Звукопись в прозе выполняет ту же функцию, что и в стихах, то есть создание определённого настроения. Тут найдется полное раскрытие темы -Звукопись, как особый художественный приём поэтической речи, Загружено: 2008-12-09. все это становится характерным и для других опер Мейербера.
Звукопись определение
Не разрушая целостности частей текста, звуковые повторы могут оттенять смену картин, Например, у И. Тургенева каждая художественная деталь имеет особую звуковую окраску: На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья шумят, облитые тенью. Для фоники первой части этого отрывка характерно повторение гласных е - о; описание ветра оттеняет анафора согласного в и повторение созвучий ок - ка - га - ко, неясный шепот ночи доносят аллитерации на свистящие и шипящие; в словосочетании деревья, облитые тенью, объединительную функцию выполняют созвучия де - ит - те. Понятие звукообраза В небольших произведениях наблюдается подбор лексики, заданный звуковым обликом главного по смыслу слова; к тому же нередко это слово используется для заголовка. Так, в стихотворении А.
Пушкина «Адель» настойчиво повторяются звуки: а - ль: Играй, Адель, не знай печали Хариты, Лель тебя венчали и колыбель твою качали. Звуковые повторы глубже вводят в наше сознание главное слово, скрепляют логические связи созвучных с ним слов. В таких случаях говорят о звукообразе, то есть о художественном образе, усиленном средствами звукописи. Возникновение звукообраза объясняют психологически: в процессе творчества поэта переполняют те или иные созвучия, связанные с главными образами.
Это побуждает его подбирать слова близкого звучания по-своему закрепляющие и усиливающие основной звуковой комплекс. Поэты могут создавать в одном произведении несколько звукообразов, которые иногда бывают созвучны друг другу. Такова, например, фонетическая организация «Бахчисарайского фонтана» Пушкина с общей звуковой основой имен героев Гирей, Мария, Зарема. Звукообразы придают художественную завершенность и особую целостность поэтической форме произведения и нередко являются отличительной чертой того или иного автора.
Например, для поэзии С. Есенина характерны звукообразы липы, березы, клена. Стихотворения, пронизанные звуковыми повторами. Или что увидел?
Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. Сохранение избранного звукообраза на протяжении всего произведения или его значительной части создает особую тональность. Работа над фоникой в процессе авторедактирования Просматривая черновики писателей и сравнивая различные редакции художественных произведений, можно проследить, как в процессе авторедактирования идет отбор фонетических средств языка.
Так, изучение черновиков А. Пушкина показывает, что с годами поэт все требовательнее относился к фонике своих произведений. Чтобы достичь желаемой окраски стиха, он напряженно искал нужные слова, исправлял написанное. Обратимся к черновым наброскам «Евгения Онегина»: первоначальный текст - Любви печальную тревогу я слишком, может быть, узнал; первый вариант правки - Любви печальную тревогу я слишком долго испытал; поправки в черновике, перенесенные в беловую рукопись, - Любви безумную тревогу я слишком сильно испытал; печатный текст - Любви безумную тревогу я безотрадно испытал.
Найденное поэтом словобезотрадно не только наиболее оправданно по смыслу. Пушкин неустанно стремился к наиболее яркому звуковому выражению мысли. Незримый И тайный хранитель могущему дан; И горек был небратский холодный их привет; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной черни смех холодный ; Сквозь волнистые печальные туманы пробирается луна; Ты им доволен ли, взыскательный художник [И ты доволен им, божественный увенчанный, разборчивый. Достигнув гармонии, поэт дорожил каждым звуком поэтической речи, понимая, что перестановка слов, замена синонимов губит фонику, что выборочная правка отдельных строк разрушит звукопись.
Кроме того, звукопись может выполнять композиционную роль, т. Наиболее распространённая идея звукописи состоит в том, что звуковой ряд конкретного высказывания зависит от звучания главных слов авторского замысла см. В окружении этих слов в приведённом примере это слово печаль повторяются звуки, из которых состоят ключевые слова, в приведённом примере это звуки [п], [ч], поддержанные другими глухими согласными, а также звуки [и], [а]. Так нагнетается определённое единое звучание, связанное с основным смыслом высказывания, создаётся звукообраз стихотворной строки, строфы или целого стихотворения. Повтор одинаковых или однотипных звуков см.
