Новости тиманский кряж на карте

Подробная карта Тиманского кряжа и его окрестностей. На карте можно найти Тиманский кряж в северо-восточной части Европы, между Северным Ледовитым океаном на севере и Волгой на юге. Белая Кедва берет начало на восточном склоне Тиманского кряжа, отличается очень прозрачной водой, красивыми скалистыми берегами, каменистым руслом, обилием перекатов и большой скоростью течения. это невысокий хребет со сглаженными вершинами на северо-востоке Европейской части России, он протягивается от побережья Баренцева моря (Чешская губа) до истоков реки Вычегда (гора Полюдов Камень). Подробная карта Тиманского кряжа и его окрестностей.

Через Тиманский кряж

Годы строительства: 1953-1958. Взорвано в 1986 г. Всё-таки этот запоминающийся эпизод в биографии здания следует осветить на публичной площадке. Параллельно в 1986 г. Это был своего рода парадный въезд в посёлок. Здание усадебного типа проектировали с учётом того, что напротив, по ту сторону дороги, стояло красивейшее финское здание бывшего офицерского клуба. Здание строили, что называется, всем миром. Судя по архивным источникам, приехали специалисты из Ленинграда, контролировали стройку сотрудники НКВД. Из воспоминаний сотрудников училища и выпускников известно, кто, как и из каких материалов строили, откуда их доставляли и т. На 1 этаже располагались просторные столовая и актовый зал, на 2-м — библиотека с большим читальным залом, на 3-м — спортзал с балконом. Полы из дубового паркета.

В здании проведено паровое отопление. По всему периметру подвальное помещение — нормальное — использовалось в качестве складских помещений. Весной 1980 г. После чего здание было законсервировано. По перспективному плану 1971 г. Пушкине здание исследовала специальная комиссия. Около 1985 г.

Это значительно снизит вероятность воровства Вашего фото в сети Интернет. Если Вы не хотите размещать логотип сайта, мы рекомендуем пометить фото Вашим собственным логотипом. RU будет постоянно отображать его онлайн, как часть своей базы данных. При этом Вы остаетесь полноправным вледельцем фото и можете распоряжаться им по своему усмотрению. Система "сохранит" изображение в разрешении 1200 пикс.

