Новости плисецкая майя балерина

Фото – РИА Новости. 20 ноября 1925 года родилась великая Майя Плисецкая. Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями.

Умерла великая балерина Майя Плисецкая (19 фото)

Известная балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, пластикой, графичностью, остротой и законченностью жеста. В её движениях танцевальное искусство достигло безупречной гармонии. Майя Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как «Анна Каренина», «Чайка» 1980 и «Дама с собачкой». Балерина всегда исполняла главные женские партии.

Крейна, балетмейстер В. Чабукиани 1958 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И.

Моисеев 1959 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович Данила — Н. Фадеечев 1960 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский Иванушка — В.

Васильев, Царь — А. Радунский 1961 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева 1962 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон 1963 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского 1964 — Жар-птица, «Жар-птица» И.

Стравинского, балетмейстеры С. Власов и Н. Симачёва, по М. Фокину 1965 — Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович Ферхад — М.

Лиепа, Визирь — А. Лавренюк, Ширин — Н. Бессмертнова 1967 — Солистка, «Прелюдии и фуги» на музыку И. Баха, балетмейстер Н. Касаткина 1967 — Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А.

Алонсо Хозе — Н. Фадеечев, Тореро — С. Радченко, Рок — Н. Касаткина 1971 — Эгина, «Спартак» А. Щедрин, постановка М.

Касаткина 1967 - Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж.

Бизе, хореограф А. Алонсо 1971 - Эгина, «Спартак» А. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Щедрина, Треплев - А. Богатырев 1985 - Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р.

Щедрина, художник В. Малера, балетмейстер Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. Пети 28 декабря 1976 - Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Равеля, балетмейстер М. Донн , балетмейстер М.

Орика, хореография С. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. Гранеро 1992 - главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж 1995 - «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж партнер - П.

Дюпон Фильмография Роли 1951 - Большой концерт - Одетта из балета «Лебединое озеро» 1953 - Мастера русского балета фильм-балет - Зарема сцены из балета«Бахчисарайский фонтан», Мария - Г. Уланова, хан Гирей - П. Гусев 1957 - Лебединое озеро фильм-балет - Одетта-Одилия 1959 - Хованщина фильм-опера - пленная персиянка 1961 - Сказка о Коньке-Горбунке фильм-балет - Царь-девица 1964 - Голубой огонек-1963 фильм-концерт 1964 - Соберите Венеру музыкальный фильм 1965 - Новогодний календарь музыкальный фильм 1967 - Анна Каренина, режиссер А.

Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась — вот это устойчивость... Самое важное — как. Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало, — тогда это настоящее, иначе никак. Их познакомила Лилия Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского, которая, по словам Плисецкой, любила сводить людей: «Как-то раз она попросила меня напеть на магнитофон партию из «Золотого петушка» — а потом дала прослушать запись Родиону. У него пробудился интерес ко мне…».

Позже Щедрин собрался писать музыку для балета с участием Плисецкой и пришел к ней на репетицию. Балерина вспоминала, что встретила его в обтягивающем черном эластичном трико, которое подчеркнуло все ее достоинства, чем окончательно покорила композитора. Композитор в тот же вечер пригласил ее кататься по Москве. У Майи Плисецкой и Родиона Щедрина не было детей. Балерина не скрывала, что предпочла карьеру радостям материнства: «Появились все признаки, что забеременела. И расстаться с балетом? Танцевать или детей нянчить — выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился». Плисецкая не жалела о своем решении, потому что «детей с семьями много, а Майя Плисецкая одна». Родион Щедрин всегда сопровождал Майю Плисецкую во время гастролей.

Балерина хранила свою помаду в кармане пиджака супруга, так как сама все теряла, а муж постоянно находился рядом. Щедрин посвятил жене много балетов, в числе которых «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой».

Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины

20 ноября 1925 года родилась балерина Майя Плисецкая. 29 ноября 1995 года на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие. Фото – РИА Новости. 20 ноября 1925 года родилась великая Майя Плисецкая. Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями.