Ну или вот слова со звуком [р] используются для передачи этих явлений природы. Поэт Ф. Тютчев намеренно включил слова, содержащие этот звук, в стихотворение «Весенняя гроза» : Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
И не рисую я, и не пою, И не вожу смычком черноголосым: Я только в жизнь впиваюсь и люблю Завидовать могучим, хитрым осам. О, если б и меня когда-нибудь могло Заставить -- сон и смерть минуя -- Стрекало воздуха и летнее тепло Услышать ось земную, ось земную... Чередование согласных звуков «с», «з», «ж» имитирует жужжание ос.
К 125-летию Сергея Есенина: звукопись как один из художественных приемов лирики
Тут найдется полное раскрытие темы -Звукопись, как особый художественный приём поэтической речи, Загружено: 2008-12-09. Слайд 1Подготовила: учащаяся 5 б класса Кочакова Арина Звукопись как особый художественный приём поэтической речи. Звукопись – это использование различных фонетических приёмов, звучания слова для повышения выразительности поэтической речи. Звукопись - 1. Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. В БСЭ сказано, что «звукопись в стихосложении: то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчётом на звукоподражание шороху, свисту и т.п.
Что такое звукопись и как она работает — примеры и принципы звуковой организации
Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приемов прежде всего выделяют звуковые повторы. К их числу относятся аллитерация, консонанс и ассонанс.
Входящий, знай, тебя здесь ждут свобода слова и уют! Сетевая литература от А до Я. Включен в перечень социально значимых интернет-ресурсов России.
Одна из особенностей словаря — формирование заглавных показателей есть через связь по значению слов. Уделено внимание и омонимам. Словарь ориентирован на широкий круг читателей. Энциклопедический словарь звукопись в стихосложении - то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши", К. О словаре Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения. Энциклопедический словарь может быть общим или специализированным, освещающим определенную дисциплину или область знаний, например, медицину, искусство, астрономию, историю. Сведения в словаре могут быть сосредоточены вокруг конкретной этнической, культурной или академической перспективы, например, Военно-исторический энциклопедический словарь России, Словарь наук и так далее. Энциклопедические словари, как правило, содержат в себе иллюстрации, карты и другой наглядный материал. Большая советская энциклопедия звукопись использование вторичных не непосредственно коммуникативных звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т. В целях З. Приёмы З. Так, аллитерация канонизирована в тюркской народной поэзии и индивидуальна в русской. Поэтика , Стихосложение , Фоника. О словаре Большая советская энциклопедия — одна из крупнейших и авторитетнейших мировых энциклопедий, в которой содержится более 100 тысяч статей на самые разные темы: наука, искусство, история, техника и так далее.
Сравним несколько стихотворений, в которых можно наблюдать прием аллитерации. Многие звуки, повторяющиеся в двух стихотворениях, обозначают различные явления. Как сладко труженик смущен, Ве сны за слыша зов единый! Как улыбнулся он скво зь сон Под яркий по свист соловьиный!.. О сыпал ле ссвои вершины, Сад обнажил свое чело… 19 В стихотворении «Хандра»: Не во рчи, мой кот-му рлыка,… 20 Звук р помогает читателю услышать успокаивающее, убаюкивающее мурлыканье кота, а в стихотворении Всю ночь г ремел ов раг соседний, Ручей, бу рля, бежал к ручью, Воск ресших вод напо р последний Победу разглашал свою…. А вот в стихотворении «Буря на небе вечернем... Ассонанс франц. Это завывание ветра и создает ощущение напряженности. Мы можем обнаружить ассонанс и в стихотворении Ель р укав ом мне тропинк у завесила. В лес у одном у Ш умно и ж утко, и гр устно и весело, - Я ничег о не пойм у. Кр уг ом все г удет и кол ышется, Листья кр ужатся у н ог.
Значение слова ЗВУКОПИСЬ в Словаре литературоведческих терминов
На эту сторону звукописи обращал внимание В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи? Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения. Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ. Например: Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка... И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. Блок Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием вздохнули духи словно слышится вздох эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х , образное выражение задремали ресницы получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки… Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.
Иду, и мыслю, и пою, Смеюсь над жалкою толпою И вздохов ей не отдаю. Пока душа ещё согрета, И рок велит в себе беречь И дар незыблемый поэта, « Пока спокойною стопою… », А. В данном отрывке посредством повтора гласных звуков демонстрируется настроение лирического героя. Сначала видим гулкие, протяжные «о», «ю», которые создают ощущение холодности и отстранённости. Затем начинают звучать более нежные звуки «е» , с помощью которых выражается забота и тепло персонажа по отношению к самому себе. Противопоставление фонетически контрастных звуков.
Я считаю, что именного этого хотел добиться автор. Ещё один приём, который используется реже других — ономатопея. Это слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т. И хруст песка, и храп коня А. Блок хрустят и хрупки, как хрусталь И. Северянин Существуют многие другие приёмы звукописи : диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами. Каковы основные функции звукописи?
Познакомимся с примером: «Майский дивный день лета лучший дар». Прибегают к нескольким видам звуковой организации, дополняя интонационными особенностями. Мы узнали, что такое звукопись. И теперь перейдем к знакомству с ее приемами. Аллитерация и консонанс Аллитерация — прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта. Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст. Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» - звучание грома. В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом повтором согласного, которым заканчивается слово. Звукопись: примеры аллитерации Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. Пушкин, Н. Некрасов, Г. Державин, В. Маяковский, Ф. Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов: «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», — строчка из стихотворения В. Маяковского «Нате».
Значение слова "звукопись"
Звукопись - 1. Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. ЗВУКОПИСЬ, и, ж. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. ЗВУКОПИСЬ — по Потебне — ономапоэтичность речи. (’.
Значение слова «Звукопись»
Звукопись (звуковая инструментовка) – использование звукоподражания, ритмоподражания, аллитераций, звуковых повторов и др. приемов определенного подбора звуков с изобразительной целью, для придания речи благозвучия, выделения ключевых слов и др. ЗВУКОПИСЬ, и, ж. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Все вышеперечисленные преимущества показывают, что звукопись имеет большое значение для музыкантов любого уровня и профессионального опыта. Звукопись в англоязычной поэзии напрямую связана с особенностями английской фонетики.
Звукопись. Для чего используются звуковые повторы в речи
Ассонанс Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание - более мелодичным. Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно. Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения.
Или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое. Ассонанс используется поэтами уже не один век. Например, он встречается во французском героическом эпосе и старинных фольклорных песнях. Примеры ассонанса Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью.
Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе: В стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам». В романтической поэме А. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи.
Произведение Б. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей. Диссонанс и липограмма Диссонанс и липограмма — приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе.
Музыка сосредотачивается на творчестве и эмоциональном выражении через звуки. Она может включать различные инструменты, голоса, хор и другие элементы, чтобы создать разнообразные музыкальные композиции. Звукопись является важной частью музыкальной индустрии, так как она позволяет записывать и воспроизводить музыкальные произведения.
Музыка имеет широкий диапазон жанров и стилей, и она может служить различным целям — развлечению, религиозным или социальным мероприятиям, терапии и т. Таким образом, звукопись и музыка являются взаимосвязанными, но разными понятиями. Звукопись представляет собой систему записи и передачи звуков, в то время как музыка — это искусство, использующее звуки для отражения эмоций и создания эстетической атмосферы. Примеры звукописи в культуре и искусстве 1. Звукопись служит важным инструментом для нотации музыкальных произведений. С помощью специальных символов и нотных линий, музыканты могут записывать музыкальные идеи, мелодии и аккорды, позволяя им сохранить и передать свои творения другим людям. Нотная звукопись позволяет музыкантам создавать сложные аранжировки и оркестровки, а также сохранять музыкальное наследие предыдущих поколений.
В алфавитных системах письма звукопись играет важную роль в передаче звуков речи. Каждая буква алфавита представляет определенный звук или группу звуков, и их комбинация позволяет создавать слова и предложения. Звукопись позволяет людям зафиксировать и передавать звучание речи для последующего чтения и понимания. Звуковые эффекты. В кино, театре и других сферах искусства звукопись используется для создания звуковых эффектов.
Ещё отчётливее связь звукового состава речи со смыслом проявляется в тех случаях, когда писатели обращаются к парономазии. Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла, который вложен в содержание слова. Поэтому ономапоэтические или звукописные слова дают представление о предмете двумя способами: внешней формой слова и внутренней — смыслом его. В словах — квакать, жужжать, мяукать, кукушка, хохот, топот — звуковая форма указывает на то, что квакает лягушка, мяучит кошка, мычит корова и т. Если для изучающего русский язык известно значение слов — лягушка, кошка и корова, — то о смысле приведенных сказуемых он догадается по одной звуковой форме, потому что слова эти носят в себе элемент звукоподражания. Звукоподражательные слова являются словами первообразно-поэтическими. Это обозначает, что они, кроме тропа, свойственного каждому слову первобытного языка, поскольку это слово в момент речи имело особый оттенок значения в сравнении с предшествующим употреблением, указывали еще и на то, какое действие предмет проявлял на орган слуха. Отсюда, казалось бы, легко сделать тот вывод, что все предметы, действия и признаки которых воспринимаются посредством слова, по своему происхождению должны быть звукоподражательными, но такое заключение будет ошибочно. Звукоподражание явлениям живой и неживой природы трудно воспроизводимо, потому что все звуки и шумы, кроме человеческого голоса, нечленораздельны.
Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения. Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ. Например: Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка... И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. Блок Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием вздохнули духи словно слышится вздох эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х , образное выражение задремали ресницы получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки… Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах. Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений «Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки». Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание. Примеры звукописи в романе в стихах А.
Что такое звукопись в литературе определение. Звукопись
Слайд 1Подготовила: учащаяся 5 б класса Кочакова Арина Звукопись как особый художественный приём поэтической речи. Источники: Звукопись Пример звукописи Аллитерация Пример аллитерации Ассонанс Пример ассонанса. Домой Статьи и новости Зачем нужна звукопись и где её записать? Звукопись в англоязычной поэзии напрямую связана с особенностями английской фонетики. Чуть больше, чем за 5 минут изучим понятие "Звукопись" в литературе, рассмотрим термины "аллитерация" и "ассонанс" и. разберемся с тем, как отличать эти понятия при ответе на тестовую часть ЕГЭ.
Звукопись, как особый художественный приём поэтической речи
К их числу относятся аллитерация, консонанс и ассонанс. Иногда повторы звуков или их сочетаний связываются в авторском тексте с определенным семантическим значением: Выходит Петр. Его глаза.
Ко второму типу принадлежат изобразит.
Так, быстрый или медленный темп музыки может отвечать темпу реального движения. Определённая роль в З. Цветной слух.
Ассоциации этих типов широко применяются в разл. Порой композиторы с помощью тонких ассоциативных связей пытаются воспроизвести облик человека "Девушка с волосами цвета льна" Дебюсси , запахи "Ароматы в вечернем воздухе реют" Дебюсси и др.
Я сделал сейчас предложенье, Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ. Как жаль ее слез!
Я святого блаженней! Пастернак Повторение однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе Пора, перо покоя просит...
В обыденной речи звуки используются произвольно, т. Между тем многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи.
С какой целью поэты используют приёмы звукописи?
Аллитерация (вид звукописи). Повторение однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе. Звукопись — это комплекс приёмов, усиливающих звуковую выразительность речи. Аллитерация (вид звукописи). Повторение однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе.
Значение слова «Звукопись»
Telegram: Contact @fliz_author | Звукопись, -и, ж. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. |
Звукопись | Понятия и категории | это звуковая организация речи; повтор одинаковых звуков (аллитерация или ассонанс). |
Значение слова "звукопись" | Что такое звукопись?Звукопись – одно из свойств выразительной речи, совокупность приёмов, позволяющих сделать речь (в частности поэтическую) выразительной. |