Может быть, признание территориальной целостности Армении в пределах 29,8 тыс. кв. км занимаемой республикой территории? Это станет очередным реальным шагом к строительству интеграционного пантюркистского проекта «Великий Туран», куда вслед за Турцией и Азербайджаном предполагается включить бывшие советские среднеазиатские республики. Пока армянский премьер Пашинян рвет связи с Россией, пытаясь сделать Армению "европейской страной", Азербайджан выдвигает новые территориальные претензии. Это станет очередным реальным шагом к строительству интеграционного пантюркистского проекта «Великий Туран», куда вслед за Турцией и Азербайджаном предполагается включить бывшие советские среднеазиатские республики.
Армения и Азербайджан договорились по Карабаху. Конец многолетнему конфликту?
Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н.
Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «...
Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование.
Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном.
В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты.
Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта.
В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира. Армянские вооружённые силы должны покинуть оккупированные территории Азербайджана. Весь мир признает Нагорный Карабах как составную часть Азербайджана».
Провокации июля-августа 2020 года В июле 2020 года Армения совершила очередную военную провокацию в товузском направлении государственной границы Азербайджана. Цель провокаций заключалась в создании нового очага напряженности в регионе, переносе на второй план вопроса оккупации Арменией азербайджанских территорий, вовлечении в конфликт третьих государств и нанесении ущерба стратегической инфраструктуре Азербайджана. В результате одно гражданское лицо и группа азербайджанских военнослужащих, включая высокопоставленных офицеров, стали шехидами.
Азербайджанская армия дала врагу достойный отпор, нанеся ему сокрушительный удар. Обратившись за поддержкой к Организации Договора о коллективной безопасности, Армения признала свое поражение. В августе 2020 года Армения, прибегнув к очередной военной провокации, заслала в Азербайджан диверсионную группу с целью совершения террористических актов.
Однако 23 августа 2020 года эта группа была обезврежена, ее главарь задержан, таким образом, очередной террористический план провалился. Принятие Арменией военной доктрины и стратегии национальной безопасности агрессивного и наступательного характера, создание в Армении состоящих из гражданских лиц вооруженных добровольческих отрядов для участия в военных операциях против Азербайджана, призыв министра обороны Армении к «новой войне за новые территории», угрозы официальных лиц этой страны о нанесении удара по крупным городам и важной гражданской инфраструктуре Азербайджана, привлечение Арменией наемников и террористов из различных стран, приобретение большого количества оружия и пр. Новый военный план Армении 21 сентября 2020 года Президент Азербайджана, председатель Движения неприсоединения Ильхам Алиев в своем выступлении на заседании высокого уровня в рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященном 75-летию ООН, заявил, что агрессивная риторика и провокации свидетельствуют о подготовке Арменией новой агрессии против Азербайджана: «Мы призываем ООН и международное сообщество сдерживать Армению от очередной военной агрессии.
Ответственность за провокации и эскалацию напряженности ложится на военно-политическое руководство Армении. Армяно-азербайджанский конфликт должен быть урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджана и на основе резолюций Совета Безопасности ООН». Но, к сожалению, мировое сообщество не предприняло никаких практических шагов для предотвращения последовательных провокаций и новых военных планов Армении.
Еще больше воодушевленная этим Армения 27 сентября 2020 года со всех направлений перешла в наступление на позиции азербайджанской армии, применив тяжелую артиллерию, подвергла шквальному обстрелу населенные пункты. Тем самым армяно-азербайджанскому конфликту был положен конец, Азербайджан восстановил свою территориальную целостность. Азербайджан в одиночку разрешил данный конфликт, как на поле боя, так и впоследствии за столом переговоров.
Победа, одержанная на поле боя, вынудила врага поднять белый флаг и сдаться, подписать акт о капитуляции. Таким образом, на основании данного документа Агдамский, Кяльбаджарский и Лачинский районы были освобождены без единого выстрела. Создание Зангезурского коридора стало исторической необходимостью.
Полное восстановление суверенитета После Отечественной войны Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев выступил с инициативой разработки мирного соглашения с Арменией на базе 5 основных принципов, включающих взаимное признание территориальной целостности и суверенитета друг друга. На состоявшейся 6 октября 2022 года в Праге в рамках Саммита «Европейского политического сообщества» четырехсторонней встрече Армения заявила о признании территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. В знак протеста против незаконной эксплуатации Арменией природных ресурсов на территориях Азербайджанской Республики, где временно размещен российский миротворческий контингент, 12 декабря 2022 года на участке дороги Лачин-Ханкенди, проходящем через территорию города Шуша, началась мирная акция протеста представителей неправительственных организаций и экоактивистов, которая продолжалась 138 дней.
Тем самым завершился процесс полного восстановления территориальной целостности Азербайджана. Был положен конец злоупотреблению Арменией Лачинской дорогой, переброске ею оружия и боеприпасов и другим незаконным действиям. Однако провокации Армении и остатков незаконного режима не прекратились.
В результате антитеррористической операции, продолжавшейся менее одного дня, остававшиеся в регионе армянские вооруженные силы были полностью разоружены и выведены с территории Азербайджана, а остатки незаконного режима объявили о его ликвидации.
Никаких препятствий нет, в том числе и пациенты, которых перевозят по линии Красного Креста, а также и машины скорой помощи из города Ханкенди. Любой непредвзятый человек, естественно, это должен видеть», - сказал Ильхам Алиев, призвав при этом не использовать трибуну для необоснованных обвинений. В свою очередь, Владимир Путин, подводя итог этой незапланированной полемики, признал наличие разночтений по второстепенным вопросам, связанным со смыслом, вкладываемым в тот или иной термин. И это действительно база для того, чтобы договориться по другим, все-таки вопросам второстепенного характера», - констатировал Путин.
Акцент, сделанный российским лидером на приоритетности принципа территориальной целостности, дает основание для вывода, что Азербайджан и Армения как никогда близки к заключению окончательного мира, и это положение устраивает как сами стороны, так и региональных игроков, в данном случае в лице России. По итогам трехсторонней встречи лидеры Азербайджана, Армении и России договорились о встрече через неделю вице-премьеров трех стран для снятия, как выразился Путин, «не зачищенных пока вопросов». Как можно видеть, 35-летний конфликт постепенно приближается к своему логическому завершению. Вопреки многолетним спекуляциям армянской стороны принципом самоопределения наций Азербайджан смог отстоять свою правоту, основанную на принципе территориальной целостности государств. Отрадно, что главенство именно этого принципа подчеркнул и Владимир Путин, а стало быть это является официальной позицией российского государства.
Например, мы до сих пор не слышали публичных заявлений от руководства Азербайджана о признании территориальной целостности Армении, тогда как такие слова на закрытых встречах слышим. Это нас беспокоит и может свидетельствовать о том, что Азербайджан имеет территориальные претензии к Армении. Не только не соблюдаются договоренности, но пока мы говорим, что адресование вопроса прав и безопасности армян Нагорного Карабаха должно стать частью урегулирования и без этого невозможно ожидать прочного и долгосрочного мира на Южном Кавказе, мы видим блокаду Лачинского коридора и осаду целого народа, подталкивание его к голоду, в том числе детей, беременных и других уязвимых слоев населения», — подчеркнул Мирзоян.
Вместе с тем, добавил, что границы между двумя странами не определены. И это было подтверждено на четырехсторонней встрече 6 октября в Праге, в ходе которой Алма-Атинская декларация была принята за основу для делимитации границ", — сказал глава армянского правительства. Как отметил Пашинян, создается впечатление, что план Баку в том, чтобы подписать мирный договор с пунктами, оставляющими лазейки для оспаривания границ, зафиксированных Алма-Атинской декларацией.
Если границы между двумя странами не определены, то о каких участках на границе говорит Баку? С точки зрения Пашиняна, если подобные вопросы поднимаются, значит, границы определены.
Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана
Общество - 26 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности, сообщил 25 мая премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая на расширенном заседании Высшего евразийского экономического совета. Армия Турана растет: Азербайджан хочет захватить новые земли Армении. Армия Турана растет: Азербайджан хочет захватить новые земли Армении. Пашинян передает армянские сёла Азербайджану. Армения и Азербайджан не первый год имеют друг к другу территориальные претензии.
Капитуляция Армении откроет путь «Великому Турану» и переделу Каспия
Кроме того, Азербайджан поддерживает принцип территориальной целостности, так что думаю, что азербайджанский народ будет рад, если нам удастся мирным путем восстановить свой суверенитет на всей территории страны. Азербайджан не могут убедить отказаться от территориальных претензий к Армении, сообщает газета «Грапарак» со ссылкой на источник, близкий к армянским властям. Это нас беспокоит и может свидетельствовать о том, что Азербайджан имеет территориальные претензии к Армении. Комиссии Армении и Азербайджана по вопросам делимитации госграницы 9 апреля согласовали её на нескольких участках. После распада СССР Армения и Азербайджан подписали Алма-Атинскую декларацию, которая определила территориальную целостность бывших республик в границах 1991 года. 23 апреля протестующие против территориальных уступок в Тавушской области перекрыли самую длинную автомобильную трассу Армении Ереван — Севан.
Азербайджан продвигается вглубь территории Армении: что известно на данный момент?
По его словам, территория современной Армении исторически принадлежит Азербайджану. Сегодняшняя Армения — это наша земля", - подчеркнул Ильхам Алиев. Президент также отметил, что, говоря об этом, он не выдвигает территориальных претензий, но акцентирует внимание на исторической правде.
Более того, Ереван как в прошлом, так и сейчас предлагает механизмы по исключению подобных рисков, однако его предложения по сей день остаются без ответа. Армянская сторона готова обсудить вопрос применения других эффективных механизмов», — говорится в заявлении. Внешнеполитическое ведомство также подтверждает готовность Еревана к продолжению активных усилий для скорейшего завершения работы над проектом договора о мире и нормализации отношений с Баку и его подписания.
Президент Ильхам Алиев высказался довольно однозначно: армяне Карабаха должны или получить азербайджанские паспорта или покинуть регион.
Причем и он, и его чиновники не раз говорили, что вместе с паспортом гарантируют армянам Карабаха такие же права, что есть и у других граждан Азербайджана. Эти заявления встретили и скептические комментарии, в которых отмечается, что в Азербайджане с правами человека дела обстоят плохо, а учитывая пропаганду ненависти к армянам в школах, возникает вопрос, как здесь будут относиться к этническим армянам, как согражданам. Хотя карабахские армяне еще не заявили о желании получить азербайджанское гражданство, Би-би-си обратилась в Государственное агентство по оказанию услуг гражданам ASAN с вопросом, куда должны будут обращаться армяне Карабаха, если захотят получить азербайджанские паспорта. Там посоветовали позвонить в МВД. Министерство пока не ответило на звонки, так же как и Миграционная служба Азербайджана. Некоторые наблюдатели, в том числе и Александр Искандарян, считают, что власти Азербайджана просто стараются выжить армян из Карабаха.
По словам политолога, когда он слышит, что армяне получат те же права, что и азербайджанцы, он спрашивает себя: какие права? Эксперт: дать армянам свободу — плохой прецедент для Алиева Азербайджанский историк Карабахского конфликта Ариф Юнус согласен с ним: «Получается, что везде в Азербайджане ненормальные выборы, а в одной части нет — так не бывает». Азербайджан в разных международных рейтингах и отчетах фигурирует как наименее демократичная страна на Южном Кавказе. Многие журналисты, политики, правозащитники прошли через тюрьмы, множество критиков режима покинули Азербайджан. Оппозиция почти не представлена в парламенте, а немногие допущенные к президентским выборам кандидаты либо сами были сторонниками действующего президента Алиева, либо почти неизвестные публике политики. В индексе свобод от Freedom House где учитываются не только страны, но и территории непризнанная Нагорно-Карабахская республика считается частично свободной, тогда как Азербайджан несвободной страной.
По словам историка, окажись армяне в составе Азербайджана и в безопасности, они могли бы требовать на международном уровне, в том числе в Парламентской ассамблее Совета Европы ПАСЕ , выполнения Азербайджаном своих обязательств по правам национальных меньшинств и правам человека в целом. По мнению эксперта, цель властей Азербайджана — сделать так, чтобы армяне добровольно ушли. Лакмусовая бумажка для демократов В период 44-дневной войны 2020 года оппозиция в Азербайджане поддержала власть, оставив разногласия до окончания боевых действий. Общество тоже было солидарно с азербайджанскими военными, стремившимися вернуть территории, утраченные в ходе первой войны в Карабахе в начале 1990-х годов. Но впоследствии когда произошли новые столкновения уже на территории Армении некоторые известные критики режима стали осуждать действия азербайджанских властей. В ответ на это власти развернули против них кампанию в соцсетях, распространяя фотографии критиков властей с прифотошопленной печатью: «знай предателя».
Сегодня азербайджанская оппозиция, осуждающая насилие властей в разных регионах страны, блокаду Карабаха не критикует.
Тем более, невозможным делает участие Азербайджана в этой структуре присутствие в ней Армении, с которой Баку пока еще не пришел к мирному соглашению. Вот и на заседании ВЕЭС армянский премьер вступил в словесную перепалку с азербайджанским лидером. Не переварив слов Ильхама Алиева относительно инициативы Баку по Зангезурскому коридору, Никол Пашинян расценил это как посягательство на территориальную целостность Армении, попутно обвинив, с одной стороны, Азербайджан в «блокировании» Лачинской дороги, а с другой — Россию за то, что она допускает эту так называемую «блокаду». Что за территориальные претензии Азербайджана к Армении рисует воображение Пашиняна, известно только самому премьеру, который, видимо, забыл, что Баку — сторонник определения границы между двумя странами на основе Алматинской декларации 1991 года, о чем не раз заявлял официально.
А сверх этой международно признанной границы Азербайджану ничего от Армении и не надо. Ильхам Алиев парировал эту труднообъяснимую и немотивированную агрессию армянского визави, заявив, что у Азербайджана, естественно, никаких территориальных претензий нет. А термин «коридор» используется так же применительно к коридору «Север-Юг» и «Восток-Запад», и тут говорить о посягательстве на территорию соседней страны совершенно неуместно. Что касается дороги Лачин-Ханкенди, которую Пашинян называет «Лачинским коридором», то она открыта, подчеркнул азербайджанский лидер. Этот погранично-пропускной пункт находится в 20 метрах от поста российского миротворческого контингента.
Пашинян предложил Баку неожиданный компромисс
С 12 декабря 2022 г. Азербайджан подверг Республику Арцах тотальной террористической спланированной блокаде, перекрыв единственную «Дорогу жизни» международно-признанный Лачинский Бердзорский коридор, связывающую Арцах с Арменией и цивилизацией. Азербайджанская блокада Арцаха - военное преступление. Азербайджан систематически доказывает, что Арцах никогда не может быть в его составе, целенаправленно отключая газ, электроэнергию, осуществляя блокаду 120 тысяч человек. Бакинская администрация своими заявлениями и действиями демонстрирует геноцидный план окончательного решения армянского вопроса и уничтожения армян Арцаха. Необходимо формирование контртеррористической коалиции стран для пресечения преступных злодеяний бакинского режима. В октябре 2022 г.
Алиев сразу после встречи с Р. Эрдоганом в аэропорту оккупированного Зангилана Ковсакана записал на своей странице в соцсети, что отныне все вопросы на Кавказе будут решаться так, как этого хотят Анкара и Баку. Таким образом, Турция и Азербайджан фактически заявили, что России нет места на Кавказе. Эрдоган объявил Россию противником - ria. Ранее 1 декабря 2019 г. В годы второй мировой войны Турция активно помогала германскому фашизму.
Турция всегда вступает в союз с теми, кто пытается развалить и завоевать Россию. Завершается интеграция азербайджанских вооруженных сил в турецкие, что превращает армию Азербайджана в одно из подразделений ВС Турции. Турецкие генералы командуют азербайджанской армией. В ноябре 2022 г. Ленкоранский военный аэродром в Азербайджане перешел под контроль турецкой армии, фактически, став частью инфраструктуры вооруженных сил Турции. Константин Сивков, доктор военных наук, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук констатировал: «Азербайджан явно демонстрирует жесткий антироссийский курс, курс на сближение с Турцией и фактическое превращение страны в турецкий плацдарм для экспансии … Турция — страна НАТО, и Азербайджан дает свое согласие на размещение турецкой военной базы, то есть натовской.
Таким образом, натовская военная база появляется у российских границ также и с южного направления.
Кроме того, президент Азербайджана заявил, что в этом году на освобожденных территориях республики планируется реконструировать 5 гидроэлектростанций. Сегодня же президент Ильхам Алиев принял делегацию во главе с министром энергетики и инфраструктуры Объединенных Арабских Эмиратов Сухейлем аль-Мазруи. Ранее министерство энергетики Азербайджана и компания "Masdar" подписали пакет документов для реализации проекта строительства солнечной станции на Абшероне. В свою очередь, министр Сухейль аль-Мазруи отметил, что Азербайджан стал привлекательным как для туристов, так и для прямых иностранных инвестиций, и компания Masdar поддерживает азербайджанскую стратегию, связанную с использованием возобновляемых источников энергии. Материал по теме Какие 5 пунктов о мире Азербайджан предложил Армении. Новости "Москва-Баку" с Анной Немолякиной 14 марта «Мы также заинтересованы в участии в других проектах.
Как мы обсуждали с моим азербайджанским коллегой, к примеру, это газовая тема. Если взглянуть на сегодняшнюю ситуацию, то для диверсификации источников из Азербайджана в Европу можно транспортировать больше газа. Так же и водород. С использованием газопровода в будущем водород может стать формой зеленой энергии, которую Азербайджан сможет экспортировать». Признали целостность Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян прокомментировал 5 пунктов мирного соглашения, переданных армянской стороне Азербайджаном накануне. Глава армянского внешнеполитического ведомства отметил, что переговоры по мирному соглашению с Азербайджаном должны быть проведены без предварительных условий. Однако официальный Баку не раз отмечал, что именно Ереван выдвигал свои предусловия для переговоров, что по мнению азербайджанской стороны неприемлемо и затягивает подписание мирного договора.
Вместе с тем, армянский министр коснулся основных положений, выдвинутых Азербайджаном. В частности, Мирзоян указал на «Договор об установлении сотрудничества независимых государств», подписанный сторонами 8 декабря 1991 года, который подразумевает признание территориальной целостности друг друга. Что касается процессов демаркации и делимитации границ, а также разблокирования транспортной инфраструктуры в регионе, то по словам армянского министра, договоренности, изложенные в трехсторонних декларациях от 9 ноября 2020 г. Кроме того, Арарат Мирзоян коснулся и вопроса так называемого статуса «Нагорного Карабаха», однако ответ официального Баку на этот счет озвучивался не раз — президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял, что статус Нагорного Карабаха должен выйти из повестки, так как не способствует миру.
Нет, вряд ли Алиев будет на этом настаивать. Это требование озвучивается, скорее, для того, чтобы показать Пашиняну великодушие Алиева: дескать, пока не настаиваю. Тема коридора, конечно, будет сильно артикулироваться.
Ведь, требуя "коридор", Алиев убивает еще одного зайца: еще более ухудшаются армяно-российские отношения. Ильхам Алиев сегодня уже практически прямо говорит, что Пашинян не хочет, чтобы транзит по "коридору" контролировался русскими. Президент Азербайджана призывает Пашиняна прямо это заявить, чтобы перейти к обсуждению "международного контроля" за "коридором". Но и в этом вопросе Алиев с Эрдоганом видят риски для власти Пашиняна, а потому давить будут, но в пределах разумного. А вот тема анклавов, представляется, легко решаема.
Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении.
Азербайджан и Армения: Есть трения, но мир уже осязаем
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что у Баку нет территориальных претензий к Армении. Осенью прошлого года премьер республики Никол Пашинян в Праге подписался под тем, что признает границы Азербайджана 1991 года. Пашинян передает армянские сёла Азербайджану. На заседании высшего Евразийского экономического совета в Москве Пашинян сообщил, что Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности друг друга. Как отмечает TopWar, несмотря на подписание Николом Пашиняном мирного договора с признанием древнего Арцаха частью Азербайджана, Баку "всё ещё имеет к Армении территориальные претензии".
Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности
Нагорный Карабах подписал капитуляцию перед Азербайджаном - 20 сентября 2023 - НГС.ру | "Несмотря на окончание войны, не завершились территориальные претензии Армении (к Азербайджану). |
Арарат Мирзоян: Азербайджан имеет территориальные претензии к Армении - Новости | Когда Армения вступала в эту организацию, давайте не забудем, что ОДКБ многие годы закрывала свои глаза на то, что Армения оккупировала 20 процентов Азербайджана. |
Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид | С другой стороны, Азербайджан и Армения снова обмениваются публичными уколами. |
МИД Армении: Территориальных претензий не имеем, ожидаем того же от Азербайджана | Пашинян: Азербайджан пытается генерировать территориальные претензии к Армении, что абсолютно неприемлемо. |
Нагорный Карабах капитулировал перед Азербайджаном
Азербайджан и Армения стягивают войска к границе. Дело в том, что территориальные претензии со стороны Азербайджана к Армении по-прежнему не теряют своей актуальности. Президент России Владимир Путин после этого акцентировал внимание на том, что руководство Армении, по сути, признало суверенитет Азербайджана над Карабахом, отмечает РИА Новости. Конфликт Армении и Азербайджана усугубился массовыми протестами в Ереване. Может быть, признание территориальной целостности Армении в пределах 29,8 тыс. кв. км занимаемой республикой территории? "Объявляя, что Азербайджан не имеет территориальных претензий к Армении, президент Азербайджана говорит, что между Арменией и Азербайджаном границы не определены.