Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января (по ст. стилю) 1877 года в петербургском Большом (Каменном) театре. Или, если иначе, историк балета Ю. Слонимский вспоминает: «В первом акте Никия участвует в общем танце баядерок, где никак не выделена и имеет небольшое, очень скромное соло».
«Баядера» – первая премьера сезона
Балет «Баядерка» | | Знаменитый французский хореограф Мариус Петипа, которого в Петербурге величали не иначе как Мариус Иванович, в конце 19 века создал балет «Баядерка». |
Баядерка: история о любви | В эти минуты на подмостках Воронежского оперного – самая масштабная премьера нынешнего сезона – легендарный балет «Баядерка», который зрители и гости столицы Черноземья увидят впервые. |
Страстная и непреклонная: 28 января выходит телеверсия балета «Баядерка» | Новости – | Сюжет балета "Баядерка", созданного в далеком 1877 году, переносит нас в экзотическую Индию, где происходят страстные и трагические события. |
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви | Сюжет балета «Баядерка» состоит из трех трагических историй. |
Баядерка — Репертуар театра оперы и балета — Воронежский государственный театр оперы и балета | Сюжет балета «Баядерка» состоит из трех трагических историй. |
Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном
Утрата четвертого акта с трио Солора, Гамзатти и Никии-тени вызывала немало возражений. Тем не менее, произведенные изменения имели свою логику, а предложенная версия, как показало время, подтвердила свою жизнеспособность. Спектакль, отпраздновавший свой более чем вековой юбилей, и сегодня притягивает, впечатляет, искренне волнует. Недаром по сей день «Баядерка» принадлежит к числу самых любимых спектаклей — любимых и зрителями, и самими исполнителями. Перед тем как углубиться в лес, Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее у храма. Из храма торжественно выходят Великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют священные танцы. Среди них украшающая празднество прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, Великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии.
Никия отвергает эти домогательства. Она никогда не полюбит его. Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного источника. Магедавея сообщает Никии, что Солор придет к ней. Никия счастлива. Наступает ночь. Тайное свидание. Солор клянется Никии в вечной любви. Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных.
Раджа Дугманта — глава княжества — сообщает своей дочери Гамзатти, что она увидит своего избранника. Раджа посылает за женихом. Это — храбрый воин Солор. Раджа объявляет Солора и свою красавицу-дочь женихом и невестой. Воин поражен красотой девушки. Но воспоминание о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводит его в замешательство. Является Великий брамин. Он хочет сообщить радже тайну. Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом.
Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет своего решения. Баядерка, решает он, должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника Солора, не ожидал такой развязки. Но раджа неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию.
Вельможа, который был послан от Солора, докладывает Ники о том, что ее будет ждать ее любимый после праздника, и ее радости нет предела. Все было бы очень хорошо, если бы брамин не подслушал разговор двух влюбленных. А тем временем Солор предлагает своей любимой сбежать отсюда и быть навсегда вместе. Дальше действия переносятся в храм, где находится раджа Дугмант. У него есть очень красивая дочь, которую он готов выдать замуж, да и муж уже выбран, и им оказался Солор. Там же появляется брамин, который рассказывает радже обо всем, что услышал от двух влюбленных. Раджа не собирается менять планы и продолжает вести себя, так как раньше. Вот только брамин должен помочь ему и убить Ники. Дочь раджи рассказывает всем о том, что совсем скоро выйдет замуж, а также приглашает Ники танцевать на ее свадьбе.
В 1940-х годах старались сохранить иногда развить, осовременить уже существующую хореографию и тактично дополнить ее новыми номерами. В первой картине к скромному танцу баядерок и диковатой пляске факиров вокруг священного огня Вахтанг Чабукиани добавил дуэт Никии и Солора. Практически пантомимную вторую картину украсили эффектной пластикой танца Никии с рабом хореограф Константин Сергеев , в котором храмовая баядерка благословляла будущий брачный союз. Главные и решающие изменения произошли в третьей картине. Разнообразный и богатый дивертисмент был еще расширен. В 1948 году в характерную сюиту органично вошел танец золотого Божка хореограф и первый исполнитель Николай Зубковский. Пономарев и Чабукиани, убрав ненужную здесь тень Никии, обогатили партии солистов. В целом по танцевальному разнообразию и богатству нынешний второй акт «Баядерки» уникален. Резкий контраст бессюжетного блестящего дивертисмента и трагического танца со змеей усилил смысловую эмоциональность действия в целом. Убрав венчавший прежде балет «гнев богов», постановщики ввели мотив личной ответственности Солора. Бесстрашный перед лицом врага воин решается теперь и на ослушание своему радже. После картины сна героя появилась небольшая картина самоубийства Солора. Увидев неземной рай, где среди небесных гурий царит любимая Никия, жизнь на этом свете становится для него невозможной. В дальнейшем совершенство хореографической композиции «картины теней» потребовало не разрушать зрительное и эмоциональное впечатление неким реалистическим довеском. Ныне герой, отозвавшись на зов любимой, навсегда остается в мире теней и призраков. Такой романтический финал венчает спектакль, весьма привлекательный и в плане редкого мастерства сохраненной сценографии второй половины XIX века. Всегда вызывают аплодисменты зрителей особая иллюзорность дворцовых покоев художник второй картины Константин Иванов и поражающие взгляд восточные шествия на фоне узорчатых экстерьеров освященного солнцем дворца художник третьей картины Петр Ламбин. Недаром с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета. Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями — уникальное явление в отечественной практике. Любой зритель от новичка до специалиста осознает главную привлекательность балета — так называемый «Сон Солора» или картина «Тени». Недаром этот фрагмент нередко представляют отдельно без декораций, и впечатление не уменьшается. Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Выдающийся хореограф и превосходный знаток классического балета Федор Лопухов попытался детально проанализировать хореографическую природу этого шедевра. Эта сцена вызывает в человеке духовный отклик, который так же трудно объяснить словами, как впечатление от музыкального произведения... Здесь разрабатываются и сталкиваются хореографические темы, в результате чего образуются новые. Гениальная постановка не случайно удавшийся набор движений, а произведение, проникнутое единой большой мыслью». От «Теней» Петипа прямой путь к знаменитым «абстрактным» композициям Джорджа Баланчина. В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра. В Москве после не слишком удачных редакций спектакля Александра Горского который, пытаясь приблизить балет к реальной Индии, одевал теней в сари лишь изредка исполнялся акт «Тени». Лишь в 1991 году Юрий Григорович взял за основу постановку 1948 года, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными. За рубежом долго удовлетворялись одним актом «Теней», пока бывшая балерина Кировского балета Наталья Макарова не решилась в 1980 году поставить в Американском театре балет «Баядерка» в 4 актах. Конечно, в Нью-Йорке никто не помнил финальный акт в оригинале, даже соответствующая музыка была недоступна. Макарова соединила три первые картины в один акт, сократив дивертисмент картины праздника за счет изъятия характерных танцев. После неизменного акта теней исполнялся финальный акт со вновь сочиненной хореографией, дополненной танцем золотого божка из ленинградской постановки. Несмотря на то что спектакль имел успех и Макарова перенесла свою постановку в театры различных стран, новая хореография в ней явно проигрывает старой. После гениальной романтической сцены следуют невыразительные танцы, по сути лишь иллюстрирующие сюжет. Более последователен был подлинный знаток классического наследия Петр Гусев. В не обремененном балетными традициями Свердловске он в 1984 году попытался по памяти восстановить оригинальную «Баядерку» в четырех актах. Шедевр «Теней» подобно Гималаям высился над бледными равнинами остальных слагаемых спектакля. По существу новые «обновители» «Баядерки» должны решить для себя основной вопрос: что для них, а главное для зрителя, важнее — хореографическая гармония или дотошное разрешение сюжетных коллизий.
Усложнился в соответствии с общим ростом танцевальной техники, изменением представления о виртуозности и хореографический текст роли. В партии Никии крупнейшие русские балерины А. Павлова, М. Кшесинская, О. Спесивцева открывали новые драматические интонации, обогащая и собственную палитру выразительных средств, и диапазон выразительности данной роли. В советское время тема внутренней независимости человека, противостоящего обстоятельствам и посягательству на его исконные права любить и быть счастливым, приобрела в исполнении замечательных балерин М. Семеновой, Н. Дудинской героический характер. В 1941 году на сцене Театра имени С. Кирова была осуществлена новая редакция балета. Пономарев и В. Чабукиани задались целью приблизить спектакль к требованиям времени, избавив его от явных архаизмов и длиннот. Лучшее из хореографии Петипа было тщательно воссоздано Пономаревым, часть танцев была заново сочинена Чабукиани. Танец Золотого божка 3-я картина сочинил для себя Н. Чабукиани завершали спектакль «Тенями», отказавшись от финального четвертого акта. В нем на свадьбе Солора с Гамзатти, соединению которых мешала тень Никии, осуществлялось возмездие богов за то, что Солор нарушил данную баядерке клятву в верной любви. Дворец разрушался, погребая под обломками участников свадебного празднества. Утрата четвертого акта с трио Солора, Гамзатти и Никии-тени вызывала немало возражений. Тем не менее, произведенные изменения имели свою логику, а предложенная версия, как показало время, подтвердила свою жизнеспособность. Спектакль, отпраздновавший свой более чем вековой юбилей, и сегодня притягивает, впечатляет, искренне волнует. Недаром по сей день «Баядерка» принадлежит к числу самых любимых спектаклей — любимых и зрителями, и самими исполнителями. Перед тем как углубиться в лес, Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее у храма. Из храма торжественно выходят Великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют священные танцы. Среди них украшающая празднество прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, Великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает эти домогательства. Она никогда не полюбит его. Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного источника. Магедавея сообщает Никии, что Солор придет к ней. Никия счастлива. Наступает ночь. Тайное свидание.
Мариинский театр Шедевр Мариуса Петипа Балет "Баядерка"
Все эти положительные качества Петипа особенно чётко выступили в его новом произведении. Финальная картина балета «Тени» до сего времени — непревзойдённый образец массового классического танца. Постановка «Баядерки» знаменовала окончание первого периода балетмейстерского творчества Петипа. Все, даже самые удачные, его спектакли предыдущих лет были лишь попытками продлить репертуарную линию Перро, но не развивали её. В них не было ни социальной остроты, ни идейной глубины, свойственных балетам прославленного балетмейстера.
Петипа ограничивался лишь тем, что брал в основу либретто реалистическую фабулу и последовательно исключал из своих постановок элементы фантастики, придавая им чисто дивертисментный характер. В итоге его спектакли не стали новым этапом в развитии балета, а лишь продолжали старый. Второй период в творчестве Петипа начался с постановки в 1878 году балета «Роксана, краса Черногории», который стал попыткой создать балетный спектакль на современную тему, и был тесно связан с русско-турецкой войной 1877-1878 годов. Содержание балета представляло собой очень запутанное соединение реального и фантастического.
Основными действующими лицами спектакля были девушка-черногорка, превращавшаяся ночью в вилису, и два влюблённых в неё соперника — благородный черногорец и переодетый турок. Преодолев чары виллис, черногорец выходил победителем и освобождал героиню. Балет заканчивался весёлым праздником, в котором принимали участие и русские солдаты-освободители славян. Эта постановка в те годы была очень своевременна и вызвала самый живой интерес широких кругов городского населения.
Последовавший за ней в 1879 году фантастический балет «Дочь снегов» был навеян экспедицией Норденшельда к северному полюсу. Показанная в том же сезоне постановка «Млада» отражала сильно возросший после окончания войны за освобождение славян интерес общества к славянской культуре. Наконец, балет «Призрак-цирюльник» отдавал дань увлечению зрителей опереточными сюжетами. Настойчивое стремление Петипа ставить балеты на современные актуальные темы, было новой попыткой найти путь к созданию реалистического балетного спектакля.
Но эти постановки не достигали своей цели и имели лишь кратковременный успех. В этот период всё внимание Петипа было уже направлено на развитие классического танца. Он насыщал свои балеты многочисленными и разнообразными танцами, добиваясь их предельной выразительности и простоты, широко используя огромные возможности петербургской балетной труппы, обладавшей в то время первоклассными солистками и прекрасным кордебалетом. Большинство этих танцев носило исключительно дивертисментный характер, но они всё же развивали балетмейстерское мастерство постановщика.
Петербургская балетная труппа в эти годы после долгого перерыва пополнилась отличными артистами, которые вполне могли соперничать с зарубежными знаменитостями. В 1867 году окончила Петербургскую балетную школу Екатерина Оттовна Вазем 1848-1937 С-32 , уже через год с успехом дебютировавшая в балете «Конёк-Горбунок», а с 1874 года занявшая первое положение в театре. Вазем была очень сильной классической танцовщицей. Высоко развитая техника, отличные внешние данные принесли ей популярность, несмотря на недостаток выразительности и актёрского дарования.
После ухода со службы в театре Вазем до конца своих дней чрезвычайно удачно занималась педагогической деятельностью сначала в балетной школе, а затем частным образом. С-33 В 1869 году окончила школу танцовщицей первого разряда Евгения Павловна Соколова 1850-1925. Она дебютировала в «Эсмеральде» и сразу завоевала расположение зрителей. Сценическое обаяние, соединённое с природной грацией и большим актёрским дарованием, позволили ей по праву занять ведущее место в труппе.
Несмотря на то, что Соколова не отличалась выносливостью, в тот период она была самой яркой танцовщицей петербургской балетной труппы. Впоследствии Соколова очень плодотворно занималась педагогической и репетиторской деятельностью в театре. В это время начинает свой сценический путь замечательный русский танцовщик Павел Андреевич Гердт 1844 — 1917 С-34. Он окончил Петербургскую балетную школу в 1864 году, но на два года был оставлен в ней для дальнейшего совершенствования и зачислен в труппу на первое положение только в 1866 году.
В том же сезоне он дебютировал в балете «Тщетная предосторожность», блестяще исполнить роль Колена. Гердта по справедливости можно назвать крупнейшим русским классическим танцовщиком XIX века. Помимо исключительного владения классическим танцем, он обладал врожденным чувством стиля эпохи и редкой непринужденностью исполнения. При этом танец у Гердта не превалировал над образом и пантомимой.
В течение пятидесяти трех лет Гердт достойно занимал первое положение в петербургской балетной труппе и уже в возрасте шестидесяти с лишним лет исполнял роли молодых мужчин. Занятия живописью значительно полагали артисту в создании выразительного грима. Гердт неоднократно выступал как поставщик и регулярно занимался преподаванием мимики и танцев в балетной школе. Ведя курс пантомимы, он, как правило, использовал показ, что, по свидетельству его учеников, невольно заставляло их больше восторгаться мастерством учителя, чем практически совершенствоваться в преподаваемом предмете.
В классе поддержки Гердт, помимо прохождения обычных упражнений, часто заставлял учащихся исполнить дуэтные танцы различных периодов развития балета, которые он сам когда-то танцевал или видел. Этот педагогический прием давал очень хорошие результаты и вырабатывал в учениках чувство стиля убежденный противник «затехниченного» танца и хореографической акробатики, Гердт как танцовщик и партнер полностью соответствовал простому и строгому рисунку танцев Петипа и был постоянным первым исполнителем в наиболее совершенных произведениях балетмейстера. С-35 Закончивший училище в 1875 году и определенный на первое положение Платон Константинович Карсавин 1854 - 1922 не сумел сделать карьеры как танцовщик. Зато он занял видное место среди русских хореографических педагогов.
С 1882 года, в течение более чем десяти лет преподавая в младших классах Петербургской балетной школы, Карсавин заложил твердые основы русского национального искусства у многих выдающихся балетных деятелей XX века. Тем временем в Москве после отъезда Петипа в 1870 году появился новый балетмейстер-австриец Венцель или, как он сам именовал себя: Вячеслав Рейзингер 1827 - 1892. До своего приезда в Россию он работал в Вене, Праге и Лейпциге. Первая его постановка в Москве — балет «Волшебный башмачок, или Сандрильона» - была удачной.
Но, не смотря на это, дирекция не заключила с ним контракт. В 1873 году Рейзингер снова появился в Москве и на разовых условиях стал ставить балет «Кащей» на тему русской сказки. После постановки «Кащея» с Рейзингером в конце 1874 года был заключён контракт. Обосновавшись в Москве, новый балетмейстер в 1875 году создал два балета: «Стелла» и «Ариадна».
В них Рейзингер хотел показать зрителю свои новые методы постановки танцев. Взяв за основу изобразительное искусство античности, Рейзингер стремился применить его в балете и ещё в 1873 году, предполагая поставить в Москве свой одноактный балет «Нарцисс и Эхо», говорил, что «написал балет только в одном акте, опасаясь, по условиям, относящимся до костюмов и танцев древнего времени, в нескольких актах утомить публику». Как «Стелла», так и «Ариадна» вызвали кратковременное любопытство зрителя, причём последний спектакль поражал ещё роскошью своей постановки.
Этот балет — уникальное явление в мире искусства. Его исполнение требует слаженной хореографии одновременно большого количества танцоров. Лиепа изменил структуру балета, убрав ряд сцен и дополнив постановку яркими, масштабными декорациями, создающими настоящую восточную атмосферу. Финальный танец «Теней» неизменно собирает бурные овации зрителей, купивших билеты.
Композитор написал ее сразу после триумфа «Сильвы». И снова получился хит, своим появлением обязанный европейской моде на все экзотическое, в частности, индийское. Яркая, интригующая история любви парижской певицы и индийского принца, насыщенная экзотическими нарядами и прекрасными ариями, собирала аншлаги сто лет назад и не утратила своей изысканной прелести для современного зрителя. В саратовской «Баядере» постановочная группа из Санкт-Петербурга, постаралась подать сюжет ярко и современно.
Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют священные танцы. Среди них украшающая празднество прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, Великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает его любовь. Вместе с другими баядерками Никия даёт факирам воду из священного источника. Магедавея сообщает Никии, что Солор придет к ней. Никия счастлива. Наступает ночь. Тайное свидание Никии и Солора охраняет факир. Но Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Солор предлагает Никии бежать. Баядерка согласна, но прежде Солор должен поклясться над священным огнем, что будет верен ей. Солор клянется. Великий брамин негодует и решает отомстить влюбленным. Раджа Дугманта — глава княжества — сообщает своей дочери Гамзатти, что она увидит своего жениха.
Баядерка. Спектакль театра "Кремлевский балет"
В «Баядерке» композитор смог убедительно противопоставить полярные образные сферы, что подтверждает театральность мышления Минкуса — прежде всего в противопоставлении мелодичной музыкальной характеристики Никии с ее прозрачной мелодией и оркестровыми массовыми сценами. Петипа удалось сохранить баланс между эффектными характерными танцами и драматичной историей любви Никии и Солора. В содружестве с талантливым композитором ему удалось мастерски соединить радужное зрелище и повествование о несчастной любви: трагическая линия судьбы баядерки. Образ Никии на протяжении становления балета меняется за счёт тонких решений Минкуса: от светлых, лиричных интонаций первого акта, к эмоциональным кульминациям конца второго действия. В этой работе во всей полноте проявился лирический дар Минкуса. Ещё при жизни композитора критики отмечали, что никогда такое роскошное создание как «Баядерка» не умрёт в летописях хореографического искусства. И действительно: вот уже более 100 лет спектакль привлекает внимание зрителей всего мира и пользуется интересом среди постановщиков ведущих театров России и других стран. О спектакле: Премьера в Воронежском государственном театре оперы и балета состоялась 16 октября 2021 года. Еще сложнее и ответственнее сохранять то лучшее, что было создано великими творцами и их последователями, бессмертное наследие М.
Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и других, — и сделать при этом спектакль современным, понятным и близким зрителю. Однако именно такие цели преследовали мы, создавая балет «Баядерка» на воронежской сцене. Непревзойденный шедевр, который сегодня должен быть в репертуаре каждой классической труппы — по ряду причин. Во-первых, это разнообразие пластического материала, дающее возможность проявить, раскрыть себя каждому танцовщику: классических, характерных танцев, психологически тонких актерских ролей, разноплановых массовых сцен кордебалета. Во-вторых, великая хореография Мариуса Петипа организует труппу и повышает ее профессиональный уровень. И наконец, в сюжете балета заложены вечные темы и проблемы, актуальные во все времена: любовь и верность, ревность и предательство, преступление и наказание.
В партитуру постановки Воронежского театра оперы и балета включены музыкальные отрывки из произведений Минкуса, которые прежде никогда не исполнялись в спектакле на российской сцене, и те фрагменты, что со временем исчезли из первоначальной редакции балета. Естественно, это потребовало создания новых хореографических фрагментов, призванных, сохраняя стилистику Петипа, привнести в спектакль больше динамики — и драматизма, и лирики. Для этого я воссоздаю забытую финальную сцену разрушения храма и возвращаю оригинальный музыкальный материал финала Минкуса, что потребовало, в связи с моим режиссёрским замыслом его адаптации, в чем мне помог дирижёр-постановщик спектакля Данила Серганин. Мне кажется это очень важным, не столько в силу своей эффектности, но скорее как эмоциональный, этический апофеоз сюжета. Любое деяние, предательство влечёт за собой расплату…» Юлиана Малхасянц балетмейстер-постановщик новой хореографической редакции спектакля, заслуженная артистка России В 2022 году балет «Баядерка» в постановке заслуженной артистки России Юлианы Малхасянц назван «Спектаклем сезона в музыкальном театре» по итогам театрального профессионального конкурса Воронежского отделения СТД РФ «Браво. Краткое содержание Первое действие 1 картина Молодые воины во главе с Солором охотятся в священном лесу. Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать её у храма. Из храма торжественно выходят великий брамин и жрецы.
Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки исполняют священные танцы, среди них и прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к её ногам все богатства Индии.
Вот только сегодня он с ними не может идти, ведь ему нужно обязательно показаться на празднике, который посвящен огню. А уже после праздника он хочет встретиться со своей любимой Ники. Весь праздник происходит в храме. Среди танцовщиц находится Ники, и многие замечают, что танцует она намного лучше, чем остальные девушки. Кроме этого многие считают, что самым главным украшением является именно эта девушка. За ней бегает великий брамин, который раньше никого и никогда не любил, а теперь он очарован этой девушкой и готов сделать все для того чтобы это чувство оказалось взаимным. Вот только девушка уже любит другого человека и никого впустить в свое сердце больше не сможет.
Вельможа, который был послан от Солора, докладывает Ники о том, что ее будет ждать ее любимый после праздника, и ее радости нет предела. Все было бы очень хорошо, если бы брамин не подслушал разговор двух влюбленных.
Наступает ночь. Солор в сопровождении факира приближается к храму. Он ждет свою возлюбленную. Выходит Никия. Солор заключает Никию в свои объятия, клянется в безграничной любви и верности. Он предлагает Никии бежать навсегда из этих мест.
Внезапно в дверях пагоды возникает фигура Великого брамина. Увидев Никию в объятиях Солора, он решает жестоко отомстить отвергнувшей его баядерке и своему сопернику. Отдав приказание позвать баядерок, раджа посылает за своей дочерью. Пришедшей Гамзатти он объявляет о своем решении выдать ее замуж за Солора. Входит Солор. Раджа говорит ему о предстоящей свадьбе. Но хотя красота Гамзатти поражает Солора, он не в силах забыть баядерку. И потому пытается отклонить честь стать супругом Гамзатти.
Не дослушав Солора, раджа гневно объявляет, что свадебная церемония состоится совсем скоро. Объяснение с Солором прерывает приход Великого брамина, принесшего важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал.
К ней подходит Великий брамин, поднимает покрывало и дает знак начать танец. Никия танцует. Великий брамин не в силах скрыть от нее свои чувства. Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания.
Брамин грозит отомстить Никии. Факир Магдавая, уловив удобное мгновение, передает Никии слова Солора. Наступает ночь. Луна освещает голубоватым светом лес и пагоду. Солор в сопровождении факира приближается к храму. Он ждет свою возлюбленную. В одном из окон мелькает свет.
Солор подходит к окну. И через мгновение заключает Никию в свои объятия, клянется в безграничной любви и верности. Он предлагает Никии бежать навсегда из этих мест. Внезапно в дверях пагоды возникает фигура Великого брамина. Увидев Никию в объятиях Солора, он решает жестоко отомстить отвергнувшей его баядерке и своему сопернику. Наступает утро. Влюбленным нужно расстаться.
Из леса выходят охотники. Они несут убитого тигра. Им навстречу идут баядерки за священной водой. Солор весь во власти воспоминаний о минувшей ночи. Он не слушает рассказ Толорагвы об удачной охоте, рассеянно приказывает охотникам возвратиться домой и сам уходит. Дворец раджи. Отдав приказание позвать баядерок, раджа посылает за своей дочерью.
Пришедшей Гамзатти он объявляет о своем решении выдать ее замуж за Солора. Входит Солор. Раджа говорит ему о предстоящей свадьбе. Но хотя красота Гамзатти поражает Солора, он не в силах забыть баядерку. И потому пытается отклонить честь стать супругом Гамзатти. Не дослушав Солора, раджа гневно объявляет, что свадебная церемония состоится через три дня. Объяснение с Солором прерывает приход Великого брамина, принесшего важное известие.
Раджа приказывает всем покинуть зал.
Краткое содержание Балета Баядерка
самого важного - балета Минкуса, хотя в обоих спектаклях главных номеров ждешь. Балет «Баядерка», созданный композитором Людвигом Минкусом в 1877 году, стал одним из шедевров Мариуса Петипа. Сюжет балета, основанный на мотивах древнеиндийского эпоса, сегодня представляется завораживающей восточной сказкой о любви, верности и коварстве.
Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
В основе «Баядерки» была любовная драма, завязкой напоминающая сюжет «Шакунталы»: знатный воин Солор влюблялся в баядерку, то есть храмовую танцовщицу, Никию. Однако он должен был жениться на дочери раджи, и та ревниво отравляла соперницу. В опиумном сне пропаганда наркотиков в петербургском балете XIX века работала по полной программе герою являлся призрак убитой — в белой балетной пачке и в окружении такого же белого кордебалета.
Первое действие Первая картина. Древняя Индия Начинается праздник поклонения огню. Факиры во главе с Магдавеей разжигают священный огонь. Из Храма торжественно выходят Великий Брамин и жрецы. Храмовые танцовщицы — баядерки исполняют священные ритуалы. Среди них выделяется прекрасная Никия.
Влюбленный в Никию Великий Брамин с восхищением любуется ее танцами. Воспользовавшись моментом, когда все участники богослужения забылись в молитвенном экстазе, он признается Никии в своей любви, обещая бросить к ее ногам все богатства Индии. Баядерка с негодованием отвергает жреца и напоминает ему данном им обете безбрачия. Великий Брамин уязвлен и подавлен таким откровением баядерки. По его знаку все возвращаются в храм. Знаменитый воин Солор просит Факира Магдавею передать Никии, что он придет к храму, чтобы увидеться со своей возлюбленной. Баядерка выходит набрать воды из священного источника и встречается с Солором. Счастливый воин дает ей клятву и вечной любви.
Факир охраняет их тайное свидание, но Брамину удается подслушать нежные беседы влюбленных. Он негодует и клянется священным огнем, что жестоко отомстит сопернику. Вторая картина. Зал во дворце раджи Раджа объявляет о своем желании выдать замуж свою дочь — принцессу Гамзатти за храброго воина Солора. Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приглашают баядерок, среди которых Никия. Раджа показывает Солору красавицу дочь, объявляет их женихом и невестой. Гамзатти счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести стать супругом дочери раджи, но он любит Никию и дал ей клятву верности!
С важным известием приходит во дворец Брамин. По его просьбе раджа остается с ним наедине. Брамин сообщает радже о любви Солора к баядерке. Разгневанный раджа решает уничтожить баядерку. Брамин напоминает ему, что гибель баядерки навлечет гнев богов и настаивает на убийстве Солора. Но раджа непреклонен. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор Брамина с отцом. Желая проверить услышанное, она посылает за Никией.
Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день торжества.
В основе постановки — либретто Мариуса Петипа и Сергея Худекова. Музыку к спектаклю исполнит симфонический оркестр радио «Орфей». Лучшие места можно выбрать при покупке билетов на Яндекс Афише. Андрис Лиепа неоднократно сам танцевал «Баядерку» на сценах знаменитых российских театров.
Появляются Дугманта и Гамзатти. Раджа велит Никии развлекать публику. Баядерка танцует. Гамзатти приказывает передать ей корзину цветов.
Спрятанная в цветах змея жалит девушку. Никия прощается с Солором и напоминает, что он клялся любить её вечно. Великий брамин предлагает Никии противоядие, но она предпочитает смерть. Раджа и Гамзатти торжествуют. Действие второе Солор грустит о Никии. Магедавея приносит ему опиум. Солору снится Царство теней, где находится и душа Никии. В покои Солора входят воины — они пришли подготовить его к свадьбе, но видения Солора не прекращаются. Действие третье Свадебная церемония.
«Баядерка»
Сюжет рассказывает о воине Солоре, который влюблен в прекрасную баядерку Никию. Сюжет балета "Баядерка", созданного в далеком 1877 году, переносит нас в экзотическую Индию, где происходят страстные и трагические события. Среди этих записей оказалась и запись балета «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, сделанная по постановке 1900 года.
Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном
Телеверсия новосибирского балета «Баядерка» выйдет 28 января на канале «Россия-Культура». | Читайте самые свежие и актуальные новости из рубрики Культура на Горсайте – она должна украсить своими танцами процессию. 14 и 15 октября 2023 Астраханский театр оперы и балета представил премьеру балета "Баядерка", которому уже более полутора веков и который является одним из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Опера «Баядерка» в Астраханском театре оперы и балета продолжает завоевывать сердца зрителей своей красотой, глубиной сюжета и великолепием исполнения.
Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
Прекрасная индийская танцовщица Никия и отважный воин Солар обещали друг другу никогда не расставаться, но ее возжелал верховный жрец, а Солара обязали жениться на дочери влиятельного раджи. И вот уже помолвка: для молодых танцует та самая преданная баядерка. И в каждом движении — печаль ее разбитого сердца. Тот драматизм, та нежность, с которой Никия выходит, я не могу сравнить ни один другой балет с этим монологом, с этими эмоциями, которые я испытываю, танцую», — отмечает прима-балерина Михайловского театра Анджелина Воронцова. Грустная, но по-восточному красивая история. Словно невесомые плавно струятся платья храмовых танцовщиц, сверкают роскошью наряды обитателей дворца.
Ткани для каждого из 150 костюмов художник-постановщик Ангелина Атлагич выбирала сама: что-то привезла из родной Сербии, что-то — из Индии. А затем я объединила историю с современной индийской модой и получилась совершенно новая "Баядерка", — рассказывает художник по костюмам Ангелина Атлагич.
Танец «теней» завораживает, погружая зрителей в состояние восторженного созерцания неземной красоты. Мудрая простота классического танца ставит это творение Петипа в один ряд с высшими достижениями человечества.
При открытии продаж на этот репертуар Вам придет письмо на email или sms уведомление. Кол-во человек , желающих посетить спектакль Введите номер телефона:.
Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов. Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие. Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам. Назывались они накни или кутани.
Либретто балета "Баядерка". Первый акт А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки. В священном лесу кшатрия знатный воин по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников. В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец.
Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом. С наступлением ночи юноша подходит к храму и ждет Никию. Во время свидания он клянется над священным огнем вечно любить девушку и умоляет ее бежать с ним. Нарушает уединение влюбленных Великий брамин. Разгневанный и отвергнутый, он замышляет отомстить Солору и Никии. Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра.
Второй акт Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты. Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно - день свадьбы уже назначен. Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой. Он настаивает на мести - надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя - она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев.
Музыка Минкуса в балете способствовала успеху этого яркого спектакля за счет своей эмоциональности, ритмического разнообразия, подчеркнутой театральности. В этом сочинении получил наиболее полное выражение мелодический талант Минкуса. В «Баядерке» композитор смог убедительно противопоставить полярные образные сферы, что подтверждает театральность мышления Минкуса — прежде всего в противопоставлении мелодичной музыкальной характеристики Никии с ее прозрачной мелодией и оркестровыми массовыми сценами. Петипа удалось сохранить баланс между эффектными характерными танцами и драматичной историей любви Никии и Солора. В содружестве с талантливым композитором ему удалось мастерски соединить радужное зрелище и повествование о несчастной любви: трагическая линия судьбы баядерки. Образ Никии на протяжении становления балета меняется за счёт тонких решений Минкуса: от светлых, лиричных интонаций первого акта, к эмоциональным кульминациям конца второго действия. В этой работе во всей полноте проявился лирический дар Минкуса. Ещё при жизни композитора критики отмечали, что никогда такое роскошное создание как «Баядерка» не умрёт в летописях хореографического искусства. И действительно: вот уже более 100 лет спектакль привлекает внимание зрителей всего мира и пользуется интересом среди постановщиков ведущих театров России и других стран. О спектакле: Премьера в Воронежском государственном театре оперы и балета состоялась 16 октября 2021 года. Еще сложнее и ответственнее сохранять то лучшее, что было создано великими творцами и их последователями, бессмертное наследие М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и других, — и сделать при этом спектакль современным, понятным и близким зрителю. Однако именно такие цели преследовали мы, создавая балет «Баядерка» на воронежской сцене. Непревзойденный шедевр, который сегодня должен быть в репертуаре каждой классической труппы — по ряду причин. Во-первых, это разнообразие пластического материала, дающее возможность проявить, раскрыть себя каждому танцовщику: классических, характерных танцев, психологически тонких актерских ролей, разноплановых массовых сцен кордебалета. Во-вторых, великая хореография Мариуса Петипа организует труппу и повышает ее профессиональный уровень. И наконец, в сюжете балета заложены вечные темы и проблемы, актуальные во все времена: любовь и верность, ревность и предательство, преступление и наказание. В партитуру постановки Воронежского театра оперы и балета включены музыкальные отрывки из произведений Минкуса, которые прежде никогда не исполнялись в спектакле на российской сцене, и те фрагменты, что со временем исчезли из первоначальной редакции балета. Естественно, это потребовало создания новых хореографических фрагментов, призванных, сохраняя стилистику Петипа, привнести в спектакль больше динамики — и драматизма, и лирики. Для этого я воссоздаю забытую финальную сцену разрушения храма и возвращаю оригинальный музыкальный материал финала Минкуса, что потребовало, в связи с моим режиссёрским замыслом его адаптации, в чем мне помог дирижёр-постановщик спектакля Данила Серганин. Мне кажется это очень важным, не столько в силу своей эффектности, но скорее как эмоциональный, этический апофеоз сюжета. Любое деяние, предательство влечёт за собой расплату…» Юлиана Малхасянц балетмейстер-постановщик новой хореографической редакции спектакля, заслуженная артистка России В 2022 году балет «Баядерка» в постановке заслуженной артистки России Юлианы Малхасянц назван «Спектаклем сезона в музыкальном театре» по итогам театрального профессионального конкурса Воронежского отделения СТД РФ «Браво. Краткое содержание Первое действие 1 картина Молодые воины во главе с Солором охотятся в священном лесу. Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать её у храма. Из храма торжественно выходят великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню.
Информация
«Баядерка» ❤️ Сюжет балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви. После революции у нового зрителя недавно бывшего императорским театра «Баядерка» вместе с другими «старыми» балетами не вызывала трепета: «Современный зритель слишком культурен, чтобы восторгаться или даже просто переносить терпеливо "Баядерку"»5. В начале. Баядерка (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Баядерка (значения). Баядерка Сцена из I акта, 1900 Композитор Людвиг Минкус Автор либретто Сергей Худеков Хореограф Мариус Петипа Последующие редакции Александр Горский Количество.