Новости федорчукова рать

Рассмотрим две версии о участии в Федорчуковой рати князя московского Ивана Калиты.

Тверское восстание

Рассказ о том как Александр Васильевич Суздальский помог Ивану I Даниловичу Калите добыть шапку Мономаха. «Федорчукова рать». Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. После Федорчуковой рати разоренная и обескровленная Тверь больше не могла противостоять Москве. Федорчукова рать. Для московского князя Ивана Калиты Тверь была сильным соперником, и он любым способом стремился ослабить ее.

Визит в Тверь Чолхана

  • Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды
  • Кожевки: что было в Твери на месте огромного пустыря
  • Тверское восстание
  • Тверское восстание против Золотой Орды
  • Тверское восстание — Энциклопедия

Москва vs Тверь: борьба за лидерство в 14-м веке

Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Шевкал Чолхан или Щелкан , двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов.

Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси.

Эти за веру жизнь отдадут — не отступятся! Хватит лясы точить, иди к воротам, проверь запоры, людей расставь. Как ворог появится, сразу запирай. Давай, давай, поспешай. Гонцы доложили, к закату недруги под стеною будут. Постой, своих-то чего не привёл? Кто в кремль не войдёт, все в полон пойдут.

Скажи-ка, воевода, а князь-то командует? Что ты рукой машешь, неужели утёк? Нам за город стоять надо, за семьи наши. Иди уже! Узбек послал на Тверь зимой 1327—1328 гг. Тверское княжество подверглось сильному разорению. Александр Михайлович бежал». Что это? Нет нам пути назад.

И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми». Татары по хуторам чужих выискивают, в полон берут. Не уберечься нам всем вместе, разделиться надо, глядишь, кто-то и уцелеет. Первуша с Уладой и детками успели в монастырские записаться, их, поди, не тронут. Они наших двух младшеньких Горазда и Баженку к себе берут как своих. Меня с Весёлой, Вторушей и Дарёной на монастырское подворье обещают пустить, будто я у них работница. А тебе как старшему, тут не укрыться. Вот послушай, что зятёк мой советует.

Расскажи ему, Первуша. Решили извести. Народ собрали, по следам засекли, как он в деревню проник, обложили, и давай гонять. И вот он был, все видели, а метнулся — и нет его. Всё перевернули, в азарте напортили, поди, больше, чем тот волк ущерба нанёс. День искали — как сквозь землю! Ну, всё, упустили. Порешили, в следующий раз приваду поставить и караулить. По домам пошли.

И что ты думаешь, сосед в сени заходит, а оттуда, ему промеж ног волк!

Нет, шла война, шли бои. И русские войска раз за разом выигрывали сражение на берегах Угры, отбивая натиска Ахматовых воинов. И, конечно же, здесь надо поклониться до земли тому же самому Даниилу Дмитриевичу Холмскому, потому что именно он отыскивал способы, как всякий раз предотвратить атаку ордынцев и мобильно отреагировать на попытку обойти русские войска, найти какой-то брод, перелаз, щель, условно говоря, в расположении его полков и все-таки просочиться туда и захватить какой-то плацдарм на другом берегу Угры. Ну что же, через некоторое время после этих боев Ахмат прекратил атаки, надеясь на то, что Угра встанет, покроется льдом, и тогда можно будет перейти на другой берег. Да, в конце октября Угра встала, а русские войска отошли на позиции около Кременца, чуть-чуть подальше. И они не были распущены, не отступили к Москве, они просто перешли на, скажем так, другую линию оборонительных позиций, поскольку оборонять Угру стало бессмысленно — она утратила, покрывшись льдом, значение выгодного оборонительного рубежа. И в этот момент Ахмату надо было ударить, сокрушить московскую мощь — вот, казалось бы, шанс, лучший за всю военную компанию — а он не ударил. Он какое-то время топтался на месте, а потом уже, в ноябре 1480 года, отступил, разоряя земли собственного союзника, разоряя русские города, мимо которых он выходил на Угру. Ну что же, прежде чем продолжить рассказ обо всех этих событиях, мне хотелось бы, чтобы в эфире прозвучала музыка Михаила Ивановича Глинки к театральной постановке Нестора Кукольника «Князь Холмский».

И я рад после этой героической музыки объяснить, что мы продолжаем разговор об одном из величайших военных триумфов в истории Древней Руси, да и России в целом — о стоянии на Угре 1480 года. Итак, Ахмат отступает. С чем это связано, почему это происходит? Это в значительной степени загадка даже и для современных историков, хотя собрано немало материала, существуют источники летописные, существуют источники, которые, скажем так, относится уже к сочинениям церковных авторов, существуют кое-какие документы, правда, относительно небольшие. Тем не менее на этот вопрос даются разные ответы. Итак, один из ответов состоит в том, что вот ну по некоторым более или менее достоверным, по некоторым подвергаемым сомнению источникам, в тыл к Ахмату вышла русская экспедиция князя Ноздроватого, ударила по его столице Сараю, нанесла ущерб. И Ахмат понял, что надо возвращаться, иначе, собственно, русские ратники в его тылу так разгромят его владения, как он сам мечтал поступить со срединной коренной Русью. Но это один из вариантов. Другой вариант, более, на мой взгляд, основательный. Собственно, чего ждал-то Ахмат на Угре?

Прорывался, не мог прорваться, но не уходил. Если бы они обрушились вместе — ох, у Ивана III возникла бы чудовищная проблема. Но он переиграл их обоих заранее, поскольку договорился о том, что крымский хан Менгли-Гирей в этот момент ударит по южным землям великого княжества Литовского и оттянет на себя силы Казимира Ягеллончика, что и произошло. Действительно, литовские польские войска так и не пришли на Угру, и некому оказалось поддержать Ахмата, некому оказалось вселить в него уверенность, что он абсолютно превосходит в силах Москву. Это один из аспектов, собственно, почему он не попробовал решить проблему, используя современную терминологию, собственными силами. И здесь, очевидно, стоит вглядеться в летописные источники, воспользоваться, кроме того, здравым смыслом. Октябрь и ноябрь на территории Северо-Восточной Руси — это, в общем, время не сахар. Ударили морозы, и от этих морозов изменилась не только Угра, изменилось положение тех, кто встал на ее берегах для того, чтобы сразиться. А ведь надо было стоять в поле — под холодными ветрами, под снегом, в условиях морозов. И действительно, ударили морозы.

А между тем ордынское воинство находилось на территории Руси в походе уже много месяцев, с лета: оно, что называется, поистрепалось, оно выело — вот, наверное, это точное, правильное слово — выело вокруг себя все пищевые запасы округи. Уже очень сложно было добыть фураж для коней, а ордынцы воевали в конном строю. И получалось так, что воинство, в общем, устало, не добилось никакого успеха, лишилось пищи, а должно воевать в сложных условиях, в условиях морозов, да еще, кроме того, очевидно, начинается конский падеж. В силу чего все это происходит? Ну в силу того, что у Ахмата нет надежного тыла: те небольшие небогатые русские городки, которые должны были его обеспечить, конечно, не могли это долго делать. А у Ивана III такой тыл был: собственно, вся Русь за его спиной могла кормить его воинов, обеспечить их деньгами. С братьями удалось договориться, их полки все-таки двинулись на юг, и они впоследствии присоединятся к армии Ивана III, благо, в общем, соглашение было достигнуто. В общем, он еще может выставить свежих воинов в поле. Конечно, русская армия тоже устала, конечно, ей тоже было не сахар и не мед драться на Угре. Ордынцы — серьезный противник, они никогда не отступали, не испробовав всех возможностей.

Но давайте взглянем на эту ситуацию с точки зрения тех, кто сражался тогда на берегах этой русской реки, а ее иногда называют Поясом Богородицы. Для русских, для православных людей, не пропустить Ахмата было делом веры, чести и выживания. Все прекрасно знали, какой страшный, смертоносный вихрь обрушится тогда на Русь, какой смерч будет сметать города и деревни, Русь лишится мира и покоя. А она ведь жила достаточно долго, десятилетия в состоянии, когда могла не испытывать этих самых нашествий, она привыкла к этому. И теперь все опять сгорит, будет уничтожено. То есть они, в общем, стояли насмерть за землю и за веру. А для воинов Ахмата претензия их правителя на восстановление ордынской власти над Русью — это была задача, которая их самих не касается. Вот есть хан Ахмат, у него есть такая политическая амбиция: он хочет улусника Ивана поставить на колени, может быть, снести ему голову, поставить другого улусника и весь улус присоединить к своим землям. Ну что же, хороший правитель, человек, который долгое время удерживал Большую Орду в состоянии боеспособности и стабильности, почему бы не пойти вместе с ним в поход? Но основная задача ратников ордынских — это все-таки не то что осуществление мечты Ахмата, это добыча, которую можно получить на Руси — это пленники, это угон скота, это ограбление городов, сел — это, короче говоря, захват всего того ценного, что может попасть им в руки в ходе боевых действий.

То есть, иными словами, они пришли не для того, чтобы головы свои класть, они пришли для того, чтобы обогатиться, а это совсем другая задача. И когда выяснилось, что вместе триумфального победоносного шествия по русским землям на их долю выпала тяжелая многомесячная боевая работа, да еще и в условиях, которые с каждой неделей только ухудшаются, и впереди морозная зима — ну, очевидно, воинство это утратило желание воевать. И, очевидно, Ахмат это почувствовал. Как хороший правитель он понимал настроение воинства, именно поэтому в ноябре он повернул свои войска назад и более уже на Русь не приходил. Никто из ханов Большой Орды уже не придет на Русь, и сама Большая Орда будет разгромлена целиком и полностью и исчезнет в 1506 году, в данном случае усилиями союзника Ивана III, крымского хана Менгли-Гирея. Впоследствии, конечно, Москва и Крымское ханство будут враждовать, и придется держать оборону уже от нового государства, которое попыталось принять на себя роль старшего юрта на просторах бывшей Золотой Орды. Но это уже не было иго, это было уже что-то вроде ситуации, ну скажем, перманентной войны на южных рубежах, когда надо просто хорошо организовывать оборону: где-то платить, откупаться, где-то встречать с саблями в руках, где-то добиваться успеха дипломатическим путем — но это уже независимость, а не что-нибудь другое. Итак, мне хотелось бы подчеркнуть несколько важных пунктов, касающихся стояния на Угре. Прежде всего, оно не было мирным, это была череда тяжелых боев и тяжелейших испытаний для русского воинства. Кроме того, стояние на Угре имело ясный христианский аспект: Русская Церковь поддержала Ивана III, а видный ее представитель, духовный писатель, человек с огненным сердцем и прекрасным отточенным пером, архиепископ Ростовский Вассиан, эту поддержку выразил в виде послания на Угру.

Третий момент. Русь превращалась в Россию. Для того чтобы это произошло до конца и навсегда, требовалась победа в этом грандиозном стоянии на Угре — она была достигнута. И только после нее Иван III решился на, может быть, гораздо более рискованное вооруженное противостояние — противостояние с Великим княжеством Литовским. И наконец последнее. Один из них в Калуге, перед зданием администрации.

Более того, тверской князь Александр, бежавший от Федорчука сначала в Новгород, а затем в Псков, был прощён ханом Узбеком и даже смог вернуться на тверской стол. Но затем Калите удалось опорочить Александра в глазах хана Узбека, и в 1339 году он был казнён в Орде вместе с сыном Фёдором. Прочитав эти строки, трудно избежать соблазна начать обличать Калиту, называя его «ханским прислужником» или другими подобными словами. Мы, однако, предпочтём от этого воздержаться как минимум по трём причинам. Во-первых, у Ивана Даниловича были не только политические, но и сугубо личные причины поквитаться с Тверью — в 1324 году его брат Юрий, будучи в Орде, был убит тверским князем Дмитрием Грозные Очи. Правда, после долгих колебаний хан Узбек всё-таки казнил убийцу, однако не исключено, что Иван Данилович этим не удовлетворился. Во-вторых, сами тверичи, если им предоставлялась такая возможность, действовали против Москвы решительно теми же методами, охотно прибегая к помощи и западных соседей-литовцев, и тех же татар. К примеру, в 1315 году тверской князь Михаил при помощи татарских отрядов разбил под Торжком московско-новгородскую армию, а в 50-х годах XIV века русские летописи отмечают как минимум три крупных похода «литовщины» и несколько менее масштабных набегов литовцев и тверичей на московские земли. И, наконец, а как ещё мог действовать Калита? Противостоять Орде даже в союзе с Тверью Москва тогда не могла. Так что если бы Иван Данилович поддержал восстание или даже просто уклонился от участия в «Федорчуковой рати», то результат был бы один — Московское княжество подверглось бы такому же разрушительному разорению, как и Тверь. Так что независимо от личных симпатий и политических интересов участие в карательной экспедиции было для Москвы единственным несамоубийственным решением. Более того, как показал дальнейший ход событий, это «антипатриотичное» решение в конечном итоге ускорило освобождение Руси от ордынского ига.

Тверские рыцари

Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании. Федорчукова рать.» на канале «Молодость и Красота Кожи» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 ноября 2023 года в 22:53, длительностью 00:10:21, на видеохостинге RUTUBE. Ответом на восстание стала страшная Федорчукова рать, направленная Узбеком на Русь. Стадии Тверского восстания: Расправа над ордынцами «Федорчукова рать» Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. по имени одного из темников. Насильственное смещение русского правителя федорчуковой ратью стало последним за годы монголо-татарского нашествия случаем силовой смена князя.

«540-летия Стояния на Угре». Дмитрий Володихин

Разъяренные тверичи били их там, где увидели, не жалея, до смерти. И свиту, и купцов ордынских, прибывших с посольским караваном. Щелкан с приближенными укрылся в княжеском тереме, надеясь затвориться и спастись. Сам ли Александр, увидев, что уже началось или потеряв терпение сказал свое резкое: "Жечь! Тверское восстание Или люди сами догадались, но ордынцев во главе с царевичем сожгли вместе с княжескими палатами. Практически все ордынцы были перебиты. Мог ли князь поддерживать народ? Вряд ли. Он понимал, что это конец его великокняжеской власти и угроза для мирных людей.

А мог ли остановить? Наверное мог, князя бы послушались. Вот только совесть и гордость князя из Тверского дома не позволила: сколько можно терпеть и выю гнуть?!

Однако, судя по «Московскому летописному своду конца XV века», князь созвал тверичей, выступил против Щелкана с ратью и сам его сжёг. Монин выдвигает следующую версию: «Тверской князь всё же принял участие в восстании, возможно, даже возглавил его, понимая при этом неизбежность его роковых последствий». То есть поступил как идеальный князь по примеру своего отца Михаила Тверского. Народное восстание против татар в Твери. Тверская и московская летописи сообщают о «разорении христианства» и «басурманской вере». Слухи об обращении в ислам ходили на Руси с момента воцарения хана Узбека в 1313 году. Но именно в 1327 году они сыграли на руку Ивану Калите. Освящение собора в Москве тоже было назначено на 15 августа 1327 года — Успение. Чин проводил ростовский епископ Прохор, который временно, до интронизации в 1328 году Феогноста, возглавлял Русскую Церковь. Да, епископ — это не митрополит, Прохор — не святитель Пётр. Но отсутствие митрополита-заступника уже «компенсировалось» в сознании народа освящением заложенного им престольного храма и продвигаемой книжниками Калиты идеей богоизбранности Москвы. Тверичи же находились лицом к лицу с угрозой обращения как из-за присутствия родственника хана с войском, так и из-за крушения «образа князя», который привёл из Орды «разорителя христиан». Для Ивана Калиты это был идеальный момент, чтобы совершить переворот в сознании жителей соперничающего княжества, отодвинув фигуру Александра Михайловича как предателя веры и, следовательно, своей земли на самый дальний план. Потому не исключено, что слухи об обращении разгорелись с новой силой не просто так. В Москве была митрополия и престольный собор, а от Твери «Бог отвернулся» — она не была угодна ни Ему татары как кара Божья , ни хану Узбеку, ни тем более Ивану Калите. Слухи о «басурманской вере», да ещё в день освящения престольного храма — лучше и придумать было нельзя. Тверское восстание с любой стороны было выгодно Москве, но Калите нужно было окончательно дискредитировать Александра Михайловича и примерить образ «идеального князя» на себя. Так и случилось: после нашествия Федорчуковой рати тверской князь и его княжество потеряли все шансы на первые роли в Русском государстве. Федорчукова рать, которую хан Узбек направил после убийства Чол-хана в Тверь — карательная экспедиция 50-тысячного ордынского войска с темниками «Федорчуком, Сюралыком, Сюгой и прочими».

Что же касается Твери, то поход против нее возглавил Федорчук, христианин по вероисповеданию. К нему присоединились Иван Калита и суздальский князь Александр Васильевич. Нашествие получило название "Федорчукова рать" — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя. Тверское княжество, сильнейшее на тот момент на Руси, было разгромлено в течение нескольких недель. Сколько-нибудь организованного сопротивления не было. Великим князем стал Иван Калита чего он и добивался. Читайте также:.

Московский князь Иван Калита не мог с этим смириться. Он ждал удобного случая, чтобы заслужить доверие хана и одновременно избавиться от сильного соперника в лице тверского правителя. Поводом к восстанию послужило недовольство тверичей ордынскими сборщиками податей. Местные жители не пожелали терпеть насилие и унижения со стороны монголов. Весь город поднялся против захватчиков. Цели восстания В 1327 году в Тверь прибыл ханский посол Чолхан Щелкан. Он изгнал тверского князя Александра Михайловича из дворца и поселился на его месте. После этого начались великие гонения на христиан. Целями Тверского антиордынского восстания были: Освобождение города от монголо-татарских захватчиков. Возвращение Тверского престола князю Александру. Участники восстания В восстании против ханских баскаков приняла участие большая часть тверских жителей. Поводом послужила попытка татар отнять лошадь у дьякона. Он стал сопротивляться и созвал вече. Народ собрался очень быстро. Вскоре у толпы появились предводители. Разъярённая толпа уничтожала всех ордынцев без разбору.

«540-летия Стояния на Угре». Дмитрий Володихин

Это событие получило в русских летописях название Туралыковой рати или Федорчуковой рати, по именам наиболее значительных золотоордынских темников (командующих). «Федорчукова рать», карательный поход ордынских войск, направленных ханом Узбеком против Тверского княжества. В результате военных действий «Федорчуковой рати» полному опустошению и сожжению подверглись Тверь, Кашин, другие города Тверского княжества, а также Новоторжская волость. Федорчукова чи и ордынцы пожгли города и сёла в месть за Щелкана, людей повели в плен. Разорение Твери (Федорчукова рать). Московский князь Иван Калита вместе с суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь. Федорчукова чи и ордынцы пожгли города и сёла в месть за Щелкана, людей повели в плен.

Возвышение Москвы в первой половине XIV в.

14th Century «Федорчукова рать» 1327 г. в миниатюре к «Повести о Сергие Радонежском» из Лицевого летописного свода.
В этот день… 26 марта – 1 по имени одного из темников.

Кожевки: что было в Твери на месте огромного пустыря

Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. Этот опустошительный поход остался в истории как Федорчукова рать (или еще Туралыкова). Федорчукова чи и ордынцы пожгли города и сёла в месть за Щелкана, людей повели в плен.

Восстание в Твери 1327 года

Но в XIV все еще эти рати продолжались: Ахмылова рать – это 20-е годы XIV века; Федорчукова рать, погубившая Тверь. по имени одного из темников). И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. «Федорчукова рать», карательный поход ордынских войск, направленных ханом Узбеком против Тверского княжества. Этот опустошительный поход остался в истории как Федорчукова рать (или еще Туралыкова).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий