"День смерти Пушкина всегда выпадает на неделе о блудном сыне. Ровно 187 лет назад поэт и камер-юнкер Александр Пушкин стрелялся с приёмным сыном голландского дипломата Геккерна, бароном Жоржем Дантесом. Многие уже забыли, как умирал Пушкин, где и насколько необычно его хоронили. Первый зал посвящён Москве, где Пушкин родился и вырос. Смерть Пушкина была изображена в биографическом фильме 2006 года "Пушкин: последняя дуэль".
Главная навигация
- Как умер Пушкин? Когда умер Пушкин?
- Выставка к 225-летию со дня рождения Пушкина открылась в Изборске
- Биография Александр Пушкин
- Где на самом деле похоронен Пушкин?
- Что еще почитать
- Главная навигация
Биография А.С. Пушкина
Жуковского передал императору прошение о помиловании для Данзаса. Несмотря на то, что Николай I считал Пушкина «вождем вольнодумцев», его так растрогало предсмертное послание поэта, что он ответил: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Царь сдержал свое обещание: в частности, распорядился выдать Наталье Николаевне и детям из казны единовременно 10 000 рублей, оплатить долги Пушкиных, назначить вдове и дочерям пенсион, а сыновей отдать в пажи, выделив каждому из них по 1500 рублей.
Этим дело не ограничилось: монарх приказал издать за казенный счет собрание сочинений Пушкина, а весь доход от продажи отдать семье. Правда, опять же по инициативе императора, похороны поэта были устроены более чем скромно. Отпевание состоялось в Конюшенной церкви в ночь с 31 января на 1 февраля.
Присутствовали на нем лишь близкие, друзья Пушкина и члены иностранных миссий. Панихида проходила под присмотром жандармов. Очевидно, Николай I опасался беспорядков.
Что же касается Геккерна и Дантеса, то им было велено в кратчайшие сроки покинуть Петербург, что они и сделали.
Пушкин в то время хоть и переживал трудности в карьере, но его положение в обществе было высоко — в первую очередь благодаря дружбе с императором Николаем I.
Поэтому спустя неделю после вызова на дуэль Дантес делает стратегический шаг: зовет замуж Екатерину Гончарову — сестру супруги Пушкина, из-за чего поэт вынужден отказаться от дуэли. Жорж и Екатерина поженились через полтора месяца. За шесть лет брака у них родились четверо детей, после последних родов Екатерина скончалась.
Пушкин с женой на балу Казалось бы, дуэль в прошлом, но 7 февраля 1837 года опекун Дантеса получает письмо от Пушкина. Поэт обвиняет Луи Геккерна в сводничестве сына с женой поэта. Тогда уже сам барон вызывает на дуэль Пушкина, отмечая, что стреляться за него будет Дантес.
Поединок назначен на следующий день. Вы, представитель коронованной особы, вы отечески сводничали вашему сыну. По-видимому, всем его поведением руководили вы.
Это вы, вероятно, диктовали ему пошлости, которые он отпускал, и нелепости, которые он осмеливался писать. О дуэли жена поэта узнает, только когда его привезли раненым домой, хотя у нее был шанс остановить мужа.
Поэму «Анджело», представляющую собой переработку драмы У. Шекспира «Мера за меру» «Measure for Measure», 1603 или 1604 Пушкин считал лучшим своим произведением. В ней показано, что верное служение правосудию под влиянием страстей может стать прикрытием преступления, а милосердие — единственное средство ограничить их губительное воздействие на личность и общество. В «Пиковой даме», посвящённой теме «тайной недоброжелательности», карточная игра становится символом эпохи, породившей нового человека, способного вступить в борьбу с судьбой ради обогащения и не знающего ни моральных ограничений, ни страха перед потусторонними силами. Герой повести Германн, жаждущий денег и иронически соотнесённый с Наполеоном I и Мефистофелем, в момент своего торжества терпит неожиданное поражение и сходит с ума. Недостаточно исследован «декабристский» подтекст повести, на который указывают взятые в качестве эпиграфа к 1-й главе стихи Пушкина «А в ненастные дни…» 1828 , отсылающие к «песне» А.
Бестужева и К. Рылеева «Ах, где те острова…» 1822 или 1823. В Болдине начал работу над стихотворным циклом «Песни западных славян» 1833—1834, опубликован в 1835 , в значительной степени опиравшимся на прозаическую мистификацию П. Здесь тема жестокой борьбы славян с турками, в сознании современников Пушкина обладавшая высокой степенью актуальности недавно закончилась русско-турецкая война 1828—1829 , была подана в соответствии с эстетикой романтического фольклоризма и этнографизма и интерпретировалась в двойной смысловой перспективе — в связи с проблемой могущества всепроникающего зла и в аспекте упования на Провидение; в этой связи особое значение приобрели мотивы кары небесной, православия, храма, молитвы, смерти, спасения души. Пушкин приступил к изданию журнала «Современник», задуманного как продолжение «Литературной газеты». Из его произведений большей частью состояли первые 5 номеров; некоторые из них затрагивали религиозную проблематику и историю Русской церкви: рецензии на «Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского» СПб. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной», «Об обязанностях человека: Сочинение Сильвио Пеллико». В том же году в «Современнике» опубликован роман «Капитанская дочка», ставший своеобразным манифестом «либерального консерватизма»: либеральная идея личности связывается с темами личной чести и верности присяге, укоренённости в патриархальном образе дворянской жизни, милосердия и человечности самодержавной власти.
В романе сложная система эпиграфов частью придуманных Пушкиным , основная функция которой — актуализация литературной традиции 18 в. Скотта , она представляет собой систему мотивировок поведения идеального героя, с его приверженностью традиционной морали, в сюжетном пространстве романтического исторического романа. Понятиям долга, чести, верности, милосердия и любви, связанным с образом Гринёва сверх того наделённого способностями литератора и даром самоиронии , противопоставлено мироотношение романтизма, воплощённое в характере и поведении отрицательного героя — Швабрина, который обладает всеми характерными атрибутами мышления и поведения романтического героя: он ироничен, эгоистичен и одинок, обладает чувством превосходства над окружающими, презирает мораль; страстная и безответная любовь подталкивает его к преступлению и оборачивается жизненной катастрофой. Образ Пугачёва сложен и многопланов: он виновник кровопролития и жертва обстоятельств, обладатель сильной волевой натуры, ценящий «волю» и одновременно сознающий свою обречённость, безжалостный злодей, умеющий быть и милосердным, и благодарным. Церковная среда представлена в романе идеальными и простонародными образами священника и его жены, рискующими собой ради спасения героини от пугачёвцев. Особое место в романе занимает образ Екатерины II, противопоставленной Пугачёву и наделённой качествами идеального монарха. Содержание «Современника» отчасти раскрывает литературную позицию А. Пушкина в последние годы его жизни.
Опираясь на стратегический союз с В. Жуковским и П. Вяземским, он поддержал Н. Гоголя и Ф. Тютчева как писателей, способных к глубокому взаимодействию с основными смысловыми пространствами европейских литератур — дантовским и гётевским, к которым всё более сознавал собственную причастность и которые должны были обеспечить русской литературе возможность выхода на принципиально новый уровень развития. В последние годы жизни Пушкина его отношения с петербургским высшим обществом осложнились; в числе недоброжелателей поэта оказались С. Уваров и К. Светские и придворные успехи Н.
Гончаровой сопровождались злословием и подмётными письмами, которые сыграли важную роль в сложной интриге, разрешившейся дуэлью Пушкина с французом на русской службе кавалергардом Ж. Смерть и похороны Исповедовал и причастил А. Пушкина протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий 1774 — около 1841 , настоятель придворной церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя на Конюшенной площади. Посмертная маска А. Скульпторы: С. Гальберг и П. Мещерская, дочь Н. Карамзина, запомнила его слова о Пушкине: «я для себя самого желаю такого конца как он имел» Пушкин и его современники.
Санкт-Петербург, 1908. Для совершения отпевания поэта, которое первоначально предполагалось в Исаакиевском соборе , Г. Строганов приглашал митрополита Серафима Глаголевского , но архиерей уклонился: погибавшие на дуэлях приравнивались церковью к самоубийцам. В конце концов Николай I разрешил отпеть Пушкина в придворной Конюшенной церкви, Песоцкий совершил отпевание. Тело Пушкина сопровождал к месту погребения в Святогорском Успенском монастыре А. На могиле, вырытой рядом с захоронением матери, которую поэт похоронил за несколько месяцев до собственной смерти, оплатив при этом место для себя, был установлен деревянный крест с надписью «Пушкин». По условиям зимнего времени могила была сделана неглубокой, и весной гроб был перезахоронен окончательно. Памятник на могиле работы скульптора А.
Пермагорова 1786—1854 поставлен в 1841 г. Пушкин и русская литература Пушкин — основоположник новой русской литературы: обобщив наследие отечественной литературы 18 в. Пушкин канонизировал форму русской романтической элегии и романтической поэмы, создал ряд экспериментальных форм роман в стихах, драматические сцены, исторический роман, граничащий с документальной прозой, и др. Созданная Пушкиным сложная художественная система открыта самым разным культурным контекстам, как русским, так и европейским, — как вобравшая в себя существенные элементы поэтики классицизма, сентиментализма , романтизма и предвосхитившая ряд открытий реализма. Творчество Пушкина — основной подтекст русской литературы 19—20 вв. Вскоре после смерти Пушкина в русской культуре утвердилось представление, согласно которому творческое наследие и личность Пушкина — прообраз будущего русского человека и общества Н. Гоголь и основное вневременное идеальное содержание русской жизни А. Во 2-й половине 19 в.
Боратынский , А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, М. Погодин, А. Хомяков , С. Шевырёв и др. Среди писателей, испытавших наибольшее влияние Пушкина, — Н. Гоголь, И.
Тургенев , А. Майков , А. Фет , Ф. Достоевский , Вл. Соловьёв , А. Блок , В. Брюсов , С. Есенин , А.
Мировое значение Значение А. Пушкина в мировой литературе обеспечено рядом особенностей. Его творчество последовательно ориентировалось на высшие достижения европейских литератур, не просто признанные европейской аристократией, но и оформившие её самосознание. Памятник Александру Пушкину, Москва. Шекспир, Н. Буало и «французский классицизм», А. Поуп, Ж. Руссо, И.
Гёте и многие другие. Пушкин придал русской классической литературе ту антибуржуазность, которая стала отличительной чертой произведений И. Тургенева, И. Гончарова , Ф. Достоевского, Л. Толстого , А. Чехова , до сих пор востребованных на Западе. Мировой известности А.
Пушкина также способствовали международные связи современников и потомков, старавшихся пробудить интерес к его творчеству на Западе С. Полторацкий , П. Вяземский, И. Тургенев и др. Ленинград, 1926 ; Берков П. Москва ; Ленинград, 1938. Пушкин и мировая литература. Москва, 1941 ; Алексеев.
Бенева [и др. Санкт-Петербург, 2004. Память В местах, связанных с пребыванием Пушкина, открыты мемориальные музеи: Музей-лицей и Музей-дача в г. Пушкина; Музей-квартира на Арбате — филиал Государственного музея А. Наиболее известный памятник А. Пушкину — работы А. Опекушина в Москве на Страстной ныне Пушкинская площади. Открытие памятника стало значительным общественным событием: в Московском университете и Дворянском собрании выступили с речами Ф.
Достоевский, Н. Тихонравов , В. Ключевский , А. Островский , И. Тургенев, И. Всего в разных странах мира установлено более 600 памятников поэту, в том числе в Эфиопии и Эритрее подробнее о памятниках Пушкину см. Памятники А. Гдалин, Г.
Гоф-медик , доктор медицины и хирургии. Консультировал Н. Арендта по поводу ранения Пушкина. Заведующий кафедрой анатомии Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии , один из крупнейших российских хирургов.
Официальное донесение о дуэли Полициею узнано, что вчера в 5 часу пополудни, за чертою города позади комендантской дачи, происходила дуэль между камер-юнкером Александром Пушкиным и поручиком Кавалергардского её величества полка Геккерном, первый из них ранен пулею в нижнюю часть брюха, а последний в правую руку навылет и получил контузию в брюхо. Г-н Пушкин при всех пособиях, оказываемых ему его превосходительством г-м лейб-медиком Арендтом, находится в опасности жизни. О чём вашему превосходительству имею честь донесть. Ход лечения и его оценка[ править править код ] Дневник истории болезни, созданный очевидцами [19] 27 января 1837 года в 16 часов с минутами состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.
Место дуэли находилось в семи с половиной верстах от дома, где жил поэт. Противники приблизились к барьеру, целясь друг в друга. Дантес выстрелил первым с расстояния 11 шагов примерно восемь метров. Пушкин упал левым боком на шинель, служившую барьером, и какие-то мгновения не двигался, лёжа вниз лицом.
Секунданты и Дантес быстро подошли к нему. Но он приподнялся: «У меня хватит сил на выстрел…» Дантес снова стал на своё место. Пушкин, сидя, опираясь левой рукой о землю, правой прицелился и выстрелил, легко ранив Дантеса в руку. Продолжать поединок поэт больше не мог.
Снова упал и на несколько минут потерял сознание. Самостоятельно передвигаться был не в состоянии. На шинели поэта тащат к саням, одежда окровавлена, на снегу по следу также кровь. На руках его переносят и кладут в сани, затем сани тащат до дороги и пересаживают раненого в карету.
Везут сидя, в течение часа. Беспокоит сильная боль в области ранения, мучительная тошнота, кратковременные потери сознания, из-за которых приходилось останавливаться. В дом внесли на руках. Сразу же послали за докторами.
Несколько возбуждён, сам переоделся в чистое бельё, продолжается кровотечение из раны. Выраженная жажда, охотно пьёт холодную воду. Пульс частый, слабый, конечности холодные. Нарастают боли в животе.
Периодически впадает в забытье. Периодически кричит от боли в животе. Резко нарастает боль в животе, настолько, что хочет застрелиться. Доктор Арендт ставит клизму «очистительное» , после чего состояние резко ухудшается: «дикий взор», глаза как бы вылезают из орбит, холодный пот, похолодание конечностей, пульс не определяется.
Пушкин стонет, но сознание сохраняется, он прощается с женой и детьми. Состояние тяжёлое, принимает экстракт белены с каломелью, сохраняется вздутие живота, но боли уменьшились, конечности холодные, пульс едва прощупывается, сознание сохранено.
Пушкин: не последняя дуэль. До рокового выстрела поэт подряд участвовал в трех поединках
Поэтому, уже находясь на смертном одре, поэт через Арендта по другим данным — через В. Жуковского передал императору прошение о помиловании для Данзаса. Несмотря на то, что Николай I считал Пушкина «вождем вольнодумцев», его так растрогало предсмертное послание поэта, что он ответил: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Царь сдержал свое обещание: в частности, распорядился выдать Наталье Николаевне и детям из казны единовременно 10 000 рублей, оплатить долги Пушкиных, назначить вдове и дочерям пенсион, а сыновей отдать в пажи, выделив каждому из них по 1500 рублей. Этим дело не ограничилось: монарх приказал издать за казенный счет собрание сочинений Пушкина, а весь доход от продажи отдать семье.
Правда, опять же по инициативе императора, похороны поэта были устроены более чем скромно. Отпевание состоялось в Конюшенной церкви в ночь с 31 января на 1 февраля. Присутствовали на нем лишь близкие, друзья Пушкина и члены иностранных миссий. Панихида проходила под присмотром жандармов. Очевидно, Николай I опасался беспорядков.
Что же касается Геккерна и Дантеса, то им было велено в кратчайшие сроки покинуть Петербург, что они и сделали.
Религиозная поэзия Пушкина — опыт создания нового «библейского стиля». Образы представителей духовного сословия в творчестве Пушкина претерпевают существенную эволюцию — от предающегося земным радостям монаха в «Монахе» до строгого священника, требующего почтительного отношения к смерти и напоминающего о жертве Христа в «Пире во время чумы» 1830, опубликовано в 1831. В Санкт-Петербурге 1827—1837 Начиная с 1828 г. Пушкина усиливаются мотивы недовольства жизнью «Воспоминание», 1828 , отчаяния и разуверения в ценности существования, не находящего духовной опоры. Наиболее полно эти настроения отразились в элегии «Дар напрасный, дар случайный» 1828 , на которую митрополит Филарет откликнулся полемическим стихотворением «Не напрасно, не случайно…».
Не позднее весны 1828 г. В «Истории пугачёвского бунта» учёл переданную им в рукописи книгу «Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с 15 в. В мае — августе 1829 г. Ермолова , Воронеж, Новочеркасск, Георгиевск приехал во Владикавказ, откуда отправился в Тифлис, где дожидался разрешения отправиться в действующую армию. Под Карсом представился главнокомандующему генералу И. Паскевичу , 14 26 июня участвовал в стычке с турками и наблюдал взятие Эрзерума.
В частности, Пушкин коснулся проблемы миссионерской деятельности на Кавказе, оценив её перспективы скептически: «Кавказ ожидает христианских миссионеров. Но легче для нашей лености в замену слова живого выливать мёртвые буквы и посылать немые книги людям, не знающим грамоты». Пребывание А. Пушкина в Санкт-Петербурге, куда он вернулся осенью 1829 г. Булгариным , который, пытаясь скомпрометировать «литературных аристократов», писал доносы на поэта, распространял сведения о заискивании Пушкина перед властями и печатал разборы его произведений, констатируя «совершенное падение» пушкинского дарования Северная пчела. Пушкин отвечал эпиграммами и памфлетами, принимал активное участие в «Литературной газете», которая вела борьбу с «Северной пчелой» Булгарина.
Идеологической основой противостояния был вопрос об отношениях правительства со «старой» и «новой» аристократией: первая, получавшая свой статус по праву рождения, была способна сохранять независимость и требовать политических прав с ней связывала себя «Литературная газета» ; вторая, выдвинувшаяся в ходе реформ Петра I , получила свой статус от власти и в силу этого оставалась полностью от неё зависимой. Острота конфликта засвидетельствована памфлетом Ф. Булгарина «Второе письмо из Карлова на Каменный остров» 1830 с упоминанием о «поэте-мулате», предок которого был «негритянский принц», купленный шкипером «за бутылку рома», и рядом пушкинских произведений, в том числе статьёй «О записках Видока» 1830 , в которой прямо указывалось на «полицейские» связи Булгарина, стихотворением «Моя родословная» 1830, опубликовано в 1846, частично; в 1880 полностью. Кроме того, вопрос о положении «старого» дворянства подробно обсуждался Пушкиным в напечатанной в «Литературной газете» заметке «Новые выходки противу так называемой литературной нашей аристократии…» 1830 , в которой стратегия Булгарина и его покровителей в политической полиции соотносилась с эпохой революционного террора во Франции , в незаконченной поэме «Езерский» 1833, опубликовано в 1855 и отразился в том числе в романе «Дубровский» 1833 , очерке «Путешествие из Москвы в Петербург» 1835, опубликовано в 1841, частично; в 1880 полностью и поэме «Медный всадник». В обращённом к Н. Юсупову послании «К вельможе» 1830 набросал идеальный образ аристократической культуры предреволюционной Европы.
Эти стихи вызвали полемику; многие усмотрели в них не оппозицию революции и демократическому движению, а желание угождать сильным мира. Эта точка зрения упрочилась осенью 1831 г. Эти стихи резко осудили П. Вяземский и Н. Среди немногих, кто открыто выступил на стороне поэта, был П. Толки об «искательстве» Пушкина обобщил польский поэт А.
Мицкевич в стихотворениях «Памятник Петру Великому» и «Русским друзьям» оба 1832. Пушкин ответил Мицкевичу в стихотворении «Он между нами жил... Первая Болдинская осень: 31 августа 12 сентября — 5 17 декабря 1830 г. Осень 1830 г. Пушкин провёл в родовом имении Большое Болдино Лукояновский уезд, Нижегородская губерния; ныне Большеболдинский район, Нижегородская область , куда выехал 1 13 сентября для вступления во владение частью родового имения — селом Кистенёво там же , которое отец выделил ему накануне женитьбы, и где задержался до конца ноября из-за холерных карантинов. В это время он завершил работу над основным текстом «Евгения Онегина», написал «Сказку о попе и о работнике его Балде» опубликована в 1840 с цензурной правкой Жуковского , прозаическую «Историю села Горюхина» не завершена; опубликована в 1837 , поэму «Домик в Коломне» опубликована в 1833 , около 30 лирических стихотворений, среди которых «Элегия» «Безумных лет угасшее веселье…», опубликовано в 1834 , «Бесы» опубликовано в 1831 , «Поэту» «Поэт!
Не дорожи любовию народной», опубликовано в 1830 , «Румяный критик мой…» опубликовано в 1841 , «Что в имени тебе моём? Попыткой пересмотра всей традиции новой русской прозы стал цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» опубликован в 1831 , объединивший повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» с упоминанием притчи о блудном сыне и «Барышня-крестьянка», в которых Пушкин противопоставил насыщенной перифразами, иносказаниями, почерпнутыми из лирики метафорами и сравнениями прозе Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Бестужева лаконизм и простоту выражения. Непривычной или непонятной современникам оказалась сюжетная техника «Повестей Белкина»: в каждой из пяти повестей осуществлялось резкое переключение сюжета из трагического плана в игровой сюжет кровавой мести оборачивается отказом от неё, фатальным образом разлучённые влюблённые соединяются, страшный сон с мертвецами оборачивается возвращением в обыденность, девушка, увезённая от отца, оказывается счастлива со своим «похитителем», враждующие семьи, к которым принадлежат влюблённые, случайным образом примиряются , который, в свою очередь, нередко осложнялся за счёт демонстрации драматической двусмысленности некоторых счастливых развязок моральное поражение героя-рассказчика «Выстрела», смерть Самсона Вырина.
В основе литературной игры, затронувшей весь цикл повестей с этими благополучными финалами, сюжетная модель, выдвинутая Жуковским в «Светлане» 1812, опубликована в 1813 и базирующаяся на мотиве ожидаемой «ужасной» развязки, неожиданно оборачивающейся «благополучной» «Здесь несчастье лживый сон, счастье — пробужденье». Под пером Пушкина проза обогащалась новыми жанровыми ассоциациями: бытовой, исторический или литературный анекдот входили в неё вместе с элементами традиционных новеллы и романа, а ироническое переосмысление банальных или предсказуемых сюжетных решений сочеталось с поэтизацией дворянской жизни, которая, как и в романе «Евгений Онегин», мыслилась одновременно печальной и забавной, полной предрассудков и простодушия, легкомыслия и серьёзности, поэзии и прозы. Наконец, в Болдине написаны «драматические сцены» «маленькие трагедии» «Скупой рыцарь» опубликована в 1836 , «Моцарт и Сальери» 1831, поставлена на сцене Александринского театра в 1832 , «Пир во время чумы» 1832 , «Каменный гость» 1839 , обобщающие проблематику европейских литератур от Средневековья к Новому времени и, в частности, затрагивающие конфликт традиционного церковного мироощущения с новым, «безбожным», неприемлемым для Пушкина. В «Скупом рыцаре» психология скупца представлена как вершина индивидуализма и атеистической морали. Пушкина В произведениях Пушкина 1830-х гг. При этом во всей совокупности частных литературных замыслов 1830-х гг.
Особое место в лирике Пушкина заняли стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…» 1829; 2-я редакция, вошедшая в состав «Сцен из рыцарских времён» 1835; опубликовано в 1837 и «Мадонна» 1830 : в них заявлена тема Богоматери как глубоко личная и при этом обусловившая всю духовную жизнь поэта. В 1830-х гг. Автопортрет рядом с изображением Н. Пушкин подходит к осмыслению национальной идеи во взаимообусловленности её констант: Бог и церковь, царь и государство, народность и отечество становятся темами, обретающими единство в постоянных испытаниях прочности системных связей между ними; вере угрожают грехи гордыни «Пир во время чумы» , эгоизма и алчности «Сказка о попе и о работнике его Балде» , а вместе с тем и безумие «Пиковая Дама», 1834 , государственности — беспечность, умственная леность и страсти «Сказка о Золотом петушке», 1834, опубликована в 1835; поэма «Анджело», 1833, опубликована в 1834 , а вместе с тем революционная стихия, наступающая с Запада «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», 1831 , народу — духовная разобщённость сословий и неполная прояснённость религиозно-нравственных и культурно-идеологических основ его существования «История пугачёвского бунта», «Капитанская дочка». Пушкин создал свои главные произведения, у него стало меньше читателей: публика желала развития романтической темы, найденной в «южных поэмах», и с трудом воспринимала всё возраставшую сложность пушкинской художественной системы. Последние главы «Евгения Онегина» читательским спросом не пользовались, известность «Повестей Белкина» ограничилась ироническими комментариями журналистов.
В этой ситуации перед Пушкиным возник вопрос об исчерпанности возможностей его влияния на русское общество, а вместе с тем и вопрос о смерти. Впервые Пушкин заговорил о ней после того, как в 1831 г. Так, в «Осени» 1833 образ корабля и знаменитый вопрос «Куда ж нам плыть? Мотивами грусти и одиночества проникнуты стихотворения «Пора, мой друг, пора! Пушкин женился на Н. Гончаровой, с которой был знаком с конца декабря 1828 г.
Семейная жизнь осложнялась отсутствием постоянного дохода, долгами, неустроенностью быта. В мае — октябре 1831 г. Он сблизился с придворным кружком А. В написанных летом 1831 г. Оно ль иссякнет? С этого времени на смену «либеральной» версии литературно-общественной позиции Пушкина пришла «консервативная»: он все чаще воспринимался как апологет власти.
Понимая судьбоносный характер этого конфликта, Пушкин обдумывал возможности его прояснения и углубления: во вступлении к «Медному всаднику» он недвусмысленно заявил тему «торжества» петербургской империи «над врагом», в «Пире Петра I» — тему идеального монарха, «торжествующего» примирение «с подданным», в «Путешествии из Москвы в Петербург» выступил против «прошумевшей соблазном» книги А. В январе 1832 г. Пушкин был возвращён на службу в Коллегию иностранных дел, получив разрешение работать в архивах для написания исторического труда о царствовании Петра I не завершён, сохранились лишь подготовительные материалы. Он исследовал отношение Петра I и его соратников к патриархальным формам церковного и частного быта в связи с процессами «европеизации» и «обмирщения культуры» петровские гуляния на святках, «ругательства веры» , вызвавшими в обществе ответную реакцию «народ почитал Петра антихристом». С февраля 1833 г. Пугачёва , которая в его глазах имела не только историческое, но и современное значение: холерные бунты и возмущения военных поселений в 1830 г.
В августе — сентябре 1833 г. Пушкин совершил санкционированную властями поездку по «пугачёвским» местам, посетив Нижний Новгород, Казань, Симбирск ныне Ульяновск , Оренбург, Уральск; ему удалось разыскать нескольких ещё живых участников восстания. Своеобразным приложением к основному тексту книги, не предназначенным для печати и распространения, стали обращённые к Николаю I «Замечания о бунте» 1834, представлены адресату 1835, опубликованы в 1859. Одной из наиболее драматических тем, затронутых здесь Пушкиным, стала позиция священства на охваченных восстанием территориях: оно соединилось с бунтовавшим народом и противопоставило себя дворянству. Вторая Болдинская осень: 2 14 октября — 9 21 ноября 1833 г. Вторая Болдинская осень увенчалась поэмами «Медный всадник» и «Анджело», элегией «Осень» опубликована в 1841 , повестью «Пиковая Дама», «Историей пугачёвского бунта», стилизациями народных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», опубликована в 1835; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», опубликована в 1834 , отразившими его интерес к фольклору, который, в соответствии с представлении эпохи романтизма, рассматривался им как свидетельство о национальной душе и одновременно как материал, позволяющий рассмотреть универсальные страсти, заблуждения и ценности.
Вместе с тем «народные» сказки Пушкина пользуются репутацией «закрытых» текстов «с ключом» и ожидают адекватного прочтения в контексте его творчества. В «Медном всаднике» обобщены многолетние размышления Пушкина о Петре I и Санкт-Петербурге, о власти и личности и об исторической судьбе России. Скрытой от внимания большинства читателей но понятной литераторам пушкинского круга осталась полемика с А. Мицкевичем, который в приложении к 3-й части своей поэмы «Праотцы» «Дзяды», 1832, опубликована в 1833 создал образ Санкт-Петербурга как имперской столицы, построенного Петром I в союзе с сатаной на погибель рода человеческого и ценностей европейской цивилизации: во вступлении к «Медному всаднику» Пушкин создаёт гимн столице, опирающийся на мотивы этих стихов А. Мицкевича и одновременно переводящий их из негирующего плана в утверждающий подробнее см. Поэму «Анджело», представляющую собой переработку драмы У.
Шекспира «Мера за меру» «Measure for Measure», 1603 или 1604 Пушкин считал лучшим своим произведением. В ней показано, что верное служение правосудию под влиянием страстей может стать прикрытием преступления, а милосердие — единственное средство ограничить их губительное воздействие на личность и общество. В «Пиковой даме», посвящённой теме «тайной недоброжелательности», карточная игра становится символом эпохи, породившей нового человека, способного вступить в борьбу с судьбой ради обогащения и не знающего ни моральных ограничений, ни страха перед потусторонними силами. Герой повести Германн, жаждущий денег и иронически соотнесённый с Наполеоном I и Мефистофелем, в момент своего торжества терпит неожиданное поражение и сходит с ума. Недостаточно исследован «декабристский» подтекст повести, на который указывают взятые в качестве эпиграфа к 1-й главе стихи Пушкина «А в ненастные дни…» 1828 , отсылающие к «песне» А. Бестужева и К.
Рылеева «Ах, где те острова…» 1822 или 1823. В Болдине начал работу над стихотворным циклом «Песни западных славян» 1833—1834, опубликован в 1835 , в значительной степени опиравшимся на прозаическую мистификацию П. Здесь тема жестокой борьбы славян с турками, в сознании современников Пушкина обладавшая высокой степенью актуальности недавно закончилась русско-турецкая война 1828—1829 , была подана в соответствии с эстетикой романтического фольклоризма и этнографизма и интерпретировалась в двойной смысловой перспективе — в связи с проблемой могущества всепроникающего зла и в аспекте упования на Провидение; в этой связи особое значение приобрели мотивы кары небесной, православия, храма, молитвы, смерти, спасения души. Пушкин приступил к изданию журнала «Современник», задуманного как продолжение «Литературной газеты». Из его произведений большей частью состояли первые 5 номеров; некоторые из них затрагивали религиозную проблематику и историю Русской церкви: рецензии на «Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского» СПб. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной», «Об обязанностях человека: Сочинение Сильвио Пеллико».
В том же году в «Современнике» опубликован роман «Капитанская дочка», ставший своеобразным манифестом «либерального консерватизма»: либеральная идея личности связывается с темами личной чести и верности присяге, укоренённости в патриархальном образе дворянской жизни, милосердия и человечности самодержавной власти. В романе сложная система эпиграфов частью придуманных Пушкиным , основная функция которой — актуализация литературной традиции 18 в. Скотта , она представляет собой систему мотивировок поведения идеального героя, с его приверженностью традиционной морали, в сюжетном пространстве романтического исторического романа. Понятиям долга, чести, верности, милосердия и любви, связанным с образом Гринёва сверх того наделённого способностями литератора и даром самоиронии , противопоставлено мироотношение романтизма, воплощённое в характере и поведении отрицательного героя — Швабрина, который обладает всеми характерными атрибутами мышления и поведения романтического героя: он ироничен, эгоистичен и одинок, обладает чувством превосходства над окружающими, презирает мораль; страстная и безответная любовь подталкивает его к преступлению и оборачивается жизненной катастрофой. Образ Пугачёва сложен и многопланов: он виновник кровопролития и жертва обстоятельств, обладатель сильной волевой натуры, ценящий «волю» и одновременно сознающий свою обречённость, безжалостный злодей, умеющий быть и милосердным, и благодарным. Церковная среда представлена в романе идеальными и простонародными образами священника и его жены, рискующими собой ради спасения героини от пугачёвцев.
Особое место в романе занимает образ Екатерины II, противопоставленной Пугачёву и наделённой качествами идеального монарха. Содержание «Современника» отчасти раскрывает литературную позицию А. Пушкина в последние годы его жизни. Опираясь на стратегический союз с В. Жуковским и П. Вяземским, он поддержал Н.
Гоголя и Ф. Тютчева как писателей, способных к глубокому взаимодействию с основными смысловыми пространствами европейских литератур — дантовским и гётевским, к которым всё более сознавал собственную причастность и которые должны были обеспечить русской литературе возможность выхода на принципиально новый уровень развития. В последние годы жизни Пушкина его отношения с петербургским высшим обществом осложнились; в числе недоброжелателей поэта оказались С.
В 1889 году в журнале «Живописное обозрение» появилось тревожное сообщение: «Место дуэли Пушкина почти забыто, затеряно среди огородов.
Вспомнили об этих «пяти березах» только во время пятидесятилетия после смерти гениального писателя и огородили это место. Но увы! Теперь ему грозит иная участь: его хотят сравнять и устроить тут ипподром для скачек, для развития игры на тотализаторе». Под давлением общественности Скаковому обществу пришлось заняться благоустройством места поединка: его огородили и установили небольшой постамент в виде четырехгранного столбика с гипсовым бюстом Пушкина.
По мнению исследователя А. Гдалина, эти работы были произведены в 1892—1893 годах. В 1898 году бюст был заменен на новый, изготовленный в Финляндии. В год 100-летия со дня рождения поэта корреспондент газеты «Русские ведомости» с горечью сообщал читателям: «Шел я сюда с чувством благоговения, ухожу удрученный, обиженный...
Между забором и изгородью, рядом с конюшнями, сиротливо торчит грязный, грубо сложенный четырехгранный столбик с бюстом великого человека наверху. Около «памятника» ни цветочка, ни ограды... Неужели нет возможности выкупить несколько десятков сажень земли на месте дуэли, чтобы разбить здесь хоть какой-нибудь скверик-цветник, построить, что ли, часовенку, — вообще, так или иначе, создать на месте поединка Пушкина маленький, тихий и уютный уголок». Через год положение не изменилось и корреспондент «Строительной газеты» задавался справедливым вопросом: «Михайловское выкуплено, а это место так при конном ристалище и останется?
Или оно подлежит проклятию?! Памятник А. Пушкину на месте дуэли. Вид сбоку.
В 1924 году постамент был отремонтирован, по некоторым данным была установлена новая, мраморная, доска с памятным текстом, которая в 1927 году исчезла. Вместо нее появилась деревянная доска, которая была впоследствии демонтирована и в настоящее время хранится в фондах Всероссийского музея А. В центре этой небольшой доски 21х36,5см помещена надпись: «От отдыхающих и работников домов отдыха ленинградского губпрофсовета. Текст на оборотной стороне более информативен: «Памятная доска на месте дуэли А.
До 1927 г. На постаменте деревянная доска, хранящаяся в фондах Всероссийского музея А. Подведение итогов конкурса состоялось 8 декабря 1925 года в музее на Мойке, 12. Представители Пушкинского Дома и известные архитекторы, входившие в состав жюри конкурса, пришли к следующему заключению: «При всех несомненных художественных достоинствах представленные проекты не выражают идеи, характеризующей повод постановки памятника, поэтому для осуществления в натуре ни один из них нельзя признать подходящим».
В результате в январе 1926 года был проведен второй, более расширенный конкурс, на котором рассматривались двадцать проектов. Победителем была признана работа художника-архитектора В. Романова, но ни этот, ни другие проекты так и не были осуществлены. Проект памятника А.
Бровце о в. Катонина в виде усеченной сверху колонны, пересеченной рустом. В 1936 году корреспондент газеты «Крестьянская правда» сообщал, что место дуэли Пушкина превратилось в «культурно устроенную площадку с зелеными насаждениями, цветочными клумбами, красивыми дорожками».
Пушкин упал, но все же попытался ответить выстрелом, сидя на земле.
Он легко ранил Дантеса в правую руку, а затем потерял сознание из-за потери крови… Его перенесли на руках в извозчичьих санях, затем пересадили в карету у Комендантской дачи, которую послал Геккерн на место дуэли, и отвезли домой, на набережную Мойки, 12. В течение следующих дней кровотечение из раны не прекращалось. Пушкин испытывал жажду, тошноту и ощущал нарастающие боли в животе. Его пульс был слабым.
Он поочередно переживал жару и холод, время от времени погружаясь в состояние забытья. Лучшие петербургские врачи, возглавляемые императорским лейб-медиком Н. Арендтом, пытались спасти раненого, но, как мы знаем, их усилия оказались тщетными. Через два дня после дуэли, 29 января 1837 года, больному стало трудно дышать, и у него появились галлюцинации.
Однако его сознание оставалось относительно ясным. Арендт не скрывал от Пушкина его состояния.
На смерть поэта: кто на самом деле убил Пушкина
- Когда отмечают День памяти Александра Пушкина
- Биография А.С. Пушкина
- 10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!
- Арабский халифат и его распад
- Биография Александр Пушкин
- В Царском Селе (1811–1817)
«Солнце русской поэзии» в ссылке
А.С. Пушкин умер 10 февраля (29 января – по старому стилю) 1837 года в 37 лет от ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом. В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер. Как сложилась его судьба, где он умер и похоронен.
ДЕНЬ ПАМЯТИ А. С. ПУШКИНА. 185-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ ГИБЕЛИ ПОЭТА - События
Александр Сергеевич мучился от жгучей боли, его тошнило, один за другим происходили обмороки. Когда поэта привезли домой, его осмотрел доктор Арендт, в то время известный придворный врач. Пушкин попросил откровенно сказать ему о том, насколько опасна рана и каково его положение. Арендт честно признался ему, что надежды на выздоровление практически нет. К такой информации Александр Сергеевич отнесся с невозмутимостью, он лишь велел ничего не говорить жене. Как умер Пушкин Советских и российских хирургов часто спрашивали о том, можно ли было спасти поэта. Конечно, в то время, когда умер Пушкин, возможности медицины были еще достаточно ограниченными. В наши дни вылечить его было бы под силу даже хирургу среднего уровня. Но история не терпит сослагательного наклонения. Петербург, набережная Мойки, дом 12 — это место, где умер Пушкин. Сюда еще за два дня до смерти Александра Сергеевича начали стекаться люди.
И сама набережная, и все прилегающие улицы были заполнены народом. Для поддержания порядка пришлось даже вызвать воинский отряд. Между тем пульс у поэта стал падать и уже почти не ощущался, его руки похолодели. За пять минут до того, как умер, Пушкин попросил повернуть его на правый бок, а затем тихо сказал: «Кончена жизнь! На часах было 2:45 ночи. Голова поэта склонилась, и дыхание прервалось. Его лицо было торжественным и величавым. Вот как умер Пушкин.
По-видимому, всем его поведением руководили вы.
Это вы, вероятно, диктовали ему пошлости, которые он отпускал, и нелепости, которые он осмеливался писать. О дуэли жена поэта узнает, только когда его привезли раненым домой, хотя у нее был шанс остановить мужа. Условия смертельной дуэли были прописаны за три часа до этого: противники становятся на расстоянии 20 шагов лицом друг к другу и двигаются к барьерам, между которыми 10 шагов. Стрелять можно сразу, но не переступая барьер. Дантес пускает пулю первым, попадая в живот Пушкину, отчего поэт падает и роняет револьвер в снег. Секунданты заменяют оружие, пока Дантес стоит на месте и ждет выстрела оппонента. Пушкин метит в грудь и попадает, но Дантес прикрывается рукой. Пуля пробивает насквозь его кисть, но Жоржа спасает пуговица мундира, в которую попала пуля. Лечением Александра Сергеевича занимались несколько врачей, в том числе составитель толкового словаря Владимир Даль и медик императора Николай Арендт.
Все они сошлись в мнении, что рана смертельна, о чем сообщили Пушкину. После выстрела поэт прожил еще 46 часов.
Смотреть даже было больно, как убивался.
Привязан был к покойнику, очень привязан. Не отходил почти от гроба: ни ест, ни пьет» — цитирует Ракеева историческое издание «Русская старина». По дороге траурная процессия заехала в Тригорское.
Это произошло случайно, так как извозчики заблудились. В Тригорском жила семья, с которыми Пушкин любил проводить время. Мы разбудили мать, вышли навстречу гостям: видим, наш старый знакомый, Александр Иванович Тургенев.
По-французски рассказал Тургенев матушке, что приехали они с телом Пушкина, но, не зная хорошенько дороги в монастырь и перезябши вместе с везшим гроб ямщиком, приехали сюда. Какой ведь случай! Точно Александр Сергеевич не мог лечь в могилу без того, чтоб не проститься с Тригорским и с нами», — вспоминала младшая дочь Прасковьи Осиповой-Вульф, владелицы поместья Тригорское, Екатерина Осипова.
Утром 18 февраля состоялась панихида, а затем похороны. Однако выкопать могилу не удалось, так как земля была очень замерзшая. Смоляной ящик просто зарыли в снег, а уже весной, когда земля оттаяла, поэта предали земле.
Когда рыли могилу, то найден был труп неизвестного человека, погребенного ранее, труп этот оставили на месте, а могилу несколько отодвинули вбок, написал в своей книге «Следы пребывания Александра Сергеевича Пушкина в Псковской губернии» И. Похоронен был поэт тихо. В фондах госархива Псковской области хранится документ «Ордер настоятелю Святогорского монастыря архимандриту Геннадию на перевоз тела А.
Пушкина и предание его земле в Святогорском монастыре», в котором предписывалось не проводить «никакой встречи, словом никакой церемонии, кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется». На похоронах присутствовали соседки поэта из имения Тригорского — сестры Мария и Екатерина Осиповы-Вульф, Александр Тургенев, монастырский клир и слуги.
Адриан Волков.
Диалоги о нашем всём", которая готовится к выходу в московском издательстве "Бослен". Портал ГодЛитературы. РФ предлагает препринт нескольких фрагментов.
Михаил Визель: Надо заметить, что меньше года назад, в начале февраля 1836 года, Пушкин уже оказался вовлечён в три дуэльные истории. Причем два вызова он отправил сам. Гаянэ Степанян: Расскажи подробнее.
Об этом мало говорят. Михаил Визель: Изволь. Первый - молодому 1813 года рождения графу Соллогубу.
История дурацкая: юный граф, любезничая на балу с Натальей Николаевной, старше себя на год, стал преувеличенно вздыхать о своей несчастной любви к некоей красавице. Возможно, кстати, имея в виду ее саму. А та, видимо, ему в тон, стала преувеличенно над этой любовью потешаться.
На что он воскликнул: "Вы же давно замужем! В общем, прямо сказать, дурацкий разговор, без которого можно было обойтись. Но в любом случае ничего обидного для чести мужа тут не было.
Но муж, то есть Пушкин, рассудил по-другому. И когда Наташа ему эту дурацкую светскую болтовню пересказала, послал Соллогубу вызов. Но Владимир, не только светский человек и начинающий литератор, но и начинающий чиновник впоследствии он дослужится до тайного советника , по делам службы уже уехал в Тверь.
Они долго не могли совпасть, обменивались холодными письмами, и наконец уже в мае в московском доме Нащокина окончательно помирились - с помощью самого Нащокина. Пушкин при этом сказал: "Неужели вы думаете, что мне весело стреляться?.. Да что делать?
Как хоронили Пушкина
Потому что Пушкин — это целая душа нашего народа, и именно поэтому Пушкин как никто — другой», — отметил директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов. Известна фраза жены Пушкина Натальи Гончаровой, которую по воспоминаниям Жуковского она произнесла доктору Спасскому: "Вот увидите, он будет жить, он не умрет". Александр Пушкин умер в результате ранения, полученного на дуэли с Дантесом. Главная» Новости» Когда умер пушкин в январе. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году и прожил 38 лет – он погиб в 1837 году, когда его ранил в дуэли Дантес. Смерть Пушкина была изображена в биографическом фильме 2006 года "Пушкин: последняя дуэль".
Пушкин. На берегах Невы
Через двое суток после дуэли на Черной речке Александр Сергеевич Пушкин скончался — лежа в кровати, в окружении семьи и родных, в своей квартире на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге. В день пятидесятой годовщины смерти Пушкина — 29 января 1887 года — «Петербургская газета» опубликовала воспоминания барона об этом событии: «В 1851/52 году, зимою, отцом моим была куплена за Старокомендантской дачей Чернореченская ферма. Через двое суток после дуэли на Черной речке Александр Сергеевич Пушкин скончался — лежа в кровати, в окружении семьи и родных, в своей квартире на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге. Со дня смерти гения русской литературы прошло 187 лет. Что привело к гибели Пушкина 4 ноября 1836 года Александр Пушкин получил анонимное письмо с заголовком «Патент на звание рогоносца». Великий русский поэт скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом Прошло 185 лет, но подробности «кровавой развязки» и короткого времени, пока умирающий Пушкин еще был в сознании, волнуют многих его почитателей и сегодня.
Как умер Пушкин на самом деле
Глубоко переживал арест, гибель и ссылку товарищей, пришедшиеся на время его нахождения в Михайловском. Не смотря на тяжелое состояние и одиночество, этот период был плодотворным для поэта в творческом отношении. После коронации в сентябре 1826 года Николай I пожелал встретиться с Александром Сергеевичем. Он был привезен на встречу с царем и получил разрешение жить где угодно, кроме Петербурга. В эту же встречу царь предложил Пушкину стать его цензором. Поселившись в Москве, Пушкин принял активное участие в издании «Московского вестника», редактором которого был М. С 1827 года Пушкину разрешено жить в Петербурге, но под надзором графа Бенкендорфа. Современники отмечали тяжелое душевное состояние поэта в этот период.
Пушкин даже просился в действующую армию, но ему было отказано. Так же за всю жизнь ему ни разу не было разрешено выехать за границу. В 1831 году Пушкиным были начаты исследования истории Петра I и пугачевского бунта, легшие в основу повести «Капитанская дочка». Он вновь поступил на службу в Коллегию иностранных дел с правом работать в архивах для своих изысканий. В 1833 году совершил поездку по местам пугачевского бунта. В том же году им были написаны Сказки, поэма «Медный всадник» и др. В следующем году получил чин камер-юнкера, ни в коей мере не соответствовавший истинному положению поэта.
Выйдя в отставку, стал первым профессиональным литератором в России, живущим своим творчеством. В 1836 году основал журнал «Современник», в котором печатались Н. Гоголь, П.
В 1829 году Пушкин составил свой донжуанский список, в который вошло 37 женщин. Интересно, что свою будущую супругу Наталью Гончарову в одном из писем княгине Вере Вяземской Александр назвал «113-й любовью». Биографы считают, что эта цифра не соответствовала реальности. В 1821 году, во время южной ссылки, в Кишиневе поэт вступил в масонскую ложу «Овидий», отличительным признаком которой был длинный ноготь на одном из пальцев руки. Чтобы не обломить его, Александр Сергеевич носил наперсток на правом мизинце. Многие современники гения также входили в подобные сообщества. Будучи поклонником карточных игр, поэт часто проигрывал крупные суммы денег. Однажды он даже проиграл еще не опубликованную главу «Евгения Онегина», но позже смог ее вернуть. А в 1829 году гений за один вечер спустил почти 25 тысяч рублей. Для сравнения: корова могла стоит 3-5 рублей, то есть за один раз он проиграл стоимость 5 тысяч коров. С 1817 по 1824 годы Александр Сергеевич служил коллегиальным секретарем 10-го ранга в Министерстве иностранных дели и получал 700 рублей в год, то есть около 58 рублей в месяц, что примерно равно стоимости 19 коров. При этом его друг Нащокин вспоминал, что «Пушкин был великодушен, щедр на деньги. Бедному он не подавал меньше 25 рублей». Много это или мало? Одна строка романа «Евгений Онегин» стоила 25 рублей или 5 коров. Только за первое издание поэмы гений заработал 12 тысяч рублей. Пушкин увлекался путешествиями. В своем письме ближайшему другу Нащокину в феврале 1833 г. Поэт любил дороги и пешие прогулки, поездки долгие и короткие. Его редко можно было увидеть в экипаже - по городу он всегда ходил пешком и не раз доходил от Петербурга до Царского Села, несмотря на расстояние между населенными пунктами порядка 30 км. В такие дни Александр выходил из столицы рано утром, выпивал стакан вина на Средней Рогатке и к обеду являлся в Царское Село. В жизни Пушкин бросал вызов на дуэль или же получал его около 30 раз, из которых состоялись четыре.
Он познакомился с ней в Москве на детском балу у танцмейстера Йогеля в декабре 1828 года. У них родилось четверо детей: два сына и две дочери. Пушкин посвятил возлюбленной много произведений. Это дом, в котором поэт провел последние годы своей жизни. Прадед А. Пушкина А. Ганнибал был родом из Эфиопии.
ВПитере Как умирал Пушкин на самом деле. Что же привело к этой трагедии, и какими были последние дни великого поэта? Анонимки и дуэль. Содержание его было таково: «Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Непременный секретарь граф И. На что намекали эти строки, гадать не приходилось. Речь шла о романе, якобы вспыхнувшем между Натальей Николаевной Пушкиной и поручиком-кавалергардом Жоржем Дантесом, приемным сыном посланника Нидерландов, барона Луи Геккерна. По крайней мере, об этом в последнее время ходили упорные слухи. Пушкин тотчас же отправил Дантесу вызов на дуэль. Однако в то же время Дантес предложил руку и сердце родной сестре Натальи Николаевны — Екатерине Николаевне. Близким удалось отговорить Пушкина от дуэли с будущим родственником… Бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой состоялось 10 января. Меж тем слухи по поводу любовной связи между Дантесом и Натали Пушкиной все продолжали распространяться.
Выставка к 225-летию со дня рождения Пушкина открылась в Изборске
Я опишу тебе всё, что было в последние минуты твоего сына. Что я слышал сам. Что мне рассказывали другие очевидцы…» После дуэли Александр Пушкин уже не вставал с постели. Он умирал мучительно, будучи в полном сознании. Чтобы не волновать жену, распорядился скрывать от неё опасность ранения, которое доктора объявили ему смертельным.
Если он и просил докторов не заботиться о продолжении жизни его, дать ему умереть скорее, то единственно от того, что он знал о неминуемости смерти своей и терпел лютейшие мучения», — вспоминали очевидцы последних дней поэта. На слова Даля: «Не стыдись боли своей, стонай, тебе будет легче» — Пушкин отвечал: «Смешно же, чтоб этот вздор меня пересилил! Одно из последних стихотворений поэта оказалось пророческим... Было в его жизни ещё одно предсказание.
В книге Викентия Вересаева «Пушкин в жизни» приводятся воспоминания князя Петра Вяземского о встрече поэта с известной гадалкой по имени Кирхгоф, которая предсказала ему «преждевременную смерть, предупредивши, что должен ожидать её от руки высокого, белокурого человека». Современники описывают его по-разному. В очерке критика Бориса Никольского «Последняя дуэль Пушкина» 1901 Дантес представлен как «шумный и блестящий трутень, вносивший всюду большое оживление своим самодовольным жужжанием».
Одно из последних стихотворений поэта оказалось пророческим... Было в его жизни ещё одно предсказание. В книге Викентия Вересаева «Пушкин в жизни» приводятся воспоминания князя Петра Вяземского о встрече поэта с известной гадалкой по имени Кирхгоф, которая предсказала ему «преждевременную смерть, предупредивши, что должен ожидать её от руки высокого, белокурого человека». Современники описывают его по-разному. В очерке критика Бориса Никольского «Последняя дуэль Пушкина» 1901 Дантес представлен как «шумный и блестящий трутень, вносивший всюду большое оживление своим самодовольным жужжанием». В свою очередь князь Александр Трубецкой, чьи воспоминания были опубликованы в одном из номеров журнала «Русская старина» за 1901 год, называет Дантеса «отличным товарищем и образцовым офицером» и добавляет: «Он был очень красив, и постоянный успех в дамском обществе избаловал его — он относился к дамам вообще, как иностранец, смелее, развязнее, чем мы, русские, а как избалованный ими — требовательнее: если хотите, нахальнее, наглее, чем даже было принято в нашем обществе». Блиставшая в петербургском обществе Наталья Николаевна Пушкина, супруга поэта, которая «была так красива, что могла позволить себе роскошь не иметь никаких других достоинств», произвела на Дантеса сильнейшее впечатление. С её стороны в отношении к барону, по словам князя Петра Вяземского, «не было ничего преступного, но было много непоследовательности и беспечности». Пушкин, свидетельствовал князь Трубецкой, «вовсе не ревновал, но, как он сам выражался, Дантес был ему противен своею манерою, своим языком, менее воздержанным, чем следовало, как полагал Пушкин». Что касается француза, то, по мнению Бориса Никольского, он хотел «досадить Пушкину, насолить ему, сделать его смешным», и «здесь нельзя не узнать руководительства Геккерена». Это был намёк на неверность его жены, и тогда Пушкин вызвал предполагаемого обидчика Дантеса на дуэль. Письмо попало в руки Геккерена, и он, приняв за Дантеса вызов, попросил его отсрочить. Уже через два дня появился слух о предполагавшейся свадьбе Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры Натальи Николаевны. Свадьба состоялась 10 января 1837 года. Пушкин и Дантес фактически стали родственниками.
Минуты через две я спросил: "Что он? Так тихо, так спокойно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить таинства смерти». Так говорил Жуковский, бывший также свидетелем этой удивительной кончины, в известном письме к отцу Пушкина, изображая ее поистине трогательными и умилительными красками. Он обратил особенное внимание на выражение лица почившего, отразившее на себе происшедшее в нем внутреннее духовное преображение в эти последние часы его пребывания на земле. Нет, какая-то важная, удивительная мысль на нем разливалась: что-то похожее на видение, какое-то полное, глубоко удовлетворенное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: "Что видишь, друг? Митрополит Анастасий Грибановский. Последние часы жизни А.
Дельвиг посвятил Пушкину стихотворения «К А. Пушкину» не позднее 1817, опубликовано в 1855 и «Пушкину» 1815 ; Пушкин упомянул его в стихотворениях «19 октября» 1825, опубликовано в 1827 и «Чем чаще празднует лицей... Пущин оставил ценные воспоминания о Пушкине; ему посвящено стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный... Кюхельбекер посвятил Пушкину стихотворения «К Пушкину» 1818 , «К Пушкину из его нетопленной комнаты» 1819, опубликовано в 1934 , «К Пушкину» 1822, опубликовано в 1871 , «Тени Пушкина» 1837, опубликовано в 1902 ; был упомянут в элегии «19 октября 1836 года» 1836, опубликовано в 1861 и других произведениях. Пушкин воспринимал Кюхельбекера преимущественно иронически, что нашло выход в ряде эпиграмм и в «Евгении Онегине», но посвятил ему и серьёзные стихотворения — «К другу стихотворцу» 1814 , «Разлука» 1817, опубликовано в 1820. В эти годы пришло первое признание: его литературное дарование оценили П. Вяземский , К. Батюшков и В. По прочтении изданных им книжек: Для немногих» 1818, опубликовано в 1821 , «К портрету Жуковского» 1818 , «Раевский, молоденец прежний» 1819, опубликовано в 1888 , «Штабс-капитану, Гёте, Грею» не ранее июня 1817 — не позднее апреля 1820, опубликовано в 1897. Важным событием в жизни Пушкина оказался лицейский переводной экзамен 8 января 1815 , на котором присутствовал Г. Внимательно и сочувственно выслушав в чтении автора «Воспоминания в Царском Селе», специально написанные к данному случаю, мэтр заявил, что видит в юном поэте своего преемника; данный эпизод впоследствии был упомянут в «Евгении Онегине» и подробно изложен в заметке о Державине, первоначально входившей в уничтоженные Пушкиным записки, а позднее включенной им в «Table-Talk» 1835—1836, полностью опубликовано в 1881. В 1816 и 1817 гг. Известно, что Карамзин посоветовал Ю. Нелединскому-Мелецкому заказать Пушкину стихи к свадьбе принца Вильгельма Оранского и великой княжны Анны Павловны «Принцу Оранскому», 1816, опубликовано в 1841. В 1816 г. Вяземским, литературные и дружеские отношения с которым поддерживал до конца жизни. Уже в начале 1820-х гг. Вяземский пришёл к выводу о том, что творчество Пушкина стало исключительно важным фактором литературного процесса: его статьи о поэмах «Кавказский пленник» 1822 , «Бахчисарайский фонтан» 1824 и «Цыганы» 1827 принято считать важнейшими источниками по ранней истории осмысления эстетики и поэтики романтизма в России. Пушкин посвятил Вяземскому стихотворения «К портрету Вяземского» 1820, опубликовано в 1824 , «Язвительный поэт, остряк замысловатый» 1821, опубликовано в 1881 , «Сатирик и поэт любовный» 1825, опубликовано в 1874 , «Так море, древний душегубец... Завадовской » 1832, опубликовано в 1833. Вяземский посвятил Пушкину свой перевод романа Бенжамена Констана «Адольф», который рассматривал как основной подтекст «Евгения Онегина»; Пушкин откликнулся в «Литературной газете» заметкой «Князь Вяземский перевёл и скоро напечатает славный роман Бенж. Констана» 1830, впервые атрибутировано Пушкину в 1909. Стихотворения Вяземского 1830—1870-х гг. В лицейские годы А. Пушкин познакомился с французской «лёгкой поэзией» и с литературой Просвещения, изучил творчество Ж. Руссо , Э. Грессе , составил представление об основных произведениях У. Шекспира , Дж. Мильтона , А. Поупа , Дж. Томсона , Т. Грея , Э. Юнга ; прочитал сочинения А. Кантемира , В. Тредиаковского , М. Ломоносова , А. Сумарокова , Д. Фонвизина , Г. Державина, И. Дмитриева, И. Он хорошо ориентировался в литературном процессе в России с середины 18 в. Шишкова Н. Карамзину, «Арзамаса» «Беседе любителей русского слова» — одна из тем лицейской лирики Пушкина, избравшего амплуа убеждённого последователя Карамзина, которое запечатлено в эпиграмме 1815 г. Основные темы ранней лицейской лирики — любовь, вино, дружба, поэзия. Первое опубликованное стихотворение — «К другу стихотворцу» Вестник Европы. Во 2-й половине 1810-х гг. Характерны эксперименты с поэтикой русской оды : ориентированные на этот жанр лицейские стихотворения осложнены ассоциациями с элегией «Воспоминания в Царском Селе», 1814, опубликована в 1815 , балладой «Наполеон на Эльбе», 1815 , посланием прямое обращение к адресату в стихотворениях «Принцу Оранскому», 1816, опубликовано в 1841 и в меньшей степени с топикой идиллии тема детства в «Воспоминаниях в Царском Селе» и в оде «На возвращение Государя Императора из Парижа в 1815 году», 1815, опубликована в 1817. Незавершёнными остались лицейские поэмы: «антиклерикальная» вольтерьянская «Монах», 1813, опубликована в 1928—1929 и «богатырская» «Бова», 1814, опубликована с цензурной правкой в 1841, полностью — в 1899. Пушкин поступил в Санкт-Петербурге на службу в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря ; энергично включился в литературную жизнь. Если в лицее он выступал против литераторов архаического направления на стороне последователей Н. Карамзина, объединившихся в «Арзамасе», то, формально вступив в это общество, стал постоянным посетителем вечеров прежде осмеивавшегося им князя А. Шаховского и проявил интерес к творчеству П. Катенина , чуждых «арзамасцам». Эта явная непоследовательность оказалась плодотворной: в творчестве Пушкина сформировалась система литературных приёмов, основанная на парадоксальном сближении разнородного жизненного материала и принципиально разных литературных традиций. На мировоззрение Пушкина в 1817—1820 гг. Тургенев и П. Чаадаев : первый старался приобщить его к идеям европейского либерализма, второй разъяснял необходимость интеллектуальной независимости. В Петербурге продолжилось его общение с Н. В феврале 1818 г. Пушкин прочитал первые 8 томов «Истории государства Российского»; в «Отрывках из писем, мыслях и замечаниях» 1828 он называл труд Карамзина «созданием великого писателя» и «подвигом честного человека», а позднее посвятил его «драгоценной для россиян памяти» трагедию «Борис Годунов» 1-я редакция 1824—1825, 2-я редакция 1829, опубликована в 1830, на титульном листе 1831 как «труд, гением его вдохновенный». Основное произведение Пушкина этого периода — поэма «Руслан и Людмила» 1817—1820, опубликована в 1820; 2-е издание, исправленное, с прозаическим предисловием и стихотворным вступлением «У Лукоморья дуб зелёный…», — в 1828 , в которой лёгкость слога сочеталась со знанием русского фольклора, истории, традиций русской былины и западноевропейских рыцарских романов. Оригинальность построения поэмы состояла в резких переходах от отступлений и описаний к сюжетной динамике, в насыщенности литературно-полемическими подтекстами, имевшими пародийный оттенок. В состав поэмы вошла, в частности, пародия на «Двенадцать спящих дев» 1817 В. Жуковского, который не без скрытой иронии надписал Пушкину свой портрет: «Победителю-ученику от побеждённого учителя…». Особое место в лирике этого времени занимали политические стихотворения, как не противоречившие государственной идеологии и политике «Деревня», 1819, опубликовано в 1826 , так и принципиально несовместимые с ними. Так, «Сказки Noёl » 1818, опубликованы в 1856 представляют собой сатирическую стилизацию французской рождественской песенки с нарочито легкомысленном упоминанием о Спасителе, а в оде «Вольность» 1817 или начало 1819, опубликована в 1856 рассказывается об истинных обстоятельствах убийства Павла I, что могло восприниматься как обвинение Александра I во лжи официальная версия гласила, что Павел I скончался от апоплексического удара , и в обращении к «царям» разъясняется, что единственной надёжной «стражей трона» являются «народов вольность и покой». В апреле 1820 г. Александр I поручил графу М. Милорадовичу начать следствие о возмутительных стихах. Тот потребовал у поэта предоставить ему рукописи, на что Пушкин заявил, что все они им сожжены, но выразил готовность написать стихи по памяти. Растроганный его благородством, граф отпустил поэта, объявив прощение от имени государя. Однако Александр I настаивал на наказании поэта: в качестве одного из вариантов решения его судьбы рассматривалось заточение в Соловецкий монастырь. Но благодаря хлопотам П. Чаадаева, Н. Гнедича , Н. Карамзина император распорядился о переводе в Кишинёв, в канцелярию И. Инзова , приказав «снарядить Пушкина в дорогу, выдать ему прогоны и, с соответствующим чином и с соблюдением возможной благовидности, отправить его на службу на юг» Пушкин в воспоминаниях современников. Итоги петербургской жизни были неутешительны: репутация в обществе и в правительственных кругах была подорвана; даже деятели тайных обществ, живо интересовавших Пушкина, не приняли его к себе, опасаясь его неблагоразумия, «подвижного и пылкого нрава» Пущин И. На Юге России 1820—1824 Поездка к новому месту службы позволила А. Пушкину увидеть Россию в её культурной сложности, протяжённости, насыщенности историческими воспоминаниями. Затем, с разрешения Инзова, отправился с семейством Н. Впечатления, полученные поэтом в Екатеринославе, на Кавказе и в Крыму, отразились в его поэмах «Кавказский пленник» 1820—1821, начата в Гурзуфе; опубликована в 1822 , «Братья разбойники» 1822, опубликована в 1825 , «Бахчисарайский фонтан» 1821—1823, опубликована в 1824 , в «романе в стихах» «Евгений Онегин» , в лирических стихотворениях «Погасло дневное светило» 1820 , «Чаадаеву» 1824 , «Фонтану Бахчисарайского дворца» 1824 , в «Отрывке из письма к Д. В Кишинёве проводил время в обществе М. Орлова , несколько раз общался с П. Пестелем , установил приятельские отношения с В. Раевским стихотворения «Ты прав, мой друг, напрасно я презрел... Липранди прототип Сильвио в повести «Выстрел», 1830. Пушкин был принят в масонскую ложу «Овидий» [прекратила работу 9 21 декабря 1821], но не принимал в ней деятельного участия. Его единственное произведение, с уверенностью интерпретируемое как масонское, — послание «Генералу Пущину» 1821, опубликовано в 1874 , подчёркнуто риторическое и патетическое, допускает возможность иронического прочтения: И скоро, скоро смолкнет брань Средь рабского народа, Ты молоток возьмёшь во длань И воззовёшь: свобода! Хвалю тебя, о верный брат! О каменщик почтенный! О Кишинёв, о тёмный град! Ликуй, им просвещённый! В лирике Пушкина этого времени «высокие» религиозно-мистические темы становятся частью картины мира поэта, опирающейся на «вольтерьянство», эпатаж и культуру светского острословия: «Христос воскрес, моя Ревекка!.. Вигелю , 1823. Автопортрет в монашеском клобуке. Высшей точкой развития этой тенденции стала кощунственная «Гавриилиада» 1821, опубликована в 1853 частично; в 1861 полностью; впервые в России полностью — в 1918 , в которой осмеиваются Благовещение Пресвятой Бородицы и догматы о Непорочном зачатии и Святой Троице. Примечательно, что в поэме «Бахчисарайский фонтан» 1823, опубликована в 1824 , начатой одновременно с «Гавриилиадой», тема христианства представлена как высокая и значительная. Так обнаружились два полюса в мировидении Пушкина, а вместе с тем наметилось направление духовного развития — от Вольтера и вольтерьянства к примирению с Богом и церковью. Любовная лирика Пушкина южного периода сочетала демонстрацию интимности пылких чувств с умолчаниями и недосказанностями, граничившими с мистификацией: до сих пор в популярной литературе обсуждается не находящий документальных подтверждений миф о «потаённой любви» Пушкина и кандидатуры на роль его главной героини как правило, называются имена Е. Воронцовой, М. Раевской, А. Ризнич и К. На юге России Пушкин увлёкся творчеством Дж. Байрона , отчасти в подражание ему были созданы поэмы «Кавказский пленник» 1820—1821, опубликована в 1822 , «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы» 1824, отдельное издание 1827 — с их местным колоритом, лаконизмом повествования, отступлениями, намёками, умолчаниями и страстями. Герои поэм не верили в достижимость счастья, не умели и не хотели примириться с несовершенством мира, не понимали своего предназначения, искали и не находили свободы. Байронизмом отмечены некоторые лирические стихотворения «Погасло дневное светило…»; «К морю», 1824, опубликовано в 1825, частично; в 1858 полностью и в меньшей степени «Евгений Онегин». Южные поэмы Пушкина вызвали волну подражаний подробнее см. Байрон и Пушкин. Ленинград, 1924.