Список звезд-иноагентов на 2024 год. Среди российских знаменитостей, наряду с теми, кому в настоящее время запрещен въезд в Россию в 2024 году, есть также иностранные агенты. Да и не все люди в России могут попасть под действие нового закона: например, иноагентами не признают тех, кто связан с госорганами. Обобщенный закон об иноагентах, а также лицах, находящихся под иностранным влиянием, должен вступить в силу с 1 декабря 2022 года.
Последствия признания лица иностранным агентом
- Все о статусе иноагента: правовые рекомендации
- Находка для шпиона
- Как не стать «третьим лицом»
- Иностранный агент (Россия) — Википедия
«Практически любого по своему усмотрению»: кого теперь будут признавать иноагентом?
Для СМИ предлагается ввести понятие «принципала» — лица, в пользу или по указаниям которого действует иностранный агент. По мнению авторов законопроекта, такое изменение позволит обезопасить те СМИ, которые на самом деле не связаны с политической деятельностью и не представляют интересы иностранных лиц. В соответствии с законопроектом средства, полученные НКО в качестве премий или призов, не будут считаться иностранным финансированием, а физические лица — иноагенты не должны будут маркировать материалы, относящиеся к их частной жизни, например, посты в личных социальных сетях. Предложенные законопроектами нововведения могут оказать положительный эффект, но все же кажутся недостаточными. При их принятии многие проблемы действующего законодательства останутся нерешенными: например, законопроекты не изменяют порядок обжалования присвоения статуса иноагента и критерии таким образом, чтобы иноагентом невозможно было признать лиц, которые на самом деле не действуют в интересах иностранных государств или организаций. Законопроекты не вводят понятия «принципала» для НКО-иноагентов. Кроме того, не предлагается изменений в КоАП РФ и УК РФ, в которых содержатся нормы, предполагающие достаточно серьезные санкции даже за незначительные нарушения законодательства об иноагентах. Также стоит отметить, что обязательность наличия связи между иностранным финансированием и политической деятельностью предлагается ввести только для СМИ; для НКО и НОО таких изменений не предусмотрено.
Такой подход, на наш взгляд, является несистемным. Выводы На текущий момент законодательство об иностранных агентах является плохо проработанным и оставляет широкие просторы для его толкования и применения. Нарушение законодательства об иностранных агентах влечет существенные риски в виде привлечения к административной и уголовной ответственности. Существенные штрафы могут налагаться, например, даже за незначительные единичные нарушения правил о маркировке. В то же время в Государственной думе рассматриваются законопроекты, которые смогут исправить некоторые недостатки существующего регулирования. Однако говорить о кардинальном изменении института «иностранного агента» в России пока нельзя. Особенно это актуально для средств массовой информации.
В связи с этим компания-продавец может предоставить соответствующие заверения об отсутствии оснований для признания ее иноагентом либо иным образом урегулировать данный вопрос при согласовании условий сделки.
Заявление составляется по форме, утвержденной уполномоченным органом. В течение шестидесяти календарных дней со дня получения указанного в части 3 настоящей статьи заявления уполномоченный орган проводит внеплановую проверку и принимает решение об исключении лица из реестра либо выносит мотивированное решение об отказе в его исключении. Решение об отказе в исключении иностранного агента из реестра принимается уполномоченным органом в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной по основанию, предусмотренному частью 4 настоящей статьи, установлено, что иностранный агент представил недостоверные сведения о прекращении осуществления вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, и или прекращении получения от иностранных источников денежных средств, иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах. Указанное решение может быть обжаловано иностранным агентом в суд. Решение об исключении лица из реестра в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через десять рабочих дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния соответствующей записи. Решение об исключении лица из реестра в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через пять рабочих дней со дня подтверждения информации о прекращении деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица. Физическое лицо, впервые включенное в реестр, имеет право подать в уполномоченный орган заявление в свободной форме об исключении из реестра с приложением подтверждения прекращения обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр.
Решение по данному заявлению принимается руководителем уполномоченного органа или заместителем руководителя уполномоченного органа не позднее чем через тридцать рабочих дней. Порядок принятия такого решения устанавливается уполномоченным органом. Решение об исключении из реестра сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Статья 9. Обязанности иностранных агентов 1. Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации. Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса своим учредителям участникам , бенефициарам, работникам сотрудникам. Материалы, производимые и или распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы информация произведены, распространены и или направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Формы указаний, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Российское юридическое лицо, включенное в реестр, ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская финансовая отчетность такого лица подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Уполномоченный орган получает аудиторское заключение о годовой бухгалтерской финансовой отчетности такого юридического лица из государственного информационного ресурса бухгалтерской финансовой отчетности с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Российские юридические лица, включенные в реестр и получившие денежные средства и или иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов расходов , полученных произведенных в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов расходов , полученных произведенных в рамках иных поступлений. Представление сведений, указанных в части 8 настоящей статьи, осуществляется в порядке и по формам, которые установлены уполномоченным органом. Иностранные агенты представляют сведения, указанные в части 8 настоящей статьи в следующие сроки: 1 ежегодно - сведения, указанные в пункте 4 части 8 настоящей статьи, а также сведения, предусмотренные пунктом 5 части 8 настоящей статьи, касающиеся осуществляемых программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий; 2 один раз в полгода - сведения, указанные в пунктах 1 и 2 части 8 настоящей статьи; 3 ежеквартально - сведения, указанные в пунктах 3 и 6 части 8 настоящей статьи. Сведения, предусмотренные пунктом 5 части 8 настоящей статьи, касающиеся заявленных для осуществления программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, представляются до начала осуществления программы ее части и или проведения мероприятий.
Иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом уполномоченным органом. Порядок и сроки размещения указанного отчета определяются уполномоченным органом. В случае включения в реестр лица, осуществляющего деятельность в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 4 настоящего Федерального закона за исключением российского юридического лица , организация распространения предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого лица в том числе с использованием информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" должна осуществляться учрежденным им российским юридическим лицом. В течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом уполномоченный орган. В случае, если таким лицом ранее были учреждены российские юридические лица, в течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента оно должно уведомить уполномоченный орган обо всех учрежденных им российских юридических лицах. Порядок этого уведомления устанавливается уполномоченным органом. Статья 10. Государственный контроль за деятельностью иностранных агентов 1.
Государственный контроль за деятельностью иностранных агентов осуществляется уполномоченным органом и его территориальными органами во взаимодействии с иными органами публичной власти.
НКО искали отечественное финансирование, люди отказывались от грантов и гонораров. Попавшие в списки иноагентов судорожно пытались понять, что делать: судиться, уезжать, менять жизнь? Как зарабатывать, кем работать? Когда число таких людей перевалило за первую сотню, настроения явно изменились. В соцсетях новоиспеченным иноагентам стали писать поздравления и приветственные адресы от тех, кто получил этот статус раньше, а остальные привыкли к нехорошему ожиданию своей фамилии в списках, смирившись с мыслью, что «все мы там будем». То, что должно было пугать, как пугают любые точечные репрессии, став массовым, — причем излишне массовым, — начало терять собственную ужасную суть. Более того, чем больше ужесточался закон об иноагентах, тем становилось понятнее, что его уже нельзя избежать, просто оставаясь критиком власти, но шарахаясь от людей, которым присвоен этот статус. Достаточно ссылки в соцсетях на иноагента, комментария СМИ-иноагенту, включенной монетизации на Youtube, размещенной рекламы иностранной компании в блоге, а то и вовсе неведомого «иностранного влияния».
Приличные люди — Знаешь, поздравления в соцсетях, добрые слова приятны, но я все равно сидела сутки в ступоре, только давала какие-то механические бодрые комментарии, — вспоминает одна из иноагентов. Проверяя догадку, я звоню еще одному своему знакомому-фигуранту из санкционного списка не из числа депутатов Госдумы, публичных политиков, сотрудников оборонной промышленности, правительства и так далее. Механическим голосом он отчитывается, что рад оказаться в одном списке со своими знакомыми, с «приличными людьми», и лишь под конец разговора проговаривается: — Мы все там будем. Вы тоже можете попасть, даже если ничего не делали. А раз нет правил, то и непонятно, что можно нарушить.
Пользоваться упрощенной системой налогообложения и ведения бухучета иноагентам нельзя. Граждане-иноагенты не могут работать в органах публичной власти, в том числе на государственной гражданской и муниципальной службах, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума. Они не могут сотрудничать с политическими партиями. Иноагентам запрещено производить информационную продукцию для несовершеннолетних и вести для них просветительскую и педагогическую деятельность в госорганизациях. Также они не могут получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности. Список санкций для иноагентов могут расширить. Кто не может быть признан иноагентом Есть перечень лиц , которые не могут быть признаны иностранными агентами. Среди них: органы публичной власти РФ, госкомпании и госкорпорации, а также подконтрольные им лица; религиозные организации;.
Госдума приняла новый закон об иноагентах. Как он будет работать?
И так далее, проверить себя можете сами. И все мы можем быть признаны иноагентами, если будем распространять материалы иноагентов. Ну вот я получала гонорары за свои зарубежные концерты — последний раз из Финляндии, например». Одновременно с введение понятия физлица-иноагента у СМИ-иноагентов как организаций.
Самое забавное, что обязанность раскрывать свои доходы абсолютно никак не поможет понять происхождение денег, если минимально подумать. Ничего не мешает зарегистрировать Vector LTD где-нибудь в оффшоре, гнать деньги через него - и всё. Любые материалы, в том числе записи в личном блоге.
Как это выглядит на практике - можно посмотреть например здесь или здесь. А теперь представьте, как жить изданию, которое обязано на любые свои материалы в том числе рекламу вешать такую пометку, причём вдвое больше остального содержимого. Сойдёт ли капс за "размер шрифта вдвое больше" - неизвестно.
Если нет, то в принципе теряется возможность публиковаться там, где нельзя писать шрифтом разных кеглей или вставить картинку в начало поста: ВКонтакте, Твиттер, Фейсбук и так далее. И нет, если пишет физлицо, то выкинуть часть про СМИ нельзя. А если СМИ - нельзя выкинуть часть про физлицо.
Всем нужно употреблять полную форму.
За повторные нарушения санкции возрастают вплоть до 1 млн рублей. Так, за нарушение правил маркировки штрафовали на 30 000 рублей Михаила Ходорковского признан в России иностранным агентом. А за игнорирование требования закона о маркировке книг иноагентов этим статусом грозили маркетплейсу Wildberries. Первое уголовное дело против физлица-иноагента завели в феврале 2023 года — фигурантом стал координатор движения «Голос» признано в России иностранным агентом из Твери Артём Важенков признан в России иностранным агентом. Его обвиняют в нарушении порядка деятельности иностранного агента после привлечения к административной ответственности. В 2022 году его дважды штрафовали за отсутствие маркировки на его сообщениях в соцсетях. Депутаты Госдумы уже внесли новые ужесточающие поправки — они предлагают запретить иноагентам получать не только финансовую, но и имущественную поддержку от государства, а также наделить Минюст правом следить за соблюдением законодательства и установить штрафы за несоблюдение предписаний ведомства.
Реестр список иностранных агентов Список иноагентов ведёт и обновляет Минюст РФ. Поначалу существовало четыре отдельных списка — для НКО, физлиц, физлиц-СМИ и незарегистрированных общественных объединений, но с 1 декабря 2022 года ведётся единый реестр , содержащий в том числе данные исключённых иноагентов. Исключение из иноагентов Для исключения из реестра иностранных агентов организация или физлицо должны прекратить получать деньги от иностранных источников, или прекратить политическую деятельность. Или прекратить своё существование. Для впервые включённых в реестр физлиц порядок выхода упрощённый — можно просто подать заявление в свободной форме и приложить документы, подтверждающие, что иноагентская деятельность больше не ведётся.
Среди них 25 организаций из Москвы , 13 — из Санкт-Петербурга , 7 — из Екатеринбурга и 30 — из других регионов России [47]. Критика российского закона[ править править код ] Рядом представителей российской и зарубежной общественности [ уточнить ] российский закон был расценён как атака на структуры гражданского общества с целью их дискредитации и создания юридических предпосылок для их преследования. В связи с этим обращается особое внимание на крайне широкое определение понятия «политическая деятельность» в тексте закона. Закон рассматривается в контексте общей системы мер, направленных на подавление протестной активности российского общества [48]. Так, британский еженедельник The Economist утверждает, что использование термина «иностранный агент» является попыткой со стороны властных кругов России взять под свой контроль гражданскую активность в российском обществе. Именно для этого, по мнению журнала, независимые общественные организации получили клеймо «иностранные агенты». Издание пишет: Новый закон определяет любую общественную активность как политическую и требует, чтобы независимые неправительственные организации, получающие деньги из-за границы, были заклеймены как «иностранные агенты», — выражение, несущее ясный оттенок предательства. Оригинальный текст англ. Докладчики ООН назвали закон «прямым вызовом для тех, кто хочет свободно осуществить своё право на свободу ассоциации», подчеркнув, что «организации гражданского общества имеют право получать финансирование из-за рубежа, так же как правительства имеют право получать международную помощь», и ограничения такого права «несправедливы». По мнению экспертов ООН, новые нормы позволяют подвергать правозащитников специальному контролю вне зависимости от того, получают они поддержку из-за рубежа или нет, что «будет препятствовать им в осуществлении своей значимой деятельности». Они указали, что крайне широкое определение «политической деятельности» позволит подвести под него любую пропагандистскую деятельность НКО, что нарушит «право правозащитников поднимать в обществе вопросы прав человека». Навешивание ярлыка «иностранного агента» выявляет, по их мнению, «явное намерение стигматизации любой деятельности гражданского общества, получающего поддержку из-за рубежа». Также отмечается, что установленные законом штрафы несоразмерны и перекладывают бремя доказательства на некоммерческие организации, занимающиеся законной деятельностью в области прав человека [49]. Обеспокоенность новым российским законом и его возможным негативным влиянием на деятельность правозащитников выражали также различные органы ООН, в том числе Комитет против пыток , Комитет по правам ребёнка и Комитет по ликвидации расовой дискриминации [ уточнить ].
Это прописано четко и жестко. Но сразу же возникает юридическая коллизия, на которую в газете «Взгляд» указал депутат Госдумы Анатолий Вассерман: «Заработок от иностранцев и участие в политике в совокупности как раз и означает, что человек исполняет функции иностранного агента. Впрочем, я не исключаю, что суд сочтет деятельность, скажем, той же Рамазановой не политической, и снимет с нее этот статус». Лишиться статуса иноагента можно, либо доказав, что не занимаешься политической работой против государства за иностранные деньги, либо по решению или Минюста, или суда. И вся проблема в том, что подавшие иски однозначно будут напирать не на закон об иноагентах, а на Конституцию России, в которой четко и однозначно запрещена любая государственная идеология. Следовательно, приписывать государству какие-то политически мотивированные идеологические догмы и критиковать их, чтобы потом наказывать за критику, весьма проблематично. И если все указанные иноагенты будут напирать на то, что они не занимались политикой, а просто пели, плясали и шутили, то суд может пойти по норме Конституции, а не по заявлениям патриотов. Эту ситуацию необходимо менять, считает депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета по бюджету и налогам Евгений Федоров Но с другой стороны, эта массовая подача исков о снятии статуса иноагентов вполне может быть началом некоей не только юридической, но и чисто политической кампании по реабилитации этих самых господ, сбежавших из России после начала СВО и ливших грязь на родину и сограждан. Чтобы и они получили возможность вернуться на родину вместе с теми сотнями тысяч испугавшихся мобилизации и войны и уехавших релокантов, но не запятнавших себя русофобскими выступлениями и не получивших статуса иноагента, а значит, и имеющих право на то, чтобы вернуться к обычной жизни в России. И в принципе, тут и к гадалке ходить не надо, чтобы понять: если будет реабилитирован и лишен позорного клейма хоть один иноагент, паскудящий Россию и россиян, то в общественном мнении страны это и будет означать начало ползучего реванша той пятой колонны, о которой все говорят, как о главной угрозе стабильности и безопасности, исходящей изнутри. Той угрозе, на которую сегодня уповают и делают ставку все внешние враги России. И все это может быть. Хотя, возможно, есть более приземленная цель возврата блудных иноагентов на родину — на Западе им всем харчеваться не так сытно, как дома. А без пропитания они, как известно, жить не согласны. Кроме того, сбежавшие знаменитости и сейчас либо продолжают зарабатывать на имуществе и бизнесе в России, либо нацелены на возвращение в страну в ближайшем будущем с гастролями и корпоративами. И срочные обжалования статуса иноагента со стороны сбежавших звезд, вероятно, связаны с намерением Минюста запретить людям из реестра любой заработок в России. Чел, признанный иноагентом, по закону обязан раз в полгода публично представлять полный финансовый отчет о своей деятельности. Упомянутый думец Вассерман так и говорит: «Отмена статуса иностранного агента для российских артистов — это восстановление доступа к кормушке: возможность выступать на корпоративах и получать большие гонорары. Статус иностранного агента очень сильно бьет по благополучию любого, кто пытается ругать государство за его же деньги.
Минюст в декабре обнародует персональные данные иностранных агентов
- Как это повлияет на жизнь иноагентов?
- Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты - в чем разница и когда обычны
- Вере Брежневой отказали в Испании
- Мутация измены: Почему звёзды-иноагенты, сбежавшие от СВО, пытаются вернуться
- «Практически любого по своему усмотрению»: кого теперь будут признавать иноагентом?
Иноагент – кто это? Что это значит в России?
статус иностранного агента может быть установлен для некоммерческих организаций. Среди наделенных статусом иноагента (он присваивается за направленную против пользы РФ и финансируемую зарубежными источниками деятельность) популярных личностей стали встречаться и артисты. 2. Иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц.
Иноагенты: как безопасно писать о них в СМИ и соцсетях
«Мы все там будем». Почему каждый может стать иноагентом или оказаться под санкциями | Бывшие СМИ-иноагенты (а сейчас иностранные агенты, публикующие информацию для неопределенного круга лиц), должны, как и раньше, учреждать российское юрлицо для ведения деятельности (даже если такой иностранный агент — просто человек). |
Госдума приняла новый закон об иноагентах. Как он будет работать? | Правмир | В 2019 году СМИ-иноагенты обязали распространять информацию только через учрежденные ими российские юридические лица, также выполняющие функции иностранного агента. |
Кто такие иностранные агенты (иноагенты)? | Когда организацию признают иностранным агентом, как это влияет на ее деятельность? |
Как (не) стать иностранным агентом? | Признают иноагентами тех, кто получает финансирование из зарубежных стран, и тех, чья деятельность, так или иначе направлена против государства. |
«Им рынок дороже страны». Иноагенты продолжают зарабатывать деньги в России | При этом сейчас формально иноагентом может стать кто угодно, если Минюсту покажется, что человек получает поддержку от другого государства или находится под иностранным влиянием. |
Кто такие иноагенты и за что можно попасть в этот список
Кто такой иностранный агент? Согласно тексту документа, иноагентом можно будет признать физическое или юридическое лицо (в том числе коммерческую компанию), а также любую общественную организацию, если те получили «поддержку и (или) находятся под. Статья Иностранные агенты в России, Политические НКО, СМИ-иноагенты, Физлица-СМИ-иноагенты, Реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, Размещение рекламы у блогеров-иноагентов достигло 133 млн рублей, Сумма штрафов за. Однако есть и условно хорошая новость, касающаяся социальных предпринимателей, — они часто оформлены в качестве индивидуального предпринимателя, а ИП не могут признать иноагентом. Проще говоря, иноагентами называют тех, кто лоббирует интересы других государств и как-то пытается повлиять на общественное мнение граждан РФ, политическую обстановку в стране, собирает информацию о военной сфере и\или получает какую-либо помощь из-за рубежа. Кто признает людей и организации иноагентами?
Госдума приняла новый закон об иноагентах. Как он будет работать?
Среди наделенных статусом иноагента (он присваивается за направленную против пользы РФ и финансируемую зарубежными источниками деятельность) популярных личностей стали встречаться и артисты. Согласно закону все, кто действует под влиянием иностранного патрона (принципала, как сказано в документе), должны это указать. Он предполагает признавать иноагентами тех, кто не получает иностранного финансирования, но их деятельность признана политической.
Введены наказания за помощь иноагентам. Что нужно знать, чтобы не нарушить закон?
Все о статусе иноагента: правовые рекомендации | Проще говоря, иноагентами называют тех, кто лоббирует интересы других государств и как-то пытается повлиять на общественное мнение граждан РФ, политическую обстановку в стране, собирает информацию о военной сфере и\или получает какую-либо помощь из-за рубежа. |
В фильме про иноагентов появилась Инстасамка. Только вот такого статуса у скандальной певицы нет | При этом сейчас формально иноагентом может стать кто угодно, если Минюсту покажется, что человек получает поддержку от другого государства или находится под иностранным влиянием. |
Иностранные агенты: обзор действующего законодательства и изменения в законопроектах — Юникон | А также периодически мелькают новости, в которых указывается, что какой-то человек или какое-то СМИ признано иноагентом. |
Кто такие иностранные агенты в России и за что можно получить этот статус | Президент России Владимир Путин подписал закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", обобщающий нормы закона, касающиеся деятельности иноагентов в нашей стране. |
В России ужесточают закон об иноагентах. Оштрафовать смогут даже за случайный репост
По закону лицо, которое находится под иностранным влиянием, может быть признано иноагентом. Кто признает людей и организации иноагентами? Законом определено, что иноагентами могут быть признаны лица, как получившие поддержку от иностранных источников, перечень которых является открытым, так и те, кто находится под иностранным влиянием в иных формах. Признают иноагентами тех, кто получает финансирование из зарубежных стран, и тех, чья деятельность, так или иначе направлена против государства. Депутаты внесли в Госдуму законопроект, по которому человек или организация смогут стать иноагентами, даже если их не финансируют из-за рубежа: человеку достаточно быть под иностранным влиянием, которое может выражаться просто убеждением.