Однако Александр Александрович выразил всю свою решимость в сохранении самодержавного строя и проведении консервативных реформ в знаменитом манифесте «О незыблемости самодержавия»: «.с верою в силу и истину Самодержавной Власти. такой же символ консервативного поворота, как и "Манифест о незыблемости самодержавия".
Главы | Манифест 17 октября 1905 года
-Меликов, , н - в знак протеста подали в отставку. Однако Манифест способствовал прекращению всеобщей стачки, которая в большинстве местностей и на железных дорогах к 25.10(7.11).1905 окончилась. Таким образом, политика Императора Александра III Миротворца, принявшего Русское Царство буквально из рук истекающего кровью отца, ритуально убитого т.н. «народовольцами», вполне определилась: она зиждилась на признании неприкосновенности Самодержавия.
В печатном номере
- ЕГЭ. История. КРАТКО. Александр III (1881-1894)
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Как в народе называли манифест "О... | Ответ на вопрос | QuizzClub
- Эпоха царей
- Высочайший манифест 29 апреля 1881 года
Александр III Александрович
Далее, изменяется система выборов в гласные земского собрания, и вместо нынешней земской управы предполагается для распоряжения по земским делам присутствие, составленное из лиц местной администрации, с участием 2 гласных от земства. Там же. Общественная мысль и общественное движение в России. Из воспоминаний в. Мещерского о земствах и новых судебных учреждениях Оказалось, что почти в каждом земском собрании большинство с первого же раза составили бараны, под главенством и кулаками нескольких либералов, и большинство это им подчинялось, не смея пикнуть на счёт своих интересов, и в безмолвном подчинении праву собрания облагать их земли в каких угодно размерах должен был по требованию этих либералов заключаться культ либерализма. Это был оригинальный, совсем уже доморощенный культ либерализма: в качестве земских гласных самого себя разорять обложением земли, как дворянина-землевладельца… И результаты вышли… Крики купцов и фабрикантов возымели своё действие, ибо вышло правительственное распоряжение, во исполнение которого отнималось у земства право облагать купеческие капиталы, фабрики и заводы по доходности, и сохранялось только право облагать фабрику по ценности здания, и купца в известном размере процента со свидетельства.
Начался период «контрреформ». Для поддержки дворянства, пострадавшего в результате отмены крепостного права, был учрежден Дворянский банк. Контрреформы затронули и крестьян, которые, получив свободу от помещиков, пытались освободиться и от власти общины. Но новые законы воспрепятствовали выходу крестьян из общины. Даже провести семейный раздел становилось сложным делом. В этом отразился курс власти на сохранение патриархального уклада в российской деревне. Судебная реформа также была пересмотрена. Контрреформа в этой сфере была направлена на ограничение гласности и демократичности суда, на усиление административного вмешательства в судопроизводство. Так, запрещалось публиковать отчеты суда по политическим делам. Теперь любое дело могло быть объявлено секретным и судебное заседание проводилось в закрытом порядке. Значительно была сокращена компетенция суда присяжных заседателей. Сенат, по предложению министра юстиции, мог смещать и перемещать судей. Мировые судьи в уездах были упразднены. Вместо них появились земские участковые начальники из числа поместных дворян. В их ведение переходили гражданские и уголовные дела, подсудные прежде мировым судьям. Они имели, как административную, так и судебную власть. Таким образом, мы в этом видим вновь отход от независимости судебной власти от администрации. Полномочия земских участковых начальников были довольно широкими. Они осуществляли надзор за деятельностью крестьянских общин, контролировали работу волостных судов и уездных по крестьянским делам присутствий.
Победоносцев, который был самым главным реакционером и консерватором в империи, стал одним из самых могущественных людей около императора и фактически идеологом правления Александра III. В нем, в частности, говорилось: "... Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления... За фразу "... Под давлением ушли в отставку либеральные министры в том числе и Лорис-Меликов , вместо них пришли реакционеры и консерваторы Д. Толстой, К. Победоносцев, Н. Большую власть получило министерство внутренних дел и департамент полиции. Была ужесточена цензура, закрыты многие либеральные издания, введен новый более строгий университетский устав. Не остались без наказания и террористы. Пятеро руководителей "Народной воли" были казнены вскоре после убийства Александра II, а к 1883 году эта организация была полностью разгромлена.
Позволим об этом судить читателям, предоставив полный текст документа: «Объявляем всем верным Нашим подданным: Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученическою кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления. Повинуясь воле Провидения и Закону наследия Государственного, Мы приняли бремя сие в страшный час всенародной скорби и ужаса, пред Лицем Всевышнего Бога, веруя, что предопределив Нам дело Власти в столь тяжкое и многотрудное время, Он не оставит нас Своею Всесильною помощью. Веруем также, что горячие молитвы благочестивого народа, во всем свете известного любовию и преданностью своим Государям, привлекут благословение Божие на Нас и на предлежащий Нам труд Правления. В Бозе почивший Родитель Наш, прияв от Бога Самодержавную власть на благо вверенного Ему народа, пребыл верен до смерти принятому Им обету и кровию запечатлел великое Свое служение. Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ее и кротостью совершил Он величайшее дело Своего Царствования - освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в Царстве Суд, и подданных Своих, коих всех без различия соделал он на всегда свободными, призвал к распоряжению делами местного управления и общественного хозяйства. Да будет память Его благословенна во веки! Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди верного народа, готового положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, - есть дело страшное, позорное, неслыханное в России, и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом. Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений. Да ободрятся же пораженные смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти. Под сению Ее и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великие смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ее. Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, - к утверждению веры и нравственности, - к доброму воспитанию детей, - к истреблению неправды и хищения, - к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ее, Возлюбленным Нашим Родителем». Досада и негодование оппозиционного лагеря, с подачи которого Манифест из-за содержавшегося в нем речевого оборота: «... В нем не было ни слова о реформах, ни о «конституции» Лорис-Меликова... Либерально и революционно настроенным современникам даже казалось, что документ этот «дышал вызовом и угрозою». Поэтому практически сразу же после издания Манифеста либеральные министры - М. Лорис-Меликов, А. Абаза, Д. Милютин - в знак протеста подали в отставку.
Манифест о незыблемости самодержавия был издан 139 лет назад
Манифест о незыблемости самодержавия следует рассматривать как исторический анекдот или предвидение? 11 мая 1881 года Александр III опубликовал манифест, подтверждающий незыблемость принципов самодержавия. Новым министром внутренних дел был назначен ев, известный сторонник славянофилов.29 апреля 1881 года Победоносцев составил манифест, который назывался «О незыблемости самодержавия», в котором обосновывалась чуждость либерализма для России. Эпоха реформ закончилась, начался длительный период укрепления самодержавия, который продолжился и после смерти Александра III в 1894 г.
Этот день в истории: 1881 год — «Ананасовый» манифест Александра III
Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ея и кротостью совершил Он величайшее дело Своего Царствования — освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в Царстве Суд и подданных Своих, коих всех без различия соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местнаго управления и общественнаго хозяйства. Да будет память Его благословенна вовеки! Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди вернаго народа, готоваго положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, — есть дело страшное, позорное, неслыханное в России и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом. Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений. Да ободрятся же пораженныя смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти.
Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди вернаго народа, готоваго положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, — есть дело страшное, позорное, неслыханное в России и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом.
Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений. Да ободрятся же пораженныя смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти. Под сению Ея и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великия смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ея. Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ея, Возлюбленным Нашим Родителем.
Победоносцев, который был автором проекта текста, избранного Александром III, писал императору [1] : В среде здешнего чиновничества манифест встречен унынием и каким-то раздражением: не мог и я ожидать такого безумного ослепления.
Зато все здравые и простые люди несказанно радуются. В Москве ликование, — вчера там читали его в соборах и было благодарственное молебствие с торжеством. Из городов приходят известия о всеобщей радости от появления манифеста.
Этот манифест Императора Николая II, как и многие политические шаги Государя, вызывал и вызывает самые полярные мнения, начиная от того, что вводить «конституцию» надо было давно, тогда бы и революции не было, и заканчивая утверждением, что именно эта «конституция» и погубила Самодержавную Россию. При всей полярности этих мнений, они относятся к этому решению Государя критически, обвиняя его либо в недальновидности, слабости, непоследовательности.
Однако беспристрастный взгляд на эти события приводит нас к совершенно обратным выводам. Император Николай II дважды собирался, задолго до смуты 1905 года, ввести сословно-выборное совещательное представительство, которое могло бы доносить до Царя народное и общественное мнение. Вопреки распространённому мнению Царь-Освободитель не был сторонником введения в России конституции. Когда при нем зашла речь о ее необходимости, Александр II сказал: «Я даю слово, что сейчас, на этом столе, я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убежден, что это полезно для России. Но я знаю, что, сделай я это сегодня, завтра Россия распадётся на куски».
Александр II Александр II хотел ввести в России такое народное представительство, которое отвечало бы старинным русским традициям, а не западной модели. Александр III, которого принято считать убеждённым «реакционером», в своих воззрениях шёл дальше планов своего отца. Он был сторонником созыва Земского Собора, основанного на «старорусских началах». Но при этом Александр III также был категорическим противником западного парламентаризма. После убийства Александра II Александр III, в конце концов, склонился к твердой линии, результатом которой стал знаменитый манифест, в котором говорилось «о незыблемости Самодержавия».
Царь справедливо посчитал, что в стране охваченной смутой, невозможно заниматься судьбоносными реформами. Но необходимость совещательного народного представительства не отпала. Таким образом, вновь была упущена возможность создать представительный орган на русских традиционных началах по инициативе Самодержавной власти. В результате в обществе все больше набирало силу представление, что власть не хочет идти на создание никаких представительных органов, а значит, они должны быть созданы силой и по западному образцу. Император Александр III скончался, так и не подойдя даже к проектам представительской реформы, невольно заложив тем самым бомбу, которая взорвалась в 1905 г.
Николай II был не меньшим, чем его отец, сторонником создать в России выборное совещание, представляющее все слои народа и позволяющее Монарху общаться с ним непосредственно, без посредничества чиновничьей бюрократии. Куликов отмечает, что Император Николай II готовил создание народного представительства задолго до 1905 г. Государственный контролер генерал П. Лобко напомнил Государю в июле 1905 г. В начале царствования ближайшим советником Государя был бывший его преподаватель Н.
Бунге, который в 1894—1895 гг. Бунге советовал Государю продолжить реформаторский курс Императора Александра II, но при этом охранять Самодержавие и всеми мерами не допускать западного парламентаризма. Бунге В. Степанов отмечает: «Николай II очень многое воспринял именно от Бунге. Как и его наставник, Самодержец считал, что реформы должны проводиться постепенно, с учётом национальных и исторических особенностей России».
Государь был противником не конституции вообще, а такого понимания этого понятия, которое ассоциировалось исключительно с парламентаризмом. Николай II был убеждён, что «действительная парламентская система будет означать гибель России». Чиновник канцелярии Совета министров А. Путилов считал, что в Николае II с «самых первых дней царствования проявилось и проявлялось до самого конца тяготение к общественно-либеральным формам государственности, странно уживавшееся в нём с незыблемой верой в необходимость для России Самодержавия». На самом деле ничего «странного» в этом не было: представительное собрание русского народа, помогающее Царю управлять Россией, вовсе не означало слепое копирование парламентской системы по западным лекалам.
Беседуя с князем П. Трубецким в 1897 г. Конечно, никаким либералом Государь не был, о чём он откровенно заявил в 1904 г. Святополку-Мирскому: «Отчего могли думать, что я буду либералом? Я терпеть не могу этого слова».
Николай II недвусмысленно дал определение своих места и роли в жизни Российского государства, когда в анкете по переписи населения 1897 г. Самодержавие и либерализм — понятия не совместимые. Но Самодержавие вполне и естественно могло сочетаться с выборным народным представительством, имеющим законосовещательные права. Однако русское общество стремилось именно к западному парламентаризму и ограничению Самодержавия. С вступлением на престол Императора Николая II в земских кругах зародилась надежда, что молодой Государь под влиянием Н.
Бунге отправит в отставку К. П Победоносцева и возродит линию М. В адресах ряда земств, поступивших на имя Николая II, содержались призывы считаться с мнением общественности. Пусть все знают, что Я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный Покойный Родитель». Будучи сторонником сотрудничества власти и оппозиции, Император Николай II полагал, что лидерство в реформаторском процессе должно сохраняться за короной.
Этого ему либералы не простили никогда. Струве написал анонимное «Открытое письмо Николаю II», которое заканчивалось словами: «Вы первый начали борьбу, и борьба не заставит себя долго ждать». Но гораздо более тревожным признаком стало скрытое недовольство речью Государя представителями российской элиты. Победоносцев писал Великому Князю Сергею Александровичу: «После речи Государя в верхних кругах происходит нелепое раздражение. Я уверен, к несчастью, что большинство членов Государственного Совета относится критически к поступку Государя и, увы, некоторые министры тоже!
Эти сановники, так же, как и либералы, хотели ограничения Самодержавия. Создавать в таких условиях выборный совещательный орган Император Николай II полагал опасным для внутреннего положения дел в стране. Государь вычеркнул из проекта указа пункт о назначении в Государственный совет выборных от земств. Помимо прочего, причина, по которой Государь не хотел усиливать позицию земств, была напрямую связана с определением стратегического курса развития страны — индустриализации и создания собственной промышленности. Кстати, в те годы рьяным сторонником Самодержавия и противником любого усиления земств в политической жизни империи был никто иной как С.
Витте, открыто утверждавший, что только Самодержавие может обеспечить проведение индустриализации. Однако вскоре он стал занимать совершенно иную позицию. К началу ХХ в. Прорыв России в Маньчжурии и на Дальнем Востоке, рост её влияния в Корее и Китае, планы Царя по выходу к незамерзающим портам Жёлтого моря вызывали острое беспокойство конкурентов на Западе.
МАНИФЕ́СТ 17 ОКТЯБРЯ́ 1905
Именно поэтому был подписан Манифест 17 октября 1905 года, провозглашавший политические свободы и, главное, скорый созыв законодательной Государственной думы. 29 апреля 1881 года был издан Манифест "О незыблемости самодержавия", составленный Победоносцевым. Манифест о незыблемости самодержавия — принятое в историографии обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским Александром III в начале своего царствования; имел следующий заголовок. Окончательно все акценты были расставлены в царском манифесте 29 апреля 1881 г., в котором чётко заявлялось о незыблемости самодержавия и твёрдом правительственном курсе. Издание манифеста "О незыблемости самодержавия" привело к началу консервативной политики императора Александра III.
11 мая 1881 года опубликован Манифест Александра III о незыблемости самодержавия
Более сложными стали земельные переделы и разделы. Были отменены подушная подать и общинное земледелие, но выкупные платежи были снижены. В 1882 году был учрежден Крестьянский банк, который должен был выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности. Изменения в судебной системе. Претерпела изменения судебная реформа 1864 года. Судоустройство усложнялось и бюрократизировалось, сокращалась компетенция суда присяжных. На селе мировой суд практически заменился произволом чиновников.
Служащие из поместных дворян стали во главе всей административной и судебной власти. Они были вправе отменять решения сельских и волостных сходов. Управы на местах на них было не найти, а подчинялись они только предводителю дворянства. Пересмотр образовательной реформы. Изменения в образовательной системе ставили своей задачей усиление контроля над средней школой.
Одним из важных событий этого периода стало издание манифеста о незыблемости самодержавия. Причиной издания манифеста стало убийство императора Александра 2, который проводил либеральную политику, что не устраивало многие слои населения, необходимость в укреплении и поддержании самодержавной власти, а так же необходимость в предотвращении террористических или революционных актов. Очень важную роль в этом событии сыграл Победоносцев, который разработал и отдал на подписание Александру 3 манифест о незыблемости самодержавия. Следствием этому событию стало введение политики контрреформ. Другим немаловажным событием стало принятие циркуляра о «кухаркиных детях».
Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди вернаго народа, готоваго положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, — есть дело страшное, позорное, неслыханное в России и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом. Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений. Да ободрятся же пораженныя смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти. Под сению Ея и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великия смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ея. Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ея, Возлюбленным Нашим Родителем.
Он начинался такими словами: «Объявляем всем верным Нашим подданным: Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученическою кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления». Из-за неуклюжего словесного оборота остряки сразу же окрестили манифест «ананасным». Идеи правового государства снова оказались на обочине политической жизни. Вновь наступило время сохранительства», — пишет в книге «12 апостолов права» глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. После принятия документа Михаил Лорис-Меликов подал в отставку с поста министра внутренних дел.
Издание манифеста о незыблемости самодержавия год. Последний блеск империи
Полномочия земских участковых начальников были довольно широкими. Они осуществляли надзор за деятельностью крестьянских общин, контролировали работу волостных судов и уездных по крестьянским делам присутствий. Эти чиновники получили право отменять решения сельских и волостных сходов, штрафовать их участников, могли арестовать старосту. Земские начальники решали и земельные вопросы.
Кроме того, они наделялись и полицейскими полномочиями. В сфере земского самоуправления контрреформы также обозначили курс на усилении административного вмешательства в работу земских и городских органов. Губернатор мог приостановить любое решение земского собрания.
Постаралась власть и изменить состав земских органов в пользу более консервативных их составляющих. По "Положению о губернских и уездных земских учреждениях" 1890 года в первую курию выборщиков теперь могли входить только дворяне. Для представителей этого сословия даже снижался имущественный ценз.
А вот для второй городской курии ценз значительно возрастал. Понятно, что в результате таких изменений удельный вес дворян в земских органах заметно возрастал. В городских органах самоуправления произошли аналогичные изменения.
Если ранее к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то, согласно «Городовому положению» 1892 года, в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом. В сфере образования также состоялись контрреформы. Университетским уставом 1884 года была отменена автономия университетов.
Вводилась процентная норма для евреев. А циркуляр о «кухаркиных детях» не допускал возможности обучаться в гимназии детям простолюдинов. Значительно ужесточились цензурные положения.
Накануне церемонии из Оружейной палаты Московского Кремля были перенесены императорские регалии: Большая Императорская корона, Малая корона, скипетр, держава, порфиры, коронные знаки ордена Св. Андрея Первозванного, государственная церемониальная печать, государственный меч, государственное знамя, троны для императора и императрицы. Утром 15 мая 1883 г. Вся жизнь сосредоточилась в Кремле, куда с раннего утра стекался народ. Вот как очевидцы описывали это событие: «площадь между соборами не поддается описанию словами: так поразительно она была ярка, так пестрела она алым сукном своего помоста, золотом мундиров и роскошным разнообразием одеяний. Широкий амфитеатр трибун полукругом охватывал площадь от Благовещенского собора до церкви Двенадцати Апостолов... В Успенский собор государь с государыней следовали под великолепным балдахином, который несли 16 генерал-адьютантов, еще 16 генерал-адьютантов поддерживали шнуры балдахина». Стоявшие в парадном строю войска отдавали Их Величествам «честь с музыкой и барабанным боем».
Императорские регалии были встречены у южных ворот храма и «внесены в собор по очереди окропляемые святой водой». Императора у дверей храма встречали митрополиты Московский, Новгородский и Киевский. Под пение псалмов, император с императрицей вошли в храм, и троекратно преклонившись пред Царскими вратами и приложившись к местным иконам, взошли на тронное место. Государь сел на престол царя Алексея Михайловича. Впереди него возвышался покрытый парчой стол с императорскими регалиями. Князь Меньшиков держал Государственное знамя, а граф Милютин — Государственный меч. В начале торжественного обряда митрополит Новгородский обратился к государю с напутствием и «предложил ему прочитать Символ Веры, что Его Величество и исполнил». Митрополиты поднесли императору порфиру и бриллиантовую цепь ордена Св.
Андрея Первозванного. При возложении порфиры император «преклонил главу, а первенствующий митрополит осенил Его Величество крестным знамением и, возложив на голову монарха крестообразно руки, прочитал положенные молитвы». По окончании молитвы император приказал подать ему корону и собственноручно возложил ее на голову. Взяв в правую руку скипетр, а в левую державу, он воссел на престол, а затем, положив обе регалии на подушки, поданные несшими их особами, Его Величество изволил подозвать к себе императрицу. Ее Величество преклонила колена перед своим Августейшим Супругом. Монарх, сняв с себя корону, прикоснулся оною к главе императрицы. Его Величеству была подана меньшая корона, которую он и возложил на голову Государыни. Потом Его Величеству поднесены были порфира и цепь ордена Андрея Первозванного, которые он также возложил на императрицу.
Все присутствовавшие в соборе, не оставляя мест своих троекратным поклоном принесли поздравления Его Величеству. После божественной литургии и обряда миропомазания, император с императрицей в ослепительно сиявших на солнце коронах при колокольном звоне, пушечных выстрелах и восторженных кликах народных, в торжественном шествии проследовали через северные врата Успенского собора мимо колокольни Ивана Великого и Царь-колокола к Архангельскому собору». В Архангельском соборе императорская чета приложилась к иконам и, выйдя через западные двери, проследовала в Благовещенский собор. Из собора торжественная процессия направилась во дворец, где в Грановитой палате состоялся обед. На коронационных торжествах в Москве собралось более полумиллиона человек. Вообразите себе смущение, в какое был бы повергнут Лондон, если бы было возвещено, что три четверти миллиона рационов и 150 вагонов с бочками пива будут розданы в Гайд-парке верноподданным Ее Величества! Но русские мужики с детской простотою и радостью приняли корзинки с провизией и глиняные кружки как драгоценное воспоминание о своем царе-батюшке и в течение всего дня весело смотрели на устроенные для них представления в театрах и фантастическую процессию цирка». Из статьи в газете «Times» Вечером зажглась праздничная подсветка Кремля — иллюминированы были все архитектурные линии стен и башен: с последним ударом курантов на Спасской башне «как бы по мановению волшебного жезла вспыхнула сверху до низу вся колокольня Ивана Великого.
Кремль представлял картину своеобразной и поразительной красоты». В реформах отца Александр III видел прежде всего, негативные аспекты — рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам. Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии В реформах отца Александр III видел прежде всего, негативные аспекты — рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам. Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии Внутренняя политика царя характеризовалась усилением контроля центральной власти над всеми сферами жизни государства. Для усиления роли полиции, местной и центральной администрации было принято «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» 1881. В результате всех этих ограничений прекратили свое существование продемократические органы печати журналы «Отечественные записки» и «Дело», газеты либерального направления «Голос» и «Земство». Александр III внес серьезный вклад в переустройство системы государственных и общественных отношений. Важной мерой стало учреждение в 1882 г.
Они решали споры по вопросам крестьянского землевладения, выполняли функции судов первой инстанции, способствовали переселению малоземельных крестьян в Сибирь и Туркестан. В 1884 г. В 1887 г. В обществе этот крайне непопулярный шаг правительства известен как циркуляр о «кухаркиных детях». Что же касается реальных училищ где эти дети все же могли получать образование , то их превратили в технические школы, окончание которых не позволяло поступать в высшие учебные заведения. По мнению императора, оздоровление народного сознания и распространение грамотности было напрямую связано с развитием системы церковно-приходских школ. К 1894 г. За время правления Александра III было построено 9 200 новых церковно-приходских школ, где ученики обучались родному языку, арифметике, катехизису, церковному пению.
Большинство министров поддержали идею. Против выступили граф Сергей Строганов и ученый-правовед, государственный деятель Константин Победоносцев. Император избрал курс на укрепления самодержавного строя. Подготовкой документа занялся Константин Победоносцев. В письме из Петербурга от 16 мая 1881 года К. Победоносцев, писал императору: «В среде здешнего чиновничества манифест встречен унынием и каким-то раздражением: не мог и я ожидать такого безумного ослепления.
А эти изменения уже начались: усилилось имущественное неравенство в деревне, возросло количество пролетариата. Власть не всегда понимала проходящие процессы и мыслила старыми понятиями. Император прислушался к рекомендациям Победоносцева и отправил в отставку главного либерала Михаила Лорис-Меликова , поскольку не согласился с его планом преобразований. В результате была создана программа нового царствования, которая была изложена 29 апреля 1881 года в Манифесте о незыблемости самодержавия. Автором манифеста стал Константин Победоносцев. Контрреформы Крестьянский вопрос. Были приняты меры по поддержке дворянского сословия. В 1885 году создан Дворянский банк, задачей которого стало субсидирование помещиков. Принимались меры для сохранения патриархального строя на селе. Более сложными стали земельные переделы и разделы. Были отменены подушная подать и общинное земледелие, но выкупные платежи были снижены. В 1882 году был учрежден Крестьянский банк, который должен был выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.
ЕГЭ. История. КРАТКО. Александр III (1881-1894)
Новым министром внутренних дел был назначен ев, известный сторонник славянофилов.29 апреля 1881 года Победоносцев составил манифест, который назывался «О незыблемости самодержавия», в котором обосновывалась чуждость либерализма для России. Манифест «О незыблемости самодержавия». Манифест о незыблемости самодержавия — принятое в историографии обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским Александром III в начале своего царствования; имел следующий заголовок. 11 мая 1881 г. император Александр III опубликовал манифест, который подтверждал незыблемость принципов самодержавия.