Блокада города Ленинграда (ныне Санкт‑Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
Решение одного человека
- 💥 Непокорённый Ленинград Как проходила эвакуация из Ленинграда 27 июня 1941 г. по.. | ВКонтакте
- В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее · Город 812
- Новости и события Российского исторического общества
- Ладожское озеро
- Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады
Новости и события Российского исторического общества
Эвакуация из Ленинграда началась в июле, однако она имела не такие значительные масштабы, как того требовала ситуация. Во время блокады Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года, население города проявило невероятную смелость и выдержку. В целом во время эвакуации умерло 120–160 тысяч ленинградцев (только на территории Вологодской и Ярославской областей, по данным историка Александра Ваксера, умерло 20 тысяч эвакуированных из Ленинграда). Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город.
Вы точно человек?
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде | В многочисленных воспоминаниях бывших блокадных детей и их родителей проблема софинансирования эвакуации не поднимается. |
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город | Блокада Ленинграда длилась 872 дня. |
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории? | Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. |
Твои дети, Ленинград | Новгородские ведомости | В целом эвакуировано из Ленинграда было до 1 миллиона человек, из них те, которые прошли через Ярославский край – до 600 тысяч, и 300 тысяч остались у нас. |
Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было? | После прорыва блокады в феврале 1943 г. было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых. |
За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал
Блокада Ленинграда стала одним из наиболее жутких военных преступлений нацистов во Второй мировой войне. они стали Дорогой жизни, спасительным путем. «Эвакуация детей Ленинграда в Ленинградскую область (1941)». Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области.
Блокада Ленинграда
- В порядке очереди
- Проблемы эвакуации жителей
- Просмотр трансляции
- Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
- Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников
- Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
"Если видишь тонущую машину - не останавливайся!" Спасение ленинградцев на Дороге Жизни
Архивы Санкт-Петербурга: Документы по эвакуации детей | Пикабу | В целом эвакуировано из Ленинграда было до 1 миллиона человек, из них те, которые прошли через Ярославский край – до 600 тысяч, и 300 тысяч остались у нас. |
«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда | Свыше пяти тысяч оцифрованных архивных дел с информацией о судьбах более чем 684 тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда переданы Архивному комитету Санкт-Петербурга. |
Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11.
Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать.
Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года.
А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото.
Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано?
Многие пытались покинуть Ленинград еще до начала блокады. Так, решение о вывозе детей из города в Ленинградскую и Ярославскую области было принято еще 29 июня, предполагалось эвакуировать 390 тысяч детей. Была создана специальная городская комиссия, которая занималась вопросами эвакуации, а также проводила разъяснительную работу среди жителей, так как в то время многие еще отказывались покидать свои дома. В июле началась эвакуация промышленных предприятий вместе с сотрудниками и их семьями. По плану, каждый день из города должно было вывозиться 30 тысяч человек. Эвакуация происходила в три этапа: первая волна длилась с 29 июня по 27 августа 1941 года, вторая — с сентября 1941 по апрель 1942 года и третья — с мая по октябрь 1942 года. В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек.
Путь через замерзшую Ладогу был трудным и опасным: грузовики, нагруженные людьми, рисковали в любую секунду уйти под лед или попасть под вражеский обстрел. Это было днем. К ночи нас повезли по лесной узкоколейке, потом посадили на машины и везли по Ладоге. Ехать было страшно, нас обстреливали. Мой брат Женя нам говорит: «Мама, Тося и Коля, закрывайте глаза, чтобы не так было страшно тонуть». Воды на льду было много, машинам ехать трудно, но мы, слава Богу, до берега доехали, после нас еще несколько машин доползли, а потом раздался страшный крик. На берегу была огромная беда — кричали, плакали, что на дно Ладоги ушло семь машин с людьми, а может, и больше», — писала в своем дневнике ленинградская школьница Антонина Григорьева. В блокаду ей было всего 11 лет. Однако невзирая на все тяготы, вездесущие голод, холод и смерть, ленинградцы не падали духом. Многие уже с конца сентября 1941 года стали ждать скорого снятия блокады.
Никто не верил, что это надолго. Эту веру подпитывали в том числе и первые попытки прорыва блокады, предпринятые в сентябре-октябре, а позднее — успех советских войск в битве за Москву. После того, как немцев отбросили от столицы, все в Ленинграде ждали, что вот-вот и их город будет освобожден от карателей. Но ждать пришлось долго. По разным данным, за годы блокады погибло от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек, по большей части — дети, женщины и старики. Причиной гибели большинства мирных жителей стали не обстрелы и авиаудары, а голод и болезни. И все-таки Ленинград выстоял, навеки оставшись символом мужества, стойкости и воли. За самоотверженность и отвагу, проявленную его жителями в годы войны, Ленинграду было присвоено звание города-героя, а подвиг и жертва блокадников остались воспеты во многих бессмертных творениях. Среди них — стихи знаменитой ленинградской поэтессы Ольги Берггольц , которая как никто другой, сумела передать всю боль переживших блокаду и вместе с тем их неиссякаемую жажду жизни: Я говорю: нас, граждан Ленинграда, не поколеблет грохот канонад, и если завтра будут баррикады — мы не покинем наших баррикад. И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам патроны поднесут, и надо всеми нами зацветут старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце, такое обещание даю я, горожанка, мать красноармейца, погибшего под Стрельною в бою. Мы будем драться с беззаветной силой, мы одолеем бешеных зверей, мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени российских матерей.
В базу внесены данные на 847 969 персоналий — около половины от общего числа эвакуированных. Восстановить полную картину, помочь людям восстановить утраченные связи, подтвердить право на получение поддержки от государства можно только объединив сведения, хранящиеся в архивах различных субъектов Российской Федерации. Ярославская область была одним из первых регионов, принявших эвакуированных ленинградцев, здесь разместили детей в июле 1941 г. Ярославщина также являлась пунктом транзита, на ее земле оказывалась помощь тем, кто направлялся вглубь страны.
Материалы для нее собирали в государственном архиве Кировской области. Именно этот регион стал временным убежищем для 30 тысяч детей. Исторические документы рассказывают о том, как воспитанников детских домов сначала везли через линию фронта, потом распределяли по городам и поселкам. Кураторы отмечают точность, с которой педагоги в то время старались составлять учетные записи на каждого ребенка.
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде
Напомню вам, что блокада продолжалась не месяц и не два, а более двух лет — неужели за это время нельзя было эвакуировать всех, кто не занимался в городе чем-то жизненно важным для военного дела? Можно возразить, что пропускной способности "дороги жизни" не хватило бы на всех желающих покинуть город — но тогда каким образом пределы осаждённого Ленинграда покидали сотни единиц произведённой военной техники и миллионы снарядов? Второй и тоже очень важный вопрос — а почему в блокадном городе, который согласно советской версии, был полностью отрезан от снабжения и получал только немного муки и других простейших продуктов по "дороге жизни", так неплохо питались и ни в чём себе не отказывали партийные чиновники? Историк Никта Ломагин написал книгу "Неизвестная блокада", в которой приводит цитаты из дневника инструктора отдела кадров горкома ВКПб Николая Рибковского, сделанную 9 декабря 1941 года:"С питанием теперь особой нужды не чувствую.
Утром завтрак — макароны или лапша, или каша с маслом и два стакана сладкого чая. Днем обед — первое щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, второе котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, на второе свинина с тушеной капустой.
А 17 декабря 1941 года Исполком Ленгорсовета разрешил Ленглавресторану отпускать ужин без продовольственных карточек партийным чиновникам. То есть, в блокадном Ленинграде функционировал ресторан. В пищеблок Смольного входило несколько столовых и буфетов, которые и во времена блокады снабжались более чем неплохо.
Столовые были разного уровня — в том числе была правительственная столовая "высшего разряда обслуживания", в которой было абсолютно всё, как в Кремле — фрукты, овощи, икра, пирожные, молоко и молочные продукты, торты, батоны, булочки и шоколад. А ещё в Смольном в блокаду круглые сутки было электричество, функционировала канализация, была вода и даже работал парикмахер и мастер по маникюру. Что же получается?
Одними из самых крупных источников информации стали архивы Ярославской, Новосибирской, Кировской и Свердловской областей, а также Алтайский край, Республика Марий Эл и Республика Башкортостан, — именно туда было эвакуировано наибольшее количество детей и взрослых, спасавшихся из осажденного фашистами города. Систематизированный поиск судеб эвакуированных жителей блокадного Ленинграда был начат Архивным комитетом Санкт-Петербурга еще в 2011 году на основе документов, хранящихся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга ЦГА СПб и части ведомственных архивов Санкт-Петербурга. Несмотря на прошедшее со времени блокады Ленинграда время, каждый год в архивные учреждения Санкт-Петербурга поступают обращения граждан, продолжающих разыскивать сведения о своих родственниках, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Эта огромная работа, которую сложно переоценить, сделала возможным последующее создание и публикацию в сети Интернет электронной базы данных «Блокада Ленинграда. Эвакуация», которая сегодня содержит 833 899 имен.
Задача была весьма непростой, учитывая, что за предыдущий месяц удалось завезти продовольствия меньше чем на десять дней. Причём эти поставки проходили в крайне неблагоприятных условиях — на Ладоге начался период штормов, и в отдельные периоды рейсов вообще не было. На следующий день началось снабжение Ленинграда по воздуху. Ранее самолёты доставляли в город только оружие и боеприпасы. Однако большое количество транспортных самолётов выделить было невозможно, всех их передали на нужды армии. Поэтому рейсы совершало лишь 50 Ли-2. Несколько дней им помогали десять бомбардировщиков, позднее вернувшихся к своим основным задачам. Самолёты в основном возили в город концентраты и мясо. В общей сложности за два месяца блокады они доставили в Ленинград более пяти тысяч тонн продовольствия. Большую часть — в ноябре. Всего за два месяца блокады в город было доставлено 30 тысяч тонн продовольствия по данным уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Павлова. Этого хватало только на 15—20 суток блокадного существования. При этом более-менее приемлемые хотя и незначительные темпы доставки появились только начиная со второй половины октября, когда действительно были брошены все усилия на снабжение города. Но почему этого не произошло ещё в сентябре? Можно было бы объяснить это отсутствием оборудованного порта для быстрой разгрузки, плохой организацией, недостатком экипажей и плохим состоянием судов. Но в октябре в значительно более неблагоприятных для навигации условиях количество перевезённых грузов удалось увеличить почти вдвое. К тому же в первые три дня навигации удалось доставить более трети от всех доставленных за первый месяц грузов. Но почему дальше не удалось сохранить эти темпы? Ответ, по всей видимости, надо искать в обстановке на фронте. В сентябре судьба Ленинграда висела на волоске. И это не преувеличение, угроза потери города осознавалась всеми, в том числе и в Ставке. Жуков вспоминал: "Сталин заговорил о Ленинграде и Ленинградском фронте. Положение, сложившееся под Ленинградом в тот момент, он оценивал как катастрофическое. Помню, он даже употребил слово "безнадёжное". Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней и Ленинград придётся считать потерянным". Положение действительно было критическим, началась кадровая чехарда. За половину месяца сменилось три командующих Ленинградским фронтом. Однако он трезво оценивает обстановку и не желает участвовать в операции, которая с высокой долей вероятности обернётся поражением и потерей города. Ворошилову удалось добиться от Сталина своей замены. И уже через несколько дней во главе Ленинградского фронта был поставлен Жуков. На следующий день после начала блокады началась подготовка к уничтожению важных городских объектов. Во всех райкомах, а также на крупных предприятиях были созданы специальные партийные "тройки". Их задачей было составить список объектов, подлежащих уничтожению в случае захвата города немцами. Также планировалось уничтожить корабли Балтфлота, чтобы они не достались врагу. Таким образом в сентябре 1941 года вероятность потери Ленинграда оценивалась как очень высокая. Кроме того, в городе хватало запасов продовольствия на месяц.
Идея выставки пришла к нам из Пермского землячества в Санкт-Петербурге, они предложили этим проектом показать связь между Питером и Пермью. Здесь вы не увидите ничего пафосного и героического. Он не о тех, кто был на передовой, он о маленьких и, казалось бы, незаметных людях, которые совершали свой небольшой каждодневный подвиг, находясь вдали от разрывающихся снарядов. Эта выставка о человечном отношении друг к другу, о помощи и самоотверженности, о творчестве, радости и любви, которые являются основой человеческой природы, вопреки невзгодам. Для реализации этой идеи взяты экспонаты из музеев ПАО «Мотовилихинские заводы», АО «ОДК-Пермские моторы», ЗАО «Лысьвенский металлургический завод», личные вещи и документы из собраний частных коллекционеров, ветеранов ВОВ, тружеников тыла, живопись, дизайнерские инсталляции, мультимедийные и интерактивные арт-объекты. Только представьте, сколько нужно было ресурсов, чтобы взять и обеспечить всем удвоившееся население нашего города. Мы заходим с Мариной в первый зал и подходим к расположившимся в углу санях и длинному, прямо на всю высоту стены, свитку, где мелким-мелким почерком нанесены воспоминания из дневников тех страшных дней. Перед вами лента воспоминаний — это реальные события, описанные Софией Островской. Эту ленту можно развернуть, и мы увидим историю воспоминаний от первого дня блокады до последнего. Если мы вчитаемся, то поймем, какой должна быть сила духа у человека, и при этом узнаем очень трогательную историю.
За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал
Если мы вчитаемся, то поймем, какой должна быть сила духа у человека, и при этом узнаем очень трогательную историю. Инсталляция с санями воспроизводит фотографию, которая висит тут же на стене и отображает перед нами катастрофу города в то время: когда не было ни отопления, ни водоснабжения, ни продуктов, жители вынуждены были идти на Неву за водой. Приходилось топить печки-буржуйки остатками комодов, деревянными ведрами, дубовым паркетом и проч. Мы разворачиваемся к другой стороне стены и перед нами уже множество оружий, мешки с песком для обороны и лыжи. Наверно, мало кто знает, что из Перми отправляли лыжную бригаду — группу лыжников, которые должны были прорвать блокадное кольцо. Вы видите реальные фотографии того времени, документы пермяков, которые находились на обороне Ленинграда. Мы снова начинаем перемещаться по выставке, Марина продолжает: — Дальше мы переходим в зал, который символизирует путь эвакуированных жителей в тыл, то есть каким образом ленинградцы попадали к нам: с помощью железной дороги Марина указывает на сконструированную теплушку или по воде переводит внимание на макет корабля.
Как раз сегодня, в день открытия выставки, к нам приходила женщина, которая рассказала, что она была эвакуирована именно так: ехала в холодном вагончике, лежала на верхней полочке у окошка, ей тогда было 12 лет. Подходим ближе к теплушке и заглядываем внутрь. Справа в два яруса сколочены нары, на которые накинуты тонкие одеяла, тут же несколько небольших чемоданов.
В Москве картину пока показали только кинокритикам и журналистам. Уже в пятницу — премьера в Петербурге. На нее пригласили, конечно, и тех, кто не понаслышке знает о блокаде Ленинграда. На экране 2 страшных дня — всего их было 872. Город полностью освободили в 27 января 1944 года.
У железной дороги имелись свои приоритеты — военные грузы, поэтому эшелоны шли в том темпе и по тем направлениям, куда их можно было направить. Места направления менялись довольно часто и неожиданно, особенно если начинались бомбёжки. Истощенные дети в дороге болели, их могли высадить, оставить в госпиталях. Если везли малышей, то бывало, что дети не знали или забывали свои имена и фамилии, адреса.
Могли также поменяться или умереть в пути сопровождающие детей взрослые со списками. То есть возникала масса непредвиденных ситуаций… Самая трагическая страница истории войны — это возвращение и поиск детей. Найти и возвратить родителям потерянного ребенка удавалось не всегда. Порой поиск велся десятилетиями и продолжался уже в наше время.
В архивах хранится очень много запросов от людей, которые детьми в войну были вывезены из Ленинграда. Даже когда им исполнялось 60 и больше лет, они продолжали надеяться, искать своих родителей и родных. Оставшиеся в живых родственники Тани Савичевой — сестра Нина и брат Михаил — ничего не знали о её судьбе до самых 1960-х. О том, что она умерла в эвакуации, близкие узнали через 20 лет после её смерти.
И это только один случай из тысяч… Галина Тольская с преподавателем Бишкекского финансово-экономического техникума, в котором когда-то училась. Фото: предоставлено семьёй Галины Тольской Личное дело Рассказывает жительница Бишкека Кыргызстан Галина Тольская: — О том, как мы жили во время блокады Ленинграда, я написала воспоминания и назвала их так: «Неужели это было со мной? Так случилось, что папа уехал в Кронштадт и потом не смог оттуда выбраться, а позже был оттуда эвакуирован. Он болел, на фронт его не взяли из-за болезни.
Мы с мамой и двумя младшими сестрами остались в осаждённом городе. Мама и сестры умерли в первую зиму. Я осталась одна. Какое-то время жила у соседей.
Потом попала в детский дом, и нас вывезли в Ярославскую область. В 1943 году папа сумел меня разыскать, приехал в детский дом. Мы очень радовались тому, что снова оказались вместе. Думали, что потеряли друг друга навсегда.
Папа жил и работал на станции Берендеево. Но радость оказалась недолгой: папа скоро ушёл из жизни. Меня взял в свою семью человек, у которого папа работал. В 1947 году эта семья переехала жить в Узбекистан.
Для института было выделено некоторое количество полушубков, но их получило очень незначительное число людей. Все остальные ходили в осенних пальто и куртках, что при жестких морозах было весьма ощутимо». В начале ноября 1941 года в Челябинскую область «дополнительно» эвакуировали 12 тысяч детей из города Ленинграда, что потребовало в течение трех дней освободить и подготовить для прибывших детских домов помещения, обставить их мебелью, снабдить топливом, мылом, керосином, детской одеждой и обувью, всех детей требовалось помыть, поставить необходимые прививки и госпитализировать заболевших [23]. Для преодоления трудностей в приеме ленинградских детей и «осуществления оперативного руководства всей учебно-воспитательной и хозяйственной деятельностью эвакуированных детских учреждений» в структуре Челябинского областного отдела народного образования 15 декабря 1941 года создан «специальный сектор по руководству всеми типами детских учреждений, эвакуированных в нашу область» [24]. К 25 января 1942 года в Челябинской области находилось 225318 человек, в том числе 33591 человек прибыли вместе с детскими учреждениями. В апреле 1943 года в области находилось 128,7 тысяч эвакуированных детей, намного больше, чем в других уральских областях [25]. Приём эвакуированных детских учреждений в Челябинской области возглавила заместитель председателя облисполкома Мария Дмитриевна Ковригина [26].
Мария Дмитриевна, оставила очень яркие воспоминания о встрече эшелонов с эвакуированными ленинградскими детьми [27]. Положение детских учреждений, размещённых в Челябинской области, оставалось в зоне внимания облисполкома и после возобновления их работы [28]. В фонде Челябинской областной плановой комиссии имеется список детских домов за 1942 год, который содержит данные о размещении эвакуированных детских домов в Красноармейском, Каракульском, Кочердыкском, Уксянском, Шатровском районах [30]. Неполные сведения о воспитанниках эвакуированных детских учреждений и педагогических кадрах имеются в документах Челябинского областного отдела народного образования ОГАЧО. Детей из Ленинграда принимали и местные детские дома, о чём мы можем узнать из списка воспитанников Сосновского детского дома, эвакуированных из Ленинграда. В графе «родители» у большинства из них указано «отец на фронте в Ленинграде» [31]. Большая часть документов на воспитанников детских домов остается на хранении в ведомственном архиве Министерства образования Челябинской области.
В фонде Челябинского облоно также имеется переписка о розыске родителями потерянных в ходе эвакуации детей [32]. Через территорию Челябинской области шли пути эвакуация далее на восток. В марте 1942 года было проведено обследование состояния обслуживания на станции Челябинск проходящих железнодорожных эшелонов с эвакуированными гражданами. Обозначив недостатки в работе вокзала и эвакуационного пункта: большие общие очереди за горячим питанием, в камеру хранения вещей, отсутствие матрасов в областном эвакопункте, — облисполком решил организовать столовую по обслуживанию эвакуированных из города Ленинграда, а при буфете Челябинского вокзала эвакуированным ленинградцам предоставлялось горячее питание и сухие пайки [33]. Снятие осады Ленинграда в 1944 году создало условия для реэвакуации. Согласно распоряжению Челябинского облисполкома от 22 августа 1944 года граждане, реэвакуируемые в Ленинградскую область, могли сдать на заготовительном пункте урожай с собственного приусадебного участка, чтобы получить такое же количество продуктов уже на новом месте [35]. В первую очередь выезд разрешали нетрудоспособному населению, поэтому реэвакуация ленинградцев растянулась на послевоенный период.
За период войны 1941—1945 годов Челябинская область оказалась важной зоной приема и транзита эвакуированных из Ленинграда и Ленинградской области. Большой вклад внесли власти и трудящиеся Челябинской области в спасение десятков тысяч измученных голодом ленинградских детей.
В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда
"8 октября в связи с обстоятельствами военного времени (8 сентября началась блокада Ленинграда) была проведена операция по эвакуации из Ленинграда в Новосибирск осужденных и подследственных заключенных из Ленинградских тюрем. Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. Седьмую симфонию Шостаковича в день годовщины снятия блокады Ленинграда играет новосибирский симфонический. В течение 2020-2021гг продолжалась масштабная работа с региональными архивными учреждениями по поиску и сбору информации об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда, которых в годы войны судьба разбросала по всему Советскому Союзу. Моментального и массового возвращения эвакуированных жителей в Ленинград после снятия блокады не произошло.
Начало блокады
- Новости и события Российского исторического общества
- Просмотр трансляции
- В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда // Новости НТВ
- Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев — Новости Санкт-Петербурга ›
Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда
«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда | До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. |
В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города | Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники. |
Твои дети, Ленинград | Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. |
Проблемы эвакуации жителей | Во время блокады Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года, население города проявило невероятную смелость и выдержку. |