Вотчина — краткое описание и особенности. Что такое вотчина в Истории 6 класса. Вотчина — это земельная собственность в. в древней руси, родовое и наследственное земельное владение. что это такое? значение и описание» на канале «Делай То, Что Вдохновляет Творить» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 24 сентября 2023 года в 1:03, длительностью 00:00:10, на видеохостинге RUTUBE.
Что такое вотчина на древней руси. Вотчина – это форма землевладения
Вотчина передавалась по наследству, как правило, от отца к сыну. Она не могла быть продана или передана по дарственной или займной сделке. Это делало вотчинную систему наиболее устойчивой и способствовало сохранению власти и богатства в руках феодалов. Личная зависимость. Владелец вотчины, или вотчинник, был обязан выполнять определенные обязанности по отношению к сеньору — феодалу, от которого получал землю по некоторым условиям.
Он должен был платить дань, боевую помощь и участвовать в военных кампаниях. Взамен сеньор гарантировал ему защиту и определенный уровень благосостояния. Разделение земель. Вотчина могла делиться между сыновьями наследодателя, что приводило к фрагментации земель и постепенному ослаблению ее состояния.
Это было одной из причин постепенного упадка феодальной системы. Отсутствие свободы передвижения. Владелец вотчины был привязан к земле и не мог свободно уезжать с нее без согласия сеньора. Это ставило его в зависимость от феодала и ограничивало его свободу передвижения и выбора.
Роль в армии. Вотчинник обязан был состоять в рыцарском воинстве и участвовать в войнах и сражениях за сеньора.
Сам термин "Поместье" означал личное безвозмездное владение землей, которое предоставлялось за несение воинской или иной государственной службы. Помещик пользовался ими до тех пор, пока находился на службе. Поместная система была основана на том, что служивые лица должны иметь землю. Из этого следовало и то, что владелец земли обязан служить.
Помимо военно-служилых людей, в Московском государстве вотчинами владели монастыри и гости. Литература: Г. Блюменфельд, "О формах землевладения в древней Руси" Одесса, 1884 ; Б. Лакиер, "О вотчинах и поместьях" СПб. Сторожев, "Указная книга поместного приказа" М. Сторожев В Древней Руси Во времена Древнерусского государства — Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность , продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты, епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В удельный период В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы.
Таким образом, вотчина на Руси - это и есть имущество, переданное от отца к сыну. Под эту же категорию попадало наследство дедов и прадедов по прямой линии. Бояре и князья получали вотчину от своих предков. Богатые землевладельцы имели в подчинении несколько вотчин и могли увеличить свои территории с помощью выкупа, обмена или же захвата общинных крестьянских земель. Правовые аспекты Вотчина — это собственность одного конкретного человека или организации. Общинные и государственные земли вотчинными правами не обладали. Хотя общественное владение было малозначащим в то время, но оно давало возможность прожить миллионам крестьян, обрабатывавших эти земли без права на них. Обладатель вотчины мог совершить обмен, продажу или разделение земельного участка, но лишь с согласия своих родственников. По этой причине владельца вотчины полноправным собственником назвать было нельзя. Позднее к классу частных землевладельцев присоединилось духовенство. Собственники вотчинных земель владели рядом привилегий, особенно в сфере судопроизводства. Также вотчинники имели право собирать подати, имели административную власть над проживавшими на их землях людьми. Что входило в понятие вотчины Не нужно думать, что земля, переходящая по наследству, представляла собой лишь угодья, пригодные для сельского хозяйства. Вотчина в Древней Руси — это строения, пашни, леса, луга, домашний скот, инвентарь, а главное, крестьяне, проживающие на вотчинной земле. В те времена крепостного права как такового не существовало, и крестьяне могли свободно переходить с земельных наделов одного вотчинника к другому. Боярская вотчина Наряду с частной и церковной земельной собственностью, существовала и боярская вотчина. Это земля, предоставляемая в качестве награды царем своим личным слугам — боярам. На пожалованную землю распространялись те же права, что и на простую вотчину. Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси — земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Причина, по которой вотчина утратила свое значение, носит правовой характер. Как можно видеть, во времена раздробленности Руси служба при князе не была связана с землевладением — вольный слуга мог владеть землей в одном месте, а служить боярину в другом.
