Вчера посетили компанией оперу "Не только любовь".Про сельскую жизнь. 6 декабря на сцене Большого зала состоится показ лирической оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в исполнении хора и оркестра оперной студии МГИМ им. Шнитке под руководством дирижера Игоря Громова. первую оперу Родиона Щедрина. На сцене разворачивается настоящая драма с шекспировскими страстями. Отличительная особенность оркестра оперы «Не только любовь» — близость к звучанию народных инструментов (гармошке, балалайке, жалейке), что создает сельский колорит.
Лирические сцены в синеве
Но, видимо, важно, кто мечтает. Иной помечтает-помечтает, да и воплотит. Так случилось с главным дирижером театра Станиславского и Немировича-Данченко, народным артистом России Феликсом Коробовым. Феликс мечтал поставить первую оперу Родиона Щедрина "Не только любовь" : его завораживает музыка. Бабочка оказалась многодневной, даже многолетней. Мечта осуществилась. И вот на прошлой неделе случилась премьера. Я беру программку, читаю краткое содержание. Оно совсем невелико - несколько абзацев буквально.
Читаю: "…она принимает решение отказаться от своего чувства. Вместо объяснения в любви она дает Володе инструкции по ремонту коровника". Это что такое? Это вот об этом мечтал знаменитый дирижер? Но чем глубже я входил в эту оперу, тем больше понимал Коробова. Да, грандиозная музыка: Родион Щедрин - живой классик. Я не умею оценивать работу оркестра, но, уверен: если зритель понимает, что музыка прекрасна, значит, оркестр работает хорошо, а дирижер сумел мощно воплотить свою мечту. Но и сама история… Когда про оперу говорят - это "синтетический жанр", как правило, имеют в виду, что в ней есть все: и музыка, и драма, и танцы.
Это так. Но в опере Щедрина есть еще и все жанры - от фарса до драмы, а, может быть, даже трагедии.
Варвара, 28-летняя девушка, ведет колхоз, будучи сильной и ответственной. Лариса Андреева воплощает этот образ исключительно, не копируя стереотипы советского кино. Ее персонаж напоминает скорее священницу или богиню, чье величие скрывает человеческие слабости. Максим Обрезков и Ася Мухина создали картину, наполненную тревогой и суровостью: суровая земля, грозовое небо, ливень, заглушающий любые попытки посева. Сюжет не сводится к бытовым проблемам колхозников, он поднимается до уровня мифа, где гармония с природой становится вопросом выживания. Любовный треугольник, количественно обычный для оперы, в этой постановке обретает новые грани, соединяя реализм с трагедией. Володя, обманчиво легкомысленный парень, является символом внутреннего конфликта и раздора с окружающим миром, вот такая удивительная гармония и драма в опере, где каждый персонаж становится ключом к пониманию глубины человеческих отношений и жизненных истин. Кирилл Матвеев создает выдающийся образ привлекательного болтливого героя, который своим непослушанием нарушает традиционные рамки жесткой системы деревенского общества.
Варвара падает в любовь к Володе. Это чувство - настоящая страсть, химия, эротическое влечение. Музыка расставляет акценты на страстные интонации, сочные гармонии, выразительные мелодии. Варвара готова поддаться своим чувствам, несмотря на то, что у Володи есть юная невеста Наташа - роль, исполненная нежной и женственной Марией Макеевой, обладающей изумительным сопрано. Каждый солист демонстрирует мастерство и вокальные данные, будь то исполнители главных ролей или второстепенные персонажи: Станислав Ли Иван Трофимов , Феликс Кудрявцев Федот Петрович , Вероника Вяткина Катерина. Родион Щедрин создал для певцов выразительные партии, где речитатив и мелодия тесно переплетены.
Композитор написал ее по мотивам рассказов Сергея Антонова, когда ему было всего 29 лет. Действие спектакля происходит в советской колхозной деревне спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны. Согласно сюжету, председатель колхоза Варвара Васильевна оказывается перед сложным выбором между чувством и долгом. Сам Щедрин называл свое произведение "колхозным "Евгением Онегиным", - отметили в пресс-службе. Как и в "Онегине", лирический, бытовой и драматический элементы в этой истории тесно переплетаются друг с другом. Музыковеды часто соотносят сцену объяснения Онегина с Татьяной и сцену с Варварой и Володей в конце спектакля". Премьерные показы пройдут 6, 7 и 8 марта на Основной сцене. Создатели о постановке Идея возрождения оперы принадлежит главному дирижеру МАМТ, народному артисту России Феликсу Коробову, который также является музыкальным руководителем постановки.
Родион Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки, в которой есть что-то глубинное, зарытое в национальном подсознании. Сочинение получилось очень живым, жанровым, по-настоящему очаровательным и полным ярких лирических мелодий. Начало спектакля — в 18:00.
Не только любовь
Художественный руководитель камерного музыкального театра «Санкт-Петербургъ Опера» Юрий Александров получил грант на постановку оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в рамках проекта «Возрождение советской оперной музыки». три акта с эпилогом Родиона Щедрина. Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. Сам композитор отметил, что это лучшая постановка его произведения.
Полюбил бы, коли захотела
Первая опера классика ХХ века – в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко 6,7 и 8 марта состоится премьера оперы "Не только любовь" Родиона Щедрина. лирическая опера в 3 действиях с эпилогом (1961) Rodion SHCHEDRIN. Хор и оркестр оперной студии Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке Художественный руководитель и дирижер – Игорь Громов Режиссер – Михаил Анестратенко Балетмейстер – Нелли Бонд Смотрите видео онлайн «Р. Щедрин опера "НЕ ТОЛЬКО. Share Flag Next Entry. Несколько антисоветских мыслей, навеянных просмотром оперы Р. Щедрина "Не только любовь". Самую первую оперу Щедрина – «Не только любовь» (1961) – в Мариинском поставили последней. Получился достаточно неожиданный спектакль.
Мариинский театр покажет трансляцию оперы Щедрина «Не только любовь»
Не случайно все четыре куплета песни родственны между собой. Каждый из куплетов начинается со звука ми второй октавы: Молодежь окружает Володю. Частушка моментально отмечает его городской наряд: «Все ребята в картузах, а мой милый в кепке. Проклятая кепка привлекает крепко». Но не всем по душе независимый, несколько развязный характер приехавшего парня. Насмешки переходят в оскорбление, начинается драка. И лишь появление председателя колхоза Варвары Васильевны прекращает столкновение. Снова начинается дождь.
Первое действие обрамляет начальный девичий хор. Не прошла бесследно встреча с Володей Гавриловым и для Варвары Васильевны. Перед окончанием хора звучат две ее отрывистые, «говорком» фразы: «Голубоглазый какой. Что, товарищ председатель. Приглянулся он тебе?. Первую из них композитор назвал «Маленькой кантатой». В ожидании праздничного вечера девушки сидят на завалинке, «как воробьи на проволоке».
Звучат девичьи частушки — веселые, задорные: Основной мотив хора чередуется с отдельными репликами — частушками солистов, образуя единое музыкальное построение. Подражая балалайке, пение сопровождают отрывистые аккорды струнных, «переборы» деревянных духовых, ксилофона, арфы, фортепиано. Вторая сцена — «Колхозная самодеятельность». Теплый летний вечер. С добродушным юмором композитор подсмеивается над духовым деревенским оркестром, нередко фальшивящим. Громко и тяжеловесно ухает медь, приглашая молодежь танцевать50. Кадриль — вершина комического в опере Щедрина.
Одновременно это и завязка драматического действия. Кадриль звучит степенно, неторопливо. В высоком регистре, pianissimo вьется ажурная мелодия — сначала у скрипок pizzicato , а затем у деревянных духовых staccato. В народной музыке подобный кружевной узор «плетет» обычно духовой инструмент например, свирель : Многократное сопоставление нарочито примитивного громогласного вступления духового оркестра и изящной мелодии танца создает комический эффект. Средняя часть кадрили — Сольный танец трактористки — основана на веселом частушечном напеве. В оркестре проходит подлинная мелодия каргопольских припевок. Порученная флейте-пикколо, она как бы имитирует высокий голос исполнительницы.
Последующие куплеты частушки исполняются двумя флейтами-пикколо. Дублировка мелодии трубой выделяет кульминацию танца. Сопровождение темы воспроизводит характерное «треньканье балалайки» ремарка композитора: quasi balalaika. По указанию композитора под демпферы фортепиано кладут лист бумаги или на струны помешают треугольник, благодаря чему клавишный инструмент имитирует звук балалайки «препарированное», или подготовленное, фортепиано. С основной мелодией резко контрастирует вариант темы, энергично исполняемый тромбоном. Мощный, тяжеловесный звук тромбона вносит черты юмора в этот хрустально-прозрачный напев. В репризе кадрили возникает драматическая ситуация: Володя оставляет Наташу и танцует с Варварой Васильевной.
Возникшее в душе Варвары Васильевны смятение композитор передает включением в спокойную мелодию танца тревожных, «разбросанных» звуков у деревянных духовых. А затем у первых скрипок появляется страстная лирическая мелодия: ходы на увеличенные, резко диссонирующие интервалы придают музыке большую экспрессию. Танец все убыстряется. Тревожные возгласы отдельных деревянных духовых инструментов дополняют акцентированные синкопы меди, восходящие по звукам хроматической гаммы, звучность достигает fortissimo. Кадриль заканчивается на высокой ноте напряжения: тайное становится явным для всех. Чтобы как-то разрядить создавшуюся обстановку, девушки просят Варвару Васильевну спеть. Песня и частушки Варвары Васильевны занимают центральное место в ее характеристике, хотя лейтмотив героини пронизывает всю ее партию.
Как отметил сам композитор, «тема животрепещущая — о женщине, чувствам которой не дали раскрыться и война и трудные послевоенные прозаические заботы и которая вдруг с особой силой и остротой ощутила в себе вот эту полноту неистраченных чувств». Здесь лейтмотив приобретает черты определенного жанра — песни, причем песни народной лирической, частушки-страдания. Подобно Марфе в опере Мусоргского «Хованщина», Варвара Васильевна скорбит о своей женской доле, о неудавшемся личном счастье. Только в Песне с наибольшей полнотой композитор раскрыл всю глубину этого образа, нарисовав незабываемый портрет обездоленной в любви простой русской женщины: Начало Песни — печальный лирический двутактный распев, ограниченный ходами на терцию и кварту.
В последние годы «Не только любовь» дважды поставили в Северной столице: Юрий Александров в «Санкт-Петербург Опера» и Александр Кузин на сцене Концертного зала Мариинского театра дирижировал Валерий Гергиев, для которого осуществление монографического щедринского проекта было делом чести. В Музыкальном театре им. Несмотря на переход в раздел оперной классики, о чем говорит и возраст партитуры, и количество к ней обращений, никто из постановщиков не решился отстраниться от колхозной темы.
Разве что Кузин, освобожденный от театрального пространства, сделал действие более условным. Хотя партитура Щедрина, которая сплавляет частушку с отменно усвоенной оперной традицией, открывает для этого перспективу. От Варвары Васильевны — по силе чувств, разумеется, не характеру поступков — один шаг не столько до Татьяны Лариной, сколько до Катерины Измайловой. Да и в Володе вот-вот мелькнет Сережа. Да и сама тема одиночества, неслучившейся любви, тема морального выбора может выйти далеко за пределы колхоза. Впрочем, Писарев и Обрезков все же попытались отразить одну из тем этой оперы: незажившие раны войны. Отсюда, как кажется, скорее суровая, чем лирическая синева сценографии.
Где могла зеленеть трава и колоситься рожь — иссиня-черная земля и уходящие вдаль мачты ЛЭП.
Ежедневный тяжелый труд, праздники с залихватскими танцами и частушками, встречи и прощания — это и есть тот мир, в который студенты курса окунулись на репетициях и постарались прожить на сцене. Не только связь с великим режиссером и историей вдохновляла нас. Студенты Мастерской А. Бармака обратились к этому произведению, чтобы поговорить о судьбе человека в нашей стране.
Сцена погони и объяснения в любви — и кони из этой сцены заставляют вспомнить оставшегося лишь у Рыбакова не на сцену же выводить колхозного коня, которого соперницы делят без вопросов, в отличие от мужика. Цветная, теплая, динамичная картинка — незатейливый способ сказать, что радость и счастье в этом условном космосе возможны только в еще более условной, выдуманной части реальности. И нужна для них трофейная пленка. В космос летают смешанные экипажи, но вопросы межполового взаимодействия ни Роскосмос, ни НАСА всерьез не изучают. Словом, в космосе, как и в Советском союзе, секса нет. Щедрин же, через тридцать лет после «Не только любви» создавший «Лолиту», секса не чурался.
Его колхозный обольститель Володя, хоть тексты поет и не пушкинские, может сочетать в себе пыл и нежность Ленского с витальным нахрапом Сергея из «Леди Макбет Мценского уезда» — это слышно в голосе Виргилиуса Норейки на пластинке «Мелодии», но в исполнении Кирилла Матвеева, певшего на премьере 6 марта, — только стерильный воздух, подаваемый в герметичный скафандр. И все герои спектакля, даже прикасаясь друг к другу в танце или сбрасывая одежду, отделены друг от друга мембраной невидимых скафандров. Щедринская Варвара и без того кровная сестра отвергнутых Марфы Мусоргского и Любаши Римского-Корсакова; ничего не заимствуя у них дословно, она всем духом своей партии продолжает генетический код запрограммированных на несчастье женщин. Вынесенное в космос, одиночество Варвары становится экзистенциальным, а не просто вынужденным, а ее отказ от любви — подчинением некому космического масштаба фатуму. И в развязке своей нелюбовной истории она выходит под струи не нарисованного уже дождя — то ли растворяясь, будто дворжаковская Русалка, то ли символически топясь, как Катя Кабанова. Дилеммы оперы «Не только любовь» живут, хотя в вечность канули ее реалии и контекст ее создания.
А ведь она — дитя оттепели, эпохи иллюзорного оптимизма и несбывшихся надежд, ныне еще и отфотошопленной фильтром ностальгии по этой иллюзии. И автор ее был человеком своей эпохи, членом с 1962 Советского комитета защиты мира — такого же иллюзорного по своей значимости объединения за ядерное разоружение. Благостный эпилог его оперы, где все наслаждаются тем, как «солнце светит над Россией», — скорее дань эпохе, недаром Генюшас в своей записи заменил его на репризу открывающего оперу женского хора, в котором Щедрин эффектно демонстрирует, какой путь прошли «девицы-красавицы, душеньки-подруженьки» к середине XX века. У Коробова же оригинальный акапельный эпилог из первой редакции убраны только не нужные в интерпретации Писарева разговорные реплики поддерживает балалайка — как писк первого одинокого лунохода. А солнце еле светит сквозь тучи. Ушедшую эпоху невозможно рассматривать без знания о том, что было дальше.
А дальше был застой, перестройка, хаос дикого капитализма — и в борьбе за выживание мы выгрызли себе безопасность ледяного космического отчуждения. Из космоса — в омут. Как положено орбитальной станции. Станиславского и Немировича-Данченко Жизнь, какой ее изобразил 28-летний Родион Щедрин в своей опере, написанной в 1960—1961, на излете оттепели — никакого отношения к реальной колхозной жизни тех лет, скорее всего, не имеет. В опере — веселье, иногда перемежающееся с колхозными буднями. То, что показано на сцене — не более чем красивая картинка, обложка журнала «Крестьянка».
Хотя, конечно, опере Щедрина далеко до фильмов-сказок первых послевоенных лет «Кубанские казаки» и «Свадьба с приданым». Опера написана всего лишь через 15 лет после войны, а рассказы Сергея Антонова — еще раньше. Как на самом деле жили в послевоенных колхозах, где если и были мужчины, то либо старики, либо инвалиды, либо мальчишки, а женщины тянули на себе самые тяжелые работы?
Премьера оперы Щедрина «Не только любовь» прошла в МАМТе
В 1965 году Борис Александрович Покровский силами студентов талантливо и убедительно поставил оперу на сцене Учебного театра ГИТИС, именно с этого произведения зародился Московский Камерный музыкальный театр. Музыка, написанная Р. Щедриным, придает современное звучание, поскольку совершенно не похожа на классические оперы, но тем не менее не уступает им по глубине и драматизму. В центре событий — русская деревня, колхоз с его обитателями, с их нелегкой жизнью, заботами и проблемами, радостью и горем.
В этом году организаторы решили расширить аудиторию фестиваля, и, помимо классики, на нем будут представлены другие направления музыкального искусства. Также с 24 по 26 апреля в музеях-усадьбах М. Мусоргского Куньинский район и Н.
Римского-Корсакова Плюсский район с шестью концертами выступит дуэт аккордеонистов из Липецкой области. Помимо концертных выступлений в рамках фестиваля пройдет мастер-класс для учащихся и преподавателей народных отделений колледжа искусств, детских школ искусств и детских музыкальных школ региона. Его проведут российские музыканты Андрей Котов и Сергей Старостин.
Закольцовывает его финальная сцена: после затемнения и длящегося унисона у низких инструментов в оркестре снова открывается занавес и герои оперы предстают немного в другом обличье. Там женщина в гимнастерке, а тут — мужчина с костылем, и частушка, этот мигрирующий между искрометным весельем и народным страданием, но всегда «плюющийся» чистой, откровенной правдой жанр, звучит пронзительно и печально… А вот персональная драма, хотя и стоит в центре спектакля, оказалась не выстроенной. Есть образы. Женщины, которую жизнь вынудила вести себя по-мужски, да и выглядеть тоже. Точнее, вынужденной прятать свою красоту за будничными делами, но необыкновенно прекрасной, когда надевает белое платье и распускает волосы. Мужчины, который появляется, как Мизгирь еще одна оперная коннотация! Так, что бабенки толкают его к председательше — но зачем? Варвара не показана тираном в юбке, чтобы ее нужно было задобрить. Во время танца Варвара осмеивает Володю, с иронией отвечая на его дежурные, «из списка обольщения», вопросы. А сцена поцелуя, существующая в либретто, и вовсе идет на расстоянии. Кажется, за весь спектакль герои, если это не их дуэтная сцена, даже не смотрят друг на друга: так что каким образом возник взаимный интерес, влечение, остается за кадром постановки.
Сам композитор отметил, что это лучшая постановка за 50 лет существования произведения. Яркий, самобытный спектакль, в котором переплетаются светлая лирика и ирония, "сочный" жанровый юмор и высокий драматизм, создан режиссером Юрием Александровым, художником Вячеславом Окуневым и исполнен блестящим созвездием артистов театра "Санктъ-Петербургъ Опера". Это спектакль - на любой вкус.
Лирическая опера Родиона Щедрина «Не только любовь»
Первая опера классика ХХ века – в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко 6,7 и 8 марта состоится премьера оперы "Не только любовь" Родиона Щедрина. Хор и оркестр оперной студии Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке Художественный руководитель и дирижер – Игорь Громов Режиссер – Михаил Анестратенко Балетмейстер – Нелли Бонд Смотрите видео онлайн «Р. Щедрин опера "НЕ ТОЛЬКО. Оперу «Не только любовь», поставленную почти полвека назад в Большом театре, и в Петербурге XXI века не обошел скандал. приношение Мариинского театра композитору, которому нынче исполнится 85 лет. Был на премьере ранее не известной мне оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", написанной в 1961 году (его первая опера). Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Родион Щедрин (род. 1932). Опера `Не только любовь` (1961), op. 22. Скачать ноты.
Лирические сцены в синеве
Не только любовь Мариинский. А спектакль, между тем, о любви | С оперой Чайковского «Не только любовь» сближает жанровое определение — «лирические сцены». |
Спектакль Не только любовь в СПб | Афиша Санкт-Петербург: Опера «Не только любовь» 21 февраля 2024, Мариинский театр. Концертный зал. Сюжет был заимствован из рассказа писателя С. Антонова «Тетя Луша». Рассказ повествовал о жизни деревни вскоре после окончания Второй мировой войны. |
Мюзикл «Не только любовь» | Новости. Календарь. |
Щедрин - Не только любовь listen online | Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. Сам композитор отметил, что это лучшая постановка его произведения. |
Не только любовь 07 июля 19:00 | Не только любовь, заказ билетов на оперу онлайн или по телефону в Москве 7(499)110-72-91. |
Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером
Премьера моей оперы «Не только любовь» состоялась в Москве, в Большом театре, 25 декабря 1961 года. Опера «Не только любовь» – это не только увлекательный сюжет и превосходное исполнение артистами, но и возможность окунуться в атмосферу прекрасной музыки и выразительного театрального искусства. В театре Санктъ-Петербуръ Опера поставлена опера «Не только любовь». Феликс мечтал поставить первую оперу Родиона Щедрина "Не только любовь": его завораживает музыка. Билеты на Опера «Не только любовь» на лучшие места в зале Санкт-Петербурга. Купить билеты на спектакль онлайн на сайте Билетер.