В художественной мастерской Свято-Тихоновского богословского института () завершено написание иконы новому святому в Соборе новомучеников и исповедников. Феодора Тирона по инициативе благотворителей для Уаровского храма была написана икона Собора священномучеников.
В дар Покровскому собору Елабуги передана икона Воткинских новомучеников с частицами мощей
Екатерина Шеко: Иконы новомучеников надо «рождать» | Правмир | Начало Рождественского поста для прихода Троицкого храма -Сельцы ознаменовалось написанием новой иконы "Собора новомучеников Мытищинских ". |
В Россию из Греции принесена икона новомучеников и исповедников Христовых | 5 февраля 2022 года, накануне Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской духовенство Никольского собора Черкесска освятило икону преподобномученика Никандра. |
На фасаде храма Архангела Михаила в Торжке установили иконы новомучеников | 26 июля 2023 года в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь была принесена икона мученика Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца Этот дар осу. |
ИКОНА новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Рано овдовев, он жил с младшей дочерью Варварой, После окончания гимназии и высших женских курсов в Казани Варвара Чернышева работала в Воткинске учителем. Варвара Николаевна сознательно не выходила замуж, посвятив себя служению Богу и людям. В августе 1918 года жители Воткинска, в основном рабочие и служащие завода, выступили против советской власти. Протоиерей Николай, несмотря на опасность, не оставил своего прихода и продолжил исполнять свой пастырский долг. Отец Николай напутствовал умирающих, вдохновлял пасомых.
Его дочь Варвара исполняла служение сестры милосердия. После подавления Ижевско-Воткинского антибольшевистского восстания город заняли силы Красной армии. Через некоторое время в городском соборе был проведен антирелигиозный диспут, на котором в защиту веры выступил протоиерей Николай. На следующий день священнослужителя арестовали.
Народ впоследствии вспоминал, что, когда стали арестовывать отца Николая, его дочь Варвара бросилась к родителю и крепко обхватила его, так что ее никто не смог оторвать — ни красноармейцы, ни сам священник. Так их вместе и увели.
С тех пор в Челябинском женском монастыре ежегодно совершается память этих угодников Божиих. На днях монах Иоанн Маркович , насельник сербского монастыря Хиландар со Святой Горы Афон, передал в дар обители икону и частицу мощей новомучеников Ясеновацких. Святыня находится в Моисеевском приделе храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Одигитриевского монастыря.
Для разработки стиля и форм использованы, в первую очередь, произведения великого иконописца конца ХV — начала ХVI века Дионисия, а также некоторые произведения северных писем и другие памятники преимущественно ХVI столетия. Из произведений современной иконописи привлекалась икона «Всех святых, в Земле Российской просиявших» монахини Иулиании Соколовой , находящаяся в Троице — Сергиевой Лавре. Икона создана группой ведущих иконописцев Православного Свято — Тихоновского Богословского Института. Она написана на липовой доске с паволокой и левкасом. Общие размеры иконы 167х135 см; средник — 101х80 см; отдельное клеймо приблизительно 25х19 см. Живопись осуществлена в технике яичной темперы с использованием натуральных пигментов. Среди них: охра, аурипигмент, сиена желтые ; киноварь, охра красная, мумия красные ; глауконит, диоптаз, терраверда зеленые ; лазурит, азурит синие ; титановые и сурьмяные белила; уголь древесный черный. Для изображения фона в среднике и на полях использовано сусальное золото. Средник Композиция задумана как традиционный собор святых, но с особенностями, обусловленными содержанием данной иконы. В верхней части по золоту фона сделана надпись, содержащая наименование иконы и выполненная стилизованным уставом ХV века. Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне храма, изображающего храм Христа Спасителя в Москве. Храм Христа Спасителя был избран для изображения по его очевидной символической и фактической связи как со страданиями Русской Церкви, так и с Ее возрождением в наши дни, Храм представлен в несколько обобщенном виде. Перед ним изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение. Такое облачение престола является одним из существенных символов вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью, ликования в Царствии Небесном, где пребывают мученики. Храм является не только изображением реального здания. Он есть собирательный образ Церкви, символ Царствия Небесного. Символическая связь между храмом и престолом очевидна. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…» Мф. Несколько выше представлен крест, подчеркнуто крупного размера, указывающий на причастность к мученическому подвигу всех изображенных на иконе, а также на торжество Церкви над грехом через крест Христов. Именно крест является центром композиции. Он как бы осеняет предстоящих праведников. Как основной символ, он определяет расположение изображенных лиц по вертикали и по горизонтали. По вертикали на оси креста, внизу, ниже престола, расположена группа Царственных мучеников с Государем Николаем II в центре. Другого места для изображения Царственных мучеников определить нельзя. Они находятся в центре, так как олицетворяют благословленный Богом принцип верховной власти и порядка, противостоящего хаосу. Царская Семья представлена в византийских царских одеяниях — далматиках, наиболее соответствующих их прославленному образу и подчеркивающих неразрывную связь Византии и России. Царственные мученики помещены ниже иерархов, через которых власть получает Божие благословение и приобретает законный характер. Изображение иерархов, являющихся возглавителями Церкви, занимают доминирующее положение в композиции. Они представлены в виде двух групп справа и слева от креста и престола. Они молитвенно склоняются к престолу в трех — четвертном повороте, будучи одновременно обращены и к зрителю. Глава Церкви Святейший Патриарх Тихон помещен слева, а не справа потому, что, согласно церковному учению об иконопочитании, отчет идет не от зрителя, а от духовного центра иконы, в данном случае — от престола, так же, в деисусном чине Матерь Божия тоже изображается слева от Спасителя. По своему положению в Церкви, мудрому и подвижническому противостоянию воинствующему безбожию они занимают выдающее место в сонме святых этого времени. За ними следуют ряды иерархов, также мужественно и самоотверженно защищавших паству — фактически, основную часть русского народа. Среди них — замечательные подвижники, великие молитвенники, глубокие богословы. Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир Богоявленский , митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Илларион Троицкий , архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим Чичагов , митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим Звездинский , епископ Дмитровский; Петр Зверев , архиепископ Воронежский; Афанасий Сахаров , епископ Ковровский; Дамаскин Цедрик , епископ Стародубский; Серафим Самойлович архиепископ Угличский; Фаддей Успенский , архиепископ Тверской; Гермоген Долганев , епископ Тобольский; Андроник Никольский , архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий Гулевич , епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 годов. Однако, святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов. Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре Царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян. Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая Елизавета с инокиней Варварой, далее — священноисповедник архимандрит Сергий Сребрянский , духовник Марфо — Мариинской обители, священномученики протоиерей Константин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия Шеина , протоиерея Философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними. В иконе присутствуют также безымянные миряне — мужи, и жены и дети. Фигуры поставлены относительно свободными рядами, они объединяются в необходимые группы по два — три лица, их внешний облик разнообразен и индивидуален. В таком составе средник иконы являет соборную полноту Русской Церкви, — в сонме новых мучеников и исповедников представлены все составляющие Ее части. Это образ торжества Церкви воинствующей. Над ней и в соединении с ней изображена в деисусном чине Церковь торжествующая на небесах, в вечном Царстве Христовом. Деисусный чин В центре деисусного чина, олицетворяющего Церковь Небесную, помещен, как всегда, образ Господа Иисуса Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: «Аз есмь свет миру» Ин. Его образ завершает вертикаль: Царственные мученики — престол — крест — купол храма. Благодаря этому, образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути. В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые — 19 века. За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир. Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками. Клейма Непосредственное раскрытие подвига мучеников дано в клеймах по сторонам средника. Для этого выбраны наиболее известные места мученических подвигов и наиболее выдающиеся страдания святых, как характеризующие свидетельство Церкви о вере в наибольшей полноте и очевидности. События переданы в условно-обобщенном, знаковом виде с целью подчеркнуть вечное, непреходящее значение страданий святых мучеников, ибо праведность святых есть «виссон чистый и светлый», в который облечена Церковь — Жена и Невеста Агнца-Христа Апок. Поэтому нужно было уйти от частного, преходящего и временного, что достигается использованием знаковой системы древней иконописи. Композиция клейм выстроилась так, что в клеймах справа по вертикали разместились изображения мученических кончин отдельных святых, а в клеймах слева изображаются массовые сцены. Такое распределение композиций вносит в произведение принцип динамической симметрии и облегчает восприятие соседствующих изображений их общим смысловым единообразием. По цвету в клеймах применена сдвинутая симметрия: три клейма — второе, седьмое и пятнадцатое — написаны с преобладанием, в целом, розового цвета. Другие три клейма — третье, шестое и десятое — имеют преобладающий зеленый тон. Эти цветовые пятна даны в определенном гармоническом чередовании, предающем произведению разнообразие и вместе с тем необходимую устойчивость. В одеждах святых преобладают яркие, насыщенные цвета, в других случаях — чистые, ясные полутоны, они несут определенную символическую нагрузку, как свидетельства о принадлежности святых к Царству не от мира сего и о победе этого вечного Царства. Силы зла олицетворяются изображениями солдат, исполняющих обязанности палачей. Реальный защитный цвет их формы передается как болотно-землистый цвет, который позволяет создать негативную цветовую ассоциацию с темными, демоническими силами. Фигуры солдат преднамеренно мало проработаны графически, этим подчеркивается, что они — слепые орудия бесов, воюющих против Церкви. В ряде клейм сюжеты даны на фоне пространства, развернутого вверх, что позволяет соединить в иконе средник и клейма в одном пространственном уровне по глубине и этим сохранить их художественное единство. В других клеймах действие происходит на переднем плане как и в среднике , к которому предметы заднего плана приближены настолько, что образуют с ним как бы единое целое. Два этих типа построения пространства и их сочетания объемлют все возможное и необходимое количество вариантов пространственных построений для изображения любых ситуаций, мыслимых в канонической церковной живописи. Заполненность пространства фигурами в среднике и в клеймах разная и даже контрастная. В клеймах фигурам, в основном просторно, в то время как в среднике и в деисисе они необходимо размещены очень плотно. Это принцип взаимной дополнительности, своего рода «единства противоположностей», необходимый в художественном произведении, как один из признаков гармонии. В среднике и деисусном чине преобладает состояние покоя, в то время как в клеймах преобладает состояние движения. Найти меру соответствия между «количеством» покоя и движением всегда является одной из основных задач художника и в данном случае она успешно решена, поскольку движение всюду имеет достаточно умеренный характер, не нарушающий торжественного покоя основной части иконы. Все клейма имеют развернутые наименования на церковно-славянском языке, выполненные полууставом, даты в описаниях клейм даны по старому стилю. По существу, они являются совершенно новыми произведениями иконографии, написанными в строго последовательной системе художественного языка церковного искусства. Первое клеймо Соловки. Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся в русской истории знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в ХV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. После революции новая власть нашла очень удобным использовать расположение и климат Соловецких островов для изоляции неугодных. В стенах древнего монастыря был создан «Соловецкий лагерь особого назначения», где томились многие тысячи заключенных, в том числе сотни епископов, тысячи других духовных лиц и православных мирян. Соловецкий монастырь часто изображался на иконах, начиная с древних времен, в связи с почитанием преподобных Зосимы и Савватия, и всего сонма Соловецких преподобных. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости — многочисленным чином святых мучеников. Для разработки композиции Соловецких островов использованы клейма иконы «Святые Зосима и Савватий Соловецкие» с клеймами из Государственного Исторического музея. На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные. На древних иконах изображался обычно только один Большой Соловецкий остров, где в основном сосредотачивалась монастырская жизнь и где подвизались знаменитые основатели обители, причем обычно остров изображался приблизительно квадратным. Необходимость изобразить остров Анзер изменило на иконе традиционную конфигурацию Большого Соловецкого острова. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря изображена сцена расстрела. Расстрелы и убийства были обычным явлением на Соловках. Самым страшным местом на острове была Секирка. Это название существует с ХV века. Со времен Соловецкого лагеря с Секирки почти никто не возвращался живым. Свято — Вознесенский храм с маяком, стоящий на вершине Секирной горы, стал местом заключения для «штрафных», обычно умиравших от невыносимых условий. Вниз от вершины Секирной горы по почти вертикальному склону идет лестница, сооруженная иноками монастыря и имеющая символическое число ступеней — 365. Эта достопримечательность монастыря была использована в лагерное время как изощренное орудие казни. Осужденного привязывали к бревну и сбрасывали вниз по лестнице. На острове Анзер находилась лагерная больница, пользовавшая не менее мрачной известностью. Она была расположена в Голгофо — Распятском скиту, находящемся на вершине горы в самой середине острова. Голгофо — Распятском скит был построен в ХVIII веке по особому откровению и — можно сказать — изначально предназначен для мученических подвигов во имя Христово. Жившему на Анзере замечательному подвижнику преподобному Иову в схиме — Иисус являлась Матерь Божия и повелела создать храм на вершине горы во имя страданий Ее Сына. Сооружение каменного храма на значительной высоте было очень трудным делом, но старец Иисус выполнил благословение Пресвятой Богородицы, а спустя 200 лет гора стала подлинной Голгофой для тысяч православных людей. Одним из наиболее выдающихся иерархов. На иконе он изображен почивающим в земле под храмом. Несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста — удивительное чудо нашего времени. Во второй половине ХХ века.
Многие прихожане пожелали участвовать в таком богоугодном деле, и в результате была собрана сумма, в несколько раз превышающая первоначальное пожертвование. Затем о. Алексей передал слово иконописцу. Борис Владимирович поделился впечатлением от очередного прочтения «Жития» Аввакума. Эта своеобразная энциклопедия жизни XVII в. Несмотря на то что достоверных изображений Аввакума не сохранилось, иконы священномученику пишутся, по крайней мере, с начала XVIII в. В процессе создания житийного образа свщмч.
В Свято-Никольский собор была доставлена икона священномученика протоиерея Михаила Громогласова
Кто изображен на иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской»? | Икона новых святых мучеников, по замыслу, должна была показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь, и их прославленное предстояние пред Господом во Царствии Небесном. |
Ветераны Сербии подарили храму ВС РФ икону «Ясеновацких новомучеников» | Аргументы и Факты | При написании икон новомучеников-мирян возникает проблема: в какой одежде их писать. |
Северяне смогут поклониться списку чудотворной иконы императора Николая II | Икона священномученика протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары с частицами мощей отныне будет постоянно пребывать в елабужском Покровском соборе. |
В Россию из Греции принесена икона новомучеников и исповедников Христовых | В самом верху иконы — Христос Благословляющий, а по низу — частицы мощей новомучеников. |
Иоанновская семья
Икона выполнена иконописцем Козыревой Светланой Ярославовной. Целый ряд икон её работы украшают храмы нашего благочиния. Икона новомучеников и исповедников Церкви Русской Иситринской земли помещена в резной киот, в который вставлена копия Туринской плащаницы. Сегодня важно помнить о подвиге новомучеников.
Семь лет назад насельницы обители узнали о мученическом подвиге узников лагеря Ясеновац, действовавшего с 1941 по 1944 годы в Хорватии для уничтожения православных сербов. С тех пор в Челябинском женском монастыре ежегодно совершается память этих угодников Божиих. На днях монах Иоанн Маркович , насельник сербского монастыря Хиландар со Святой Горы Афон, передал в дар обители икону и частицу мощей новомучеников Ясеновацких.
Обычно клейма в иконе читаются по часовой стрелке с верхнего левого угла. Но в тех редких случаях, когда в верхнем ряду вместо клейм написан деисусный чин, клейма следует читать слева направо «через средник» левое верхнее, правое верхнее, затем левое следующего ряда и т. В иконе новомучеников клейма даны не по хронологическому принципу, как это бывает обычно, а по географическому: в верхних клеймах север страны — Соловки и берег Ледовитого океана, в центральных — столицы, Урал, Сибирь, в нижних клеймах юг — Киев, Саров, Астрахань, Казахстан. Всего в иконе новомучеников 15 клейм. Разорение одной из величайших русских святынь — Троице-Сергиевой лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского Кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в 1919 году стало первым шагом антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей в храмах и монастырях России. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. Была сфабрикована грубая фальшивка, согласно которой престарелый наместник Лавры архимандрит Кронид составил заговор с целью объявить Лавру «русским Ватиканом». В клейме изображен главный вход в Троице-Сергиеву лавру, загороженный солдатом, рука которого угрожающе поднята в сторону уходящей группы монахов. В другую сторону четверо солдат уносят гроб с мощами преподобного. Прием изображения монахов и солдат в виде двух групп, расходящихся от центра, а также расходящиеся верхний и нижний контуры стен усиливают эффект движения в разные стороны. На колокольне отсутствуют колокола, что означает разорение и закрытие обители. Образ безымянной святой жены с детьми В этом клейме два сюжета, их композиция тесно связана. Слева в белом платке изображена мать с прижавшимися к ней детьми — это собирательный образ безымянной святой жены, ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника следующая композиция. Безвестные монахини, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах во времена гонений. Остававшиеся на свободе оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения. Справа изображен небольшой однокупольный храм с белыми стенами — таких храмов было бесчисленное множество по всей России. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом — безымянный святой священник в светлых ризах. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир, другие арестовывают священника, руки которого связаны.
На нем присутствовали прихожане, представители компании «ФосАгро», известный телеведущий и Андрей Николаевич Малахов, а также другие почетные гости. Богослужение возглавил нынешний настоятель храма иерей Иоанн и первый настоятель - протоиерей Василий. К празднованию юбилея в храм прибыла новая мозаичная икона Новомучеников и Исповедников Церкви Русской!
Икона « Новомученики и Исповедники Российские»
В среднике иконы святитель Петр представлен в центре у престола наравне со святителем Тихоном. Как законный Местоблюститель, он возглавлял Церковь после кончины Патриарха Тихона; он равен ему и величием своего подвига, — твердого стояния в вере, на страже законных прав Церкви вплоть до мученической кончины. Митрополит Петр подвергся чрезвычайно жестокому преследованию со стороны властей, проведя много лет в одиночном заключении в разных тюрьмах. Несколько лет он провел в заключении за полярным кругом, в никому неизвестном зимовье Хэ в устье реки Обь. Опасаясь влияния святителя Петра на верующий народ, но еще не решаясь убить его, власти запрятали святителя в самую нелюдимую глушь.
В верхней части он изображен по сохранившейся фотографии, — сидящим в заключении в зимовье Хэ, рядом Ледовитый океан. Ниже представлено убиение святого: условно изображенная тюрьма, распростертое тело старца, выразительный силуэт фигуры палача. Центром композиции является образ святителя Петра в верхней части композиции, торжественно восседающего на фоне темницы. В его облике есть царственность прославленного состояния.
Расположенный над сценой убийства, этот образ является одним из наиболее сильных отображений торжества вечной жизни среди других композиций. Временное — заключение в зимовье Хэ — перекрывается вечным: торжеством над смертью. В 1922 году святитель Вениамин и большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом Сергием Шеиным , Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были преданы смерти.
Желая более почтить святых, в данном случае иконописцы несколько отошли в композиции от древних традиций, дабы сохранить определенный уровень фактической действительности. В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый — стоящим. Это соответствовало обычаям древности и средневековья. На высокой кафедре стоит судья со свитком.
Согласно канонической традиции, текст свитка или книги соответствует моменту речи и как бы озвучивает речь говорящего: написание слова равно звуку. На свитке в руке судьи читаются только имена обвиняемых. Этим приемом показывается, что неправедный судья невольно свидетельствует о исповедническом подвиге святых, готовых принять смерть за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет.
К нему с жестами, выражающими веру и смирение, обращаются другие осужденные. За их спинами высятся силуэты стражников. Вся сцена окружена круглящейся стеной — это обычный прием ограничения внутреннего пространства, известный по крайней мере с XIV века. Свещенномученика Андроника зарывают живым в землю, священномученика Гермогена топят в реке Тобол с камнем на шее.
Изображены страдальческие кончины двух замечательных деятелей Церкви. Святитель Андроник — деятельный миссионер, трудившийся в Японии вместе со знаменитым апостолом Японии — святым Николаем Японским, посвященный во епископа Киотосского, трудившийся затем на ряде кафедр, глубокий мыслитель и аскет; святитель Гермоген — блестяще образованный церковный деятель, также известный своей подвижнической жизнью. Оба святителя пользовались глубоким почитанием верующих. Зверские расправы с обоими были произведены почти одновременно, с разницей в несколько дней: епископ Гермоген погиб 16 июня, а архиепископ Андроник 20 июня 1918 года.
Поэтому они закономерно объединены в одном изображении. Каноническая традиция знает прием объединения двух действий в одном пространстве. Подобные же свирепые способы уничтожения праведников применялись во множестве случаев по всей России, — например, в землю живым был зарыт священномученик Константин Голубев изображенный на иконе в среднике внизу справа. Поэтому изображения мучений святых имеют и здесь, и в других клеймах обобщающее значение, свидетельствуя об особенной жестокости и ненависти гонителей против всей Церкви.
Образы святых становятся знаками страдания, таинственно просветленного благодатью Духа Святого, укрепляющего подвижников в их противостоянии врагу. Их добровольное принесение себя в жертву ради веры Христовой и ради вечной жизни освящает землю и воду, что наиболее зримо показано в данном клейме. С нимбами вокруг просветленных ликов, с молитвенными жестами, в ярко-праздничных, небесных одеяниях они погружаются внутрь стихии, будучи сами как бы бесплотными, уже обретшими ангельское состояние. Имя преподобного Сергия, как великого заступника за русский народ, особенно тесно связано с периодами наибольших испытаний и страданий русского народа: татарским игом, Смутным временем и, наконец, с революцией.
Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, являвшееся одним из главных звеньев широкой антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. Все эти события обобщены в композиции. Изображен — условно — главный вход в монастырь, загороженный солдатом, рука которого угрожающе поднята в сторону уходящей группы монахов.
В другую сторону четверо солдат уносят гроб с мощами преподобного Сергия. Простой прием изображения монахов и солдат в виде двух групп, расходящихся от центра, делает композицию легко читаемой по смыслу. Так же расходящиеся верхний и нижний контуры стен усиливают эффект движения в разные стороны. Центральная ось, несущая основную смысловую нагрузку, усилена колокольней, изображенной за стеной, почти над входом, но на ней отсутствуют колокола, что означает разорение монастыря.
По сторонам колокольни изображены Успенский и Троицкий соборы. Святых великую княгиню Елисавету и ее келейницу Варвару вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, князем Владимиром Палеем, еще тремя князьями и преданными слугами сбрасывают в шахту. Великая княгиня Елисавета, по происхождению принцесса Гессен-Дармштадтская, являлась родной сестрой императрицы Александры Феодоровны и вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра Второго. Родившись в протестантизме, она познакомилась с православием после переезда в Россию.
Елисавета Феодоровна от рождения обладала глубокой религиозностью, и в Православии она нашла то, что отвечало самым главным запросам ее души. Великий князь Сергей Александрович в 1905 году погиб от бомбы, брошенной революционером- террористом. После кончины супруга Великая княгиня полностью предалась духовной жизни и делам милосердия. Ею была создана знаменитая Марфо-Мариинская обитель в Москве.
Духовный путь завершился мученическим венцом. На иконе святые жены изображены в светлых, почти белых одеждах, которые в соединении с духом полного смирения и покорности воле Божией, выраженном в недвижной сдержанности их падающих фигур, являют в них Невест Христовых. Здесь цвет символизирует невинность жертв, с одной стороны, и свирепость убийц — с другой. Он — избранник Божий, Промыслом Божиим возведенный на Патриарший Престол после двухсотлетнего перерыва в необычайно трудный исторический период, когда на церковный корабль обрушились жесточайшие волны гонений, массовых кровавых расправ, грандиозных провокаций.
Он во всем равен своим великим предшественникам, первоиерархам — исповедникам митрополиту Филиппу, Патриархам Иову и Ермогену, образы коих помещены в иконе вверху, в деисусном чине. Выбранный для иконного изображения момент его жизненного подвига позволяет с наибольшей полнотой отразить две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенного ему православного народа. На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить. Духовенство и народ молитвенно обращаются к Патриарху.
В их лице Патриарх благословляет весь православный русский народ. В клейме отражена конкретная действительность: верующие люди собирались под стеной, ожидая выхода Святейшего.
Затем все пришедшие на торжественную встречу святыни смогли приложиться к ней. При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
По благословению главы Кубанской митрополии в новый образ вставлена частица мощей священномученика Александра Флегинского , которые были торжественно обретены 19 сентября 2017 года и ныне покоятся в Екатерининском кафедральном соборе краевой столицы. На иконе изображены все прославленные Кубанские новомученики: священномученики Александр Флегинский память 6 апреля , Михаил Лисицын память 11 марта , Иоанн Пригоровский память 4 мая , Михаил Лекторский память 27 октября , Григорий Троицкий , Григорий Конокотин , Андрей Ковалев и Иоанн Яковлев память 28 сентября. Икона будет постоянно находиться в храме и доступна для всех верующих ежедневно.
Для участия в данной программе наш храм направляет мироточивую икону Царственных страстотерпцев. Программа "Под звездой Богородицы" организована и проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия региональной общественной организацией «Русское Афонское общество» и некоммерческой организацией «Фонд «Андреевский флаг».
Особенно отраден тот факт, что Крестный ход, в котором будет участвовать икона Царственных страстотерпцев нашего храма, будет проходить через город, в котором совершился подвиг Царской Семьи - г. В святом месте России, где взошла на Голгофу Царская Семья, которая может служить образцом добродетели и чадолюбия для всех семей России, вместе с духовенством и верующими Екатеринбургской епархии крестоходцев встретит и примет участие в молебнах группа паломников из московского храма свт. Николая Чудотворца в Бирюлёве. А некоторые из московских паломников, возможно, пройдут с молитвенно-покаянным шествием и какой-то участок пути по епархии. Фоторепортаж данного события передачу иконы, Крестный ход из храма в Бирюлево в офис фонда "Андреевский флаг" можно увидеть здесь. В связи с вышеозначенным паломническая служба, организованная при нашем храме приглашает всех желающих принять участие во встрече святынь, участвующих в Крестном ходе "Якутск-Москва", для чего отправиться в паломническую поездку в Екатеринбург. Екатеринбург; В программе - посещение монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме , молебен иконой Царственных страстотерпцев нашего храма; 4-го марта встреча Крестного хода "Якутск-Москва" на границе Екатеринбургской епархии. Торжественная передача иконы Царственных страстотерпцев крестоходцам; 7-го марта - отъезд в Москву. Все возможные изменения в расписании будут публиковаться на сайте. Желающим принять участие обращаться к священнику Константину Кобелеву e-mail: kobelev st-nikolas.
Число участников неограничено. Ответственная за составление списка паломников - Наталия Барабанова. Подробнее Материал 2003 года. В этом году в нашем храме впервые со дня прославления Царской Семьи совершалось праздничное вечернее богослужение, посвященное этому празднику. В 2001 году Служба Царственным страстотерпцам еще не была издана, а в прошлом году ее получили буквально перед самым праздником и Службу совершали утром 17 июля перед Литургией.
Икона Собора новомучеников
Феодора Тирона по инициативе благотворителей для Уаровского храма была написана икона Собора священномучеников. Создавая иконы новомучеников, художники опираются на все те же византийскую и русскую традиции. Подробное объяснение иконографии образа "Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных", читает протоиерей Влади. Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский; Николай Богословский, протоиерей; Сергий Увицкий, протоиерей. Из гродненского собора исчезли 2 иконы новомучеников, пострадавших от большевиков – «Хрысціянская візія». Икона сонма Казахстанских святых выполнена группой мастеров иконописной мастерской «Anesty Icon» под руководством Евгении Тениной.
Икона Собора новомучеников
Икона новомучеников Николаевских с частицей мощей священномученика Сергия | Китайским новомученикам еще до 1917 года была составлена особая служба и написана икона. |
В Апатитский храм прибыла новая мозаичная икона | Однако у многих из новомучеников и исповедников Церкви Русской, прославленных более 15 лет назад, до сих пор еще не написаны иконы. |
Екатерина Шеко: Иконы новомучеников надо «рождать» | Правмир | Образ святых новомучеников еще вчера разместили над входом в храм, а сегодня, во время молебна, его освятил настоятель храма иерей Иоанн. |
Новомученики и Исповедники молятся за нас | Многолетний хранитель иконы Олег Иванович Бельченко волнительно передал чудотворный образ Святого Царя–мученика и Страстотерпца Николая в руки настоятеля. |
Иконы китайских новомучеников освятили в Благовещенске | Икона новомученика протоиерея Иоанна Светлова (1874-1937) передана 12 декабря в сестрорецкий храм Тихвинской иконы Божией Матери. |
Иконография новомучеников
Утром в храм была торжественно доставлена икона священномученика протоиерея Михаила Громогласова, одного из самых известных настоятелей Верхнеуральского собора. Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под. Создавая иконы новомучеников, художники опираются на все те же византийскую и русскую традиции. Многолетний хранитель иконы Олег Иванович Бельченко волнительно передал чудотворный образ Святого Царя–мученика и Страстотерпца Николая в руки настоятеля. Жители Мурманской области смогут поклониться списку чудотворной иконы императора Николая II, который сегодня прибыл в Заполярье.
В Свято-Никольский собор была доставлена икона священномученика протоиерея Михаила Громогласова
Вокруг неё, по словам очевидцев, скопилось много пожертвований от юристов со всей России, которым после обращения к этим покровителям удавалось выиграть сложные судебные споры. Икону для Александро-Невского собора по заказу написали алтайские мастера, чтобы к этим святым мог обратиться каждый правозащитник. Нашли ошибку?
Восстание ихэтуаней, или «боксерское восстание» случилось в Китае в 1900 году. Жестокое выступление религиозных активистов, противников христианства, привело к огромной трагедии для Китая. Летом 1900 года китайская императрица Цыси приказала армии оказать поддержку восставшим ихэтуаням. Повстанцы замучили больше 1000 православных китайцев. В их числе иерей Митрофан, первый китаец-священник.
Нравственная высота святителя была такова, что даже с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые «вохровцы», привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамением. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Пётр медленно шествовал мимо смущенного начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку. После того как властям стало известно, что он отпел умершую на Соловках «белую» уборщицу Императрицы Александры Феодоровны Валентину Карловну по другим сведениям, это случилось после того, как он крестил в Святом озере заключенную эстонку , святитель с зимы 1928 года был отослан на остров Анзер «в уединенное и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал акафист преподобному Герману Соловецкому.
В конце 1928 года святитель Пётр заболел тифом и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер. Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но владыка был очень слаб и не принимал пищи. Его духовному сыну в день кончины святителя пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». Первоначально владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а владыка лежит… в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный».
После облачения в архиерейские одежды духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был владыка в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря церкви в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели владыку, всех благословившего. Канонизирован как местночтимый святой Воронежской епархии в 1999 году. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Отец Александр начал служить в храме пророка Божия Илии 10 декабря 1901 года, сменив на этом приходе своего тестя, священника Михаила Никольского, отошедшего ко Господу 3 декабря того же года. Здесь свое пастырское служение он нес до дня закрытия храма воинствующими безбожниками в 1927 году.
До революции священник Александр Вершинский был в Торжке законоучителем в училище Министерства просвещения с 1902 по 1917 год. В том же году он был назначен благочинным Борисоглебского монастыря в Торжке», — читаем в жизнеописании священномученика, изложенном игуменом Дамаскиным Орловским. После закрытия Ильинской церкви архиепископ Тверской Фаддей Успенский назначил отца Александра настоятелем Спасо-Преображенского собора в Торжке и благословил общину Ильинского храма последовать за своим пастырем. Собор был закрыт в 1931 году, а отец Александр переведен в Николо-Пустынскую церковь. В марте 1937 года этот храм при активной поддержке властей был захвачен обновленцами. Почти сразу отец Александр покинул Торжок, он начал свое служение на новом месте — в Смоленском храме поселка Ивантеевка Пушкинского района Московской области. Арест последовал 21 ноября того же года.
Священник Александр Вершинский, председатель церковного совета Павел Кузовков и член церковного совета Николай Копнинский были заключены в Таганскую тюрьму в Москве. Следствие и исполнение приговора поражают своей стремительностью: 21 ноября — арест, 25 ноября для дачи показаний вызван дьякон Якиманский; уже 1 декабря тройка НКВД вынесла приговор — расстрел — Александру Вершинскому и Павлу Кузовкову; через неделю, 8 декабря, приговор приведен в исполнение. Николай Копнинский через несколько месяцев скончался в лагере в Кемеровской области. Протоиерей Александр Вершинский был последним настоятелем Спасо-Преображенского собора в Торжке перед его закрытием богоборцами.
Чтобы не утратить важные моменты жизни протопопа, пришлось пойти на композиционную сложность и вместить в каждое клеймо по два-три события, чтобы наиболее полно иллюстрировать Житие. В центре иконы священномученик изображен сидящим — за образец был взят образ сидящего на престоле Спиридона Тримифийского.
Окружают св. Аввакума верные духовные чада и ближайшие друзья, сподвижники и мученики: инокиня Феодора боярыня Морозова , княгиня Евдокия Урусова, инок Епифаний, диакон Феодор и другие. Также Борис Владимирович подробно рассказал о содержании каждого изображенного на иконе сюжета в отдельности: рождение священномученика, поставление в иереи, события из жизни в Лопатицах, в Москве, в ссылке… Икона, находящаяся в храме свт. Николы, не единственная житийная икона священномученика Аввакума в Боровском музее хранится образ священномученика работы иконописца Милованова , но она пока единственная житийная, доступная для поклонения в старообрядческом храме. Фото: Анна Позднякова.
Икона Собора новомучеников
В конце праздничной литургии в честь престольного праздника 27 марта в Феодоровском соборе освятили икону парижских новомучеников. Архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан освятил иконы китайских новомучеников: святого Митрофана Пекинского и святых Ии и Иоанна. Митрополитом Константином освящена новонаписанная икона Собора новомучеников и исповедников Карельских. Образ новомученика специально написали для храма в Краснодаре на пожертвования прихожан.
Благотворительный фонд
- Икона "Собор новомучеников и исповедников Российских" - 4 Февраля 2022 - Русская Стратегия
- Встреча и торжественный молебен перед иконой Божией Матери «Августовская победа»
- Екатерина Шеко: Иконы новомучеников надо «рождать» | Правмир
- Написать комментарий