Разгром повстанцев и последствия 7 великих просветителей Европы Ханская месть Причины и повод Предпосылки. Тверское восстание 1327 года стало следствием недовольства населения Руси гнётом монгольского ига. Главная» Новости» Антиордынское восстание в твери год.
События 1327года
Во время антиордынского восстания в Твери при правлении князя Ивана Калиты были предприняты ряд мер для подавления мятежников и восстановления порядка в городе. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против. Произошедшее в 1327 году антиордынское восстание в Твери стало первым масштабным выступлением русичей против ордынского владычества. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Антиордынское восстание в Твери в 1327 году.
Причины и повод
- «Щелканова рать» | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- «Золотая орда»
- Антиордынское восстание в твери, подавленное московским князем иваном калитой
- История и причины
- Когда произошло антиордынское восстание в городе Твери
Накануне Куликовской битвы - русские против русских, Тверь и Москва (кое-что о прошлом)
Мирные тверские жители «народи же гражанстии» , много терпевшие от Чол-хана и его отряда, неоднократно жаловались своему князю и просили, чтобы он «их оборонил». Великий князь Александр Михайлович, «видя озлобление людии своих» и не будучи в состоянии «их оборонити», призывал их к терпению «трьпети им веляше». Но народ не смог дольше выносить притеснения Чол-хана и выжидал лишь удобное время для того, чтобы поднять восстание «и сего не трьпяще, тферичи искаху подобна времени» [1627]. На этом заканчивается первая часть летописного текста, посвященного тверским событиям 1327 г. Далее следует описание самого восстания в Твери, отличающееся по стилю от только что рассмотренной вводной к нему части. Как уже указано, данная вводная часть написана каким-то тверским книжником-летописцем, излагавшим события этого времени и привлекшим в качестве одного из источников запись о том, как были перебиты в 1327 г. Прежде чем переходить непосредственно к анализу этой записи, надо ответить на два вопроса, относящиеся к только что изложенному тексту: 1 какова его общая политическая тенденция? Летописцу присущи антиордынские настроения. Он возмущается поведением Чол-хана, он с большим сожалением относится к жителям Твери. Но это лишь одна из тенденций, проявившихся в его изложении.
Другая тенденция выражена в словах великого князя Александра Михайловича — это мысль о необходимости терпения, о бесполезности и даже вредности открытых активных действий против татар. Такая мысль проводится, как увидим ниже, и дальше, в рассказе о событиях в Твери, имевших место вслед за восстанием 1327 г. Очевидно, определенная часть феодальных кругов Твери выступала в отношении Орды сторонницей мирной тактики, считала, что надо было добиваться от ордынского хана вывода Чол-хана, а не пытаться расправиться с ним. Это — тактика, объективно означавшая осуждение народного движения. Какие реальные данные можно извлечь из текста Рогожского летописца и Тверского сборника о событиях, непосредственно предшествующих восстанию в Твери 1327 г.? Вряд ли можно найти печать реальности в приводимых летописцем рассуждениях золотоордынских татар о необходимости истребления всех русских князей. Это, вероятно, скорее своеобразное обобщение самим летописцем тех актов убийства в Орде ряда русских князей, которые имели место в начале XIV в. Но, посылая в Тверь Чол-хана, золотоордынский хан, по-видимому, действительно имел в виду укрепить свою власть на Руси. Передача в управление могущественному ханскому баскаку одного из наиболее крупных политических пунктов Северо-Восточной Руси, выступавшего в это время в качестве возможного центра объединения русских земель, преследовала цель усиления золотоордынского влияния на русских князей, установления за их политикой контроля со стороны хана.
Весьма правдоподобны сведения летописи о поведении Чол-хана, занявшего великокняжеский дворец и ставшего как бы над великим князем, хотя власть последнего никем не упразднялась. Столь же правдоподобны данные о том, что политика Чол-хана вызвала всенародное негодование «озлобление» , что сначала это негодование проявлялось лишь в форме жалоб князю — легальной форме выражения народом своего недовольства, — затем возбуждение стало накапливаться, и народ лишь выжидал удобного случая, чтобы выступить открыто против притеснителей. Летописный текст позволяет предполагать, что если не было вполне продуманной, организованной подготовки восстания против золотоордынских ставленников, то во, всяком случае то, что произошло в городе 15 августа 1327 г. Почва для восстания уже имелась, к нему готовились, нужен был лишь сигнал к выступлению, причем таким сигналом могло послужить малейшее столкновение горожан с татарами. Можно сказать, что народ ждал повода для того, чтобы подняться на борьбу, потому что был готов сделать это и знал, что восстание произойдет. Показательна и позиция великого князя Александра Михайловича. Связанный тем, что над ним нависла чуждая власть, он проявляет политическую беспомощность, бездеятельность и устраняется от активного участия в надвигающихся событиях. Его тактика — это тактика выжидания: он воспользуется плодами восстания, если оно будет удачно, но он отведет от себя гнев хана в случае провала движения указанием на то, что он призывал народ к «терпению» и не принял участия в его действиях. Переходим к рассмотрению самого движения 15 августа 1327 г.
Оно началось рано утром, «как торг сънимается». И место восстания «торг» и время начало торговли очень показательны. Как раз там, где бывает больше всего горожан, и в те часы дня, когда замечается их особенный наплыв, должно было произойти решительное выступление против татар, которого многие, вероятно, ждали. Восстание вспыхнуло, казалось бы, по ничтожному поводу. Один дьякон, по прозвищу Дудко, вел лошадь «кобылицу младу и зело тучну» к Волге, чтобы напоить ее водой, татары отняли лошадь, дьякон закричал: «О, мужи тферстии, не выдавайте! Весь этот рассказ полон непосредственности. Здесь, как почти можно быть уверенным, нет ничего выдуманного. И в этом простом и как бы протокольном описании событий содержится целая концепция восстания, которую не надо привносить исследователю. Вероятно, ни дьякон, спускавшийся к Волге, ни многие из тех, кто вышел в это утро на торг, не знали, что из-за его молодой кобылицы разыграется кровавая драма.
Но призыв дьякона к тверским «мужам» прозвучал как набат и был ими воспринят как таковой именно потому, что все ждали чего-то такого, что должно поднять народ. Народное терпение было настолько истощено, что скрытый гнев мог прорваться в любой момент наружу. К месту «сечи» подходили все новые люди «сътекошася человеци» , началось было смятение «смятошася людие» , но оно быстро сменилось в какой-то мере организованным народным выступлением. Это произошло потому, что зазвучали приведенные в ход чьими-то руками все имевшиеся в городе колокола «и удариша. И далее, судя по рассказу, действует уже не случайная кучка людей, привлеченная криком ограбленного дьякона, а выступает «град», как организация горожан, принявшая определенное решение на вече, как общенародном собрании «и сташа вечем, и поворотися град весь, и весь народ, в том часе събрася…». Разбираемый текст содержит, во-первых, рельефное противопоставление поведения татар, расцениваемого автором как полнейший произвол «самовластие» , и тверских горожан, дающих этому произволу единодушный отпор. Столь же рельефно показано нарастание событий и переход их в высшее качество. Если дело началось, со столкновения с иноземными насильниками части горожан, заступившихся за своего земляка, и это столкновение грозило перейти в стихийно ширившееся, но беспорядочное побоище, то в ходе движения оно принимает характер общенародного движения, направляемого вечем и проходящего под определенными лозунгами. Эти лозунги, подготовленные, как можно думать, еще раньше, а сейчас выдвинутые на вечевом собрании, призывали к уничтожению всех татар, вплоть до самого Чол-хана.
Из приведенных слов ясно, что избиение татар было делом не просто возбужденной, разошедшейся и не знавшей удержу толпы. Автор описания тверских событий 15 августа 1327 г. И производилась расправа, как можно судить по приведенному тексту, не беспорядочно, а в соответствии с каким-то, хотя и в весьма общих чертах, намеченным планом, «по ряду», т. Этот план, конечно, повторяю, лишь в самых грубых контурах определявший линии восстания, предусматривал, чтобы в конце концов не осталось никого из татар, кто мог бы сообщить в Орду о случившемся «не оставиша и вестоноши». И только пастухи, пасшие конские стада в окрестностях Твери, воспользовавшись наиболее быстроходными конями, ускакали на них в Орду и Москву, принеся туда весть об убийстве Чол-хана «…иже на поли пастуси стадо коневое пасущей, тии похватавше лучшей жеребци, и скоро бежаша на Москву и тамо возвестиша кончину Шевкалову». На этом заканчивается рассказ современника о тверском восстании 15 августа 1327 г. Другой автор, включивший этот рассказ в текст летописного свода, говорит о последующих событиях на Руси. Из Золотой орды была прислана «на землю Русскую» карательная экспедиция «рать» во главе с пятью «темниками», из которых особенный страх внушал народу «воевода» Федорчук. Множество русских людей было перебито татарами, некоторые взяты в плен, Тверь и города Тверской земли сожжены.
Тверской великий князь Александр, «не трьпя безбожныя их [татар] крамолы», бежал с семьей в Псков, «оставль княжение Русское и вся отъчствиа своя». Тогда же в Орде был убит князь Иван Ярославич рязанский. Сокрушаясь по поводу всех этих несчастий, обрушившихся на Русь, летописец в то же время видит в них результат антитатарского восстания тверских горожан, не послушавшихся своего князя, который «трьпети им веляше». Религиозно-моралистический аспект летописного повествования осложняется определенной политической тенденцией в той его части, где автор говорит о Москве и московском князе Иване Даниловиче Калите. Умалчивая об участии последнего в действиях карательной экспедиции, прибывшей из Золотой орды, летописец пишет: «великыи же Спас, милостивыи человеколюбець господь своею милостию заступил благоверного князя великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отъчину от иноплеменник, поганых татар». Из летописного контекста следует, что здесь перед нами не просто молитвенное обращение к господу богу, а определенная политическая формула под религиозной оболочкой. Слова «великий милостивый Спас» указывают на Спасский собор в Твери и олицетворяют Тверское княжество как одну из богом хранимых русских земель. На мой взгляд, в приведенном выше тексте, если сопоставить его с введением к рассказу о тверском восстании, можно уловить примерно такую мысль: бог наказал за грехи русских людей Тверскую землю; тверичи не захотели терпеть этого наказания и восстали; за это их земля еще раз была предана огню и мечу со стороны иноплеменников; но тем самым Тверь искупила грехи русского народа, приняла на себя весь божий гнев, обрушившийся на нее в лице «Федорчуковой рати», и спасла от возмездия всевышнего другие русские земли и прежде всего Москву. В рассматриваемом летописном тексте мы можем вскрыть и религиозную философию, и политическую концепцию.
Мы можем найти в нем и осуждение правда, в спокойно-повествовательном тоне инициативы народа, учинившего избиение татар, и косвенное хотя и весьма завуалированное оправдание действий Ивана Калиты, выступившего вместе с татарскими темниками против своих же соотечественников о чем прямо вообще не говорится. Наконец, чувствуется защита летописцем своего собственного тверского князя Александра Михайловича от возможных обвинений и со стороны Орды — в противодействии ей доказывается его непричастность к антитатарскому восстанию и даже отрицательное к нему отношение , и со стороны русских людей — в измене национальному делу указывается, что он не мог. Наконец, внимание летописца устремляется на деятельность тверских князей Константина и Василия Михайловичей по восстановлению Твери после татарского погрома. В его повествовании здесь опять звучит мотив о Твери как богохранимом городе, о том, что милость «великого Спаса» распространяется на тех, кто «избыл от безбожных татар» и вернулся «по своим местом». Люди, понесшие наказание и теперь «преставшеот тугы», думают о возведении божиих церквей, «дабы в них молитва опять была»[1628]. Когда и в каких кругах могла сложиться такая концепция восстания 1327 г.? Думаю, что при дворе тверских князей, вскоре после того, как Иван Данилович Калита получил ярлык на великокняжеский стол, а Тверь несколько оправилась от татарского погрома.
В Твери была сложная административная система, в которой местные чиновники были назначены центральными властями.
Они часто злоупотребляли своим положением, извлекая выгоду для себя и своих подчиненных. Это вызывало недовольство населения и создавало непрочный политический фундамент в городе. Третьей причиной были социальные неравенства. В то время в Твери существовала ярко выраженная классовая система, где правительственные служащие и богатые купцы находились в привилегированном положении, в то время как большая часть населения, включая крестьян и ремесленников, жила в нищете и лишении. Комбинация этих факторов создала неприятную обстановку в Твери, где нищета, политическая коррупция и социальные неравенства способствовали возникновению недовольства и протестных настроений в обществе. Антиордынское восстание стало результатом накопившегося гнева и желания изменить существующую систему. Хронология событий Антиордынское восстание в Твери было длительным и сложным периодом в истории региона. Восстание началось в 1327 году и продолжалось до 1332 года, что сделало его одним из самых продолжительных восстаний против Монгольского ига.
Вот основные события, произошедшие во время восстания: Год Событие 1327 Начало восстания. Причиной его возникновения стало недовольство населения тяжелыми экономическими условиями и чрезмерными налогами, введенными Ордой. Восставшие горожане приняли присягу на верность Великому княжеству Тверскому и его владетелю Александру Михайловичу. Оказал сопротивление Орде. Орда взяла Тверь под блокаду. Восстание утрачивает свою силу и активность. В конце марта разгром восставших в Твери. В результате антиордынского восстания Тверское княжество смогло сохранить свою независимость, однако Орда продолжала оказывать влияние на регион и дальше.
Восстание в Твери исторически стало символом сопротивления монгольскому игу в Руси и оказало значительное влияние на дальнейшую историю страны. Видео:Игра престолов по-русски: борьба Москвы и Твери История ЕГЭ 2022 Умскул Скачать Причины восстания Антиордынское восстание в Твери было вызвано несколькими причинами, которые оказали значительное влияние на настроения и население города. Одной из главных причин были экономические проблемы, с которыми столкнулись жители Твери.
Щелкан и его приближенные были заперты в резиденции князя и сожжены заживо.
Останки свиты убитого хана были спрятаны во дворце накануне. Они были сожжены вместе с другими полчищами. Участники и руководители восстания В Тверском восстании В нем приняли участие все жители города и его окрестностей, независимо от их статуса. Это был действительно популярный восстание.
И кто руководил восстание, существовало два противоположных мнения: Князь Александр Михайлович. Согласно этой версии, сам тверской князь из династии Рюриковичей встал во главе повстанческого движения. В некоторых летописных источниках указывается, что он лично поджигал Щелкана в княжеской резиденции. Стихийный характер восстания.
Многие историки считают, что именно лидер народа был наиболее активен в борьбе против города. Есть много лидеров, которые считают, что лидеров не было. В пользу этой версии говорит тот факт, что князь Александр не мог не заметить, как самоубийство восстание против многократно превосходящих сил Золотой Орды. Даже если Александр Михайлович не обращался к народу напрямую, факт остается фактом.
Летописи сообщают, что после расправы над ордынцами он обратился за помощью к другим русским князьям. Никто не ответил на его обращение. Более того, некоторые князья встали на сторону Ордеи и приняли участие в разгроме повстанцев. Подавление восстания Московский князь Иван Калита сыграл активную роль в разгроме восставших тверичей.
Воспользоваться ситуацией решил старый политический соперник Александра Михайловича. Калита лично отправился к хану Узбеку и предложил свою помощь. Он согласился и предоставил князю армию в 50 000 человек во главе с пятью темниками — военачальниками из ордынской знати. По пути к ним присоединилось войско суздальского князя Александра.
Во главе объединенного войска стоял командующий Ордой Федорчук, набожный христианин. Сражаться против такой большой армии было абсурдно. Александр Тверской бежал сначала в Новгород, а затем в Псков.
Это привело к распространению восстания на другие регионы России и затянувшейся войне против Орды. И хотя в конечном итоге антиордынское восстание в Твери было подавлено, его значение в российской истории трудно переоценить. Восстание против Орды привнесло идею национального единения на Русскую землю и стало одним из этапов пути к освобождению от монгольского ига. Основные лидеры и участники антиордынского движения Антиордынское восстание в Твери в начале XIV века имело своих основных лидеров и участников, которые сыграли важную роль в борьбе против монгольского иго и местных татарских правителей. Один из главных лидеров восстания был князь Михаил Тверской. Он отличался не только высоким родословным происхождением, но и политическими навыками.
Михаил активно боролся против татарского влияния, стремясь восстановить независимость Тверского княжества. Он сумел объединить своих сторонников и предоставить им организованное вооруженное сопротивление. Также значительную роль в восстании сыграл князь Александр Невский, который вёл активную политику против нашествия Тевтонского ордена. Он показал себя искусным военачальником и политиком, способным собирать поддержку народа и сохранять единство во время сложных боевых действий. Александр Невский также сумел добиться сотрудничества со своими союзниками в борьбе против Монгольской власти. Другим важным лидером антиордынского движения был великий князь Ярослав Тверской. Он продолжил дело своего отца Михаила Тверского, становясь одним из сторонников активной политики против монгольского иго. Ярославу удалось укрепить и расширить влияние Тверского княжества, основав своей княжество независимой силой, не подчиненной ордынским правителям. Большую роль в антиордынском движении сыграли и другие бояре и дружины Тверского княжества.
Они помогали в лидерстве и оказывали силовую поддержку во время сражений с татарскими войсками. Крестьяне и горожане также активно участвовали в восстании, проводя протестные акции и забастовки, требуя свободы и праведности. Причины возникновения антиордынского восстания в Твери Антиордынское восстание в Твери, которое произошло в XIV веке, было вызвано неудовлетворенностью населения истолкованием Тверского княжества под властью Монгольской орды. Одной из главных причин, спровоцировавших восстание, было экономическое и социальное неравенство между привилегированным дворянством и простыми крестьянами. Дворянство наслаждалось привилегиями, такими как освобождение от уплаты налогов, в то время как крестьяне должны были нести все тяготы и обязанности. Это приводило к разрастанию независимой вооруженной силы дворянства, которая испытывала ничем не сдерживаемый властный контроль и произвол над крестьянами. Кроме того, наличие Монгольской орды в регионе означало, что большая часть доходов, полученных от налогообложения, уходила в орденскую казну.
Антиордынское восстание в Твери: история и последствия
Дьякон же пожалел и начал громко кричать: "О, мужи тверские! Не выдайте! Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд.
Начало восстания и его причины Борьба московского и тверского князей за ханский ярлык на великое княжение шла с 1304 года и одним из ее этапов стало убийство в Орде Михаила Тверского в 1318 году. Иван Калита. В 1325 году тверской князь Дмитрий убил московского князя Юрия в Орде, но вскоре сам был убит. На престол Московского княжества вступил брат Юрия — Иван Данилович, которому позже дали прозвище Калита. Тверским князем в 1326 году стал Александр Михайлович. Он также претендовал на престолы в Новгороде Великом и Владимире-на-Клязьме. От хана Узбека в 1326 году он получил ярлык на княжение во Владимире, а с Новгородом заключил договор. В 1327 году в Тверь прибыл двоюродный брат Узбека — Чолхан. Он стал вести себя в городе как хозяин. Сначала выгнал князя из дворца, где сам и поселился. Его свита начала грабить город и избивать жителей. Среди них пошли слухи, что Чолхан сам собирается занять тверской престол, а затем обратить русских подданных в ислам.
Оно стало символом сопротивления угнетению и борьбы за свободу, но в результате привело к глубоким социальным и экономическим проблемам. Как и когда началось восстание против Орды в Твери В знак протеста против монгольского игмиграционного управления местное население восстало, заблокировало проход между реками Тверца и Тмакша и требовало от Джучи, главного управляющего Орды, отмены игмиграционного управления и установления справедливой налоговой системы. Восставшее население также выразило свое нежелание платить традиционные дань и пошлины Орде. Восстание в Твери привлекло внимание и других городов Русской земли. Вскоре боевики из Новгорода и Пскова пришли на помощь тверским повстанцам. Это привело к распространению восстания на другие регионы России и затянувшейся войне против Орды. И хотя в конечном итоге антиордынское восстание в Твери было подавлено, его значение в российской истории трудно переоценить. Восстание против Орды привнесло идею национального единения на Русскую землю и стало одним из этапов пути к освобождению от монгольского ига. Основные лидеры и участники антиордынского движения Антиордынское восстание в Твери в начале XIV века имело своих основных лидеров и участников, которые сыграли важную роль в борьбе против монгольского иго и местных татарских правителей. Один из главных лидеров восстания был князь Михаил Тверской. Он отличался не только высоким родословным происхождением, но и политическими навыками. Михаил активно боролся против татарского влияния, стремясь восстановить независимость Тверского княжества. Он сумел объединить своих сторонников и предоставить им организованное вооруженное сопротивление. Также значительную роль в восстании сыграл князь Александр Невский, который вёл активную политику против нашествия Тевтонского ордена. Он показал себя искусным военачальником и политиком, способным собирать поддержку народа и сохранять единство во время сложных боевых действий. Александр Невский также сумел добиться сотрудничества со своими союзниками в борьбе против Монгольской власти. Другим важным лидером антиордынского движения был великий князь Ярослав Тверской. Он продолжил дело своего отца Михаила Тверского, становясь одним из сторонников активной политики против монгольского иго. Ярославу удалось укрепить и расширить влияние Тверского княжества, основав своей княжество независимой силой, не подчиненной ордынским правителям. Большую роль в антиордынском движении сыграли и другие бояре и дружины Тверского княжества. Они помогали в лидерстве и оказывали силовую поддержку во время сражений с татарскими войсками. Крестьяне и горожане также активно участвовали в восстании, проводя протестные акции и забастовки, требуя свободы и праведности.
Подавление восстания Бежавшие монголы быстро добрались до Москвы. Князь Иван, признанный мастер политической интриги, верно оценил шаткое опасное положение тверского владетеля и его княжества и действовал энергично. Когда была Сталинградская решающая битва: кратко о сражении Поход объединенных сил В ставке Орды были всерьез озабочены и встревожены, монголы заподозрили в неповиновении и бунте и других русских князей. Простить убийство баскака Узбек не мог и готовил месть непокорным. Однако Русь не была еще готова скинуть иго, разобщенные князья боялись возмездия за «самоубийственное» возмущение тверян. Когда князь Калита предложил Узбеку свою помощь в подавлении восстания в обмен на ярлык на великое княжение, он легко получил поддержку из 50 тысяч воинов под началом пяти темников и воеводы Федорчука. Московская дружина, усиленная татарской конницей, выдвинулась для подавления тверского восстания. К войску присоединились силы суздальского князя Александра Васильевича. Действовали решительно и жестоко. Объединенное русско-монгольское войско мечом и огнем прошло по тверским городам и весям. Была разрушена и сожжена столица. Так кто же подавил первое восстание против монголо-татарских захватчиков в Твери? Народное возмущение было жестко подавлено князем московским Иваном Даниловичем, князем суздальским Александром Васильевичем и пятидесятитысячным войском хана Узбека под командованием воеводы Федорчука. Бегство князя Александр Тверской спешно покинул разоренное княжество. Великий Новгород не принял беглого князя, а от преследовавшей его федорчуковой рати он откупился двумя тысячами гривен. Пристанище нашлось в новгородском пригороде — Пскове. Преследователи подошли вплотную к городу и потребовали выдачи беглеца, митрополит Феогност отлучил Александра и всех псковичей от церкви. Князь предпочел не подвергать приютивший его город опасности и перебрался в Литву. Тверской стол взял его брат Константин Кашинский, признавший главенство Москвы и подчинившийся воле Ивана Калиты. Обратите внимание!
Участие в подавлении тверского восстания. Когда произошло антиордынское восстание в городе твери
Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Щелкан Чолхан , двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать[ править править код ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси.
Между тем известные нам факты позволяют оценить время княжения Даниила Александровича вообще в отечественной истории, а в частности в возвышении Москвы. Выделение Москвы из состава Великого княжества Владимирского относится к началу великого княжения Дмитрия Александровича, старшего сына Александра Невского. Став в 1276 г. Чтобы усилить свои позиции, он выделил самостоятельные уделы своим младшим братьям. Андрей получил Городецкое княжество, а Даниил — Московское. Дата образования Московского княжества, впервые названная А. Экземплярским, автором капитального труда о великих и удельных князьях Северо-Восточной Руси 1276 , признана советскими историками 14. О первом московском князе Данииле Александровиче 1276—1303 известно немного — он не пользовался особым вниманием летописцев.
Даниил родился в 1261 г. По мнению А. Экземплярского, Даниил находился под опекой своего дяди Ярослава Тверского, а после его смерти, в великое княжение своего старшего брата Дмитрия, получил самостоятельный удел. Первоначально территория Московского княжества была небольшой. Она включала земли по среднему течению Москвы-реки с ее левыми притоками: Рузой, Озерной, Истрой, Всходней, Яузой, Пехоркой, и с правыми притоками: Сетункой, Пахрой, а также верхнее течение р. Верхнее течение Москвы-реки с городом Можайском принадлежало смоленским князьям, нижнее с городом Коломной — рязанским; рязанские владения доходили на север примерно до р. Московское княжество протянулось с востока на запад на 150—200 километров, с севера на юг — на 100—120 километров. В нем было всего три укрепленных города: Москва, Звенигород и Радонеж.
С этого небольшого клочка земли, затерянной среди лесов, началась Россия. В первой четверти XIII в. Москва занимала Боровицкий холм, на котором стоял деревянный Кремль, часть Китайгородского холма и Подола — низины между Боровицким холмом и Москвой-рекой. Основная часть городского посада располагалась на этих возвышенностях и лишь в двух местах языками спускалась к Москве-реке: на Подоле и между Кремлем и болотистым Васильевским лугом, где были торговые пристани. Неглинной и на другом берегу Москвы-реки, где расстилался «луг великий», поселений еще не было. В окрестностях были «села красные, хорошие» и монастыри. Обычный, ничем не выделявшийся из ряда других северорусский город, столица небольшого удела, каких много было на Руси. Летописцы ничего не сообщают о первых годах княжения Даниила Московского.
Создается впечатление, что московский князь старался избежать участия в междоусобной борьбе. Он не упоминается в летописях в связи с событиями феодальных войн, не участвует в неоднократных походах великого князя Дмитрия на Новгород. Нет его имени и в списках князей, периодически ездивших в Орду, «ко царю». Даниил Московский остался в стороне и от ожесточенной борьбы за великое княжение, разгоревшейся между старшими «Александровичами» — великим князем Дмитрием и князем Андреем Городецким. Поэтому ордынские рати 1281 и 1282 гг. Значительная часть Северо-Восточной Руси, от берегов Клязьмы и чуть ли не до Торжка, подверглась ордынскому разорению, а Московское княжество уцелело. В этих событиях прослеживается основная политическая линия Даниила Московского: не вмешиваться в усобицы, поддерживать мирные отношения и с великим князем, и с его соперниками, накапливать силы и заботиться прежде всего о собственном княжестве. Впрочем, когда самой Москве угрожала опасность, Даниил действовал достаточно смело и решительно.
Так, в 1282 г. По свидетельству летописца, «князь велики Тферьскы Святослав Ярославич с Тферичи, и князь Данило Александрович с Москвичи, и Новогородци поидоша ратью на великого князя Дмитрия Александровича к Переяславлю» 16. Великому князю пришлось уступить. Очень важным для Московского княжества, для роста его авторитета и политического влияния был 1285 год. Москва впервые выступила активным участником вооруженной борьбы с внешними врагами. По сообщению летописца, тогда «воевали Литва Тферьскаго владыки волость Олешню, и совкупившеся Тферичи, Москвичи, Волочане, Новоторьци, Зубчане, Рожевичи, и шедше биша Литву на лес в канун Спасову дни, и великого князя их Домонта убиша, а иных изъимаша, а овых избиша, полон весь отъяша, а инии розбежашася» 17. Первый выход Москвы на «международную арену» закончился, таким образом, блестящей победой. В том же году московские полки с Даниилом Александровичем участвовали в разгроме ордынского «царевича».
Летописную запись о том, что великий князь Дмитрий, «съчтася с братьею, царевича прогна», известный советский историк А. Насонов расшифровывал следующим образом: вместе с великим князем против «царевича» сражались князья Даниил Московский и Михаил Тверской 18. В 1288 г. Князь московский Даниил Александрович. Миниатюра Титулярника 1672 г. Как покажут дальнейшие события, сближение с великим князем Дмитрием обернется серьезными неприятностями для Даниила. Первые два десятилетия княжения Даниила Московского, небогатые внешними событиями, сыграли важную роль в возвышении Москвы. Объективные процессы, проходившие в Северо-Восточной Руси, предопределили изменения в соотношении сил русских феодальных княжеств и выдвинули молодое Московское княжество на первый план.
Именно в последней четверти XIII в. Московское княжество меньше, чем другие, страдало от внешних врагов. От Литвы его защищала территория Тверского княжества, а от ордынских ратей — леса и территории Рязанского, Переяславского, Владимирского и других княжеств. Приток населения из районов, постоянно разоряемых ордынцами, наблюдался и раньше, но в последней четверти XIII в. Московские земли и раньше были районом развитых для того времени земледелия и промыслов. Теперь же в связи с постоянным притоком населения экономический потенциал княжества быстро возрастал. Вокруг Москвы появлялись новые деревни и села, умножались посадские дворы в городах. Избавленная почти на двадцать лет от опустошительных ордынских ратей и почти не принимавшая участия в феодальных войнах, Москва постепенно накапливала силы, создавала материальные и людские ресурсы для будущей борьбы за ведущую роль на Руси.
Возвышению Москвы способствовали важные речные и сухопутные торговые пути, которые делали Московское княжество центром торговых и иных связей между русскими землями, обогащали княжескую казну. Вокруг Москвы складывалось этническое ядро, из которого выросла великорусская русская народность. Все эти подспудные, малозаметные со стороны процессы подготавливали новую расстановку сил на северо-востоке Руси: центр политической жизни постепенно перемещался с берегов Клязьмы на Москву-реку. Однако, прежде чем это произошло, Московское княжество ждали серьезные испытания. В 1293 г. На этот раз разгрому подверглось и Московское княжество. Андрей захватил великое княжение Дмитрий Александрович в следующем году умер ; ростовская группировка князей, возглавляемая им, восторжествовала. Даниил Московский, лишенный теперь поддержки старшего брата, оказался в опасности.
В середине 90-х гг. Они единым фронтом выступили против притязаний великого князя Андрея Александровича, когда тот попробовал захватить Переяславль. По свидетельству летописца, «князь Андреи Александрович собра рати многы и въсхоте ити на Переяславль», но «князь же Данило Московъскы и брат его князь Михаиле Тверьски собраша противу многы же рати и шед сташа близ Юрьева на полчищи, и не даша ити князю Андрею к Переяславлю» 19. Великий князь вынужден был отступить. Значение этих событий далеко выходило за пределы спора из-за Переяславля. Фактически Москва отстаивала свою самостоятельность, свою независимую от великого князя политическую линию.
Тверское восстание 1327 года было одним из самых крупных на Руси народных выступлений против монгольского ига. Неудивительно, что этому событию русские летописи уделили особое внимание. В 1327 году хан Узбек послал в Тверь собрать дань своего двоюродного брата Чолхана. В народе его прозвали Щелканом Дудентьевичем. Отцом Чолхана был Дудень, ханский родственник. В 1293 году он разорил 14 русских городов и подошёл к Твери.
Беззаконный же, проклятый и всего зла зачинщик Шевкал, разоритель христиан, открыл скверные свои уста и начал говорить, учимый диаволом: «Господин царь, если велишь мне, пойду на Русь и разорю христианство, а князей их убью, а княгинь и детей к тебе приведу». И велел ему царь так и сделать. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени. И было так, что в пятнадцатый день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: «О, мужи тверские! Не выдайте! Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. XIV в. Повесть помещена здесь под 6834 1326 г. Первая часть Повести повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю хану Узбеку «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского. Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании. Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи. Повести о Шевкале. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их.
Тверское восстание 1327
Под таким названием вошло в историю антиордынское восстание тверитян, возмутившихся в конце лета 1327 года насилием и поборами ханского посла Чолхана (Щелкана, на русский манер). История и причины Антиордынское восстание в Твери произошло при правлении князя Михаила Александровича в 1335 году. Иван Данилович Калита1 (1325-1340) разромил восстание в Твери, получив за это ярлык на великое княжение. Каковы причины антиордынского восстания в городе Твери против Чолхана, когда и как подавили бунт тверичей, и какими были его последствия – узнаем обо всем детально. Минимальное количество дат для успешной сдачи экзаменов. Всего 491 дата, в т.ч. 113 дат по всеобщей истории. 860-988 года 860 – поход Руси на Константинополь 862 – «Призвание» Рюрика 882 – захват Олегом Киева 907 – поход Олега на.
685 лет назад в Твери произошло одно из самых крупных на Руси восстаний против татар
Эта несправедливость и эксплуатация вызвали глубокое недовольство у крестьян и мещан. Тверское княжество также страдало от непостоянства и отсутствия централизованного управления во главе с князем Тверским. Это создавало условия для развития частного вооруженного насилия и конфликтов между дворянством, что только усугубляло тяжелое положение населения. Нехватка сильного правства и неспособность обеспечить защиту прав крестьян привели к дальнейшей мотивации на поднятие восстания. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом комбинации экономического, социального и политического неравенства, а также отсутствия сильного централизованного правления. Нарастающие недовольство и угнетение населения, вызванные этими проблемами, привели к массовому сопротивлению и восстанию против орденской власти и дворянства. Главные события и этапы борьбы с татаро-монгольским игом На протяжении многих веков русские земли оказывались под властью татаро-монгольского ига, которое продолжалось с 13-го века до середины 15-го века. В этот период князья Руси вынуждены были платить дань и подчиняться власти Золотой Орды. Однако, не все были готовы мириться с властью завоевателей и сопротивлялись игу.
Первый этап в борьбе с татаро-монгольским игом был связан с восстанием князя Александра Невского в 13-ом веке. Он сумел организовать сильное вооруженное сопротивление и одержал победу над немецкими рыцарями на Чудском озере в 1242 году. Это победа стала символом национального сопротивления и прославила имя Александра Невского. Второй этап в борьбе с игом связан с деятельностью князя Дмитрия Донского. В начале 14-го века он собрал воинскую дружину, которая одержала победу над Золотой Ордой в битве на Куликовом поле в 1380 году. Эта победа ослабила влияние татар и позволила Руси начать освобождение от ига. Третий этап в борьбе с игом был связан с усилиями нового князя, Ивана III. Он прекратил платить дань Золотой Орде и восстановил автономию княжества.
В 1480 году Иван III отказался от поклонения игу и объявил о восстановлении государственного единства Русской земли. Это стало началом конца татаро-монгольского ига. Таким образом, борьба с татаро-монгольским игом велась на протяжении нескольких веков и состояла из различных этапов. Примерные результаты и последствия антиордынского восстания в Твери В результате антиордынского восстания в Твери удалось достичь некоторых изменений в политической обстановке. Был свергнут Василий Ордын-Нащокин, который утверждал независимость от Новгорода и противостоял Московскому княжеству.
И велел ему царь так и сделать. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни.
И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени.
Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. Фактически привело к перераспределению сил в пользу Москвы, подведя черту под четвертью века соперничества Москвы и Твери за верховенство в Северо-Восточной Руси. Наиболее подробное изложение событий 1327 года содержится в Тверском сборнике и Рогожском летописце. Щелкановщина [ править править код ] Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от ордынского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Щелкан Чолхан , двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения.
Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу.
Баскаки Иванов 1908. Баскак Щелкан. Владимир Мономах восстание в Киеве. Призвание Владимира Мономаха на княжение в Киев. Восстание в Киеве 1113 Мономах. Владимир Мономах бунт в Киеве. Казанский поход Ивана Грозного гравюра.
Русско-Казанская война 1487. Осада Казани русскими войсками. Тверское восстание 1327 князь. Тверское восстание Александр Михайлович. Тверь 1327. Восстание в Твери 1327 картинки. Осада Москвы Тохтамышем 1382. Тохтамыш Хан в 1382 году. Александр Невский 1262.
Антиордынское восстание 1262. Тверское антиордынское восстание. Западно-Сибирское восстание 1921—1922. Западно-Сибирское восстание 1921—22 гг. Партизаны 1918. Партизанское движение в Приморье 1918-1922. Союз спасения фильм Шебекино. Союз спасения фильм 2019 Шебекино. Союз спасения сериал.
Союз спасения массовка. Белов Николай Иванович художник. Тверской князь Михаил Александрович 1375. Бортеневская битва - художник н. Осада Козельска Батыем. Осада Козельска 1238. Осада Козельска монголами. Штурм монголами Козельска. Восстание в Киеве 1113 картина.
Восстание в Киеве 1136 картина. Восстание в Киеве 12 век арт. Соляной бунт в Москве 1648 г.. Соляной бунт 1648 Лисснер. Соляной бунт 1648 картина. Соляной бунт. Художник э. Баррикады на Пресне в 1905. Бои на Пресне 1905.
Антиордынское восстание в Твери: история и последствия
Эти действия и стали решающими для восстания в Твери против Чолхана. Московский князь Иван Калита , узнав о шатком положении Твери, направился в Орду и стал сторонником монголов, дабы завладеть властью на Руси. Узбек обещал ему титул великого князя, сюда же присоединился Александр Васильевич Суздальский. Впоследствии, в 1328 г.
Впоследствии, в 1328 г.
Благодаря Тверскому восстанию Тверь перестала быть угрозой для Москвы. На Руси сократились междоусобицы , стало спокойнее. Московские правители занимали великокняжеский престол до 1360 г.
Кроме «выхода» существовали экстренные выплаты - запросы. Если хану нужны были средства на войну, то он направлял на Русь неожиданный «запрос», который взимался также неукоснительно. Огромные богатства уходили на подарки хану, его родичам, послам, на взятки придворным и подкуп ордынских чиновников.
Сбор татарской дани возлагается на русских князей под ответственностью великого князя. Власть хана по отношению к этим вассальным князьям формально выражалась еще и в том, что эти князья утверждались на своих княжеских столах ханами через вручение им ярлыков. Старший среди князей, или великий князь , тоже получал особый ярлык на великое княжение. С этой целью татары и производили переписи населения. Для первой переписи и сбора дани Бату послал баскаков. Новая перепись была произведена в 1257 г.
При переписи населения считались только мужчины. С 1263 г. Таким образом, формальный момент, оказался определяющим. Русские не столько сопротивлялись факту выплаты дани и ее размерам, сколько были задеты инонациональным, чужестранным составом сборщиков. Они готовы были платить больше, но "своим" князьям и их администрации. Произошедшее в 1327 году антиордынское восстание в Твери стало первым масштабным выступлением русичей против ордынского владычества.
Потерпевшее поражение Тверское княжество окончательно потеряло возможность занять позицию лидера и объединителя русских земель. В первой половине 14 века борьба за превосходство среди княжеств северо-восточной Руси перешла в острую фазу. Особо напряженным было противостояние за ярлык на великое княжение между Тверью и Москвой. В Москве к этому времени правил Иван I Калита, предпочитающий, как теперь сказали бы, политические и экономические методы в борьбе за власть. Его миссией, по-видимому, было взимание дани и демонстрация полной власти монгол над русскими подданными. По прибытии ордынский баскак силой вытеснил Александра и его семейство из родового терема и сам поселился в нем.
Князь вынужденно подчинился, он понимал, что сопротивление приведет к тяжелым последствиям для всего Тверского княжества. Более того, приходилось оказывать внешние почести и демонстрировать смирение. Подобно Чолхану повсеместно поступали и его члены свиты наместника, притесняя знатных и простых тверитян. Предпосылки и причины мятежа Жители княжества Тверского еще хорошо помнили нашествия неврюевой рати, Кавгадыя и Таянчара. Но Чолхан Дюдентьевич по части жесткости и бесчинств превзошел их всех. Причина недовольства горожан не одна: повсеместное разорение домохозяйств, крайне высокомерное поведение, грабежи, гонения, насилие, поругание, демонстративное поведение завоевателя в покоренном княжестве накалили обстановку до предела.
Александр сам показывал пример смирения и призывал к терпению народ, чем были недовольны дружинники и часть решительно настроенного населения. Конфликты и стычки тверитян с бесчинствующими ордынцами за короткое время приняли массовый характер. Недовольство подогревалось слухами о планируемом баскаком убийстве Александра и его родственников, взятии тверского престола самим Чолханом, принудительном введении магометанства. Называлась даже предполагаемая дата — 15 августа, христианский праздник Успения Богородицы. Историки полагают, что такое развитие событий в Твери было бы маловероятным, но подобные слухи характеризуют умонастроения накануне тревожных событий. Ханские подручные привычно попытались отнять кобылу у местного диакона Дудко.
Дудко оказал сопротивление и позвал на помощь. Стремительно собралось народное вече, появились предводители и повели толпу на притеснителей. Уничтожали всех ордынцев подряд. Первой жертвой стал сам Чолхан, сгоревший вместе с теремом, где попытался укрыться и отбиваться. Среди части современных историков бытует мнение, что от слов к делу тверитяне перешли если не по прямому указанию, то с молчаливого согласия Александра Михайловича. Об этом косвенно свидетельствуют летописи не Тверские.
Мятеж в Твери против Чолхана молниеносно набирал силу. Были перебиты не только знатные монголы из ближайшего окружения ордынского вельможи, но и рядовые участники посольства, а также все татары и купцы «бесермены», постоянно жившие в городе. Случайно уцелели только пастухи, которые вовремя вывели лошадей на водопой и сумели бежать. Подавление восстания Бежавшие монголы быстро добрались до Москвы. Князь Иван, признанный мастер политической интриги, верно оценил шаткое опасное положение тверского владетеля и его княжества и действовал энергично. Поход объединенных сил В ставке Орды были всерьез озабочены и встревожены, монголы заподозрили в неповиновении и бунте и других русских князей.
Простить убийство баскака Узбек не мог и готовил месть непокорным. Однако Русь не была еще готова скинуть иго, разобщенные князья боялись возмездия за «самоубийственное» возмущение тверян. Когда князь Калита предложил Узбеку свою помощь в подавлении восстания в обмен на ярлык на великое княжение, он легко получил поддержку из 50 тысяч воинов под началом пяти темников и воеводы Федорчука.
Войско пожгло города и сёла Тверского княжества , Александр бежал сначала в Новгород, потом во Псков и оттуда — в Литву. Иван получил ханский ярлык на Великий Новгород и Кострому 691 год назад, 26 марта 1328 года Владимир и Поволжье достались Александру Васильевичу. Спустя ещё четыре года внук Александра Невского добился ярлыка на Владимирское великое княжество и был объявлен великим князем Всея Руси. Благодаря дипломатическим способностям князя Московского его земли не страдали от ордынских вторжений, а рачительность в финансовых делах укрепила казну княжества.
Тверское восстание в 1327 году: причины и итоги
Антиордынское восстание в Твери в 1327 году. 15 августа 1327 года вспыхнуло восстание, которое началось с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. Статья о безрассудном и самоубийственном антиордынском восстании в Твери, организованном великим Тверским князем Александром Михайловичем. Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. ещё одно антиордынское восстание, совместно подавленное москвичами и татарами.