Главная Новости Детский дом: история и современность сир. Детские дома не помогают детям, а вредят им — к таким выводам на основании многочисленных исследований пришли развитые страны еще в середине прошлого века. Помощь молодым мамам – выпускницам детских домов, оказавшимся в трудной ситуации. Настя, Полина, Женя и Фаина подопечные благотворительного фонда Арифметика добра живут в детских домах и приемных семьях.
Путь к «Возрождению»: как и для чего детские дома стали Центрами содействия семейному воспитанию
Тогда Яша не понимал, что происходит, и просто покупал себе то, что хотел. Может быть из-за того, что был такой возраст — 13 лет, и я не понимал, что делаю. Я не понимал, что делает мой партнер. То есть к этим съемкам я относился чисто как к работе. Пришел, отснялся, получил деньги и ушел, — объясняет Яша. Он добавил, что в этой порностудии снимался почти весь детский дом, но никто ничего не мог изменить. Только в прошлом году арестовали фотографа, который насиловал детей — из Астрахани его перевезли в Петербург, против него возбудили уголовное дело. Саша и Яша из-за перенесенного пытались покончить с собой, их отправляли на лечение в психиатрическую больницу, а после выпуска они лишились жилья из-за «черных риэлторов». Сейчас Яша снимает квартиру и работает официантом, мечтает стать актером и путешествовать. Саша же работает дворником, хочет выселиться из служебной квартиры от шумных соседей и создать свою семью. Челябинская школа-интернат Зимой этого года Россию всколыхнул скандал в Лазурненской школе-интернате в Челябинске: несколько детей рассказали о насилии со стороны посетителей и преподавателей.
В марте школу закрыли в связи «с режимом ограничения подачи воды», затем воспитанников развезли по лагерям на отдых и распределили по другим учреждениям. В начале этого года приемные родители двух воспитанников школы застали подростков за занятием сексом. Мальчики после расспросов рассказали, что их этому научил некий Серега, который регулярно приходил к ним в интернат, водил на рыбалку на озеро, угощал едой и алкоголем, а затем насиловал в камышах. Оказалось, что от сексуального насилия пострадало 7 мальчиков из трех семей Челябинска. С Серегой приходил еще один мужчина, а многих детей принуждали к сексу четверо педагогов. В феврале возбудили только одно дело — против Сергея К. Сотрудники интерната были отправлены на курсы повышения квалификации, но с февраля с детьми они уже не работают. По словам одной из приемных матерей, их замучили проверками органы опеки, и из-за этого пришлось переехать из Челябинска в другой регион России. Все три семьи находятся под подпиской о неразглашении материалов следствия и не имеют права давать интервью. Я понимаю, что мы не там, мы — здесь, издалека и по тому, что мы читаем в СМИ, создается впечатление, что вообще-то министерство не на стороне семей с детьми стоит, а почему-то на стороне потенциальных насильников, — говорит Елена Альшанская, член комиссии Общественной палаты России по поддержке семьи.
В самом интернате пропускать журналистов и давать им комментарии отказываются. Школу должны ликвидировать, однако там по-прежнему остаются люди. В заборе, окружающем здание, есть огромные дыры — на территорию через них может пройти любой желающий. Уполномоченная по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова заявила, что изучала случай с этой школой-интернатом, но делать преждевременные выводы не хочет: — Мы встречались с семьями … Мы выезжали в этот интернат.
Нельзя, обозлившись на жизнь, стараться отомстить всем и вся. Унижать других, даже если когда-то унижали тебя, — значит сеять негатив, который в конечном итоге все равно вернется к тебе. Поэтому просто быть добрее и оставаться человеком, пожалуй, стоит каждому из нас. Так я попал в детский дом. Мне всегда казалось, что я родился в школе-интернате, потому что, сколько себя помню, всегда был там. Поэтому я не скучал по семье и дому — просто не знал, что это такое. Позже я познакомился со сводным братом и его отцом: я родился от другого мужчины, но мать меня «нагуляла», поэтому моим папой тоже пришлось записать его. Отец иногда навещал нас, брал в гости на выходные. А потом просто исчез. А маму я первый раз увидел в 15 лет. Чувствовал, что подошел к постороннему человеку. Она обещала бросить пить, но так и не завязала. Я понял, что я ей ни к чему, а значит, и она мне. В конце концов, я ее совсем не знал. С лет восьми я стал жить в детском доме семейного типа. По сути, это была обычная пятикомнатная квартира: холодильник, две стиральные машины, телевизор, комнаты для двоих, все новое и комфортное. Поначалу все казалось непривычным, и было немного не по себе: стеснительность, первые знакомства, как обычно это бывает в новом месте. Но скоро привык и влился. Воспитатели никогда не были для нас родителями, но сделали все, чтобы вырастить из нас адекватных людей. Нас изначально учили самостоятельности, давали понять, что по жизни носиться с каждым никто не будет. Мы убирали в комнатах, мыли стены, стирали. За каждым была закреплена территория и на улице — убирали снег, подметали. Дети, конечно, были разные: те, кто попадали в детский дом лет в 14 после жизни с родителями, постоянно сбегали, уходили на свои тусовки, прогуливали школу. Я же не помнил другой жизни, к тому же был спокойным ребенком. Бывало, конечно, и двойку мог принести, но это максимальные мои «косяки». За это наказывали: например, не выпускали из комнаты, пока не выучу таблицу умножения. Но это нормально. Если бы я с мамой остался, у меня бы вообще никакого образования не было. Вариантов не было: либо иди на уроки, либо по улицам шляйся, дома не отсидишься. В начальных классах дети считали, что со мной что-то не так и я отброс. Обзывались, подставляли. В старших классах я попал в физмат. Тут уже ребята были поадекватнее, да и повзрослее — с ними мы общались хорошо. Учителя относились так, как и ко всем: никогда из жалости не рисовали мне оценки, да и я просил, чтобы такого не было. Выпуск из школы и дальнейшие изменения меня не слишком беспокоили. Я привык жить моментом и не задумывался о будущем. Да, планы были, но грузить голову лишними мыслями и загадывать наперед я не хотел. Думал: будь что будет. На выпускном нас собрали всех вместе, заставили надеть костюмы, показали концерт, а воспитатели сказали что-то «на дорожку». Расставаться было грустно.
Ближе, чем с Мариной, я ни с кем не общаюсь. Считаю её своей семьёй». Но найти общий язык удалось спустя время. Я была осторожна и первое время боялась, что не подружимся, — рассказывает Марина. Мы много гуляли, тренировали навыки взрослой жизни. Например, вместе ездили на общественном транспорте, заходили в магазин. Меня поразило, что Кристина не чувствовала "цену денег" и не понимала сколько вкусняшек можно купить на сто рублей». Но по состоянию здоровья решила сменить профессию. Сейчас девушка работает на автомойке и снимает комнату. Но выход в новую среду — ещё более трудный и страшный для ребёнка. В этот момент помощь наставника нужна как никогда. Всё, что я могу — это поддержать, похвалить Кристину. И есть за что! Она стала очень самостоятельной: работает, организовывает быт», — делится Марина. Мы передаем другим частички тепла, которые вынесли из своей семьи. У каждого человека должен быть друг, который и поможет, и поддержит, и порадуется, и погрустит вместе с тобой. И для детей из детского дома такой человек — наставник». Мальчик прогуливал школу, ввязывался в драки. Не заводил ни с кем дружбу и боялся показать слабину. Очень хотел, чтобы им был мужчина, но мне в пару определили Кристину. Позже я понял, что главное, как человек к тебе относится, как поддерживает. Могли никого не дать — наставников мало, — делится воспоминаниями Коля. Искру, позитив, любовь к жизни. Начал понимать, что мир не такой уж и злой. Можно любить, чувствовать». Интересным, откровенным и разрушающим собственные внутренние границы. Я пыталась заранее продумать вопросы, но этого было не нужно. Разговор сразу потёк масштабно, на глубокие темы: от хобби и увлечений до планов на жизнь. Меня поразила его открытость, настоящность. Он помогал проявляться моей детской радости, искренности. Мне нужно было время понять, что я пришла в проект не учить Колю, а самой научиться, — признаётся Кристина. И в нашей дружбе он обрёл свою нужность. Я всегда рядом». Воспитатели из детского дома рассказали Кристине о главном увлечении Коли — он обожал музыку и писал рэп. Кристина поддерживала его в этом, советовала книги для расширения кругозора, а затем предложила записать свой трек.
Среди специалистов считается, что оптимальным для таких детей может стать лишь усыновление. Так как только семья может дать то, чем ребенок в детском доме обделён в казенной среде. Знающие не понаслышке о жизни в приемных семьях твердо уверены в необходимости государственной помощи людям, решившимся на подвиг воспитания чужого ребенка-сироты. Таким родителям необходима поддержка государства, общества и церкви, так как у приемных родителей с их нелегкими обязанностями всегда масса проблем и сложных вопросов. Имеются патронатные семьи, способные заменить детский дом-интернат. При этом государство платит родителям зарплату, и никакой тайны усыновления не существует - сирота знает, кто он и откуда. В остальном же такой воспитанник - полноправный член семьи. Еще вариант Другая форма организации жизни сирот - семейный детский дом. По такому пути часто идут негосударственные заведения подобного типа. Жилые помещения там могут быть поделены на отдельные квартиры, "семьи" состоят из 6-8 детей, мамы, официально назначенной на эту должность, и ее помощницы. Дети все вместе и по очереди заняты покупкой продуктов, готовкой и всеми необходимыми домашними делами. Ребенок в детском доме подобного типа ощущает себя членом большой дружной семьи. Также интересен опыт детских деревень SOS, в устройстве которых реализована модель воспитания педагога из Австрии. В нашей стране имеются три подобных деревни. Цель их - также максимально приблизить условия жизни воспитанников к семейным. Кроме того, существуют детские дома малокомплектного типа. Устроены они по образу и подобию обычного казенного учреждения, но число детей там значительно меньше - порой не более 20 или 30 человек. В таких масштабах обстановку гораздо проще сделать домашней, чем в огромном интернате. Ребенок в детском доме такого типа посещает обычную школу и общается с ровесниками из нормальных семей. Спасет ли православная церковь? Многие воспитатели и общественные деятели считают, что к работе в государственных детских учреждениях следует привлекать представителей церкви, ведь каждый человек нуждается в пище для души, наличии нравственных идеалов и формировании моральных устоев. Сиротам, лишенным родительского тепла, это нужно вдвойне. Именно потому православные детские дома могли бы оказаться островком спасения для таких детей в современном мире бездуховности и отсутствия каких-либо ориентиров. Созданное при храме подобное учреждение воспитания обладает и другим важным преимуществом - церковная община неким образом способна заменить детдомовцу отсутствующую семью. В приходе воспитанники заводят друзей, укрепляют духовные и социальные связи. Не все так просто Почему же такая форма, как православный детский дом до сих пор не получила широкого распространения? Проблема - в наличии множества сложностей самого разного характера - юридических, материальных, дефицита воспитательских кадров. Финансовые проблемы - прежде всего, в отсутствии необходимых помещений. Даже самый скромный приют потребует отдельного здания или его части. Благотворители также не слишком охотно выделяют средства на финансирование подобных проектов.
Цифра дня: россияне сдали в детдома 20 тысяч детей
В доме находилась церковь святой Екатерины с приделом Рождества Христова, главы которой уничтожены в 1920-х годах. На протяжении полутора веков сироты Воспитательного дома получали начальное школьное образование. Девочки приобретали профессии акушерок и гувернанток. Мальчиков обучали техническим ремеслам.
Учреждение в Непецино действительно не называется «Детский дом» или «Дом-интернат». Вывеска гласит «Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вдохновение». По информации, которую обсуждают в своей среде сидящие на чемоданах сотрудники Коломенского ребцентра, заведения, подобные им, ранее относились к Управлению соцзащиты. А теперь будут переданы в ведение Управления образования. Однако пока говорить о том, что детей стали больше забирать из детских домов и, тем более, о том, что все дети нашли семью, к сожалению, не приходится». Более того, этот процесс не терпит ускорения, считает депутат.
Молниеносно детей из специальных учреждений по домам не расселить. Ведь, прежде чем оформить опеку, потенциальные родители проходят соответствующую подготовку в школе приемных родителей. Таким образом происходит адаптация к новой роли, которая, как может выясниться в процессе консультаций, может и не подойти. Вопрос крайне серьезный и болезненный. А что касается шумихи, которая поднялась именно после заявления Губернатора Московской области, то Лантратова считает важным, что к проблеме было привлечено внимание. И неважно, каким путем. Когда я была общественницей, а он был депутатом — я неоднократно обращалась к нему за помощью, и он ни разу не отказал.
Самые большие события — дни рождения — мой и нашего папы, летом и осенью.
Обычно в это время еще тепло, мы собираемся в беседке во дворе и жарим шашлыки. Иногда у мангала собирается до 70 человек. Отмечаем день рождения каждого ребенка — весной, летом и в начале осени тоже жарим сосиски во дворе. А когда холодно — устраиваем праздник дома, благо места хватает. Дети ходят в разные кружки, многие занимаются спортом. Я не провожу дополнительных занятий, но учу их ландшафтному дизайну и кулинарии: дети учатся ухаживать за растениями и готовить. У старших порой получается даже лучше чем у меня. У всех есть доступ в Интернет, обычно телефонный.
У ребят есть смартфоны: кто-то на них зарабатывает летом в трудовом лагере, а кто-то получает пенсию, и им позволяют снять деньги. Компьютеры есть у пары ребят, но они ими почти не пользуются — многим удобнее выходить в Сеть с телефона. Фото: Руслан Рыбаков О проблемных детях — Если честно, среди детдомовцев все дети сложные. Они приходят к нам вообще неприспособленными к жизни. Такие дети привыкли быть иждивенцами: им все дает государство. Тяжело было, когда мы взяли сразу семерых ребят из дошкольного детского дома в возрасте от 4 до 7 лет. Они отказывались стирать или мыть за собой посуду, были и ссоры, и истерики. У нас пять кровных сыновей.
На фоне детдомовцев они совсем беспроблемные. Приемные дети чаще болеют и с трудом учатся. Конфликты друг с другом у ребят бесконечны: тяжелые характеры всегда провоцируют крики и споры. Я стараюсь их примирять — иногда лаской, а иногда строгостью. Особенно я строга, когда дети воруют. У нас жила девочка, которая таскала и здесь, и в школе у учителей и подруг. Я пошла в полицию, попросила поговорить с ней. И те сводили ее в изолятор, показали условия — больше она не воровала.
Было так, что три девочки не пришли домой ночевать. Сели в машину и поехали кататься со взрослыми мужчинами в Красноярск. Мы всю ночь не спали. Когда они вернулись домой — муж не выдержал и шлепнул одну из них по щеке. Та пошла в школу и пожаловалась, что ее здесь избивают. И учителя ей поверили, хотя знали нас много лет. Я тогда пригласила домой классного руководителя, милицию, органы опеки и одноклассников — показала им условия, в которых живут ребята. После этого, конечно, к нам никаких претензий не было.
Как-то раз 17-летний мальчик выпил с компанией и угнал нашу машину, ребята катались пьяные по городу. Кто-то мне сказал об этом, и я немедленно позвонила инспекторам — чтобы сами не разбились и не убили кого-то. Алкоголизм и такой образ жизни воспринимается детьми из неблагополучных семей как норма.
Ради нее подросткам придется переехать и жить не в таких хороших условиях. Кроме того, ребята лишатся тех, кому они доверяют. Как рассказали хабаровчане, совсем скоро ребят ждут неприятные перемены - здание планируют передать под казачий кадетский корпус, а нынешних постояльцев переселить. Причем новые условия гораздо хуже тех, в которых сейчас живут воспитанники.
Мало того что юношам и девушкам придется сменить район города, так еще и делить новый дом с теми, кто отстает в развитии. Это действующее учреждение для умственно отсталых детей, с ограниченными возможностями здоровья. То есть там живут имеющие психические отклонения. В здании находится и школа, где учатся в том числе иногородние, и сам интернат, - рассказал Аркадий, один из активистов. Как рассказала заместитель директора детского дома, пока официального приказа о переезде не было. Однако с марта к ним регулярно приходят комиссии, которые говорят, что в скором времени воспитанники детского дома вместе с педагогами отправятся в школу-интернат в Северном, где будут арендовать часть помещений для проживания.
Почему миллионы граждан России сдают своих детей в Детские дома?
Некоторые эксперты полагают, что «временных» сирот в российских детдомах может быть не 20 тысяч человек, а в 1,5 раза больше — около 30 тысяч. И они рассказали всё: что я из детдома, что у меня есть братья, сёстры, биологические родители. Она отметила, что персонал домов ребенка, которые будут реструктурирваны, «не окажется на улице» – учреждения продолжат работать, но в ином формате, например, как центры ранней помощи семьям с детьми с инвалидностью, ясли или центр сопровождения приемных семей. В одном из детских домов, где он жил, туалет открывали два раза в день: утром на полчаса, вечером на час, всё остальное время они терпели.
Террор, судимости, сексуальные домогательства. Что творится в омских детдомах
Новые правила уже подготовлены Минобрнуки и общественными деятелями, они прошли согласования со всеми министерствами, кроме Минюста, куда были направлены на утверждение в декабре 2013 года. Эти правила, отмечает эксперт, закрепляют два важных положения. Во-первых, дети должны жить только в группах семейного типа с постоянными прикрепленными воспитателями, находящимися с детьми круглосуточно. Во-вторых, в каждом детском доме должно быть создано структурное подразделение по семейному устройству, по восстановлению кровной семьи, по профилактике сиротства и по постинтернатному сопровождению. Альтшулер отметил также, что механизм контроля таких учреждений был предложен проектом федерального закона об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В декабре 2012 года Президент РФ Владимир Путин издал указ принять законопроект в обязательном порядке, однако инициатива была отклонена после обращения в Госдуму активистов движения «Суть времени» во главе с политологом Сергеем Кургиняном.
Он назвал закон «вредоносным, западным, ювенальным», вспоминает представитель ОП. Было огромное недовольство этим законом в региональных департаментах. Какие еще общественные контроли? Они их боятся, они же воруют в интернатах миллиарды, и вдруг в эту вотчину какие-то общественные контролеры! Все это сделано по наводке коррупционеров «Россиротпрома».
Закон лег, а он нужен, так как информация об ужасах, творящихся в интернатах, продолжает поступать», — говорит Альтшулер. По словам президента Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, гарантией добросовестной работы в таких центрах будет прописанный в правилах механизм пересмотра дела ребенка каждые полгода. Он нужен, чтобы понять, почему подопечный центра не был устроен в семью за конкретный период.
Дополнительно к этому количеству в социальные учреждения помещено 20 тысяч детей. Заявления о передаче детей на попечение государственных детдомов написали сами родители.
По данным юристов, статистика о «временных» сиротах в российских детдомах официально не публикуется. Некоторые эксперты полагают, что «временных» сирот в российских детдомах может быть не 20 тысяч человек, а в 1,5 раза больше — около 30 тысяч. Основной причиной помещения ребенка в приют для родителей, как правило, становятся жизненные трудности и тяжелое материальное положение.
Я хотела уйти из-за этого. Это же очень тяжело, такая ответственность. Думаешь, всё, ну не могу больше. Потом время проходит, нормально.
Здесь же вся моя жизнь. Такие тяжелые времена были, двухтысячные. Куда идти? А к детям я привыкла и знала особенность каждого, — рассказывает педагог. Таких случаев в практике Светланы Михайловны было много. Дети сбегали на рынки, бродяжничали на улице. Хотели подзаработать.
Но чаще они бегали к родителям, которые от них отказались. Сколько раз их из дома забирала. И в Исилькуль, и в Называевск уезжали. Не важно, какая мама и где она. Сколько живу, удивляюсь: и домашнюю еду приносишь, и приласкаешь, а всё равно бегут к маме. Хоть она в канаве валяется, хоть наркоманка, но они бегут к ней, потому что это мама, — делится педагог. В кабинете Светланы Михайловны стоят с любовью оформленные поделки детей Источник: Кирилл Башинский Воспитатель — это многодетная мама Родители, конечно, и сами могут навещать дочерей и сыновей в детском доме, но только в трезвом состоянии.
Такое бывает редко. Чаще всего дети не видятся с родителями, и, наверное, от этого многие из них называют воспитательниц мамами. Особенно сироты. Каждому ребенку хочется, чтобы была мама, но не каждый вкладывает в это слово смысл. Как-то раз приласкала одного, он всё: «Мама-мама», а потом хвать деньги из моего кармана.
Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний. Сайт «Парламентской газеты» - это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.
Кто возьмет подростка? Почему в детских домах все еще остаются дети
Новости по тегу: Детский Дом. За десять лет с момента принятия «закона Димы Яковлева» уровень его поддержки вырос на 13% Большинство россиян сочли, что детдом лучше усыновления иностранцами. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Две воспитанницы детдома пропали в сильный мороз в Красноярском крае Шесть подростков устроили побег из детского дома в Красноярском крае. В детдоме Калининградской области возбуждено дело о халатности из-за интимных отношений. Анастасия в откровенном интервью рассказала о жизни в детдоме и после него.
Чужие среди чужих: как живут в детских домах
Новости по тегу: Детский Дом. Светлана Строганова говорит, что такое часто случается с выпускниками детских домов, у которых нет никакой поддержки и значимого взрослого рядом. Когда началась реформа детских домов, мы увидели регионы, где количество детских домов снизилось, а количество приютов увеличилось вдвое. Итак, нужно признать, что большие государственные детские дома – это самая малоэффективная форма воспитания сирот. Пока обследуют, решается их судьба: возвращение к родителями или — детдом. Новости по тегу: Детский Дом.