18 января телеканал «Звезда» в цикле передач «Загадки века» к очередной годовщине со дня кончины В.И. Ленина показал фильм с «оригинальным» названием «Надежда Крупская.
Ум против красоты: как Надежда Крупская отстояла Ленина у Инессы Арманд
Хотя она же была главным идеологом советского образования и всячески поддерживала своего мужа-революционера. Никому не нравилась В юности Надежда Крупская была чем-то схожа с современной голливудской актрисой Скарлетт Йоханссон. Но тогда привлекательными считались другие черты лица. К тому же будущей жене вождя досталось наследственное аутоиммунное заболевание.
Оно с каждым годом искажало ее внешность и влияло на здоровье. На пару с близкими Владимир Ильич давал Надежде обидные прозвища. Из-за характерных глаз навыкате ее называли: «селедкой», «рыбой», «миногой».
Не нравилось родственникам Ульянова и само выражение лица его избранницы. Измученная Петербургским климатом невеста была бледна и нездорова. Детей иметь она не могла, крайне редко улыбалась и казалась им холодной.
Надежда Крупская.
Она возвела педагогику в формат воспитания общества на разных его стадиях. Но сам факт воспитательной работы был впервые принят ею.
Не нравится коммунистическая идея? Воспитайте людей в капиталистическом формате. Воспитайте в социальном, демократическом и так далее.
Вопрос возникает в самом методе, хотя и в коммунистическом воспитании не было ничего плохого. Мы что, сегодня отказываемся от коллективизма? Нет, президент говорит, что его, наоборот, надо развивать.
Мы говорим о том, что нам нужны взаимовыручка и взаимопомощь — в России даже прошлый год был посвящён волонтёрству. По сути дела, кроме самого слова «коммунистический», мы приемлем всё то, что несла в этой основе Надежда Константиновна. Возьмите систему образования.
Реформа этой сферы привела к тому, против чего боролась Крупская. Мы видим, что образование становится лишь оказанием образовательных услуг, но не воспитанием. Воспитательная функция из образования сегодня исключена, о чём говорят в педагогическом сообществе.
Все говорят о том, что это необходимо, но государство от этого уходит! В этой связи идеи Крупской становятся очень актуальными… — В чем вообще состояли её идеи? Подозреваю, что об этом сегодня мало кто знает.
Не просто разделить её на части, а относиться к ней, как к общей системе воспитания. Во-вторых, основы педагогики — это воспитание и прямая работа с молодёжью и детьми. В-третьих, отношение к молодому человеку, к ребёнку как к личности, а не как к объекту, который надо чему-то научить, что-то в голову вложить, поиграть с ним и забыть.
Нет, дети — это личности, которые таковыми являются с момента рождения. Педагогика, образование — это не игра, а развитие, требующее отдельной проработки вопросов детской литературы, детского телевидения, которого при Крупской, конечно, не было, но сегодня оно должно расширять кругозор, знания. Сравните советские мультфильмы с американскими.
Советские были основаны на идеях Надежды Константиновны — они обучают в процессе игры. Посмотрите мультфильмы американские по комиксам, всяких покемонов и так далее. Они, наоборот, уводят в сторону и засоряют мозги ребёнку.
Вот вам яркий пример. Воспитание через труд. Труд должен быть важной составляющей воспитательного процесса, который позволяет человеку сориентироваться и понять своё будущее.
Это, кстати, вопросы профтехучилищ, о которых сейчас все говорят, что их необходимо восстанавливать. Это вопрос наставничества, о котором говорил президент и даже проводил целый форум по этому поводу. Но Крупская форумы не проводила.
Она внедряла всё это в педагогическую среду, для людей всё это становилось естественным. Да, в 90-е годы это выродилось в формальные уроки труда в школах. И здесь возникает ещё один вопрос, который поднимала Крупская, — педагогика и образование должны быть не формальными, а содержательными.
Форма не должна преобладать над содержанием. К сожалению, в нашей нынешней системе форма имеет гораздо больше значения, нежели содержание. Все эти «селигеры», «территории смыслов» и так далее — это форма, которая выше содержания.
Так же, как и форум «Наставники». Вопрос должен состоять в том, чтобы это наставничество подкреплялось реальными действиями — и экономическими, и политическими, и социальными. Создание нового — патриотичного, сильного, знающего и умеющего человека, которого воспитала советская власть благодаря идеям Крупской, Ушинского, Макаренко, Луначарского и других, позволило СССР стать победителем в войне.
Если же говорить о конкретике, то Надежда Константиновна основала восемь вузов, 12 музеев… — Что это за вузы?
Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, и только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому не могло бы причинить боль. Зачем было меня этого лишать?.. Крупская вдруг взбунтовалась и выкатила мужу классическую фразу: или она, или я. Что ответил Ленин, неясно, но в итоге на время уехала Инесса. Однако эта размолвка в любовном «треугольнике» была скорее редким исключением.
Свидетели семьи «на троих» отмечают удивительную для женщины терпимость Крупской. Она даже говорила, что «в доме становится светлее, когда приходит Инесса». Та отвечала Крупской тем же... Может быть, она признала первенство Арманд в сердце Владимира Ленина потому, что была честна перед собой и понимала, что не сможет соперничать с известной красавицей? Но к весне 1917 года скандальный «треугольник» уже был полностью оформившейся реальностью. Втроем они упали в бурные объятья революционных потрясений… Тогда, как известно, воюющая с Россией Германия предоставила Ленину и его экстремистской группе специальный вагон, чтобы через охваченные войной территории проехать из Швейцарии в Россию. Что интересно, опломбированный вагон был набит революционерами, но в отдельном купе ехали вождь с женой и… Инессой. Это историческое свидетельство.
И Арманд активничала в большевистском перевороте, даже участвовала в боях за Кремль. Потом была членом Московского окружного комитета большевистской партии, главой столичного совета народного хозяйства.
В 1918 г. В 1919 г. В 1920-1929 гг. Главполитпросвет направлял агитационно-пропагандистскую работу в стране, ведал всеми библиотеками, клубами, школами для взрослых, советско-партийными школами, коммунистическими университетами и др. Под руководством Крупской в 1920-е гг.
С 1921 г. Крупская возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета, была редактором нескольких педагогических журналов "На путях к новой школе" и др. Являлась одним из инициаторов создания пионерской организации. В ноябре 1921 г. С 1924 г. В 1924-1927 гг. В 1925-1926 гг.
Члены этой группировки выступали с критикой НЭПа, призывали вернуться к практикам "военного коммунизма" по отношению к крестьянству, заявляли об опасности "буржуазного перерождения" в рядах ВКП б. После того как сторонники Зиновьева и Каменева потерпели поражение во внутрипартийной борьбе, Крупская покинула ряды оппозиционеров. В 1930-х гг.
Жена и соратник. Кого любил и боялся потерять Владимир Ленин
Считается, что Владимира Ульянова и Надежду Крупскую связывал товарищеский брак. Жена вождя СССР, Ленин, Любовь, Революция, Фотография, Длиннопост, Надежда Крупская. Сестра Ленина Анна Ильинична, которой новая родственница категорически не нравилась, не оставляла без внимания слухи о том, что Надежда якобы «таскается с товарищами». В этом плане Крупской, бесспорно, повезло с мужем: Ленин был крайне неприхотлив в еде, вел достаточно аскетичный образ жизни и ценил в жене прежде всего ум и преданность революционному делу.
Большая любовь В.И. Ленина
По хорошо известной в семье Крупских легенде, штабс-капитан Игнатий Андреевич Крупский (дед Надежды Константиновны) отличился при взятии Измаила. 18 января телеканал «Звезда» в цикле передач «Загадки века» к очередной годовщине со дня кончины В.И. Ленина показал фильм с «оригинальным» названием «Надежда Крупская. Надежда Крупская, бывшая его жена, впоследствии пошла жить с Лениным. ответила Крупская. Вне брака она не могла жить с Ильичем под одной крышей.
Первая вдова СССР
Одно из проявлений болезни — неестественно выпученные глаза. Из-за этого даже среди партийных соратников у Крупской появились обидные прозвища — "селедка", "минога". Заболевание передалось ей по наследству, и уже в юности регулярно давало о себе знать частыми недомоганиями, вялостью. В то время эффективных способов борьбы с базедовой болезнью не существовало, Крупская мучилась, но терпела. С возрастом болезнь все сильнее отражалась на внешности первой леди СССР: отеки шеи и лица, одутловатость. Еще больше подкосили ее здоровье тюремное заключение. В 1898 году, сидя в холодной камере, она простудилась по женской части. Впоследствии Крупская много лечилась в Европе, но безрезультатно. Бездетность С Лениным Крупская познакомились в 1894 году. Поженились они спустя четыре года. Что любопытно, несмотря на атеистические убеждения супругов, сочеталась революционная пара церковным браком.
На этом настояла мать новобрачной — Елизавета Васильевна. С ранних лет она пыталась привлечь дочери религиозность, но ту больше интересовал марксизм и классовая борьба. Родня будущего вождя мирового пролетариата его выбор не одобрила. Мать Мария Александровна относилась к супруге сына подчеркнуто прохладно. Своих детей у пары, как известно, не было, хотя Ленин их очень хотел.
Но сначала на внешности недуг не сказывался. Он был старше на год.
И «заговорило» лишь в 1894 году при встрече с 24-летним Володей Ульяновым. Крупская влюбилась страстно! И это оказалось взаимно. Закрутился роман. А в июле 1898-го влюбленные уже в ссылке в селе Шушенском под Красноярском обвенчались. И они все скрашивали». Разрушила идиллию базедова болезнь.
Тогда ее лечить не умели. А тут еще выяснилось, что болячка вызвала бесплодие. Ленин ценил и уважал жену. Переживал, устраивал в клиники, заботился и оберегал.
Поэтому и стол оказался таким скромным: кисель и пельмени. Правда, в большинстве изданий упоминается также торт, который прислал Крупской Сталин. Благодаря этому обстоятельству и появилась версия о том, что Надежда Константиновна была отравлена.
Впрочем, торт ела не только она. Как пишет Петр Балаев в своей книге «Л. Берия и ЦК», к обеду Крупская почувствовала боли в животе. Кроме того она жаловалась на тошноту и рвоту. Тяжелое состояние и поздравления от партии Вообще, большевичка и пропагандистка Вера Соломоновна Дридзо сыграла во всей этой истории чуть ли не центральную роль. Крупская-Сталин» приводят архивные документы, согласно которым Дридзо имела личную беседу с врачом кремлевской больницы по поводу состояния Надежды Крупской.
Крупская в молодости.
Wikimedia Commons В 1894 году на замаскированной под празднование Масленицы нелегальной сходке она познакомилась со Стариком. Эта партийная кличка досталась Владимиру Ульянову не из-за возраста на тот момент он был на год младше двадцатипятилетней Крупской , а из-за ранних залысин. Крупскую Ульянов заинтересовал. Они начали общаться, она даже ходила к тюрьме после его ареста во всяком случае, об этом рассказывала сама Крупская. Затем Ульянова сослали в Шушенское, а Крупскую приговорили к ссылке в Уфимскую губернию. И тут двое заключённых то ли сами решили пожениться, то ли им партия приказала. По официальной версии, Ульянов сделал Крупской предложение в одном из писем, а она ответила: «Женой так женой».
Увлечение цензурой И в ссылке, и в последовавшей эмиграции Ленин и Крупская вели напряжённую совместную работу. Надежда Константиновна взяла на себя роль секретаря, редактора, переводчика, организатора встреч, связиста и даже домохозяйки. На ней были и конспиративные связи, и шифровки, и выпуск журналов, и общение с оставшимися в России союзниками. Не удивительно, что после Октябрьского переворота никто не усомнился в её праве занять место в верхушке нового правительства. Крупская занялась вопросами коммунистического воспитания и образования.
Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская
Преподаватели истории в российских вузах любят шутить: когда на экзамене встречаешь бестолкового студента, лучший способ проверить, совсем ли он безнадежен — это спросить: «Какая фамилия была у мужа Крупской? Если бедный студент, не понимающий, о чём его спрашивают, наугад отвечает: «Крупский», его с позором прогоняют. Все, кто разбирается в истории, помнят — мужем Надежды Крупской был Владимир Ленин, главный архитектор Октябрьской революции 1917 г. До того, как триумфально вернуться в Россию, он 16 лет провёл в подполье — и всё это время с ним работала жена, такая же преданная идеям марксизма революционерка, как он сам. Ссылка, эмиграция, упорная работа и тяжёлая болезнь — Крупская прожила долгую 1869 — 1939 и нелёгкую жизнь, пережила своего мужа на 15 лет и застала сталинские репрессии 1930-х годов. Дворянка в революции Как и многие другие революционеры, Крупская не была по происхождению рабочей или крестьянкой — она выросла в хоть и обедневшей, но всё же дворянской семье, гимназию закончила с золотой медалью. Крупская, будущая ярая атеистка, пишет , что в юности была очень религиозна: «Я росла одиноко, не умела оформить своих пожеланий и мыслей так, чтобы они стали понятны другим. И вот тут мне очень нужен был бог, который должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Надежда Крупская в молодости. РИА Новости Уже в 21 год, впрочем, Надежда отвергла церковь ради новой идеи — революции, присоединившись в 1890 г.
Параллельно она учила в вечерней школе рабочих географии, истории и математике. Учительницей Крупская останется на всю жизнь: когда в 1917 г.
Иначе мы окончательно уйдём в американщину, когда у нас в истории останутся Мэрилин Монро и какой-нибудь очередной певец… — Вот да, что она сделала такого, о чём следует помнить? Первый — что действительно сделала эта личность такого замечательного относительно своих предшественников, и что из того, что она сделала, актуально для нас сегодня. Второй момент — это воспитательная функция.
А что мы можем взять от этой личности? К чему стремиться, какой её опыт использовать? Вот здесь мы сталкиваемся с очень важным моментом, потому что так называемый интерес, который нам навязывается сегодня, основан исключительно на формате, обращённом к низменным инстинктам. Именно поэтому такие люди, как Надежда Константиновна Крупская, уходят в тень в силу того, что в их биографии нет ничего низменного и животного. Они как раз воспитывают высокие идеалы в человеке.
Почему 150 лет со дня рождения Надежды Крупской для нас важны? Во-первых, она является основателем всей советской педагогики, советской школы, библиотечного дела, вузовской работы. По сути дела, те изменения, которые сегодня идут в современной школе и встречают сопротивление со стороны родителей и педагогов, несут в себе отказ от идей Крупской. В основу педагогики она положила воспитательные функции. Причём не просто некоего абстрактного подрастающего поколения, а воспитания гражданина и общества в целом.
Крупская не зацикливалась и не делила педагогику на школьную или постшкольную. Это поразительная ситуация — она охватила внешкольную, дошкольную, школьную, послешкольную и вузовскую сферы. Она возвела педагогику в формат воспитания общества на разных его стадиях. Но сам факт воспитательной работы был впервые принят ею. Не нравится коммунистическая идея?
Воспитайте людей в капиталистическом формате. Воспитайте в социальном, демократическом и так далее. Вопрос возникает в самом методе, хотя и в коммунистическом воспитании не было ничего плохого. Мы что, сегодня отказываемся от коллективизма? Нет, президент говорит, что его, наоборот, надо развивать.
Мы говорим о том, что нам нужны взаимовыручка и взаимопомощь — в России даже прошлый год был посвящён волонтёрству. По сути дела, кроме самого слова «коммунистический», мы приемлем всё то, что несла в этой основе Надежда Константиновна. Возьмите систему образования. Реформа этой сферы привела к тому, против чего боролась Крупская. Мы видим, что образование становится лишь оказанием образовательных услуг, но не воспитанием.
Воспитательная функция из образования сегодня исключена, о чём говорят в педагогическом сообществе. Все говорят о том, что это необходимо, но государство от этого уходит! В этой связи идеи Крупской становятся очень актуальными… — В чем вообще состояли её идеи? Подозреваю, что об этом сегодня мало кто знает. Не просто разделить её на части, а относиться к ней, как к общей системе воспитания.
Во-вторых, основы педагогики — это воспитание и прямая работа с молодёжью и детьми. В-третьих, отношение к молодому человеку, к ребёнку как к личности, а не как к объекту, который надо чему-то научить, что-то в голову вложить, поиграть с ним и забыть. Нет, дети — это личности, которые таковыми являются с момента рождения. Педагогика, образование — это не игра, а развитие, требующее отдельной проработки вопросов детской литературы, детского телевидения, которого при Крупской, конечно, не было, но сегодня оно должно расширять кругозор, знания. Сравните советские мультфильмы с американскими.
Советские были основаны на идеях Надежды Константиновны — они обучают в процессе игры. Посмотрите мультфильмы американские по комиксам, всяких покемонов и так далее. Они, наоборот, уводят в сторону и засоряют мозги ребёнку. Вот вам яркий пример.
Вслед за этим выступил Сталин, который назвал данное выступление чушью. Далее она вновь попросила слова и заявила, что предполагала обвинения в свой адрес. Несмотря на противодействие, Крупская продолжала придерживаться своей линии и после завершения съезда. Изображение взято с: wikipedia.
После усиления давления на неё Крупская заявила, что ей было бы лучше эмигрировать в Англию. В Кремле не обратили на её фразу особого внимания, но в Лондоне восприняли совершенно иначе.
Поэтому совершенно не удивляет тот факт, что во время ссылки в Шушенское 1897 г. И меня есть и его фотография, но вставить её в заметку на литературном сайте нельзя. Ходили слухи, что тогда Крупская ответила взаимностью на его чувства. Даже сестра Владимира Ильича заметила, что Надежда несколько изменилась и рассказала о своих наблюдениях брату. Но вождь тогда не стал слушать ее, якобы время было совсем неподходящим для сплетен. Церемония их венчания состоялось там в Петропавловском храме.
Надежда Константиновна не очень хотела узаконивать отношения с Лениным. Согласиться на эту «комедию», как отзывалась о венчании сама жена вождя, их вынудили обстоятельства. Дело в том, что Крупская была выслана в Уфу, и остаться с Лениным в селе Шушенское она могла только будучи его законной супругой. Даже Владимир Ильич, бывший на тот момент убежденным атеистом, вынужден был согласиться на это действо. К этому обязывал закон. О проведении данного таинства свидетельствует запись в метрической книге. Однако для Надежды Крупской этот брак был уже вторым. Авторы этого издания пишут, что первым супругом Крупской был эсер Борис Герман.
Надежда Крупская. Нелюбимая жена Ленина
(Комсомольская правда "Почему Надежда Крупская заботилась о детях Инессы Арманд?"). Надежда Константиновна Крупская родилась в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения. Надежда Крупская была первой и единственной женой вождя пролетариата Владимира Ленина. Надежда Крупская, 1936 год. Посадить или убить жену Ленина в открытую Сталин, конечно, не мог. Но была женщина, которая всегда находилась с ним рядом, это его жена Надежда Константиновна Крупская.
Взрослая жизнь
- Как дворянка в третьем поколении Надежда Крупская стала женой вождя социалистической революции
- Улправда - Жена и соратник. Кого любил и боялся потерять Владимир Ленин
- Кремлевские жены / Фильмы из цикла / «Надежда Крупская. Замужем за революцией» / Сериалы НТВ
- Крупская, Надежда Константиновна — Википедия
- Страшные тайны: трагедия Надежды Крупской :: Политика :: Дни.ру
- Партийная красавица
Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская
К вечеру ей стало плохо. Из-за этого еще долго ходили слухи, что вождь просто отравил вдову соратника. Однако это не так. У Крупской внезапно начался аппендицит.
Случилось это накануне четырнадцатого дня рождения Нади. Пришлось трудно.
Из-за безденежья взяли постояльца, потеснившись и в без того маленькой квартирке. Надя бегала по урокам в любую погоду, а погоды в Петербурге чаще всего скверные. Постоянные простуды ослабили организм. Мать считала, что всю жизнь Надя болела из-за этих юношеских простуд, перенесенных на ногах. Ей дали особую рекомендацию в дополнительный класс — педагогический, где готовили учителей.
Мать хотела для нее обычной женской судьбы. Чтобы скорее вышла замуж и появились дети. Тем более что и женихи были. Что может быть лучше? Беда в том, что к женихам — обычным, скучным чиновникам и офицерам — Крупская склонности не имела.
Ей хотелось чего-то особенного. С матерью они в ту пору много ссорились. В конце концов, мать сдалась, смирилась с тем, что дочка у нее — не такая, как все прочие барышни. И разделяла с ней все: скитания, ссылку, эмиграцию. Лишь бы быть рядом.
В 1890 году, став слушательницей Высших женских курсов, Крупская вступила в марксистский кружок. Привела ее туда лучшая подруга, Аполлинария Якубова. Партийное прозвище у Крупской было Рыба: что-то рыбье находили товарищи в ее внешности и особенно в поведении — в спокойном темпераменте, в ее невозмутимости и холодности. Надежда Константиновна Крупская работа художника Николая Николаевича Жукова Вскоре познакомилась с Владимиром Ульяновым, уже известным, опытным революционером по прозвищу Старик. В молодости Ленин считался очень обаятельным человеком.
Открыл Славкина как натурщика Амшей Нюренберг. Поскольку партия и советский народ требовали от художников и скульпторов все новых произведений, увековечивающих образ вождя, востребованность Иосифа Славкина у творцов Ленинианы росла. Когда любимый художник Сталина Александр Герасимов представил общественности своё знаменитое полотно "В. Ленин на трибуне", они не скупились на похвалы, воздавая должное творческому методу мастера. Герасимов, писали критики, видел В. Ленина на трибуне Красной площади всего раз или два, находился далеко от места выступления и не мог рассмотреть черты лица с должной ясностью. Однако прямое использование фотографий Герасимов считал вредным для живописца, уводящим в сторону от задач искусства". На самом деле Герасимову не за чем было пользоваться фотографиями. Ведь у него был Славкин. Но об этом звезда соцреализма, как, собственно, и другие художники, работавшие с «двойником», предпочитал особо не распространяться.
Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Вдова вождя внимательно рассматривала работы, удивлялась новым для себя ракурсам и позам, а потом напрямую спросила художника, не пользовался ли тот услугами натурщика. Врать старой женщине а Крупская в тот же год умерла Васильев не стал и честно рассказал про Славкина и его бизнес ибо позировал «двойник», естественно, не бесплатно, а с учётом своей востребованности зарабатывал неплохие деньги. Крупская была очень расстроена. Она взяла с Васильева обещание отказаться от этой порочной практики, использовать в работе только подлинные подсобные материалы и для верности пожаловалась в ЦК. Практически одновременно жалобу на художников, «извращающих образ Ленина», написал директор Центрального музея им. Ленина Беляков. Ленина фото, портреты, рисунки и скульптуры с натуры , не изучают произведений В. Ленина, не знакомятся с биографической литературой о В. Ленине», - сетовал он.
А сам Славкин не только «носит одежду, похожую на ленинскую», но и занимается «восполнением недостающих документально ленинских поз». Директор также указал, что Славкин оставил работу в адвокатской конторе. И помимо позирования зарабатывает продажей своих фотографий в образе вождя.
Все это ее работа. Вы только вдумайтесь: она отредактировала 800 учебников лично, с ручкой в руках, по самым разным вопросам — от истории, педагогики до биологии и физики. Это человек, который отредактировал 700 школьных программ. Все свои статьи она писала сама.
В этот период вышло огромное их количество. Полный сборник ее трудов, посвященных библиотечному делу, — это шесть полноценных томов. Полный сборник ее педагогических произведений — 11 томов. И это не считая четырехтомника воспоминаний о Ленине. Кто сегодня готов переработать такой объем информации? К сожалению, в массовом сознании Надежда Константиновна осталась исключительно супругой Ленина. Но ведь она после смерти Владимира Ильича прожила целых 15 лет!
И за эти годы она, учитывая ее работоспособность, совершила очень много для страны. Кстати, это тоже пример, который было бы неплохо перенять молодежи. Крупская выстроила систему современного образования. Она стояла у истоков пионерского движения, вела большую работу в комсомольском движении. Мы же сейчас задумываемся о том, что весь этот опыт необходимо перенимать — сегодня возникают такие движения, как Российское движение школьников РДШ и Юнармия. Очень важно, на каких принципах будут построены эти организации. Юнармия, если верить публикациям в СМИ, будет учить, как людей на улицах разгонять.
Или же она все-таки будет учить, как Родину защищать? Что должно лечь в основу этих организаций? Скаутское движение, где важен значок и выслуга перед начальством? Или же идея великой нации, которая должна развивать свою страну? Скаутское движение выстраивает индивидуалистический подход — люди как волки. Оно воспитывает человека, который будет всех распихивать локтями и лезть наверх. Пионерия же создавала людей, которые умеют сообща решать большие проблемы, людей, в которых развит коллективизм, общность идей и подходов.
На наших просторах индивидуалисты не выживут — испокон веков в нашей крови были коллективистские подходы. И Крупская это понимала. Или я не прав? Люди в 90-е годы выжили именно благодаря тому, что внутри нас продолжал жить коллективизм. Вы себе можете представить сегодня обстоятельства, при которых люди продолжали бы ходить на работу, когда им месяцами и годами не платили заработную плату? В 80-е годы у нас начались первые проблемы, когда воспитательная функция стала формой без содержания. Это и была одна из причин краха Советского Союза.
Форма стала превалировать над содержанием, с чем и боролась в свои годы Крупская. Второй важный момент — мы все, вместе с президентом, осуждаем 90-е годы за их бесчеловечность. Сотни тысяч людей выкидывали на улицу потому, что их было невыгодно содержать. Массово закрывались профтехучилища, так как всех убеждали, что нужно быть юристами, а производительный труд стране не нужен. Труд отрицался сам по себе. Спустя 30 лет после отказа от них мы понимаем, что остальной мир пользуется ее идеями.