В Германии скончалась балерина Майя Плисецкая

Я играю в первых скрипках Большого театра, и мы всякий раз боимся, что вы в своем экстатическом восторге свалитесь в оркестровую яму и переломаете нам скрипки! У нее был особый нюх на талантливых людей, многим художникам и людям искусства она помогала. В квартире Брик был своеобразный салон, где собирались талантливые современники. Естественно, Майя вошла в этот круг. У хозяйки был аудиомагнитофон — редкая по тем временам вещь, — на который Лиля Юрьевна записывала голоса друзей дома. Так появилась запись, как Майя Плисецкая голосом исполняет куски из «Золушки» Прокофьева. Эту запись Лиля Юрьевна однажды дала послушать молодому композитору Родиону Щедрину, и тот был поражен музыкальностью тогда еще не знакомой ему балерины. Вскоре Майя и Родион встретились — все там же, в гостях у Брик.

Правда, тогда, в 1955 году, на приеме, устроенном Лилей в честь приехавших в Москву Жерара Филипа и Жоржа Садуля, вспышки чувств между композитором и балериной не случилось. А в 1958 году Родион Константинович работал над музыкой к балету «Конек-горбунок», и для вдохновения ему посоветовали посетить занятие Майи Плисецкой в балетном классе. Он пришел, и вот тут-то любовь и страсть их настигли. В том же году они стали мужем и женой — и прожили 57 лет. Когда Плисецкая вышла замуж за Щедрина, у них появилась маленькая двухкомнатная квартира правда, десятки лет спустя выяснилось, что она была оборудована прослушивающими устройствами. Квартира эта была в том же доме на Кутузовском проспекте, где жила Лиля Брик, — теперь они стали соседями и сблизились еще больше. Ей аплодировали стоя короли и президенты!

Когда Плисецкая стала выездной, Триоле и Арагон ввели ее в круг парижской интеллигенции, познакомив с Леже, Шагалом, Карденом и другими. Новые начальники не остались равнодушны к прошениям артистки — сняли с нее запрет на выезд, как и круглосуточное наблюдение. В 1959 году Плисецкая вылетела с театром в Америку. Публика и пресса принимали ее очень хорошо. А также встретилась со своими родственниками. В Москве ей сообщили, что в Америке живет ее кузен Стэнли, а дядя Лестер Плезент, родной брат отца, скончался. Возможно, в свое время именно брат, эмигрировавший в Америку за несколько лет до революции, стал невольным виновником ареста Михаила Плисецкого.

В Нью-Йорке в назначенный день все американские родственники собрались в одном доме, чтобы устроить Майе прием. Забавно, что никто из них, кроме одного престарелого дядюшки, не говорил по-русски… Спустя 73 дня — а именно столько продолжались гастроли Большого — Майя вернулась на родину, и вскоре ей присвоили звание народной артистки СССР, как благодарность от советской власти за то, что не сбежала… Хотя у нее и мыслей таких не было — в Москве ее ждали любимый муж, сцена и зрители. Особый подарок от Кеннеди С братом Азарием Плисецким. Эти гастроли пришлись на ноябрь. На приеме в советском посольстве Плисецкую представили министру юстиции США Роберту Кеннеди, высокому обаятельному мужчине — брату президента. Он рассказал, что любовался Майей в «Лебедином…» в Москве еще в 1955 году. И неожиданно спросил: «Я слышал, что вы, как и я, родились в ноябре 1925 года.

Завтра на спектакле, к сожалению, быть не смогу, но будут президент с супругой». На другой день Джон и Жаклин Кеннеди действительно были на спектакле. А после пришли за кулисы выразить свой восторг. На следующий день президент принимал всю труппу Большого в Белом доме и снова не поскупился на комплименты в адрес первой балерины СССР… 20 ноября в номере бостонской гостиницы Плисецкую разбудил стук в дверь. Это был курьер — он принес гигантский букет белых лилий и красиво оформленную коробку. В ней оказалось поздравительное письмо от Роберта Кеннеди и золотой браслет с брелоками, на одном их которых был изображен Скорпион — их общий знак зодиака, а на другом — Архангел Михаил. Вскоре Роберт позвонил Майе и повторил свои поздравления лично.

Вот только английского она практически не знала, поэтому не смогла сказать ответных слов. В качестве подарка Плисецкая передала Кеннеди расписные деревянные ложки, привезенные из Москвы на сувениры. С тех пор Майя Плисецкая и Роберт Кеннеди связи не теряли — обменивались поздравлениями и приветами друг другу. Вновь встретились на следующих гастролях Большого в Америке в 1966 году. Майя Михайловна в своей книге не скрывала, что их с Робертом тянуло друг к другу. Был большой взаимный интерес. Но языковой барьер, железный занавес и постоянное присутствие соглядатаев помешали этой дружбе или даже роману.

