Новости достоевский что писал

И, безусловно, Достоевский, как бы сейчас ни прозвучала моя фраза, во многом приблизил для русского человека Евангелие. самые актуальные и последние новости сегодня. В ином ключе, но также о необходимости единения дворянства, просвещённого класса, интеллигенции с народом страстно писал в первой главе нового «Дневника» Достоевский. Достоевский не однажды писал, что в вопросах веры математические доказательства ничего не значат.

Арест и инсценировка казни

  • Навигация по записям
  • ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
  • 200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом"
  • Больше историй

Ссылка Достоевского

Когда с первых десяти страниц меняется мировоззрение — и ты прикасаешься к чему-то по-настоящему великому. Еще не знаешь, к чему, но путь к знанию, путь к спасению уже начат. В 17 лет Федор Михайлович написал брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать». И он был верен этой идее, этой цели до самого конца. Мережковский скажет: Толстой — тайновидец плоти, Достоевский — тайновидец духа. Хорошее слово — «тайновидец», но в целом это упрощение, конечно. Его, к слову, прекрасно разобрал Томас Манн. Достоевский — тайновидец человека в целом, его как божественной, так и дьявольской стороны.

И он, как великий художник, исследовал ее сам, опустившись на самое дно ада, а после возвысившись. И да, раз мы уж вспомнили двух гениев, то напомню известную, пусть и весьма спорную фразу: Толстой шел от божественного к дьявольскому, Достоевский — от дьявольского к божественному. Ищущий человек среди заговорщиков. Федор Михайлович жаждет нового мира, жаждет перемен, но вместо зарницы счастья его арестовывают и, по сути, отправляют на верную смерть. И вот — курки взведены, однако казнь отменяется. Достоевский в буквальном смысле заглядывает в лицо смерти, когда та приподнимает свой капюшон. Достоевский умирает и перерождается. Чтобы получить истину на краю безысходности.

Это поможет ему разгадать человека. В первую очередь русского человека. Но это же вознесет его и во всем мире. Так говорят на Западе, применительно и к культуре, и к политике, да и ко всем сферам. Неслучайно Достоевского штудируют даже в ЦРУ.

К слову, погружение в «достоевщину» весьма любопытно показано в пьесе Владимира Сорокина «Достоевский-трип». Вот только то, о чем говорит Лимонов, — это тоже правота и сила Федора Михайловича. Достоевский исследует русское сознание, русский народ, подчас выворачивая наизнанку. И сумасшествие здесь — вовсе не самоцель, а лишь нечто вроде полотна для художника. То, на чем образы будут проступать особенно ярко и выпукло. И это еще одна сторона гения. Мы не достоевцы, да, но достоевцы живут в нас и пробуждаются при определенных условиях. Достоевский — это наш национальный русский архетип. И вот на первый взгляд странный, но любопытный вопрос: кто существует в ком? Мы — в Достоевском или Достоевский — в нас? Федор Михайлович универсален в своем гении. Все, что имеет ценность для русского народа, все, что служит топливом и рычагами для его жизни, глубоко и полно описано им. Нет ничего нового, ну или почти нет — все уже сказано Достоевским. Но разве не о том же, только глубже, нам за много лет до того рассказал Достоевский в «Записках из Мертвого дома»? Разве то, что происходит сегодня в торжестве социал-дарвинизма и либерально-рыночной морали, не произнесено в «Преступлении и наказании»? Разве не подпольный человек, позднее продолженный Лимоновым и Маканиным, как истинный русский человек, явлен нам в «Записках из подполья»? А «Игрок» — разве это не о ненасытности больного общества тотального потребления? Ну а «Бесы» — разве мы не живем в них и по ним? Или публицистика Достоевского — его «Дневник писателя». Возможно, кто-то назовет это первым социально-политическим блогом. И по-своему будет прав. Но важнее, что эти тексты вместе с другими текстами Федора Михайловича — это своего рода уникальная политическая программа, спасительная доктрина для России.

В 1506 году его предки получили грамоту на д. Достоево Ивановский район, Брестская область. С этого времени название этого селения стало родовым прозвищем предков писателя. Отец семейства, Михаил Андреевич Достоевский, работал в Мариинской больнице для бедных штаб-лекарем. Мать, Мария Федоровна Достоевская девичья фамилия Нечаева , происходила из купеческого рода. Будущий писатель получил хорошее домашнее образование, затем три года учился в престижном московском пансионе Л. В 1838-1843 годах Федор Достоевский учится в Инженерном училище. Окончив его, он поступает на службу в инженерный корпус. Однако в 1844 году уходит в отставку, чтобы посвятить себя литературе. В это же время он начинает писать роман "Бедные люди". Произведение было напечатано в 1846 году в альманахе "Петербургский сборник". Что примечательно, критик Виссарион Белинский и редактор альманаха Николай Некрасов прочли рукопись за одну ночь. С первым романом Достоевский становится знаменит в литературных кругах. Однако последующие повести "Двойник" и "Хозяйка" были неоднозначно воспринятыми "товарищами по цеху". Несмотря на то, что Белинский и его круг отмечали талант Достоевского, они упрекали его в затянутости, чрезмерной фантастичности этих произведений и в сильном подражании Гоголю, вплоть до заимствования. Дело петрашевцев и казнь В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка.

Даже после каторги интерес к писателю со стороны государственных органов не утихал. Ленин не любил Достоевского. Негативное отношение писателя к революционерам читается в романе "Бесы". Именно за них Ленин не любил классика. Тургенев называл писателя безнравственным человеком. Он говорил о Достоевском как о "русском маркизе де Саде". Напомним, что сам маркиз был проповедником идеи абсолютной свободы, не ограниченной ни нравственностью, ни религией, ни правом. Смерть отца Достоевского спровоцировала развитие эпилепсии.

