Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1). Сокровище ангелов рерих.
Сокровище Ангелов
Подумать только, что вся эта изумительная коллекция, которая собиралась пятьдесят лет, стоит меньше, чем один симпатичный молодой хулиган с пляжа Капокабана, насобачившийся ловко гонять футбольный мяч. Так и хочется уговорить какого-нибудь очередного Ваксельберга или Абрамовича развязать мошну и увезти все в Москву. При всем моем глубоком уважении к «Новой газете» и еще большем уважении к Михаилу Сергеевичу Горбачеву, я с ними согласиться не могу. Если мы хотим быть частью европейской и мировой культуры, нам не надо продолжать политику большевиков и прятать все наши художественные сокровища в запасниках российских музеев. За последние четверть века мир существенно переменился — благодаря интернету. Сегодня люди узнают о том или ином художнике не столько на выставках или из работ искусствоведов, сколько из аукционных каталогов и телевизионных репортажей. Именно на аукционах складываются цены, определяется, как теперь любят говорить, рейтинг художника.
Кроме того, я сильно подозреваю, что Галина Вишневская, как истинная собирательница, не выпустила пока что из рук главных шедевров своей коллекции. Останутся ли они в семье, или за первой распродажей последует вторая — не знаю. И дождемся результатов аукциона 18-го сентября.
Именно, принятие опыта убедительно.
Особенно человечество должно учиться на переживаниях, исходящих из высших сфер и пережитых на Земле» Беспредельность, ч. Этот Опыт был необходим для успешного продвижения поставленной Братством задачи по преобразованию жизни на Земле. Наступали космические сроки новой ступени эволюции планеты, которая заключается в стирании границы между плотным и Тонкими мирами, установления сознательного контакта людей с Высшими мирами. Не зритель миров, но сознательный соучастник человек, и дорога ему не через лужи, но через сияние сфер.
Дух знает, ему доступно, ему суждено. Иначе зачем лестница Нашего Братства?
Например, любой желающий может «оживить» кукол, выполненных по эскизам Николая Рериха, всего лишь покрутив ручку на модели театра «Весна священная», существовавшего в России в конце XIX века - начала XX века. Аналогичная система задействована и в арт-объекте «Витражи счастья», представляющего собой деревянный каркас с буддийскими молитвенными барабанами. Интересно, что подлинные витражи, для которых Рерих выполнил эскизы, и по сей день можно увидеть в санкт-петербургском Дацане на Приморском проспекте. Гордостью организаторов выставки стала инсталляция «Йеллингские камни», сделанная на основе одной из работ художника - «Сокровище ангелов», в центре композиции которой изображен краеугольный камень мироздания, покрытый рунами. Всегда пытавшийся построить мост между Западом и Востоком, привнести свет в мир через общественные действия и творчество, Рерих умер в Индии, где на большом прямоугольном камне позже была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха - великого русского друга Индии. Да будет мир».
Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы. Всем конец придет.
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (1874-1947)
Самым крупным экспонатом выставки является задник к балетной постановке "Половецкие пляски", созданный в 1909 году для "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Этот огромный занавес, выдержавший более 2 тысяч постановок, подчеркивает театральные интересы художника. Занавес приобретен Третьяковской галереей в 2020 году и находится на стадии реставрации. На выставке можно увидеть его самые интересные цитаты на эту тему», — написала министр культуры Ольга Любимова по поводу открытия выставки. Она продлится до 10 марта 2024 года — года 150-летия художника, давая зрителям шанс погрузиться в удивительный мир Рериха и открыть для себя его великолепные произведения искусства.
Написана [она] в 1904 году — Ангелы охраняют Камень, на котором изображен распятый Христос, на другой же его стороне — змей и дракон. Завтракали мы вместе с Н. И Воган был с нами, ибо как раз пришел в 11 часов, чтобы увидеть Н. Николай Константинович спросил и его совета, сказав мне: «Пусть и он попробует повесить что-нибудь сам — руки от этого не отвалятся, а удовольствие будет иметь большое». После завтрака мы продолжали работу, закончив на время, ибо завтра Музей будет открыт, а потом продолжим. Потом Н. Между прочим, он изменил бланк World Service; говорил, что огромное дело начнется, когда откроется «Белуха», читал отчеты Яруи и остался доволен его работой и прибылью.
Указанные без квадратных скобок названия картин серии с конструкцией «И мы... Николай Рерих. Творческий путь Николая Рериха. Однако существуют авторские, с нашей точки зрения более точные, особенно в контексте смысловых аспектов поэтики цикла, варианты наименований, которые приведены нами в тексте в квадратных скобках. Они были записаны самим Н. Рерихом на русском языке в составленном им авторском списке картин за 1917-1924 годы архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк. При этом название самой серии было написано Рерихом на латыни и английском Sancta Series. Картины поименованы Рерихом следующим образом нумерация начиналась с цифры 3, так как циклу предшествовали две другие самостоятельные работы 1922 года : «3. И открываем. И труждаемся. И не убоимся. И продолжаем лов. И несем свет. И узрим». Подробнее об авторском списке работ Н. Рериха см. Авторский список художественных произведений картин Н. Рериха за 1917-1924 годы с параллельными данными из списка в монографии «Roerich. Himalaya» 1926 и перечня В. Соколовского 1978. В данной статье последовательность картин серии выстроена согласно порядковым номерам в авторском списке Н. Рериха за вычитанием двух номеров, не связанных с серией работ. Это по-новому выявляет динамику развития смыслов в цельной концепции цикла. Далее по тексту статьи употребляются варианты названий, указанные самим Н. Подробнее об этом см. Далее: Гребенщиков Г. Рериха не только на отечественного, но и западного зрителя. О роли серии «Sancta» в контексте русско-американских культурных взаимодействий см. Ответ Н. Рериха на вопрос в дружеском альбоме-опроснике запись от 31 мая 1900 г. Анкета приведена в книге: Короткина Л. Далее: Короткина Л. Исследователь творчества Н. Рериха Л. Короткина высказала предположение, что в основу серии «Sancta» были положены впечатления, полученные Н. Рерихом от поездок к скитам Карелии, в которой он бывал неоднократно в период с 1913-го по 1918 год. Письмо к Е. Ляцко- му. Ростиславов А. Дювернуа Ж. Тютюгина Н. Очевидное и неочевидное в живописи Н. В связи с затронутым визуальным сюжетом см. О вечном. Рерих: Черты его жизни и творчества 1918-1930. Нью-Йорк: Изд. Марии Никифоровны Бурлюк, 1930. Радость искусству 1908. Казань, 1912. Письмо к С. Современники о Дягилеве. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Шапошниковой с 1901 - Рерих. Письма к Елене Ивановне Рерих. Так говорил Заратустра. Подробнее см. Рерих: опыт духовной биографии.
Третьяковская галерея Николай Рерих. Заморские гости. Государственная Третьяковская галерея Гуга Чохан. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент Состав выставки: около 150 произведений живописи и графики, скульптуры, произведения декоративноприкладного искусства, костюмы, книги, мемориальные предметы, а также редкие архивные документы. Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева, Пермская государственная художественная галерея, Воронежский областной художественный музей им. Крамского, Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Смоленский государственный музей-заповедник, Астраханская государственная картинная галерея им.
Поделиться
- Николай Рерих. Сокровище ангелов
- Новости Международного Центра Рерихов - Держава Рерихов - Щит Культуры
- Сообщить об ошибке
- Навигация по записям
- Сокровище ангелов (Николай Рерих)
- Сочинения по картинам 5-9 класс
Сокровище Ангелов, 1905
Просто выполнил задание,но я могу ошибаться... Кстати,картину благодаря вам запомнил,я в вашем блоге их все смотрел. Спасибо,что оценили : Остальные ответы «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы «Сокровище Ангелов» : ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло - символы чего начертаны на камне».
Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще... Здесь он учился в Академии художеств и университете, здесь стал художником, археологом, поэтом, педагогом.
Нам предстоит разобраться в этом вопросе. В 1903 году в имении Тенишевых Талашкине строилась церковь Преображения Господня, заложенная в сентябре 1900 года [25]. В этом еще недостроенном храме княгиня М.
Тенишева похоронила мужа, князя В. Тенишева, умершего в Париже в 1903 году. Вскоре под влиянием бесед с Рерихом княгиня изменила свое намерение назвать церковь Преображенской и решила посвятить строящийся храм Святому Духу. Она вспоминает: «Я давно знала Рериха. У меня с Николаем Константиновичем установились более чем дружеские отношения. Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся» [26]. Рерих впервые приехал в Талашкино в 1903 году [27], после чего приезжал почти ежегодно. В 1904-м он разработал интерьер жилого дома в Талашкине. По-видимому, художник заинтересовался постройкой храма, в убранстве которого и решено было соединить культовые признаки различных религий.
Рерих вспоминал: «Последнее время ее княгини М. Тенишевой жизни в Талашкине увлекла ее мысль о синтезе всех иконографических представлений. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, еще более кристаллизовалась на общих помыслах об особом музее изображений, который мы решили назвать «Храмом Духа» [28]. В связи с общим для Рериха и княгини М. Тенишевой замыслом — провести в убранстве храма мысль о синтезе религий, предполагалось поместить на стене храма роспись на тему картины «Сокровище Ангелов», своим содержанием отвечающей задаче синтеза. Поэтому здесь и объединены символические образы различных религий, отраженных в преданиях ветхозаветных времен, в христианстве и буддизме. Но, как показали события последующих лет, в Покровской церкви села Пархомовка, построенной архитектором В. Покровским в 1903—1907 годах, не были осуществлены предполагавшиеся фрески по эскизам Рериха, поэтому художник использовал в росписи Храма Духа некоторые из эскизов, предназначенных для Покровской церкви. Таким образом, эскиз стенописи усыпальницы «Сокровище Ангелов» так и остался самостоятельным произведением.
Эта картина особенно характерна для художественного стиля Рериха. В ней ярко отражена его личность, его духовный склад. Отсюда сильное эмоциональное воздействие его картин. Зритель как бы входит в тот мир, который раскрывает перед ним художник. Рерих сумел тонко соединить в этом произведении величавую красоту с глубоким лиризмом и одухотворенностью. Художник передал здесь высокую мысль о Боге, используя образы искусства Средневековья: ангелов, райских птиц, Небесный град и т. С высокодуховным средневековым искусством ассоциируется и цветовая гамма произведения. Цвета — синий, лиловый, золотисто-желтый свойственны пронизанному глубоким религиозным чувством искусству Средневековья; они отражают стремление запечатлеть духовность, вечность, воплотить молитву. В обращении к традициям средневековой культуры в стилистике произведений и их символическом звучании проявился романтический характер творчества Рериха.
Современники Рериха — С. Маковский, А. Ростиславов и С. Эрнст — говорили о таинственном смысле картины, заключающей в себе пророческие видения «Камня мудрости». Маковский, видевший «Сокровище Ангелов» вскоре после создания картины, писал: «Громадный камень, черно-синий с изумрудно-сапфирными блесками; одна грань смутно светится изображением Распятия. Около, на страже, — ангел с опущенными, темными крыльями Сзади, все выше и выше, в облаках, у зубчатых стен райского Кремля, стоят другие ангелы, целые полки небесных сил. Неподвижные, молчаливые, безликие, с копьями и длинными щитами в руках, они стоят и стерегут сокровище» [30]. Ростиславов считал «Сокровище Ангелов» «прототипом целого ряда картин апокалипсического характера»: «Далеко, в горних селениях, с райскими птицами, деревьями и городами, сонмы ангелов в белых одеждах с лазоревыми крыльями сторожат таинственное сокровище-камень, с которым загадочно связаны судьбы мира» [31]. Эрнст писал о картине: «У стен многобашенного райского Кремля молчаливой ратью стоят ширококрылые полки ангельские, внизу мерцает черно-синий, горящий изумрудными отсветами камень с высеченным изображением Распятия, его стерегут два грозных ангела с копьями и щитами, кругом растут чудные деревья, на них сидят птицы-сирины» [32].
Мы видим, что, описывая картину, современники обращали главное внимание на «Камень мудрости» и не исследовали символику произведений в целом. Тема космического Камня, «Камня мироздания», начатая Рерихом в 1904 году, отражена и в его работах зарубежного периода. Там он создал серию картин «Его Страна», куда вошли «Белый и небесный», «Жемчуг исканий» и другие работы. К этой же серии принадлежит и картина «Сокровище мира. Оказавшись на земле, где была распространена легенда о Камне, художник вновь обратился к этому образу. В дальнейшем во время экспедиции в 1925 году Рерих запечатлел в одной из картин «Конь счастья» ступу, которая была украшена фигуркой коня, несущего на спине знак «Трех сокровищ». В 1926 году в Монголии художник видел изображение слонов, на спинах которых пылали три круга [33]. В 1924 году Рерих представил этот космический образ в свойственной ему символической манере. Оранжевые горы с лиловыми тенями, возносящиеся над освещенной неземным голубым светом долиной, служат фоном для темного цветового пятна, символизирующего иное пространственное измерение.
Из этой тьмы выступает светлый волшебный конь, на ярком седле которого сверкает «Камень мудрости», окруженный призрачным голубым сиянием. Художник представил особый мир, высокую сферу духа, преобладающий в картине оранжевый цвет издавна обозначал квинтэссенцию духовности. Наряду с космическим сине-лиловым он подчеркивает символический смысл произведения. Легенда о Камне, носителе космических энергий, влияющем таинственным образом на «судьбы мира», имеет, как мы видим, давнюю историю в живописном наследии Рериха. Она нашла свое воплощение не только в зарубежном, но, что особенно примечательно, в русском периоде творчества художника. Эрнстом, картина «Сокровище Ангелов» проходит под 1905 г. Евгении», 1918. Маковский относил ее к 1904 г. Энциклопедия в 2-х томах.
М, 1991. Братство Грааля. Рига: Угунс, 1994. Выставка устроена с Высочайшего соизволения в пользу Императорского Российского Общества спасения на водах, состоящего под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы.
Напишите нам , и мы свяжемся с Вами в ближайшее время! Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.
Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством.
СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ
На цветущих холмах среди деревьев с птицами радости и печали благоговейно стоят ряды ангелов с копьями, а на переднем плане на поземе — большой камень со сверкающими синим и золотом знаками, с отблесками сияния, исходящего от главного архангела, несущего неусыпную стражу около камня-сокровища. С археологической точностью художник перенес на полотно вид камня викингов с резными стилизованными изображениями: символами добра и зла, распятого Христа и руническими надписями. Еллингский камень — гранитный монолит с изображениями, выполненными в низком рельефе, установленный в городе Еллинге королем Харальдом I Синезубым в конце X века в знак перехода Дании от язычества к христианству. Дата установления камня близка к годам начала крещения Руси князем Владимиром Святославовичем. Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства. Создавая произведение, он развивает художественную фантазию древности, дает легендам прошлого новую жизнь. Картину «Сокровище ангелов» можно назвать краеугольной в творчестве Рериха. При ее написании словно печать преломилась в душе художника, и постепенно в его творческой фантазии возникли образы святости.
Он уподобил картину майолике, будто исчерпав возможности палитры масляных красок, он перешел к темпере, предвосхищая новую для себя область живописи — работу над мозаиками и декоративными панно. Эта картина принесла Рериху международную славу, она экспонировалась на выставках 1906—1914 годов в Вене, Париже, Лондоне, Мальмё. Позднее, в 1920-е годы, он привез полотно в США, где оно демонстрировалось во многих городах в составе передвижной выставки художника и с 1929 по 1935 год находилось в Музее Рериха в Нью-Йорке. В выставочных каталогах художник сопроводил картину стихотворением, раскрывающим сакральный смысл изображаемого. За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными.
За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. В нем добро и зло. Краеугольный камень. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано.
Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло.
Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня разлетятся ангелы. Сеча при Керженце Николай Рерих. Сеча при Керженце. Эскиз занавеса на тему оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Картон, темпера. Государственный Русский музей Между двух войн Русско-японской и Первой мировой проходят годы размышлений Рериха о судьбах человечества, развитии и гибели цивилизаций, подвиге и славе предков. Исторические и былинные сражения воплощаются мастером в полотнах «Сеча при Керженце», «Покорение Казани», а также в «Богатырском фризе» для особняка Филадельфа Геннадьевича Бажанова в Санкт-Петербурге. Фантастическое противоборство на земле и в небесах раскрывается в знаменитых картинах «Бой» и «Небесный бой». В «Велениях неба» и «Звездных рунах» живет мечта о небесном заступничестве: взирая ввысь, в горячей молитве и светлой надежде пребывают рериховские герои. Архитектор Алексей Викторович Щусев, построивший Казанский вокзал в Москве, в конце 1912 года предложил Рериху оформление главной башни, повторявшей в своих формах башню Сююмбике Казанского кремля. На выбор Щусева оказал влияние театральный проект Сергея Павловича Дягилева 1911 года, для которого по эскизам Рериха был выполнен занавес «Сеча при Керженце», на его фоне исполнялся симфонический антракт из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Впрочем, сотрудничеством с Дягилевым Рерих не ограничивался. Чудесные эскизы декораций и костюмов к "Пер Гюнту" для Художественного театра, эскизы оформления оперы "Тристан и Изольда" для театра Зимина, эскизы для постановки "Снегурочки" в Чикагской опере - из радостных открытий этой выставки. Но главное впечатление, конечно, занавес "Половецких плясок" для Парижской оперы. Прошедший первый сложнейший этап реставрации, укрепленный тончайшим шелком, спасенный изобретательностью и мастерством реставраторов Третьяковской галереи, он открывается зрителям словно в проеме сцене.
Мерцающий стан кочевников под вечерним небом. Половецкий стан. Хотя его костюм Воина с шапочкой - тут же, в витрине. Но занавес, кажется, скрывает рукоплесканья, шум, волнение и триумф спектаклей минувших лет.
А рядом - платье танцовщицы из "Весны священной". Так музей перебрасывает мостик к недавней прекрасной выставке "Генеральная репетиция. Та выставка только обещала показ занавеса к "Половецким пляскам" написал его, кстати, по эскизу Рериха Борис Анисфельд. Но мы смогли увидеть занавес уже год спустя - спасибо реставраторам!
Нынешняя выставка "Рериха" дарит то же ощущение перспективы. После этой выставки понимаешь, почему Грабарь в своих воспоминаниях заметил: "Рерих был для всех нас загадкой, и я должен признаться, что до сих пор не могу с уверенностью сказать, из каких действительных, а не только предполагаемых и приписываемых ему черт соткан его реальный сложный человеческий и художнический облик…". Перед нами пролог. Не столько к юбилейному году Николая Рериха, сколько к загадке пути Рериха.
Вроде бы это был путь, по которому шли многие европейские художники - от Гёте до Гессе, от Гогена до Сарьяна. В ХХ веке по нему двинулись массы, открывшие для себя йогу и духовные практики. Но Рерих стал тем, кого Восток признал своим. А это совсем другая история.
Кстати Один из хитов выставки - огромное полотно "Сокровище Ангелов" 1905 , впервые покинувшее "Дворец конгрессов" в Петербурге. Написанное темперой, оно напоминает о крещении викингов Харальдом I Синезубым в Х веке. Образ Еллингского камня с рунами и образом распятия на первом плане тому свидетельство.
С этой ночи и началось моё приобщение к сущности жизненных целей старших Рерихов — Николая Константиновича и Елены Ивановны. О ней я прежде вообще ничего не знала, а она была незаурядным, оригинальным философом… Сложилось так, что довольно скоро я вновь приехала в трёхгодичную командировку в Мадрас.
Теперь уже чуть ли не каждую субботу и воскресенье я приезжала к Святославу Николаевичу. С тех пор жизнь моя окончательно вошла в рериховское русло. А в 1989 году он предложил мне возглавить работу по созданию общественного музея Рериха в Москве, для которого был готов безвозмездно передать творческое наследие своей семьи. Позднее московские власти передали для музея усадьбу Лопухиных, тогда этот памятник архитектуры пребывал буквально в руинах. Восстановить этот шедевр московского зодчества нам удалось, не потратив ни единой копейки государственных средств.
Но от металлического мусора избавиться нетрудно, а вот развеять шлейф слухов и небылиц гораздо сложнее. Как относиться к подобным стремлениям войти в историю на чужих плечах — как к несомненной чепухе или всё же припомнить, что дыма без огня не бывает? Дошло до того, что на свет появилась диссертация, в которой утверждается, что во время Центрально-Азиатской экспедиции Рерих чуть ли не собирался религиозную войну раздуть, создать новую страну, куда вошла бы часть Сибири и так далее. Это самая настоящая клевета. Реальность же такова.
Рериха вызвали к Дзержинскому повесткой. Его считали эмигрантом, а значит, в чём-то подозревали, возможно, считали английским или индийским шпионом. На подозрения в то время не скупились. Первый раз он приглашение проигнорировал, на вторую повестку тоже не откликнулся, а после третьей понял, что визита не избежать. Однако уже на лестнице перед приёмной Дзержинского Рерих услышал крик, что человек, настойчиво требовавший его к себе, скоропостижно скончался… Больше его не приглашали, но Николай Константинович счёл за лучшее поскорее уехать на Алтай, а затем через Бурятию перешёл в Монголию… — Но он же надеялся вернуться на родину после Второй мировой войны?
Вскоре его не стало, а в 1955 году умерла Елена Ивановна.
Грандиозна по своему замыслу и картина Н. Рериха «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне»19. На одной стороне его «изображён распятый Христос, на другой же его стороне — змей и дракон»20.
В 1912 году художник написал картину «Меч мужества», на которой изображён Ангел, принёсший меч спящим воинам, чтобы пробудить их для предстоящей битвы и вдохнуть в них дух мужества. В своём стихотворении «Пророк»21 Пушкин описывает явление шестикрылого Серафима: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый Серафим На перепутье мне явился; Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний Ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Над всеми ангельскими чинами стоит Святой Архангел Михаил, Предводитель Небесного Воинства, почитание которого восходит к самым древним временам. По значению слова, Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной, беспримерной духовной силой.
Архангел Михаил изображается в доспехах, вооружённый копьём или мечом. Во времена вражеских нашествий русские города всегда защищала Царица Небесная с Воинством ангельских сил во главе с Архангелом Михаилом. Они приставлены для хранения каждого из нас... Верующие молитвенно обращались к Ангелам.
Вот одно такое воззвание: Ангеле Божий, Хранителю мой святый, На соблюдение мне от Бога С небеси данный, Прилежно молю Тя — Ты мя днесь просвети, И от всякого зла сохрани, На благое деяние настави, И на путь спасения направи. В Учении Живой Этики сказано: «Осознание Высших Сил даётся не в школах, не извне, но именно живёт в сердце, будучи самым краеугольным воспоминанием жизни Тонкого Мира. Можно сказать — будьте благословенны, которые сохранили в сердце самое Прекрасное. Люди сказали в неведении — сон подобен смерти.
Нужно от малых лет твердить, что сон называется беседою с Ангелами»23. Каждый, кто слышал о великом служении, должен помнить, что недостойное деяние кому-то причинит боль. Старые наставницы говорили детям, совершившим недостойную шалость: "Твой Ангел заплачет", и такое напоминание должно было доходить до глубины сердца. Действительно, каждое недоброе действие заставляет кого-то страдать»24.
В народе говорилось — «доброму делу и Ангелы небесные радуются». Святой Исаак Сирин сказал: «Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются»25. Какими же качествами обладают Ангелы? Мы очень часто в нашей речи употребляем слово «ангельский» как прилагательное к каким-то высоким качествам — ангельская любовь, ангельская доброта, ангельская кротость, ангельское терпение, ангельская чистота, ангельское смирение, ангельская красота.
В Учении Живой Этики говорится: «Когда же люди поймут, как чудесно уподобиться высшим существам! Но пока они даже мыслить об этом стыдятся»27. Рерих писала: «... Нет Ангелов или Архангелов, которые не были бы когда-либо людьми.
Это утверждает весь Восток — "Нет бога или богов, которые не были бы когда-то людьми". Конечно, эти Ангелы не украшены крыльями, которыми их наградило несовершенное зрение или поэтическое воображение некоторых ясновидцев, пожелавших запечатлеть символ Посланника. Символ не плох, и, конечно, лучи, исходящие из центров оплечий, могут дать впечатление как бы блистающих крыльев. Ангелы-Хранители, или Великое Братство, эти держатели нашей планеты, были высокими Духами на других мирах и Богочеловеками на нашей Земле.
Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905.
Сокровище Ангелов. Автор. Николай Константинович Рерих. Год. Дружины ангелов. Ходят там ангелы дружинами тесными. Кому достанется «Сокровище ангелов»? Вместо того чтобы высиживать яйца Фаберже, надо сохранить для России коллекцию Ростроповича, в которой и Рерих, и Репин, и Бенуа. На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха "Сокровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской государственной художественной.
«Камень мудрости» – космический образ в творчестве Н.К. Рериха
- Поиск на сайте Агнивести
- Поделиться
- " Сокровище ангелов " Н.К.Рерих 1905 г.
- Поиск по сайту
- Сокровище Ангелов, 1905
- Анализ картины николая рериха "ангел последний"
Богатый славой. Вопреки
Treasure_of_ (705 × 600 пикселей, размер файла: 164 КБ, MIME-тип: image/jpeg). Провенанс картины 'Сокровище Ангелов'. На выставке посвящённой Рериху есть очень интересное полотно – «Сокровище ангелов» 1905 года (эстимейт 800 тыс. – 1 млн. 200 тыс. фунтов) с которым художник никогда не расставался.
«Сокровище сердца» Николая Рериха. О чем говорит искусство
Состав выставки: около 150 произведений живописи и графики, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, костюмы, книги, мемориальные предметы, а также редкие архивные документы. Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева, Пермская государственная художественная галерея, Воронежский областной художественный музей им. Крамского, Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Смоленский государственный музей-заповедник, Астраханская государственная картинная галерея им. Догадина, Рязанский государственный областной художественный музей имени И. Пожалостина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный исторический музей, Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Национальная галерея Армении и Российский государственный исторический архив. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора -"Гонец. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха "Сокровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи.
В специальном павильоне экспонируются восемь панно "Богатырского фриза" 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным "Половецким пляскам", представленным С.
Эта вера в уважение к культуре, в защиту ее с помощью мирных договоров, после ужасов войн ХХ и ХХI веков кажется наивной.
Но, если вдуматься, других способов защиты культуры у нас нет. А Пакт Рериха был подписан в 1930-х-1940-х годах почти тридцатью странами, включая США, страны Латинской Америки, Индию… И, кстати, как минимум, один город и его жителей этот Пакт спас: говорят, из-за него старую японскую столицу Киото не включили в 1945-м году в список городов атомных бомбардировок, поскольку это город-музей с многовековым культурным наследием. Выставка "Рерих", куратором которой стал Владимир Никишин, не подведение итогов, не абрис большого пути. Оставив в стороне европейские и американские путешествия семьи Рериха, она фокусирует внимание на "мирискусническом" периоде творчества художника до 1917 года, на его работе как театрального художника и представляет картины индийского периода.
Над этими тремя разделами, на антресольном этаже - раритеты из архивов, в том числе Третьяковской галереи. Среди них, в частности, и грамота о личном дворянстве Рериха он первым получил дворянство в своем роду , редкие фотографии Рериха - например, вместе с выпускниками мастерской Архипа Куинджи в Академии художеств; завещание Рериха 1917 года, которое он пишет, тяжело болея. Здесь рядом со знаменитой шапочкой Рериха из фиолетовой парчи с золотыми кантами - точеный профиль Бодхисаттвы в черном камне работы XII-XIII веков и тибетские "танки" из собрания Музея Востока… Среди раритетов - переписка Николая Рериха и Игоря Грабаря времен создания выставок современного искусства на Большой Морской "Грабарни", как именовали ее остроумцы и работы над "Историей русского искусства" под редакцией Грабаря. Эти письма напоминают, как много общего у этих двух художников, домом которых стал "Мир искусства" в прямом смысле как объединение и в переносном.
Оба блестяще одаренные, невероятно работоспособные, амбициозные, увлеченные стариной и рассматривающие русское искусство через призму мировой культуры. Рерих настолько был увлечен историей варягов и русов, скандинавских сказаний и походов викингов, что не только живописал ладьи "Заморских гостей", но и сумел убедить многих в своей родословной "от Рюриков". Занавес "Половецких плясок" открывается зрителям словно в проеме сцены Оба "сами себя сделали" и чувствовали в груди "силы необъятные". Их организаторский талант, практическая хватка и деятельная натура выводила их к созданию музеев и институций.
Рерих отмечает, что "Грабарь сам пробил свой путь…". Грабарь же, отметив блестящую одаренность Рериха, дает точную характеристику живописной манеры Рериха. Микешина", унаследовав от того "легкость и быстроту исполнения, иллюстративность исполнения и уверенность в своей неотразимости". Иллюстративность исполнения была очень кстати для археолога, который проводит раскопки и фиксирует свои находки, а фантазия художника служит подспорьем для понимания целостной картины прошлого.
Рерих был не единственным из русских художников, увлеченных архаикой. Как заметил мудрый Максимилиан Волошин, "любовь к архаическому была создана откровениями археологических раскопок конца XIX века. Но Рерих был единственным художником, которые профессионально участвует в раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской губерниях, работает в Императорской археологической комиссии. Именно по заданию этой комиссии он с женой объезжает более сорока старых городов России, пишет виды старинных храмов, крепостей, зданий, публикует статьи в защиту старины.
Защищать старину будет и Грабарь, спасая памятники Древней Руси, организуя экспедиции на Русский Север, создавая после революции Государственный музейный фонд и центр реставрации… Впрочем, стариной "переболели" почти все художники "Мира искусства". Только Бенуа пленяли петровская эпоха и французский XVIII век, Бакста - античность, а Рериха - брутальность викингов, мощь "половецких баб" и суровый облик старых крепостей.
За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень. На нем мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается.
Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы.
А Ростропович с Вишневской всегда прекрасно зарабатывали, им не нужно было ничего продавать. Поэтому на аукционе будет несколько вещей, обозначенных как Russian school, After Andropov, Studio of Borovikovsky — и так далее. Но это вовсе не фальшаки! Ни в коей мере!
Просто на начальной стадии собирательства они иногда покупали вещи с неустановленным авторством. Да и доступа к международным аукционам с их строгим отбором у них еще не было. Но зато наряду с этим мы увидим в их собрании и абсолютные шедевры — Брюллова, Тропинина, Боровиковского, Рериха, Малявина, Гончарову, Ларионова, Александра Бенуа, Бориса Григорьева, Кустодиева, знаменитый репинский портрет Чуковского, еще более знаменитый портрет Феликса Юсупова работы Серова, уникальный фарфор императорского завода, вазы, люстры... Сказка, а не аукцион! Я не раз видел, как на аукционах дилеры не сводили глаз с Вишневской, и, как только она начинала за что-то торговаться, пытались ее перебить. Ростроповича» — имея в виду купить всю коллекцию целиком и вернуть в Россию.
Николай Константинович Рерих "Сокровище Ангелов", 1905
Санкт-Петербург Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году. Сокровище ангелов рерих. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха "Сокровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской государственной художественной. «Сокровище Ангелов» — начальная буква в художественных письменах Рериха, насчитывающих десятки и десятки полотен. Рерих сокровища ангелов картина. Читайте также.
Комментарий Пробуждённого к картинам Н.К.Рериха
- Картина Н.К.Рериха Сокровище Ангелов. Константиновский зал . Санкт Петербург.Россия.
- Статьи по теме
- Поделиться
- " Сокровище ангелов " Н.К.Рерих 1905 г.
- 01.11.24. Воспоминания о Рерихах