Невероятно, но Роберта убили в дни четвертых гастролей Большого театра в Америке в июне 1968 года. По приезде театра в Нью-Йорк Майя с Робертом успели созвониться — планировали встретиться. Но 5 июня он был смертельно ранен, а 6-го скончался. Плисецкая узнала о трагедии за кулисами нового здания Метрополитен-оперы, потрясение было сильнейшим. В память о Роберте она решила открыть концерт исполнением незапланированного номера — «Умирающий лебедь». Первый и последний раз Майя Плисецкая станцевала «Лебедя... Майя Михайловна танцевала «Умирающего лебедя», и ее вызывали на бис три раза!

Нью-Йорк, 1984 г. Вручали главные государственные награды своих стран… На родине, в России, Майя Плисецкая стала первой женщиной — полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». Она имела одну из высших наград Испании — была лауреатом Астурийской премии.

Тяжелые 2 года Следующие годы после легендарных спектаклей были для Плисецкой самыми тяжелыми. О загранице можно было забыть, туда ее не пускали. Стоит отметить, что принимающая сторона просила приезда именно Плисецкой.

В Париж поехала Ирина Тихомирнова. Не получилось поехать в 1958 году и в Бельгию. Майя Михайловна обивала пороги администраций, но все было напрасно. Везде балерина слышала одну и ту же фразу: "Вы необходимы театру! Вот только дальше обещаний дело не двигалось. Бесконечные письма-прошения Плисецкой оставались без ответа.

Под раздачу попала и семья. Алик тоже оставался невыездным, а Азария после окончания училища не приняли в Большой театр.

В июне 1934 года она поступила в Московское хореографическое училище. Дебютировала она там на выпускном концерте 21 июня 1941 года — накануне начала Великой Отечественной войны.

Свою первую главную партию она станцевала уже в первый сезон работы в театре - роль Маши в «Щелкунчике» П. Затем были Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке» и другие. Однако самой незабываемой ее работой стала роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере».

На экране «танцевала» Майя — оживал пылкий московский стиль, свободный, с прыжками-полетами, широкими жестами, гордыми позами. Записи середины прошлого столетия передавали абсолютный пластический слух Майи, ее гипнотическое искусство, опередившее время.

Первыми вышли на сцену ученики — с танцем «Ave Майя» на музыку Баха и Гуно. Резные веера, крепко сжимаемые детскими ладошками, чертили графические узоры, навевая воспоминания о хореографии Мориса Бежара. Он подарил одноименную миниатюру 80-летней Плисецкой, чьи гуттаперчевые руки-крылья играли японскими веерами: красный символизировал жизненные силы, белый — тишину смерти. Вечная смена света и тьмы. Я произношу ее имя с душевным теплом.

Она ставила для нас маленькие балеты и каждый раз занимала меня. Я танцевала в «Полюшко-поле». На мне был длинный расписной сарафан, рябоватый платочек клинышком, матерчатые сафьяновые сапожки». Оба номера поставила хореограф Ольга Насырова, их трогательно и старательно исполнили учащиеся Школы классического танца Геннадия и Ларисы Ледях. Большую классику из репертуара Майи представили тремя фрагментами.

Мир академического балета она — «гений метаморфоз» — преображала, не ломая пластического текста, героинь наделяла своим темпераментом, волей, азартом, в рамках канона создавала свою эстетику. Гран-па из «Раймонды» в чистой и возвышенной трактовке Ольги Смирновой и Дениса Родькина напомнило о царственной героине Плисецкой и ее верных партнерах. Элегантной аристократической ведущей паре Большого вторил кордебалет, временами забывавший об акцентах и линиях. Адажио принцессы Авроры с четырьмя кавалерами из «Спящей красавицы» ангажировали с берегов Невы. Юная надежда Мариинки Мария Хорева, расширившая число своих поклонников благодаря участию в телепроекте «Большой балет», приятно удивила благородством манер и чистой техникой.

Я станцевала его более восьмисот раз. И танцевала тридцать лет по всему белому свету. Считаю, что «Лебединое» — пробный камень для всякой балерины.

Танец длиною в жизнь: история самой известной советской балерины Майи Плисецкой

Девочка произнесла ее с чувством и мастерством, достойным опытного актера. Тогда уже в очаровательной головке юной Майи зрела мечта о балетном училище. Эксперты, оценивавшие потенциальных воспитанниц, были восхищены пластикой, гибкостью, легкостью и грацией девочки. Ради Майи комиссия даже поступилась своими принципами и правилами. Девочку приняли, хотя до нужного возраста не хватало целого года. Майя Плисецкая в «Щелкунчике» Когда в стране началось трудное время с репрессиями и арестами, первыми жертвами стали родители Плисецкой: отца расстреляли, беременную мать отправили на поселение в глушь. Майю приютила тетя Суламифь. В эвакуации в Свердловске Плисецкая впервые станцевала в постановке «Лебединое озеро», одной из создательниц которой была ее легендарная тетушка.

Партию умирающего лебедя за свою жизнь балерина исполнила почти 800 раз. В труппе Большого театра успех к начинающей артистке пришел не сразу. Дядя, руководивший учреждением искусства, принципиально не ставил девушку на главные роли, и Майя прозябала в кордебалете. Но спустя короткое время оказалось, что ее талант скрывать нельзя. Вскоре зрители стали ходить «на Плисецкую», чтобы увидеть ее фирменный длинный прыжок. Майя Плисецкая в молодости Природные данные позволяли не изнурять себя тренировками, а любая роль доставляла Плисецкой истинное наслаждение. Наверное, в этом и состоял успех великой балерины.

На представлениях с участием знаменитости всегда был аншлаг, а видные деятели страны считали моветоном не следить за ее творчеством. Специально для нее была поставлена «Кармен». Этот спектакль стал главной вехой в ее творческой биографии и прославил танцовщицу на весь мир. Кармен В 80-е годы Плисецкая попробовала себя в качестве худрука Римского театра оперы и балета.

Да, Москва знала, что балерина договаривается о ролях с министром культуры Екатериной Фурцевой в бане — что поделать, если на прием в кабинет к ней не прорваться? Ум и чутье диктовали, когда надо быть кошечкой и петь дифирамбы генералам госбезопасности, а когда — выпускать коготки. Плисецкая всегда оставалась верной себе.

И никакие жизненные напасти не могли сбить эту ее настройку. Майя Плисецкая с супругом Родионом Щедриным на прогулке в подмосковном лесу. Она демонстрировала модели Славы Зайцева и поддерживала теплые отношения с Пьером Карденом, до последних дней дарившего ей роскошные наряды. Майя благодарила и повторяла: «Я веду себя так, как я одета», — и дизайнеры были счастливы. Мало того. Майя Михайловна сумела понравиться разборчивому французскому хореографу Морису Бежару, подарившему ей «Болеро», «Айседору» и другие балеты во времена, когда на контакты с иностранцами в нашем отечестве все еще смотрели косо. Времени на репетиции, как всегда, в обрез, античный театр, толпа народу, Бежар в белой водолазке стоит в глубине партера и руками подсказывает Плисецкой фигуры танца.

Так начался отсчет нового времени в российском балете. Плисецкая не пропала с радаров: организовала балетный конкурс имени себя в Санкт-Петербурге, недолго проработала художественным руководителем балета в Королевском оперном театре Мадрида, перебралась жить на дачу под литовским Тракаем, а затем в Мюнхен, где у Родиона Щедрина был контракт с музыкальным издательством. Именно тогда она и написала две книги воспоминаний » Я, Майя Плисецкая» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах» — Правила жизни , снабдив их фотографиями рукописи, — чтобы никто не усомнился в авторстве. Ив Сен-Лоран и Майя Плисецкая. Майю Михайловну звали в жюри различных конкурсов, в ее честь давали гала-концерты на мировых балетных сценах. А она была все так же умна, элегантна, язвительна, любезна с молодыми интервьюерами и полна идей. Майя получила звание народной артистки СССР, госпремии и ордена.

А в родном Большом театре остались живы ее словечки и суждения. Вообще-то, в серпентарии коллег-соперников редко кому удается добиться звания всеобщей любимицы, но Майе по плечу и это. В ноябре 2021 года ей исполнилось бы 96.

На сцене театра дали сразу три спектакля «Спартак» в постановке Леонида Якобсона, которые посвятили памяти выдающейся танцовщицы. Как рассказал исполняющий обязанности заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев, традиционно Майю Плисецкую принято вспоминать за роль умирающего лебедя и в Кармен-сюите — это ее знаменитые партии, которые были вписаны в историю как российского, так и мирового балета. Однако Мариинский театр также помнит ее за три версии балета «Спартака», что оказались очень тесно связаны с ее творческой биографией.