Значение слова вотчина кратко
Вотчина – это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси. Что такое вотчина кратко. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте. Вотчина могла быть разной по размеру – от небольших участков земли до крупных земельных владений. Вотчина – это феодальное земельное владение на Руси, передававшееся по наследству. Возникли вотчины на заре становления Древнерусского государства – в IX-X веках.
История возникновения вотчины
- Владенья милые мои: Вотчина и Поместье - в чем разница? 🏠
- Вотчина и поместье — Студопедия
- Post navigation
- Вотчина это простыми словами
- Вотчина - это что означало на Руси? ::
- Вотчина (СИЭ, 1963)
что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко
что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко | Вотчина – это феодальное земельное владение на Руси, передававшееся по наследству. Возникли вотчины на заре становления Древнерусского государства – в IX-X веках. |
Вотчина — что это такое и чем отличается от поместья | что это такое? значение и описание» на канале «Делай То, Что Вдохновляет Творить» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 24 сентября 2023 года в 1:03, длительностью 00:00:10, на видеохостинге RUTUBE. |
Что такое вотчина и чем она отличается от поместья? | | Вотчина (отчина), владения, перешедшие от отца. В Древней Руси этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся поместью, как владение на более прочном праве собственности. |
Значение слова «Вотчина»
Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами. что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко. вотчина. -ы, ж. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение. В статье подробно говорится о том, чем была вотчина в Древней Руси, отдельно разобрана княжеская и боярская вотчина, кратко коснулись монастырских. Вотчина — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной. Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Собственно "купленная вотчина" есть бессмыслица, если принимать слово вотчина в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово вотчина означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения.
Вотчина и поместье - общее и различия видов землевладения
Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами. древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. В. возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI–XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой лавры).
Вотчина это простыми словами
Значение слова «вотчина» | Понятие вотчина в древней Руси. Вотчина определение кратко. |
Вотчина и поместье | Что такое вотчина кратко. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте. |
Вотчина: краткое описание и особенности этого понятия | Новости Новости. |
Что такое вотчина и ее значение в истории 6 класса | это особый вид земельного владения, который существовал в России в разные исторические периоды. |
Что такое вотчина история 6 класс кратко
родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну. В словаре Синонимов. Вотчина — это особая форма земельного владения, которая имела место в различные исторические периоды и разных странах. Вотчина – это собственность одного конкретного человека или организации. началу IX века ее место занимает феодальная вотчина и подчиненная ей крепостная община.
Значение слова «вотчина»
Понятие вотчины было широко распространено во многих странах, включая Францию, Англию, Германию и Россию. В России вотчина стала основной формой землевладения в 10-12 веках и существовала до 1861 года. В западноевропейских странах вотчинники получали свои владения от королей или князей в обмен на военную помощь или верность. В Германии вотчина сохраняла свою значимость до 19 века, когда земля стала продаваться и передаваться по наследству. С течением времени вотчина утрачивала свое значение и роль в землевладении. Промышленная революция, а также изменение социально-экономических отношений привели к отмене феодальных отношений и уничтожению системы вотчины в большинстве стран. Определение понятия «вотчина» Владельцы вотчины, или вотчинники, имели право распоряжаться землей, назначать и управлять рабочими и крестьянами, собирать налоги и другие платежи.
В феодальном обществе статус владельца вотчины был определяющим для общественного и экономического положения. Вотчина создавала основу для формирования и укрепления феодальных связей, так как вотчинниками могли быть только лица, которые имели личную связь с феодальным лордом. Владение вотчиной было наследуемым, что позволяло сохранять и укреплять родовую власть и богатство.
Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее.
Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр законы 1551 года и 1562 года , а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены или переселены в иные регионы. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья.
Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью « служба по отечеству ». Царское правительство издавала указы регламентирующие пользование и наследование вотчинами: Указ 15 января 1581 года: «…. Отчинникам отчин своих по душам в монастыри не отдавать, а давать деньги, которые отчина чего стоит» [2]. Указ 27 ноября 1613 года: «О даче вымороченных и отписных поместий и вотчин иноземцев, только иноземцам».
Указ 03 декабря 1627 года: «О наследовании выслуженных и родовых вотчин по каноническим правилам» указ предусматривал переход по купчим и закладным кабалам вдов к покупателям и заимодавцам. Указ 05 февраля 1632 года: «О пожизненных правах вдов на выслуженные вотчины с запретом их отчуждения» и возврате конфискованных по указу 1627 года вотчин [3].
Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма.
В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы.
Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право.
Дело в том, что прежде «государем» на Руси именовали рабы холопы своего хозяина. Московское государство вырастало из вотчины московских князей, в нем сложился вотчинный уклад социально-экономических и политических отношений. Государь всея Руси мыслился, как хозяин земли Русской. Она была его вотчиной. Он был верховным собственником и распорядителем ее богатств. Таким образом, отношения между подданными и правителем в Московском государстве-вотчине строились в рамках схемы «государь — холопы».
Большая часть населения составляли тяглые люди крестьяне всех категорий, черные посадские люди, купцы. Тяглые платили налоги, выполняли в пользу государя работы и «кормили» его слуг. Служилые люди, куда входили в том числе «дети боярские», приказные люди, приводили в движение государственный механизм страны. Высший круг служилых людей составлял немногочисленный слой бояр. Они занимали высшие придворные, военные и государственные должности. Многие бояре вели род от Рюриковичей например, Шуйские , литовских князей Гедиминовичей Голицины , татарских царевичей или мурз, переехавших на Русь Юсуповы , старинных слуг московских князей Романовы, Салтыковы. Естественно в таких условиях изменялось и частное землевладение. Прежнее древнерусское аллодиальное землевладение бояр постепенно ограничивается и вытесняется, более логичными для принципа княжества-вотчины формами частного землевладения. Понимание князя как «доминуса» — верховного собственника всей удельной земли — постепенно превращало бояр-вотчинников в субвладельцев, наследственных держателей.
Параллельно имела место тенденция к замене древнерусских отношений князей и дружины подданичеством, причем возникновение условного поместного землевладения только ускоряло этот процесс. Все московские служилые люди, вне зависимости владели ли они тем, что в силу традиции продолжало называться вотчинами «родовыми», купленными, «выслуженными» или поместьями, были обязаны служить государю. Оно определяло связь владения землей вотчинами и поместьями с порядком несения государевой службы, причем поместная система для государства была своеобразной системой содержания конного войска. Другого способа ввиду неразвитости товарно-денежных отношений придумать было невозможно.
Что такое вотчина и чем она отличается от поместья?
Этот тип владения отличался от других форм землевладения, таких как государева или боярская собственность. Вотчина возникала как результат приватизации бывших княжеских, королевских или других земель. Владение вотчиной передавалось по наследству внутри семьи, обычно с сингулярным правом наследования младшим сыном. Это означало, что старшие братья или дочери не имели право унаследовать вотчину. Особенностью вотчины было то, что она не могла быть продана или передана во владение посторонним лицам. Это делало ее неприкосновенной и не зависимой от внешних факторов. Вотчинщина была связана с определенными обязанностями перед государством или другими феодалами. Обычно этими обязанностями были военные или административные меры, которые выполнялись владельцами в обмен на право владеть и наследовать вотчину. С появлением Петровских реформ вотчина была постепенно отменена.
Это произошло в результате усиления государственного контроля и централизации власти. К концу XVIII века институт вотчины практически исчез в России, и земли, ранее принадлежавшие ей, были переданы в помещичье владение или превращены в государственную собственность. Понятие вотчины Система вотчины возникла в Европе во времена средневековой феодальной системы. Земельные участки или имущество, ставшие вотчиной, передавались от родоначальника семьи отцу наследникам сыновьям по праву прямого наследования. Таким образом, власть и владение переходили от отца к сыновьям и так далее. Собственниками вотчины являлись члены феодальной аристократии — знать или князья.
В странах Центральной и Восточной Европы до 14-15 века преобладали вотчины, в которых основной формой было взимание оброков натуральных или денежных ; в 14-15 веках здесь складывалась, а в 16-18 веках стала господствующей крупная или средняя вотчина, в которой большая часть земли была занята предпринимательским барским хозяйством, обрабатывавшимся барщинным трудом крепостных крестьян Второе издание крепостничества. В скандинавских странах, в большинстве восточных стран частновладельческая вотчина или отсутствовала или в ней собственно господское хозяйство не получило распространения. На Руси вотчина была древнейшим видом частной земельной собственности. Вотчину можно было передавать по наследству, менять, продавать. Термин происходит от слова «отчина», то есть отцовская собственность. Первые сведения о княжеских вотчинах в Киевской Руси относятся к 10 веку. Вотчины обслуживались трудом зависимых крестьян-смердов и холопов. В 11-12 веках права вотчинников закрепляются в своде законов — Русской правде. В период раздробленности, в 13-15 веках, вотчина стала господствующей формой землевладения. Наряду с князьями и боярами вотчинами владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство.
В России до 18 в. О месте, территории, предприятии и т. Завод - его в. В-ые земли. Возникла в X—XI вв. С конца XV в. В дальнейшем вотчина — всякая феодальная земельная собственность. Как правило, делилась на господское хозяйство домен и крестьянские держания. В пределах вотчины её собственнику обладавшему правом иммунитета принадлежали административная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимы вотчины — сеньория, манор, поместье. Синонимами вотчины являются сеньория, манор, грюндершафт Grundherrschaft , а также поместье см. Вотчина была основой господства феодалов в средневековом обществе. Как правило, она делилась на господское хозяйство домен см.
Также они могли нанимать на работу крестьян, организовывать производство и торговлю, что позволяло им существенно увеличивать свой доход и влияние в обществе. Вотчина часто становилась объектом споров и конфликтов между различными знатными семьями и между соседними странами. Именно благодаря столкновениям интересов и борьбе за власть происходили важные исторические события, которые влияли на дальнейшее развитие России и мира в целом. В заключении, можно отметить, что вотчина стала органической частью истории России и продолжает влиять на ее развитие и в наши дни. Исторический обзор вотчины Вотчина — это термин, необходимый для понимания средневекового общества. Это было феодальное имущество, на котором жили и работали крестьяне под управлением помещика. Слово «вотчина» происходит от латинского «villa», что означает «имение». Изначально, вотчина была наследуема, передаваема по линии мужского наследства. Владелец вотчины, или помещик, был ответственен за уборку урожая, содержание домашних животных и качественное использование земельного участка. Право на вотчину могли получить только люди, находившиеся в верхах феодальной системы. Вотчина служила местом проживания крестьян, которые были связаны с владельцем земли общинными отношениями. Крестьянин не имел права покинуть вотчину без согласия помещика, выполнял трудовые обязанности и платил налоги. В свободное время крестьяне могли заниматься лишь традиционными занятиями, такими как ремесло или рыболовство. Вотчина существовала весь период средневековья и несколько изменялась со временем. С конца XVIII века в России введена реформа отмены крепостного права, что привело к полному исчезновению вотчины как формы собственности. Происхождение понятия Вотчина, как понятие, возникла в России во времена княжества. Это была земля, передаваемая по наследству в роду и находившаяся в охранных руках провинционального боярина. Беглые или бедные люди могли обращаться за защитой к боярину, но у него было право вернуть или продать их в любой момент. Во временной период, феодализма в России владение землей было связано с обязательством служить государству, поэтому вотчина стала синонимом для земельной собственности, которая не подлежала продаже или обременению. Бояре управляли своей вотчиной, как частным имуществом, платили налоги властям и могли получать игристый доход: пожалуйста, набеги, мастерская и съем земли. Однако, со временем, Россия стала меняться, появилась новая экономическая система и вотчина превратилась в крепостную землю, отнимаемую у крестьян. Это привело к обострению социальной напряженности в обществе, и крестьянские восстания перевернули страну. В результате освобождения крестьян в 1861 году, вотчина стала устаревшим понятием и покинула историческую сцену России.
Крупная собственность в Средневековье
- Вотчина и поместье — в чем разница
- Что такое вотчина — определение и отличие от поместья
- ВОТЧИНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- ВОТЧИНА | Энциклопедия Кругосвет
- Что такое вотчина в Истории 6 класса
- Что значит вотчина в Истории 6 класса: исторический обзор и объяснение
Значение слова вотчина кратко
господствующая форма землевладения. Синонимами вотчины являются сеньория, манор, грюндершафт (Grundherrschaft), а также поместье в широком смысле этого слова. Вотчина. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. * * * ВОТЧИНА. ВОТЧИНА, термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян. господствующая форма землевладения.
История 6 класс: что значит вотчина
Если раньше «вольник» мог в одном уделе быть слугой работать на князя , а в другом — владеть вотчиной, то сейчас служба на княжеском дворе увязывалась с землевладением. Эти кардинальные перемены и послужили своеобразным триггером это как? К чему это привело: Со временем государственная служба, увязанная с землевладением, стала повинностью, а мысль о том, что землей может владеть лишь тот, кто служит царю, стала неписаным правилом. Вскоре это правило окончательно восторжествовало и превратилось в основной принцип поместной системы: землевладение — это привилегия служилых лиц. Вот так и получилось, что в гражданском обществе XVI века практически не осталось землевладельцев-вотчинников, не принадлежавших к служилому классу. И это понятно, поскольку государство стремилось обеспечивать служебную пригодность не столько отдельных лиц, сколько целых служилых родов и фамилий. Процессы ограничений в вотчинном землевладении шли параллельно с расширением правовых основ, предусмотренных для поместий. Эти тенденции, когда вотчинные владения постепенно уравнивались с поместными, развивались по нарастающей вплоть до XVIII века, когда и вотчина, и поместье утратили свою правовую базу.
Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями. И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его. Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно. Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась.
Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой. Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, — кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему. Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри.
В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами. После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны. Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее. Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч.
Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома.
Это условие гарантии Самодержавия, условие властью монарха сохранить наследникам имущество недвижимость семьи и родственников боковой ветви фамилии целым. В случае нарушения таких условий, законом собственник лишался вотчины, и ею управление получал член семьи фамилии, или иной кто, по воле изъявления общего согласия родственных уз клана рода. Факт констатации, эпоха Древнерусского государства предоставляла собственность владение вотчиной наместнику в собственность, оставляя право гарантии семье рода безусловно законом сохранить право собственность владение на неё. В удельный период[ править править код ] В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего.
В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см.
Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины. В великом княжестве Московском «Вотчина господ баронов Строгановых » в северо-восточном углу карты , 1745 г В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси , где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее. Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр законы 1551 года и 1562 года , а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены.
Значение слова «Вотчина»
Вотчина – это форма землевладения | Крупная феодальная вотчина в России конца XVI–XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой лавры). |
Значение слова «Вотчина» | Вотчина – это особая форма собственности на землю, которая существовала в России в средние века. |
История 6 класс: что значит вотчина | господствующая форма землевладения. |
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
- Значение слова «вотчина»
- Значение слова вотчина. Что такое вотчина?
- ВОТЧИНА — это что? Что означает ВОТЧИНА?
- Что такое вотчина в истории 7 класс
- Вотчина это простыми словами