За миллионы лет формирования рельефа, многие реки прогрызли здесь каньоны, образовав в них пороги и водопады. Геологическая структура многослойна. Здесь есть известняки, песчаники, конгломераты и базальты. Расположение слоев довольно сложное, и почти все реки на своем пути от истоков до низовьев, вскрывают практически все эти слои, образуя по берегам красивейшие скалы. Кроме того, на плато и вдоль речных долин преобладает множество уникальных форм рельефа, образовавшихся в результате выветривания горных пород. Это конгломератовые останцы на Кумушке-Волонге, и аналогичные фигуры выветривания в песчаниках, в долине Белой. С запада к Тиманскому кряжу примыкает заболоченная Канинская тундра фото-172, фото-174 , непроходимая летом из за топей, а с северо-востока Малоземельская тундра. Своеобразен растительный мир. По долине Сулы и вообще по Тиману, тайга шагнула далеко на север. Несмотря на то, что район находится северней полярного круга, вдоль некоторых рек преобладает настоящая дремучая тайга. Основные древесные породы здесь ель и берёза. Вдоль рек часты густые заросли ивняка. Тайга трудно проходима, с обилием бурелома и заболоченная. Нижний ярус в тайге очень часто составляет карликовая берёза, Кроме того, в верховьях Волонги местность заросла особым видом Тиманской берёзы. Эта низкорослая, до 2 метров высотой, берёза прямо от основания разветвляется на массу кривых стволов, переплетающихся между собой, и образует настолько плотные заросли, что в них невозможно углубится даже на несколько метров. Разве что ползком. Довольно обширные массивы этой берёзы, которыми порос весь западный склон Тиманского камня, представляют летом непреодолимую преграду для пешехода, делая невозможным проникновение в этот район, кроме, как только по рекам. В реках отменная рыбалка. Вся рыба здесь практически непуганая. Вообще, количество рыбы здесь возрастает в геометрической прогрессии - чем дальше вверх по реке, тем больше рыбы. При этом следует отметить, что наиболее крупные экземпляры обитают в верховьях. В Суле и её притоках рыбы такое количество, что практически с каждым забросом на блесну цепляется либо щука, либо язь и ли же хариус. Последнего особенно много. Крупный, более килограмма хариус поднимается летом в самые верховья ручьёв. Вслед за ним туда же идёт и щука, многие экземпляры которой достигают десяти и более килограмм. Неоднократно приходилось видеть, как впереди лодки по мелководью идут, рассекая воду спинным плавником, красавцы хариусы. И тут же поджидающую их на перекате щуку, которая, завидев человека, не спешит удирать, потому, как не видела рыболовов. В Волонге помимо хариуса преобладает проходная, красная рыба. Это в основном сёмга и арктический голец. Встречаются так же морская кумжа и форель. Помимо этого, в Волонгу косяками идёт на нерест горбуша. По рекам Сула и Волонга невозможно летом подняться на моторной лодке. Именно этим тут объясняется относительная глушь. Правда, иногда сюда залетают особенно на Волонгу на вертолётах состоятельные любители спортивной ловли, чтобы половить сёмгу. Но гораздо больше шансов встретится здесь всё-таки с пастухами, которые пасут стада оленей на просторах Тиманского камня. Кратко об идее маршрута Маршрут был разработан исходя из тех факторов, чтобы посетить все наиболее интересные места Северного Тимана за одно прохождение. В данном случае, это верховья рек Сулы, Волонги и Белой. Именно здесь находятся максимальное количество экскурсионных объектов данного региона. Это скопление всевозможных форм выветривания в скальных породах, имеющих подчас причудливые формы, базальтовые каньоны Белой и живописные скалы Сулы. Изучение материалов Н. Учитывая полное отсутствие подъездных путей, и режим погранзоны во многих посёлках, откуда осуществляется заброска, было решено разработать вариант маршрута, чтобы его началом был населенный пункт, исключающий соприкосновение с погранзоной, как при заброске, так и по возвращении. И чтобы при этом гарантировалось завершение маршрута своими силами, не зависевшее от погоды и авиации. Начальной точкой такого маршрута был выбран поселок Коткино, на Суле. Далее, в результате тщательного изучения карты, и появился кольцевой маршрут схема , замыкающийся на нём. Маршрут логичен и хорошо продуман. При своей большой протяженности, половина которого приходится на участки против течения, он имеет три запасных варианта на случай аварийного схода с маршрута. В первой своей части, на участке подъема по Суле, наиболее правильным будет возвращение обратно в Коткино. С верховьев Волонги выбраться к людям ещё проще — достаточно спустится вниз по реке до базы "Манса" или до деревни Волонга. На третьем участке маршрута реке Белой в качестве запасного варианта предусмотрен сплав по реке Индига до одноимённого посёлка. Следует отметить, что заброска до Коткино ничуть не сложней чем до Индиги. Разница лишь в том, что если из Индиги можно нанять вездеход в верховья Белой, то начиная маршрут из Коткино придётся двигаться вверх по Суле, рассчитывая только на свои силы. От Коткино до устья Малой Каменки - 143 км. Вверх по Каменке - 35 км. Волок на Волонгу - 12 км. Вниз по Волонге - 38 км. Вверх по Кумушке - 12 км. Волок на Белую - 8 км. Вниз по Белой - 69 км. Вверх по Индиге - 39 км. Волок на Озеро Могутейское - 3 км. По озеру Могутейскому и Мининой виске - 15 км. По озеру Урдюжскому - 12 км. По Урдюжской виске - 45 км. Итого: 485 км. Из них против течения - 229 км. К сожалению, этот маршрут не был отработан полностью. В результате схода с него, была пройдена лишь его половина. Причины изменения маршрута Основной причиной схода с маршрута и завершения его по одному из запасных вариантов, явилась слабая психологическая подготовка попутчика, усугубившаяся в результате сложных климатических условий, и длительном нахождении вдали от цивилизации. Физическая подготовка его была вполне удовлетворительной, и он мог бы продолжить маршрут. Учитывая, что мы шли на одном плавсредстве, и с общим групповым снаряжением — сход с маршрута в результате возникновения разногласий, был единственным правильным решением. Поэтому, идя в такие сложные и продолжительные маршруты по ненаселенным районам надо с особой тщательностью подходить к выбору попутчика, и не брать с собой малознакомых людей. В противном случае маршрут может сорваться по пустякам. Это именно тот случай, когда экстремальной ситуации на маршруте не было и нашей безопасности ничто не угрожало. Так же немаловажно, чтобы интересы участников похода совпадали. Иначе, после удовлетворения собственных интересов, всё остальное может стать ему неинтересным. Один из вариантов избежать подобной ситуации — дублирования снаряжения. В таком случае, человек желающий сойти с маршрута, может сделать это самостоятельно, там, где это возможно. Нами был использован вариант схода с маршрута по реке Волонга, в результате чего он превратился в линейный схема-2 , и стал почти вдвое короче. В итоге, его активная часть стала выглядеть следующим образом: От Коткино до устья Малой Каменки - 143 км. Радиальный выход на Кумушку — 10 км. Вниз по Волонге до устья — 53 км. Варианты заброски и выброски Этот район, несмотря на относительную близость, на сегодня довольно труднодоступен. Полное отсутствие здесь каких либо дорог ощутимо усложняет заброску к началу маршрута, а так же выброску с него. Летом единственным видом транспорта остаётся авиация. Практически почти все посёлки имеют регулярное сообщение с Архангельском и Нарьян-Маром. Однако это не должно вводить в заблуждение, что воспользоваться этим видом транспорта достаточно легко. Билеты на все рейсы, как правило, почти всегда бывают раскуплены местным населением заранее. В поселковых аэропортах запись на рейс осуществляется за 15-20 дней вперёд. В других случаях, когда не набирается необходимое количество пассажиров, рейс отменяется — откладывается до полного заполнения мест. Учитывая, что рейсы обслуживаются в основном самолетами "АН-2", который берёт на борт не более 8 человек с грузом максимум — 10 , то становится понятно, что для группы численностью 2-3 человека, шансов улететь гораздо больше, чем 6-8. Конечно, у большой группы есть преимущество — можно заказать дополнительный спецрейс. Правда, стоить это будет гораздо дороже. Стоимость билета достаточно высокая. Перелёт Нижняя Пеша-Архангельск обошёлся мне в 8 тысяч рублей — 4 тысячи билет и столько же за багаж, которого у меня было 55 кг. И это при том, что до 10 кг. Практически столько же 4,5 тыс. Стоимость билета 1200 рублей. Не следует так же забывать, что заканчивая маршрут в Индиге или Нижней Пеше, надо заранее позаботится об авиабилетах на обратный путь что не просто , иначе там можно застрять на несколько дней. Застрять на неопределённое количество дней, можно так же заканчивая маршрут выходом по Волонге , и дальнейшей выброской через Нижнюю Пешу. Здесь уж как повезёт! Дело даже не в проблеме с авиабилетами на Архангельск. В деревне Волонга нет аэродрома, и выбраться оттуда до Нижней Пеши можно только морем, на баркасах или моторных лодках местных. А у них, как всегда, могут быть проблемы с отсутствием бензина и старыми моторами, на которых сами хозяева даже, иной раз боятся выходить в море, а так же штормами, которые здесь могут продолжаться более недели. Да и услуги их недешевы. За моторную лодку от Волонги до Нижней Пеши 75 км. В принципе, можно было бы сторговаться за 4 тысячи, но время было дорого. Кроме транспортных проблем, есть ещё один немаловажный фактор — для посещения района, необходим пропуск в погранзону. До лета 2006 года пограничный режим действовал только лишь в пределах пятикилометровой полосы побережья Баренцева моря. Нынче, вся территория муниципальных образований Пешинскй и Тиманский сельсоветы являются погранзоной. Никаких пограничников в этих посёлках, и тем более в тундре, конечно же, нет хотя в посёлках может проверить документы участковый , вся проблема в том, что при отсутствии разрешения на посещение погранзоны, в билетной кассе не продадут билеты, в населённые пункты Нижняя Пеша и Индига. При наличии достаточного количества свободного времени, альтернативным вариантом достижения начальной точки маршрута является река Печора. В настоящее время пассажирское сообщение по ней практически отсутствует. Однако, есть пара вариантов: Для их реализации надо брать ж-д билет до станции Ираёль. Отсюда есть постоянное автомобильное сообщение до пристани Усть-Цильма. В первом случае, едут до паромной переправы через Печору. Здесь производится погрузка автомашин на паром до Нарьян-Мара. Можно напроситься на баржу или теплоход, или к частнику, на фуру. Всё это за определённую плату конечно. При втором варианте едут до Усть-Цильмы, откуда вниз по Печоре ходит пассажирский теплоход "Хабаровск". Ходит он два раза в неделю — вторник и пятницу. Надо сказать — никаких нормальных условий на нём нет. Идёт он очень медленно, до Нарьян-Мара почти сутки. При этом все пассажиры сидят в креслах, где всё тело затекает и толком не поспать и тем более не поесть. Этот вариант оправдывает себя лишь в том случае, если попадать в Коткино планируется с низовьев Сулы, от пристани Ёрмица. Мой вариант маршрута предусматривал именно такой заход на маршрут. При этом на заброску до Гусенцов и подъем по Суле своим ходом до Коткино теряется 3-4 дня. Единственным преимуществом этого варианта является его дешевизна. Поэтому, лучше всё-таки воспользоваться самолетом из Нарьян-Мара — получается существенная экономия времени. Учитывая, длительность и сложность заброски-выброски, а так же довольно высокую техническую сложность маршрута, и его протяжённость, минимальное количество времени необходимое для прохождения линейного варианта должна быть не менее 18-20 дней, а кольцевого — 30 дней. Учитывая чрезвычайную извилистость Сулы в низовье, подъем на вёслах непосредственно от её устья нерационален. Единственный логически-правильный вариант — заброска наземным транспортом до урочища Гусенцы, через Харьягу. В Ёрмице, как и в Харьяге, реально найти автомашину. Таким образом, срезаются наиболее извилистые низовья реки. Ёрмицу с Харьягой связывает дорога. Переправа автотранспорта осуществляется на понтоне, который перемещается по натянутому через реку тросу с помощью приспособления, приводимого в действие физической силой. Посёлок Харьяга относительно большой. Есть котельная, дизельная электростанция, магазины, почта, телефонная связь с внешним миром. В общем, все блага цивилизации, чего не скажешь о Ёрмице, представляющей собой вымирающую деревню. От Харьяги до Гусенцов 18 километров по хорошей грунтовке фото-1 , идущей через красивейший сосновый бор беломошник фото-2. В Гусенцах имеется два дома один из них перевалочный пункт Коткинского рыболовецкого колхоза , но оба они закрыты на замок. Поэтому на ночлег в них рассчитывать не стоит. Сула здесь широкая около 80 метров река с мутноватой водой и слабым течением. Подъем на вёслах сложностей здесь не представляет. Мест для удобного причаливания достаточно мало — высокие до 5 метров , поросшие травой берега довольно круто спускаются к воде. Почти на всём протяжении до Коткино, тянется достаточно монотонный и унылый пейзаж - заросли ивняка вперемешку с редким елово-берёзовым лесом. Местами вдоль берега обнажаются намытые рекой песчаные косы фото-5. Имеются так же перекаты. Представляющие собой участки с несколько интенсивным течением и малой глубиной. Всё это можно пройти на вёслах, не выходя из лодки. Расстояние от Гусенцов до Коткино, составляющее 50 километров, реально пройти за два дня. Можно, если попадёт попутная моторная лодка что весьма вероятно , попросить взять на буксир. Таким образом, можно сэкономить значительное количество сил и времени, которые пригодятся далее на маршруте. После впадения реки Большая Янгыта местность повышается. Берега становятся более пологими и сухими, пригодными для проводки. Перед Коткино река делает большую петлю, протяжённостью 10 километров, в то время как по суше до посёлка отсюда всего 3 километра. Последние 5 километров этой петли отличаются достаточно интенсивным течением. Посёлок Коткино, несмотря на удалённость от внешнего мира достаточно обустроен. Здесь так же как и в Харьяге есть дизельная электростанция, котельная, школа, несколько магазинов. В домах многих жителей комфорт и удобства на уровне городских квартир. Имеется междугородняя телефонная связь, и прочие достижения цивилизации. Честно говоря, как-то непривычно видеть всё это, в такой глуши. И это действительно так, потому как все грузы сюда доставляются лишь весной по реке, и зимой по зимнику. Остальное время посёлок отрезан от внешнего мира, если не считать авиасообщения с Нарьян-Маром и Архангельском. Население здесь неизбалованно туристами и весьма гостеприимно. Мы были даже несколько удивлены, когда нас совершенно незнакомые люди пригласили в гости и предложили переночевать. Несмотря на то, что почти у каждого жителя имеется лодка с хорошим импортным мотором, найти транспорт для заброски вверх по Суле нереально. Дело в том, что выше впадения Соймы, Сула для моторок летом непроходима. Причина тому — обширные песчаные мели, намытые рекой на всем её протяжении. Они то и составляют основную сложность при подъеме вверх. Течение в таких местах достаточно интенсивное, и подниматься на вёслах здесь удаётся с трудом. При попытке выйти из лодки в воду для проводки, ноги едва ли не по колено проваливаются в этот зыбучий песок. Тем не мене почти до впадения Большой Пулы можно вполне идти пешком по берегу. Этот участок характеризуется умеренным равномерным течением, пологими сухими берегами с песчаными косами. В 11 километрах от Коткино на левом берегу большая добротная изба - первая и последняя на Суле. Надо отметить, что выше впадения Соймы вода в Суле весьма чистая. Она хоть и имеет желтоватый оттенок, но уже нет той грязи и примеси глины, что ниже. Выше впадения Большой Пулы характер реки меняется. Теперь она большую часть течёт в высоких берегах, заросших травой и кустарником фото-6 , где не только невозможно провести лодку, но местами даже выйти на берег, потому как есть участки, где по обоим берегам по нескольку километров тянется свисающая в воду плотная стена ивняка фото-6В. По этой причине, на перекатах и быстринах приходится выходить из лодки прямо в воду, что не всегда возможно, потому как большая глубина и местами вязкое дно препятствуют этому. Единственным выходом остаётся — проходить эти участки на вёслах, за неимением других вариантов. В реале, здесь приходится бороться не только с течением, но и встречным ветром, что и было в нашей ситуации. Течение неоднородно - есть достаточно протяжённые плёсы с почти стоячей водой, где подъем на вёслах не составляет труда. Однако имеющиеся многочисленные участки быстрого течения, и полное отсутствия бечевника, довольно ощутимо тормозят движение и отнимают силы. Протяжённость их составляет от 200-300 метров до 2-3 километров. При этом даже движение под берегом не спасает здесь от встречной струи. Тем не менее, участок от Коткино до Щучьей, протяженностью 95 километров, был пройден за 4 дня. Несмотря на то, что Сула течёт в зоне лесотундры, лес в её долине весьма дремучий, представляющий собой полосу пойменного леса, состоящего в основном из ели с примесью берёзы, сильно засорен буреломом и имеет густой подлесок. По этой причине, в поисках мест для стоянок иной раз приходится неоднократно выходить на берег. Практически на каждой песчаной косе, которых здесь не так много, всегда опечатки лап медведей. Есть и лосинные следы, которых не меньше, чем медвежьих. Вообще, создаётся впечатление, что углубившись в лес можно запросто столкнуться нос к носу с хозяином тайги. Однажды причалив к берегу в поисках места ночлега, мы сразу наткнулись на свежее место лёжки зверя хорошо, что не с ним. Правда, самих медведей мы видели всего один раз, да и то на приличном расстоянии — более 100 метров. То была медведица с медвежатами, которые сразу же припустила бежать и скрылись в тайге. На подходе к первым отрогам Тимана это 72 километр от Коткино Сула делает большую петлю. Участок реки, где она на протяжении 6 километров течёт с севера на юг — наиболее сложный для преодоления фото-7 , потому как здесь присутствует довольно интенсивное течение, а берега всё ещё неудобны для проводки. Далее по реке лес отступает от берегов, они становятся пологими и вполне пригодными для проводки фото-8. Отсюда появляются четко выраженные перекаты с галечным дном, и начинает ловиться хариус. Правда, нередко вместо хариуса на блесну попадается солидных размеров щука фото-9 , которая вслед за ним выходит на перекат. Надо отметить — поимка таких экземпляров здесь обычное явление. За 12 километров до впадения реки Щучьей, появляются первые обнажения в коренных берегах фото-10. Подъем на вёслах отсюда становится невозможным из-за мощных перекатов. Почти всё это расстояние приходится проводить. На этом участке два острова, которые проходятся правыми по движению протоками. Особенно мощные перекаты в протоке второго большого острова. Они больше напоминают порог, чем перекат. Здесь проходит граница Тиманского кряжа, и река вскрывает первые его пласты, представляющие собой метаморфические песчаники. Края их довольно острые и надо быть осторожным, чтобы не порезать лодку. Проводка осложняется большой глубиной под берегом и стремительным течением. Сразу за островом широкий разлив — плёс с почти полным отсутствием течения. Щучья впадает в средней его части, в 500 метрах выше острова. Место на редкость живописное. Пропилив массив древних песчаников, река течёт здесь по скалистому ложу, представляющему собой монолит, и вливается в Сулу фото-11. На стрелке слияния прекрасный берёзовый лес, напоминающий парк фото-13.

