Новости что является одной из причин возникновения экстремизма

ы возникновения экстремизма. деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение.

Портал правительства Москвы

Значимой причиной политического экстремизма, по мнению Ю.В. Чуфаровского, является отсутствие в обществе государ-ственной (тоталитарной) идеологии1. Для административной деятельности полиции появление новых видов экстремизма, а также новых (изощренных) способов осуществления экстремистской деятельности является негативным моментом. Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан. Чтобы успешно вести борьбу с экстремизмом, надо знать специфику и особенности причин возникновения преступности экстремистской направленности. Экстремизм в россии: причины возникновения и распространения. Аннотация: В статье предпринята попытка анализа социаль-ных и политических причин появления и широкого распространения экстремизма в России, охаракте-ризованы экстремистские. > ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ > Причины возникновения экстремизма в молодёжной среде.

Национализм и религиозный экстремизм

  • Факторы, способствующие возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде
  • Что такое экстремизм и откуда он берется
  • Профилактика терроризма и экстремизма
  • Противодействие экстремизму
  • Экстремизм: сущность, понятие, характерные черты / Местная Администрация города Кронштадта
  • Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Профилактика терроризма и экстремизма

Эти группы стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу для общества. Антисоциальные группы: объединения группировки по территориальному признаку, молодежные организации экстремистской направленности: националистическо-расистской, религиозной, политической. К организациям националистическо-расистской направленности в первую очередь, следует отнести движение скинхедов. Скинхеды — от английского skinhead бритоголовые. Характерной особенностью движения скинхедов в России является сращивание некоторых группировок с уголовно-преступной средой. Это происходит потому, что часть лидеров группировок имеют уголовное прошлое и придерживаются «воровских» традиций. Вызывают серьезные опасения случаи сращивания скинхедов с футбольными фанатами, отличающимися агрессивностью. В настоящее время наблюдается рост активности ряда объединений религиозной направленности, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращённых духовных канонах. Наибольшую опасность сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама — ваххабизм. Лидеры и идеологи ваххабитского течения работу среди российской молодёжи считают одним из главных направлений своей деятельности.

В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые центры исламской молодёжи и лагеря исламской молодёжи, где членами международных террористических и экстремистских организаций «Хизбут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх», «НУР» и др. Еще одним религиозным течением, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются сатанисты. Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда, «Зелёный орден», «Чёрный ангел», «Южный крест», культ Афины Паллады, культ Изиды, «Готы». К числу экстремистских политических организаций и движений, наиболее активно действующих на территории России, ставящих своей целью изменение конституционного строя в России, относится партия «Русское национальное единство» РНЕ , которая является крупной праворадикальной политической организацией. За последние годы в ряде городов и регионов отмечалась активность последователей РНЕ, деятельность которых заключается, как правило, в распространении материалов, популяризирующих идеи РНЕ и содержащих призывы к вступлению в эту организацию. Однако в ряде регионов имели место действия сторонников РНЕ, непосредственно направленные на разжигание национальной розни. Каковы же причины приобщения подростков к неформальным объединениям, группам? Почему подростки становятся членами неформальных объединений, что они там находят? Одной из основных причин приобщения подростков к неформальным объединениям является возрастная потребность в общении со сверстниками, группировании.

В подростковом возрасте человек ощущает себя личностью, задумывается над своим «Я»: каков «Я»? Я такой как все? Я не такой как все? Появляется потребность найти себя, подражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости». Именно в подростковом возрасте резко проявляется потребность в дружбе, в ощущении своей нужности другому, защищенности, понимании, сочувствии, сопереживании, уважении со стороны равных себе сверстников, в их положительной оценке. Подростку необходима среда, где есть возможность быть принятым таким, каков он есть, возможность «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры или псевдокультуры — в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т. И трудно приходится подростку, который к этому времени не чувствует себя полноправным членом классного коллектива, детского коллектива по интересам, не имеет возможности в завоевании популярности, признания. Жизнь его не наполнена яркими событиями и впечатлениями, или подросток находится в позиции изгоя среди сверстников, нелюбимого среди учителей и дома причем, не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта. И тогда неформальные группы становятся той средой, где подросток может реализовать свои индивидуальные притязания, например, на лидерство или конформное подчинение, на самореализацию в определенных видах деятельности, получить ответы на те вопросы, на которые он не получает ответа ни в школе, ни в семье.

Таким образом, изучив природу приобщения подростков к неформальным группам, исследовав возможные причины экстремистских проявлений в подростково-молодежной среде, учитывая возрастные потребности этой категории молодежи, образовательное учреждение, являясь центром многонациональных культур, может определить систему мер по формированию у учащихся социально-психологической устойчивости, толерантного сознания, предупреждению подросткового экстремизма. Необходимо, чтобы в этой системе мер обязательно присутствовали: совершенствование методов работы в области семейной политики, направленных на повышение роли семьи в формировании личности; создание детских общественных организаций; организация досуга молодежи. Большой популярностью среди молодежи пользуются модные, зачастую не так давно возникшие виды досуга, создающие альтернативу антисоциальным экстремистским группировкам; использование ресурса имеющихся молодежных неформальных объединений, основой которых является стремление молодых людей организовать свой досуг, посредством творческого и физического совершенствования. В работе с подростково-молодежной средой важно учитывать, что доминанта риска в поведенческих моделях является общей характеристикой современной российской молодежи. По отношению к таким явлениям как экстремизм, требуются постоянная профилактика и сдерживание. Председатель Комиссии Е. Тюляева Профилактика экстремизма в молодёжной среде Одним из важнейших направлений профилактической работы является профилактика экстремизма в молодёжной среде.

Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: - это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. Это - рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость - стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа.

Нагромождение терминов не позволяет дать правильную оценку тому или иному действию. В то же время, исходя из данной теории, деяние, совершенное не публично, а по мотиву отрицания, скажем, конституционных прав и свобод человека, основ государственного строя, экстремизмом являться не будет. Существует и другая дефиниция экстремизма, выработанная как на национальном, так и на международном уровне. В 2003 году Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ дала определение этому понятию: «Независимо от своей природы экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма». На международном уровне действует также Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом Шанхай, 15 июня 2001 г. В ней под экстремизмом понимается какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооружённых формирований и участие в них п. Подобное определение более точно характеризует указанное правовое явление, однако в нем отсутствует упоминание на важную качественную составляющую экстремизма — экстремизма в мыслях и суждениях. Экстремизм, выраженный в мыслях и суждениях, не будет носить форму конкретных активных действий, однако общественная опасность в нем присутствует. В соответствии со ст. Федерального закона от 24. Федерального закона от 25. Вместе с тем из выше изложенного следует вывод, что суть экстремизма включает не только противоправную деятельность, но и её идеологическую основу, представляющей систему взглядов и концепций об исключительной миссии той или иной социальной общности класса, нации, расы, конфессии и пр. При этом субъектами экстремистской деятельности могут быть как отдельные люди, так и структурно оформленные и иерархически упорядоченные объединения граждан отдельные органы государственного аппарата, политические партии, общественные движения, нелегальные организации, отдельные личности , так и стихийно складывающиеся аморфные политические, религиозно-политические, религиозно-этнические образования. Таким образом, сущность экстремизма составляет не только экстремистская деятельность нелегитимного характера, но и совокупность взглядов, концепций экстремистской направленности, лежащих в основе этой деятельности, то есть её идеология, которая принята на вооружение субъектами экстремистской деятельности. В этой связи, по нашему мнению, наиболее корректным является следующее определение понятия экстремизма, раскрывающее его сущность. Что касается насильственных методов, то к ним в первую очередь можно отнести такие как: проведение несанкционированных массовых мероприятий митингов, демонстраций, и др. При этом наиболее радикально настроенные экстремисты как, правило, по своему убеждению отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Как уже было отмечено экстремизм, выраженный в мыслях и суждениях, не носит форму конкретных активных действий и не является составом преступлений. Но без наличия экстремистских взглядов, идей и без превращения их в личные убеждения экстремизма не может быть. Поэтому экстремистская идеология является базовым элементом экстремизма, поскольку она мотивирует экстремистскую деятельность и является основой сплочения и деятельности экстремистов и их организации. И в этом заключается опасность существования экстремистской идеологии, её распространения и внедрения в различные социальные слои общества, особенно в период социально-экономических кризисов, сопровождающихся резким падением жизненного уровня основной массы населения. В таких условиях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций по их убеждению единственной возможностью действенно повлиять на ситуацию, что не может служить ни моральным и ни юридическим основанием оправдания их экстремистской деятельности. Идеология экстремизма Для определения сущности экстремистской идеологии недостаточно простого указания на некоторые идеи, которые можно представить в качестве общих черт и характеристик экстремизма. Вместе с тем именно этим довольно часто и ограничиваются. В качестве характеристик экстремизма обычно предлагаются такие идеи, как идея социального, расового, национального неравенства, идея физического насилия и геноцида своих социальных оппонентов. Но не всякая идеология может быть названа экстремистской, то есть стать предметом личных убеждений и направленности личности экстремиста. Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, его ядром. Таким образом, чтобы понять сущность экстремизма, необходимо проанализировать специфику экстремистской идеологии, отличив ее от «нормальных» форм идеологии. Зародившись на определённой почве, экстремистская идеология находит, к сожалению, очень быстро своих сторонников и единомышленников, из чего следует, что социально-психологические факторы являются ведущими в механизме детерминации экстремистской деятельности. Экстремизмом теоретически корректно можно назвать лишь такие действия, которые не просто качественно отличаются от нормальных действий крайним антигуманизмом, но и совершаются на основании, и во имя определённой экстремистской идеологии. В большинстве случаев под идеологией экстремизма понимают идеологию, допускающую и пропагандирующую крайние, нелегитимные, противоправные, зачастую насильственные меры отстаивания своих взглядов, непримиримость и агрессию в отношение инакомыслящих. Для того чтобы ярче выделить специфику экстремистской идеологии, необходимо рассмотреть её характерные черты или особенности безотносительно к конкретному содержанию, а также в связи с её содержанием проблему превращения определённой идеологии в экстремистскую. В общем, экстремистская идеология представляет собой извращённую фантастическую программу преодоления острого конфликта между интересами определённой социальной группы и её социальных оппонентов, это неадекватная форма разрешения нетерпимого, с точки зрения экстремистов, исторически сложившегося социального положения определённой социальной группы. Эти черты можно найти почти в любой идеологии как теоретическом выражении конкретных социально-исторических интересов определённой социальной группы, хотя и не всегда в полном наборе и не в крайней степени выраженности. Можно сказать, что любая идеология с элементами антигуманизма потенциально содержит в себе ростки экстремизма, но они не всегда достигают полного развития. Для этого требуется, чтобы эти ростки были акцентуированы, культивированы специальными идеологами и внедрены в подготовленное к их восприятию массовое сознание людей. А важным условием такой подготовки является чрезвычайная экономическая или социально-политическая ситуация, угрожающая жизни и благополучию людей, из которой они не видят конструктивного выхода. Чем более антигуманно содержание определённой идеологии как выражения в теоретической форме, в виде системы взглядов и представлений о правильном социальном устройстве, интересов и социального статуса определённой социальной группы, тем сильнее в ней потенциал экстремизма. Чем менее связана идеология с рациональным познанием исторических законов, с социальной наукой, тем легче она переходит в экстремистскую форму. Очевидно, что в обществе с сильной социальной дифференциацией на различные социальные, этнические, религиозные и демографические группы, между которыми существуют острые или непримиримые противоречия, а положение одних из этих групп резко ухудшается или вообще само их существование оказывается под угрозой, существует благоприятная среда для экстремизма. В этой среде появляются все выделенные нами элементы экстремистской идеологии. Каков социальный смысл экстремистской идеологии? Ответ на этот вопрос даёт анализ ее отношения к социальной действительности. Идеологию экстремизма можно охарактеризовать как комплекс радикальных идейных установок и теоретических воззрений крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических , выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения преимущественно политических целей. Таким образом, идеологической и теоретической основой экстремизма являются радикальные идеологические концепции, религиозный фундаментализм, национализм. В целом идеология экстремизма представляет собой систему идей, взглядов экстремистского характера, выражающая интересы различных субъектов социально-политических отношений, оправдывающая применение ими нелегитимного насилия и устрашения уничтожения, разрушения для реализации этих интересов, обосновывающая соответствующие цели экстремистской деятельности и, как правило, определяющая механизм их достижения. Идеология экстремизма может иметь относительную цельность в форме определённых теорий, учений, концепций либо являться составным элементом общих внутриполитических или внешнеполитических теорий отдельных государств, политических движений, партий, общественно-политических объединений. Исходя из концепций и взглядов, положенных в основу экстремистской идеологии можно выделить несколько типичных видов экстремизма. Политический экстремизм сутью, которого являются крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных основанных на страхе и подчинении силе способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до применения военного насилия; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов. Политический экстремизм может быть присущ не только экстремистским организациям и сообществам, но и государству в его отношении к оппозиционным силам и населению страны. Поэтому определённой долей условности можно говорить об экстремизме политическом как характеристике внешней политики некоторых государств. Формы экстремистских действий отличаются многообразием и могут включать: разжигание социальной, национальной, расовой, религиозной вражды и пропаганду войны, организацию массовых беспорядков несанкционированные митинги, демонстрации и др. В зависимости от мировоззренческих идеалов, социальной направленности и политических целей различают «правый» и «левый» экстремизм политический. Наиболее известными формами «правого» политического экстремизма являются фашизм, нацизм, расизм, шовинизм, религиозный фундаментализм и др. Его разновидности: анархизм, троцкизм, маоизм, национальный, религиозный и другой революционизм и т. В рамках этих течений формируются такие движения и организации, как германская «Фракция Красной армии», итальянские «Красные бригады», Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» «НСО», «НС» и др. Обе разновидности экстремизма совершенно нетерпимы и крайне воинственны по отношению не только к своим противникам и оппонентам, но и к политически пассивным слоям и группам «кто не с нами, тот против нас». Они направлены в одних случаях против государства, его структур и должностных лиц, имеют целью разрушение существующего политического режима, завоевание власти в стране, в других — ориентируются на сохранение и укрепление политического статус-кво, подавление какой бы то ни было оппозиции существующей власти. Этим объясняется возможность превращения «левого» экстремизма в «правый» и наоборот. Так, экстремизм германских национал-социалистов до января 1933 года был направлен на сокрушение государственного строя, а после их прихода к власти — на защиту и упрочение государственных институтов. Крайние формы и «правого» и «левого» экстремизма составляют террористические группы и движения, в том числе международные террористические организации. Таким образом, политический экстремизм представляет собой крайние взгляды в отношении политической системы, формы правления государства, формы государственного устройства и политического режима; допускает пропаганду насильственных или агрессивных основанных на страхе и подчинению силе способов установления власти, вплоть до политического террора и военного насилия. Политический экстремизм проявляется в незаконной деятельности политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленных на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды. Следует подчеркнуть, что понятие «политический экстремизм» относится к числу таких сложных общественных феноменов, при определении которых неизбежно возникают противоречивые мнения. Религиозный экстремизм заключается в жёстком неприятии идей другой религиозной конфессии, агрессивное поведение по отношению к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до их физического истребления. Тенденции нарастания религиозного экстремизма во многом обусловлена наличием противоречий во взаимоотношениях, как между конфессиями, так и внутри их, ростом религиозной экспансии со стороны других государств. Опасность религиозного экстремизма усиливается с нарастанием религиозной экспансии со стороны ряда иностранных государств, которая приводит к значительному росту новых религиозных движений и созданию новых религиозных экстремистских сообществ.

По предварительным прогнозам популярность радикалов будет только расти. Поэтому для эффективной борьбы с терроризмом в первую очередь требуется объективное научное знание, адекватное понимание природы этого явления. Современной культуре недостает политической грамотности в отношении терроризма, что в свою очередь затрудняет осознание правильных мер и способов профилактики в области духовной и нравственной. К настоящему времени в современном языке это слово так обросло всевозможными смыслами как научными, так и обыденными, что потеряло необходимую ясность. Хотелось бы сосредоточить внимание на нескольких узловых проблемах, препятствующих адекватному пониманию феномена терроризма в современном обществе, а соответственно, и грамотной профилактике этого явления в плане духовном и нравственном. Главное, что толкает людей в ряды подобных организаций — это идеологическая пропаганда, игра на максималистских чувствах молодого человека. Встает вопрос, что же толкало подобных людей на преступные деяния? В качестве предварительного вывода можно заключить, что терроризм в ряде случаев скорее дьявольское искушение для людей идеалистически настроенных с обостренным чувством справедливости. Окольным путем, оправдывая насилие во имя самых лучших побуждений, терроризм подменяет истинное понимание справедливости и добра на ложные идеалы. Для того чтобы борьба с терроризмом не превращалась в манипуляцию общественным сознанием или погоню за фантомами, следует возвратить самому термину научную строгость и понимать, что за реальным терроризмом всегда стоят объективные проблемы социального, политического, культурного и даже духовного плана, которые и следует решать с целью предотвращения этого разрушительного явления. Потенциальный террорист — человек, способный к активному протесту и напряжению своей воли ради рискованной цели. Он может переступить нравственные ограничения на причинение вреда другому человеку в виде суда совести. Однако в ряде случаев именно болезненно обостренное одностороннее чувство совести — глубокое сопереживание к страданию собратьев по вере, соплеменников, боль от утраты близких в военно-политическом конфликте может привести к совершению террористического акта человеком по природе своей не склонным к преступлению. Это другой психологический тип террориста. В любом случае, общие социально-культурные предпосылки вовлечения в терроризм таковы: духовный кризис и утрата четких культурно-ценностных ориентиров обществом в целом или же определенными социальными группами, глубокие социальные противоречия внутри общества, нарушение баланса социальной справедливости или же вовлеченность в социально-политический или военный конфликт, зарождение экстремистской субкультуры в среде маргинальных групп, предлагающей новую систему идеологических ценностей и радикальный план действий по преодолению кризиса. Экстремистский тип сознания вне зависимости от его уникальных и социокультурных вариаций представляет собой сознание, в котором происходит подмена и фальсификация истинных ценностей.

К вопросу возникновения экстремизма

Исследование сущности, видов, форм проявления экстремизма в молодёжной среде имеет важное значение для предупреждения правонарушений со стороны молодёжных неформальных объединений в современных условиях. Появление в Российской Федерации неформальных объединений экстремистской направленности и активизация их деятельности представляют угрозу интересам безопасности России. Внедрение экстремизма в молодёжную среду в настоящее время приобрело значительные масштабы и имеет опасные последствия для будущего нашей страны, так как подрастающее поколение — это ресурс национальной безопасности, гарант поступательного развития общества и социальных инноваций. Молодёжь в силу природных и социальных особенностей молодёжного возраста способна не только адаптироваться, но и активно воздействовать на его позитивное изменение. Молодёжные неформальные объединения представляют собой стихийно формирующиеся общности, которые сами создают структуру. В них действуют не установленные извне нормы, которые не фиксируются в уставах и инструкциях, а стихийно возникают в процессе общения, в результате чего воспринимаются всеми их членами и укореняются, превращаясь в индивидуальные специфические установки и ценностные ориентации. Неформалы имеют различный уровень организованности. В одних объединениях отсутствует чёткая структура по какому-либо признаку, в других есть стабильный состав, лидер, руководящее ядро, существует распределение ролей.

Это становится базой своей идеологии, элементами своеобразной культуры значительной части молодёжи, ее эталоном, нормой поведения. Система норм и ценностей, которая не фиксируется в уставах и инструкциях, отличающих группу объединение от других формирований, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Неформальные молодёжные объединения в большинстве своём немногочисленны от 10 до 30 человек , однако при проведении музыкальных, спортивных и т. Состав их смешанный по возрасту и полу, большую часть составляют юноши. По степени общественной опасности или полезности молодёжные неформальные движения субкультуры условно разделяются на радикальные экстремистские , агрессивные, социально опасные, неагрессивные и просоциальные. В случаях, когда движение состоит из различных разнонаправленных крыльев, определение производится исходя из приоритетного вектора движения.

В то же время некоторые движения могут классифицироваться сразу по нескольким категориям, например, агрессивные формирования часто могут являться и социально опасными. Неформальные группы неверно рассматривать как силу, непременно противостоящую формальным группам, уже потому, что неформальные отношения, а следовательно и группы, неизбежно возникают внутри каждой формальной организации, как бы «встроены» в неё. Неформальность — ещё не признак противозаконности, оппозиции официальным властям, скандальности, экстремизма. Другое дело, что на практике в деятельности государственных и общественных организаций много формализма и бюрократизма, что в массе неформальных групп есть такие, которые ведут себя вызывающе, исповедуют экстремизм, встают на путь противозаконных действий. Экстремистская деятельность молодёжных неформальных объединений осуществляется в отношении властных структур, отдельных политиков, объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин, религиозных деятелей, наций, народностей и т. Отсюда и виды экстремистски настроенных молодёжных неформальных объединений: совершающие противоправные действия в политических целях — политические, экономических целях — социально-ориентированные, по религиозному и духовному признаку — религиозные, по мотивам национальной вражды и ненависти — национальные, экологические, культурологические и это не единственные разновидности групп. Провести чёткую грань между вышеуказанными видами очень сложно, так как они могут, действовать в совокупности и усиливать друг друга.

Анализ проявления экстремизма в молодёжной среде показывает, что это крайне опасное явление в жизни общества создаёт угрозу общественной безопасности и в целом национальной безопасности Российской Федерации. Противоправные деяния, совершенные в последнее время представителями неформальных молодёжных объединений футбольных фанатов, скинхедов, националистов, лево — и праворадикальных элементов , вызывают широкий общественный резонанс и могут спровоцировать осложнение социально-политической обстановки в региональном или государственном масштабе. Существующие молодёжные группировки стали более агрессивны, организованы, политизированы. Происходит активное укрепление их межрегиональных связей, предпринимаются усилия не только к выработке единой стратегии действий, но и согласованию вопросов тактики поведения. Отмечается тенденция консолидации разрозненных групп болельщиков, скинхедов и представителей национально — радикальных структур. В настоящее время неформальные молодёжные группировки можно условно разделить на несколько групп: фанаты спортивных команд; группировки националистического толка в том числе скинхеды ; прозападные поклонники различных музыкальных направлений панки, реперы и т. В последние годы отмечается достаточно широкое вовлечение молодёжи в экстремистские организации и движения.

Это объясняется не только неудовлетворённостью материальной стороной жизни. Снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе привело к утрате частью молодёжи нравственных ориентиров. Традиционные для российского менталитета нравственные ценности, такие как патриотизм, интернационализм, веротерпимость, подверглись широкомасштабной деструктивной обработке извне нередко принимавшей характер манипуляции общественным сознанием. Именно молодёжь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в СМИ ввиду отсутствия жизненного опыта, оказалась наиболее подверженной такому влиянию Как результат следует отметить дезориентацию определённой части молодёжи, которой характерны бездуховность, отсутствие чётких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрата чувства сопричастности и ответственности за её судьбу. Практически все организации экстремистской направленности так или иначе стремятся использовать несовершеннолетних граждан в своих интересах: начиная от распространения литературы радикального характера и участия в обрядах религиозных сект до наиболее опасного вида вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, а именно, подготовка и проведение массовых беспорядков, организация и участие в деятельности экстремистской организации, организация и участие в экстремистском сообществе. Причины возникновения экстремизма В интересах противодействия угрозам экстремизма необходимо понимать и своевременно вскрывать причины возникновения экстремизма. Очевидно, причины экстремизма носят комплексный характер и присущи не только государству или к какой-либо социальной общности, но и отдельным индивидам.

В этой связи целесообразно в первую очередь рассмотреть причины социально-психологического характера, которые, как правило, обусловлены особенностями мировоззрения личности, разделяющей и отстаивающей взгляды экстремистской направленности. Причина и источник экстремизма как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды. Высокоразвитый интеллектуально человек склонен к рефлексии, самокритике, анализу «плюсов» и «минусов» предмета внимания. Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать и неспособность понять оппонента — признаки ограниченного человека, привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора. Моральная ограниченность способствует утверждению в человеке гордыни и самооправдания за любые действия. Низко развитый нравственно человек, как правило, всегда доволен собой и видит недостатки исключительно в других.

Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой-чужой», страх перед непохожим на себя. Формирование установки на агрессию по отношению к другомупроисходит в том случае, если человек привык некритично относиться к своим взглядам и поступкам, и считает себя несравнимо выше других. Есть две особенности психики человека, которые служат почвой для образования подобных установок. Первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее, и безопаснее, тех, кто от нас отличается. Принадлежность к какой-то группе людей придаёт человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого «Во всем виноваты евреи, негры, богатые, «враги народа» и т.

По мнению ряда психологов, социально-психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. Авторитарность, которую соотносят с интолерантностью, обычно определяется как «психическая тугоподвижность», консерватизм, что связано с определённым типом психологической устойчивости человека. Психологи со своей стороны тоже подтверждают, что негативные стереотипы и быстрее усваиваются и труднее поддаются изменениям. Получается, что на психологическом уровне агрессия, интолерантность более проста и доступна для понимания, чем миролюбивое отношение, толерантность. Потому, что всякое толерантное отношение с необходимостью включает примирение с некоторым отклонением. Причём субъект должен морально не соглашаться со значимым для него отклонением. Если удаётся примириться с отклонением, то необходимо, с одной стороны, с чем-то расстаться например, с желанием оскорбить, подавить или вытеснить кого-то и в то же время, с другой — сохранить приверженность своим собственным убеждениям.

Вот эта борьба между приверженностью собственным взглядам и признанием позиции и убеждений других определяет толерантность как внутренне напряжённую категорию, более сложную для понимания по сравнению с интолерантностью. Ярким проявлением интолерантности является ксенофобия, как психологическая основа страха перед чужой культурой. Экстремизм и ксенофобия или фобии связаны между собой, но имеют существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство то есть фобии к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия или этнофобии — страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов «кавказцев», «южан», «инородцев». Ксенофобия — это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм — это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц.

Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат сырьём для экстремистских идей. Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил. Проявления ксенофобий, в том числе и этнофобий, имеют различную интенсивность, поскольку как настороженность, так и недоброжелательство могут варьировать от подозрительности до страхов и от неприязни до ненависти.

Профилактика экстремизма и терроризма в школе «Толерантность в правовом государстве» из опыта работы школы Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. В этой связи основные действия по снижению экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде в нашей школе нацелены на: создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде детей, подростков и молодёжи; создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности; создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом; развитие конструктивной социальной активности подростков и молодёжи. Исходя из поставленных целей, в нашей школе присутствуют такие направления противодействия экстремизму и терроризму: проведение классных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на коллегиях, педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях; организация индивидуальных встреч обучающихся и их родителей с социальным педагогом, психологом школы, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся.

При проведении с детьми и подростками бесед, занятий, мероприятий мы не касаемся самих экстремистских и террористических идей, чтобы не превратить профилактику в обучение экстремизму и терроризму и демонстрирование нацистской символики. Вся работа педагогов построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формирование у детей на всех этапах их развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.

Молодых людей вовлекают в экстремистские группировки для участия в нарушениях общественного порядка, убийствах людей иных национальностей «за деньги, но чаще за сомнительные ценности и лозунги»[27]. Организаторам этих группировок было предъявлено обвинение по ст. Так, по данным ФСБ России, в 2008 г. Опасность экстремизма и необходимость активного противодействия его проявлениям со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации, институтов гражданского общества требуют пристального внимания к состоянию законодательства и эффективности деятельности правоохранительных органов.

Понравилась статья?

В каждом современном государстве существует свое общепринятое определение того, что такое экстремизм. Везде эта деятельность признается противоправной и опасной для общества, однако существуют нюансы ответственности и классификации такого поведения и образа мыслей индивида или группы. Экстремизм — что это? Впервые в юридическом аспекте этот термин употребил французский юрист М. Лерой еще в начале прошлого столетия как фанатичную, чрезмерную и не гуманную веру в религиозный или политический идеал.

С тех пор экстремизм — это идеология, выражающаяся в приверженности крайним взглядам, в основном в политике или религии. Выражается в противоправном распространении своих убеждений, нетерпимости к другим точкам зрения, насилии. Сам термин произошел от латинского понятия extremus, что в переводе означает крайний или чрезмерный. То есть человек, придерживающийся таких взглядов и ведущий противоправную деятельность, это так называемый идейный преступник. Он убежден в своей правоте и выступает против представителей определенной социальной, религиозной или национальной группы. Признаки экстремизма Разобравшись с понятием того, что такое экстремизм, стоит выделить основные признаки такой противоправной деятельности. Ученые и представители силовых структур выделяют следующие аспекты того, что свойственно экстремизму: Приверженность определенной экзистенциальной идее, отличающейся от той, которая принята в конкретной общественной группе.

Публичное и демонстративное распространение собственных взглядов. Открытая нетерпимость к сторонникам иных взглядов. Достижение своих целей на основе существующей идеи путем противозаконных методов. Идеологическое обоснование применения насилия или его угрозы. Экспрессивное и эмоциональное выражение своих идей. Демонстративное пренебрежительное отношение к принятым в обществе правилам, нормам и законам.

Похожие материалы:

  • Лекция-рассуждение «Экстремизм – причины и последствия» – Администрация города Кировское
  • Навигация по записям
  • Экстремизм: понятие, виды
  • Что такое экстремизм – признаки, причины и особенности, основные виды, чем опасен?

Статья — Религиозный экстремизм

Экстремизм в россии: причины возникновения и распространения. Аннотация: В статье предпринята попытка анализа социаль-ных и политических причин появления и широкого распространения экстремизма в России, охаракте-ризованы экстремистские. называют следующими после гордыни причинами возникновения экстремистского сознания. Причинами возникновения экстремизма могут быть социальное неравенство и социальная несправедливость, возникшие в обществе.

Разделы знаний

  • «Экстремизм и терроризм: причины возникновения и распространения»
  • Экстремизм
  • Признаки экстремизма
  • Термин «экстремизм» в СССР и РФ
  • Глава 2.Организация экстремистского сообщества……………………………………..
  • Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде

Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко

Опросы Левада-центра в 2002 и 2007 показали, что примерно треть граждан согласна, что даже высказывание, не содержащее призывов к насилию, может считаться экстремизмом. Большинство россиян не приняло вдалбливаемое через «ящик» новое понимание «экстремизма», но к случаям расправы над неугодными относится, как правило, безразлично, а значительная часть граждан еще и с опаской за себя «как бы чего не вышло», «как бы не впутали в дело» при общении с «экстремистами». Следует отметить, что определенная часть российских левых поддерживает репрессии за «слова», когда они касаются политических противников, например, националистов. Так, известия об уголовных делах, возбуждаемых против националистов за высказывания, всегда сопровождаются в соцсетях комментами левых типа «так ему и надо! Некоторые левые доходят до того, что наивно требуют от властей сохранить антиэкстремистское законодательство, но применять его только против возбуждения национальной и религиозной розни.

Рассчитывая руками буржуазного государства заткнуть рот оппонентам, они не учитывают, что, репрессируя националистов или либералов, власти всего лишь модерируют данные политические движения в нужном направлении. Требование «правильного антиэкстремизма» существенно ослабляет позицию левых сил в борьбе за необходимую для пропаганды свободу слова, делает ее непоследовательной. Однако борьба с «экстремизмом» служит не только цели подавления политической оппозиции и модерации политического пространства. Антиэкстремистские законы стали для чиновников и бизнесменов как средством защиты власти своих социальных групп над обществом, так и важным инструментом в сведении счетов с их персональными критиками.

Если раньше требовалось подбросить наркотики или завести не очень удобное с точки зрения личного пиара дело о клевете, то сейчас стала возможной расправа с оппонентами под предлогом защиты общества от «экстремизма». За примерами даже не надо обращаться к истории. Прямо сейчас на наших глазах в Саратове Центр «Э» ведет травлю журналиста Сергея Вилкова, выступившего с разоблачениями местного строительного лобби. Вилкову пытаются пришить «экстремистские» националистические публикации в сети хотя он является антифашистом и в действительности публиковал националистические материалы, сопровождая их жёсткой критикой.

Большое значение антиэкстремистские законы имеют для буржуазии и в плане борьбы с профсоюзным движением. Любые выступления в защиту трудовых прав могут быть записаны в разряд «экстремистских». За примерами далеко ходить не надо, буквально месяц назад Центр «Э» в Калуге произвел массовое задержание активистов на профсоюзном собрании. Борьба с профсоюзами, оппозицией и критиками конкретных влиятельных лиц — важные цели применения антиэкстремистского законодательства, но важнейшей его целью является создание в обществе атмосферы страха и отчуждения от «экстремистов», боязни какой-либо политической активности.

Именно этой цели служит так называемый «бытовой антиэкстремизм», когда к ответственности привлекают аполитичных людей, разово или совершенно случайно осмелившихся покуситься на честь и достоинство социальной группы «власть» или репостивших что-то «экстремистское». Хрестоматийным уже в этом смысле стал пример дела Евгении Вычигиной, реальная вина которой с точки зрения «правоохранителей» заключалась не в подтверждении отметки на «экстремистском» видео, а в том, что она осмелилась добавить в друзья в соцсети политически неблагонадежного человека. Антиэкстремистское законодательство непрерывно ужесточается, что показывает страх власть имущих перед ростом низовой самоорганизации народа. Каждое решение Думы об усилении наказаний за «экстремизм» означает, что пространство для пропаганды и агитации левых сил снова увеличилось, а протестный потенциал масс возрос.

В то же время в силу малой численности, слабой организованности и небольшого количества квалифицированных активистских кадров российский «антиэкстремизм» достаточно эффективен в борьбе с левыми.

Так, в названной статье, за совершение взрыва, поджога или других действий устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинение имущественного ущерба, либо наступления иных тяжкий последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угрозу совершения таких действий предусматривается лишение свободы вплоть до пожизненного заключения в зависимости от обстоятельств, от тяжести содеянного преступления. УК РФ [2], а также за «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» ст. В Российской Федерации юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержатся в ст. В соответствии с поправками от 23 ноября 2015 г. К общепризнанным видам экстремизма относятся: идеологический, коллективный, классовый, религиозный, этнический, экологический, миграционный, националистический, военный, молодёжный, социальный и др. Само слово экстремизм происходит от латинского extremus, что в переводе означает крайний, чрезмерный. В наше время экстремизм есть приверженность к крайним взглядам и методам действий. Под экстремизмом современные учёные подразумевают активность идеологических и политических субъектов, общественных групп и индивидов, с целью воплотить в жизнь поставленные перед собой задачи всеми доступными средствами, не брезгуя различными формами насильственного воздействия.

Экстремизм направлен на ослабление государственной власти, на раскол общества, при этом экстремисты оправдывают свою насильственную идеологию. Насильственная идеология является противоправным актом. Прежде всего, она попирает личные права человека и гражданина. Вместе с тем до сих пор нет теоретически обоснованной дефиниции идеологического экстремизма. Вопросы, связанные с изучением развития идеологического экстремизма сегодня как никогда актуальны и требуют широких и всесторонних научных исследований. Особым обстоятельством, определяющим актуальность научного подхода к исследованию экстремизма, является глобальная перегруппировка политических, экономических, социальных, и идеологических сил в мире, сопровождающаяся перераспределением сфер влияния с применением террора, санкций, экономической блокады, в результате чего страдают устойчивость и стабильность мира современной цивилизации. Суть экстремизма кроется в агрессивной политической идеологии, проповедующей крайнюю степень нетерпимости к общепринятым нормам поведения, а также в противоправных действиях, нацеленных на воплощение экстремистской идеологии и на расшатывании основ государственности. Российская Федерация в своем основном законе провозгласила идею построения правового, социального, демократического государства. При этом приоритет отдается правам и свободам человека и гражданина.

Данные права закреплены и получили прогрессивное развитие в Конституции РФ 1993г. В соответствии со ст. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или уничтожающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В единой системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации праву на неприкосновенность частной жизни, закреплённому в ст. Защита чести и достоинства граждан наряду с защитой жизни и здоровья является одной из основных задач демократического государства. Так как экстремизм неразрывно связан с терроризмом, то проблемы связанные с обеспечением права на жизнь и свободу человека и гражданина, на неприкосновенность личности требуют от государственных структур разработки мер по обеспечению прав человека и гражданина. Права человека представляют собой одно из важнейших достижений мировой цивилизации человечества. Права человека доказывает Ю. Богдальянц, являются воплощением высоких идеалов, начиная с древних веков и до настоящего времени.

Никто не может быть произвольно лишен жизни, жизнь то бесценное и абсолютное благо с которым не поспоришь, поэтому общественность осуждает все попытки нарушения прав человека в целом и право на жизнь в частности [6]. Экстремизм и его крайнее проявление терроризм перечеркивают все достижения мировой цивилизации, экстремистам чужды высокие идеалы, чужды страдания человеческие зачастую ни в чем не повинных мирных граждан. Мир пестрит сообщениями об экстремистских и террористических актах. Имея политическую и идеологическую направленность, существуя в сфере социально-экономических отношений и экстремизм, и терроризм обслуживают интересы различных организаций в их борьбе за власть, за ослабление позиций своих идеологических соперников и за укрепление собственных позиций. Ученые различных направлений — политологи, психологи, социологи, юристы исследуют причины разгула экстремизма в целом и идеологического экстремизма в частности. Идеологический экстремизм, поддерживаемый санкциями, террором, наводит страх. Перед страхом и ужасом человек теряет способность отражать насилие. Доктор юридических наук Мазуренко А. Задача сложная, антитеррористическая политика это не единое, одноразовое мероприятие, это целостная система, совокупность принципов, направлений, методов и мер государственных органов власти по устранению данного противоправного явления.

Эта политика является неотъемлемой частью обеспечения мер национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности [7].

Ознакомление и изучение разных причин развития терроризма давно привлекает экспертов, ученых и юристов по всему миру потому-что сам по себе терроризм — в тех или иных своих формах и проявлениях вечен. В научных трудах ученых имеется целый ряд точек зрения о причинах терроризма.

Так, некоторые ученые отмечают, что терроризм начинает приобретать острые формы, и к нему часто обращаются в предкризисные и кризисные периоды развития общества. С иной же точки зрения мы можем смело утверждать, что чаще всего конфликты являются непосредственной основой причин терроризма, а терроризм и террор оказываются главным аргументом в спорах двух и более враждующих сторон. Вековые конфликты являются одними из главных причин межгосударственного, международного и религиозного террора.

К вековым относятся конфликты, основывающиеся на исторической памяти народа, то есть имеющие глубокие корни в причинном комплексе массового террористического поведения. Терроризм является элементом внешней или внутренней политики в тех регионах, где присутствуют неразрешенные вековые конфликты, повторяющиеся каждым следующим поколением. Различными авторами указывается разное количество причин терроризма.

Что же касается других авторов , таких как Я. Вишняков , то он выделяет следующие факторы, являющиеся основанием существования и развития терроризма в нашей стране. Благодаря ученым и юристам, работающим в этой области, мы можем выделить шесть основных групп факторов.

Первая группа факторов экономическая. Из за того что в нашей стране очень высоко расслоение граждан как по доходам так вследствие этого и по уровню жизни. Также немаловажно и то, что огромная масса трудоспособного населения не работает по причинам явной и скрытой безработицы.

При этом в такой деятельности могут быть замешаны политические партии и движения, должностные лица и рядовые граждане. Выделяют также и различные формы политического экстремизма: Так называемая «правая» идеология выступает за «чистоту» государства, ее приверженцы настроены против мигрантов и представителей других государств. Социальный экстремизм В современном обществе значительно выражено социальное неравенство и расслоение на большое количество подгрупп по уровню материального благосостояния.

Такая ситуация привела к тому, что все больше людей знают, что значит социальный экстремизм. Так именуется идеология, основанная на чувстве социального неравенства, особенно характерная для молодежи. Однако организации, должностные лица и граждане, придерживающиеся такой идеологии, выступают за посягательство на социальные устои, общественную справедливость и равноправие граждан.

При этом они считают, что один класс должен превосходить другой, к примеру, бедные над богатыми, и стараются подкрепить свои идеи конкретными действиями. Националистический экстремизм Опасной разновидностью социального явления считают национальный экстремизм. Он представляет собой: Радикальные идеи, действия и настроения в отношении представителей иной нации, народности или национальности, этнической группы.

Признание верховенства одной нации над другой. Стремление к физической или политической «ликвидации» нетитулованного населения. Ярким примером национального экстремизма, всколыхнувшим всю планету, можно назвать фашизм.

Международный экстремизм В последние десятилетия формируется новая экстремистская деятельность, которую ученые определяют как международная. Она проявляется в форме радикального экономического и демократического противостояния между государствами. Ее появление связывают с: Появлением транснациональных компаний, стремящихся унифицировать развитие разных стран под свои нужды.

Глобализмом в виде рыночного, политического и военного давления, выражающегося в привязке к банковскому сектору западных стран, ориентации на экспорт сырья и прочем. Чем опасен экстремизм? На государственном уровне опасность политического экстремизма и других разновидностей явление считается реальной угрозой национальной стабильности и безопасности.

Она может привести к: Воспрепятствованию работы государственных органов и институтов. Срывам выборов и голосований.

Путин связал появление экстремизма и уголовщины с нелегальной миграцией

Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде. Прокуратура информирует от компании Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области. Его признаки и профилактика», которая освещает причины возникновения экстремистской деятельности, а также пути решения. Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде. Прокуратура информирует от компании Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области. Одной из причин появления экстремизма В.А. Диль выделяет «экстремизм, как предвестник нового миропорядка».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий