Сообщество посвящено периоду Священной Освободительной войны Эллинов против Державы Ахеменидов под предводительством пеласгов вошедшая в историю под названием "Поход Александра Македонского". И хотя подобное положение дел, когда претендент на трон устраняет всех своих конкурентов, включая ближайших кровных родственников, весьма характерно для Древнего мира, история Александра Македонского весьма интересна. После походы Александра Македонского наступил новый этап в истории древней Греции, а также всего Средиземноморья. Александр Македонский (356-323 гг. до н.э) получил превосходное для своей эпохи образование – с 13 лет его воспитанием занимался сам Аристотель. В связи с этим ИА Фергана решила побольше узнать об этом эпизоде среднеазиатской и европейской истории — так называемой Горной войне Александра Македонского.
Завоевания Александра Македонского (все части) // Маховик Истории
К 30 годам Александр, сын македонского царя Филиппа, стал повелителем огромной империи от Греции до Индии. Александр Македонский прожил достаточно короткую жизнь, но успел оказать влияние на мировую историю. сын македонского царя-завоевателя Филиппа II (382—336 гг. до н.э.; царь с 359 г. до н.э.) и царицы Олимпии, дочери царя Эпира.
Как выглядел Македонский
- Буря в пустыне: как Александр Македонский победил при Гавгамелах
- Правила комментирования
- Александр Македонский: гений или безумец?
- Самое интересное в виде мозаики
- Символ Победы
- Многолетний анализ позволил максимально точно установить причину смерти Александра Македонского
Александр Македонский, удивительные факты о величайшем завоевателе
Что именно сказало ему божество устами собственных жрецов, точно не известно. Якобы оно подтвердило божественное происхождение македонского царя. Плутарх в своем жизнеописании Александра дает курьезную интерпретацию этого эпизода. Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески «пайдион» «дитя» , но по причине дурного произношения вышло «пай Диос» «сын Зевса». Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился.
Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки. В Египте таких сомнений возникнуть не могло. Как новый египетский фараон, Александр считался братом и сыном богов на самом законном основании.
Не принимая мирных предложений, из Египта завоеватель наконец двинулся за Евфрат, желая встретиться со своим врагом в решающей схватке. Чтобы подготовиться к ней самым наилучшим образом, у персидского царя Дария, или, как более точно звучал его титул, «царя царей», было и время, и возможности. Войска, стянутые со всех концов его необъятной империи, возможно, отличались разной боеспособностью. Но среди них были действительно отличные воинские части, в том числе тяжелая бактрийская конница, индийские слоны и… греческие наемники.
Спустя несколько веков римский историк, автор «Истории Александра Великого» Курций Руф описывает двести персидских колесниц с нескрываемым ужасом: «Копья с железными наконечниками выступали впереди дышла. С обеих сторон хомута было по три меча и еще множество копий. Кроме того, к ступице колес крепились косы, которые должны были разрубать все, что встречается на пути». Около деревни Гавгамелы, недалеко от города Арбелы в Месопотами, персидские военачальники нашли поле для будущей битвы, не походившее на теснину Иссы, где персы так нелепо передавили сами себя.
Для лучшего маневра своей конницы, на которую персы особенно полагались, они даже срыли холмы. В октябре 331 года до н. Все это чересчур походило на страшный капкан, обещавший истребить македонцев. Парменион, военачальник македонского царя, отчаянно советовал ему атаковать персов ночью.
Александр Македонский, по преданию, ему ответил, что «не крадет побед». Накануне битвы он так спокойно спал, что его пришлось будить, когда войско уже начинало строиться. Ожидая ночной атаки македонцев, персы простояли в боевом строю всю ночь. Затем у персов все пошло не так, подготовленные атаки не получались, сражение развалилось на несколько схваток, шедших с переменным успехом.
Дарий снова раньше времени посчитал, что все погибло, и бежал, так что македонцам оставалось добить разрозненные персидские отряды. Дарий вновь ускользнул. Но поверженная Персидская империя лежала у ног македонца. Он беспрепятственно вошел в пять ее столиц в Месопотамии, Персиде и Мидии — Вавилон, Сузы, Пасаргады, Персеполь и Экбатаны, и баснословные сокровища попали в его руки.
Многое в этом триумфальном шествии теперь было новым. В определенном смысле оно представлялось логическим окончанием греко-персидских войн. Плутарх пересказывает историю о старике, плакавшем от счастья при виде Александра, восседающего на троне некогда столь грозных персидских царей. Из Суз Александр отослал обратно в Афины символический трофей персидского царя Ксеркса — скульптурную группу «тираноубийц» Гармодия и Аристогитона, борцов за афинскую демократию, одно из самых прославленных произведений раннего классического искусства.
Пир в Персеполе окончился сожжением царского дворца, которое, в глазах хмельной компании, символизировало месть оскорбленной Греции. Об этом пьяном поджоге древние авторы сообщают по-разному. Впрочем, рассказ Плутарха снова обстоятельнее и интереснее других. Якобы инициатива принадлежала особе вполне легкомысленного поведения, по-гречески — гетере.
Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она, во власти хмеля, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой. Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполе. Рисунок Г.
Симони Таида сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитанииях по Азии. Но еще приятнее было бы для нее теперь же с веселой гурьбой пирующих пойти и собственной рукой на глазах у царя поджечь дворец Ксеркса, предавшего Афины губительному огню. Пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота. Слова эти были встречены гулом одобрения и громкими рукоплесканиями.
Побуждаемый упорными настояниями друзей, Александр вскочил с места и с венком на голове и с факелом в руке пошел впереди всех. Последовавшие за ним шумной толпой окружили царский дворец, сюда же с великой радостью сбежались, неся в руках факелы, и другие македонцы, узнавшие о происшедшем». Впоследствии Александр высказывал сожаления по поводу случившегося. В самом деле, после Гавгамел он обнаруживал все большую склонность щадить завоеванные края, позволял сатрапам персидского царя оставаться на своих местах, демонстрировал уважение к местным богам и даже истории Персидского царства.
В Экбатанах, последней из завоеванных персидских столиц, Александр отпустил домой греческих союзников и фессалийскую конницу. Это должно было означать, что общегреческий поход против Персидского царства, провозглашенный в Коринфе, успешно окончен и все дальнейшее остается делом одной Македонии и ее царя. Желающие быть с ним греки теперь сделались его наемниками. Считая себя законным преемником персидских царей, Александр преследовал несчастного Дария.
Но когда остававшиеся с Дарием сатрапы расправились с ним, македонский царь взял на себя труд отомстить за его смерть. Новая и непонятная для многих роль, которую брал на себя завоеватель, требовала от него нахождения общего языка с персидской знатью, сохранения в некотором преображенном виде административного скелета своей новой и неведомой державы, определенного усвоения политической идеологии Персидского царства, находившей, в частности, выражение в дворцовом этикете. К нескрываемому ужасу и нарастающему возмущению греков и македонцев завоеватель попытался распространить на них персидский порядок обращения к царю, который подразумевал буквальное поклонение ему, несовместимое с греческими понятиями о свободе и достоинстве. Больше, чем что бы то ни было, эта болезненная тема вела Александра к столкновению с ревнителями традиций царской власти в среде его непосредственного окружения, составленного из македонской аристократии.
Андре Кастень. Клит — друг детства Александра, брат его кормилицы, командир царской илы — отборного отряда македонской конницы, приносящей царю его победы. Если следовать Арриану, Клит находит примечательную форму противодействия наступающей «тирании» Александра Македонского. На одном из пиров Клит вступается за древних героев, оспаривая единоличный характер подвигов Александра.
Не в силах больше слушать, как придворные льстецы принижают Геракла и Диоскуров, превознося македонского царя как первого среди полубогов, Клит смело и страстно заявляет, что подвиги Александра совершены всеми македонцами. Его пробовали утихомирить, но он не унимался и требовал, чтобы Александр при всех сказал то, что думает. Наконец, его вытолкали из пиршественной залы. Клит вернулся через другие двери.
Протягивая руку, Клит кричал Александру: «Вот эта самая рука спасла тебе жизнь» такое действительно было в сражении при Гранике. Выхватив копье у стражника, Александр Македонский убил его. Здесь остановился Александр Неожиданно тяжело давшееся завоевание Бактрии и Согдианы приблизительно территории теперешнего Афганистана и Средней Азии сначала было связано с тем, что бактрийский сатрап Бесс попытался провозгласить себя новым персидским «царем царей».
Божественный авторитет облегчал управление его империей, которая была поделена между управителями. Но личный фактор также играл важную роль. Во всех городах, основанных Александром, ему должны были оказывать почести наравне с богами. Кроме того, его стремление завоевать весь мир и объединить Европу и Азию, которое овладело им в последние месяцы жизни, свидетельствует о том, что он сам верил в созданную им легенду и считал себя скорее богом, чем человеком. Александр умер внезапно, когда он готовился к своему следующему походу на Карфаген.
Причем он умер не во время сражения, а на своей постели. В начале июня 323 года до н. Причина его внезапной смерти до сих пор остается загадкой. По утверждению персов, полководец был наказан небом за разрушение могилы царя Кира. Вернувшиеся македонцы говорили, что великий полководец умер от чрезмерного употребления алкоголя и разврата источники сообщают о его 360 наложницах. Римские историки считали, что его отравили неким азиатским ядом с длительным действием. Основным аргументом в пользу этой версии было плохое здоровье Александра, который, возвращаясь из Индии, часто падал в обмороки, терял голос и страдал от мышечной слабости и рвоты. В 2013 году британские ученые в журнале «Клиническая токсикология» предложили версию, что Александр был отравлен препаратом, изготовленным на основе ядовитого растения — Белой черемицы, которое греческие врачи использовали для вызова рвоты.
Но самая распространенная версия гласит, что Александра убила малярия. Место захоронения Александра до сих пор неизвестно. Сразу после его смерти его империя была разделена между его ближайшими союзниками.
Основным аргументом в пользу этой версии было плохое здоровье Александра, который, возвращаясь из Индии, часто падал в обмороки, терял голос и страдал от мышечной слабости и рвоты. В 2013 году британские ученые в журнале «Клиническая токсикология» предложили версию, что Александр был отравлен препаратом, изготовленным на основе ядовитого растения — Белой черемицы, которое греческие врачи использовали для вызова рвоты. Но самая распространенная версия гласит, что Александра убила малярия. Место захоронения Александра до сих пор неизвестно. Сразу после его смерти его империя была разделена между его ближайшими союзниками. Чтобы не тратить время на роскошные похороны, тело Александра временно захоронили в Вавилоне. Через два года его выкопали, чтобы перевезти останки в Македонию.
Однако во время перевозки траурный конвой был атакован Птоломеем, сводным братом Александра, который с помощью силы и взяток отобрал «трофей» и перевез его в Мемфис, где он был захоронен рядом с одним из храмов Амона. Однако, похоже, Александр не смог найти покой. Через два года новую гробницу вскрыли и с большими почестями перевезли в Александрию. Там тело было повторно бальзамировано, помещено в новый саркофаг и установлено в мавзолее на центральной площади. В следующий раз сон Александра, очевидно, нарушили уже первые последователи христианства, которые считали его «царем язычников». Некоторые историки полагают, что саркофаг был украден и спрятан где-то на окраине города. Затем арабы пришли в Египет и построили мечеть на месте мавзолея. После этого следы захоронения полностью исчезли, и мусульмане не позволяли никому входить в Александрию веками. Сегодня существует множество теорий о могиле Александра Македонского.
Местное население, ненавидившее персов, провозгласило Александра фараоном и освободителем.
Таким образом греки захватили богатейшую долину Нила без боя [6]. Окончательный разгром персидской армии Дарий III. Том II. В мае 331 года до н. Александр выдвинул армию из Египта в Месопотамию. Форсировав Евфрат , а потом и Тигр , он разгромил при Гавгамелах огромную армию, собранную Дарием в восточных сатрапиях, взял без боя Вавилон и завершил разгром персов взятием Персеполиса — центра коренных персидских земель. Он продолжал сопротивление до 329 года до н. Еще год ушел у Александра на полное покорение персидской империи и замирение её знати, для чего ему пришлось идти на значительные уступки [7]. Победа при Гавгамелах подорвала авторитет Дария, поэтому был взят без боя Вавилон. Завершило разгром персов взятие Персеполиса — центра коренных персидских земель.
Еще год ушел у Александра на полное покорение персидской империи и замирение её знати, для чего ему пришлось идти на значительные уступки [9]. Индийский поход Карта империи Александра Македонского Летом 328 года до н. Александр выступил в свой последний — Индийский поход. Вступив в союз с раджой Таскилом , он прошел через перевалы Гиндукуша и покорив раджу Абисара правившего на территории современного Кашмира , он вступил в Пенджаб. Пор, правитель Пенджаба , собрав крупную армию, дал Александру бой на реке Гидасп , но проиграл его, открыв грекам путь вглубь Индии. Узнав о существовании на берегах реки Ганг огромного государства, Александр планировал продолжать поход, и покорив его, стать властителем всей Ойкумены , но армия истощенная непрерывными войнами, нуждалась в отдыхе, да и вся огромная территория захваченная им требовала организации в единое государство [8]. Последний год жизни Последний год жизни Александр Великий потратил на усмирение и умиротворение своей новой Империи. Он не менял быт и общественный уклад покоренных земель, не притеснял местную знать, оставляя за македонскими наместниками только военные и финансовые вопросы. Для объединения земель он использовал самые разнообразные средства, например грандиозную свадьбу, на которой поженил 10 тысяч македонян на знатных азиатках, а сам взял в жены дочь Дария III Статиру [10]. Умер Александр в Вавилоне, в июне 323 года до н.
