Первая экранизация романа «Двенадцать стульев» (выборочные главы) вышла на экраны в 1966 году.
«12 стульев», «Чичерин», «Скрябин» и Гайдай: интересные факты о фильме и романе
Значительную часть фильма, а именно приключения героев в Старгороде, снимали в Рыбинске. В кадрах фильма зрители узнают улицу Стоялую, пожарную каланчу, железнодорожный вокзал, Волжскую набережную и знаковые места города. В связи с юбилеем культового фильма Рыбинский музей-заповедник представит тематическую экспозицию: фотографии обозначенных в фильме городских достопримечательностей 1920-х годов; иллюстрации к роману «12 стульев» 1966 года, созданные творческим содружеством Кукрыниксы; фрагмент интерьера нэпмановской гостиной, из реквизированного гарнитура усадьбы Сосновец Пошехонского уезда дворян Лихачевых.
Крылатые фразы давно ушли в народ. О главных героях у каждого — свое представление. В общем, недовольные будут обязательно.
В марте 1969 года сценарно-редакционная коллегия ЭТО одобрила заявку Владлена Бахнова на написание сценария по «12 стульям».
Бахнов сразу приступил к работе, а Гайдай с операторами выехал на поиски натуры. Действие романа разворачивается в разных местах Советского Союза, а режиссёр намеревался по возможности следовать литературному маршруту Бендера и Воробьянинова. Но перед этим создателям будущего фильма предстояло традиционное прохождение через горнило предварительных худсоветов. Вскоре в ЭТО обсудили литературный сценарий, написанный Бахновым с Гайдаем, и в целом одобрили его, но тут взбрыкнуло Главное управление кинематографии: «Прежде всего, сценарий оставляет ощущение монотонного чередования эпизодов, похожих, по сути своей, один на другой. Это, несомненно, противопоказано для комедии. Очевидно, необходимо, чтобы при разработке режиссёрского сценария было произведено некоторое сокращение эпизодов.
Далее в сценарии произошло смещение акцентов — от остросатирических у Ильфа и Петрова к юмористическим — у В. Но очевидно, что в сценарии и фильме должна прозвучать злость и насмешка над представителями старого мира. Экранизация должна явиться в то же время, как и предлагают авторы сценария, озорной, жизнерадостной и эксцентрической комедией». Нечто подобное звучало в обсуждении и на худсовете ЭТО, на что Гайдай парировал: «Я считаю, всё дело в том, как сделать. Не всякую эксцентрику можно записать литературно». Двенадцатого ноября 1969 года режиссёрский сценарий был готов.
Его одобрили в Главном управлении кинематографии только 16 декабря, и подготовительный период картины не в первый раз для Гайдая стартовал в самом конце года. Теперь начался активный подбор актёров — один из самых интересных этапов в производстве любой кинокартины. И бесконечно важный: один-единственный неудачно подобранный исполнитель особенно для главных ролей способен испортить впечатление даже от самой удачной постановки. Но Гайдай никогда не позволял себе утвердить кого-то «от безвыходности». Пробы длились год. За это время Гайдай успел перепробовать добрый десяток видных советских актёров и никого не мог утвердить.
Отвергнуты были и Плятт, и Папанов, и Сергей Филиппов… И вдруг Лёне звонит близкий друг — Юрий Никулин: «Слышал, ты будешь снимать «12 стульев», попробуй меня на роль Кисы, я о ней всю жизнь мечтал! Но Юра на эту роль решительно не подходил. А как сказать другу? В конце концов, Гайдай набрался духу: «Юра, я тебя на эту роль не беру. Но предлагаю очень хороший эпизод — дворника». Удивительно, но Юрий Владимирович не только не обиделся, а с радостью согласился на дворника Тихона.
Всего одна минута в кадре — и родился маленький шедевр, запомнившийся зрителям. Который, кстати, был весьма щедро оплачен. За один съёмочный день Никулин получил 500 рублей! Андрей Миронов на роль Бендера режиссёра не устраивал. К тому же Гайдай боялся повтора, а ведь в его «Бриллиантовой руке» Миронов, по сути, уже сыграл своего Бендера. Гайдай же искал своего собственного Бендера.
И прежде всего — не похожего на блистательного Бендера-Юрского из «Золотого телёнка». Говорят, что тогда в фотопробах на роль Остапа Бендера участвовала вся элита советского кино. Гайдай в поисках своего Остапа просматривал всех актёров, кто по возрасту, внешним данным и таланту подходил на роль. Сбившиеся с ног ассистенты, предложили режиссёру на пробы более сотни актёров, но на окончательные фотопробы были приглашены 23 актёра. С Кисой Воробьяниновым режиссёр остановился на Сергее Филиппове. Время уже сильно поджимало, а исполнителя на главную роль всё не было.
В этот момент сильно ухудшилось состояние здоровья Филиппова. Гайдай решил заменить его на Ростислава Плятта. А роль Бендера отдать актёру, который выглядел бы с ним в паре наиболее выигрышно - Владимиру Высоцкому. Лишь по фотопробам сейчас можно себе представить, как мог бы выглядеть этот актёрский тандем в фильме. Но Высоцкий к началу съёмок просто не явился на съёмочную площадку. Актёра искали по всей Москве, но… Пагубное пристрастие к алкоголю сделало своё «чёрное дело».
Высоцкий запил, а Гайдай, которого и так поджимали все сроки, ждать уже не мог. Он снял Высоцкого с роли. Ему на смену, пересмотрев фотопробы, Леонид Иович решил остановиться на Александре Белявском. А по Воробьянинову Гайдай вдруг засомневался: правильно ли он отверг Сергея Филиппова, ведь он вроде тот самый типаж, что нужно… Вновь просмотрели пробы и повторно вызвали Сергея Филиппова. Оказалось, за это время у него в жизни произошла целая цепь буквально катастрофических событий. Во-первых, врачи обнаружили у него крайне тяжёлый недуг и сообщили, что жить ему осталось всего несколько месяцев.
Во-вторых, он потерял работу в театре. В такой ситуации что оставалось Филиппову? Только впасть в отчаяние. И именно в этот момент ему позвонил Гайдай: «Мы берём вас! Как потом оказалось, тем самым Гайдай спас человеку жизнь. Филиппов настолько с головой погрузился в работу, что и думать забыл о своей болезни.
Лишь когда съёмки закончились, пошёл на очередное обследование. И тут — о чудо! Вот вам волшебная сила искусства! Из всех советских кинокомиков Сергей Филиппов снимался, вероятно, больше и дольше всех. За невероятные пятьдесят два! Филиппов был просто рождён для эксцентрики, и неудивительно, что именно у Гайдая он сыграл свою единственную главную роль в кино.
Но и следующие десятилетия у Сергея Николаевича тоже будут связаны с Гайдаем, который приглашал его буквально в каждую свою постановку. Любители гайдаевских комедий сразу вспомнят его шведского посла «Иван Васильевич меняет профессию» , певца про чёрные подковы с чужим голосом в «Не может быть! Итак, пятьдесят лет тому, 10 марта 1970 года в шестом павильоне «Мосфильма» Гайдай приступил к съёмкам. Перед началом съёмок, по заведённой у киношников традиции, необходимо было разбить тарелку.
За написанный в течение пяти дней текст Ильф и Петров получили аванс в 600 долларов.
Как раз на эти деньги перед отъездом они выкупили машину, на которой колесили по Штатам, и увезли ее в Москву. А вот идея Майлстоуна по каким-то причинам осталась невоплощённой. В Германии роман "Двенадцать стульев", будучи впервые издан на немецком языке уже в 1930 году, затем переиздавался еще 12 раз. На снимке — постер к экранизации 1938 года. При этом немцы, по сути, полностью содрали сюжетную завязку у поляков.
Совпадает также и размер искомой суммы — тоже 100 тысяч, только марок. Главных героев зовут Феликс Рабе и Алоис Хофбауэр. Из новшеств — дюжина стульев превратилась в дюжину "чёртову", а сама история завершается хэппи-эндом: авантюристы обнаруживают, что остались ни с чем, но вскоре, благодаря открытому Рабе средству для роста волос, оба богатеют. Интересно, на какой Берлинской улице в ту пору изготавливали контрабандный "Титаник"? Премьера фильма состоялась 20 сентября в Вене и 18 октября в Берлине.
Имена авторов романа в титрах указаны не были. Что неудивительно, учитывая еврейство Ильфа. Ивонна, бразильская Бендер. Кадр из фильма. В бразильской киноверсии романа поиски сокровища ведутся не где-нибудь, а в Рио-де-Жанейро.
Правда, далеко не все персонажи там в белых штанах, но это — еще полбеды. Самое неожиданное — бразильские киношники сделали Бендера... Можно сказать, на полвека опередили нынешние тренды Голливуда. С этой самой Ивонной бразильский "Воробьянинов" знакомится по дороге в Рио, куда направляется, чтобы вступить в права наследства. Сюжетно фильм во многом дублирует германский киновариант развития событий.
19 фактов о фильме «12 стульев», который даже спустя 50 лет остается актуальным
Вся информация по фильму 12 стульев: дата выхода, описание, рейтинг, отзывы на 1938 год, германский фильм под изменённым названием "13 стульев", но снят по роману. 27 марта на базе «Точки кипения» прошёл просмотр фильма «12 стульев» известного режиссёра Леонида Гайдая.
12 стульев. Фильм 1
Самая первая советская экранизация "12 стульев" с Фрейндлих и Боярским - РЕТРОspectra | Кадр из фильма «12 стульев», режиссёр Марк Захаров, 1976 год. |
12 стульев. Фильм 1 | Художественный фильм "12 стульев" — экранизация одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова в двух частях, снятая режиссером Леонидом Гайдаем в 1971 году. |
Музей-заповедник приглашает на выставку в честь юбилея фильма «12 стульев» - Рыбинская Неделя | Михаил Филиппов, в роли Кисы Воробьянинова - Игорь Костолевский. |
Двенадцать стульев 1966г. (1/2) | Оригинал взят у slavikap в 12 стульев: любимое детище Гайдая Выстраданную комедию режиссер ценил больше всех остальных своих фильмов Премьерный показ 8 июня 1971 года подвел черту под выпавшими на долю съемочной группы испытаниями. |
Фильм 12 стульев актеры и роли / 1966
В конце июня 71-го на экраны вышли легендарные «12 стульев» Далеко не секрет, что немалая часть кинокартины снималась в Рыбинске и Тутаеве. О создании одной из главных наших комедий расскажем далее. Экранизировать главный роман дуэта Ильфа и Петрова — мечта жизни Леонида Гайдая. И в конце 60-ых шанс осуществить её появился — друг и коллега режиссёра Георгий Данелия подарил права на съёмки. Первый и главный этап в съёмках плутовской Одиссеи — подбор локаций. Соавтор оригинального текста Евгений Петров говорил: - Сюжет со стульями не должен быть основой романа, а может быть только причиной, поводом к тому, чтобы показать реальную жизнь того времени.
Режиссеры картины: Мартин Фрич и Михал Вашиньски.
Кинолента рассказывает о пражском парикмахере Фердинанде Зуплатко, получившем письмо, в котором сообщается, что умершая в Варшаве тетушка оставила ему наследство. Бросив все, Фердинанд уезжает в Польшу, но в пустом доме, который, к тому же, был заложен, находит только 12 потрепанных стульев.
Он талантливый был актёр,но ,как говорится, "по типажу" на эту роль не подходит... Сравнивать с "Золотым телёнком" глупо, там другой Остап -- повзрослевший, переживший покушение... Остап по описанию в темно-зеленом костюме. И Горбачёв -- отличный Остап: ироничный, в меру с налётом уголовного шика, но не лишенный тонкости.
В отличии от Остапа , этот образ нравится большинству из тех, кто смотрел телеспектакль. Есть подозрение, что его последователи Сергей Филиппов и Анатолий Папанов вдохновлялись именно игрой Боярского при работе над своими фильмами. Бендером там был уже Сергей Юрский.
В 1966 году ей было 32 года, четырьмя годами ранее она перешла в Театр имени Ленинского комсомола Ленком , где встретила своего второго мужа Игоря Владимирова , с которым у нее сложились не только личные, но очень долгие и плодотворные творческие отношения. Возможно, это одна из причин непопулярности этой экранизации в нашей стране. Что интересно, пятью годами позже она появится с этим же персонажем и в фильме Леонида Гайдая.
12 стульев
Двенадцать стульев 1966г. (1/2). Информация о фильме: (как скачать). Полвека фильму "12 стульев". 10 экранизаций книги "12 стульев", о которых мы не знаем. Николай Боярский в телеспектакле "12 стульев" (1966) и в фильме "Золотой теленок" (1968). Бывший советник второго президента Украины Леонида Кучмы, экономист Олег Соскин в эфире своего YouTube-канала описал ситуацию в республике цитатой из советского фильма «Двенадцать стульев». Николай Боярский в телеспектакле "12 стульев" (1966) и в фильме "Золотой теленок" (1968).
Фильм «12 стульев» отметил 51-летие
В перечне актрис и актеров, снявшихся в кинофильме 12 стульев 1966 года, также представлена информация о ролях и героях, которых они сыграли. Умирающая теща признается Воробьянинову, что во время революции спрятала свои драгоценности в обивку одного из двенадцати стульев. Жанр фильма: Фильмы, комедия,, Актеры фильма 12 стульев. Сложности возникают, когда выясняется, что все двенадцать стульев разбросаны по Литве. 12 стульев: Directed by Aleksandr Belinsky. With Igor Gorbachyov, Nikolay Boyarskiy, Rem Lebedev, Glikeriya Bogdanova-Chesnokova. 12 стульев кадры из фильма. Информация о фильме Актеры и роли Отзывы Кадры из фильма.
Остап из Грузии, стулья из Египта. Как Гайдай с «12 стульями» справился
12 стульев 1966, СССР, телеспектакль | Бывший советник второго президента Украины Леонида Кучмы, экономист Олег Соскин в эфире своего YouTube-канала описал ситуацию в республике цитатой из советского фильма «Двенадцать стульев». |
Фильм «12 стульев» отметил 51-летие - новости Рыбинска | Премьера комедии «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая состоялась 7 июня 1971 года. |