Когда ушла со сцены Галина Уланова, Плисецкая стала примой-балериной Большого театра.

Английская шпионка При Хрущеве начались поездки наших артистов за рубеж. В 1956 году, когда балет Большого театра собрался в Лондон, оказалось, что прима Плисецкая - «невыездная»! В чем дело? Позже узнала: Иван Серов председатель КГБ в 1954-1958 годах назвал ее агентом английской контрразведки. Потому, мол, ее выпускать нельзя ни в коем случае. Дело было в том, что в это время Плисецкая познакомилась и несколько раз встречалась с Джоном Морганом, вторым секретарем английского посольства в Москве. Для чекистов, как отмечала сама Майя Михайловна, это стало сигналом: либо Плисецкая останется в Англии и попросит политического убежища, либо она шпионка, новая Мата Харри.

За ней 24 часа в сутки начала следовать машина КГБ. Об этом знала и она сама. Возможно, там были не только доносы завистников и недоброжелателей, но и сообщения ее лучшей подруги Лили Брик, у которой не раз бывала балерина на протяжении многих лет. Лиля содержала модный салон, где собиралась избранная публика - поэты, артисты, художники и …чекисты. Очень многие из них позже попадали на Лубянку и больше не возвращались. Возможно, Лиля, имевшая удостоверение сотрудника КГБ, не обходила особым вниманием и приму-балерину Большого театра. Во всяком случае, отношения пары Плисецкая — Щедрин и Лили Брик внезапно прекратились по неизвестным причинам, а Брик покончила с собой в возрасте 86 лет в 1978 году.

Майя Плисецкая в балете «Ромео и Джульетта», 1961 год. Источник: ru. А таких было немало. Артист Петр Вельяминов, у которого отец был осужден на 10 лет, а мать столько же времени находилась в ссылках, с 1943 года тоже попал в заключение и провел там всю молодость — с 16 до 25 лет. Что уж говорить о тех, на кого падало подозрение в связях с иностранцами! Красавица киноактриса Татьяна Окуневская, у которой репрессировали отца, провела в лагерях 6 лет, якобы за измену Родине.

Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров

Выдающаяся балерина Майя Михайловна Плисецкая, почерк танца которой нельзя спутать ни с кем, является одним из ярких представителей рода литваков, т.е. евреев – выходцев из Литвы. Майя Плисецкая признавалась, что «своего «Умирающего лебедя» подсматривала в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Майя Плисецкая – величайшая балерина, которая очаровывала даже тех, кто не разбирался в балете.

Умерла балерина Майя Плисецкая

Печальную новость сообщил ТАСС генеральный директор Большого театра Владимир Урин, который узнал о том, что Плисецкой не стало, от ее супруга, композитора Родиона Щедрина. Легендарная балерина Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни. Солисты балета Государственного академического Большого театра СССР Майя Плисецкая и Марис Лиепа на репетиции.1970-е. История с дочерью Майи Плисецкой началась в 1999 году. Все газеты трубили о том, что у великой балерины есть тайная дочь. Выдающаяся балерина Майя Михайловна Плисецкая, почерк танца которой нельзя спутать ни с кем, является одним из ярких представителей рода литваков, т.е. евреев – выходцев из Литвы.

СМИ: скончалась балерина Майя Плисецкая

Ее удочерила родная тётка, а брата принял в семью дядя Асаф. Майя Плисецкая и ее тетя Суламифь В четырнадцать ей наконец дали разрешение съездить к матери в Чимкент. Рахиль Михайловна организовала там танцевальный класс, тем и зарабатывала на жизнь. В одном из концертов, которые проходили в городе, участвовала и ее дочь, впервые исполнившая тогда партию умирающего лебедя.

Майя Плисецкая с мамой и братьями В 1941 году маму Майи освободили, и вся семья воссоединилась в Москве. А через три месяца началась Великая Отечественная война, семью Мессерер эвакуировали в Свердловск. Творческий путь В 1942 году Плисецкая вернулась в Москву и закончила обучение.

Выпускной экзамен сдавала в роли Повелительницы дриад в балете «Дон Кихот» и заработала заслуженное «отлично». Приглашение в кордебалет Большого театра не заставило себя ждать. Майя проявила себя в балете «Шопениана» и вскоре получила свою первую сольную роль Маши в «Щелкунчике», а следом партию Джульетты и Царь-девицы в спектакле «Конек-Горбунок».

В 1949 году она выступала сольно на концерте, который состоялся в Кремлевском дворце в честь дня рождения Иосифа Сталина , после чего стала выездной, несмотря на статус дочери «врага народа». Майя Плисецкая в роли Одетты 70-е Правда, побывав в Индии в 1953 году, Плисецкая снова стала «невыездной»: она позволила себе вольное общение с иностранцами, беседовала с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру. Все ее просьбы остались без ответа.

Майя Плисецкая на гастролях в Индии Когда большая часть труппы Большого театра уехала на гастроли в Лондон, Плисецкая решила поставить с оставшимися коллегами «Лебединое озеро». Был 1958 год, на премьере — аншлаг, в ложах — все высшие чины государства, включая высшее лицо. Майя Плисецкая в молодости По словам Плисецкой, хореографа и балетмейстера спектакля, публика устраивала после каждого акта и последнего закрытия занавеса шквальные овации, успех был ошеломительным.

Весной 1959 года с высочайшего позволения балерину выпустили на гастроли в США. Молодость Плисецкой была связана с Большим театром В шестидесятые Майя стала официальной примой Большого театра. Именно тогда кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил не его сцене новаторскую «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина.

Исполнение роли Кармен было рассчитано именно на Плисецкую. Майя Плисецкая в образе Кармен Публика, привыкшая видеть любимую Майю как классическую балерину, восприняла новые сценические приемы весьма прохладно, о чем Плисецкая вспоминала позже в своей книге: На премьере мы ах как старались! Из кожи лезли.

Но зал Большого был холоднее обычного. Не только министр Фурцева и ее клевреты, а и добрейшая ко мне московская публика ждали второго «Дон Кихота», милых вариаций на привычную им тему. Бездумного развлечения.

А тут все серьезно, внове, странно. Аплодировали больше из вежливости, из уважения, из любви к предыдущему. А где пируэты?

Где шене? Где фуэте? Где туры по кругу?

Где красавица-пачка проказливой Китри?

Талантливой балерине стали доверять сложные роли, которые она училась играть на высшем уровне. Особенно зрителям понравилась ее Одилия и Одетта в «Лебедином озере». Прошло немного времени и Плисецкую стали называть прима-балериной Большого театра, она сменила известную Галину Уланову. Работа балерины очень сложная. Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль. Одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям. Майя доводила себя до физического истощения постоянными занятиями, сидела на диетах, заставляла себя постоянно держаться в форме. Она танцевала до 70 лет, выходила на сцену и демонстрировала зрителям грациозный танец.

Плисецкую запомнили не только как выдающуюся танцовщицу, она была талантливым балетмейстером и хореографом. Майя Плисецкая поставила десятки спектаклей на сцене Большого театра, во многих из своих постановок она исполняла главные роли. Но в конце 80-х Плисецкой пришлось оставить сцену Большого театра по причине конфликта с руководством. Плисецкая не могла лебезить и подхалимничать, это и стало причиной увольнения из Большого театра. Григорович всячески способствовал, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли. Ее подозревали в шпионстве, поэтому сделали невыездной. Вместо Лондона и Парижа Плисецкая ездила с гастролями по провинциальным сибирским городкам. Григорович пристально следил за дочерью врага народа, аристократическое происхождение не давало покоя директору Большого театра. После его доносов Майю часто вызывали на допросы, но уличить ее в чем-либо, кроме происхождения, не удалось. Мировая звезда Выехать за пределы Советского Союза и показать миру свой талант Плисецкой удалось только после хрущевской оттепели.

Она активно ездила по миру и прославляла советскую школу балета. Стиль ее танца превратился в канон балетного искусства. Великой балерине аплодировали в лучших европейских театрах, она получила мировое признание. Фильмы и книги Майя Плисецкая была всесторонне развитым творческим человеком, поэтому она не ограничивалась исключительно балетом. Она снималась в фильмах, среди них были и драматические роли. Также Плисецкая поставила экранизацию балетных постановок, отдельные сольные номера. Великая балерина написала о своей жизни серию мемуаров, снялась в документальных фильмах о своей жизни. Балерина старалась, чтобы о ее жизни узнали только правду, она не скрывала своих недостатков и неудачных станиц биографии.

В 1985 году Плисецкой присвоено звание доктора Сорбонны, в 1993 году - почетного профессора Московского государственного университета им. Далее мы хотим показать вам редкие фотографии Майи Плисецкой. Нью-Йорк 1966 год.

