо, это понимает каждый читатель, каждый зритель. Нищий, бедный Раскольников пытается доказать самому себе, что его жизнь имеет смысл. Разве это нам не знакомо? И так — почти в каждом тексте.

Еще при жизни прозаика французский актер писал Достоевскому с просьбой разрешить поставить его тексты во Франции. Разрешения он тогда не получил, зато после смерти его тексты стали появляться на сцене один за другим. Так, в 1878 году вышла комедия «Очаровательный сон» по повести Достоевского «Дядюшкин сон», в 1891 году будущий отец русского режиссерского театра Константин Станиславский ставит спектакль «Фома» по повести «Село Степанчиково и его обитатели». Вообще, как увидим далее, постановки текстов Достоевского станут поворотными, эпохальными в истории театра. Итак, 1910 год, Москва. Русский театр совершает коренной поворот в сторону психологизма, режиссерского взгляда даже пусть с точки зрения истинного литератора Немировича. Осип Бескин, известный русский и советский театральный критик отмечал, что надрыв Достоевского, его нутро и эмоции может передать в полной мере только мастерство актера.

И он был прав. Зал был поражен, и тексты Достоевского обрели свое право на сценическое воплощение. Следующим поворотным спектаклем по Достоевскому стал «Идиот» в постановке Георгия Товстоногова. Во-первых, именно в нем заявил о себе как о большом артисте Иннокентий Смоктуновский.

В чём же причина этой уникальной популярности? Достоевский же ни на кого не был похож, стоял особняком. Бытописательское, философское, детективное начала, психоанализ сплелись в его произведениях, отличающихся также неповторимым стилем и языком, которые невозможно спутать со стилем и языком других мастеров слова, современных Достоевскому. Немало западных литераторов посвятили творчеству Достоевского свои эссе, статьи, книги.

Донецкая республиканская универсальная научная библиотека имени Н. Крупской обладает большим массивом материалов, посвященных классику. Среди них дореволюционные собрания сочинений и отдельные произведения, выпущенные в лучших издательствах XIX — начала XX веков, литературоведческая, критическая и биографическая литература русских, советских писателей, таких как Леонид Гроссман, Викентий Вересаев, Дмитрий Мережковский и другие. Произведения Достоевского, в которых поставлены многочисленные философские, моральные и социальные вопросы, представляли трудную задачу для художников-иллюстраторов. Одну из граней этой обширной сферы художественного освоения творческого мира писателя представляют работы известных мастеров графики — Ильи Глазунова, Мстислава Добужинского, Владимира Минаева и других.

Спустя двадцать лет каторжник рассчитывает выйти из заключения точно таким же, каким вошел в острог. Это время небытия — оно не старит. Достоевскому на каторге среди прочего причиняло страдание «вынужденное общее сожительство» — даже не негласные законы и правила тюремного сообщества, а просто постоянное присутствие других людей. Время, рутина и психика на самоизоляции глазами писателей Как мучился в поездах: В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Федор Михайлович еще не знает, чем себя занять в поезде как и в целом в поездке в Европу , и поэтому пишет в главе « В вагоне » : «…праздные мысли поневоле осаждали меня перед Европой в вагоне, отчасти, впрочем, от скуки и от нечего делать. Ведь надо же быть откровенным! До сих пор у нас о таких предметах только те, которым нечего делать, задумываются. Ах, как скучно праздно в вагоне сидеть, ну вот точь-в-точь так же, как скучно у нас на Руси без своего дела жить. Хоть и везут тебя, хоть и заботятся о тебе, хоть подчас даже так убаюкают, что, кажется бы, и желать больше нечего, а всё-таки тоска, тоска и именно потому, что сам ничего не делаешь, потому что уж слишком о тебе заботятся, а ты сиди да жди, когда еще довезут». Длительная скука ведет к необратимым когнитивным деформациям, и в 1867 году в поезде уже будет разворачиваться зачин «Идиота» : «В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу. Было так сыро и туманно, что насилу рассвело; в десяти шагах, вправо и влево от дороги, трудно было разглядеть хоть что-нибудь из окон вагона. Если б они оба знали один про другого, чем они особенно в эту минуту замечательны, то, конечно, подивились бы, что случай так странно посадил их друг против друга в третьеклассном вагоне петербургско-варшавского поезда». Именно в этом вагоне третьего класса князь Мышкин, возвращаясь из Швейцарии, услышит впервые от Рогожина имя Настасьи Филипповны. В этой производной очередного дорожного дискомфорта Достоевский очевидно реконструирует вагон поезда как специфическую речевую ситуацию. Он утверждал, что дискриминация «жидов» — это лишь способ защиты русских крестьян от «засилья евреев».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий