В марте 1814 года русская армия вошла в Париж. 30 марта 1814 года союзные войска (главным образом русские корпуса) антинаполеоновской коалиции взяли штурмом Париж, тем самым положив конец Наполеоновским войнам.
Русская весна 1814 года в Париже
Когда русские вновь вошли в Париж, покинутый ими летом 1814 года, там уже хозяйничали в «прусском стиле» вояки Блюхера, который не без оснований считал, что последнее сражение с «императором 100 дней» выиграл он, а не англичанин Веллингтон. «Вступление российских войск в Париж. Но в 1814 — русская армия в Париже. Примечателен тот факт, что побеждённой вражеской столице коалиционными силами не было причинено ни малейшего вреда. 31 марта 1814 года в полдень в Париж торжественно вступили отборные части союзных войск во главе с императором Александром I и командующими союзными войсками.
РУССКИЕ В ПАРИЖЕ. ТАК БЫЛО
От Березины до Парижа: зарубежный поход русской армии - 31.03.2024 Украина.ру | Оборона заставы Клиши в Париже в 1814 г. Картина О. Верне, который сам был участником обороны Парижа. |
Взятие Парижа (1814) — Википедия | Оборона заставы Клиши в Париже в 1814 г. Картина О. Верне, который сам был участником обороны Парижа. |
Русская весна 1814 года в Париже
Наполеон был отправлен в почётную ссылку на остров Эльба в Средиземном море. Предыстория: 29 марта 1814 года союзные войска, большую часть которых составлял русский контингент, подошли к Парижу. За оборону города отвечали маршалы Мортье, де Монсей и де Мармон при общем руководстве брата Наполеона Жозефа Бонапарта. Во главе Союзных войск стояли император Александр I и генерал М. Барклай-де-Толли от Российской империи , а также прусский фельдмаршал Г. Во время сражения Ж.
Бонапарт покинул столицу, предоставив руководство сражением и возможной капитуляцией маршалам де Мармону и Мортье. В ночь с 30 на 31 марта была подписана капитуляция, в которой де Мармону удалось отстоять возможность отвода французских войск из Парижа. Картина неизвестного художника с оригинала И.
То есть, дезертиров насчитали около 8-10 тысяч. И это из 60-тысячной русской армии. Солдаты нанимались на работу к французским фермерам, русских поражало уважительное отношение к людям труда принятое в этой стране, хорошая зарплата и местная кухня. Были и личные перспективы — незамужние дочери землевладельцев с интересом смотрели на крепких красавцев-усачей. Факт массовых побегов из воинских частей подтверждает и письмо генерала Федора Ростопчина к супруге, в котором есть такие строки: «…только из конногвардейского полка за одну ночь дезертировали 60 человек... Они уходят к фермерам, которые не только хорошо им платят, но еще отдают за них своих дочерей».
Правитель России даже пообещал полностью оплатить путевые расходы. Но французские фермеры не выдали властям своих новых работников, и насильно их депортировать из Франции никто не стал. Удалые казаки Для французов начала XIX века казаки были настоящей экзотикой. Наполеоновская пропаганда намерено распускала слухи, что русские солдаты едят католических младенцев, а казаки — это мифические одноглазые циклопы, одетые в шкуры. Поэтому парижане были приятно удивлены, увидев гордых красавцев-усачей, чьи манеры удивили, но никак не испугали. Казаки расположились лагерем на Елисейских полях, много веселились, танцевали и пели у костров залихватские, удалые песни. Все в них — от внешнего вида до кулинарных предпочтений — удивляло французов. В Париже даже возникла настоящая мода на все казацкое.
Во время сражения Ж. Бонапарт покинул столицу, предоставив руководство сражением и возможной капитуляцией маршалам де Мармону и Мортье. Битва за Париж стала одним из самых кровопролитных сражений для армий союзников, так как всего за один день союзная армия потеряла свыше 8000 человек убитыми, из которых более 6000 были русскими. К концу дня маршалы Мортье и де Мармон поняли очевидность своего поражения и бессмысленность дальнейшего сопротивления. В ночь с 30 на 31 марта была подписана капитуляция, в которой де Мармону удалось отстоять возможность отвода французских войск из Парижа. Взятие Парижа, а также колебание части корпусов французской армии в плане готовности продолжать сопротивление привели к образованию Временного правительства, отречению Наполеона от трона и восстановлению монархии.
Правда, случаев изнасилований в юридических документах зафиксировано довольно мало. Тем не менее бесспорно, что изученные докладчицей документы демонстрируют изнанку той радужной картины оккупации, которую вдохновенно рисуют многие мемуаристы. Более того, докладчица оспорила расхожее мнение, гласящее, что столкновения французов с русскими оккупационными войсками начались только при второй оккупации то есть уже после Ста дней и сражения при Ватерлоо ; по мнению Дельфины Диаз, при первой оккупации дело обстояло точно так же, как и при второй. Если в одном из предыдущих докладов упоминался «военный туризм», то Плюмозиль говорила о «туризме» сексуальном. Казалось бы, при вступлении армии победителей в столицу побежденной страны логично ожидать многочисленных случаев насилия, однако изучение документов эти ожидания опровергло. Докладчица поделила свое выступление на две части. Первая была призвана ответить на вопрос, что нового изучение проституции 1814 года вносит в наши представления о характере тогдашней оккупации, а вторая — что изменилось в 1814 году в характере самой проституции докладчица, написавшая диссертацию о проституции в Париже во время революции 1789—1794 годов, могла рассуждать об этих изменениях с фактами в руках. Ответ на первый вопрос докладчица дала преимущественно на основании весьма обильной иконографии этого периода. Плюмозиль выделила во взаимоотношениях русских офицеров с парижскими девицами три главные линии: почтение, соблазн и соучастие. Первая тема присутствует в эстампах, активно разрабатывающих тему «галантного казака». Что касается соблазна, он оказывается двунаправленным: если поначалу русские, и прежде всего их царь, «соблазняют» парижанок своим великодушием, то очень скоро ситуация переворачивается: покоренная Франция в лице своих прекрасных представительниц покоряет русских офицеров-победителей. Наконец, о соучастии свидетельствует почти полное отсутствие в полицейских документах жалоб на агрессию со стороны русских воинов: контакты их с девицами происходят по взаимной склонности и с соблюдением коммерческих интересов этих самых девиц. Об изменениях в характере самой проституции докладчица сказала, что их можно назвать количественными, но не качественными. Венерических болезней стало больше, и многие солдаты возвращались домой с «суве-нирами» особого рода, однако рутинная работа полиции нравов по регистрации проституток и контролю за порядком в этой сфере продолжалась и при оккупации, то есть, по мнению докладчицы, администрация показала себя дееспособной даже в столь сложных обстоятельствах. В ходе обсуждения доклада Плюмозиль уточнила терминологию: с русскими солдатами и офицерами имели дело не только «официальные» проститутки, но модистки, белошвейки и прочие парижские простолюдинки. В начале доклада Губина продолжила тему, заданную Мари-Пьер Рей: одной из целей Александра при вступлении в Париж было «доказать, что мы [русские] не медведи! Франция отнюдь не была для русских офицеров — даже для тех, кто никогда не пересекал ее границы, — неведомой страной; как правило, они хорошо знали ее по книгам. Но именно эти знания стали причиной множества разочарований; сравнивая прочитанное с увиденным, русские военные убеждались в ложности многих стереотипов и, сначала в письмах к родным, а затем в мемуарах, упрекали французов за это несовпадение реальности с книжными представлениями впрочем, точно такие же разочарования пережили и многие французы, когда оказались в России. Поскольку о том, как русские военные воспринимали завоеванную Францию, мы можем судить прежде всего по их дневникам и воспоминаниям, докладчица в финале своего выступления остановилась на некоторых особенностях этих мемуарных текстов. Хотя военные были «путешественниками помимо воли», все же, оказавшись за границей, они ощущали потребность следовать определенному литературному канону и, во-первых, непременно вести путевые записки ибо это представлялось им одним из наилучших способов доказать свою «европейскость» , а во-вторых, вести их по модели главного русского сочинения в этом жанре — карамзинских «Писем русского путешественника». Тему разочарования русских военных, оказавшихся во Франции в 1814 году, продолжила Любовь Мельникова Институт российской истории РАН в докладе «Франция и французы глазами русских участников кампании 1814 года». Если судить по фрагментам воспоминаний, которые цитировала Мельникова, русские как будто мстили французам и за те восторги, какие эти образованные европейцы вызывали у них в довоенное время, и за те разрушения, какие французы произвели в 1812 году в России. Мемуаристы дружно спорят с представлениями о том, что Франция — это рай на земле, они охотно описывают бедные деревни, крестьянские хижины со скверными печками впрочем, хороших каминов русские мемуаристы не находят и в домах многих аристократов. Французам ставят в вину и то, что хороший обед можно получить только в Париже впрочем, наиболее объективные наблюдатели отмечают, что вино — и, прежде всего, шампанское — хорошо везде , и то, что многие французские предметы обихода на самом деле хуже русских, но имеют гораздо лучшую репутацию исключительно потому, что изготовлены во Франции например, по мнению Ф. Глинки, лапти гораздо удобнее, чем сабо, но в России все бы стали восхищаться этими деревянными башмаками — ведь они привезены из прекрасной Франции. Русские мемуаристы упрекают французов и в безбожии на месте одной церкви выстроен цирк, на месте другой — рынок , и в неумеренной любви к зрелищам впрочем, тот же Глинка отмечает и положительную черту — страсть французов к чтению. На основе приведенных примеров докладчица высказала предположение о необходимости пере-смотреть традиционные представления историков о том, что декабристское движение зародилось под влиянием впечатлений, вынесенных русскими офицерами из пребывания во Франции в 1814 году. По мнению Мельниковой, мемуары свидетельствуют: далеко не все из увиденного вызывало их одобрение. Впрочем, во время дискуссии было высказано предположение, что этот тезис следовало бы уточнить, приняв во внимание, во-первых, дату написания мемуаров — по свежим следам или через десятилетия, а во-вторых, не только визуальные впечатления русских офицеров, но и их круг чтения до, во время и после пребывания во Франции. Что касается визуальных впечатлений, им был посвящен следующий доклад — «История в картинках, русский Париж, 1814»; его прочла Брижит де Монкло главный хранитель культурного наследия Франции. Доклад этот можно назвать визуальным комментарием к известной по историческим документам и мемуарным свидетельствам последовательности событий: вступление союзных войск в Париж, посещение союзными монархами парижской Оперы, совместное богослужение представителей разных христианских конфессий 10 апреля 1814 года, в день католической и православной Пасхи, общение русских военных с парижанками тут Брижит де Монкло продолжила тему, начатую в докладе Клайд Плюмозиль — все это и многое другое было представлено на экране. Докладчица показала, как в гравюрах отражаются мелкие бытовые детали «Кухня казаков», «Казаки на бивуаке» и как авторы гравюр обыгрывают свои зрительные впечатления от русских «пришельцев»: на одной из гравюр огромный казак объясняется в любви француженке, которая едва ли не в два раза меньше его ростом Майя Губина продолжила эту тему, переведя ее из фривольного регистра в политичес-кий: она напомнила о существовании французской гравюры, на которой крохотный русский офицер бьет палкой огромного солдата, взобравшись на табуретку. Закончился доклад демонстрацией гравюры «Отъезд в Россию», с подписью «Прошли те радостные дни…»: на ней казак так сильно стремится на родину, что уезжает туда верхом на раке, то есть задом наперед… Гийом Нику Практическая школа высших исследований определил тему своего доклада как «Русские покоряют французских художников». Главными «героями» доклада стали три знаменитых французских живописца: Жирард, Жироде и Гро по-французски фамилии всех троих начинаются с буквы G, поэтому их так и называют «три G». Франсуа Жирару — портретисту французской и, шире, европейской элиты — император Александр позировал в Париже весной 1814 года; это широко известно, однако Нику напомнил и о факте менее известном: начало «знакомства» Жерара с Александром восходит к 1805 году, когда Жерар изобразил не только Наполеона в костюме императора, но также и Александра в аналогичном наряде сейчас местонахождение этого полотна неизвестно. Антуан-Жан Гро был бонапартистом, и его мастерскую, так же как и мастерскую «цареубийцы» Давида, учителя всех «трех G» он в 1793 году голосовал в Конвенте за казнь Людовика XVI , Александр в Париже не посетил, однако русские знакомства имелись и у Гро: когда он в 1808 году выставил в Салоне портрет Жеро-ма Бонапарта, работа эта так понравилась известному богачу и коллекционеру князю Н. Юсупову, что он заказал французу портрет своего сына Бориса в аналогичной позе. Наконец, третий Ж — Жироде, приверженец либеральных идей и любитель экзотизма в живописи, оставил только наброски портрета им-перато-ра Александра; намеревался он также изобразить русскую армию в Париже в виде войска древних скифов, но этого намерения не исполнил. Зато еще раньше, в 1806 году, его знаменитое полотно «Сцена во время потопа» было обыграно в одной из тогдашних карикатур, которая высмеивала терпящую поражение анти-наполеоновскую коалицию. Русскую тему эксплуатировали в 1814 году и други-е художники, причем нередко беря за основу совсем другие изображения, с Россией не связанные. Так, Луи-Леопольд Буайи в другой, менее точной транксрипции — Буальи пишет в 1814 году полотно «Триумф Александра», композиция которо-го в точности воспроизводит гравюру Прудона «Триумф Бонапарта» 1801. Он задался целью проанализировать, какой образ России создается на страницах мемуаров, написанных ветеранами наполеоновской армии, насколько он совпадает со стереотипами, а насколько от них отличается. Оказалось, что образ этот начиная с конца XVIII века, когда французские солдаты впервые встретились на поле боя с русскими это произошло в Швей-царии , претерпел немалую эволюцию. Вначале французские военные видели в русских исключительно варваров, дикарей докладчик назвал это частью общего процесса «криминализации противника»; французы весьма нелицеприятно отзываются в мемуарах и об англичанах, и об испанцах, и об итальянцах, и о неграх из колонии Сан-Доминго, хотя, конечно, претензии каждой нации предъявляются различные.
Взятие Парижа в 1814: как вели себя русские войска в охваченном паникой городе
Взятие французской столицы стало завершающим сражением кампании 1814 г. Европа, измученная непрерывными войнами наполеоновской эпохи, вздохнула с облегчением, наслаждаясь долгожданным миром, который ей принесла Россия, заплатив за него жизнью своих лучших сынов. С начала 1814 года войска 6-й коалиции вели бои уже на территории Франции. После поражения под Лейпцигом в октябре 1813 года наполеоновская армия уже не могла оказывать серьезного сопротивления.
К 26 января союзные корпуса, обходя крепости, собрались в провинции Шампань примерно в 200 километрах к востоку от Парижа. Против 200-тысячной армии союзников, Наполеон мог выставить около 70 тысяч солдат. Прикрывая то одно, то другое направление, он старался по мере сил задержать продвижение неприятеля.
Из-за необходимости останавливаться на зимних квартирах, защищать коммуникации и блокировать французские крепости коалиция была вынуждена распылять силы, так что их превосходство непосредственно на поле боя не было столь подавляющим, что дало возможность Наполеону сосредотачивать свои относительно небольшие силы против отдельных частей союзных армий и с успехом воевать с ними. Лучшую, закаленную в боях часть своей армии Наполеон потерял в России, а новобранцы еще не были должным образом обучены и подготовлены, но Наполеона выручало то, что в стане союзников существовали разногласия: Австрия не была заинтересована в дальнейших сражениях и продвижении союзных войск. Ей выгоднее было сохранять баланс сил в Европе и не допускать чрезмерного усиления одной из стран.
Пруссия и Россия стремились в столицу Франции — Париж. Поэтому основной силой в сражениях были армии этих держав, а австрийская армия Шварценберга, хоть и называлась главной, имела вспомогательное значение. Несколько последовательных попыток союзников двинуться на Париж успеха не имели, Наполеону удавалось, сконцентрировав силы, отбросить фланговыми ударами армии Блюхера и Шварценберга на исходные позиции.
Освободительный поход Русской Армии В 20-х числах марта Наполеон избрал следующую стратегию: он решил пройти к северо-восточным крепостям на границе Франции, где рассчитывал деблокировать французские гарнизоны, и, значительно усилив свою армию, принудить противника к отступлению, угрожая их тыловым коммуникациям. Французский император надеялся на медлительность союзных армий и страх перед его появлением в их тылу.
Декабрист Кондратий Рылеев приводит слова одного из французских офицеров: «Я говорю с вами, как с другом, потому что ваши солдаты и офицеры ведут себя как друзья.
Ваш Александр — наш защитник и благодетель, но его союзники — настоящие пиявки». Особенно непринуждённо вели себя казаки. Они расположились лагерем в городском саду на Елисейских полях, жгли костры и готовили себе еду из продуктов, которые покупались у местных торговок.
Ходили слухи, что в прудах Фонтенбло они выловили и съели всех карпов. Ещё один миф, что казаки купались в Сене вместе с конями, как у себя на Дону, то есть чаще всего нагишом. Их бивуаки стали исключительно модным объектом.
В моду вошли бороды и широкие ремни. Парижане обоих полов стекались к казачьим бивуакам, чтобы собственными глазами увидеть то, о чём говорил весь город. Сюда переместились и многие парижские художники, одним из них был Георг-Эммануэль Опиц 1775—1841 , случайно оказавшийся в Париже накануне вступления в город русских войск и создавший серию акварелей «Казаки в Париже», хранящуюся в Государственном Историческом музее.
Она насчитывает 25 листов, выполненных в одном формате, в одной манере, в едином художественном ключе. Экзотический вид казаков, поначалу вызывавший изумление и любопытство у жителей, которые затем переросли в симпатию и увлечённость всем русским, вдохновил художника на изображение всевозможных ситуаций, связанных с времяпрепровождением русских в Париже. Перед зрителями предстают бивуак на Елисейских Полях, сцены прогулок казаков по улицам, рынку, общения с парижанами и парижанками, купания в Сене, посещения Лувра, сада Тюильри, кофеен… Иногда кажется, что каждый шаг казаков по Парижу запечатлен автором.
Каждое изображение — это небольшой рассказ или короткометражный фильм, маленькая история. Вот конный казак раздаёт декларацию Александра I парижанам. А проход отряда казаков под Триумфальной аркой?
И особенно, колоритная фигура казака, впереди группы. Рассматривая каждое изображение, находишь массу интересного: элементы костюмов, казачьей формы и оружия. А парижанки, окружившие наших казаков?
В 2012 году Государственный исторический музей издал гравюры Г. Опица «Казаки в Париже», с комментариями В.
Югеля по рисунку У. Вольфа, Парад русских войск, прошедший 10 сентября 1815 года в столице Франции, привел в восхищение и трепет всю Европу В июне 1812 года Великая армия Наполеона, в состав которой входили солдаты практически всех народов Европы, вторглась в пределы России. Русская армия выбрала тактику отступления, которая продолжалась до конца августа. И Кутузов, и Наполеон объявили о своей победе. И хотя спустя несколько дней русская армия оставила Москву, прав оказался Кутузов: через три месяца Великая армия растаяла. Простые люди, как и сам император Александр I считали, что победа была достигнута не без Божией помощи.
Поражение французской армии в России привело к образованию шестой антифранцузской коалиции. До весны 1813 года войну с наполеоновскими войсками вела преимущественно русская армия, но, начиная с марта месяца, к России в борьбе с Наполеоном начали присоединяться европейские государства: Пруссия, Англия, Австрия, Швеция.
После поражения наполеоновской армии под Лейпцигом в октябре 1813 года боевые действия к 1814 году перенеслись на территорию Франции. Отдельные успехи армии Наполеона в этот период, доказывавшие в очередной раз гений полководца-императора Франции и доблесть французских войск, уже не могли переломить хода событий, так как силы были полностью на стороне союзного контингента. За оборону города отвечали маршалы Мортье, де Монсей и де Мармон при общем руководстве брата Наполеона Жозефа Бонапарта. Во главе Союзных войск стояли император Александр I и генерал М.
210 лет назад русские войска вошли в Париж
В стране росло недовольство политикой Наполеона, падал его престиж в армии. Императора оставили некоторые из его приближенных: перешёл на русскую службу генерал Жомини, чуть позже покинул Наполеона и его шурин маршал Мюрат. В такой обстановке 16-18 октября 1813 года под Лейпцигом произошло сражение, вошедшее в историю как "Битва народов". На стороне союзников сражались русские, прусские, австрийские и шведские войска. На стороне Наполеона выступили французы, поляки, бельгийцы, голландцы, саксонцы, баварцы, вюртембергцы, итальянцы.
Всего в битве с обеих сторон участвовали более полумиллиона человек. Смертоубийство продолжалось три дня. Начавшись для французов успехом, оно закончилось тяжелейшим поражением наполеоновской армии. В ходе боёв Наполеону изменила саксонская армия — она перешла на сторону коалиции, но главную роль в Лейпцигском сражении сыграли всё же русские и прусские войска.
Они первыми вошли в Лейпциг, заставив противника бежать. Эта битва стала кульминацией компании 1813 года — Наполеон потерял более трети своей армии — не менее 65 000 человек, союзники — порядка 55 000. Резервы Франции были истощены: мобилизованы все призывные возраста, французская армия с боями отступала к Рейну. Наполеону удалось прорваться через выставленные у этой белорусской реки заслоны и уйти в Литву во главе 9 тыс.
Но одних лишь боеспособных солдат было потеряно 21 тыс. Лейпцигское поражение не вынудило его прекратить борьбу и запросить мира. Потребовалась новая военная компания, уже на территории Франции, на которую союзники вступили в январе 1814 года. Освобождение Германии и последующее отступление наполеоновских войск усилили в лагере союзников противоречия.
Австрийское правительство, желая сохранить Францию в качестве противовеса России, настаивало на переговорах с Наполеоном, угрожая в противном случае выйти из коалиции. Самые спорные вопросы польский и саксонский в трактате не излагались, чтобы не усугублять и без того глубокие разногласия в лагере союзников.
К 11 часам русские и прусские корпуса приблизились к высотам Монмарта. По свидетельству барона Мюффлинга, увидев превосходство вражеских сил, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт трусливо бежал с поля и защитники оказались без штаба. К полудню, после кровопролитных боев, русские и прусские войска вышли к кварталам Парижа. На высотах стали разворачиваться артиллерийские батареи для обстрела города.
Французский маршал Огюст Фредерик Луи Мармон не питал иллюзий и предложил переговоры, но Александр I был непреклонен и сказал, что "прикажет остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица". Наступление продолжилось, но к Мармону был направлен флигель-адъютант, полковник Орлова, который сообщил, что русский император желает сохранить Париж и предложил капитулировать. В два часа ночи 31 марта в селении Лавилет документы были подписаны и в полдень, впервые со времен Столетний войны, иностранная армия вошла в Париж. Фото: неизвестный художник с оригинала И.
Парижане обоих полов стекались к казачьим бивуакам, чтобы собственными глазами увидеть то, о чём говорил весь город. Сюда переместились и многие парижские художники, одним из них был Георг-Эммануэль Опиц 1775—1841 , случайно оказавшийся в Париже накануне вступления в город русских войск и создавший серию акварелей «Казаки в Париже», хранящуюся в Государственном Историческом музее. Она насчитывает 25 листов, выполненных в одном формате, в одной манере, в едином художественном ключе. Экзотический вид казаков, поначалу вызывавший изумление и любопытство у жителей, которые затем переросли в симпатию и увлечённость всем русским, вдохновил художника на изображение всевозможных ситуаций, связанных с времяпрепровождением русских в Париже. Перед зрителями предстают бивуак на Елисейских Полях, сцены прогулок казаков по улицам, рынку, общения с парижанами и парижанками, купания в Сене, посещения Лувра, сада Тюильри, кофеен… Иногда кажется, что каждый шаг казаков по Парижу запечатлен автором. Каждое изображение — это небольшой рассказ или короткометражный фильм, маленькая история.
Вот конный казак раздаёт декларацию Александра I парижанам. А проход отряда казаков под Триумфальной аркой? И особенно, колоритная фигура казака, впереди группы. Рассматривая каждое изображение, находишь массу интересного: элементы костюмов, казачьей формы и оружия. А парижанки, окружившие наших казаков? В 2012 году Государственный исторический музей издал гравюры Г. Опица «Казаки в Париже», с комментариями В. Безотосного и Е. С книгой можно познакомиться в отделе краеведения Донской государственной публичной библиотеки. Вклад казаков в разгром французской армии высоко оценили и противники.
Так, в погребальном по великой армии 29-м бюллетене Наполеон писал, признавая поражение в России: «Все наши колонны были окружены казаками, подобно аравитянам в пустынях — они охватывают обозы». Герои Дона: Граф Платов, Бакланов : популярный очерк с картами К этому времени относится и знаменитая фраза Наполеона: «Дайте мне одних лишь казаков — и я пройду всю Европу». Еще в 1812 году, в самом конце русской кампании, Наполеон, удиравший из пределов России, писал: «Надо отдать справедливость казакам: именно им обязаны русские своими успехами в этой кампании. Это, бесспорно, лучшие лёгкие войска, какие только существуют». Не спорил с императором и французский генерал и военный писатель Шарль-Луи Моран.
Парижане продавали солдатам продукты, алкоголь, безделушки. Донские казаки купали своих коней прямо в Сене, главной реке города. СС0 Среди тех, кто с любопытством наблюдал за войсками коалиции, был 12-летний Виктор Гюго. Он пишет: «Казаки совсем не походили на свои изображения: у них не было ожерелий из человеческих ушей, они не воровали часов и не поджигали дома». Русская армия пробыла в Париже почти 3 месяца, пишет rusplt. Солдаты оставили о себе память как о великодушном и дисциплинированном войске. Александр I показал себя настоящим "союзником французского народа". Самое важное - в нашем Telegram-канале Смотрите также.
Русская армия вступает в Париж
день подписания капитуляции – Самые лучшие и интересные новости по теме: Войны, факты на развлекательном портале И уже в полдень русские войска под предводительством императора Александра I триумфально вступили в Париж. Декабрист Николай Александрович Бестужев так описывает в своей хотя и художественной, но основанной на реальных событиях повести «Русский в Париже 1814 года» начало входа российских войск в Париж. Триумфальная для русских войск весна 1814 года отражена во многих произведениях изобразительного искусства. Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзной армии.
При взятии Парижа в 1814 году погибли более 6 тысяч русских солдат
Взятие Парижа русскими войсками в 1814 г. | Русский след | Согласно легенде «бистро» появились после того, как в 1814 году русские солдаты заняли Париж. |
Как русские Париж брали | И одной из самых значимых побед русского оружия стало взятие Парижа в 1814 году. |
Смотр русских войск в Париже: крупнейший парад в мировой истории
На момент вступления союзных армий в столицу Франции с парижанами уже не было их повелителя — император Наполеон с шестидесятитысячной армией находился в Фонтенбло, замке в 60 км от французской столицы. Через несколько дней, 6 апреля, он перестал быть и императором: одним росчерком пера в акте об отречении он сделал себя просто генералом Бонапартом… Для многих это было шоком: «Он отрёкся от престола. Это способно исторгнуть слёзы расплавленного металла из глаз сатаны! К вящему удивлению Александра I Освободителя, французы вовсе не мечтали быть «освобождёнными» от власти Наполеона. И до и после занятия союзниками Парижа французские крестьяне объединялись в партизанские отряды и при поддержке остатков регулярной французской армии и национальной гвардии периодически нападали на тылы союзной коалиции. Впрочем, градус этого движения был существенно снижен подлым поведением иных приближённых Наполеона типа маршала МАРМОНА, который предал главу государства и заработал за один день много миллионов вследствие огромного скачка акций Французского банка на бирже после отречения императора. Сбило пронаполеоновские настроения в обществе и более чем достойное поведение в Париже русских войск.
Ни о каких «даю вам три дня на разграбление города» и речи не шло! Конечно, имели место отдельные инциденты, но они не превращались в систему: так, как-то раз французские городские власти пожаловались на ряд соответствующих эпизодов русскому военному губернатору генералу Фабиану ОСТЕН-САКЕНУ, и тот пресёк и без того немногочисленные безобразия на корню. Забавно, что при окончательном оставлении русскими Парижа генералу презентовали золотую шпагу, осыпанную бриллиантами, на которой честь честью красовалась надпись: «Город Париж — генералу Сакену». В определении, формулирующем основания подобной награды, было указано: «Он водворил в Париже тишину и безопасность жители, благодаря бдительности его, могли предаваться обыкновенным своим занятиям и почитали себя не в военном положении, но пользовались всеми выгодами и ручательствами мирного времени». Всё это чрезвычайно далеко от тех ужасов, что рисовались в головах парижан при приближении союзнических армий к столице. В павшей французской столице «царь царей» Александр, император Всероссийский, повёл себя милосердно.
Хотя у участников взятия Москвы в 1812-м, воочию видевших, как вели себя в первопрестольной иные солдаты и офицеры «Великой армии», были подозрения, что русский самодержец снимет все запреты. Покажет, так сказать, французам кузькину мать: ну, например, подожжёт Лувр, в Нотр-Дам-де-Пари устроит конюшню или отхожее место, снесёт Вандомскую колонну или отменит орден Почётного легиона к последним двум пунктам его, к слову, прямо призывали роялисты — сторонники свергнутой династии БУРБОНОВ. Ничуть не бывало. Александр оказался, пользуясь популярной ныне лексикой, вежливым и терпимым человеком.
Валентин Пикуль в одном из своих рассказов пишет о знаменитом Шахматисте времён Пушкина, знавшим поэта лично. Так вот, этот человек задолжал полякам. И когда «разбойники» попали в тюрьму, он приехал в тюрьму, чтобы вернуть им долг. Но не сделали этого. Это - аристократизм духа.
Известны его знаменитые слова, что он готов отрастить бороду, питаться как крестьянин, жить на Камчатке, но мира с Наполеоном не подпишет. Ну и нужно упомянуть, что, когда Наполеон в октябре вышел из Москвы, погода была ещё более или менее сносной, а вот когда французы дошли до Смоленска, ударили крепкие морозы. Кампания закончилась для Наполеона полным разгромом, катастрофой. Оно связано со сражением на реке Березине.
В 1813—1814 годах между союзниками по Шестой коалиции были сильные разногласия. Наши «партнёры» всё время пытались договариваться о чём-нибудь с Наполеоном. Не стоит также забывать и о том, что Наполеон приходился зятем императору Австрии Францу, а сын Наполеона — внуком. И Франц был, в принципе, не против того, чтобы его внук правил Францией. Поэтому до Парижа союзников довело в первую очередь упорство Александра I, который был настроен на войну до победного конца и с противником договариваться ни о чём не собирался.
Также по теме «Закат империи Наполеона»: как Россия одержала победу в Отечественной войне 1812 года 210 лет назад началась Отечественная война 1812 года — наполеоновская Франция напала на Россию. По словам историков, вторжение... О её конкретной численности историки до сих пор спорят, так как заходила она на нашу территорию по частям. Но в целом она насчитывала более 600 тыс. В XIX веке больше не было таких крупных воинских группировок, задействованных в одной кампании.
И вот практически всю эту армию Наполеон потерял. Из России с ним вышли, по разным оценкам, от 30 тыс. Войска для участия в сражениях 1813—1814 годов ему пришлось набирать заново. Под ружьё во Франции ставили молодых ребят. Кроме того, Наполеон отозвал часть войск из Испании, где для него и так складывалась непростая обстановка.
С нашей же стороны сражались опытные ветераны. При этом нужно сказать, что Наполеон всё равно смог проявить себя как выдающийся полководец и даже с наспех собранной армией всё-таки одержал победу в ряде крупных сражений в 1813 году. В кампании 1814-го в полной мере проявился его полководческий талант. Но общий ход событий это уже изменить не могло.
Филях он доказал невыгоды позиции перед Москвою и предложил отступить без боя. После Бородинского сражения Б. Георгия 1-й ст.
За эти новые заслуги Б. В 1814 г. По возвращении в Россию Б. После возвращения его в Россию главная квартира его армии расположилась в Могилеве на Днестре, но расстроенное здоровье главнокомандующего заставило его ехать на германские минеральные воды, на пути к которым он скончался в г. Ему поставлен памятник на Казанской площади в С. Николай Раевский — командир корпуса, командующий армии. Записанный еще в младенчестве в военную службу, Р.
Семеновского полка, отчасти благодаря родству с кн. Участвовал в военных действиях против турок и поляков; позже, командуя Нижегородским драгунским полком, был при взятии Дербента 1796. Оклеветанный перед императором Павлом, Р. Во время кампании 1807 г. Багратиона и командовал егерской бригадой. В шведскую войну 1808 г. В 1810 году, командуя корпусом, особенно отличился при осаде Силистрии.
В 1812 г. Под Смоленском Р. Во время Бородинского сражения Р. Блестящая защита редута, получившего его имя, дала Р. Под Малоярославцем он вместе с Дохтуровым удачно защищал Калужскую дорогу; в сражении под Красным много содействовал окончательному поражению наполеоновской армии. В 1813 г. Витгенштейна; под Арсисом после кровопролитной битвы первым вошел в город, а затем преследовал неприятеля до Парижа.
С 1826 г. Давыдов, "Замечания на некрологию Н. Раевского" М. III, СПб. Раевский и его Письма" "Русский вестник", 1898 г. Самойлову, кроме биографических данных об авторе, сообщают много интересных подробностей о тех сражениях, в которых ему приходилось участвовать. Михаил Воронцов — командир особого отдельного отряда.
Еще грудным ребенком записанный в бомбардир-капралы лейб-гвардии Преображенского полка, он уже 4-х лет от роду произведен в прапорщики. В 1803 г. Состоя лично при нем, В. В сентябре 1805 г. В кампанию 1806 года находился в сражений под Пултуском, а в кампанию 1807 г. В 1809 г. В кампанию 1811 г.
В Отечественную войну 1812 г. В битве под Бородиным В. Отправляясь на излечение в свое имение, он пригласил туда же около 50 раненых офицеров и более 300 рядовых, пользовавшихся у него заботливым уходом. Едва поправившись, В. Во время перемирия летом 1813 г. В кампанию 1814 г. В 1815 г.
Возвратясь в Россию, В. Наполовину девственный Новороссийский край ждал лишь искусной руки для развития в нем земледельческой и промышленной деятельности. По его почину учреждено в Одессе общество сельского хозяйства, в трудах которого сам В. Многим обязана ему и одна из важнейших отраслей новороссийской промышленности — разведение тонкорунных овец. При нем же, в 1828 г. В 1826 г. В 1828 г.
В кампанию 1829 г. Чума, занесенная из Турции, не проникла во внутренность Империи, благодаря энергичным мерам В. В 1844 году В. Прибыв в Тифлис 25 марта 1845 г. После занятия Андии, сопряженного с величайшими затруднениями, войска, под личным предводительством В. Овладение этим пунктом и в особенности дальнейшее движение через дремучие Ичкерийские леса сопряжены были с большими опасностями и огромными потерями. За поход к Дарго В.
В 1848 г. Вообще после прибытия В. В начале 1853 г. Умер в Одессе в 1856 г. Ему воздвигнуты памятники в Тифлисе и Одессе. Александр Ланжерон — командир корпуса. Служил в французском войске; при начале революции эмигрировал и поступил на русскую службу.
Отличился в войне со шведами 1790 г. В 1810 г. Способствовал развитию г. Одессы, где в честь его одна из улиц названа Ланжероновской. Иван Шаховской — командир дивизии. Петр Пален — командир отряда кавалерии. Поступив еще мальчиком 12 лет в л.
Конный полк, он в 1801 г. С 1806 г. Участвуя почти во всех кампаниях до 1814 г. Георгия 2-й степени; в 1815 г. Умер в чине ген. Иван Паскевич — командир гренадерской дивизии. Произведен был из пажей двора Его Имп.
С 1806 по 1812 г, он принимал участие в войне против турок, командовал небольшими отрядами и исполнял различные административные и дипломатические поручения: в 1811 г. Модлин, а затем, состоя в армии Бенигсена, участвовал в делах у Дрездена, в сражении под Лейпцигом, в блокаде Гамбурга. Назначенный начальником 2-й гренад. В 1817 г. Павловича, при котором состоял до 1821 г. В 1821 г. Николая вызван был в СПб.
Действия его против персиян были удачны: он разбил их под Елизаветполем см. В 1827 г. В первый год войны им взяты были Карс, Ахалкалаки, Ахалцих; в 1829 г. Отвлеченный войной, П.
Русский в Париже 1814 года
В этот день в 1814 году русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж после сражения у его стен. Сражение под Парижем стало одним из самых кровопролитных за всю кампанию 1814 года. Ученики 68 школы узнают о взятии Парижа русскими войсками в 1814 году через песни и сказы.