Достоевский: что мы о нем знаем и не знаем?

Официальная версия гласит, что Михаил Достоевский скончался от апоплексического удара, однако младший брат писателя Андрей в своих мемуарах приводит совершенно другую историю: «Вот в это-то время в деревне Черемошне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а, может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью, и вслед за тем, убоявшись последствий этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!.. В то время отец Достоевского стал сильно пить и, возможно, на самом деле мог нарваться на конфликт. Младший брат писателя уверен, что мужики, столкнувшись с «временным отделением», где-то нашли большую сумму для взятки, чтобы не быть обвинёнными в убийстве и не пойти на каторгу. Далее он приводит свои «соображения», размышляя, почему же убийство было скрыто, и делает выводы: «…вот соображения, ежели только можно было допускать соображения по этому предмету, по которым убиение отца осталось нераскрытым и виновные в нём не потерпели заслуженной кары. Вероятно, старшие братья узнали истинную причину смерти отца ещё ранее меня, но и они молчали. Я же считался тогда малолетним».

Возможно, именно поэтому одним из главных мотивов и идей «Братьев Карамазовых» является мотив отцеубийства. Душевные страдания князя Мышкина и казнь Достоевского — Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. Этот отрывок из романа «Идиот» — часть знаменитого монолога князя Мышкина о смерти. В нём любимый герой Достоевского рассуждает о казни с помощью гильотины, о душевной муке и её силе, об ужасе, который испытывает человек, приговорённый к смерти. А также о том, что об этом ужасе может рассказать лишь тот, кого приговорили, кто уже стоял на эшафоте, но в последний момент был помилован. Таким человеком был сам Фёдор Михайлович. В возрасте 28 лет писатель был приговорён к расстрелу за участие в собраниях кружка вольнодумца Петрашевского, а также за чтение и распространение запрещённого письма Белинского Гоголю.

В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац. Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь.

Достоевский и Бог Достоевский не так прост, чтобы лишь рисовать нам сюжеты. Он, собственно, и мир своих романов выстроил как череду отражений, ряд зеркал и повторяющихся наваждений. Тут убили — и там убили. Тут Раскольников машет топором, а в последних, неоконченных, «Братьях Карамазовых» топор в бредовом разговоре Ивана Карамазова с чертом уже улетает в космос и вращается вокруг земного шара, как «Тесла» Илона Маска на орбите Марса, с музыкой.

Вот в первых повестях героиня — девушка несчастная, а во всех последующих романах, в том числе в ключевом «Пятикнижии», героини как на подбор еще более несчастные, горбатые, кривые. Там слезинка ребенка — тут море. Тут Христос — и там Христос. Был ли при этом Достоевский настоящим христианином, и не скажешь. В письмах он писал: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной…» Можно догадываться: он подозревал, что в Христе истины нет, и искал доказательств. Может, потому его герои так и мечутся между Богом и чертом.

И даже «Братья Карамазовы» — огромного замысла роман о богоискательстве и России — не могут дать ответа, есть ли действительно божественный замысел в кромешном ужасе русской жизни. Удивительно, конечно, что Достоевского так любят за рубежом, зачитываясь им от Турции до Америки. Кажется, что в нем ничего не понять без баньки с пауками, без Христа за пазухой, без опыта богоискательства во тьме. Читайте также «Анна Каренина»: почему роман Льва Толстого по-прежнему актуален Уже в ХХ веке исследователь Достоевского формалист Борис Томашевский предположит, и не без основания, что все романы Достоевского — это на самом деле попытка одного, большого романа. Мучительные духовные искания в связи с вопросом, ответа на который быть не может.

Евангелие, вечная жизнь, самоотвержение и любовь - вот те идеи, которые вместе со смертию своего провозвестника, как-то особенно ярко начертались сами собой на сердцах, ясно возвещая о своем бессмертии, о своей продолжительности в сознании того, кто носил и исповедовал их, о бессмертии своего проповедника. В те воистину священные дни стали верующими христианами многие из всегдашних отрицателей: многочисленная толпа студентов, курсисток, юнкеров, гимназистов и других учащихся пели: "Святый Боже", тогда еще не освященное обычаем; пели и те, которые никогда не молились прежде; подобные же люди были между читавшими над гробом псалтирь, не прекращавшими чтения даже ночью. Смерть такого человека как-то вдруг раскрыла им глаза и воззвала к жизни для Бога. Произошло нечто подобное Голгофе: воскресли мертвые духом, били себя в перси отступники, исповедуя божественное достоинство дотоле отвергаемого ими Христа, о Котором учил умерший... Да, эпитафия с заглавия "Братьев Карамазовых", перенесенная на памятник Достоевского, в день смерти его осуществилась явно.

Литературное наследие классика переведено на более чем 170 языков. Долитературная жизнь Федор Достоевский родился 11 ноября 1821 года в большой дворянской семье. Род Федора Михайловича имеет белорусские корни и известен с конца XV века. В 1506 году его предки получили грамоту на д. Достоево Ивановский район, Брестская область. С этого времени название этого селения стало родовым прозвищем предков писателя. Отец семейства, Михаил Андреевич Достоевский, работал в Мариинской больнице для бедных штаб-лекарем. Мать, Мария Федоровна Достоевская девичья фамилия Нечаева , происходила из купеческого рода. Будущий писатель получил хорошее домашнее образование, затем три года учился в престижном московском пансионе Л. В 1838-1843 годах Федор Достоевский учится в Инженерном училище. Окончив его, он поступает на службу в инженерный корпус. Однако в 1844 году уходит в отставку, чтобы посвятить себя литературе. В это же время он начинает писать роман "Бедные люди". Произведение было напечатано в 1846 году в альманахе "Петербургский сборник". Что примечательно, критик Виссарион Белинский и редактор альманаха Николай Некрасов прочли рукопись за одну ночь. С первым романом Достоевский становится знаменит в литературных кругах.