Разделяет Двинско-Печорский бассейн на две части. В Тиманском кряже выделяют северную, среднюю и южную части. Северная часть ограничена долиной реки Пижма Мезенская, состоит из невысоких гряд Косминский Камень, Тиманский Камень и других, высота достигает 303 м. Северная часть расположена в пределах тундры и лесотундры.

Вы точно человек?

Координаты Тиманского кряжа на карте: примерно 62° северной широты и 58° восточной долготы. В окружении сопок Тиманского кряжа много лет назад в долине вырос город. Wikimapia Карта, создаваемая вами! Скальные выходы Тиманского кряжа. Побережье Баренцева моря, Чешская губа на карте в альбоме. На географической карте России Тиманский кряж обозначается цепочкой горных хребтов в северных регионах.

Отчёты о походах

Где на карте находится Тиманский кряж: географическое расположение и описание Отчет о результатах работ по массовым поискам месторождений урана Ухтинской ГРЭ за 1982 год (Тиманский кряж, Мезенско-Вычегодская и Печорская синеклизы).
Через Тиманский кряж — Спутник туриста Здесь проходит граница Тиманского кряжа, и река вскрывает первые его пласты, представляющие собой метаморфические песчаники.
Где находится тиманский кряж: подробная карта и координаты Белая Кедва берет начало на восточном склоне Тиманского кряжа, отличается очень прозрачной водой, красивыми скалистыми берегами, каменистым руслом, обилием перекатов и большой скоростью течения.
Тиманский кряж на карте россии О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Тиманский кряж — Википедия с видео // WIKI 2 Тиманский кряж – это невысокий хребет со сглаженными вершинами, он тянется от побережья Баренцева моря (Чешская губа) до истоков реки Вычегда.

Тиманский кряж на карте россии - фото сборник

В высоту горы Тиманского кряжа поднимаются до 600 метров. Горные реки и великие реки Инты, Вычегды, Миряты протекают через этот регион, образуя живописные долины. Тиманский кряж является ценным и уникальным природным объектом, который привлекает внимание ученых и туристов. Он известен своей неповторимой природой, разнообразием растений и животных, а также уникальными геологическими образованиями.

Рельеф Тиманского кряжа Высоты Тиманского кряжа сравнительно невелики — обычно они не превышают 500 метров. Многочисленные ручьи и реки разрезают его горные склоны, представляя прекрасные виды и пейзажи. В основном рельеф Тиманского кряжа характеризуется мягкими склонами и пологими хребтами, что делает его прекрасным для пеших прогулок и туристических походов.

Здесь можно встретить множество редких растений и животных, защищенных государством. Тиманский кряж также известен своими пещерами и подземными водами, что привлекает исследователей и спелеологов со всего мира. Вода в реках и ручьях Тиманского кряжа чистая и прозрачная, что создает благоприятные условия для развития рыбы и другой водной фауны.

В целом, рельеф Тиманского кряжа является уникальным и захватывающим природным объектом, притягивающим любителей активного отдыха и природных достопримечательностей. Природные объекты Тиманского кряжа Одним из наиболее впечатляющих природных объектов Тиманского кряжа является Большой Земельный государственный заповедник. Он был создан для сохранения и изучения уникальной природы этого региона.

Здесь обитает большое количество редких и исчезающих видов животных, таких как белый медведь, сибирский тигр и пургун. Еще одной достопримечательностью Тиманского кряжа является Ухтомская тектоническая трещина, которая простирается на десятки километров.

Для каждого из комплексов приведены данные о тектоническом и геологическом положении и строении, возрасте и вещественном составе. Проведена формационная типизация комплексов, разработаны их петрогенетические модели, установлена металлогеническая специализация, дана оценка рудоносности. Выявлены вертикальные и латеральные ряды магматических комплексов, прослежена эволюция байкальского магматизма. Определены соотношения магматизма с тектоно-метаморфическими, гидротермально-метасоматическими и рудообразующими процессами.

Один из важных элементов ландшафта Тиманского кряжа — это массивные и крутые холмы, которые создают впечатление огромных скал и выступающих пиков. Местами кряж перерезан извилистыми реками и озерами, придавая ему дополнительную живописность. Рельеф кряжа характеризуется гораздо более разнообразными формами, чем в соседних районах. Климат на Тиманском кряже суровый — зимы длинные и холодные, лето недолгое и прохладное. Жесткий климат обусловлен главным образом северным морским ветром — борой — и холодными арктическими морскими течениями.

Растительный мир Тиманского кряжа представлен заповедными и девственными лесами, густо заросшими кустарником и лишайниками. Здесь обитают такие характерные для тайги животные, как медведь, лось, рысь, лиса, белка и другие. Также на кряже встречаются редкие виды птиц, такие как кедровка и сибирская синица. Интересные места рядом с Тиманским кряжом Помимо самого Тиманского кряжа, в окрестностях этой локации есть множество интересных мест, которые стоит посетить. Вот некоторые из них: 1.

Заплатину, который, сплавляясь отсюда на резиновых лодках до Коткино в 1980 году , снял фильм "Сула — река тундры". Водопад обносится по правому берегу. Сразу же за ним следует протяжённый, около 2 километров, Агатовый порог. Это один из самых сложных участков проводки на Суле, где так же имеют место массивные выходы базальтов. Проходы в базальтовых плитах здесь довольно узкие, и течение ощутимо быстрое. Ситуация осложняется разбросанными в русле огромными обломками скал, и глубокими ямами между ступенями. По воде рядом с берегом не пройти — препятствуют эти самые камни, а отойти подальше мешает большая глубина.

Ко всему этому, тут имеется ещё ступень с почти водопадным сливом, высотой около метра, через которую не так просто поднять лодку — струя настолько сильная, что сбивает с ног. Берега на всём протяжении этого участка довольно высокие и сложены базальтами столбчатой структуры фото-58, фото-60. Сула здесь пересекает гряду Чайцынский камень, основу которого составляют магматические породы, и это нечто иное, как застывшая лава. Сразу после порога река поворачивает направо и следует прямой плёс протяжённостью 2 километра. В конце его, перед очередным поворотом, на высоком правом берегу орографическом стоит домик телефониста. Это связано с тем, что к реке здесь подходит телефонная линия, Нижняя Пеша — Нарьян-Мар. Линия давно уже недействующая, а домик находится в запустении, и непригодном для ночлега состоянии.

Местность здесь довольно унылая и однообразная. Вокруг всё та же заболоченная лесотундра, насквозь продуваемая ветром. Лишь вдоль реки есть узкая полоса леса, где можно достаточно уютно расположиться. Через 3 километра местность вновь меняется. Последние пять километров Сула течёт в заболоченной низине с большим количеством стариц и зарослями ивняка по берегам. Течение здесь слабое, подъем на вёслах особенностей не имеет. Перекаты достаточно мелководны и проводятся легко.

Вскоре появляется приток Нижняя Каменка, от места впадения которой, до устья Верхней Каменки остаётся всего чуть более километра по спокойному плёсу. Верхняя Каменка впадает прямо на повороте, где Сула меняя направление почти на 180, разливается широким плёсом, напоминающим небольшое озеро. Кристально чистая вода Каменки разительно отличается от Сульской, имеющей желтоватый оттенок, и напоминает воду горных рек. И это неудивительно, ведь Каменка течёт с Тиманского кряжа. Следует так же отметить — далее вверх река Сула малоинтересна, потому как уходит в болота. Верхняя Каменка После полноводной Сулы, Каменка кажется совсем ручьём. Ширина её в устье составляет всего несколько метров.

По берегам пойменный лес с высоким травостоем. Поначалу течение довольно быстрое, и приходится больше идти пешком по руслу, чем плыть. Однако очень скоро, менее чем через километр, она меняет облик. Начинаются широкие разливы с полным отсутствием течения фото-61 , где ширина реки достигает 30-35 метров. Всё это перемежается с массивными полями калужницы, перекрывающими полностью русло реки, и тянущимися на сотню и более метров фото-62. В заросшем русле довольно сложно бывает отыскать более-менее глубокое место — приходится просто тащить лодку прямо по зарослям фото-63. Лодка "Щука" относительно легко скользит по этим листьям, подминая их под себя, несмотря на почти полное отсутствие воды.

И всё же попадаются места, где невозможно пройти иным способом, как перетащить лодку, приподняв на руках, или разгрузив её. Вместе с тем, в зарослях попадаться ямы их видно по окнам открытой воды где глубина может достигать более метра. Тут и там, здесь периодически колышутся стебли водных растений от удирающих на глубину потревоженных хариусов, что говорит об изобилие рыбы. Такой характер реки сохраняется на первых 10 километрах от устья. Сплошные заросли чередуются просторными плёсами с интервалами 150-300 метров. Контрасты впечатляют, когда идя на вёслах по широкой и глубокой реке, неожиданно упираешься в тупик. Ещё надо отметить, что русло реки здесь очень сильно петляет.

На первых девяти километрах подъема, фактическое перемещение составляет всего два километра. По мере продвижения вверх берега становятся лучше. Теперь это берёзовый лес с примесью ели, и островками ивняка. С местами для стоянок проблем нет. Сухую, ровную полянку с дровами и удобным подходом к воде здесь всегда можно найти. Лес довольно уютный и представляет хорошую защиту от ветра. Ближе к восьмому километру подъема по реке, местность повышается.

Лес начинает отступать от берега и редеет, уступая место ровным тундровым пространствам. Перекаты становятся более стремительными, и в полях калужницы уже прослеживаются открытые проходы с чистыми струями воды, по которым можно провести лодку. Русло становится чище, хотя участков, где можно плыть - всё меньше. Встречаются следы давнишнего пребывания геологов — бочки из под топлива. В одном месте, на высоком, подмытом рекой обрыве увидели остатки какого то, очень старого, почерневшего от времени сруба. Он буквально висел над обрывом. Кто тут жил, отшельник или охотник-промысловик, непонятно.

Этого объекта даже нет на карте, хотя карта у нас довольно старая. После десятого километра, долина реки постепенно меняет генеральное направление с северного на западное. Русло представляет здесь галечное ложе, по которому легко и удобно идти. Такая же полоса галечника тянется вдоль берега, а ровное дно способствует проводке. Вокруг сухая тундра, с редкими островками леса поодаль. С топливом для костра проблем нет — вдоль реки попадается всё тот же ивняк. К западу отсюда видна массивная стена леса.

Это начало первых отрогов Тиманского кряжа, через которые прорывается Каменка, образуя каньоны. На подступах к нему русло мелеет, разветвляется на несколько проток. Струи здесь хоть и очень узкие, но вполне полноводные, и позволяют пока продвигаться без проблем, правда попалось здесь пара мест, где вода струилась тонким слоем по мелкой гальке, и пришлось прокапывать русло. В том месте, где река входит в лес появляются первые скальные обнажения. Русло здесь беспорядочно завалено валунами и обломками скал. Последние с довольно острыми краями, и периодически приходится убирать их, расчищая путь для проводки лодки. Отсюда начинается первый из опасных участков, где можно порезать лодку далее количество подобных препятствий увеличивается.

Это последнее место, где к берегу реки подступает густой еловый лес, и нет проблем с дровами фото-64. Далее, вторая полоса леса, в районе каньона, состоит преимущественно из берёзы, костёр из которой гораздо хуже. Последующие четыре километра до каньона, река течёт по открытой тундре. Течение относительно спокойное, но малая глубина не позволяет здесь идти на вёслах. Берега — крупный галечник. Дно достаточно ровное и удобное для проводки. Поэтому прохождение этого участка особенностей не имеет, если не считать хорошую рыбалку.

Вообще-то, это относится ко всей Каменке — от низовья, до самых истоков. В любом месте, стоит только лишь сделать пару забросов спиннингом, как тут же на блесну цепляется красавец хариус. А то и вообще — выскочив из прибрежных зарослей лопушника калужницы на блесну подсаживается щука, которую потом приходится освобождать от неё что непросто , и отпускать. Потому как при таком изобилии хариуса, гастрономической ценности она не представляет. Что интересно, всё это изобилие в речке, где глубина не более 30 сантиметров, и дно насквозь просматривается, на всю ширину русла. Во время проводки лодки постоянно вспугиваешь крупных хариусов, которых хорошо видно по бурунам на воде, и ярким спинным плавникам. Фактически хариуса здесь просто валом, потому как заготовка его в таких труднодоступных местах теряет всякий смысл.

Да и ловля, больше похожая на поход за рыбой в магазин, довольно монотонна и быстро надоедает. На 22 километре от устья начинается наиболее сложный, каньонный участок Каменки. Река здесь вскрывает базальты, представляющие собой древние лавовые потоки. Высокие до 25 метров скалы подступают к реке с обеих сторон. Во многих местах дно реки представляет здесь сплошной монолит, своего рода, каменную плиту фото-65 , а в узких, скальный жёлоб. Спускаясь к реке эти выходы базальтов, образуют интересные обнажения фото-67, фото-68 , а в месте пересечения их руслом реки — ступени фото-69. Неожиданным открытием для нас, в этом каньоне явились обширные разливы на поворотах русла, под скалами, напоминающие небольшие озерца.

Так и осталось загадкой, каким образом небольшой ручей смог промыть под скалой огромную яму, глубиной в несколько метров, где в прозрачной воде не видно даже дна. Далее, такие глубокие омуты встречаются почти на всём протяжении Каменки, но наиболее внушительный из них - самый нижний, находящийся сразу после входа в каньон фото-66. Выше за ним русло перегораживает базальтовая плита, образуя ступень около метра высотой. Вода стекает по наклонной поверхности, с далеко не ровными краями, образуя небольшой слив. Вокруг разбросаны, торчащие из воды, большие обломки скал и валуны. Лес по берегам — преимущественно низкорослая берёза, с примесью ели. Во многих местах к берегу участками подступает тундра.

Тем не менее, на каньонном участке реки довольно уютно — в берёзовом лесу всегда можно найти удобную, защищенную от ветра полянку для привала. Протяженность этого, первого каньона не более 2-х километров. На всём его протяжении проводка сопряжена с трудностями такого характера, как малая глубина и опасность порезать оболочку лодки об острые обломки базальтов, которых полно в русле. Надо отметить, базальты выходят в русло не на всём протяжении, и в месте, где их замещают осадочные породы, дно устилают обломки песчаников, с такими же острыми краями. Без расчистки русла здесь подчас не обойтись. Серьёзную проблему проводке создают выходы базальтов в русле. Подъем лодки через эти ступени так же сопряжен с определенными трудностями.

Базальты спускаются к реке в нескольких местах, образуя интересные обнажения, высотой 10-20 метров. Наиболее живописное из них - на выходе из каньона, где хорошо видно столбчатую отдельность фото-71. Далее около километра препятствий на реке для проводки нет, она здесь течёт по открытой тундре в северо-западном направлении. В конце этого участка, перед очередным поворотом русла, новое препятствие — река разбивается на протоки, растекаясь по мелководью, и теряется в обширных зарослях калужницы, исчезая за поворотом. Найти какой либо приемлемый вариант проводки, у нас не увенчались успехом. Пришлось нести лодку на руках, чтобы преодолеть пару десятков метров зарослей, ибо там так было всё усеяно камнями, что неминуемо порвали бы лодку. Далее, где уже появилось немного воды, удалось провести.

Что характерно, с этого места подобные заросли стали чередоваться с завидной регулярностью — почти на каждом мелком перекате. Правда, многие из них удаётся провести, так как всегда находится более-менее глубокая струя. Единственная сложность — на подступах приходится преодолевать скопление камней. Последние 2 километра до слияния с Песчаной, Каменка вновь течёт в скалах. Характер реки здесь ступенчатый — глубокие омуты под скалами фото-72 чередуются с мелководными заросшими перекатами. Путь проводки в этих обширных полях калужницы практически не прослеживается, и приходится потаскивать лодку напрямую, что небезопасно, потому как в зарослях по-прежнему полно камней. Далее вновь начинается каньон.

Двадцати метровые отвесные скалы подступают к реке с обеих сторон. Перед самым устьем Песчаной берега раздвигаются, образуя округлой формы замкнутую котловину, которую со всех сторон окружают высокие склоны, поросшие лесом. С левого берега к реке примыкает обширная поляна — идеальное место для стоянки, потому как здесь очень красиво, уютно и защищено от ветра. Широко разлившись, река образовала тут небольшое озеро. Выше по разливу видно как реку сжимают скалы, образуя ворота фото-73. Сразу же за ними каньон заканчивается и взору открывается устье Песчаной. На стрелке слияния обширная галечниковая отмель, плавно переходящая далее в возвышение, заросшее берёзовым лесом.

Противоположный берег Песчаной представляет собой скальную стенку фото-74. Берег же Каменки наоборот — пологий, с раскинувшимися вокруг обширными тундровыми пространствами. Выше впадения Песчаной, Каменка представляет собой узкий, мелководный ручей и для проводки лодок непригодна фото-75. Почти чудом удалось подняться по ней ещё на два с половиной километра, но какие это были километры! Мест, где можно провести лодку на плаву, почти не было, пришлось в прямом смысле волочить её по камням, буквально на руках протаскивать по безводному руслу, где вода едва струится среди камней. Предыдущие два дня по сравнению с этим показался лёгкой разминкой. Не удивительно, что за полдня удалось пройти всего лишь чуть более двух километров.

Одним словом, забегая вперёд можно сказать — планируемого места волока по воде достичь не удалось. Ввиду маловодности реки оно оказалось недосягаемым. Перед очередным подобным препятствием в последнем верхнем каньоне фото-77 , было решено прекратить подъем по реке. Таким образом, волок пришлось начать на 5 километров раньше от запланированного места, и составил он общей протяженностью 17 километров. Верхний каньон Каменки наиболее живописен, состоит целиком из базальтов, и имеет протяженность пять километров. Начинаясь в двух километрах выше впадения Песчаной, он продолжается вверх по течению реки вплоть до следующего притока, по которому идёт волок на Волонгу, до устья которого планировалось подняться на лодке. На карте этот ручей без наименования, но со слов местных жителей мы узнали, что называют они его Ванька-Шор.

Текущая по тундре Каменка, сразу же после слияния с ним резко опускается в каньон, представляющий собой разлом, с плоским, замытым осадочными породами дном фото-79 , и отвесными стенами базальтов по бортам, на которых так же отчётливо прослеживается столбчатая отдельность фото-78. Красив спуск Каменки в каньон, где она течёт по мощным горизонтально лежащим скальным блокам, образуя несколько водопадных ступеней. Первые полтора километра каньона от верховьев пустынны. Далее на всём его протяжении, на дне растёт лес. В основном это берёза и ивняк, но встречаются и островки елей. Попалась даже сосна, единичным экземпляром. Каким ветром её сюда занесло — загадка.

Учитывая, что сосна на Северном Тимане не произрастает вовсе, то данный случай уникален. На дне каньона довольно живописно и уютно. Сухие прибрежные террасы весьма удобны для стоянок, а лес предоставляет дрова для костра и защиту от ветра. В том, что здесь свой микроклимат почувствовалось сразу - стоило лишь выйти наверх, в тундру, как холодный ветер дал о себе знать. Идти здесь хорошо, потому как по дну каньона проходит хорошо набитая оленья тропа. За оставшиеся пол дня, удалось в две ходки перенести весь груз к началу основного 12 километрового волока. Вывод: Стоило ли корячится, если можно было сразу начать волок от устья Песчаной.

Волок Место для стоянки в устье ручья Ванька-Шор далеко не лучшее, потому как открыто всем ветрам и здесь совершенно нет дров. Гораздо лучше встать в километре вверх по ручью. Он течёт в понижении относительно окружающей тундры и в его пойме, среди зарослей ивняка, есть довольно уютные полянки, где можно обеспечить хорошую защиту от ветра. Единственный плюс выбора стоянки в устье, это то, что здесь ловится рыба — как всегда, это довольно крупный хариус. Видимо, водопадные сливы высотой более полуметра, для него не преграда. Ко всему, тут обнаружились следы базового лагеря геологов. От местных удалось узнать, что геологи последний раз были здесь в 80-х годах - занимались сбором агатов.

Путь на водораздел идёт долиной ручья, по хорошо набитым оленьим тропам. Заблудится здесь попросту невозможно. Тундра вдоль ручья на всём протяжении ровная и сухая, поэтому идти здесь одно удовольствие. Этот факт не должен создавать иллюзии, что здешняя тундра так же легко проходима во всех направлениях. При попытке проложить по ней путь напрямую, путник столкнётся здесь с серьёзным препятствием — массивными пространствами сплошных зарослей карликовой берёзы. Тропа идёт непосредственно по берегу ручья, но есть и на некотором отдалении от него. По последней идти удобней, она более сухая.

Лишь изредка встречаются понижения, представляющие собой сырые распадки в местах впадения небольших ручьев. По мере приближения к верховьям в районе отметки 216. Отсюда, чтобы не угодить в болото, надо взять направление на пологий холм, с двумя слабо выраженными вершинами. Направление тропы как раз совпадает с направлением на него. Правда, она здесь с трудом различима. Перейдя ещё раз уже в самых истоках ручей, тропа начинает взбираться на холм. Тундра здесь поросла редкими плешинами карликовой берёзы и вполне проходима.

Путь здесь пересекается со старой, неизвестно куда идущей, вездеходной колеёй. Двигаясь по этой возвышенности, слева по ходу оставляют находящееся в болоте озеро, и постепенно спускаются в долину ручья Нижний Масляный — притока Волонги. Отсюда уже виден чётко различимый ориентир — сужение долины ручья, напоминающее ворота. Озеро с отметкой 232. Оно окружено топким болотом, а ручей начинается из под земли значительно ниже в 500 метрах от него. На спуске следуют редкие заросли ивняка, где путь пересекается с нартовой дорогой, которая далее следует вдоль Масляного и выводит непосредственно к Волонге. Чтобы подойти к реке, надо найти тропу через сплошные заросли ивняка, который тянется здесь полосой на некотором удалении от реки.

Тропа выходит на высокий берег. На противоположном, низком берегу, среди полянок защищенных от ветра стеной ивняка есть удобные места для стоянки. Река Волонга Эта река по-своему интересная и не похожая ни на одну из рек Тимана. Начинаясь в центральной части Тиманского кряжа, при своей небольшой протяженности она имеет довольно высокое падение, и является лососёвой нерестовой рекой. Собственно её можно разделить на два участка. Верхний — от истоков до устья Кумушки, и нижний — от впадения Кумушки, до устья. Верхняя Волонга течёт с юго-востока на северо-запад, по границе Косминского камня с Тиманским, как бы разделяя их.

Нижняя — имеет широтное направление, режет Косминский камень и впадает в Чешскую губу Баренцева моря. В верховьях где мы начали сплав течение относительно спокойное. Вдоль реки холмистая тундра с редкими островками ивняка. Река довольно часто, широко растекается многочисленными струями среди гальки, образуя множество мелких перекатов, Дно ровное и проводка через эти места сложностей не представляет. Изредка к реке подступают высокие, обрывистые берега фото-80. Через шесть километров, после впадения ручья Ящик-Шор, Волонга резко меняет направление, поворачивая на Север, берега повышаются и через два километра река входит в каньон фото-81. Верхний каньон Волонги, протяженностью чуть более километра, имеет ощутимое падение, требующее тщательной проводки во многих местах.

Узкое русло на входе в каньон представляет полу водопадный слив почти метровой высоты, загроможденный большими обломками скал. Большая глубина под сливом и скользкие, мокрые скалы делают небезопасным преодоление этого места. Далее следует заваленное обломками скал узкое русло с интенсивной струёй. Вновь появляются заросли калужницы. Но здесь в отличии от Каменки на заросших участках русла, в центре всегда есть струя чистой воды. Несмотря на то, что с обоих берегов тут скалы, вдоль кромки воды вполне реально пройти. Спустя километр на выходе из каньона следует наиболее сложный участок проводки — сплошные сады камней, напоминающие больше булыжную мостовую, чем русло реки фото-82.

Вся поверхность реки, усеянная ими, похожа каменное поле, где вода едва струится среди булыжников. Благо, на этом участке они не острые, и по сглаженным верхушкам валунов реально протаскивать лодку. Протяженность данного участка составляет почти два километра. Отсюда характер местности начинает меняться — голая тундра сменяется лесотундрой, представляющей собой массивы низкорослой кривой берёзы с зарослями можжевельника. Местами виднеются островки елей. В тундровой зоне очень много оленей. В основном это стада вольно-пасущихся домашних оленей.

Мы столкнулись с ними два раза. Первый раз ночью, на первой стоянке после волока. Второй — сразу после каньона. Далее характер реки становится более-менее пригодным для сплава, с периодической проводкой незначительных препятствий.

Через Тиманский кряж

Кейзерлинг первым назвал кряж Тиманским, предположив, что это не ответвление Урала, а самостоятельное горное сооружение. Заезд на Базу отдыха «Тиманский Кряж» возможен после 12:00, а выезд необходимо осуществить до 12:00. ТИМАНСКИЙ КРЯЖ — возвышенность на СВ Рус. равнины. Тиманский кряж карте россии победа эта не принесла вражеских строк. Скопировать библиографическую ссылку: ТИМАНСКИЙ КРЯЖ, возвышенность в России, в Архангельской обл. и Республике Коми.

Через Тиманский кряж

Тиманский кряж представляет собой крупную положительную мор-фоструктуру, вытянутую в Субмеридиональном направлении почти на 1000, км и. Тиманский кряж, база: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать. Тиманский кряж карте россии победа эта не принесла вражеских строк. Этот каменный кряж тянется параллельно Приполярному и Полярному Уралу, западнее его, по территории Республики Коми и северу Архангельской области.

Каменный город и арктические пионы

Какой общий номерной фонд у Базы отдыха «Тиманский Кряж»? На Базе отдыха «Тиманский Кряж» 0 номеров. Чем заняться на территории «Тиманский Кряж» в свободное время? Гости могут воспользоваться перечисленными услугами из списка ниже. За услуги может взиматься дополнительная оплата.

Характеристики Протяжённость Тиманского кряжа составляет около 950 км, средняя высота колеблется в районе 300 метров. Делится равнина на три части, обладающие своими особенностями. Северная часть состоит из невысоких гряд и холмов, высота здесь достигает 303 метров.

Поэтому, лучше всё-таки воспользоваться самолетом из Нарьян-Мара — получается существенная экономия времени. Учитывая, длительность и сложность заброски-выброски, а так же довольно высокую техническую сложность маршрута, и его протяжённость, минимальное количество времени необходимое для прохождения линейного варианта должна быть не менее 18-20 дней, а кольцевого — 30 дней. Учитывая чрезвычайную извилистость Сулы в низовье, подъем на вёслах непосредственно от её устья нерационален. Единственный логически-правильный вариант — заброска наземным транспортом до урочища Гусенцы, через Харьягу. В Ёрмице, как и в Харьяге, реально найти автомашину. Таким образом, срезаются наиболее извилистые низовья реки. Ёрмицу с Харьягой связывает дорога. Переправа автотранспорта осуществляется на понтоне, который перемещается по натянутому через реку тросу с помощью приспособления, приводимого в действие физической силой. Посёлок Харьяга относительно большой. Есть котельная, дизельная электростанция, магазины, почта, телефонная связь с внешним миром. В общем, все блага цивилизации, чего не скажешь о Ёрмице, представляющей собой вымирающую деревню. От Харьяги до Гусенцов 18 километров по хорошей грунтовке фото-1 , идущей через красивейший сосновый бор беломошник фото-2. В Гусенцах имеется два дома один из них перевалочный пункт Коткинского рыболовецкого колхоза , но оба они закрыты на замок. Поэтому на ночлег в них рассчитывать не стоит. Сула здесь широкая около 80 метров река с мутноватой водой и слабым течением. Подъем на вёслах сложностей здесь не представляет. Мест для удобного причаливания достаточно мало — высокие до 5 метров , поросшие травой берега довольно круто спускаются к воде. Почти на всём протяжении до Коткино, тянется достаточно монотонный и унылый пейзаж - заросли ивняка вперемешку с редким елово-берёзовым лесом. Местами вдоль берега обнажаются намытые рекой песчаные косы фото-5. Имеются так же перекаты. Представляющие собой участки с несколько интенсивным течением и малой глубиной. Всё это можно пройти на вёслах, не выходя из лодки. Расстояние от Гусенцов до Коткино, составляющее 50 километров, реально пройти за два дня. Можно, если попадёт попутная моторная лодка что весьма вероятно , попросить взять на буксир. Таким образом, можно сэкономить значительное количество сил и времени, которые пригодятся далее на маршруте. После впадения реки Большая Янгыта местность повышается. Берега становятся более пологими и сухими, пригодными для проводки. Перед Коткино река делает большую петлю, протяжённостью 10 километров, в то время как по суше до посёлка отсюда всего 3 километра. Последние 5 километров этой петли отличаются достаточно интенсивным течением. Посёлок Коткино, несмотря на удалённость от внешнего мира достаточно обустроен. Здесь так же как и в Харьяге есть дизельная электростанция, котельная, школа, несколько магазинов. В домах многих жителей комфорт и удобства на уровне городских квартир. Имеется междугородняя телефонная связь, и прочие достижения цивилизации. Честно говоря, как-то непривычно видеть всё это, в такой глуши. И это действительно так, потому как все грузы сюда доставляются лишь весной по реке, и зимой по зимнику. Остальное время посёлок отрезан от внешнего мира, если не считать авиасообщения с Нарьян-Маром и Архангельском. Население здесь неизбалованно туристами и весьма гостеприимно. Мы были даже несколько удивлены, когда нас совершенно незнакомые люди пригласили в гости и предложили переночевать. Несмотря на то, что почти у каждого жителя имеется лодка с хорошим импортным мотором, найти транспорт для заброски вверх по Суле нереально. Дело в том, что выше впадения Соймы, Сула для моторок летом непроходима. Причина тому — обширные песчаные мели, намытые рекой на всем её протяжении. Они то и составляют основную сложность при подъеме вверх. Течение в таких местах достаточно интенсивное, и подниматься на вёслах здесь удаётся с трудом. При попытке выйти из лодки в воду для проводки, ноги едва ли не по колено проваливаются в этот зыбучий песок. Тем не мене почти до впадения Большой Пулы можно вполне идти пешком по берегу. Этот участок характеризуется умеренным равномерным течением, пологими сухими берегами с песчаными косами. В 11 километрах от Коткино на левом берегу большая добротная изба - первая и последняя на Суле. Надо отметить, что выше впадения Соймы вода в Суле весьма чистая. Она хоть и имеет желтоватый оттенок, но уже нет той грязи и примеси глины, что ниже. Выше впадения Большой Пулы характер реки меняется. Теперь она большую часть течёт в высоких берегах, заросших травой и кустарником фото-6 , где не только невозможно провести лодку, но местами даже выйти на берег, потому как есть участки, где по обоим берегам по нескольку километров тянется свисающая в воду плотная стена ивняка фото-6В. По этой причине, на перекатах и быстринах приходится выходить из лодки прямо в воду, что не всегда возможно, потому как большая глубина и местами вязкое дно препятствуют этому. Единственным выходом остаётся — проходить эти участки на вёслах, за неимением других вариантов. В реале, здесь приходится бороться не только с течением, но и встречным ветром, что и было в нашей ситуации. Течение неоднородно - есть достаточно протяжённые плёсы с почти стоячей водой, где подъем на вёслах не составляет труда. Однако имеющиеся многочисленные участки быстрого течения, и полное отсутствия бечевника, довольно ощутимо тормозят движение и отнимают силы. Протяжённость их составляет от 200-300 метров до 2-3 километров. При этом даже движение под берегом не спасает здесь от встречной струи. Тем не менее, участок от Коткино до Щучьей, протяженностью 95 километров, был пройден за 4 дня. Несмотря на то, что Сула течёт в зоне лесотундры, лес в её долине весьма дремучий, представляющий собой полосу пойменного леса, состоящего в основном из ели с примесью берёзы, сильно засорен буреломом и имеет густой подлесок. По этой причине, в поисках мест для стоянок иной раз приходится неоднократно выходить на берег. Практически на каждой песчаной косе, которых здесь не так много, всегда опечатки лап медведей. Есть и лосинные следы, которых не меньше, чем медвежьих. Вообще, создаётся впечатление, что углубившись в лес можно запросто столкнуться нос к носу с хозяином тайги. Однажды причалив к берегу в поисках места ночлега, мы сразу наткнулись на свежее место лёжки зверя хорошо, что не с ним. Правда, самих медведей мы видели всего один раз, да и то на приличном расстоянии — более 100 метров. То была медведица с медвежатами, которые сразу же припустила бежать и скрылись в тайге. На подходе к первым отрогам Тимана это 72 километр от Коткино Сула делает большую петлю. Участок реки, где она на протяжении 6 километров течёт с севера на юг — наиболее сложный для преодоления фото-7 , потому как здесь присутствует довольно интенсивное течение, а берега всё ещё неудобны для проводки. Далее по реке лес отступает от берегов, они становятся пологими и вполне пригодными для проводки фото-8. Отсюда появляются четко выраженные перекаты с галечным дном, и начинает ловиться хариус. Правда, нередко вместо хариуса на блесну попадается солидных размеров щука фото-9 , которая вслед за ним выходит на перекат. Надо отметить — поимка таких экземпляров здесь обычное явление. За 12 километров до впадения реки Щучьей, появляются первые обнажения в коренных берегах фото-10. Подъем на вёслах отсюда становится невозможным из-за мощных перекатов. Почти всё это расстояние приходится проводить. На этом участке два острова, которые проходятся правыми по движению протоками. Особенно мощные перекаты в протоке второго большого острова. Они больше напоминают порог, чем перекат. Здесь проходит граница Тиманского кряжа, и река вскрывает первые его пласты, представляющие собой метаморфические песчаники. Края их довольно острые и надо быть осторожным, чтобы не порезать лодку. Проводка осложняется большой глубиной под берегом и стремительным течением. Сразу за островом широкий разлив — плёс с почти полным отсутствием течения. Щучья впадает в средней его части, в 500 метрах выше острова. Место на редкость живописное. Пропилив массив древних песчаников, река течёт здесь по скалистому ложу, представляющему собой монолит, и вливается в Сулу фото-11. На стрелке слияния прекрасный берёзовый лес, напоминающий парк фото-13. Оригинально выглядят пласты песчаников в береговых обрывах, похожие внешне на кирпичную кладку фото-12. Такой вид им придаёт слоистая структура. Своеобразно выглядит так же русло Сулы, которое выше впадения Щучьей, представляет собой скальный жёлоб с отвесными стенами в каменном монолите фото-15. Здесь рекомендуется встать на дневку, и посетить водопад на реке Щучьей, находящийся в двух километрах отсюда. Почти на всём протяжении до водопада, Щучья течёт в скалистых берегах фото-18 , и местами в каньоне фото-19. Водопад представляет довольно интересное зрелище — широкая до 30 метров река собирается в узкий поток и проваливается в щель, чуть более метра шириной, которую легко перепрыгнуть фото-23. Ниже водопада она пропилила глубокий жёлоб с нависающими карнизом стенами фото-24 фото-25 , образовав глубокий омут в отвесных скалах фото-20, фото-22 , где скапливается рыба, и, как правило, всегда отличная рыбалка. Особенно много крупной щуки, чем река, собственно, оправдывает свое название. В километре выше впадения реки Щучьей, живописное устье Малой Янгыты фото-33. Далее, Сула на протяжении последующих 15 километров течёт в живописном каньоне фото-28 , буквально нашпигованном мощными перекатами и небольшими порогами фото-26, фото-35. Тем не менее, и здесь есть участки, где можно пройти на вёслах. Правда, их немного. В основном приходится идти на бечеве фото-27. Падение реки относительно большое — приблизительно один метр на километр. По берегам попеременно отвесные скалы, которые тянутся на всём протяжении каньона фото-29. По этой причине, удобных для стоянок мест весьма много фото-45, Фото-47. Берёзовые леса образуют красивые парковые рощицы фото-36 , и как никогда уютны для стоянки, а отвесные скалы противоположного берега фото-37 защищают от ветра, и придают особенное очарование этой местности. Скалы довольно разнообразные, весьма высокие до 40 метров падают в реку многометровыми отвесами фото-38. Большая их часть нависает над водой внушительными карнизами фото-39 , до полутора метров и более, под которыми можно укрыться от дождя, как под навесом фото-42. Правда, не следует этого делать — скалы разрушаются, и неизвестно когда произойдёт очередной обвал. Многотонные глыбы, свидетели этого, тут и там лежат в русле реки и у берега фото-52. Всё это представляет на редкость красивое и завораживающее зрелище. Берег усеян крупными обломками породы, результатом разрушения скал, по которым нелегко идти. Такой же обломочной массой усыпано дно реки фото-31. По этой причине, несмотря на малую осадку "Щуки", для проводки приходится выбирать более глубокие места. Благо, характер реки позволяет это делать без труда, за исключением некоторых сложных участков, где большая глубина с нагромождением крупных глыб у берега не позволяют провести лодку. В таких местах действительно приходится потрудиться. В некоторых случаях если несильное течение удаётся проскочить такие места на вёслах, с разгону. Структура пластов твёрдых песчаников, которые здесь режет Сула, довольно сложна, и представляет наслоение пород различной твёрдости. В итоге они неоднородно размываются рекой, образуя порой своеобразные полки и ступени фото-30, фото-49. В донной, обломочной массе множество скелетов и раковин ископаемых моллюсков фото-32. В некоторых местах скальные стены испещрены полостями, стенки которых выложены изнутри кристаллами кварца фото-53. Этот участок Сулы является наиболее красивым на всём её протяжении фото-54 , где огромная скала нависает над рекой массивным карнизом фото-54A, 54B, 54C. В некоторых местах скалы отступают от берега в глубь леса, возвышаясь над ним скалистыми утёсами фото-55. Каньон заканчивается большой излучиной в северном направлении где уже можно идти на вёслах и далее река выходит на равнину. Здесь течение вновь успокаивается. Берега вполне пригодны для высадки и проводки, поэтому небольшие перекаты проводятся довольно легко. Тем более дно на перекатах в основном галечное. В целом, этот участок выше каньона, проходим значительно легче, чем нижний. Течение здесь не столь интенсивное, с чередованием протяжённых перекатов, представляющих собой узкие струи в зарослях калужницы. Правда, протяжённость их бывает достаточно большая — более 200 метров. Хоть глубина местами и значительная, но по каменистому дну вполне удобно идти — по краю зарослей, ведя за собой лодку. Практически везде на перекатах хорошо ловятся хариус и щука. Здесь уже нет того дремучего леса, что был ниже каньона. По берегам редкий лес, состоящий из низкорослой кривой берёзы с островками елей. Во многих местах, к реке периодически подступают обширные тундровые пространства. Такая местность характерна для участка Сулы, где она на карте делает большую замысловатую петлю, в виде креста. Далее характер реки меняется. Берега местами повышаются и вновь появляются массивы елового леса. Русло здесь приобретает немного лестничный характер, где протяжённые широкие плёсы разделены узкими и стремительными струями, промытыми в речных наносах. Перетащившись через очередную ступень, можно спокойно идти на вёслах. Соотношение ширины русла на плёсе и перекате настолько разительно, что когда находишься в лодке посредине плёса, не видно продолжения реки. Ощущение тупика, потому как узкую, около 4 метров струю находящуюся под берегом, с воды просто невозможно увидеть. Отсюда уже недалеко до водопада Падун, который находится на 131 километре от Коткино. Последние полтора километра перед ним — протяженный участок с интенсивным течением, требующим проводки. Река здесь делится на две протоки. Одна из них правая по ходу пересохшая, поэтому надо идти левой. В конце этого участка большой лесистый остров, который проходится правой по ходу протокой. Течения здесь практически нет, и вскоре взору открывается широкий разлив, заканчивающийся водопадом — своеобразный тупик, конец реки фото-56. Выше водопада река делает крутой поворот и исчезает в узком ущелье. Впечатление ещё то!!! Увиденное трудно передать не только словами, но даже объективом фотоаппарата. Массивный базальтовый монолит пробит рекой, образовав ворота с чёрными скалами по обоим берегам. За миллионы лет река так и не смогла сравнять русло. В чёрной базальтовой плите, перегораживающей русло, пропилена узкая щель, куда устремляется вся вода, образовав на выходе двухступенчатый водопад фото-57 , общей высотой около 5 метров. Вид водопада просто завораживает. На него можно смотреть не отрываясь часами... На правом берегу, ниже водопада, поляна с небольшой берёзовой рощицей - хорошее место для дневки. Большое количество плавника на берегу обеспечивает хороший костёр. Под водопадом глубокая яма в которой весьма хорошая рыбалка. Правда, у нас кроме щуки почти ничего здесь не брало. Зато экземпляры все были довольно экстремальные фото-59. Интересно то, что выше по Суле тоже есть рыба, но видимо это уже другая рыба, которая вниз не спускается. В скальных выходах виднеются довольно симпатичные агатовые жеоды фото-59А , выбить которые, к сожалению невозможно. Всё, что можно было собрать, отсюда уже унесли сборщики камней, забрасывающиеся сюда на вертолётах. Свежие их следы мы увидели на песке. Тем не менее, если поискать, то можно найти ещё неплохие экземпляры фото-59В. На противоположном берегу, у начала водопада стоит деревянный крест фото-59С — памятный знак в честь первооткрывателей Тиманского севера, и кинооператору М. Заплатину, который, сплавляясь отсюда на резиновых лодках до Коткино в 1980 году , снял фильм "Сула — река тундры". Водопад обносится по правому берегу. Сразу же за ним следует протяжённый, около 2 километров, Агатовый порог. Это один из самых сложных участков проводки на Суле, где так же имеют место массивные выходы базальтов. Проходы в базальтовых плитах здесь довольно узкие, и течение ощутимо быстрое. Ситуация осложняется разбросанными в русле огромными обломками скал, и глубокими ямами между ступенями. По воде рядом с берегом не пройти — препятствуют эти самые камни, а отойти подальше мешает большая глубина. Ко всему этому, тут имеется ещё ступень с почти водопадным сливом, высотой около метра, через которую не так просто поднять лодку — струя настолько сильная, что сбивает с ног. Берега на всём протяжении этого участка довольно высокие и сложены базальтами столбчатой структуры фото-58, фото-60. Сула здесь пересекает гряду Чайцынский камень, основу которого составляют магматические породы, и это нечто иное, как застывшая лава. Сразу после порога река поворачивает направо и следует прямой плёс протяжённостью 2 километра. В конце его, перед очередным поворотом, на высоком правом берегу орографическом стоит домик телефониста. Это связано с тем, что к реке здесь подходит телефонная линия, Нижняя Пеша — Нарьян-Мар. Линия давно уже недействующая, а домик находится в запустении, и непригодном для ночлега состоянии. Местность здесь довольно унылая и однообразная. Вокруг всё та же заболоченная лесотундра, насквозь продуваемая ветром. Лишь вдоль реки есть узкая полоса леса, где можно достаточно уютно расположиться. Через 3 километра местность вновь меняется. Последние пять километров Сула течёт в заболоченной низине с большим количеством стариц и зарослями ивняка по берегам. Течение здесь слабое, подъем на вёслах особенностей не имеет. Перекаты достаточно мелководны и проводятся легко. Вскоре появляется приток Нижняя Каменка, от места впадения которой, до устья Верхней Каменки остаётся всего чуть более километра по спокойному плёсу. Верхняя Каменка впадает прямо на повороте, где Сула меняя направление почти на 180, разливается широким плёсом, напоминающим небольшое озеро. Кристально чистая вода Каменки разительно отличается от Сульской, имеющей желтоватый оттенок, и напоминает воду горных рек. И это неудивительно, ведь Каменка течёт с Тиманского кряжа. Следует так же отметить — далее вверх река Сула малоинтересна, потому как уходит в болота. Верхняя Каменка После полноводной Сулы, Каменка кажется совсем ручьём. Ширина её в устье составляет всего несколько метров. По берегам пойменный лес с высоким травостоем. Поначалу течение довольно быстрое, и приходится больше идти пешком по руслу, чем плыть. Однако очень скоро, менее чем через километр, она меняет облик. Начинаются широкие разливы с полным отсутствием течения фото-61 , где ширина реки достигает 30-35 метров. Всё это перемежается с массивными полями калужницы, перекрывающими полностью русло реки, и тянущимися на сотню и более метров фото-62. В заросшем русле довольно сложно бывает отыскать более-менее глубокое место — приходится просто тащить лодку прямо по зарослям фото-63. Лодка "Щука" относительно легко скользит по этим листьям, подминая их под себя, несмотря на почти полное отсутствие воды. И всё же попадаются места, где невозможно пройти иным способом, как перетащить лодку, приподняв на руках, или разгрузив её. Вместе с тем, в зарослях попадаться ямы их видно по окнам открытой воды где глубина может достигать более метра. Тут и там, здесь периодически колышутся стебли водных растений от удирающих на глубину потревоженных хариусов, что говорит об изобилие рыбы. Такой характер реки сохраняется на первых 10 километрах от устья. Сплошные заросли чередуются просторными плёсами с интервалами 150-300 метров. Контрасты впечатляют, когда идя на вёслах по широкой и глубокой реке, неожиданно упираешься в тупик. Ещё надо отметить, что русло реки здесь очень сильно петляет. На первых девяти километрах подъема, фактическое перемещение составляет всего два километра. По мере продвижения вверх берега становятся лучше. Теперь это берёзовый лес с примесью ели, и островками ивняка. С местами для стоянок проблем нет. Сухую, ровную полянку с дровами и удобным подходом к воде здесь всегда можно найти. Лес довольно уютный и представляет хорошую защиту от ветра. Ближе к восьмому километру подъема по реке, местность повышается.

Характеристики Протяжённость Тиманского кряжа составляет около 950 км, средняя высота колеблется в районе 300 метров. Делится равнина на три части, обладающие своими особенностями. Северная часть состоит из невысоких гряд и холмов, высота здесь достигает 303 метров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий