Первым же боевым беспилотным летательным аппаратом (БЛА) был германский самолет-снаряд («крылатая ракета» по современной терминологии) Фау-1 («Физелер-103») с реактивным пульсирующим двигателем, который мог запускаться как с земли, так и с воздуха.
Что такое беспилотный летательный аппарат (БПЛА), какие они бывают и где применяются
В военной операции на Украине российские военные применяют новейшие ручные комплексы борьбы с дронами «Гарпун-3». Беспилотники противника нейтрализуются электромагнитным импульсом. Корреспондент поговорил с военными аналитиками и экспертами, чтобы узнать, насколько сильно новые ракеты могут угрожать воронежцам. История создания и развития беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Российские и зарубежные, в том числе из США. Технические характеристики, развитие, с видеокамерой.
Ударные беспилотники: что они могут и какими бывают?
Если все винты работают с одинаковой скоростью, дрон взлетает; если 1 начинает работать быстрее, аппарат наклоняется; если 2 винта работают сильнее, машина поворачивается в нужную сторону. Характеристики дронов В зависимости от габаритов, дальности полетов и уровня автономности действует следующая классификация БПЛА: микро: неуправляемые коптеры весом менее 10 кг поднимаются на высоту до 1 км и летают в течение 1 часа; мини: дистанционно управляемые аппараты весом до 50 кг находятся на высоте 3—5 км до 5 часов; миди: автоматические устройства весом до 1 т рассчитаны на 15 часов полета на высоте до 10 км; тяжелые беспилотники: весом свыше 1 т, предназначены для дальних полетов продолжительностью более суток на высоте 20 км. Применение дронов в повседневной жизни Возможности гражданских дронов стремительно расширяются. Всего несколько лет назад компания Amazon потрясла мир доставкой товаров с помощью дронов Prime Air. Сегодня подобная технология успешно применяется в коммерческой деятельности сотен компаний по всему миру.
Где еще нашли применение «мирные» беспилотники: В сельском хозяйстве — для распыления средств борьбы с вредителями и грызунами, оценки степени зараженности растений и зарастания полей сорняками, охраны сельхозугодий. В строительстве — для мониторинга и контроля работ, сравнения текущего состояния объектов с плановой документацией, определения параметров выполненных работ для расчета с подрядчиками, оперативного мониторинга размещения строительной техники, материалов и временных сооружений, оценки аварийных ситуаций. В «беспилотной журналистике» — при подготовке репортажей из мест боевых действий, с массовых мероприятий, спортивных соревнований, для наблюдений за дикой природой. В поиске и спасении людей, потерявшихся в труднодоступных местностях горах, лесах, океанах , попавших в лавину или провалившихся в пещеру.
В медицине — для доставки медикаментов пациентам слаборазвитых стран, людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях и зонах бедствия. В борьбе с правонарушителями для анализа дорожно-транспортных происшествий, мониторинга толпы на мероприятиях с большим скоплением людей, обследования подозрительных вещей, выслеживания преступников. В науке — при проведении исследовательских проектов для «спасения планеты»: восстановление лесов, отслеживание таяния ледников, составление климатических прогнозов.
БПЛА могут быть менее надёжными, так как внутри нет пилота. Это может ещё более серьёзно удешевить их производство по сравнению с пилотируемой авиацией. Время полёта беспилотных аппаратов не ограничено ресурсом систем жизнеобеспечения лётчика.
Как сообщил в начале января этого года американский журнал Forbes, в настоящее время Россия выпускает до 300 "Упырей" в месяц. Кадры эпичного уничтожения американского танка Abrams народным дроном-камикадзе "Упырь". В его разработку не было вложено ни копейки государственных денег. Он полностью был создан на средства, собранные простыми россиянами. Идею создания нового БПЛА осенью 2022 года подали военнослужащие, участвующие в спецоперации. Они обратились к знакомому бизнесмену и инженеру из Екатеринбурга Владимиру Ткачуку, и он взялся за дело. Вокруг идеи собралась команда энтузиастов из специалистов разных отраслей — инженеры, программисты, спортсмены-пилоты FVP-беспилотников. Проект привлёк внимание нескольких популярных военно-патриотических телеграм-каналов и военкоров. Они помогли организовать всенародный сбор денег на его реализацию.
Я знал, что таких БПЛА на фронте всегда не хватает.
UJ-22 Разработан фирмой Ukrjet. Нагрузка — 20 кг. Продолжительность полета - более 8 часов. Упал под Коломной 28 февраля 2023 года.
Полезен разведке, может перевозить грузы и при этом поражает цели. Популярен из-за относительной дешевизны», — прокомментировал Корнев. Может преодолевать расстояние до 1000 м. Груз — до 75 кг. Raybird-3 Меньше «Кулона» по габаритам.
Полезная боевая нагрузка — до 5 кг. Расстояние — до 1000 км. PD-2 Аналог турецкого «Байрактара». Предназначен для разведки и нанесение ударов. Дальность полета — до 1000 км.
Скорость — до 140 км. Время полета — до 10 часов.
Сергей Птичкин: СВО показала, что БПЛА будут доминировать в небе всех военных конфликтов
И всё-таки, как они прорываются в глубину российской территории? Вот обломки аппарата, совершившего самый глубокий прорыв - 28 февраля 2023 года он, выработав топливо, упал на подходе к газораспределительной станции у деревни Губастово под Коломной. Это примерно 95 км от Москвы. Данные явно завышенные, поскольку даже на меньшую дальность этот аппарат с полной взлётной массой 86 кг доставить столько взрывчатого вещества не смог бы. Но пару мин калибра 82 мм 3,4 кг или безоболочечное взрывное устройство в десяток килограммов - вполне.
И вот тут возникает вопрос: а как обходил? Значит, у противника были точные координаты их позиций? И дальше уже оператор через воздушные или спутниковые ретрансляторы вёл беспилотник по сложному маршруту в обход рискованных зон. Или же это сделала программа навигации, зашитая в процессор БПЛА.
Но тогда следующий вопрос: откуда у противника такие сведения? Кто рассчитал поворотные точки маршрута, чтобы они совпадали с траекторией орбиты нужного спутника, или своевременно поднял в небо самолёт-ретранслятор? Кстати, у ВСУ таких самолётов нет. А вот то, что произошло в Туапсе, честно говоря, объяснить непросто - недостаточно информации в открытом доступе.
Одно очевидно: пропускать такие цели, как Ту-141, система ПВО права не имеет и главный вопрос: куда беспилотники были нацелены, охрану какого объекта собирались прощупать? Поверни чуть южнее, и прямо по курсу - город Сочи, наша южная столица. Можно предположить, что противник, не без участия разведывательной авиации НАТО, постоянно висящей над Чёрным морем, выбрал тайм-аут в работе дежурных средств ПВО. Без подсказок НАТО атака вряд ли бы состоялась.
Кстати, один беспилотник упал на краю нефтебазы, два других вообще промахнулись и улетели в Адыгею. Долго, видимо, операторы выжидали подходящий момент... После определённого апгрейда. А вот Ту-141 «Стриж», который столкнулся с деревьями и упал под Калугой, был снаряжён весьма серьёзно - фугасной авиабомбой ОФАБ-100-120.
В СМИ есть предположение, что стартовал он из окрестностей украинской Шостки, а упал из-за неисправности радиовысотомера, либо сработали наши средства РЭБ. Но это, как говорится, детали. Даже гадать не приходится почему: американские ИСЗ радиотехнической разведки непрерывно следят за состоянием нашей ПВО. И при ослаблении радиолокационного поля через обнаруженную прореху на нашу территорию оперативно направляются ударные беспилотники.
Тем более, что в этих областях достаточно пересечённая местность с перепадами высот до 200 метров, где очень сложно создать сплошное радиолокационное поле на предельно малых ПМВ - до 200 метров высотах. Даже и на малых МВ - до километра. Требуется большое количество радиолокационных средств. Совершенно очевидно, что наше воздушное пространство в идеале должно быть непроницаемым.
Но об этом потом... И вот ещё один пример для статистики. Или сходный с ним по внешнему виду и характеристикам Skyeye. Во всех случаях результаты атак никакие.
Тут надо понимать другое: ни один из этих аппаратов не смог бы даже приблизиться к цели, если бы они не были обеспечены развединформацией от США.
Здесь барражирующий боеприпас летит прямо на группу украинских боевиков. ВСУ не может противодействовать "Ланцетам". На этих кадрах к пуску готовят еще один российский барражирующий боеприпас — "Куб". Беспилотник запускается с катапульты и развивает скорость до 130 километров в час. В этот раз наши бойцы с его помощью обнаружили укрытия для личного состава ВСУ. Настоящий фурор произвели одноразовые беспилотники "Герань". Они несут 50 кг взрывчатки, летят на скорости до 180 км в час. На этих кадрах националисты пытаются сбить дрон из ПЗРК.
Но безуспешно. Поршневой двигатель "Герани" тоже оставляет очень слабый тепловой след. Зенитные ракеты беспилотник просто не видят и летят в пустоту. Это доказывают кадры ударов по военной инфраструктуре в западной части Украины. Количество беспилотников на линии фронта увеличивается с каждым днем. В ход идут даже гражданские квадрокоптеры. Вот разработчик дронов Андрей Тафратов превращает обычный коптер в разведывательный беспилотник. Вот это сердце дрона, это плата управления питанием, через которую полетный контроллер управляет винтомоторной группой", — рассказал Тафратов. Это что такое?
Они состоят из литий-ионных банок различной емкости и мощности. От этого зависит "количество висения" коптера в воздухе". Чтобы собрать такого летающего шпиона, необходимо около 8 часов. В основном время уходит на пайку и программные настройки. Картинка на экране четкая и позволяет разглядеть практически любой объект на местности. Конечно, такой коптер не является полноценным разведчиком, но с его помощью на небольшой дистанции можно обнаружить местоположение противника и вести корректировку огня. Современные световые шоу теперь выглядят вот так. Сотни коптеров взмывают в небо и образуют яркие картины. А теперь представьте, что такой рой дронов вдруг набрасывается на город.
И это не безобидные коптеры, а миниатюрные ударные беспилотники со взрывчаткой. Именно так, прогнозируют эксперты, будут выглядеть массированные удары в будущем. И разработки уже вовсю идут. Полигон Чайна-Лейк, Калифорния.
Потому доступны для любых частных лиц и организаций. Существующие «Ступоры» выполнены в форм-факторе винтовки. Планируется создать аналогичный прибор в виде пистолета, и более крупные устройства — для монтажа на автомобильные или бронированные платформы. Попав в зону излучения «Ступора» беспилотник перестает получать данные или команды с земли, переключается в режим посадки или возврата в точку запуска. На переключение требуется от нескольких секунд до полуминуты. Предпочтительнее принудительная посадка: с трофея можно снять нужную информацию.
Длина 0,9 метра; высота — 0,26 метра; масса — 5,5 кг. Помехи выставляются на частотах 2. Радиолуч шириной 15 градусов воздействует на цель на дальности до 500 метров. Оператор может выбрать рабочий диапазон, соответствующий наблюдаемой цели. Встроенный аккумулятор обеспечивает 4 часа работы. Он меньших размеров и легче, его герметичный корпус имеет положительную плавучесть. Здесь учтен риск негативного влияния инфраструктуры — снижена мощность, дальность подавления ограничивается зоной уверенного визуального распознавания дрона. Да, этот аппарат не столь эффективен против крупных беспилотников типа «Байрактар» или «Глобал Хоук». Однако сейчас на линии боевого соприкосновения в основном применяются легкие дроны. Еще один комплекс — «Купол» — защищает объекты критической инфраструктуры от несанкционированных полетов дронов, в том числе от роя дронов, используемых для сбора разведывательной информации, а также от ударных беспилотников.
Противодействие нарушителю эффективное, вне зависимости от количества и направлений полета дронов. Например, специалисты холдинга «Росэлектроника» модернизируют мобильную систему противодействия беспилотникам «Защита». Все ее оборудование помещается в нескольких кейсах. Аппаратура сможет обнаруживать и подавлять каналы управления беспилотниками в диапазоне до 8 ГГц. Лучшие образцы беспилотной техники работают на частотах выше 6 ГГц. Комплекс обнаруживает и устраняет дроны-нарушители по секторальному принципу. В отличие от купольных систем, есть возможность использовать «Защиту» для прицельного подавления конкретных дронов-нарушителей. Это одно из ключевых преимуществ новинки. Используется технология пассивной когерентной локации, потому комплекс невидим для радаров противника, устойчив к радиоподавлению. Станция имеет малые габариты, приводится в рабочий режим за 30 минут.
Способна обнаружить местонахождение пульта управления дроном и разорвать канал связи с летательным аппаратом в рабочем диапазоне от 300 до 6000 МГц в радиусе 2 км, вне зависимости от времени суток и погодных условий. Ружья без патронов Еще одно перспективное направление — «противодроновые ружья». Они показали удобство в использовании, хорошие характеристики. Цель — выяснить, надежно ли это ружье способно подавлять используемые дронами каналы глобальных навигационных спутниковых систем, а также определить дальность действия. Новое ружье — усовершенствованная версия антидрона ЛПД-801. Устройство уже использовалось в спецоперации на Украине. У новинки же меньшие габариты, повышенная мощность, расширенный частотный диапазон помех — для подавления именно американских дронов, увеличена емкость аккумулятора.
А ещё коптеры сильно ограничены в грузоподъемности, поэтому подвеска вооружений на них исключена… почти. Коптеры-бомбардировщики Как у бомбардировщика, у коптера есть весомое преимущество — он может зависнуть над целью, а значит не требуется сложных расчётов при бомбометании, это можно делать почти на глаз. Помогает этому небольшая высота — миниатюрный коптер едва заметен на высоте от 100-200 метров и выше. Ключевая проблема — грузоподъемность. Она колеблется в наиболее мощных машинках в районе 1500 — 2000 грамм. Всё зависит от мощности двигателя, размера лопастей и материала изготовления. Но ещё в Сирии коптеры стали эффективным боевым средством различных вооружённых группировок — на них подвешивали импровизированные бомбы, переделанные из ВОГ боеприпасы для подствольных или автоматических гранатомётов или гранаты. Большого урона они нанести не могут, зато коптеры могут найти противника в укрытии и сбросить микро-бомбу на скопление живой силы, не ожидающей такого подвоха — на высоте коптер можно не увидеть и не услышать, либо не успеть разбежаться или спрятаться. Даже гражданский коптер может взять несколько таких боеприпасов в качестве бомбовой нагрузки. Заказывая на Алиэкспресс комплектующие к квадрокоптерам, те же игиловцы ИГИЛ — запрещённая на территории РФ организация создавали такие тактические микро-бомбардировщики. Да, рассчитывать на большой урон трудно, но внезапность и регулярность таких атак сковывает противника, заставляя его действовать куда аккуратнее.
Применение БПЛА в условиях боевых действий
БПЛА (беспилотный летательный аппарат) — это техническое устройство, осуществляющее полёт и выполняющее определённые задачи (как промышленные, так и военные) без человека на борту. Командир одного из боевых подразделений по БПЛА ВС России в зоне спецоперации с позывным Лего в беседе с РИА «Новости» заявил, что залетающие далеко на российскую территорию беспилотники идут в режиме молчания. Недавние события в Нагорном Карабахе показали, что победить в современной войне, не имея ударных беспилотников, сложно.
Беспилотники, дроны и барражирующие боеприпасы: разбираемся, чтобы не путать их
Плотников, В. Плотников, А. Чемоданов, А. Белозеров, Д.
Белозеров Д. Сборник научных материалов. Пермь, 2019.
Чакурин В.
В сельском хозяйстве дроны используют для наблюдения за посевами и точечного опрыскивания растений удобрениями. Также БПЛА активно применяются в кинематографе, когда съёмочной группе необходимо заснять тот или иной панорамный план природы, города, высотного здания и так далее. В военных действиях БПЛА широко применяются как для разведки и корректировки огня, так и для нанесения ударов по стратегическим объектам или местам дислокации военной силы противника. Чем БПЛА отличается от коптера или квадрокоптера Самой распространённой ошибкой в употреблении в русскоязычном сегменте интернета является слово «квадрокоптер» или «коптер». Пользователи Сети и даже некоторые информационные ресурсы ошибочно используют его в общем обозначении любых беспилотников и БПЛА, хотя здесь речь идёт о части и целом.
Беспилотник — общая категория технических аппаратов. Дрон, БПЛА — подвид летательных беспилотных аппаратов. А вот коптер — это одна из моделей беспилотного летательного аппарата, поднимающаяся в воздух за счёт пропеллеров, по аналогии с вертолётом. Приставка «квадро» quadro в слове «квадрокоптер» quadrocopter буквально означает, что конструкция данного аппарата имеет четыре несущих винта quadro — «четыре». Существуют также трикоптеры с тремя пропеллерами, гексакоптеры с шестью пропеллерами, октокоптеры с восемью пропеллерами и т. Однако наибольшее распространение в России получили как раз модели с четырьмя винтами — квадрокоптеры, со временем став именем нарицательным, хоть это и ошибочно.
Для простоты понимания можно провести аналогию с автомобилями.
Террористы делают это для того, чтобы показать, что у них длинные руки, они могут нам мстить», — сказал Литовкин. Полковник в отставке отметил, что на Украине злы из-за успешного продвижения ВС России в зоне спецоперации. Убийства мирного населения, добавил он, давно стали тактикой бандеровского режима. Вся бандеровская власть держится на страхе. Они запугали население Украины и теперь пытаются запугать нас, но не тут-то было. Мы их видим, бьем и будем бить, где бы они ни находились», — заключил Литовкин.
Это связано с тем, что при увеличении взлетного веса БПЛА растет сложность его разработки и, cоответственно, стоимость, но снижается надежность и безопасность эксплуатации.
А эта энергия может повредить как сам БПЛА, так и находящееся на земле имущество. Беспилотный вертолет и мультикоптер лишены этого недостатка. Теоретически, такой аппарат можно посадить со сколь угодно малой скоростью сближения с Землей. Однако беспилотные вертолеты слишком дороги, а коптеры пока не способны летать на большие расстояния, и применяются только для съемки локальных объектов отдельных зданий и сооружений. Само отсутствие человека на борту самолета значительно упрощает подготовительные мероприятия для проведения аэрофотосъемочных работ. Во-первых, не нужен аэродром, даже самый примитивный. Беспилотные летательные аппараты запускаются или с руки, или с помощью специального взлетного устройства — катапульты. Во-вторых, особенно при использовании электрической двигательной схемы, отсутствует необходимость в квалифицированной технической помощи для обслуживания летательного аппарата, не так сложны мероприятия по обеспечению безопасности на объекте работ. В-третьих, отсутствует или намного увеличен межрегламентный период эксплуатации БПЛА по сравнению с пилотируемым воздушным судном.
Данное обстоятельство имеет большое значение при эксплуатации аэрофотосъемочного комплекса в удаленных районах нашей страны. Как правило, полевой сезон аэрофотосъемочных работ короток, каждый погожий день необходимо использовать для производства съемки. Основными частями беспилотного аэрофотосъемочного комплекса являются: корпус, двигатель, бортовая система управления автопилот , наземная система управления НСУ и аэрофотосъемочное оборудование. Корпус БПЛА изготавливают излегкого пластика например, углепластика или кевлара , чтобы защитить дорогостоящую фотоаппаратуру и средства управления и навигации, а его крылья — из пластика или экструдированного пенополистирола EPP. Этот материал легок, достаточно прочен и не ломается при ударе. Деформированную деталь из ЕРР зачастую можно восстановить подручными средствами. Легкий БПЛА с посадкой на парашюте может выдержать несколько сотен полетов без ремонта, который, как правило, включает замену крыльев, элементов фюзеляжа и др. Производители стараются удешевить части корпуса, подверженные износу, чтобы расходы пользователя на поддержа-БПЛА в рабочем состоянии были минимальными. Надо отметить, что наиболее дорогостоящие элементы аэрофотосъемочного комплекса, наземная система управления, авионика, программное обеспечение, — вообще не подвержены износу.
Как распознать в небе беспилотник. Показываем в одной картинке
Беспилотные летательные аппараты стали неотъемлемой частью любой современной армии. безопасность, новости беларуси, беспилотники, вооружения и военная техника, вооруженные силы республики беларусь, эксклюзив. Беспилотный летательный аппарат (БПЛА; беспилотное воздушное судно), воздушное судно, выполняющее полёт с целевой нагрузкой без пилота на борту. Считается, что вторым основным беспилотником стал дрон-камикадзе «Бобер». Дана краткая история создания беспилотных летательных аппаратов и обзорная информация о применении и перспективах их использования при ведении спасательных работ. Использование беспилотных летательных аппаратов на дистанционном управлении для разведки и даже нанесения ударов по целям противника всерьёз изучалось во второй половине XX века.
Дроны-камикадзе: что могут и как используются беспилотники
Обсудить Тяжелый, дальний разведывательно-ударный беспилотник «Альтиус» Ниже мы расскажем о пяти наиболее актуальных моделях беспилотных летательных аппаратов из разных стран, разработанных в военных целях. Bayraktar Akinci — новое поколение турецких БПЛА Турция пока не может похвастаться собственными сколько-нибудь серьезными разработками в области самолето- и вертолетостроения, зато эта страна неожиданно вырвалась в мировые лидеры по разработке беспилотных летательных аппаратов. Например, только одних ударных БПЛА в Турции было разработано пять моделей, причем занимались этим три разных компании. Bayraktar Akinci Пожалуй самый известный турецкий производитель беспилотников, это компания Baykar Makina. Именно эта фирма выпускает наиболее массовый и самый воюющий турецкий ударный дрон — Bayraktar TB2. Успех этой фирмы во многом стал возможен благодаря её руководителю — Сельчуку Байрактару, который оказался не только хорошим инженером и бизнесменом, но и стал зятем турецкого президента Реджепа Эрдогана. Понятно, что имея такого высокопоставленного и влиятельного родственника, Байрактару без особых проблем удавалось находить общий язык с турецкими военными и чиновниками. Что способствовало процветанию его фирмы. Построенная по образцу европейских и американских компаний, Baykar Makina выглядела и выглядит весьма привлекательно и для военных из других стран, особенно тех, кто находится с Турцией в партнерских и союзных отношениях.
Вот почему первый ударный беспилотник Bayraktar TB2 сразу же начал активно экспортироваться, и если появление его на вооружении Азербайджана, Ливии и Украины вполне объяснимо с учетом серьёзного военно-технического сотрудничества этих стран с Турцией, то поставки БПЛА Польше, Марокко, Киргизии и Пакистану говорят о том, что Baykar Makina создала весьма конкурентоспособный продукт. Ведь все эти страны могли выбрать дроны производства других стран, но выбрали Bayraktar TB2. В прошлом году на вооружении турецкой армии был принят новейший, двухдвигательный беспилотник Bayraktar Akinci, которым с полным основанием можно назвать стратегическим ударным беспилотником. На испытаниях он пролетел 7500 километров, то есть он обладает межконтинентальной дальностью полета. Кроме того, он может забираться на высоту 12 километров, а в его арсенале находится крылатая ракета SOM с дальностью стрельбы 270 километров и массой боевой части 230 кг. Bayraktar Akinci весит 5500 кг и может брать ракетно-бомбовую нагрузку весом 1350 кг. Длина беспилотника составляет 12 метров, размах крыльев — 20 м, два турбовинтовых двигателя АИ-450С производства Запорожского завода «Прогресс» совокупной мощностью 900 л.
В Белгороде один дрон врезался в здание мэрии пострадали шесть человек , второй упал на крышу торгового центра. В Орловской области из-за двух беспилотников загорелся резервуар нефтехранилища, из двух соседних домов эвакуировали 17 человек. В тот же день, кроме прочего, в Курской и Белгородской областях, по данным ФСБ, диверсанты предприняли попытки прорыва госграницы. В ходе двух неудавшихся атак они понесли значительные потери: 100 диверсантов были убиты, а шесть их танков, самоходная артиллерийская установка САУ Caesar и 20 бронемашин были уничтожены. Почему атаки беспилотников участились именно сейчас? Кремль связал активность украинских дронов с предстоящими президентскими выборами. Как указал президент РФ Владимир Путин, цель участившихся атак беспилотников — помешать «нормальному процессу волеизъявления граждан». Также политик уверен, что, используя дроны, Киев пытается «получить какой-то шанс, какой-то аргумент, какой-то козырь в возможном будущем переговорном процессе». Кроме того, частые прилеты могут служить одним из методов психологического давления на РФ. Такое мнение в беседе с «Постньюс» выразил эксперт Бюро военно-политического анализа Николай Костикин. Однако дроны попадают не в те цели, которые могут переломить ход боевых действий.
В конфликте на Украине используют десятки разных моделей дронов от промышленных до миниатюрных. Зачастую на некоторых участках фронта дроны обеспечивают контрбатарейную борьбу и останавливают продвижение колонн техники, хотя совсем недавно военные эксперты рассуждали о них главным образом как об инструментах разведки. Так ли это? Основатель ЧВК Blackwater американец Эрик Принс в недавнем интервью сказал, что они вкладывали миллиарды долларов в высокоточное оружие, а теперь оно есть у любого 10-летнего ребенка. На самом деле надо понимать, что есть несколько уровней применения беспилотных технологий на фронте. Есть уровень бригадного или, скажем, батальонного применения. Это беспилотники, которые летают далеко, высоко и занимаются разведкой. Украинцы пытались повторить успех Азербайджана и в качестве ударных дронов применять «Байрактары». Но выяснилось, что на фронте, насыщенном ПВО, они неприменимы. Поэтому оставшиеся единицы используют только для разведки. Советские наработки БПЛА, например Ту-141, украинцы до сих пор используют, переделывая в крылатые ракеты. Но, о том, что БПЛА придет на уровень взвода, вот об этом думали только совсем фанаты-авиамоделисты. Это действительно новый поворот. Более того, многие считали, что это не нужно, вредно, потому что, например, в части разведки должно быть единоначалие — информация уходит наверх и спускается сверху. В итоге оказалось, что, когда у взвода есть БПЛА, он более эффективен и способен поражать противника на расстоянии до 10 км вокруг себя. Поэтому на фронт пошли маленькие, почти игрушечные дроны. Сначала коммерческие, производства, в основном, компании DJI. Потом пошли гоночные хоббийные дроны, которые на фронте, в окопах умельцами переделывались в барражирующие боеприпасы ближнего радиуса действия. Чтобы было понятно, у нашего «Ланцета» радиус поражения до 70 и даже до 120 км. У «мавика» или у спортивной «Химеры» радиус полёта не более 10 км. В основном, поражение происходит на расстоянии до 5 км. Очень серьезная задача для всех производителей таких барражирующих боеприпасов сделать устойчивые 10 км поражения. Когда у них это получится, это будет очень серьезное подспорье в контрбатарейной борьбе. Потому что минометы, артиллерия не крупного калибра находятся в радиусе 10 км. Кто добьется усовершенствования, тот облегчит жизнь пехоты в окопах и получит преимущество. Мы не считаем стоимость боеприпаса, который к нему подвешивается, потому что его берут от гранатомета РПГ-7, их у бойцов в достатке и считается, что это условно бесплатная деталь. Этот конфликт показал, что такой дармовой дрон способен поражать танки НАТО «Леопард» и «Челленджер», причем более эффективно, чем противотанковые орудия. Потому что противотанковым орудием поражают условно в лоб, а у всех современных танков очень хорошая броня, а при помощи дрона можно поразить в слабо защищенное место — в хвост, с очень высокой точностью, потому что оператор доводит боеприпас до конца. Мы видим массу видео с поражением техники и живой силы, создается ощущение, что дроны это идеальное оружие. Какой процент дронов попадает в цель? Не всегда у оператора получается довести до цели. Очень часто действует какой-то РЭБ, который чаще глушит оператору видеоканал. Видеоканалы у всех примерно одинаковые, у всех они аналоговые и не защищенные, все могут друг к другу подключаться и смотреть. Видеоролики с фронта создают иллюзию тотального поражения противника FPV-дронами, но есть сведения, что в цель попадает заметьте, только попадает, а это не равно тому, что поражает один из пяти дронов и даже меньше. Получается, с одной стороны, что эффективность выше, чем у артиллерии, а с другой стороны это не абсолютное оружие. Сколько из них из-за погодных условий теряется, сколько перехватывает противник? Естественно, работает РЭБ, какие-то дроны теряются от него. По поводу перехвата дронов существует очень много баек, относиться к ним надо осторожно. Выглядит это обычно следующим образом. Приходит боец и говорит: «у меня увели дрон». Если есть специалист, он тут же посмотрит видео работы дрона, в некоторых случаях, где такое возможно, выгрузит логи с пульта и скорее всего выяснит, что это не противник увёл, а боец сам его потерял. Часто теряют дрон от неопытности. На фронте приходится летать без GPS, и у тебя начинаются проблемы с позиционированием дрона, и если «мавики» умеют зависать в одной точке ориентируясь на направленную вниз камеру не всегда это работает , то другие дроны сносит ветром, часто оператор это принимает за попытку увести дрон. Опять же во время боя тяжело управлять, тяжелее ориентироваться на местности — погода плохая, капли на камере, туман, дым и прочее. Но это не значит, что таких случаев не бывало. Пульты у всех одинаковые, очки, системы связи. Поэтому, наверное, бывает такое, что кто-то перехватывает управление через уязвимость в протоколе прямо в полете. Кроме повышения эффективности взводов, что еще изменило на фронте появление дронов в массовом варианте? Дроны, которые используются для разведки, сломали маскировку. На начальном этапе это позволило буквально заглядывать за забор, обнаруживать спрятавшегося там противника, кидать в него гранату. Появление малых дронов сильно ухудшило возможность снабжения переднего края, потому что теперь видно всё — любые перемещения солдат, техники, подвоз припасов. То есть теперь командир роты может видеть в лесополосе противника самостоятельно. Раньше эта информация была доступна только на следующем уровне — батальона, бригады. Это второй такой военный конфликт, где всё видно. Первый был в Сирии, когда практически любой шаг противника был снят на видео с нескольких ракурсов. Это очень круто, когда ты можешь смотреть и изучать практически каждую минуту боя. Выходит, что массовое применение дронов привело к тому, что мы сейчас наблюдаем: ни одна сторона конфликта не может устроить наступление вглубь, потому что все перемещения техники и войск заранее видны. Здесь комплексная проблема. Во-первых, рано говорить, что ни одна из сторон не может устроить наступление. Украинцы попробовали, не получилось. И те же люди, те же западные эксперты, которые еще недавно говорили, что сейчас украинцы пойдут вперед, а русские побегут, эти же люди объявили, что наступил позиционный тупик. Я не вижу оснований верить этим экспертам. Наступил этот позиционный тупик или нет, мы узнаем через какое-то время. Я считаю, что сейчас нет никакого тупика. Я вижу, что сейчас ведется медленное продвижение с нашей стороны. И оно гораздо более серьезное, чем получалось у украинцев в 2023 году. Во-вторых, у нас никто это не называет наступлением. Намекая, что наступление будет выглядеть по-другому. Как мы это увидели на Запорожском направлении летом-осенью 2023 года. Тут проблема была не только в дронах, это была комплексная проблема ВСУ. Не только дроны поражали их технику. В первую очередь это были минные поля, это были боевые вертолеты Ка-52 с высокоточным вооружением. Это была артиллерия, и в последнюю очередь это были дроны. Кажется, что артиллерия отстаёт: сейчас, если, у тебя нет высокоточного боеприпаса типа «Краснополь», то ты на один танк тратишь по нормативам стародавних времен 600 снарядов, потому что танк движется, маневрирует. Но вот появились средства, которые позволяют улучшить этот результат, есть программы, которые устанавливаются на пульты тех же «мавиков», позволяют увидеть координаты цели, передать их на батарею, после первого прилёта скорректировать огонь. Дроны Украины и России Чем отличаются российские от украинских дронов? Дроны из хоббийной сферы — одинаковые. У них одинаковые полетные контроллеры, пульты, средства связи, двигатели. Они собраны практически из одних и тех же компонентов. Не знаю как у украинских со связью, но для российских дронов ближнего применения наши производители уже делают свою связь, с возможностью смены частот, с развитыми средствами помехозащиты. Но даже несмотря на то, что у нас уже есть такие проекты и производители, большая часть продолжает использовать все те же хоббийные передатчики. То есть преимущества ни у кого нет?
Фото: pixabay. За «украинскую» версию выступает военный эксперт Дмитрий Корнев и генерал-майор авиации Сергей Липовой. Корнев заявил, что дроны могли быть запущены из-под Киева, летели на север и северо-восток и вышли на Москву с запада. По такому маршруту они шли ниже уровня радарного обзора систем ПВО. С ним согласен Сергей Липовой: «Шли на малой высоте. У них радиус действия до 1000 километров. На предельно малой высоте, с огибанием рельефа, их труднее обнаружить, поэтому они дошли до нашей территории», — заявил он. По мнению Стрелкова, 600 километров до Москвы с территории Украины такие беспилотники не пролетели бы. И Стрелков, и председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов отметили огромный размер территории России, который невозможно полностью прикрыть ПВО.
Беспилотники, дроны и барражирующие боеприпасы: разбираемся, чтобы не путать их
Примером является случай, имевший место в Кабардино-Балкарии в июне 2015 г. В течение 15 мин фирма «Инвитро» доставила с помощью БПЛА биоматериал по назначению, в то время как при использовании автомобиля этот срок увеличился бы до 40 мин. Но для эксперимента «Инвитро» получила все необходимые разрешения и согласовала полёт с Росавиацией [13]. В 2015 г. Результат оказался исключительно положительным. Сейчас разрабатываются БПЛА с возможностью дистанционной связи с врачом-экспертом, для оказания скорой медицинской помощи руками пострадавших в условиях, когда врачи не могут добраться на место происшествия оперативно. В последнее время появились беспилотники, которые могут быть использованы во многих нештатных ситуациях, в том числе и в пожарном деле. Это еспилотники, созданные в Стэндфордском университете — беспилотник «SCAMP», который способен садиться на вертикальные плоскости и карабкаться по стенам. Он может без дополнительного оборудования передвигаться и внутри помещений, и на улице, опираясь только на собственные вычислительные возможности и показания бортовых счетчиков [14]. Цепляющиеся за стены беспилотники идеально подходят для сбора данных при чрезвычайных ситуациях. Кроме того, они могут нести на себе ретрансляторы для оперативного развертывания сотовой сети или сети передачи данных.
Способность ползать по стене позволяет передвигать робота в поисках наилучшего положения для приема и передачи радиосигналов. Ранее нженерами из Корейского института передовых технологий был представлен квадрокоптер, способный передвигаться по вертикальным поверхностям при помощи колес, на базе которого позже разработали прототип огнеупорного противопожарного квадрокоптера, способного передвигаться по стенам внутри горящего здания. В прошлом году БПЛА были впервые успешно использованы для поиска выживших после стихийных бедствий. Также квадракоптеры используются пожарными командами для получения дополнительного обзора горящего здания и поиска людей у окон. Начали использовать квадракоптеры ученые и защитники животных для мониторинга диких животных, для осмотра заповедников и дикой природы. С их помощью отслеживают миграции и ловят браконьеров. Вооружаются БПЛА и силовые ведомства: пограничные службы, полицейские подразделения, таможенные службы и даже береговая охрана. Это повышает уровень общественной и национальной безопасности. Представляет интерес беспилотник-полицейский рис. С помощью такого аппарата власти получают информацию, подтвержденную фотографиями, о тех, кто мусорит в неположенных местах [15].
Использование квадракоптера за слежением безопасности Что касается правового поля использования гражданских БПЛА, пока еще существует правовой вакуум. По зарубежным правилам операторы беспилотников должны быть настоящими летчиками и иметь соответствующую лицензию. При этом полеты могут проходить в пределах прямой видимости оператора, что внесено в законодательство относительно эксплуатации БПЛА. Особенно важной представляется проблема воздушного пространства. Фирма Amazon, выпускающая беспилотники, предложила выделить отдельное воздушное пространство для скоростных беспилотников. В США разрешения на коммерческое использование бесполетников имеют компании, занимающиеся аэросъёмкой, инспекцией линий электропередач, картографией, видеотрансляциями спортивных событий, наблюдением за частной собственностью. И только одна компания доставляет лекарственные препараты. Таким образом, сегодня наиболее перспективными в плане использования БПЛА представляются следующие области жизнедеятельности: — доставка предметов первой необходимости медикаментов и медицинских материалов, технических средств и т.
Первые летательные аппараты — аэростаты для воздушной бомбардировки — были использованы австрийцами в 1849 году. Однако их, как и беспилотные машины времен изобретения электричества и радиосвязи, трудно считать прототипами современных. История развития беспилотной авиации в сегодняшнем понимании началась в 1917 году с создания Чарльзом Кеттерингом воздушного аппарата с часовым механизмом. Однако несмотря на успешные испытания, идея не получила дальнейшего развития. Долгое время инженеры экспериментировали с различными моделями военных беспилотников, и только к 1933 году английские изобретатели создали аппарат многократного использования с дистанционным управлением. Не остались в стороне и советские разработчики. В 60—70 годы прошлого века ракетно-ядерный щит страны пополнили беспилотный разведчик Ла-17Р, сверхзвуковая крылатая ракета Ту-121, ставшая базовой при разработке реактивных разведчиков Ту-123 «Ястреб», Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». Вплоть до начала XXI века беспилотники применялись лишь в интересах военных ведомств, но с появлением GPS их стали использовать в мирных целях. Современные гражданские дроны технически отличаются от военных аналогов: они узкоспециализированы и «заточены» под выполнение конкретных задач. Стартапы в этой области развиваются настолько стремительно, что в недалеком будущем БПЛА могут потеснить малогабаритные пилотируемые самолеты. Какие бывают БПЛА Беспилотные летательные аппараты создаются для решения задач в разных сферах человеческой деятельности. Отсутствие требований со стороны авиационных чиновников к оснащению, конфигурации и компонентам беспилотников дает свободу фантазии производителям.
Принята госпрограмма «Многофункциональные беспилотные авиационные комплексы», создан Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов при Физико-техническом институте Национальной академии наук, курирующем дроны гражданского и двойного назначения. В 2012 г. Минский авиаремонтный завод стал прорабатывать вопрос о создании на Кубе сборочного производства своих беспилотников «Стерх-БМ». Руководство завода рассчитывало выйти через Кубу и на другие латиноамериканские рынки. Затем группа военнослужащих 927-го Центра подготовки и применения беспилотных авиакомплексов г. Береза вместе с имеющимися у них на вооружении БПЛА приняла участие в международных учениях в Катаре «Разгневанный сокол-2012». Госпогранкомитет РБ заявил о планах выдать каждой погранзаставе беспилотник, в Государственном военно-промышленном комитете курирующем БПЛА военного назначения одобрили выделение ему «Беркут-2». В 2015 г. Минобороны приобрело 2 БАКа для воздушной разведки и наблюдения, оснащенных «Беркутами». Их делают на 558-м авиаремонтном заводе в г. Барановичи совместно с ОАО «Агат — системы управления». Оба садятся при помощи парашюта, ведут фото-, теле- и инфракрасную разведку, определяют цель с точностью не менее 50 м. Белорусский беспилотник «Беркут-2». Фото: sb. К 2017 г. Центр многофункциональных беспилотных комплексов стал производить по 6-10 таких комплексов в год, вышел на зарубежных заказчиков. Продукцию он выпускает под конкретный заказ, почти все комплектующие белорусского производства, более половины — самого Центра, поэтому он сам создает производство в стране заказчика. И запустил производственные линии во Вьетнаме и Туркменистане, готовится и в Эквадоре. Его лучшие образцы — «Бусел» «Аист» и «Буревестник», разработанные в нескольких модификациях. Так, например, в 2017 г. Платформа теле-, фото- и инфракрасной съемки, лазерный дальномер и модуль радиационного мониторинга, до 80 кг груза. Особенность — гарантия передачи данных на 290 км, причем почти нет задержки сигнала. Модификация — «Буревестник МБ», разведывательно-ударный БАК, впервые представленный на форуме «Армия-2016» в России и все больше интересующий военных из разных стран. Он изготовлен после того, как в ходе испытаний было решено, что «Буревестник» может пригодиться не только заказчику — МЧС, но и военным. Он несет 2 боевых дрона по 26 кг 10 кг взрывчатки , наносит точечные удары с точностью до 1-2 м и дальностью не менее 36 м и ведет разведку с помощью оптико-электронной и вычислительной систем, используется на учениях как носитель мишеней. По просьбе военных его снабдили также неуправляемыми ракетами длиной 88 см и массой под 4 кг. Центр выпускает и беспилотный дирижабль для экологического мониторинга например, национальных парков и лесов, стад диких животных , взлетающий на 600 м, способный удаляться на 40 км и зависать на месте. Его поставляют в Россию. Выпускается также «Ястреб», поднимающий до 120 кг. Намечено производство квадрокоптеров для съемки Full HD. Недавно белорусами разработан и подводный беспилотный комплекс-робот, который способен заменить водолазов на глубине 50 м. На заседании Совбеза в феврале 2018 г. В частности, Беларусь одной из первых в мире разработала «дроны-камикадзе». В ходе саммита министр информатизации и связи РБ С. Попков заявил, что в стране будут использоваться дроны для доставки почты — вначале в более трудноддоступные, «критичные» места. Это планируется внедрить к 2020 г. Министр сослался на опыт Казахстана, где почту доставляют уже около 100 дронов. В апреле 2018 г. Соглашение подписано в присутствии премьер-министра Андрея Кобякова, пригласившего и другие подобные компании стать резидентами «Великого камня». Но с дронами есть и проблемы. Так, в 2017 г. Генпрокуратура РБ направила в МВД и Минтранс письмо о том, что отмечен рост числа несанкционированных полетов там, где это запрещено. Например, над строящейся БелАЭС во втором полугодии появилось 8 дронов. Предложено шире информировать общественность о запретных для полетов зонах, а Департаменту по авиации Минтранса ускорить разработку правил полетов БПЛА. Так, в 2016 г. Приступили уже в 2017. Как отмечается на сайте, на начальном этапе планируется сборка до 5-10 комплексов БПЛА в год с ростом до 20. Соглашениями предусмотрено обучение специалистов ТОО «Казахстанская авиационная индустрия» в израильской компании. Первое место на родном ландшафте заняли хозяева мероприятия, на втором — россияне, на третьем — иранцы. В стране также уделяют внимание регулированию дронов. В том же 2017 г. Комитет гражданской авиации Министерства инвестиций и развития Казахстана ввел правила их использования. Согласно им, для их эксплуатации нужно иметь документ, выданный этим ведомством о постановке данного БПЛА на учет. А согласно закону от 2010 г. В период же охранных мероприятий — за 2 суток. Идет работа по упрощению этих процедур. Армения также решила приступить к изготовлению БПЛА. Была продемонстрирована площадка, оснащенная инфракрасными камерами, регистрирующими параметры полета дронов для передачи на компьютерный анализ. В центре планируется проводить исследования и обучение с приглашением зарубежных, в т. Перспективы дронов в мире В других странах Евразии беспилотники не уступают самым продвинутым мировым разработкам. Особенно мини- и средние, если у страны есть авиапром. Тут демонстрируют достижения Иран, Пакистан, Индонезия, Малайзия. На второе место после США по производству дронов вышел Китай. Но он работает на себя, отставая по продажам. БПЛА — важная часть его военной стратегии. В мае 2018-го в интернете впервые появились снимки крупного китайского двухфюзеляжного БПЛА Divine Eagle «Божественный орел» в воздухе. На земле он был снят еще в 2015. Его размах крыльев — 40 м. Кроме военных БПЛА, китайцы первыми в мире в феврале 2018 г. В нем пассажиру достаточно сесть в кресло и пристегнуться. Причем он может остановиться в любом месте и зависнуть в воздухе. Даже при отказе отдельных элементов система продолжает работать. Но ему еще требуется контроль человека. В Турции беспилотниками заинтересовались на уровне правительства сразу после прихода к власти партии Р. Эрдогана в начале 2000-х г. К 2010 гг. Правительство заключило контракт на приобретение 10 таких систем — впервые власти закупили дроны местного производства. Решающие тесты прошли в 2014 г. Планируется разработать версию ANKA, контролируемую со спутника. В Турции все чаще проходят конкурсы дронов. Команды развивали БПЛА для любой аварийной ситуации, перевозящие транспортное оборудование к заданным местам быстро и точно. Состязания шли в двух категориях: дроны с неподвижным крылом и винтокрылые с электродвигателем. Первый приз составил 20 000 лир ок.
Благодаря современным технологиям, их возможности стали приближаться к штурмовикам и бомбардировщикам. А по продолжительности полета они даже превосходят многие самолеты. Турецкий беспилотник Bayraktar Самое интересное, что в мировые лидеры по производству БПЛА вырвались некоторые страны, которые вообще не имели собственно авиационной промышленности. Пожалуй, самый известный на сегодняшний день беспилотник — Bayraktar. Нельзя сказать, что он самый лучший. Однако именно Байрактар продемонстрировал миру эффективность данного типа вооружения в нескольких военных конфликтах. Также прославился своими беспилотниками и Израиль. Но наиболее известная модель — IAI Eitan. Она была создана более 15 лет назад, однако по многим показателям превосходит турецкий Bayraktar. К примеру, легкий ударный беспилотник Форпост , о котором мы рассказывали ранее, нельзя назвать полностью российской разработкой, так как он был создан на базе израильского Searcher II. Только несколько лет назад стали появляться беспилотники, разработанные полностью в России. Один из них — Орион, который по некоторым показателям превосходит турецкий Байрактар. Он способен не только наносить ракетно-бомбовые удары, но и участвовать в воздушных боях, то есть, по сути, является истребителем. Первый является основным ударным дроном США тяжелого класса. Он тяжелее турецкого Байрактара и российского Ориона, способен нести на борту грузы весом до 1700 кг — авиационные бомбы и ракеты. При этом длительность полета составляет 24 часа. Аппарат имеет вес 85 кг, общую длину 3,3 метра и размах крыльев 4,6 метра. Грузоподъемность аппарата составляет 15-20 кг. Оснащается бензиновым двухтактным двигателем. В качестве ударного оружия может нести неуправляемые авиабомбы, способные поражать живую силу противника и даже бронетехнику. Кроме того, система сброса может работать с минами калибром 82 миллиметра. Минимальная высота полета UJ-22 Airborne составляет 50 метров. БПЛА может находиться в воздухе до 14 часов. Помимо ударных функций, UJ-22 Airborne способен выполнять разведывательные задачи при помощи фотоаппарата и оптико-электронной станции. Однако в последнее время список задач, которые они способны решать, существенно расширился. Они способны наносить ракетно-бомбовые удары по наземным и морским целям, перехватывать воздушные цели, управлять огнем и указывать цели, ретранслировать данные и доставлять грузы. Очевидно, этим списком перечень задач ограничен не будет.
Краснодарский край атаковали 66 беспилотников
А вот удары беспилотников по военным аэродромам вызывают всё больше вопросов к состоянию их охраны и обороны. Командир одного из боевых подразделений по БПЛА ВС России в зоне спецоперации с позывным Лего в беседе с РИА «Новости» заявил, что залетающие далеко на российскую территорию беспилотники идут в режиме молчания. Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) — это аэродинамический аппарат, который может летать без человека на борту, управляясь на расстоянии или автономно.