Главная навигация

  • Обратите внимание:
  • Начало писательской деятельности
  • Популярные аудиокниги
  • Детство и юность
  • Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
  • Фёдор Достоевский: личная жизнь

200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом"

В 1846 году в соавторстве с другим известным писателем он написал злую и едкую эпиграмму: "Витязь горестной фигуры, Достоевский, милый пыщ, на носу литературы рдеешь ты, как новый прыщ". Достоевский писал о другом – прежде всего, о возможности христианского братства и, поэтому, он далёк от многих молодых людей, подверженных влиянию внешней культуры. Достоевский — все новости по теме на сайте издания Достоевский писал о другом – прежде всего, о возможности христианского братства и, поэтому, он далёк от многих молодых людей, подверженных влиянию внешней культуры. Поэтому отворачиваются от Достоевского те, кто не хочет видеть разверзающиеся бездны: открываются те самые «концы и начала», которые для человека в «насущном видимо-текущем», как пишет Достоевский, нечто «все еще фантастическое». О «природном» христианстве России еще раньше Достоевского писал Тютчев, гениально схвативший образ русского Христа – страдающего, униженного, «голгофского» (Федор Михайлович, продолжая Федора Ивановича, напишет позднее. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом.

Как писал романы Достоевский?

За что Достоевский невзлюбил Европу. Литературоведы часто говорят, что о России Фёдор Достоевский знал больше, чем кто-либо другой. А между тем, родной страны он почти не видел. Писатель совершил лишь одно вынужденное «путешествие» в Сибирь. Его ссылка продлилась 5 лет. Зато о Европе Достоевский знал много не понаслышке. Он побывал в 10 странах. Несколько лет он переезжал из города в город, каждый из которых его сильно разочаровывал.

Его каторжные друзья-игроки с восторгом делились впечатлениями. И 1862 году он на поезде отправился в своё первое путешествие: Берлин, Лондон, Париж… «…я увижу, наконец, Европу... Так столицу Германии он окрестит "кислой". В этом городе ему не нравилось решительно всё "даже Липы". Лондон показался писателю достигшим идеального порядка и от того подозрительным, про него он писал: «…Не конец ли тут? Досталось характеристик "отвратительной Темзе", воздуху, погоде, паркам и скверам. Кёльн похож на "пресс-папье", а город Висбаден запомнится не достопримечательностями, а чудовищным проигрышем в казино.

Но в 1867-м году он привёз с собой молодую жену — Анну Сниткину Достоевскую. То было свадебное путешествие, которое затянулось на 4 долгих и мучительных года. А по факту не медовый месяц, а бегство от кредиторов. Дом, в котором Достоевские снимали квартиру в Женеве фото: Nashagazeta.

Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов от уличного нищего до «его превосходительства». Лето 1845 как и следующее Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. Рассказ «Господин Прохарчин» 1846 и повесть «Хозяйка» 1847 , в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг.

Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский , осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце», «Белые ночи», цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений. В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией « Современника »: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей особенно Тургенева , Некрасова , резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для « Отечественных записок ».

Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков , а постоянными участниками были А. Майков и А. Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем «пятниц» М. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Ф.

Достоевский в ссылке Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849 ; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев , виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «... По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторга Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь.

С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. Первый брак В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной... Идеалистка была в полном смысле слова... Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского.

В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге «сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского. В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М. Катковым , Некрасовым , А. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге , куда он приехал в декабре 1859 года. Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений.

Роман «Униженные и оскорбленные»— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома». В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения».

Трудно найти фабулу проще, но интеллектуальное и душевное потрясение, которое производит роман, — неизгладимо. В чем здесь загадка? Кроме простого и очевидного ответа — «в гениальности Достоевского» — возможно, существует как минимум еще один: «проклятые» вопросы не имеют простых и положительных ответов. Нищета, собственные страдания и страдания близких всегда ставили и будут ставить человека перед выбором: имею ли я право преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых; должен ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего?

В большей части XX века по понятным причинам серьезное изучение «Бесов» велось главным образом в русской эмиграции. Когда в 1983 году Международное общество Достоевского свой 5-й симпозиум посвятило обсуждению именно романа «Бесы», ни один отечественный ученый не получил от советских властей разрешения принять участие в этом научном форуме.

В последнее десятилетие века минувшего и в первую четверть нынешнего столетия появились десятки глубоких исследований «Бесов», свободных от политической конъюнктуры. Обложка первого отдельного издания романаФото: Общественное достояние Поделиться — Тексты произведений Достоевского давно растащили на цитаты, причем не всегда верные. Шатов предъявляет Ставрогину его же слова: «Но не вы ли говорили мне, что если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной? Вот уже полтора столетия философы, богословы, литературоведы ломают голову над этой дилеммой: Христос или истина? Помня, что евангельский Спаситель сказал о Себе: «Азъ есмь путь и истина и жизнь». Но все-таки с формулировкой «Бесов» легче разобраться, нежели с признанием самого Достоевского, сделанным в письме 1854 года к Наталье Фонвизиной, где он писал о себе: «…если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». По поводу этих слов самого писателя о. Сергий Булгаков заметил, что «любовь ко Христу в Достоевском сильнее, чем вера в него». В «Бесах» же говорится не о действительном положении вещей, а о «математическом доказательстве» того, что «истина вне Христа». Достоевский не однажды писал, что в вопросах веры математические доказательства ничего не значат.

Да и один из отцов Церкви, Тертуллиан, сформулировал принцип: «Верую, ибо абсурдно» потому что если можно «доказать», то и вера не нужна. Оставил ли эту лазейку для себя Ставрогин? Об этом можно написать целую диссертацию, но это будет уже совершенно иной жанр. Достаточно длительное время в центре произведения для писателя безусловно стоял Петр Верховенский и основным сюжетным событием являлось убийство его подпольной революционной «пятеркой» Шатова. Однако в конце лета 1870 года первоначальный замысел радикально изменился. Сообщая критику Николаю Страхову о ходе работы над «Бесами», Достоевский так описывает суть совершившегося перелома: вдруг «выступило еще новое лицо, с претензией на настоящего героя романа, так что прежний герой лицо любопытное, но действительно не стоящее имени героя стал на второй план». Этот «настоящий герой» — Николай Ставрогин. Прежний, стоявший в центре замысла, — Петр Верховенский. В письме к издателю Михаилу Каткову, характеризуя свое изменившееся в ходе создания романа отношение к фигуре Нечаева-Верховенского, Достоевский писал: «Без сомнения, небесполезно выставить такого человека; но он один не соблазнил бы меня. По-моему, эти жалкие уродства не стоят литературы.

К собственному моему удивлению, это лицо наполовину выходит у меня лицом комическим». Таким образом, ключевым для проблематики «Бесов», бесспорно, является образ Николая Ставрогина.

Новости по теме: Федор Достоевский

Дмитрий Андреевич Достоевский родился в 1945 году и до пенсии работал водителем трамвая №34 в Санкт-Петербурге. Достоевский пишет об изуверах, которых он видел на каторге,— поручике Жеребятникове и Смекалове; Солженицын посвящает психологическому анализу гулаговских палачей целую главу «Голубые канты», и тот и другой приходят к похожему выводу. Достоевский начал свою писательскую карьеру после окончания университета.[2] Он начал переводить литературу с французского, который выучил в школе—интернате, на русский,[3] а затем писал рассказы. Достоевский пишет об изуверах, которых он видел на каторге,— поручике Жеребятникове и Смекалове; Солженицын посвящает психологическому анализу гулаговских палачей целую главу «Голубые канты», и тот и другой приходят к похожему выводу. и текстовые трансляций событий, спецпроекты и отличные рекламные возможности.

Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского

Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании. Достоевский начал свою писательскую карьеру после окончания университета.[2] Он начал переводить литературу с французского, который выучил в школе—интернате, на русский,[3] а затем писал рассказы. 17:00 — лекция «ДОСТОЕВСКИЙ-ПЕРЕВОДЧИК И ПЕРЕВОДЧИКИ ДОСТОЕВСКОГО» Альфред Бем назвал Достоевского «гениальным читателем». Достоевский писал о другом — прежде всего, о возможности христианского братства и, поэтому, он далёк от многих молодых людей, подверженных влиянию внешней культуры. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости.

Ссылка Достоевского

Раскольников исполняет свое намерение. Убивает Алену Ивановну. И, совершив один смертный грех, уже не останавливается перед вторым — его жертвой становится и сестра процентщицы, кроткая Елизавета, случайно оказавшаяся на месте преступления. Но ни больших денег, ни сокровищ не находит Раскольников в доме старухи. Он еще не осознает, что сотворил, хотя пытается замести следы своего злодеяния. Зато его организм реагирует — после убийства бывший студент впадает в беспамятство. Его преследуют видения. Придя в себя, он одновременно боится разоблачения и начинает понимать, что, убив, загубил и свою душу, готовый совершить еще и суицид. Совестью и одновременно спасением Раскольникова становится несчастная блудница Соня, дочь задавленного лошадью мелкого чиновника-пьяницы Мармеладова, которая пошла на панель тоже от отчаяния, чтобы спасти семью от нищеты.

Именно она вдребезги разбивает теорию Родиона о «сверхчеловеке». Как выяснилось, за некоторое время до убийства он опубликовал статью, где рассуждал о том, что есть люди «обыкновенные», не имеющие права нарушать закон, и «необыкновенные», те, кому якобы дозволено ради великой цели переступить через свою совесть и «иные» препятствия. Позже именно эта публикация станет косвенной уликой для следователя Порфирия Петровича, который в лоб объявит Раскольникову: «Вы и убили, Родион Петрович». Лучшие спектакли в Москве Классика и современная драма, спектакли музыкальные и кукольные, театральные представления для детей — как сориентироваться во всем этом многообразии? Мы выбрали для вас самые интересные постановки Выбрать спектакль А Соня, слабая, беззащитная, ставит простой и страшный диагноз: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!.. И в чем оно? Ответ у Достоевского однозначен: в искреннем раскаянии, смирении и принятии Бога. Цитата: «Разве я старушонку убил?

Я себя убил, а не старушонку! Издательство: Азбука Сюжет: «Братья Карамазовы» — сложное, глубокое, психологическое произведение с детективным сюжетом, в котором затронуты мировоззренческие вопросы веры, морали, свободы, выбора между добром и злом. Действие происходит в уездном городишке с говорящим названием Скотопригоньевск, где убит богатый помещик «из мелких» Федор Павлович Карамазов. Он пережил двух своих жен, от которых у него родилось трое сыновей. Да еще, по слухам, Карамазов-старший прижил ребенка от городской юродивой, и предполагаемый сын Павел Смердяков стал служить у него в доме. Детей своих отец не любил их воспитывали родственники , а еще и прибрал к рукам полагающееся старшему сыну Дмитрию наследство от его покойной матери. К моменту развития событий Дмитрий, безбашенный кутила, бывший гимназист, отслуживший на Кавказе, вернулся домой, ведя беспутную жизнь, а заодно и став соперником Федора Павловича в борьбе за любовь некой Грушеньки Светловой, девицы с трудной судьбой. Средний брат, умный и противоречивый Иван Карамазов, философ и журналист, увлекающийся историей церкви, прославился странной статьей на религиозную тему, и было непонятно, что заставило его вернуться в захолустье из столицы.

Младший, Алексей, добрый, отзывчивый, тонко чувствующий молодой человек в 20 лет стал послушником в монастыре. Жизнь семьи Карамазовых — череда непрерывных ссор и скандалов. Федор Павлович и Дмитрий ненавидят друг друга из-за наследства и Грушеньки. Иван ненавидит Дмитрия из-за того, что их знакомая Катерина Ивановна Верховцева предпочла старшего брата среднему. Алеша ужасается позиции Ивана «все позволено» и считает того бунтарем. После очередного публичного скандала со старшим сыном Федора Павловича находят убитым в собственном доме. Дмитрий попадает под подозрение. В войну работала медсестрой: почему Агату Кристи не хотели печатать, и куда писательница пропадала после измены Феномен популярности книг Агаты Кристи так и не удалось разгадать.

Ее романы по сей день выходят многомиллионными тиражами, режиссеры с удовольствием снимают сериалы и «большие метры» по мотивам книг знаменитой детективщицы. А ведь поначалу рукопись Агаты Кристи не приняли ни в одном издательстве. Вспомним, жизненный путь известной писательницы. Узнать подробности Цитата: «Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Интересный факт: Прообразом Дмитрия Карамазова стал Дмитрий Ильинский, несправедливо осужденный за отцеубийство. С ним Достоевский познакомился на каторге в омском остроге в 1850-х годах. Роман «Бесы».

Издательство: Эксмо Сюжет: «Бесы» — роман-предупреждение, роман-трагедия, в котором Достоевский раскрывает истинную сущность революционного терроризма. В губернский город из-за границы приезжает скандально известный Николай Всеволодович Ставрогин, сын богатой дамы Варвары Петровны. Местное высшее общество помнит его как эксцентричного необузданного молодого человека, который четыре года назад творил, мягко говоря, странные вещи. Схватил за нос уважаемого горожанина, укусил за ухо губернатора, публично поцеловал чужую жену. Расторопная Варвара Петровна представила безобразное поведение сына как следствие белой горячки и отправила его от греха подальше за границу. Появление его в родном городе вновь сопровождается скандалом: Николаю Всеволодовичу дает пощечину Иван Шатов, сын камердинера Ставрогиных. Позже выяснилось за что — Ставрогин совратил его сестру Дарью, на спор тайно женился на влюбленной в него Марии Тимофеевне по прозвищу Хромоножка, сестре пьяницы-капитана Лебядкина, жестоко бросил ее, отчего та, и без того слабая здоровьем, помешалась. В конце романа станет известно, что в Швейцарии он сошелся еще и с женой Ивана Шатова Марьей.

Женщина забеременела от Ставрогина, и ее он также бросил. Давний приятель Николая Всеволодовича Петр Верховенский, сын местного либерала Степана Трофимовича, жестокий и беспринципный человек, создал в городке тайное общество, проповедующее революционные идеи, пытается втянуть в него и харизматичного Ставрогина. И задумывает повязать членов кружка кровью. На роль жертвенного агнца выбирают Ивана Шатова, прежде сочувствовавшего революционерам, но затем отошедшему от их идей. Произведения принесли автору известность и любовь читателей всего мира. Это самый масштабный цикл писателя к данному моменту и каждая книга, каждое новое расследование не похоже на предыдущее.

Лечение не принесло результатов, и 9 февраля 28 января по старому стилю писатель скончался в возрасте 59 лет.

Погребальная процессия растянулась на целый километр. Гроб несли на руках. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману "Братья Карамазовы": "Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Крамского «Ф. Достоевский на смертном одре», РИА Новости Женщины в жизни Достоевского Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из них стала его опорой до конца жизни. Мария Исаева Первой женой писателя стала Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске.

В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск — маленький городок, затерянный в степи. Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев он познакомился с семьей Исаевых. Глава семьи был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкоголю. Это вызывало недовольство у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки. Достоевский увлекся ею не на шутку.

Летом 1855 года Исаевы уехали в Кузнецк. Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык". Писатель не оставлял попыток, и Исаева наконец сдалась. У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук.

Кроме этого, она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству. Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марии Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года. Позже Достоевский признается : Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру , — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так. Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя. На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один. Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту.

Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть".

В 1867 г. Последние годы жизни невероятно плодотворны: 1871 - "Бесы", 1873 - начало "Дневника писателя" серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня , 1874 - "Подросток", 1876 - "Кроткая", 1879 - "Братья Карамазовы".

В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. Это, наконец, настоящий триумф. Он уверен, что теперь является первым писателем в России и победил-таки графа Льва Толстого. Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти.

В частности, даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология.

Окончил инженерное училище — по настоянию отца Техническое образование совсем не соответствовало внутреннему устроению юноши, любившего литературу и вообще склонного к постоянной рефлексии. Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению. Почти всего Пушкина будущий писатель знал наизусть. Ночи юный Достоевский проводил за первой пробой своего пера. Достоевский справа с этнографом Чоканом Валихановым. Фото: wikimedia commons Закончив учебное заведение, Федор Михайлович немного проработал по специальности, но вскоре вышел в отставку и больше никогда не возвращался к инженерному делу. Был помилован на эшафоте За участие в кружке петрашевцев Достоевский был приговорен к смертной казни. Руководитель кружка Михаил Буташевич-Петрашевский обвинялся в «замысле на ниспровержение государственного устройства».

Достоевский — «в распространении копии письма Белинского к Гоголю», где критик, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законе и властях». Смертный приговор был вынесен двадцати одному участнику кружка. Несмотря на то, что было готово императорское помилование, власти приняли решение провести показательную акцию: осужденных привезли на площадь, где их стали готовить к расстрелу… «Казнь петрашевцев на Семеновском плацу». Рисунок: Б. Покровский, 1849 г. По процедуре к столбам выводили по трое. Достоевский был шестым. Когда первую «тройку» облачили в саваны, а солдаты с заряженными ружьями встали напротив них, «вдруг» прискакал фельдъегерь и объявил помилование. Один из осужденных, Николай Григорьев, который ждал выстрела уже с мешком на голове, сошел с ума. В тот же день Федор Михайлович написал брату из Петропавловской крепости: «Ведь был же я сегодня у смерти, три четверти часа прожил с этой мыслью, был у последнего мгновения и теперь еще раз живу… Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья…» Ощущения, которые Достоевский мог испытывать у эшафота, пронзительно передал герой романа «Идиот» князь Мышкин в одном из своих монологов.

Провел четыре года на каторге в Омске Смертная казнь писателю была заменена ссылкой в Сибирь. Условия жизни в исправительно-трудовом лагере легко себе представить: там было больше причин умереть, чем выжить. Холод, недоедание, произвол со стороны надсмотрщиков и отъявленных преступников, тяжелый физический труд — все это, наложенное на ослабленное здоровье, могло уничтожить Достоевского в несколько месяцев. Однако тем удивительней, что Федор Михайлович не только выжил там, но и находил в себе силы поддерживать других. Осмысление опыта, полученного во время пребывания на каторге, нашло отражение в «Записках из Мертвого дома». Герцен был убежден, что в этом произведении Достоевский предстал русским Данте, который спускался в ад. В феврале 1854 года писатель был отправлен рядовым в Семипалатинск. Ровно через год, узнав о смерти императора Николая I, Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвященное вдове императрице Александре Федоровне. В день коронации Александра II 26 августа 1856 года бывшим петрашевцам было объявлено прощение. Считается, что начало приходу Достоевского к Богу положило его «стояние у эшафота», а каторга этот приход окончательно утвердила.

Писатель отказался от социалистических мечтаний о том, что можно справедливо переустроить общество и мир в целом. Даля Он пришел к выводу, что главное зло — не во внешних факторах, а внутри человека: «зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, ни в каком устройстве общества не избегнете зла, душа человеческая останется та же, ненормальность и грех исходят из нее самой» из «Дневника писателя». Страдал эпилепсией Диагноз «падучая» эпилепсия Достоевскому поставили в Сибири. Первый припадок случился в 1850 году. Он сопровождался «вскрикиванием, потерею сознания, судорогами конечностей и лица, пеною пред ртом, хрипучим дыханием, с малым, скорым сокращенным пульсом. Припадок продолжался 15 минут». Во второй раз это случилось в 1853 году. После приступы стали повторяться регулярно. Эта болезнь накладывала серьезный отпечаток на сам тип его поведения, психологические особенности и самочувствие. Был женат дважды С первой женой — Марией Исаевой — Достоевский познакомился во время армейской службы.

В то время она была замужем за офицером, страдавшим алкоголизмом. После его смерти в 1855 году Федор и Мария окончательно сблизились и в 1857 году поженились. Вопреки ожиданиям писателя, этот брак не был счастливым. Шаткость положения усугублялась частыми приступами эпилепсии Федора. Вместе они прожили семь лет.

Федор Достоевский: есть ли божественный замысел в кромешном ужасе русской жизни?

А в "Преступлении и наказании" впервые описал "теоретическое убийство", то есть такое, которое совершается не из корысти, не из ревности или мести, а "от головы", от "теории". Людмила Сараскина: Не думаю, что Достоевский, доживи он до гибели царя от бомбы террориста, испытал бы торжество - его жена Анна Григорьевна Достоевская писала, что сердце Федора Михайловича, обожавшего царя-освободителя, при этом известии разорвалось бы мгновенно... Но он и в самом деле знал за собой эту особенность - "своим идеализмом пророчить даже факты". Каракозов, признав убийство законным средством достижения политических изменений, как раз и открыл эпоху терроризма в России. Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова в "Преступлении и наказании" 1969.

Фото: Киностудия им. Что сбылось и, возможно, еще сбудется? Людмила Сараскина: В 1921 году, в столетний юбилей Достоевского в журнале "Печать и революция" появилась публикация, где утверждалось: все сбылось по Достоевскому. Переверзев, - все еще современный писатель; современность еще не изжила тех проблем, которые решаются в творчестве этого писателя.

Говорить о Достоевском для нас все еще значит говорить о самых больных и глубоких вопросах нашей текущей жизни". Прошло еще сто лет, и мы можем видеть, сколь многое попадает в перечень "всё". Это и сценарий падения империи в лицах, и почерк политических убийств, и аристократы, пошедшие в демократию, и их инфернальные "подвиги". Оптика Достоевского, его способность предвидеть, помещая уже случившиеся события в горизонты предстоящего, была поразительной!

Будущие итоги настоящих событий ему были ясны до подробностей. Он чувствовал "химию и физику" грядущей революции, предвидел ее соблазны и последствия. Политические скандалы, болезненный абсурд, хаос, жизнь в стиле беспредела, все то, что принято называть "достоевщиной", станет обыденностью. Крушение нравственных и духовных основ человека, снятие всех законов и правил, норм, границ, запретов, сдерживающих начал, разрушительное торжество антиморали, насилие, вырвавшееся на свободу, изгнание истины - все эти знаковые явления современности в совокупности своей сложатся в антропологическую катастрофу.

Иван Бунин, не будучи поклонником художественной манеры Достоевского, вынужден был вслед за ним с болью и тоской свидетельствовать о расчеловечивании людей в эпоху революционных бесчинств, о неизбежном переименовании добра и зла. Его дневник "Окаянные дни" стал проверкой на практике того, что автор "Бесов" предвидел, а он, Бунин, увидел и пережил. Порой кажется, что история "после Достоевского" продолжает дописывать его, выдвигая новые невиданные сюжеты. Пять его романов, "пятикнижие", обрели репутацию диагноза всего следующего столетия, многоликой бесовщины ХХ века.

Вряд ли можно усомниться, что история исчерпана и ей нет продолжения в XXI столетии. Несбывшееся из предвиденного не доказывает ошибочность того, кто предвидел. Несбывшееся не сбылось ПОКА. История, описанная Достоевским "на вырост", еще аукнется и откликнется.

Реальность Достоевского остается открытой, и это ее фундаментальное свойство! Кто будет жить, тот увидит. Как в мире отмечается 200-летие Достоевского? Пандемия сильно изменила планы и форматы?

Людмила Сараскина: Одними из первых юбилейный марафон начали литераторы Японии, предложив достоевсковедам написать эссе для спецвыпуска журнала "Современная мысль". Одна из тем - "Достоевский во время пандемии". Кажется, будто специально для нас, сегодняшних, был написан сон Раскольникова, которому пригрезилось, как неслыханная и невиданная моровая язва, пришедшая из глубины Азии в Европу, поражает мозг и души людей, отнимает разум, обрекает человечество на гибель. Очевидно главное: именно во времена глобальных бедствий аукается нам Достоевский, подает сигналы тревоги.

Его "указующий перст" и напоминает, и предостерегает... Пандемия многое изменила, прежде всего в образе жизни - уже полтора года научное общение привыкает к дистанционному формату: в Сети даже появилось, в подражание Рене Декарту, утверждение: covido ergo zoom обыгрывается знаменитое изречение "cogito ergo sum" - "мыслю, следовательно существую". Сон Раскольникова в точности описывает то, что происходит сегодня. Но согласитесь, что дистанционные формы общения дают и новые возможности.

Ведь тем не менее юбилей отмечают широко? Людмила Сараскина: Отмечают - празднуют! Известия приходят из мест, где, казалось бы, есть только свои кумиры.

В их числе В. Перов, писавший портрет Достоевского в 1872 году, и Н. Крамской, который через несколько дней придёт в квартиру Достоевского «снимать» его портрет на смертном одре.

Ещё одно большое рекламное объявление извещает о выходе в свет последнего, двадцать пятого выпуска издания «Библия в картинах знаменитых мастеров. Ветхий Завет» и о начале новой серии «Новый завет». А в рабочем кабинете Достоевского на книжной полке тем временем лежит почитаемая как святыня книга из первого детства: «Сто четыре священные истории из Ветхого и Нового завета в пересказе для детей и юношества» «с прекрасными картинками», как говорит о ней с умилением старец Зосима в «Братьях Карамазовых» [Достоевский, 1972-1990, т. Чем не рифма? И рядом реклама книги «История русской церкви, период первый, Киевский вторая половина » профессора Московской духовной академии Е. Тоже из круга постоянных интересов Достоевского.

Из материалов содержательного характера, опубликованных на первой полосе, близкой к предмету размышлений Достоевского этих дней была статья «Временно-обязанные» о постановлении курского дворянства об отказе изъявлять несогласие на выкуп земли в отношении своих бывших крестьян. Автор горячо сочувствует этому решению и видит в нём залог будущего преодоления разрыва между сословиями, столь необходимого каждому из них: Почин курского дворянства, — пишет корреспондент, — должен найти подражателей не только потому, что это дело справедливости, но и потому, что вырос и имеет право заявлять о своём росте только тот, кто умеет отказаться от привилегий. Пора русскому дворянству сбросить с себя последние остатки крепостнической отчуждённости, в которой ещё до сих пор держат его некоторые чисто материальные привилегии, перешедшие от крепостной эпохи. Эти привилегии не сила, а слабость дворянства. Они даже мало содействуют материальному благосостоянию дворян, приучая полагать упования не на личную энергию, а на внешние обстоятельства. Волей неволей благодаря этим привилегиям, дворянство становится в некоторый антагонизм с остальным населением, так как его привилегии неизбежно ограничивают права других классов, в особенности крестьян.

Между тем, опираясь именно на крестьянство, дворяне могли бы выступить на ту дорогу, на которой никто и ничто не может отнять у них ни силы, ни знания, ни крупной исторической роли. Они могли бы стать не только «разумом» земли, как мы недавно выразились, но и с успехом руководить борьба против элементов, враждебных земству. В ином ключе, но также о необходимости единения дворянства, просвещённого класса, интеллигенции с народом страстно писал в первой главе нового «Дневника» Достоевский. Его мысль, безусловно, была намного масштабнее, и, суждения корреспондента «Нового времени» могли вызвать у него только скепсис, так как точкой отсчёта в них было всё же дворянство, а не народ. Достоевский призывал оказать доверие именно народу, крестьянству, послушать и услышать народ и тогда все действительно искренние, все воистину жаждущие правды, а главное, дела, заправского дела и общей пользы, — такие все присоединятся к премудрому слову народному; все же неискренние разом обнаружат всё свое содержание и обнаружатся сами. А если останутся и искренние, что и тогда в народ не уверуют, — то это какие-нибудь староверы и доктринёры сороковых и пятидесятых годов, старые, неисправимые дети, и они будут только смешны и безвредны.

Все же, кроме них, в первый раз прочистят глаза свои и очистят пониманье своё. Действие может быть чрезвычайно важное по последствиям, ибо… ибо тут-то, в этой-то форме, может быть, и возможно начало и первый шаг духовного слияния всего интеллигентного сословия нашего, столь гордого пред народом, с народом нашим. Я про духовное лишь слияние говорю, — его только нам и надо, ибо оно страшно поможет всему, всё переродит вновь, новую идею даст [Достоевский, 1972-1990, т. Как бы то ни было, материал для интереса Достоевского несомненный, как и публикации посвященные голоду и отклику на него, со статистическими данными и историческим экскурсом. Беды народные никогда не оставляли Достоевского равнодушным. Далее речь идёт о грубом искажении смысла статьи «Нового времени» о контроле за органами местного управления.

Автор заметки негодовал и иронизировал в связи с методами «полемики» журналистов «Порядка». С «Порядком» предполагал полемизировать в новом «Дневнике писателя» и Достоевский. Вот уж беспорядок-то, по крайней мере в мыслях» [Достоевский, 1972-1990, т. Орган беспорядочной мысли. Там хоть молись, хоть нет — ничего не произойдёт, тем более порядка» [Достоевский, 1972-1990, т. Газета «Порядок» начала выходить с 1 января 1881 года и была газетным спутником либерального журнала «Вестник Европы», с которым Достоевский находился в давней идейной оппозиции.

Очевидно, первые публикации газеты скорее всего в изложении публицистов «Нового времени» произвели на писателя негативное впечатление, а заметка от 25 января могла его в том только лишний раз утвердить. Развернём газету. В разделе «Телеграммы» первая корреспонденция из Москвы сообщает о похоронах А. Сегодня похоронили в Новодевичьем монастыре А. На отпевании присутствовала масса интеллигентной публики, много дам, князь Долгорукий генерал-губернатор Москвы. Надгробные венки поднесены от студентов, от Малого театра, от драматических писателей и от театра Малкиеля.

Часть пути до кладбища гроб несли студенты. На могиле говорили Юрьев и Нефёдов. Первый выразил мысль, что Писемский будил общественное сознание романом и драмой; второй — что он обратил внимание общества на народ и что потеря его особенно важна и тяжела для нашего общества, бедного силами. Все упомянутые в телеграмме лица были участниками прошлогодних Пушкинских торжеств в Москве, свидетелями триумфа «Пушкинской речи» Достоевского. Он всех их знал лично. И, читая печальное известие, конечно, живо всех представлял.

Не мог только представить, что совсем скоро газеты заполнятся репортажами с его похорон, а имя Писемского вновь появится на страницах газет рядом с его собственным в перечне тяжких утрат русской литературы. В других новостных сообщениях известия о похоронах профессора Лешкова в Москве; об очередном заседании Палаты общин английского парламента тема заседания: второе чтение ирландского билля об охране личности и собственности. Трибуны заняты» ; о возвращении в Тегеран Сипех Салар Азема, бывшего главнокомандующего персидскими войсками во время последнего курдского восстания, который «принят шахом очень радушно», сообщается также, что «правительство приняло меры против возобновления восстания курдов, во всей местности между Керманшахом и Багдадом всё ещё царит беспорядок»; «Агентство Рейтера» сообщает из Кэпкостакаля о том, что «посол от короля ашантиев потребовал выдачи бежавшего сюда туземного начальника Гамина.

Достоевский был болезненно ревнив. Любая мелочь могла вывести его из себя. О своих чувствах он писал другу, Александру Врангелю.

Второй супруге, Анне, он запрещал носить яркие вещи и требовал, чтобы она выглядела незаметно и непривлекательно. Дочь Достоевского, Любовь, была писательницей. Мемуары из жизни Достоевского - самая известная ее работа. Эпитафия на надгробии писателя содержит слова из "Братьев Карамазовых". Это высказывание из Евангелия от Иоанна, 12:24: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода".

В возрасте 28 лет писатель был приговорён к расстрелу за участие в собраниях кружка вольнодумца Петрашевского, а также за чтение и распространение запрещённого письма Белинского Гоголю. В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац. Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь. Инсценировка казни, рис.

Покровского, 1849 г. Затем Достоевского и других облачили в белые саваны с капюшонами и крестами, и на эшафот явился священник. Расстреливать предполагалось тройками, привязывая осуждённых к столбам. Достоевский был во второй тройке. В первой, конечно, был сам Петрашевский. Сразу за столбами были вырыты могилы, куда должны были падать трупы. Когда Петрашевский и два его единомышленника уже были привязаны к столбу, когда на них уже были направлены ружья, было объявлено, что смертная казнь отменяется. Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги.

На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой. Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения. Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий