Спасательная экспедиция потребовалась после того, как 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Опыт "Челюскина" придал мощный импульс освоению Арктики, в результате чего с 1935 года началась практическая эксплуатация Северного морского пути. В августе 1933 года «Челюскин» покинул Мурманск, чтобы взять курс на Владивосток. То, что удалось в 1932 году ледокольному пароходу «Сибиряков» пройти в одну навигацию от Белого моря до Берингова, не удалось в 1933 году просто пароходу «Челюскин».
О челюскинской эпопее накануне юбилея подвига!
Мытарства «Челюскина» продолжались до 13 февраля 1934 года, когда наступила развязка. 10 августа 1933 года "Челюскин" вышел из Мурманска. 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».
Челюскинская эпопея
13 февраля 1934 года в Чукотском море, раздавленный льдами, затонул пароход «Челюскин». началась героическая челюскинская эпопея! Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». Безуспешно стремился пробиться к «Челюскину» ледокол «Литке», вышедший на помощь, несмотря на множество полученных им самим повреждений. 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин достиг северной оконечности полуострова Таймыр и открыл мыс, сто лет спустя получивший его имя.
История знаменитой спасательной операции, о которой широкой публике известно далеко не все
- Тайна экспедиции «Челюскина»
- Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
- Челюскинская эпопея
- Навигация по записям
- Челюскинская эпопея
«В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи». Велигжанин Николай Витальевич
- Освоение Арктики
- Содержание
- Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
- Сомнения капитана Воронина
- Большая авантюра
- Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин» —
Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин»
В первую очередь был снят паровой катер «Варяга» совершенно целый , который в дальнейшем использовался для нужд судоподъёмной экспедиции. Затонувшие корабли были обследованы водолазами, обнаружившими в помещениях «Варяга» штурманские карты, различные документы и наставления, схемы корабля и техническую документацию, что в дальнейшем значительно облегчило работы по подъёму. Трофеями японцев стали также 24 корабельных и шлюпочных андреевских флага. С марта по октябрь 1904 года с «Варяга» была снята большая часть артиллерии, в том числе 10 орудий калибра 152 мм, признанных пригодными для использования. Подъём крейсера проходил в несколько этапов и был завершён 8 августа 1905 года. После обследования состояния механизмов, демонтажа оставшегося вооружения и выгрузки боеприпасов, монтажа временных дымовых труб и мачт изначально установленные были демонтированы в ходе судоподъёмных работ 5 ноября 1905 года корабль своим ходом вышел из Чемульпо в Сасебо. В дальнейшем после ремонта и частичного перевооружения был введён в состав японского флота под именем «Соя» и активно использовался как учебный корабль. Еще раз повторю — если это не измена, то что тогда измена? С корабля только были подняты по одному орудию калибров 203 мм, 152 мм, 107 мм и 37 мм причем их стволы и частично механизмы тоже были непригодны, но японцы рассчитывали их восстановить. В начале войны настроения были шапкозакидательские — вот щаз ка-ак всыплем этим мартышкам!!! Возможно Руднев поэтому и отдал приказ топить корабль на мелководье, рассчитывая на подъём после скорой победы.
Proper для ironback 2 месяцев назад Ага-ага, если бы. Скорость хода Варяга была 17 узлов в номинале, при форсировании котлов — еще выше считается, что 22 узла. Крейсерские силы под командованием Сотокичи Уриу включали в себя один перворанговый крейсер, два крейсера 2-го ранга и три — 3-го. Итак, основной ударной силой японцев, конечно же, являлся крейсер 1-го ранга броненосный «Асама». Однако крейсера 2-го класса бронепалубные «Нанива» и «Такачихо» были весьма древние сданы 1886 г. То есть ядро эскадры Уриу, можно сказать, не имело преимущества в скорости хода перед Варягом. Так вот — Варяг мог пойти на прорыв и убежать от эскадры Уриу, при этом нанести им существенные повреждения. Это довольно очевидно из рисунка боя. Разумеется, Руднев рассказывал сказки, что якобы уже через несколько лет службы «Варяг» не мог развить скорость свыше 14 узлов.
На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. Осматривавший «Стерегущего» перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд — в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки — картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного — только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию». Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить «Стерегущего». То, что команда открыла кингстоны и затопила миноносец — это фантазия, придуманная пропагандистами. На миноносце этого типа нет кингстонов как таковых, нечего открывать.
Но судьба благоволила умному юноше. Хорошо проявивший себя на Балтике, особенно в таком непростом деле, как описание и составление карт Финского залива, подштурман Челюскин был отряжен обучать молодых учеников Навигацкой школы, прибывавших на практику. А вскоре выпал ему счастливый случай: среди офицеров, участвовавших в подготовке Великой Северной экспедиции, затеянной императрицей Анной Иоанновной как продолжение предприятия Петра I, оказался бывший однокашник по Навигацкой школе лейтенант флота Василий Прончищев. По его протекции в списке офицеров и моряков, которые требовались для этого непростого путешествия, оказался и Семен Челюскин, причем имя его стояло в первых рядах — как опытного и старательного офицера-картографа. А когда все было уже утверждено, лейтенант Прончищев добился, чтобы его товарища зачислили к нему в команду. Ей предстояла непростая задача: исследовать северные берега России от Лены до Енисея. В те времена на картах эти места изображали как прямую линию, признавая, что никаких сведений о них попросту нет… Несломленный Севером Дорога к мысу, обессмертившему его имя, у Семена Челюскина оказалась куда как непростой и куда как печальной. На этом пути его ожидали серьезные потери, и одной из них стал его друг и покровитель, лейтенант Василий Прончищев. В 1736 году корабль «Якутск» с 45 членами экипажа, они же участники Великой Северной экспедиции, возвращался к месту зимовки в устье реки Оленек, где годом ранее зимовал перед броском на север. Многие участники плавания страдали от неизбежной в то время северной болезни — цинги. Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством Семена Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти. Российская исследовательская полярная станция на мысе Челюскин. Столетием позже знаменитый русский исследователь XIX века академик Александр Миддендорф отметит, что Семен Челюскин, в отличие от многих других моряков, осваивавших северные моря, не пал духом и не прекратил своих усилий, а «ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки». Эти слова относятся к важнейшему достижению штурмана Челюскина — открытию самой северной точки Евразии. Чтобы добраться до нее, он после возвращения с погибшего «Якутска» потратил еще два года. Это время ушло на то, чтобы подготовить последний бросок на север, к еще неисследованным оконечностям Таймырского полуострова. В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 года. Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 года они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад. Корабли «Вега» и «Лена» экспедиции Адольфа Норденшёльда салютуют мысу Челюскин, 20 августа 1878 года. Гравюра художника Раймонда Ньюкомба.
К сожалению, имена семи отважных лётчиков: Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев, Водопьянов, Доронин - знает только старшее поколение, а наши бабушки и дедушки еще помнят, как они играли в «челюскинцев». Эта семерка легендарных полярных летчиков внесла неоценимый вклад в историю освоения Арктики, но все же их можно назвать неизвестными, особенно для молодого поколения. А ведь это история страны! История побед! Потомки «челюскинцев» никак не могли смириться с тем фактом, что про «эпопею» практически нигде невозможно найти информацию в современных СМИ — ни на каналах телевидения, ни на радио, ни в учебниках… А ведь благодаря личному подвигу каждого из участников эпопеи в стране появилось новое высокое звание «Герой Советского Союза» … и это за 7 лет до начала Великой Отечественной войны! Итак, что же произошло в Арктике в 1933-34 годах? Что такое — «челюскинская эпопея»? По задумке известного советского ученого — исследователя Арктики О. Шмидта не ледокольный пароход «Челюскин» должен был пройти за одну навигацию по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. Идея руководителя экспедиции О. Шмидта была рисковой оптимальный момент для старта был упущен , но сулила серьезные дивиденды в деле освоения Арктики и развития науки о Севере - он хотел показать этим плаванием возможность регулярного прохода торговых и грузовых судов по Северному морскому пути, поэтому на судне были не только профессиональные моряки, но и строители, ученые, художник, два кинооператора и другие работники. Всего на пароходе было 112 человек. Поход «Челюскина» проходил более-менее нормально, пока в Чукотском море «Челюскин» зажало льдами, и он вынужден был дрейфовать около пяти месяцев, пока его не вынесло к Берингову проливу. К этому времени на пароходе было уже 104 человека, поскольку 8 человек были отправлены на материк на упряжках с собаками.
Арктическая эпопея: Северный морской путь начинали штурмовать из Архангельска
Челюскинская эпопея | это... Что такое Челюскинская эпопея? | 2 августа 1933 года “Челюскин”, только что построенный по советскому заказу в Дании пароход, отправился в свой первый рейс из Мурманска во Владивосток. |
НЕ СДАДИМСЯ! /К 90-летию Челюскинской эпопеи | В итоге с ноября 1933 года по январь 1934 года затертый «Челюскин» блуждал по скованному льдом Чукотскому морю. |
Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить
Арктическая эпопея: Северный морской путь начинали штурмовать из Архангельска | В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов в Карском море и 13 февраля его раздавила ледяная гряда. |
Легендарный "Челюскин": триумф или трагедия | Ликующие толпы москвичей встречают участников ледовой эпопеи «Челюскина». |
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей? | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
День в истории: Как спасали челюскинцев
Раздача слонов Освоение Арктики Морской путь по Северному Ледовитому океану мог бы экономить деньги и время — он существенно короче, чем обычная трасса «Азия-Европа» с использованием Суэцкого канала. Но его доступность ограничена — дорога свободна ото льдов слишком малое время, и в 30-е годы большинство судов проходили Севморпуть по два года, ожидая таяния льдов. Идея «разморозить» льды северного океана не покидала умы русских людей. Некоторые предлагали засыпать Берингов пролив, рассчитывая, что это изменит направления теплых и холодных течений так, что часть льдов растает.
Другие изобретатели в 40-е и вовсе шли по пути наименьшего сопротивления, предлагая разбомбить северные льды атомными бомбами. Но всё это было признано малоперспективным, а вот идея «проскочить» Севморпуть за одну навигацию показалась начальству интересной. Тут ледоколы подключим, здесь оптимальное время выберем, да ещё и суда усилим для хождения в полярных водах… Мышеловка На «Челюскине» планировали отточить технологию проводки за одну навигацию.
Судно было свежее — 1933 года постройки. Советский заказ, выполненный на датских верфях и специально усиленный под условия Севморпути, — хоть и не полноценный ледокол. Он прошёл почти весь путь, но в середине октября намертво встрял в 260 километрах от берегов Чукотки.
Вначале казалось, что удастся «досидеть» во льдах до лета. В ноябре корабль вынесло в Берингов пролив, что означало освобождение из плена, но вскоре льдину подхватило новое течение, которое потянуло его обратно в Чукотское море. Февраль следующего, 1934 года, принес ещё больше проблем — «Челюскин» раздавило льдами.
К счастью, на корабле было много опытных полярников, и на лёд успели выгрузить множество припасов. В том числе разобранный самолёт Ш-2, а также стройматериалы для строительства бараков. Правда, при экстренной разгрузке погиб придавленный бревном в других источниках — бочкой завхоз.
На льдине оказалось 104 человека, в том числе женщины и дети. Дотянуть до лета они не могли — требовалось что-то срочно делать. Несостоявшаяся экспедиция Главная проблема была в том, что «Челюскин» застрял в самом неудобном месте, с точки зрения эвакуации, — у берегов Чукотки, куда и сегодня-то из Магадана на машине не попадёшь в силу отсутствия дорог.
Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н. Круглосуточная служба новостей.
Движение «Челюскина» замедлялось. Лётная разведка показала, что всего в пятнадцати милях впереди есть чистая вода, откуда нетрудно попасть в Берингов пролив, но выбраться из ледового плена пароход уже не мог. Он не столько расталкивал льды, сколько вместе с ними в дрейфе медленно продвигался обратно на запад. Безуспешно стремился пробиться к «Челюскину» ледокол «Литке», вышедший на помощь, несмотря на множество полученных им самим повреждений. Полярники вели отчаянную борьбу со стихией, но положение парохода продолжало ухудшаться, и 13 февраля 1934 г. Члены экспедиции и экипаж во главе с Шмидтом высадились на льдину. Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии были заранее вынесены на палубу и выброшены на лёд. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь. Советское правительство приняло все возможные меры для спасения людей. В Москве для оказания им помощи была создана правительственная комиссия во главе с В.
Смелость этого первопроходца служила хорошим примером для полярников ХХ века, намеревавшихся пройти через весь Северный океан, из Ленинграда к Дальнему Востоку. В 1933 году Отто Юльевич решил доказать, что вдоль северных границ СССР можно пройти на обычном пароходе с мощной силовой установкой, отказывался даже от ледокольного сопровождения. Полярника упрекали в авантюризме, безрассудстве, но академик верил в свою звезду. К тому времени в его послужном списке значились покорение Земли Франца Иосифа и путешествие на «Сибирякове» за тем плаванием следил весь мир. Шмидт не сомневался: в новом рейсе капитаном должен стать его старый, испытанный товарищ Владимир Воронин. Отказывать именитому ученому в то время было не принято, и моряк дал согласие, не раздумывая. Однако, осматривая «Челюскин», пожимал плечами: такой пароход не преодолеет льды, все может обернуться катастрофой, плавание возможно лишь в сопровождении ледоколов, да и то больших опасностей не миновать. Воронин попытался было все это объяснить академику, но того переубедить не мог никто. Шмидт оказался всецело во власти идеи: только пароходный рейс может стать прорывом в будущее, показать, что Севморпуть — не поле для экспериментов, а призванная поднять экономику государства, вдохнуть жизнь в его северные районы транспортная артерия. Авторитетный исследователь мог часами говорить о перспективах полярных территорий, о навигации в Ледовитом океане, о новых городах и промыслах. В итоге Владимир Воронин отправился в поход как обыкновенный пассажир, а команду судна возглавил Петерис Биезайс. Их провожал весь Ленинград. Отто Юльевич принял на борт продукты питания на два года и — стремясь продемонстрировать всем важность и нужность транспортной артерии за полярным кругом — большой груз 3,5 тыс. А чтобы экипаж мог питаться свежим мясом, на судно доставили 26 коров и 4 поросенка. А еще — оборудование для новой станции, которую должны были построить на острове Врангеля, и гидросамолет отечественного производства. Первые льды пароход встретил в Карском море и миновал их почти без проблем. На первых порах не остановили и сплошные льды Чукотского моря. Однако Воронин не перестал тревожиться, понимая, что главные испытания были впереди. К тому времени он уже являлся капитаном судна — вместо сошедшего в Мурманске Биезайса... Повидавший виды мореход опасался не зря: 23 сентября многолетние глыбы сковали пароход, и тот, потеряв управление, стал дрейфовать вместе с ними. Пять недель дрейфа оказались на редкость удачными: течение несло героев к Берингову проливу. Постепенно лед становился тоньше, и до спасительной чистой воды «Челюскину» оставалось всего несколько километров. Шмидт, и прежде не унывавший, еще более приободрился, а от предложенной помощи ледокола «Литке» он почти с гарантией освободил бы челюскинцев наотрез отказался. Ученый верил в успех своего эксперимента, в то, что по Севморпути способны ходить не только специальные суда. Потом он признает, что ошибался, что помощь следовало принять.
Как спасали «челюскинцев»
Поэтому, когда несколько лет спустя в СССР наступило время «большого террора», уберечься от репрессий удалось далеко не всем еще недавним героям-челюскинцам. 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. 81 год назад, в ноябре 1933 года, пароход «Челюскин», уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе у острова Диомид и отброшен на север в Чукотское море.
Эпопея парохода «Челюскин»
До чистой воды расстояние было хотя и недалеко 20 км , но лёд был очень плотный». Зимовка на льдине Отто Шмидт призвал на помощь ледокол «Литке». Несмотря на обилие тяжёлых повреждений, его команда мужественно пробивалась к «Челюскину». Отто Юльевич готовился передать на борт спасателей около половины состава экспедиции, прежде всего женщин и двух малолетних девочек. Но подранок «Литке» не смог приблизиться к зажатому льдом судну и вынужден был повернуть обратно… Вскоре в бухту Провидения прибыли лётчики Ляпидевский и Конкин на АНТ-2. Однако полярная ночь, пурга и низкая температура не дали возможности развернуть полёты. Вот как описал это геодезист Я. Гаккель: «Гряда торосов высотой в шесть метров с грохотом, заглушаемым шумом ветра, приближалась к беспомощному судну. Как только корма упёрлась в прочный лёд, судно было мгновенно смято.
Сделав своё дело, льды остановились. Величина пробоины достигала 45 метров. Стиснутый ещё льдами «Челюскин» опускался рывками. Наконец в четыре часа с минутами, высоко задрав корму, «Челюскин» стремительно пошёл ко дну». На лёд высадились 104 человека. Предвидя гибель парохода, Шмидт распорядился заранее переместить грузы к бортам, чтобы в критическую минуту их можно было быстро сбросить на лёд. И когда не осталось сомнений, что «Челюскин» обречён, полярники своевременно выгрузили палатки, спальные мешки, строительные материалы… Благодаря этому затем удалось быстро построить лагерь среди торосов и наладить в нём сносную жизнь. Учёные проводили в лагере исследования Арктики.
Они оказались бесценными для дальнейшего освоения Севморпути. Шмидта О. Куйбышева В. Спасательная экспедиция на собаках с берега, так же как пеший переход из лагеря на берег были неприемлемы. По торосистому льду ещё ни одной экспедиции не удавалось делать более 10 километров в день. Даже если бы мы нигде не встречали широких разводьев, которые могли нас надолго задержать, мы всё же должны были иметь в виду переход не менее чем в 25 дней до берега около 150 километров. В общем, было ясно, что из 104 человек дошли бы, вероятно, не более сорока», — пишет О. Надежду на спасение обещали только самолёты Челюскинцы согласились с мнением правительственной комиссии: основным средством спасения является самолёт.
Валерий Куйбышев к тому же сообщил, что в дополнение к авиации посылаются ледоход «Красин», дирижабли и вездеходы. Зимовщики начали строить аэродромы. В Арктике лёд совсем не тот, как, скажем, на Байкале, на реках Сибири. Торосы, трещины, разводья… Их надо убирать. Только приготовят площадку, начинается подвижка льдов, и она уже не может принять самолёт. И так много раз. Понадобилось построить пять аэродромов. Составлен был список эвакуации полярников.
Первыми в нём значились фамилии десяти женщин и двух малолетних девочек. Лишь 5 марта 1934 года их забрал самолёт Ляпидевского.
Однако и поныне многие взрослые люди не могут толком сказать, какова была ее цель. В самом деле, ведь не собирались же взрослые люди с самого начала утопить пароход, чтобы самим покрасоваться в ледовом лагере… Цель была самая что ни на есть толковая: за одну навигацию пароход «Челюскин» должен был впервые в мире пройти весь Северный морской путь, развезти продовольствие, топливо и снаряжение полярникам по всему побережью и на острове Врангеля.
Однако более бестолковой организации экспедиции нельзя было себе и представить. Начать хотя бы с того, что «Челюскин» для этой цели совсем не подходил. Дело в том, что построенный в Дании товаропассажирский пароход «Лена», переименованный затем в «Челюскин», вообще-то замышлялся ледокольным. Но по ходу строительства в проект почему-то внесли ряд изменений, в результате чего получили обычное судно, мало подходившее для работы в Северном Ледовитом океане.
Капитаном назначили опытного полярного морехода В. Воронина капитана «Сибирякова» , но тот, осмотрев «Челюскин», категорически отказался от этой чести. Набор корпуса был недостаточно крепок, шпангоуты редкие и слабые, так что «Челюскин» во многом уступал испытанным ледокольным пароходам. Тем не менее капитана уломали, пригрозив ему всевозможными карами… Такой крупный промах в самом начале предопределил все остальное.
Правда, предусмотрительный начальник Главсевморпути О. Шмидт взял с собой продовольствия на полтора года. Все это, конечно, так, но ведь трагедии могло бы и вообще не случиться. Не случайно четыре десятилетия спустя после тех событий почетный полярник З.
Каневский счел возможным сказать напрямую: «Нужно заявить со всей определенностью, что это было крайне плохо подготовленное, во многом авантюрное и почти наверняка обреченное на неудачу предприятие». Так что же произошло 70 с лишним лет назад в Северном Ледовитом океане? Удалось это в 1877—1878 годах шведу Э. Норденшельду, русскому Б.
Вилькицкому 1913—1915 и норвежцу Р. Амундсену 1918—1920 , причем никто из них не избежал зимовки. В 1932 году советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков» впервые прошел Северным морским путем в одну навигацию. Правда, не обошлось без «приключений» — в Чукотском море от ударов о лед сломало лопасти гребного винта.
А когда его с огромным трудом заменили запасным, через день срезало и его! Пришлось шить из брезентовых чехлов паруса и под ними выбираться на чистую воду. Участников похода наградили, и начальник экспедиции О. Шмидт пообещал закрепить успех.
Для повторного похода выбрали только «Седов» и «Сибиряков». Но потом почему-то все поменялось, вместо ледокола «Седов» в поход пошел «Красин», а вместо «Сибирякова» — «Челюскин». Когда 10 августа 1933 года «Челюскин» вышел в море, на его борту были 52 моряка, 29 ученых, столько же зимовщиков и плотников, которым предстояло возвести на острове Врангеля дома, которые в разобранном виде сложили на палубе.
В этом не было ничего удивительного: если всем остальным пришлось добираться до Ванкарема издалека, преодолевая расстояния на пароходах или по воздуху, то его АНТ-4 — гражданский вариант бомбардировщика ТБ-1 — оказался в чукотском поселке Уэллен еще в конце декабря. Он прилетел сюда, чтобы быть наготове к эвакуации заболевших с «Челюскина» и других зазимовавших во льдах пароходов, а в итоге стал первым из всех, кому удалось не только найти лагерь невольных зимовщиков, но и совершить в нем посадку. Правда, для этого ему пришлось совершить в общей сложности тридцать с лишним полетов. Как вспоминал позднее сам летчик, вылеты на поиски лагеря челюскинцев то срывались из-за непогоды и отказывавшей на морозе техники, то оканчивались неудачей, и «5 марта я рассвирепел окончательно». Но именно в этот раз удача улыбнулась экипажу Анатолия Ляпидевского: вскоре после вылета из поселка Уэллен его летчик-наблюдатель сумел заметить стоящие на льду палатки и дощатые бараки. Сделав несколько кругов над лагерем и выяснив, что расчищенная для посадки площадка слишком мала, летчик решился садиться.
И только высочайшее мастерство пилота помогло ему остановить машину в нескольких метрах от ледяных глыб. Выгрузив на лед продовольствие для челюскинцев, аккумуляторы для их рации и инструменты, Ляпидевский принял на борт двенадцать женщин и двух девочек. В лагере решено было оставить только мужчин. Вскоре спасенные уже отогревались в домах Уэллена, а летчик докладывал начальству о необходимости перенести базу операции в Ванкарем, поближе к челюскинской льдине. Его поддержали, и 14 марта АНТ-4 Ляпидевского отправился туда с грузом бензина, но так и не добрался, совершив по пути вынужденную посадку из-за неисправности двигателя. Из-за этого летчик больше не смог принимать участие в спасательной экспедиции, хотя и вошел в ее историю как тот, кто первым сумел добраться до челюскинцев. Яранги и их обитатели вблизи аэродрома в поселке Ванкарем, который стал основной базой спасательной операции, апрель 1934 года Источник: loc. Два этих самолета, за штурвалами которых сидели летчики Николай Каманин и Василий Молоков, добрались до Ванкарема 7 апреля. Это стало финалом непростого пути, в который сводный отряд военных летчиков под командованием Каманина первоначально отправился из Владивостока в Анадырь на пароходе, а затем оттуда — по воздуху до Уэллена.
Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу.
А потому в первом же полете, сидя в открытой кабине, он обморозил лицо. Так и летал потом с забинтованным лицом. Потом научились: вставали затемно, грели воду и масло для моторов, прогревали их и… наползал туман либо начиналась пурга. Пока ждешь, угасает короткий полярный день…» Зато иной раз стартовали по 2—3 раза в день.
Наконец 5 марта в ясную погоду штурман Петров заметил на льду амфибию Бабушкина, а рядом черными точечками — три фигурки. С огромным трудом самолет сел. Расчищенная «челюскинцами» площадка была мала, а по краям ропаки высотой с 4-этажный дом. Тем не менее экипаж забрал и благополучно доставил в Уэлен всех бывших на «Челюскине» женщин и двух детей. А на следующий день у самолета Ляпидевского вышел из строя мотор, и месяц в лагерь никто не прилетал.
Лишь после того, как на пароходе «Смоленск» на Камчатку прибыла группа военлетов Каманина с бипланами Р-5 — Демиров, Бастанжиев, Пивенштейн и прикомандированные к ним полярные авиаторы Молоков и Фарих, — спасательная операция продолжилась. Однако вскоре из-за поломок выбыли самолеты Демирова и Бастанжиева. Каманин при посадке повредил шасси и забрал Р-5 своего подчиненного Пивенштейна. Он вывез из «лагеря Шмидта» 34 человека, заслужив свою награду, но тот поступок авиаторы ему так и не простили. В марте в 5850-километровый полет по неизведанному тогда маршруту на Чукотку, откуда можно было добраться до «лагеря Шмидта», отправились Галышев, Доронин и Водопьянов.
Не повезло старшему в группе Галышеву, он потерпел тоже аварию, но не в пример Каманину остался чинить свой самолет. Первый дождался хорошей погоды и благополучно достиг места назначения, второй же поспешил, в районе Колючинской губы попал в буран, возвращаться не стал и разбил машину. Пришлось спасать и его. В итоге второй этап спасательной операции начался лишь 7 апреля. В ледовом лагере побывали самолеты B.
Молокова, Н. Каманина и М. Слепнева, на которых вывезли пятерых. Однако на следующий день началась подвижка льдов, на лагерь двинулся громадный ледовый вал, который замер возле самых палаток. Девятого апреля стихия расколола и аэродром.
Однако оставшейся его части хватило, чтобы в последующие три дня Слепнев эвакуировал пятерых, Молоков и Каманин еще по 7, в том числе и больного Шмидта. Наконец 13 апреля в «лагерь Шмидта» за последними «челюскинцами» прилетели Молоков, Каманин и Водопьянов. Они вывезли оставшихся; последним из лагеря улетел капитан Воронин. А на следующий день разразился шторм, и от «лагеря Шмидта» ничего не осталось. Тем не менее И.
Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин»
Пассажиры, как настоящие советские люди, оказавшиеся на льдине, продемонстрировали героическую организацию, которая и не снилась сценаристам любого голливудского кино: они построили аэродром, для женщин и детей возвели деревянный барак, соорудили пекарню и даже стали выпускать стенгазету «Не сдамся! Ничто не могло сломить этот сплоченный коллектив. Лагерь О. Шмидта 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 первым пробился к лагерю и снял со льдины всех женщин и детей. Всего лётчиками было совершено 24 рейса. Больше всех человек вывез полярный лётчик Василий Молоков, которого челюскинцы прозвали «дядя Вася». В итоге все 104 человека были спасены. О значении этой спасательной операции говорит один красноречивый факт — впервые было учреждено почётное звание Героя Советского Союза. Группа участников экспедиции на ледоколе «Челюскин» у самолета, прилетевшего в лагерь Шмидта Операция по спасению экспедиции «Челюскина» стала победой для всего советского народа. Вся страна чествовала челюскинцев и их спасителей как героев.
К счастью, на корабле было много опытных полярников, и на лёд успели выгрузить множество припасов. В том числе разобранный самолёт Ш-2, а также стройматериалы для строительства бараков. Правда, при экстренной разгрузке погиб придавленный бревном в других источниках — бочкой завхоз. На льдине оказалось 104 человека, в том числе женщины и дети. Дотянуть до лета они не могли — требовалось что-то срочно делать. Несостоявшаяся экспедиция Главная проблема была в том, что «Челюскин» застрял в самом неудобном месте, с точки зрения эвакуации, — у берегов Чукотки, куда и сегодня-то из Магадана на машине не попадёшь в силу отсутствия дорог. Людей и посёлков на Чукотке мало: на 1933 год — чуть больше 19 тысяч человек. Местные ресурсы скудны и заточены под передвижение по тундре и охоту. Когда 21 февраля в посёлке Уэлен сломалось шасси у самолёта АНТ-4, на весь север Чукотки не нашлось квалифицированного сварщика. Поэтому без помощи из Москвы спасать сотню человек со льдины было тяжко. Но местные власти всё же попробовали. Они решили мобилизовать всех ездовых собак на северном побережье Чукотки около 60 нарт и пойти к челюскинцам напрямую по льдам. В деле предстояло использовать местный самолёт — но не для вывоза людей из лагеря на льдине, а для снабжения каравана кормом для собак и едой для погонщиков. Челюскинцы на льдине источник фото Четырнадцатого февраля караван вышел из Уэлена, но вскоре приехало начальство из Анадыря и приказало всё свернуть. Отправить 60 нарт в долгую экспедицию с неочевидным исходом значило оставить местное население без возможности охотиться и поставить чукчей перед перспективой голода. Для спасения решили ограничиться меньшим количеством собак — на них возложили логистику для авиации — запчасти, бензин, и так далее. Побережье Чукотского моря предстояло заполнить невиданным для этих краёв количеством самолётов. Приключения лётчика Ляпидевского Пятого марта на помощь челюскинцам первым прибыл лётчик Ляпидевский на самолёте АНТ-4 — это был первый самолёт, приземлившийся на льдину. Посадка была непростой — длина аэродрома достигала вполне достаточных 600 метров, но вот ширины в 50 было втрое меньше, чем надо.
В Карском море произошло важное событие — у Доротеи Ивановны Васильевой, жены геодезиста Василия Гавриловича Васильева, родилась дочь, о чем капитан Воронин сделал запись в судовом журнале «Челюскина»: «31 августа. Девочку нарекли соответствующим образом — Кариной. Море Лаптевых судно пересекло благополучно и через пролив Санникова вошло в Восточно-Сибирское море. Здесь все чаще стали встречаться тяжелые льды. Надо сказать, даже принимая во внимание далекую от совершенства конструкцию «Челюскина», что его судоводители в критический момент оказались на высоте — в тех «заколдованных» местах, где «Сибиряков» в свое время лишился винта, состояние «Челюскина» не казалось безнадежным. Основные испытания судно ждали в Чукотском море, куда оно вошло через пролив Лонга в середине сентября. Летчик Бабушкин и капитан Воронин провели ледовую авиаразведку, которая показала, что за ледовой перемычкой находится чистая вода, по которой полным ходом можно было идти к Берингову проливу. Однако, несмотря на все усилия экипажа, пробить или взорвать эту перемычку не удалось, и к концу сентября пароход оказался заблокирован льдом. Воздушная разведка подтвердила очевидную невозможность посещения острова Врангеля. На остров Врангеля самолетом был отправлен уменьшенный состав смены зимовщиков для полярной станции. С берега к судну на собачьих упряжках добрались чукчи, с ними Шмидт 3 октября отправил на материк 8 человек, что он объяснил следующим образом: «Я решил отправить больного кочегара Данилкина, а с ним врача и еще шесть человек. Последних приходилось выбирать не из больных, а наоборот — из наиболее выносливых людей, так как им предстояло идти пешком. Я выбрал тех из наших работников, которые были связаны службой с Москвой или Ленинградом. Преодолев трудный путь, они благополучно достигли Уэлена» [15]. Затем он, поврежденный, в течение месяца проталкивался от мыса Сердце-Камень сквозь льды, порой дрейфуя вместе с ними. Судно настолько приблизилось к Берингову проливу, что капитан Воронин, по его словам, «был уверен, что между мысом Дежнева и островом Диомида нас выжмет в Берингово море» [16]. Пароходы Ленско-Колымской экспедиции «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт», за несколько дней до этого находившиеся гораздо дальше «Челюскина» от Берингова пролива, 1 ноября благополучно его миновали по вскрывшейся прибрежной полынье. Такая перспектива выглядела вполне реальной и для «Челюскина». Спустя три дня, 4 ноября 1933 г. В тот же день на «Челюскине» получили радиограмму от командования Северо-Восточной полярной экспедиции на ледорезе «Литке», которое предлагало помощь. Но Воронин, зная крепость окружающих льдов, тогдашнее состояние «Литке» он ежесуточно принимал внутрь корпуса до двухсот тонн воды, с откачкой которой едва справлялись его водоотливные средства , от помощи отказался [14, т. Это решение стало роковым для «Челюскина». Дрейф быстро увеличивался. Спустя 10 дней «Челюскин» оказался уже у мыса Хоп на Аляске, откуда на борт «Литке» была передана запоздалая просьба о помощи. Моряки ледореза предприняли все возможное — вдоль ледовой кромки они подошли к «Челюскину» на 25 миль, но были остановлены непроходимым многолетним льдом. Шмидту и Воронину ничего не оставалось, как решать, что делать в случае гибели спасателя, и отпустили «Литке». Теперь участь «Челюскина» целиком зависела от поведения льда. В ночь с 12 на 13 февраля 1934 г. Одновременно лопнули трубы паропровода. Пароход начал быстро погружаться под воду носовой частью и затонул в течение двух часов. Опасаясь подобного исхода, экипаж заранее подготовил все необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили О. Шмидт и В. Единственной жертвой стал завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич, который погиб, будучи придавлен сместившимся палубным грузом во время затопления судна [14]. В результате катастрофы на льду оказались 104 человека. Шмидт с Ворониным не представляли, что за этим последует. Воронин еще на что-то надеялся, а Шмидт прямо говорил — расстреляют... Но судьбе было угодно распорядиться иначе. Связь с Большой землей радист Э. Кренкель установил на следующий день. Была отправлена знаменитая радиограмма О. Вскоре из Москвы по радио поступило сообщение: «Шлем героям-челюскинцам горячий большевистский привет. С восхищением следим за вашей героической борьбой... Сталин, Молотов, Ворошилов» [17]. В первые же дни после гибели «Челюскина» в ледовом лагере Шмидта вспыхнул своеобразный бунт — часть членов экспедиции стала настаивать на походе на материк. В основном это были люди из бригады строителей, которых должны были оставить на острове Врангеля, все из крестьян средней полосы России, люди физически крепкие, но абсолютно незнакомые с Арктикой. Против этого выступили опытные полярники из научной группы экспедиции и большинство команды, состоявшей из архангельских поморов. Они утверждали, что из мужчин, может быть, кто-то и дойдет до суши, но большинство, а прежде всего женщины, обречены на гибель. Дело зашло так далеко, что О. Шмидт, взяв винчестер, пригрозил застрелить любого, кто сделает попытку пойти к материку: ростки паники и сомнений необходимо было подавить сразу и ждать помощи с материка. Сначала на челюскинской льдине был разбит палаточный лагерь. Когда первые, самые тяжелые дни миновали, суровый полярный быт наладился. Плотники соорудили из спасенных материалов барак, переселив туда половину «челюскинцев», выстроили камбуз под крышей и сигнальную вышку. Много работы предстояло выполнить на ледовом аэродроме, который постоянно разрушали подвижки льда. Участники экспедиции построили свою пекарню и выпускали стенгазету под названием «Не сдаемся! Шмидт стал душой лагеря, каждый вечер устраивал собрания, на которых информировал о том, что предпринимается на Большой земле для их спасения, читал лекции по истории, философии и психоанализу, которым увлекался с юности, о музыке и поэзии. В течение всего времени пребывания на льдах челюскинцы не прекращали научных наблюдений. Особенно интересны полученные ими данные о поведении льдов в зависимости от ветра, морских течений и приливов. Кренкелем и другим коллегой по плаванию на «Сибирякове», гидробиологом П. Ширшовым, Шмидт обсуждал идею создания дрейфующей станции на Северном полюсе, считая, что дрейф надо рассматривать как репетицию, пусть невольную, но полезную [18]. Операция по спасению полярной экспедиции Тем временем вся страна следила за судьбой полярной экспедиции. Сообщение о том, что на льду оказались более 100 человек, в считанные часы облетело и потрясло мир. Куйбышева собрали совещание у С. Каменева, где наметили первые шаги по организации спасения челюскинцев. Совещание еще не закончилось, еще редактировался проект постановления о намечаемых мероприятиях, как стало известно, что по инициативе И. Сталина создана правительственная комиссия по оказанию помощи челюскинцам. Через несколько часов она приступила к работе. Операция по спасению разрабатывалась с поистине глобальным размахом. По железной дороге во Владивосток были отправлены разобранные дирижабли, которые предполагалось перебросить на Чукотку морем. Из Владивостока со спасательными партиями, самолетами и дирижаблями вышли пароходы «Смоленск», «Сталинград» и «Совет». В конце марта из Ленинграда на запад и далее через Панамский канал вышел ледокол «Красин» [19]. При этом в возможность спасения верили далеко не все специалисты. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые бы могли плавать в зимних условиях Северного Ледовитого океана, тогда еще не было. Поэтому основные надежды возлагались на авиацию, и именно полярная авиация сыграла главную роль в спасении полярников. В это время на Чукотке находился экипаж А. Ляпидевского с самолетом АНТ-4. Первую посадку в лагере челюскинцев он совершил 5 марта 1934 г. До этого экипаж совершил 28 вылетов, удачным оказался только 29-й: найти дрейфующий полярный лагерь в периодически опускающемся тумане было нелегко. При этом А. Первым же рейсом самолет АНТ-4 вывез из лагеря 10 женщин и двоих детей, однако в следующий раз у самолета отказал двигатель, и его экипаж вынужден был присоединиться к челюскинцам [20]. Правительственная комиссия направила на спасение три группы самолетов. Первая группа летчиков — М. Слепнев и С. Леваневский — была отправлена из Москвы через Европу, Атлантику, Соединенные Штаты на Аляску, где их ждали закупленные советским правительством у компании «Pan American» два самолета «Флейстер». Слепнев был опытным полярником. Северный же опыт Леваневского составлял около года. От Москвы до Аляски летчики добирались на поездах и пароходах, но заключительный этап с Аляски до Чукотки был самым трудным: из-за непогоды С.
В январе 1934 г. Это делает единственно возможной версию о рождении Карины 31 августа 1933 г. В первой версии родителями девочки указаны Васильевы. В составе группы зимовщиков были геодезист Васильев В. В версии Э. Белимова родителями названы Кандыба без указания имени и отчества и Елизавета Борисовна без указания фамилии. Следует обратить также внимание на то, что во второй версии в цитируемой записи о рождении девочки вообще отсутствует упоминание о родителях. Во многих воспоминаниях говорится о рождении Карины в семье Васильевых. Особенно подробно, как о семье своего учителя, об этом пишет Илья Куксин. В соответствии с документальными данными и воспоминаниями нет места для появления на корабле другого ребенка у других родителей. Участников плавания по фамилии Кандыба или с именем Елизавета Борисовна не удалось найти ни в исследованных документах, ни в воспоминаниях. Все это однозначно позволяет сделать вывод о неаргументированности версии Э. Белимова о рождении Карины. В подтверждение реальности девочки, родившейся на корабле у участников экспедиции Васильевых, мы приводим фотографию Карины Васильевой в наше время. Фотография предоставлена сайтом www. Для нее, прожившей всю жизнь со своими родителями, была особенно очевидна надуманность версии других родителей и иной жизни, описанная Белимовым. Очень серьезным является вопрос о численности зимовщиков на дрейфующей льдине с учетом плавания двух кораблей. Этот вопрос не рассматривался ни в одной из известных мне публикаций. После гибели «Челюскина» на льду оказалось 104 человека. В их число входили 52 члена команды «Челюскина», 23 участников экспедиции О. Шмидта и 29 участников предполагавшейся зимовки на о. Врангеля, включая 2 детей. При этом штатное число членов команды парохода должно быть несколько больше, так как в преддверье зимовки в сентябре 1933 г. Именно такое количество людей — 104 человека - было вывезено пилотами спасательной экспедиции на землю. Белимов делает намек, что количество переправленных на землю людей могло быть больше с учетом значительного количества самолетов, участвовавших в спасении. Поэтому мы сочли необходимым столь скрупулезно привести данные количества полетов и вывезенных людей каждым летчиком. Среди спасенных зимовщиков не находится места даже для мифического Кандыбы и его жены Елизаветы Борисовны. Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности. Мы не говорим уже об охране заключенных. Какова их судьба при наличии второго парохода, затопленного по приказу, выполненному лично Кандыбой? Жестокость сталинского режима и методов обращения с заключенными сотрудников НКВД давно перестали быть тайной. Были опубликованы и документально подтверждены неоднократные случаи казни заключенных путем затопления их в трюмах старых барж. Допустим, что для уничтожения всех свидетелей транспортировки заключенных и их потопления, было принято трудно реализуемое одним человеком решение об уничтожении вместе с заключенными всех охранников и членов команды парохода. Но даже реализация такого решения не уничтожает опасных свидетелей. Северный морской путь в те годы уже совсем не был ледовой пустыней. Многомесячное плавание сопровождалось неоднократными встречами с другими кораблями, периодическим участием ледоколов в проводке экспедиции. Мы указывали на встречу шести кораблей на мысе Челюскин, встречу с большой группой чукчей. Белимов описывает неоднократные контакты команд «Челюскина» и «Пижмы», как до гибели «Челюскина», так и после. Для уничтожения свидетелей пришлось бы принять столь же радикальные меры по отношению ко всем людям, которые были или могли быть свидетелями плавания второго корабля. Тем более не реальной с этих позиций является отправка О. Шмидта, старого интеллигента, человека с безупречной репутацией в научном мире, на лечение в США сразу после эвакуации с льдины. Хорошо известно, что обладатели секретов ни в каком случае не имели возможности выезда за границу, тем более без надежного сопровождения. Флотилия насчитывала с дюжину судов. В одну навигацию они не успевали пройти до Лены и обратно, зимовали во льдах. Вполне возможно, что там есть сведения и о затонувшем пароходе. Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение. Известный английский исследователь Роберт Конквест посвятил много лет изучению процессов насилия над собственным народом в СССР. Отдельные работы посвящены лагерям смерти в Арктике и перевозкам заключенных. Им составлен полный перечень судов, использованных для транспортировки заключенных. Ни одного арктического рейса в 1933 г. Поиск дал возможность обнаружить фотографии гибели «Челюскина», координаты затонувшего корабля, ряд сообщений о дрейфующем ледовом лагере, этапах подготовки и спасения челюскинцев, об участие в этом американцев, транспортировке и лечении О. О других сигналах SOS из советской Арктики или нахождения спасшихся заключенных ни одного сообщения в газетах не было обнаружено. Единственным упоминанием о радиосигналах, связанных с заключенными, является заметка корреспондента «Труда» из Казани, относящаяся к 2001 году. Не были обнаружены такие сообщения в зарубежных исследованиях о советской Арктике. За прошедшие 70 лет нам не известно ни об одной публикации в зарубежной печати о спасшихся или погибших в 1934 г. Советские руководители часто применяли принцип, что цель оправдывает средства. И в мирное и в военное время превращение людей в лагерную пыль было обычным делом. С этой стороны принесение в жертву массы людей для освоения Севера было бы обычным делом. Но при всей признанной жестокости власти в крупных начинаниях она не была глупой. Для реализации той же задачи с большей выгодой бросается в глаза простой выход. С еще большей помпой анонсируется прохождение Северного морского пути за одну навигацию не одним, а двумя пароходами. Открыто, легально, под звуки оркестров, как сказано у Белимова, два парохода гордо идут по заданному маршруту. Они не боятся свидетелей и встреч с другими кораблями. Тайной остается только «начинка» одного из кораблей: вместо леса, продуктов и запаса угля в трюмах скрыт живой стройматериал. Нет исчезновения только что построенного корабля, нет многих проблем… Трудно представить, что вершители судеб избрали столь более уязвимый вариант, чем было возможно. Все это заставляет предположить, что этих проблем не было, потому что в составе экспедиции не было второго корабля. Приведенные выше сведения из архивов судостроителя свидетельствуют, что в 1933 г. Регистрационные книги английского Ллойда позволяют установить наличие только этого корабля. К активному участию в поиске удалось привлечь коротковолновиков.
Памятнику «Челюскинской эпопее» - быть
Пароход «Челюскин» торжественно провожали в плавание летом 1933 года в Ленинграде. 81 год назад, в ноябре 1933 года, пароход «Челюскин», уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе у острова Диомид и отброшен на север в Чукотское море. В итоге с ноября 1933 года по январь 1934 года затертый «Челюскин» блуждал по скованному льдом Чукотскому морю. Недавно исполнилось 90 лет со дня отправления в первое и единственное плавание полуледокольного грузового парохода «Челюскин». 90 лет назад, в апреле 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».
Челюскинцы: два маленьких эпизода большой героической эпопеи
Шмидта взяться за организацию новой экспедиции. Его выбор пал на только что построенный в Копенгагене грузопассажирский пароход ледокольного типа. Советское правительство заказало его для плавания между устьем Лены и Владивостоком, потому и нарекло сначала «Леной». Под таким названием он прибыл 3 июня 1933 года в Ленинград, где его перекрестили в честь знаменитого русского полярника в «Челюскина». Здесь на борт был погружен дополнительный уголь, и 10 августа началась эпопея «Челюскина». В 1934 году редакция газеты «Правда» издала двухтомник «Поход «Челюскина». В нём — написанные, как говорится, по горячим следам свидетельства 64 челюскинцев — участников Великого северного похода. Волнующие душу воспоминания, исторически достоверные факты! В «лихие 90-е» на «Челюскина» было вылито много грязи. Борзописцы-антисоветчики упрекали власть СССР: мол, необдуманно бросила людей на гибель.
Как же всё было на самом деле? Цели полярного похода В самом начале первого тома — статья Отто Шмидта о задачах полярного похода парохода «Челюскин»: «Эта экспедиция — одно из звеньев большой работы по изучению и освоению советской Арктики — далёкого севера нашей страны. В общий грандиозный план великих работ первой пятилетки была включена и Арктика. С 1929 года начинается систематическое использование ледокольного флота. В 1933 году было решено повторить поход «Сибирякова»: вновь выйти для сквозного прохода Северным морским путём». Совокупность нескольких причин привела к этому решению, пишет Отто Юльевич. Надо было сменить зимовщиков острова Врангеля и расширить станцию за последние годы попытки достигнуть острова с востока не давали успеха. Также следовало укрепить и продолжить опыт плавания «Сибирякова», изучив ряд ещё не известных участков моря. Наконец, необходимо было проверить, в каких пределах возможно плавание на севере грузовых пароходов — не ледоколов и каким образом организовать совместную работу этих пароходов и ледоколов на всём пути.
Но они не были предназначены для дальнего плавания: брали на борт малый запас топлива и совсем не могли принять добавочный груз. А тут требовалось завезти на остров Врангеля для полярников несколько деревянных построек, большой запас угля, продовольствия, снаряжения: палатки, спальные мешки, несколько комплектов рабочей одежды, лёгкой и тёплой… Топливом планировалось обеспечить и ледокол, если возникнет необходимость в его помощи. В общем нужно не ледокольное, а, что называется, полуледокольное судно. В июне «Челюскин» прибыл из Дании в Ленинград. Поэтому был разработан вариант похода, при котором «Челюскин» идёт, насколько возможно, своим ходом, а в случае больших ледовых препятствий призывает на помощь ледокол «Красин», — пишет Отто Юльевич. Штурман В. Павлов в книге «Поход «Челюскина» пишет: «10 августа в 4 часа 30 минут отошли от мурманской пристани. На борту судна 112 человек: 53 — экипаж, 29 — состав экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. Запасы: угля 2995 тонн, воды 500 тонн, продовольствия на 18 месяцев и трёхгодичное снабжение для острова Врангеля».
Кроме собственных экспедиционных грузов и угля, «Челюскин» взял на борт два разобранных дома для полярников острова Врангеля. Много места заняли бочки с горючим как для самолёта Ш-2, размещённого на корабле, так и для радиостанции на острове Врангеля. Позаботились и о том, чтобы у полярников было в пути свежее мясо: на борт погрузили 26 коров, четырёх поросят. Баренцево море «Челюскин» прошёл, не встретив льдов. Вошли в Карское море. Тяжёлые льды ранили судно Отто Шмидт: «При первых же встречах со льдом в Карском море «Челюскин» получил повреждение в носовой части лопнул шпангоут, погнулась стрингера и т. Нам пришлось взять тысячу лишних тонн угля для «Красина».
В Арктике он участвовал в научных экспедициях, а затем возглавил Главсевморпуть. Это была созданная с нуля структура для объединения усилий всех ведомств по освоению Арктики. Шмидт, человек неуемной энергии, легко адаптировался на Крайнем Севере. Одной из его задач была, собственно, проверка возможности пройти Севморпуть на всей дистанции — от портов Мурманска и Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Севморпуть освобождался ото льдов отнюдь не надолго. Поход вышел полууспешным: корабль добрался до Чукотского моря, где во льдах потерял винт. Так что результат можно было назвать полууспешным. Шмидт не унывал и решил предпринять вторую попытку преодолеть кошмарный маршрут. На сей раз главную роль в походе должен был сыграть пароход «Челюскин». Это судно было выбрано в результате сложного сочетания обстоятельств, где непосредственная пригодность для экспедиции была лишь одним из факторов. Пароходы требовались везде, и Шмидт сумел буквально выбить для своей экспедиции судно, достраивавшееся в Дании. Поход предполагался не чисто научным: следовало еще и доставить смену полярников на станцию на острове Врангеля, где уже несколько лет работала предыдущая команда. Фото: Wikimedia Основу экипажа составили люди, уже ходившие на «Сибирякове». Начиная с капитана. Владимир Воронин ходил по полярным морям буквально с детства и обладал богатейшим опытом. Он переживал и катастрофы, и успехи. Словом, это был настоящий полярный морской волк. К таким же «звездам севера» относился пилот корабельного гидроплана Михаил Бабушкин. Он начал летать еще в 1914 году, имел большой опыт службы в Арктике и участвовал, например, в спасении итальянской экспедиции Умберто Нобиле, разбившейся на дирижабле о полярный лед. Еще одним полярником, известным миру, был радист Эрнст Кренкель — ас радиодела, опять-таки, с многолетним опытом работы в экстремальных условиях. Причем Кренкель участвовал в походах и на кораблях, и на дирижабле «Граф Цеппелин», работал на стационарных полярных станциях. Команда подобралась просто звездная. Помимо, собственно, моряков ехали зимовщики, некоторые с семьями, а также журналисты, писатели и даже один поэт — Илья Сельвинский. Правда, Воронин скептически относился к самому кораблю и считал, что «Челюскин» недостаточно приспособлен для хождения во льдах. Однако на Шмидта давили сверху, на Врангеле ждали смены люди, поэтому решили, что ждать нельзя — 2 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток северным маршрутом. Путь во льдах Поначалу ничего не предвещало серьезных проблем. Вибрация и мелкие течи вызывали некоторое беспокойство, но находились в рамках приемлемого. Зато Бабушкин со своим гидропланом получил возможность показать, зачем арктическому кораблю самолет: ледовая разведка с воздуха давала отличные результаты, так что капитан Воронин, сдержанно относившийся к авиации, смягчился. Первые серьезные проблемы начались в сентябре, когда пришла пора подходить к острову Врангеля. Именно благодаря воздушным наблюдениям челюскинцы сделали вывод: сквозь слишком плотные льды у острова пробиться не удастся. Шмидт собирался все же попробовать подойти к острову с востока, где льдов меньше, но быстро стало ясно, что это утопия. К тому моменту дорога была уже плотно закрыта льдами. А как таковым ледоколом «Челюскин» все же не был. Теперь начались настоящие трудности. Бабушкин постоянно вылетал на поиски разводья — и не находил. Лед постепенно сжимался. Скорость упала, пароход дрейфовал вместе со льдом.
Хотя 13 апреля и считается датой окончания эпопеи, на самом деле многим челюскинцам пришлось еще много чего вынести, прежде чем по твердой земле добрались они пешком до места, где их ожидали суда, чтобы вывезти на «большую землю». Спустя годы энтузиасты занялись поисками затонувшего «Челюскина». Несмотря на то, что место катастрофы было зафиксировано еще челюскинцами, оказалось, что координаты указаны не слишком точно, что вполне объяснимо уровнем развития техники и сложившейся ситуацией. Координаты удалось уточнить в 1974 году. Первое погружение к судну водолазов, по-видимому, состоялось в 1979, а затем в 1989. Очередная подводная археологическая экспедиция Челюскин -70 вышла к месту аварии в 2004 году, ее приурочили к 70-летию гибели «Челюскина». Но судно не нашли, хотя поначалу и объявили о находке. Окончательную точку в поисках места гибели «Челюскина» и самого судна поставили лишь в 2006 году, когда подняли со дна фрагменты конструкции, подлинность которых подтвердила экспертиза, проведенная датчанами.
В организации и проведении мероприятия приняло активное участие наше отделение Русского Географического Общества. Михаилом Кутюмовым подготовлен один из экспонатов карточка-квитанция о проведенной радиосвязи от Э. Кренкеля , прочтена лекция о роли радиосвязи в спасении челюскинцев, с демонстрацией архивных аудиозаписей старшего радиста Э. Кренкеля 1937 и 1964 года о том, как проходила эвакуация с борта судна и со льда на материк, о жизни в ледовом лагере. Михаил Кутюмов. Презентация на встрече. Как взрослыми жителями города, так и молодежью, студентами и школьниками. Выставка вызвала неподдельный интерес.