При отсутствии внешних эффектов предельные издержки/выигрыш общества эквивалентны предельным частным издержкам/выигрышам, соответственно. Внешние издержки— это вызванные производством и потреблением блага затраты лиц, не принимающих участия в сделке.
Внешние издержки (примеры) (ЕГЭ обществознание)
Нет смысла задавать настолько низкие значения расходов, которые невозможно исполнить. В качестве основы может выступать значение прошлых периодов. Если организация не учитывает и не планирует издержки, то вести постоянный финансовый контроль она тоже не сможет. Такие фирмы не способны просчитать свою выгоду, определиться с предполагаемой выручкой , что делает их уязвимыми под влиянием конкуренции. Грамотная политика предприятия направлена на поиск тех объемов производства, которые помогут при минимальных расходах обеспечить максимальную прибыль. Рассмотрим подробнее методы анализа. Расчет расходов долгосрочного периода или «эффект масштаба» Лучше всего работает «эффект масштаба»: с увеличением объема выпуска продукции уменьшается размер постоянных издержек. Графически это выглядит следующим образом: Эффект масштаба По горизонтальной оси Output — объем производства Q.
По вертикальной оси Average Cost — средние издержки С. Кривая LPAC long run average cost — долгосрочные средние издержки. Кривая долгосрочных средних издержек будет иметь положительный эффект до пересечения Q2 и С1. Предприятию важно не выходить за пределы диапазона Q—Q2, в противном случае компания частично потеряет управляемость, а ее гибкость реагирования на внешние факторы будет снижена. Предельных Узнать, выгодно ли будет повысить темпы производства продукции или предоставления услуг, можно путем анализа предельных издержек. Анализ предельных издержек Кривая AVC — удельные переменные издержки.
Расскажите о сайте на своей странице в соцсети: Лекция 5. Издержки производства Ключевой участник рынка - производитель. С него начинается цикл товара производство - распределение - обмен - потребление.
Чтобы что-то распределять, менять и потреблять, надо это сначала произвести. Производя товар экономическое благо , производитель несёт затраты издержки. Экономические издержки производства - расходы, которые несёт производитель, создавая экономическое благо. Главная статья издержек - приобретение ресурсов производства. Экономические издержки можно разделить на две группы: - внутренние, или неявные - это издержки в виде расходования собственных ресурсов, принадлежащих фирме.
Расходы по оплате налогов и сборов с зарплаты работников, занятых в процессе производства. Расходы, связанные с гарантийным обслуживанием. Амортизационные расходы по машинам, оборудованию, основным фондам производства. Суммы потерь от выпуска бракованной продукции. Суммы потерь от простоев по вынужденным внутрипроизводственным причинам.
Прочие виды расходов производства. Издержки производства и прибыль прямо пропорционально взаимосвязаны — чем меньше расходная величина, тем выше показатели финансовых результатов предприятия. В свою очередь стоимостные показатели издержек производства варьируются как от цены на необходимые ресурсы, так и от качества технологических процессов. Первый фактор мало зависит от желания предприятия и определяется рыночными предложениями. Второй позволяет фирме влиять на прибыль путем эффективного управления издержками производства и реализации. Структура издержек производства - классификация Понятие и состав издержек производства рассмотрены выше, а группировка может вестись по отраслям деятельности предприятий, по объему товарооборота, в зависимости от производственного цикла, с позиции одной организации или общества в целом. Так, общественные издержки производства — это те затраты, которые несет общество при создании того или иного товара. Частные издержки фирмы на производство — это расходы, которые несет непосредственно предприятие.
Следует заметить, что она пытается решить дилемму: эффективность экономики или социальная справедливость. Общественные блага Общественное благо - один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство государства. Многие экономисты, однако, не соглашались с тем, что государственное вмешательство требуется только в ситуации с чистыми или близкими к чистым общественными благами. Речь здесь идет не о государственном регулировании, затрагивающем на практике множество отраслей и самые разные категории благ, а о теоретическом обосновании столь широкого спектра его применения. Одной из таких попыток стала теория достойных благ, выдвинутая Р. Масгрейвом в конце 1950-х гг. Транзакционные издержки Ортодоксальная неоклассическая теория рассматривала рынок, как совершенный механизм, где нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок. Однако на деле, как показала Р. Коуз, такие издержки существуют. И при каждой сделке надо проводить переговоры, осуществлять взаимосвязи, устранять разногласия.
Глава 31 - ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ)
Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в зак. Примеры таких издержек — оплата электроэнергии, расходы на сырьё, сдельная оплата труда работников (то есть зависящая от объёма работы). Ущерб – издержки кого-то другого, т.е. для предпринимателя они являются внешними издержками. В статье мы дадим определение постоянных и переменных издержек производства, расскажем, что это такое в экономике на реальных примерах. Внешние издержки включают любые затраты, связанные с производством товара, которые не принадлежат компании.
Вопрос 50 Внешние эффекты и внешние издержки.
Внешние издержки — плата за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы. Лит.: Шаститко А. Е. Внешние эффекты и трансакционные издержки. Все затраты на производство товара называются общими издержками, или себестоимостью этого товара. При наличии отрицательного внешнего эффекта в производстве предельные общественные издержки оказываются выше предельных частных издержек. Примером товара с отрицательным внешним эффектом (внешними издержками) может служить продукция, производимая на экологически "грязном" предприятии, вследствие чего люди, проживающие около этого предприятия. При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными (costs — издержки), так и положительными (benefits — выгоды).
Внешние эффекты и внешние издержки
Внешние эффекты и внешние издержки - Микроэкономика (Вечканов Г.С., 2010) | Внешние затраты имеют отличие от внутренних издержек: они не входят в стоимость бизнеса. |
Издержки и их виды. | Внешние экономические издержки или явные издержки, которые состоят из затрат на оплату труда работников, стоимости услуг поставщиков, сырья, материалов, расходов на горюче-смазочные материалы, амортизацию. |
Внешние эффекты и внешние издержки | Главная» Новости» Страховые выплаты издержки постоянные или переменные. |
Внешние издержки.
Внешние эффекты. Теорема Коуза | Классические примеры внешних эффектов. |
Внешние издержки — это… Понятие и классификация издержек — Финансы и люди | Явные издержки (внешние). Фиксируются в бухгалтерском учете и легко определяются путем суммирования затрат компании на внешние ресурсы, с ними никогда не возникает сложностей. |
Внешние и внутренние издержки: что к ним относится, виды, формула расчета | Внутренние и внешние издержки становятся объектом пристального внимания всех предпринимателей. |
Внешние издержки - это... Понятие и классификация издержек
К экономическим издержкам относят: Внутренние издержки — затраты связанные с использованием собственных ресурсом в производственном цикле. Миграция может приносить как внешние издержки, так и внешнюю экономическую выгоду за пределами официального и неофициального рынков. затраты, которые уходят на производство.
В чем суть внешних издержек рынка
Внешние издержки (примеры) ЕГЭ обществознание - | Внешние затраты – это затраты, которые не включены в то, на чем бизнес основывает свою цену. |
Глава 31 - ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ) | Переменные издержки — это все затраты компании, которые зависят от объема производства. |
Внешние издержки — это… Понятие и классификация издержек — Финансы и люди | Внешние и внутренние издержки в совокупности образуют сумму экономических издержек. |
Что такое издержки? | Примеры внешних издержек включают выплаты страховых взносов, налоговые платежи, плату за аренду земли или помещений, а также затраты на экологическую компенсацию. |
Издержки и их виды.
В отличие от экономической бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки. Поскольку воздух не является частной собственностью и потому не существует субъекта, который мог бы обвинить фабрику в использовании воздуха в качестве свалки для дыма , при принятии решений владельцы фабрики учитывают только стоимость оплачиваемых ими затрат. Но при этом загрязненный воздух исключает возможность получения выгоды, которую могли бы иметь другие производители и другие лица в случае чистого воздуха уменьшение затрат на чистку, окраску зданий, снижение проблем со здоровьем и т. Другими словами, владельцы фабрики возлагают на других внешние издержки, так что они не учитываются в их частных издержках. Не стоит особо доказывать, что для достижения социального оптимума эти внешние издержки должны приниматься во внимание. Эти выплаты, являясь денежными расходами фирмы или предпринимателя, подразделяются на внешние и внутренние, из которых соответственно образуются внешние и внутренние издержки.
Внешние издержки связаны с выплатами поставщикам ресурсов, самостоятельных по отношению к данной фирме, а внутренние издержки являются компенсационными выплатами за предпринимательскую деятельность и использование собственных ресурсов фирмой. Это общественные издержки , связанные, например, с компенсацией ущерба, наносимого природе, здоровью населения и т. Остается установить надбавку и получить цену, которая позволит покрыть внешние издержки и получить приемлемую прибыль. В зависимости от специализации производственной деятельности фирмы величина внешних издержек может быть различной. Например, на автомобильных заводах, где осуществляется сборка разнообразных деталей и узлов, поступающих с других фирм, удельный вес внешних издержек значительно больше.
Внутренние издержки иррациональны по своему содержанию и по отношению к внешним издержкам. Владелец собственной фирмы не платит самому себе заработную плату. Она является его внутренними издержками. Фирма не получает арендной платы за здание, в котором она занимается производством продукции. Это ее внутренние издержки.
Если фирма вкладывает денежные средства в другое предприятие в торговлю, в транспорт, в инфраструктуру , то она не получает тех процентов, которые бы имела, положив их в банк. Это также ее внутренние издержки. Фирма, занимаясь бизнесом, получает так называемую среднюю нормальную прибыль. В противном случае она не будет заниматься бизнесом.
Это также ее внутренние издержки. Фирма, занимаясь бизнесом, получает так называемую среднюю нормальную прибыль.
В противном случае она не будет заниматься бизнесом. Получаемая фирмой средняя прибыль также представляет элемент внутренних издержек по отношению к внешним агентам производства и обращения. Ее всегда надо возмещать, чтобы не затронуть внутренних интересов фирмы. В число явных издержек входят денежные платежи собственникам факторов производства и промежуточных изделий. Соответственно прирост на каждую дополнительную единицу продукции частных, социальных издержек и внешнего отрицательного эффекта или внешних дополнительных издержек образует предельные частные издержки МРС , предельные социальные MS и предельные внешние издержки МЕС. Если бы удалось заставить предприятие построить очистные сооружения и сократить выброс вредных отходов, то есть по сути превратить внешние издержки в частные издержки данного производства, то в таком случае возросли бы как общие, так и предельные издержки производства, что заставило бы предприятие сократить выпуск продукции , и кривая предложения сдвинулась бы влево.
В этом случае точкой равновесия стала бы точка EI при цене P-i, a объем выпуска сократился бы с величины Q до Qi. Если же предприятие работает по-старому, то предельные социальные издержки оказываются выше предельных частных издержках и потери общества отражаются в площади фигуры Е Е- А. При классификации по первичным элементам затрат к ним относят затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, расходы на содержание персонала оплата труда работников , амортизацию основного капитала основных фон-, дов , издержки по выплате процентов и прочие внешние издержки аренда помещений, страховые взносы , транспортные расходы , услуги сторонних организаций, реклама и прочие расходы. Очевидно, что сознательная фирма, которая готова нести социальную ответственность за загрязнение окружающей среды , может оказаться в невыгодном положении. Если отдельно взятая фирма возьмет на себя все свои внешние издержки, установив, скажем, водо- и дымоочист-ное оборудование, она окажется в невыгодном, с точки зрения издержек, положении по сравнению со своими конкурентами, продолжающими загрязнять окружающую среду. Социально ответственная фирма будет иметь более высокие затраты и будет вынуждена повысить цены на свою продукцию.
Наградой такой фирме будет сужение рынка сбы- [c. В данном случае исключаются внутренние издержки и соответственно нормальная прибыль как доход предпринимателя, удерживающий его в данном виде деятельности , — за несение риска, а также за воздерживание от альтернативных возможностей использования вмененных внутренних издержек. Последние могут, например, быть трансформированы в покупку акций, выгодные вклады в банки, сдачу в аренду техники и помещений, а также отказ от предпринимательства и предоставление своих услуг труда , скажем, для работы наемным менеджером, получающим заработную плату. В случае загрязнения от увеличения объема выпуска химической продукции предельные общественные издержки MS начинают превышать предельные частные издержки МСна величину предельных внешних издержек других производителей МЕС. Последние показывают дополнительные издержки , связанные с выпуском дополнительных единиц красителей, которые не оплачиваются производителями красителей, а ложатся на третьих лиц — фармацевтический завод и фермеров. Кривая предельных внешних издержек МЕС имеет наклон вверх, так как с выпуском каждой дополнительной единицы красителей увеличиваются отходы, спускаемые в реку, и соответственно растут издержки убытки фармацевтического завода и фермеров.
Локальные экстерналии затраты, издержки производственной деятельности фирмы впервые исследовал английский экономист А. Он выделил частные индивидуальные, рыночные и социальные эффективные издержки производства. Пигу предложил интернализировать внешние для экономики процессы через введение налога на деятельность предприятия, наносящую вред окружающей среде. Он также указал на необходимость государственного регулирования экономических процессов в целях ликвидации внешних издержек. Суть регулирования заключается в установлении обществом платы за выбросы, равной экстернальным издержкам так называемый «пигувианский налог».
Общество в целом не обязано нести бремя издержек и может защитить себя с помощью институционных ограничений. Под институтами понимается множество правил и ограничений. Например: неформальные ограничители — наказания, запреты, штрафы, табу, традиции, кодексы чести и т. Размер платы должен исходить из принципа компенсации нанесенного ущерба. Но, учитывая трудности при расчете экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, в современной российской практике опираются на показатели качества окружающей среды — на нормативы предельной концентрации отдельных загрязнителей ПДК и рассчитанную на основе ПДК величину предельно допустимых выбросов ПДВ или величину предельно допустимых сбросов ПДС как допустимого уровня загрязнения.
В настоящее время проблема компенсации внешних издержек путем включения их в общие издержки очень сложна. Как определить, кто несет ответственность за кислотные дожди или за озоновые «дыры»?
Многие его положения относительно регулирования экономики использовались президентами Дж. Картером и Р. Вопрос 53Оптимальность по Парето. ОТВЕТ Оптимальность по Парето гласит: «Следует считать, что любое изменение, которое никому не причиняет убытков и которое приносит людям пользу по их собственной оценке , является улучшением».
Оптимальность по Парето является одним из самых распространенных критериев оптимальности. Он предназначен для того, чтобы определить, улучшает ли предложенное изменение в экономике общий уровень благосостояния. В зарубежной экономической теории проблема достижения общественной эффективности распределения ресурсов разработана итальянским экономистом Вильфредо Парето. Согласно его концепции, общество находится в состоянии общего экономического равновесия и социальной эффективности распределения ресурсов, которое предполагает оптимальное распределение в сфере производства при минимальном использовании ресурсов и эффективное распределение в сфере потребления, которое обеспечивает максимум удовлетворения потребностей. Рыночная экономика в условиях совершенной конкуренции автоматически достигает оптимума по Парето. Оптимальность по Парето неприменима к ситуации, когда предложенное изменение приносит пользу одним в то же время наносит потери другим.
Имеется много различных оптимальных по Парето вариантов распределения ресурсов, при которых мера удовлетворения, достигаемая разными группами общества, может существенно отличаться. Экономическая теория не может определить, какое из оптимальных по Парето распределений ресурсов общества является наилучшим с социальной точки зрения. Выбор среди оптимальных вариантов применения ресурсов является проблемой социальной справедливости, требующей использования функции общественного благосостояния. Перемещение из одной точки эффективного по Парето распределения к другой такой же точке нередко предполагает государственное вмешательство в процесс перераспределения доходов или ресурсов общества. Выделяют три условия обеспечения оптимальности по Парето. Первое условие.
Оптимальное распределение благ между потребителями исходит из соблюдения условия, согласно которому предельная норма замещения двух благ должна быть одинаковой для обоих потребителей. Предположим, что в экономике производятся два блага Х и У и имеются два потребителя А и В, то. Второе условие. Оптимальное распределение ресурсов в производстве. Для производства благ Х и У имеются два ресурса — i и j. В этом варианте должно соблюдаться равенство, согласно которому соотношение предельных продуктов i и j, используемых для производства блага Х, равно соотношению предельных продуктов i и j в производстве блага У, а именно: Третье условие.
Оптимальный объем производства. Граница производственных возможностей показывает количество благ Х и У, которые могут быть произведены в условиях полного использования ресурсов. Оптимальным объем производства для любых двух благ будет при соблюдении следующих соотношений: Это значит, что отношение предельных издержек к предельной полезности должно быть одинаковым для обоих благ. ПАРЕТО Вильфредо 1848—1923 , итальянский экономист, социолог, политический мыслитель и публицист, глава Лозаннской школы в буржуазной политической экономии. Экономическое и математическое образование получил в Туринском университете. Он сформулировал критерий наилучшего распределения ресурсов, вошедший в экономическую мысль как оптимум Парето.
Вопрос 54Рынок и цена: понятия, структура, взаимосвязи. ОТВЕТ РЫНОК — это: а совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; б один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; в базовый элемент хозяйственного механизма; г регулятор функционирования рыночной экономики. Предпосылками возникновения рынка являются: а общественное разделение труда; б частная собственность на средства и продукты производства. Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена. Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию. Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий: а вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; б наличие свободных ресурсов и свободное их использование; в свободный доступ к рыночной информации; г отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании.
В зависимости от объектов купли-продажи рынки различаются: а рынок товаров: б рынок услуг; в рынок капиталов; г рынок труда; д рынок информации научно-технических разработок. С точки зрения границ и масштабов различают: местный рынок в пределах села, города, района ; национальный внутренний рынок ; мировой внешний рынок. Субъектами рынка выступают: юридические лица фирма, предприятие, учреждение ; физические лица; государство. Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются: банковская система, страховая система, информационная система. Рынок обладает положительными и отрицательными чертами. Вместе с тем рынок не идеальный механизм экономической деятельности общества.
В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Цена — денежное выражение стоимости товара. Величина цены товара определяется: а стоимостью самого товара; б стоимостью денежного материала золота ; в соотношением спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает повышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения.
Следовательно, в цене отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества. Различают действующую и реальную цену товара. Действующая цена товара представляет собой его номинальную цену. Реальная сопоставимая цена товара представляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен — такого, как индекс на потребительские товары ИПЦ. ИПЦ фиксирует, как стоимость большого набора товаров на рынке меняется во времени относительно обширной совокупности потребителей. В микроэкономике чаще всего используются сопоставимые, а не действующие цены на товары.
Относительные цены сопоставимы, когда имеется общая база сравнения. Изменение цен в денежных единицах предполагает реальную покупательную способность денежных знаков. Сопоставимые цены рассчитываются по агрегированному индексу цен — такому, как ИПЦ. Различают учетную, стимулирующую и распределительную перераспределительную функции. Учетная функция отражает в цене результаты хозяйствования. Стимулирующая функция цены влияет на эффективность производства, внедрение новейшей техники и технологии, ресурсосбережение, повышение качества продукции.
Распределительная перераспределительная функция учитывает в цене налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, поступающего в бюджеты различных уровней государственной структуры. Использование распределительной функции цены позволяет обществу решать социальные проблемы. Между категориями «рынок» и «цена» существуют самые тесные взаимосвязи. Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика. Рыночное ценообразование — это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства со стороны государства. На реальных рынках действуют различного рода ограничения, монополизирующие те или иные сферы рынка и образование цен.
В результате чего цены на конкретные блага зачастую устанавливаются при доминирующем или даже монополизированном положении производителя, продавца или покупателя блага. В таких условиях возникает потребность в государственном или муниципальном регулировании цен. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики охватывает комплекс мер, нацеленных на поддержание стабильного уровня цен и эффективных соотношений цен на важнейшие группы товаров продуктов, услуг. В данном случае имеется в виду поддержание на рынке конкурентной среды, предотвращение монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимальное соотношение внешнеторговых и внутренних цен. Государственные меры по регулированию цен осуществляются как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Первый означает выработку принципов и концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное их обеспечение, проведение гибкой денежно-кредитной и бюджетной политики, регулирование валютного курса.
Микроэкономические государственные меры по регулированию цен включают контроль за естественными и другими монополиями, установление цен на блага, имеющее социальное значение. Вопрос 55Сегментация рынка. Сегментация рынка выступает ключевым понятием концепции маркетинга, ориентированного на спрос; является основой маркетинговой деятельности в условиях насыщенного рынка. Реализация концепции рыночной сегментации определяется необходимостью выделения наиболее важных черт и потребностей для каждой группы потребителей для последующей переориентации своей производственной и сбытовой политики на удовлетворение этих специфических требований покупателей. Овладение знаниями сегментации рынка дает возможность фирме разработать оптимальную стратегию маркетинга, точный выбор его инструментов, экономию средств в процессе реализации коммерческих проектов. Выделяют предварительную сегментацию, реализуемую на этапе выбора рынка, и окончательую сегментацию — при формировании маркетинговой программы.
Различают следующие признаки сегментации рынка. Географический, согласно которому производится разбивка рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, области, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать либо в одном или нескольких географических районах, либо во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией. Демографический, означающий разбивку рынка на группы, в основе которых лежат такие демографические признаки, как пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий, образование, раса, национальность и др. Психологический — разделение покупателей по признакам принадлежности к общественному классу, образу и стилю жизни, структуре личности. Поведенческий — деление на группы в зависимости от знаний, отношений покупателей, характера использования товара и реакции на данный товар.
По товарам производственного характера сегментация рынка строится по другим признакам. Здесь на первое место ставится принадлежность потенциального предприятия-покупателя к определенному сектору экономики — машиностроению, строительству, торговле и т. В пределах каждой отрасли выделяются более мелкие профессиональные секторы. В этом случае важно учитывать размеры предприятий. Рассмотрим сегментацию рынка труда, концепцию которой впервые выдвинули П. Доринджер и М.
Пайор оба из США в начале 70-х гг. Большинство экономистов Запада исходят из двойственности современного рынка труда, в котором функционируют два сегмента единого рынка труда: а рынок первичных независимых и подчиненных рабочих мест и б рынок вторичных рабочих мест и групп рабочих. К первичным независимым рабочим местам относят специалистов с высшим и средним специальным образованием, управляющих и администраторов всех звеньев и высококвалифицированных рабочих. К первичным подчиненным рабочим местам относят техников, административно-вспомогательный персонал и рабочих средней квалификации. Вторичные рабочие места не требуют специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.
Разнообразие предлагаемых трудовых услуг и рабочих мест вызывает дифференцированность рынка труда. Еще в 80-е гг. Маршалл выдвинул концепцию неконкурирующих групп на рынке труда. Каждая разновидность труда, профессия, специальность имеет свой более или менее обособленный от других рынок. Именно это обстоятельство нашло отражение в концепции сегментированного рынка труда. Вопрос 56Несостоятельность конкурентных рынков.
ОТВЕТ В характеристике сущности и функционирования рынков в микроэкономической литературе наблюдаются два подхода. Первый подход исходит из того, что конкурентные рынки существуют и функционируют. Поэтому необходимо только создавать предпосылки для конкуренции. Второй подход исходит из того, что конкурентные рынки не существуют. Поэтому необходимо выяснить, какие меры требуются, чтобы преодолеть эту ситуацию. Во всех предыдущих вопросах мы исходили из первой трактовки конкурентных рынков.
Здесь и далее речь пойдет о позиции несостоятельности рынков. Несостоятельность конкурентных рынков обусловлена следующими основными причинами. Наличием рыночной власти у производителя или продавца ресурсов. Рыночная власть приводит к тому, что одних товаров выпускается с избытком, а других — с недостатком. Производители с рыночной властью в своих действиях применяют цены, которые отличные от цен, которые используют в своих действиях покупатели, в результате чего рынок становится несостоятельным и перестает функционировать. Аналогичная ситуация имеет место при рыночной власти на рынках факторов производства.
Допустим, что рабочие имеют рыночную власть над предложением труда в выпуске обуви. В этом случае обувной промышленности будет предложено мало труда при высокой заработной плате, а, например, пищевой — много труда при низкой заработной плате. В результате чего инвестиции будут неэффективными, поскольку эффективность предполагает одинаковые предельные нормы технологического замещения в выпуске товаров. Наличием неполной и неточной информации о рыночных ценах или о качестве продуктов. В этом случае рыночная система будет функционировать неоптимально, ибо, не имея достоверной информации, производители и потребители допускают ошибки в своих решениях. Дефицит информации побуждает производителей выпускать одних товаров в избытке, а других — слишком мало.
Подобная ситуация будет наблюдаться среди покупателей. Одни покупатели не будут приобретать нужный и выгодный им товар, а другие приобретать товар, не приносящий им пользу либо даже вредный им. Дело может дойти до фиаско рынка этих товаров. Наличием внешних эффектов. Цены действуют эффективно, когда они дают информацию и производителям, и потребителям. Нередко цены не отражают действий производителей или потребителей, что приводит к несостоятельности рынков.
Внешние эффекты образуются в том случае, когда та или иная деятельность, связанная с производством или потреблением, оказывает косвенное воздействие на другие виды деятельности, но не отражаемое прямо рыночными ценами. Предположим, что нефтеперегонный завод сделал выброс в реку, в результате чего ниже выброса нельзя купаться и ловить рыбу. Это и есть внешний эффект. Если этот внешний эффект распространится на всю отрасль, то цена продуктов нефтеперегонного завода окажется ниже в сравнении с условиями учета в издержках производства, затрат, связанных с загрязнением. Рынки не способны предложить так называемые общественные товары, полезные многим потребителям, хотя они могли бы быть выпущены при очень низких издержках производства и несмотря на большую значимость для общества. Вопрос 57Рынки с асимметричной информацией.
Так, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Работник знает о своих способностях полнее, нежели предприниматель. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. Асимметричная информация дает возможность уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги, или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих и т. Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности: а рынок продуктов; б рынок страхования; в рынок кредитов; г рынок труда. Роль асимметричной информации в определении качества продуктов впервые установил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г.
Джордж А. Акерлоф в статье «Рынок лимонов», опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобретения автомобиля, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Машину, качество которой превышает среднее, может забрать продавец, который знает, что покупатель заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле.
В результате на рынке останутся только самые плохие автомобили, и в конце концов он рухнет. Асимметричная информация охватывает и рынок страхования. Она затрудняет проблему медицинского страхования пожилых людей, у которых риск заболеть очень высок. Поскольку цена страхового полиса не увеличивается в соответствии с этим риском, страховые компании неохотно страхуют пожилых людей. Страхователь знает лучше свое состояние здоровья, чем страховщик, что вызывает необходимость в неблагоприятном отборе. Тем более что застраховаться стремятся люди со слабым здоровьем, о чем свидетельствует тот факт, что доля этой категории лиц в общем количестве страхующихся увеличивается, что, в свою очередь, повышает цену страхового полиса.
Рост же цены страховки приводит к тому, что молодые и здоровые люди не страхуются. Таким образом, отбор лиц для страхования чреват угрозой существования страхового рынка. В связи с несостоятельностью страхового рынка страхованием вынуждено заниматься государство. Страхуя людей пожилого возраста, оно тем самым устраняет последствия неблагоприятного отбора. Факт асимметричности информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная или ошибочная информация может разрушить рынки. Значительный вклад в исследование рынков с асимметричной информацией внес американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г.
Джозеф Стиглиц. Исследования проблем асимметричной информации актуальны для современного российского рынка. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Автор работ по микроэкономике.