Болезнь и причина смерти так и не была установлена. Ни среди наследников Александра, ни среди его окружения не нашлось личности способной сохранить его наследие, и великая держава распалась. Впоследствии она была разделена между полководцами царя — диадохами [9]. Период после смерти Александр умер без указания преемников. Перед смертью он, согласно легенде, передал своё кольцо с печатью Пердикке, который должен был стать регентом при беременной царице Роксане и её будущем сыне. Через месяц Роксана родила сына, который был назван Александром в честь его отца. Однако власть регента вскоре начали оспаривать другие военачальники диадохи , которые стремились править своими сатрапиями. В 321 году до н. Войны диадохов продолжались практически непрерывно до 281 года до н. Их потомки стали правителями нескольких государств, которые возникли на территории того, что когда-то было огромной империей.
Все члены династии Аргеадов стали жертвами борьбы за власть. Брат Александра, Арридей, который временно стал марионеточным царем под именем Филиппа III, был убит по приказу Олимпиады в 317 году до н. Также была убита его жена Эвридика родная племянница его и Александра. Сама Олимпиада стала жертвой Кассандра, сына Антипатра, через год. Сестра Александра, Клеопатра, погибла в 308 году до н. Наконец, в 309 году до н. Таким образом, династия Аргеадов прекратила своё существование. След в истории Благодаря обширным завоеваниям, имя Александра было известно от Греции и Египта до Индии. В первые годы после смерти царя, эллинистические правители-сатрапы использовали имя Александра для легитимизации своей власти, заручившись личной связью с Македонским. Так Эвмен из Кардии объявил своим подчиненным, что Александр обещал ему незримо присутствовать на всех заседаниях военного совета, чтобы удержать под контролем армию и сохранить единство империи [7].
Сатрап Персиды, Певкест, посвятил Александру и его отцу алтарь в Персеполе, а сатрап Египта Птолемей установил полноценный культ умершего царя в Александрии [8]. Плутарх сообщает, что сатрапы пытались также подражать Александру одеждами и манерами: они облачались в пурпурные одежды, ходили в окружении свиты и копировали образ величия Александра. Александр Македонский также поддерживал искусство и науку, инвестируя в развитие городов и создание библиотек.
Александр Македонский: тайна могилы величайшего завоевателя древнего мира
Квинт Курций Руф в I веке н. э. написал «Историю Александра Великого Македонского», где использовал труды Клитарха и Мегасфена, а также воспоминания ряда сподвижников царя. Проект «Маховик Истории» представляет масштабный документальный фильм, детально и непредвзято повествующий о деяниях легендарного македонского царя. Источники и литература: Арриан. македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец. Александр Македонский взошел на престол в 20 лет и умер всего через 12 лет, завоевав одну из крупнейших империй древнего мира.
Александр Македонский – величайший правитель свого времени
Это выглядело устрашающе: его солдаты били по своим щитам копьями и двигались вперед, издавая бесконечный и леденящий кровь боевой клич. Это внушало ужас войскам противника. Александр форсирует реку и выходит на противоположный берег. В последовавшем хаосе левый фланг персов пал. Мозаика из Помпеи — Битва при Иссе Мозаика из Помпеи почти с фотографической точностью запечатлела эту монументальную битву. Считается, что это точная копия картины конца IV века до нашей эры. Встретившись, наконец, лицом к лицу со своим заклятым врагом — Дарием, Александр пронзает копьем его телохранителя.
Персидские воины, в гуще которых находится Александр, объяты ужасом и страхом. Перед лицом несокрушимого мстителя Дарий спасается бегством. О чем думали персы, увидев, что царь — их великий царь, так убегает с поля боя. Этот момент оказал невероятное психологическое воздействие, и как только это произошло, битва была выиграна. Но Александр не знает пощады. К концу дня на поле брани осталось более 50 тысяч убитых персов.
Его излюбленным повседневным занятием была охота, и мы говорим о настоящей охоте. Он выходил один без оружия против львов. Вы можете себе это представить? И это для того, чтобы быть в форме, когда придется нападать на людей», — Робин Джеймс Лейн Фокс, классицист, историк античности. Но в этом кровожадном убийце таился хитрый ум. Александр, как любой современный политик, понимает важность образа и публичной славы.
Он намерен при жизни стать легендой. В поход он взял с собой Каллисфена, который был его личным историком и создателем его положительного образа. В военной кампании Македонского, Каллисфен играл роль официального агента по связям с общественностью. Вполне очевидно, что с продвижением армии, Каллисфен штамповал свои фронтовые сводки. Он был своего рода журналистом, прикрепленным к походу Александра. Большая часть населенных пунктов пали ниц пред полководцем, однако Тир не желал сдаться.
Началась самая длительная и жесточайшая осада за историю всех походов Македонского. Семь месяцев не прекращалась битва. Когда же Тир пал, 7 тысяч жителей острова сложили головы, а 30 тысяч были пленены. В назидание он приказал распять 2 тысячи защитников Тира. Позволив им убить буквального каждого мужчину крепости. Это была ужасная демонстрация жестокости, но она весьма эффективно показала другим потенциальным врагам, что может случиться, если они будут сопротивляться.
Во время другой осады, на этот раз города Газа, армия Александра убила всех мужчин в городе. С военной точки зрения он все делал правильно или почти все. В его полководческом искусстве многое достойно подражания, но у Александра была мрачная черта — он был жесток, он сражался во имя славы», — полковник Ланс Бетрос, военная академия Вест-Пойнт, США. Многое из того, что мы считаем худшими проявлениями человеческой природы, было присуще Александру. Он был милосерден, если его враги сдаются, но жесток, если ему оказывают сопротивление. Губернатор Газы не покорялся ему до последнего.
Македонский продемонстрировал свою жестокость: он велел привязать того к коню и таскать вокруг города, пока он не умрет. Это знакомая сцена со страницы гомеровской «Илиады»: Ахилл приказал протащил своего важнейшего противника — Гектора вокруг стен Трои. Но в книге Гектор уже был мертв. Александр был жесток и возвел искусство жестокости в абсолют. И во многих случаях это обеспечивало ему успех. Он не совершил бы таких завоеваний, не примени он свою тактику.
Путь Македонского на Египет Препоясавшись ожерельем из жестоких побед, Александр готов напасть на Египет — одно из величайших империй на свете. Египетских фараонов считали живыми богами, они возводили величественные пирамиды, храмы и монументы в ознаменование своей славы. Древний Египет — одна из самых могущественных империй того периода Египетская культура поражала греков, но на Александра Македонского она производила еще более сильное впечатление, он был одержим мыслью о том, что великий правитель также может быть богом. Древний Египет: история возникновения одной из первых империй После двух лет беспрерывных войн полководец устремляется в сторону древнеегипетской столицы — Мемфиса. Его население, обрадованное падению Персидской империи, сдаётся, не оказав никакого сопротивления, и приветствует Александра как победителя и избавителя от прежней власти персов. При его правлении религиозные и культурные традиции Египта не запрещены.
В благодарность за это египетские жрецы нарекают Александра фараоном. Это событие знаменует собой важнейший поворотный момент — теперь Македонский начинает верить, что он поистине живой бог. В 331 году до нашей эры Александр отправляется в эпическое путешествие, чтобы посетить оракула в Сиве. Он хочет получить доказательства своего божественного происхождения. Предместье Сив располагалось на относительно плоском плато, но кругом были песчаные дюны. Путь к оракулу был хорошо известен — к нему вела дорога, но она запросто могла исчезнуть.
Вы могли оказаться в ситуации, когда днем вас испепеляет жара, а ночью невероятный холод. Неожиданно начинались песчаные бури, когда даже руки перед глазами было не разглядеть», — Дэвид Брайс Миллера, картографический департамент национального географического общества. После одной ужасной песчаной бури Македонский и его спутники сбились с пути. Легенда гласит, что их спасли две птицы, приведя путников к месту назначения — сказочному оазису Сива и храму Зевса Амона. Александр и египетский оракул Да, это посещение оракула — поистине один из самых удивительных эпизодов во всей истории Древнего мира. Македонский уже планировал небольшую общественную акцию — сообщить народу, что он сын Зевса.
Он вступает в храм один, его спутники ждут снаружи. И вот Александр, молодой человек чуть старше 20-ти лет, но уже совершил невероятные вещи. Он оказывается там, где по меньшей мере, коренные египтяне обращаются с ним, как с Богом на Земле. Необходимо задаться вопросом, о чем он думал? Александр вышел из храма. Все ринулись к нему с вопросом: «Александр, Александр, о чем ты спросил?
И затем об этом написал его личный историк. Александр позволил распространиться этой версии его происхождения. С той поры преданный летописец Александра, Каллисфен, называет своего повелителя Богом на земле. А египтяне укрепили этот титул, изобразив его на стенах своих самых священных храмов. Александр Македонский — изображение на стене египетского храма В Луксоре мы видим Александра с поднятыми руками, раздающим почести своему божественному отцу — богу Амону. Будучи божеством, он находился вне критики, в другой плоскости, на другом уровне, намного выше всех остальных.
Но быть фараоном и живым богом — этого Македонскому недостаточно, он намерен раз и навсегда покорить своего главного врага — Дария. Битва при Гавгамелах — реванш царя Дария В то время как Македонский пребывает в Египте, Дарий набирает войско, чтобы выступить против Александра. Октябрь 331-го года до н. Здесь состоялось одно из величайших сражений мировой истории. Армия Александра была втрое малочисленнее, но он будто упивается рискованной во всех отношениях кампанией, а нелегкий вызов, кажется, лишь придает ему смелости. Битва при Гавгамелах Александра Македонского и персидского царя Дария III Его воины почти полностью окружены армией персов, но его фаланги успевают удержать врага настолько, чтобы увидеть прореху в рядах персов.
Воспользовавшись шансом, Александр прорывается, чтобы напасть на Дария. Персидский царь вновь спасается бегством. Одним из секретов успехов Александра Македонского на поле боя были его фаланги — шестнадцатирядные формации воинов с длинными копьями. С помощью своих фаланг Македонский применял метод «молота и наковальни». Его фаланги — македонская пехота, строились в наковальню, и он разбивал вражеские фаланги при помощи наковальни и молота сопутствующей кавалерии. Он снова и снова использован прием: молот и наковальня для достижения успеха в бою.
Дарий, бежавший на восток в горы, впоследствии был убит одним из своих командиров. Гиндукуш Три года миновало, как стоял он у Трои, и вот уже Македонский объявлен государем Азии. Он достиг того, что хотел сделать его отец, но не смог. Прочие великие вожди удостоились бы этим монументальным триумфом, но только не Александр. Теперь для него назад дороги нет. Поход Македонского через Гундукуш, фрагмент из фильма «Александр» 329-й год до н.
Цель Македонского — Афганистан, захват границ Персидской империи с востока.
Дальнейшее он описывает исключительно на основе Эфемерид — придворных летописей [4] : «На следующий день силы больного совсем иссякли. Александра перенесли во дворец, где он задремал, но когда проснулся, то уже не мог говорить от слабости. Он еще узнавал своих военачальников. Пердикка не отходил от ложа больного, и умирающий передал ему кольцо с царской печатью [5]. С каждым днем в покоях больного становилось все тише, а вокруг дворца росло беспокойство и волнение. До тех пор, пока не были отменены приказы о начале экспедиции, войска не теряли надежды и веры в силу своего всепобеждающего царя. Но когда прошли все назначенные сроки, а известия о больном становились все менее утешительными, когда военачальники стали переговариваться друг с другом только шепотом, возникло страшное подозрение, перешедшее затем в уверенность: любимый царь уже умер, и это пытаются скрыть. Старые воины — теперь это были уже не те люди, которые бунтовали в Описе и отказывались идти вперед на Гифасисе, а верные воины, разделявшие с царем невзгоды, опасности и победы, — собрались и проникли во дворец. Их пустили к умирающему.
И они проходили один за другим, без оружия, осторожно и тихо ступая, мимо царя, который не мог уже говорить и приветствовал их только движением глаз. Чудом казалось, что он еще жив; последнее, что он видел на этой земле, были его верные воины. Надежды уже не было. После того как помощь не пришла ни от Амона, ни от богов Греции, приближенные в отчаянии решили просить ее у вавилонского бога-врачевателя. Местные жрецы наставили их, как совершить обряд, испрашивая помощь от болезни. Мрачен был ответ божества: «Для царя лучше оставаться там, где он пребывает теперь». Доктора не смогли вылечить царя; нижняя часть тела у него была парализована, не спадала высокая температура. На следующий день наступил конец. Все кончилось: Аравийская экспедиция, всемогущая власть, претензии на божественное происхождение, всепобеждающая воля, беспримерное творческое начало, планы мирового господства, империя. Остался человек, который тихо уснул, чтобы никогда уже не проснуться.
Вечером 28 десия приблизительно 13 июня Александр умер». С этого дня история Македонской империи начала свой новый отсчет, закончившийся ее полным распадом, а внезапная кончина ее основателя на многие века стала предметом исторических расследований. И поныне существует немало всевозможных версий о причинах загадочного недуга Александра: от отравления до чрезмерного пьянства или заражения инфекционными болезнями. Есть среди них и так называемая мистическая версия, основанная на неблагоприятных предзнаменованиях, с которыми пришлось столкнуться македонскому царю незадолго до смерти. И хотя она не может служить основанием для серьезного исторического исследования, не упомянуть о ней нельзя. Дурные предзнаменования, или Кара богов Как и большинство людей того времени, Александр Великий верил в приметы, предсказания астрологов и прорицателей. А к концу жизни, по словам Плутарха, он и вовсе стал необычайно суеверным: «Исполненный тревоги и робости, Александр сделался суеверен, все сколько-нибудь необычное и странное казалось ему чудом, знамением свыше, в царском дворце появилось великое множество людей, приносивших жертвы, совершавших очистительные обряды и предсказывавших будущее. Сколь губительно неверие в богов и презрение к ним, столь же губительно и суеверие, которое подобно воде, всегда стекающей в низменные места…» До и после каждого мало-мальски значительного события в жизни Александра обязательно приносились жертвы богам, испрашивались советы у оракулов, проводились гадания по внутренностям жертвенных животных. Как правило, царь относился к мнению жрецов и предсказателей достаточно серьезно и при принятии важных решений руководствовался их рекомендациями. Но были и исключения.
Древние историки упоминают об отдельных случаях, когда, уверовав в свою силу и могущество, Александр пренебрег предостережениями предсказателей. Речь идет главным образом о тех дурных предзнаменованиях, которые наблюдались в последние годы его жизни и сулили молодому царю утрату власти. Одним из них стал случай в царском зверинце, когда на большого красивого льва вдруг напал домашний осел и ударом копыт убил его. Большинство знамений прямо указывали на скорую потерю Александром короны, и это не могло его не тревожить. Об одном таком случае рассказывает Плутарх: «Однажды Александр, раздевшись для натирания, играл в мяч. Когда пришло время одеваться, юноши, игравшие вместе с ним, увидели, что на троне молча сидит какой-то человек в царском облачении с диадемой на голове. Человека спросили, кто он такой, но тот долгое время безмолвствовал. Наконец, придя в себя, он сказал, что был привезен сюда по морю и очень долго находился в оковах; только что ему явился Серапис, снял с него оковы и, приведя его в это место, повелел надеть царское облачение и диадему и молча сидеть на троне. Александр, по совету прорицателей, казнил этого человека, но уныние его еще усугубилось…» Аналогичный случай, который якобы произошел с царем весной 324 года до н. Фишер-Фабиан: «Александр спустился между тем вниз по Евфрату, велел восстановить одни каналы, изменить русла других и, наконец, достиг устья реки и открытого моря.
То, что произошло на обратном пути, привело его команду в ужас: царь сам вел корабль, держа рулевое весло обеими руками. Порывом ветра сорвало и унесло в воду его головной убор вместе с диадемой. Один из финикийских моряков тотчас же прыгнул в море, выловил царский убор, а диадему надел на голову, чтобы освободить руки, — так было легче плыть. Высший знак царского достоинства на голове простолюдина — это предвещало беду. Но Александр рассудил иначе: «Отхлещите его бичами за неуважение к диадеме и наградите тысячей драхм, потому что он был проворнее и смелее многих из вас». Еще одна «коронная» история была описана известным советским писателем-фантастом Иваном Ефремовым. В одном из своих романов он упоминает о короне из черного металла, которая якобы и послужила причиной тяжелой болезни и смерти Александра. А дело было так. Во время индийского похода македонец нашел в какой-то деревушке маленький храм, в нем — корону богов. Гордый завоеватель потребовал, чтобы жрецы отдали корону ему.
Человек же, прикоснувшись к черной короне, упадет замертво». Александр, уверенный в своем божественном происхождении, только посмеялся над этими словами. Он надел корону и вышел на ступени храма. Вдруг великий полководец пошатнулся и, потеряв сознание, упал на землю. Черная корона скатилась с его головы. А когда Александр пришел в себя, то оказалось, что он практически ничего не помнит о своих грандиозных планах покорения мира. Пытаясь вернуть внезапно утраченную память, македонянин вернулся в Вавилон, где через некоторое время ослабел от непонятной болезни и умер. Стоит подчеркнуть, что нет никаких документальных подтверждений этой истории, поэтому исследователи считают ее всего лишь выдумкой знаменитого фантаста. В действительности же серьезные предупреждения великий завоеватель получил накануне его вступления в Вавилон. Сначала он прислушался к словам прорицателей, но затем все же пренебрег ими.
Фишер-Фабиан описывает это происшествие таким образом: «Когда в 331 году до н. Александр подошел к стенам Вавилона, городские ворота распахнулись, и сатрап Мазей был готов устроить ему триумфальный прием. Однако на сей раз его вступлению в город решили воспрепятствовать, но не солдаты для этого не хватило бы сил , а двое халдеев. Они просили передать царю, что звезды говорят, будто ему грозит беда, если он войдет в Вавилон. Александр, как мы знаем, верил в предзнаменования — как в добрые, так и в дурные. Тем не менее, он заподозрил неладное, сопоставив два факта: щедрое финансирование работ по восстановлению Этеменанки вавилонской башни и рост доходов жрецов. Они саботировали строительство и использовали деньги для «более важных дел». Но заставляло задуматься и то, что возвестил Пифагор [6] , гадавший по внутренностям животных, тот самый Пифагор, который предсказал смерть Гефестиона: и на этот раз печень жертвенного животного состояла только из одной доли. Каждый знал, что это особенно дурной знак. А что произнес Калан [7] , прежде чем подняться на костер?
Было бы непростительной глупостью бросать вызов богам. Царь велел части войска войти в Вавилон, а сам расположился в Борсиппе, что западнее Евфрата. Когда же из города пришло донесение о том, что каждый день со всего света прибывают посланцы с просьбой об аудиенции, соображения государственной пользы одержали верх над верой в магическое, и царь сел в колесницу, запряженную восьмеркой индийских лошадей». Пышный въезд Александра в Вавилон, богатство его царской резиденции там и поклонение, которые оказали ему представители делегаций от разных народов, безусловно, тешили тщеславие молодого завоевателя, который возводил свое происхождение к египетскому богу Амону В том, что этот бог является его небесным покровителем, великий македонец окончательно убедился во время посещения в ливийской пустыне оазиса Сива, где устами египетских жрецов ему было передано предсказание божества. Что именно «сказал» ему Амон, точно не известно, но он якобы подтвердил божественное происхождение Александра. При этом, если верить Плутарху, не обошлось без курьеза. Вот как описывает и комментирует интерпретацию этого события великим историком наш современник, историк Игорь Дубровский: «Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески"пайдион" "дитя" , но по причине дурного произношения вышло"пай Диос" "сын Зевса". Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки».
Действительно, древние эллины не видели ничего необычного в обожествлении смертных героев. Поэтому их делегация явилась в царский шатер в праздничном убранстве, украшенная цветами и венками, давая тем самым понять, что для них это место, где находится божество. В связи с этим С. Фишер-Фабиан отмечает: «В отличие от македонян, греки поклонялись Александру как богу естественно, не делая усилий над собой. Они приносили жертвы и героям, которые рождались от любви богов и смертных. В IV веке до н. И почему бы не оказать богоподобному человеку больше почестей, чем богу, похожему на человека? Что им, афинянам, Гекуба — им, этому пресыщенному обществу, все подвергавшему сомнению? А спартанцы, как и Демосфен, велели передать с присущим им врожденным высокомерием: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». И все же не все, даже из числа эллинов, готовы были воспевать своего царя как божество.
В связи с этим весьма интересна история, изложенная в книге Е. Орлова [8] об Александре Македонском, опубликованной в дореволюционном издании серии «Жизнь замечательных людей». Вот что он пишет: «Среди многочисленных философов и ученых, сопровождавших Александра в его походах, двое пользовались его особенною дружбою. Анаксарх и Каллисфен, племянник Аристотеля. Первый из них, наглый и льстивый, вздумал по случаю свадьбы с Роксаной. Александра позондировали и нашли весьма благосклонно расположенным к затее. И вот на пиру, когда вино уже порядком разогрело всем головы, Анаксарх встает и произносит длинную и искусную речь, в которой восхваляет деяния царя, объявляет их превышающими все, доселе достигнутое сынами человеческими, напоминает об оракуле Зевса Амона и рекомендует оказать ему божественные почести. Персы и мидяне разразились шумными аплодисментами, но македонские и греческие гости хранили угрюмое молчание, не смея противоречить, но и не желая одобрить. Тогда поднялся со своего места Каллисфен и выразил от имени своего и своих друзей протест против этого нелепого предложения. Ему ответом были рукоплескания македонян и греков, но Александр молчал, тая злобу.
Когда под конец вечера царь и его гости стали обмениваться лобзаниями, Каллисфен один не получил поцелуя и должен был уйти без приветствия. Философ тогда шутливо заметил, что он, в сущности, ничего не потерял, кроме поцелуя, но он ошибался: он потерял милости своего владыки и вскоре жестоко из-за этого поплатился. У него был друг и ученик Гермолай, молодой паж царя. Сопровождая однажды Александра на охоту и видя несущегося на них вепря, Гермолай бросил в животное копье и убил его. Царь рассердился: паж отнял у него добычу и за это был наказан прутьями и лишен коня. Гермолай поклялся отомстить и вместе с несколькими товарищами составил заговор с целью убить царя. Об этом, однако, узнали, и молодые заговорщики были арестованы и казнены. Перед смертью их пытали, но они никого не выдали, что не помешало Александру впутать и Каллисфена, обвиняя его в подстрекательстве. Дело ничем не было подкреплено, но Каллисфена подвергли пытке, а потом казнили, ко всеобщему негодованию старых македонян». Незадолго до этого, в том же 328 году до н.
Он впал в ярость от того, что Клит оборвал полководца, певшего царю дифирамбы, и принялся перечислять пороки и проступки хвастливого Александра. Впавшего в ярость царя никто не смог остановить. А потом он три дня рыдал над трупом своего любимца. Эта история интересна не только как свидетельство отношения самого великого македонца и его приближенных к обожествлению его персоны. К ней мы еще не раз вернемся при рассмотрении других версий причин смерти Александра. А пока стоит лишь заметить, что, по мнению некоторых древних историков, именно причисление Александром себя к сонму небожителей, требование всеобщего поклонения и другие проявления неумеренного тщеславия могли вызвать гнев у оскорбленных его высокомерием великих олимпийцев. В качестве наказания они и ниспослали гордому македонянину внезапный недуг и раннюю кончину. Более конкретная версия, прямо указывающая на карающую руку богов, нашла отражение в персидских преданиях. В них говорится о том, что великий полководец будто бы был наказан небом за то, что вскрыл могилу персидского царя Кира. Но никаких сведений об этом факте не найдено, кроме нескольких строк у Плутарха: «Найдя могилу Кира разрытой, он [Александр] казнил виновного, хотя преступник был родом из Пеллы и принадлежал к видным гражданам».
Кроме того, существует мнение, что Александр велел запечатать нарушенную ворами царскую гробницу и выбить внизу ее надпись, сделанную Киром, по-гречески. Еще одно предположение, встречающееся и в персидских, и в античных источниках, связано с обстоятельствами похорон Гефестиона. Вот что писал по этому поводу Диодор: «Царь, устраивая похороны, приказал всем соседним городам содействовать по мере сил их роскошному устроению; всем обитателям Азии приказал загасить до окончания похорон так называемый священный огонь: персы это обычно делают при похоронах царей. Народ счел этот приказ дурным предзнаменованием; решили, что божество предрекает смерть царя». А вот по легенде, которую передавали из уст в уста македонские ветераны, их царь погиб потому, что забыл законы предков об умеренности и сдержанности. Боги отвернулись от него, ибо он стал ходить в одеждах врагов, убивать верных ему людей, подозревая их в измене. Эта мысль выражена и в «Истории Александра Македонского» Квинта Курция Руфа: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг». В справедливости этих слов можно убедиться хотя бы на приведенных здесь примерах расправы македонца с Гермолаем, Каллисфеном и Клитом. Правда, когда унимался охватывавший его гнев, Александр сам осознавал, что погорячился, но в следующий раз поступал с такой же слепой горячностью и жестокостью. Вот что пишет, основываясь на записках придворных летописцев и военачальников о мыслях, волновавших умирающего Александра, Герман Малиничев, автор книги «Археология по следам легенд и мифов»: «Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики чужих религий… В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье.
Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться. В голове всплывало и другое прорицание. Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста». Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть — за дикое святотатство. Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя»». Так и произошло: могилу великого завоевателя безуспешно ищут до сих пор.
А персов при этом погибло около 30000 тысяч. Конечно, в итоге персы сдались. Кстати, считается, что Александр помнил имя каждого воина своей армии, и это при том, что её численность составляла несколько десятков тысяч человек. Империя Александра Великого и его походы Александр Македонский, согласно легенде, разрубил гордиев узел «Разрубить гордиев узел» — это значит разрешить какую-то запутанную ситуацию простым и прямолинейным способом. Во времена Александра Фригией это была небольшая страна на территории современной Турции правил царь по имени Гордий. У него была повозка, которую он очень ценил — она когда-то помогла ему прийти к власти. И было поверье, что тот, кто распутает его, завладеет всеми землями Азии. Когда Александр покорил Фригию, он вошёл в храм и просто рассёк узел одним взмахом собственного меча. Александр разрубает гордиев узел Десятки населённых пунктов Александр III Македонский назвал в честь себя Историк Плутарх пишет о том, что Александр основал во время военных походов не менее семидесяти городов и скромно дал им своё имя. И по расположениям этих городов можно даже проследить маршруты полководца. На территориях современных Турции, Болгарии, Египта, Афганистана Таджикистана, Туркмении, Индии, Пакистана, Ирана и Ирака Македонский оставил свой след в виде населённых пунктов с одним и тем же названием — Александрия. Пожалуй, самая известная Александрия находится в Египте возле дельты Нила. Это и сейчас очень крупный город — второй по населённости в Египте. Александрия в Египте — один из важных центров Древнего мира Александр Великий официально имел трёх жён С первой женой он познакомился в 327 году во время войны с древними государствами Согдианой и Бактрией они располагались на территории современных Таджикистана и Узбекистана. После захвата горной крепости Рок он стал осматривать людей, который взял в плен. Особое его внимание привлекла совсем юная девушка по имени Роксана — дочь дворянина из Бактрии... Вскоре между Александром и Роксаной была уже сыграна свадьба. В дальнейшем у Роксаны родился мальчик от великого полководца — Александр IV. Так выглядит Роксана в историческом фильме Оливера Стоуна «Александр» А за год до смерти, после завоевания персов, Александр Великий женился ещё сразу на двух женщинах — Старире и Парисатиде, дочках персидских царей.
Выступления вызвали оживленную дискуссию у студентов. Они делились суждениями по поводу деятельности Александра, подкрепляя их аргументами и историческими фактами. Особую благодарность участники «круглого стола» выражают доценту кафедры истории древнего мира и средних веков, кандидату исторических наук Юлии Викторовне Куликовой.
Последняя тайна Великого Александра — куда пропали две тысячи македонских кораблей
В этом выпуске вас ждет история Александра Македонского о тайнах, легендах и величии великого полководца. Александр Македонский: Великий полководец потерпел поражение от Русов, Психологический аспект будущей войны, За что их прозвали Великими. Но история Александра Македонского невероятно богата и сложна. Известно, что Александр приказал уничтожать все исторические писания о нем, а историю свою разрешал писать только своему придворному историку Калисфену, которую тщательно контролировал. Александр Македонский (356-323 гг. до н.э) получил превосходное для своей эпохи образование – с 13 лет его воспитанием занимался сам Аристотель.
Александр — сын Зевса
Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей | Пикабу | Поверив в эту новость, восстали Фивы (греч. |
Тайна смерти Александра Македонского разгадана | Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. |
Александр Великий в Средней Азии: мифы и история. Часть 1
Остаётся загадкой, как именно умер Александр и что явилось причиной его смерти Умер Александр в 323 году до н. Он вернулся из своего индийского похода и остановился в Вавилоне, и именно в этом городе его настигла смерть. Известно, что перед тем, как умереть, Македонский болел две недели. Некоторые исследователи данной темы приходят к выводу, что Александр умер от какого-то инфекционного заболевания малярии, брюшного тифа, печёночной недостаточности и т. Однако тот факт, что больше никто из тех, с кем он трапезничал в последние дни, не заболел, делает версию об инфекционном заболевании менее правдоподобной. Имеются и иные версии. Например, версия об отравлении императора его ближайшим соратником Антипатром. Есть и подходящий мотив: Александр хотел лишить Антипатра должности наместника Македонии. Картина художника Карла фон Пилоти «Смерть Александра Македонского» 1886 год Тело Македонского хранили какое-то время в чане с мёдом Авторитетный английский археолог Уоллис Бадж сделал предположение, что останки Александра сначала были погружены в мёд для приостановки дальнейшего распада.
И лишь позднее труп был забальзамирован в соответствии с тогдашними традициями. Но на этом «приключения» останков Александра не закончились. В какой-то момент их отправили из Вавилона в Македонию. По дороге их перехватил Птолемей I, бывший генерал Александра. Он решил перевезти столь ценный груз в Египет. Птолемей считал, что раз у него есть тело Александра, он и есть законный правитель империи… Скульптура Птомелея I — человека, значительно повлившего на судьбу останков Александра Мумия Александра не сохранилась до наших дней Позднее могилу Александра, находящуюся в египетской Александрии, посещали римские правители Юлий Цезарь, Марк Антоний, Октавиан историки пишут о том, что Октавиан, неловко прикоснувшись к мумии Александра, отколол от неё нос и Каракалла. Позднее могила была разграблена, а сведения о её точном местонахождении были утрачены. Поделитесь ссылкой:.
Фото: Pixabay 3. Полководец очень любил своего коня, которого никто не смог усмирить. Он оказался первым наездником, которому оказалось это под силу. Их отношения были настолько крепкими, что в честь Буцефала завоеватель назвал один из покоренных городов. Историки полагают, что на планете не осталось потомков великого завоевателя.
Например, известно, что однажды Македонский встретился с Диогеном, который в это время отдыхал на городской площади.
Император спросил, может ли он что-то сделать для Диогена. Этот ответ совершенно поразил Македонского. Встреча Александра и Диогена — картина художника Гаэтано Гандольфи, написанная в 1792 году А позднее, во время похода в Индии, Александр приостановил военные действия ради того, чтобы подискутировать с гимнософистами их еще называли «голыми философами». Эти философы были своеобразными последователями и интерпретаторами индуизма. Они принципиально не носили одежды, так как были уверены, что именно из-за неё люди становятся тщеславными. У Александра был слабоумный брат, который впоследствии тоже взошёл на трон В 336 году до н. В живых он оставил лишь своего сводного братца по имени Арридей, который действительно страдал от слабоумия.
Брат преспокойно пережил Александра и в 323 году, после того, как умер великий полководец, стал править в Македонии. Хотя, разумеется, власть Арридея была лишь формальной, на практике он был игрушкой в руках своего окружения. А ещё через несколько лет Арридей всё же стал жертвой интриг и был убит. Монеты с изображением Филиппа III Арридея С момента своего восемнадцатилетия и до самой смерти Александр Македонский не проиграл ни одного сражения Военные и полководческие таланты этого исторического деятеля не подлежат сомнению. Военную тактику и стратегию Александра Великого даже сегодня изучают в военных учебных заведениях. Каким-то образом он всегда оказывался быстрее или хитрее врага. Интересно, что победы достигать удавалось даже тогда, когда численность войска противника превосходила численность войска Александра в разы.
Ярким примером здесь может служить решающая битва в войне с персами, случившаяся в октябре 331 года. После этой битвы Александр не досчитался около 1000 своих воинов. А персов при этом погибло около 30000 тысяч. Конечно, в итоге персы сдались.
Межрегиональный конгломерат — способ управления глобализацией, при котором национальные культуры замещаются единой типовой унифицированной культурой. Управление в конгломерате подчинено единому межрегиональному центру, который осуществляет управление глобализацией.
Одна из главных задач межрегионального центра состоит в том, чтобы управление было идейно централизованным, то есть чтобы был только один источник идейной подпитки во всём конгломерате стран. Все же остальные поглощённые регионы попадают в зависимость от концептуальной власти межрегионального центра. Во многом именно так развивалась империя Александра Македонского, но об этом — ниже по тексту. Второй метод концентрации управления — упреждающее вписывание. На этой базе возникает многорегиональный блок. Блок сначала вписывает близкие по идеалам цели из вектора целей региона-соседа в свой собственный вектор целей, а уже потом, на этой единой идейной основе, тот регион присоединяется самостоятельно.
Многорегиональный блок отличается от конгломерата тем, что выбор общецивилизационного вектора целей и выработка концепции его достижения не сосредоточены в каком-либо центре, а распределены по всему блоку. Если даже какой-то региональный центр и сосредотачивает у себя административную власть над делами всего блока, то идеи, цели, частные концепции их достижения он черпает со всего пространства многорегионального блока. Поэтому блок кровно заинтересован в культурном разнообразии. И в отличии от конгломерата, который замещает национальные культуры единой унифицированной культурой, блок поддерживает и помогает развиваться культурам и тому в них, что соответствует идеалам этого типа развития цивилизации. Типичный пример конгломерата — это евро-американский конгломерат «западной» цивилизации, в котором есть единый управляющий центр, принимающий все решения, и политике которого подчиняются уже национальные центры. Этот центр укреплялся по мере развития Западной цивилизации путём уничтожения управленческой верхушки тех территорий, которые входили в её состав яркие примеры такой политики: завоевание Америки, Африки, Индии, в целом вся англосаксонская колониальная система.
Делается это для того, чтобы не было каких-то управленческих центров, которые могли бы выработать альтернативу политике центра конгломерата и стать по-настоящему суверенными. Для Русской цивилизации, как и для Китая и Японии, а также для Арабского востока, которые больше тяготеют к блочному принципу, характерны другие методы выстраивания самоуправления. Управленческие верхушки территорий, которые входили в состав Русской цивилизации, не уничтожались, а входили в состав российской «элиты». Можно привести много примеров, когда в состав российской «элиты» входили представители национальных «элит», присоединившихся стран: Багратионы грузины , Юсуповы ногайцы , Карамзины от Кара-мурзы, крымца , Суворовы татарские корни , Апраксины от Салахмира , Давыдовы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы все трое тоже имеют татарские корни , Толстые немцы , Барклай-де-Толли шотландец , Черкасские кабардинцы и множество других родов, которые представляли национальные «элиты» государств. Соответственно принципу устройства блока, когда текущий цивилизационный центр блока уничтожается или становится недееспособным, другой центр берёт на себя его функции. Можно вспомнить, что когда Москва была недееспособной — функции управления на время смуты на себя взял Нижний Новгород.
Также следует сказать, что злоупотребления властью в разные моменты истории несомненно были, и в них выражено частичное и временное отхождение от блочного принципа развития Русской цивилизации, однако они не имели системообразующего характера на протяжении длительных исторических периодов, в силу чего языки и самобытность всех без исключения национальных культур сохранились в Русской цивилизации и по настоящее время. У читателя может возникнуть вопрос: «Для чего эта информация в статье об Александре Македонском? Взойдя на престол в возрасте 20 лет после гибели отца, Филиппа II, он подавил восстание фракийцев и заново подчинил Грецию, где были разрушены мятежные Фивы. В 334 году до н. Александр переправился в Малую Азию, начав таким образом войну с Персидской державой. При Гранике он разгромил сатрапов, а при Иссе 333 год до н.
В 331 году до н. Дарий позже был убит; Александр, заняв внутренние районы Персии, принял титул «царь Азии», окружил себя представителями восточной знати и начал думать о завоевании мира. За три года 329—326 годы до н. Вторгнувшись в Индию, царь и там начал одерживать победы, но его армия, утомлённая долгим походом, взбунтовалась, так что Александру пришлось повернуть назад. В 324 году до н. Уже в следующем году, во время подготовки к походу в Аравию, Александр умер в возрасте неполных 33 лет.
Созданная в ходе завоеваний держава вскоре распалась, разделённая между полководцами царя — диадохами. Тем не менее, благодаря походам Александра началось распространение греческой культуры на Востоке, заложившее основу эллинизма. Предыстория и предпосылки для начала проекта, его цели, средства и пути их достижения, а также промежуточные итоги С падением Нововавилонского царства 539 год до н. Персидские цари официально признали право евреев и иудеев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе. Заметки на полях Мы различаем такие понятия как иудеи, евреи и жиды. Евреи — этнические потомки семитских племён, бывших прихрамовыми рабами в древнем Египте.
Иудеи — это исповедующие вероучение иудаизма. То есть иудеем может быть и нееврей. Например, Иванка Трамп, дочь Дональда Трампа, приняла иудаизм, не будучи этнической еврейкой. Жиды — по словарю Даля, а мы пользуемся его определением — это жадные люди. Жидами могут быть и православные, и мусульмане, и кто угодно. С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору, в том числе включающую и иудеев.
Многолетний анализ позволил максимально точно установить причину смерти Александра Македонского
Александр Македонский – великий полководец античности, который сумел за короткий срок подчинить себе большую часть Азии, дойдя до Индии и Пакистана. Александр Македонский – великий полководец античности, который сумел за короткий срок подчинить себе большую часть Азии, дойдя до Индии и Пакистана. Александр Македонский умер более 2 000 лет назад, и ученые до сих пор не могут сказать, от чего именно. Александр Македонский уважал женщин и считал их практически равными мужчинам, что для его времени являлось передовыми взглядами. Александр Македонский: гений или безумец?