И она мне сказала, что у вас хороший архив ее фотографий…» Действительно, будучи поклонником Майи Плисецкой, я уже около десяти лет собирал фотоматериалы о любимой артистке. Познакомились мы с Майей Михайловной в 2005 году — в дни празднования ее 80-летия. Плисецкая весьма придирчиво относилась к своим изображениям. Как мне рассказывали редакторы ее книг, чтобы выбрать одну фотографию для печати, балерина могла их штук триста пересмотреть. Помню, она говорила мне: «Да, фотография хорошая, но я знаю, что в этой роли были фотографии еще лучше, с более выгодных ракурсов. Зачем брать хорошее, если есть лучшее? Это же касалось и других ее изображений — например, живописных портретов. Если ей не нравилось, она могла тут же передарить портрет или вернуть. В своей книге балерина рассказывала, как однажды в первый свой приезд в Америку позировала очень знаменитому художнику. По окончании сеанса заглянула за мольберт и увидела «рваное бело-синее пятно во всю величину холста». Она была очень разочарована, поэтому не назвала имя художника. Наброски, сделанные им с великой балерины, стали частью панно, украсившего новое здание Метрополитен-оперы в Нью-Йорке. Я с улыбкой сегодня вспоминаю, как, не зная ничего этого, по наивности в свои 20 лет приносил Майе Михайловне какие-то фотографии, которые снимал на «мыльницу» на ее выступлениях. Смотреть на этих любительских снимках было абсолютно не на что, но Плисецкая, чтобы меня не обидеть, просматривала их все и говорила: «Ну, вот эта — ничего, ее, пожалуй, можно взять…» Стала невыездной после гастролей в Индии Со временем я узнал очень многое о характере Майи Михайловны, о ее жизни. А вся ее жизнь была испытанием на сопротивление. Судьба закаляла ее с раннего детства и в прямом, и в переносном смысле. Первые школьные годы Майя провела с младшим братом и родителями в Заполярье — на Шпицбергене, куда Михаил Плисецкий был назначен первым руководителем «Арктикугля», а затем — генеральным консулом СССР. В 1937 году отца Майи арестовали, а в 1938-м пришли и за матерью — актрисой немого кино Рахилью Мессерер. Михаил Плисецкий был расстрелян, о чем родственникам, конечно, не сообщили. А мать с младенцем — младшим сыном Азарием на руках отправили в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины. Майе и ее среднему брату Александру грозил детдом. Асаф и Суламифь были знаковыми фигурами в артистическом мире. Кроме того, Асаф Михайлович был кавалером ордена Трудового Красного Знамени, на одном из приемов удостоился похвалы самого генсека. Заслуги Асафа вкупе с напористостью Суламифи позволили вызволить Рахиль с сыном из ссылки раньше срока. Перед самой войной Рахиль Михайловна вернулась в Москву и воссоединилась с Майей и Александром, все вместе они уехали в эвакуацию в Свердловск. Но там не было балетной школы. Майя пропустила целый год занятий что для балерины — вечность! Хорошо, что в Москве оставалась Суламифь… В марте 1943 года Плисецкая успешно оканчивает хореографическое училище. В том же году ее принимают в труппу Большого театра, где первый настоящий успех ей принесло участие в балете «Шопениана». Потом были «Раймонда» и «Лебединое озеро», которое Плисецкая станцевала по всему миру более 800 раз. За балериной, славившейся своими прямотой и независимостью, был особый контроль» С Василием Лановым и Николаем Гриценко в фильме «Анна Каренина». Фото: Мосфильм-инфо Однако долгие годы у Майи Плисецкой на пути к мировому признанию стоял железный занавес! Майя Михайловна считала, что невыездной она стала после гастролей в Индии в 1953 году. К советской группе, как водится, были приставлены сопровождающие, призванные днем и ночью следить за артистами. А за Майей Плисецкой, славившейся своими прямотой и независимостью, был особый контроль. Не разрешали задерживаться у витрин, общаться без советского переводчика, самостоятельно выходить из гостиничного номера. При этом Плисецкая — лицо труппы, с ней все желали пообщаться, например, знаменитые индийские актеры Наргис, Радж Капур… А Майя Михайловна вынуждена была согласовывать каждый свой шаг с людьми из органов. Конечно, она не сдержалась: на замечания и придирки сопровождающих несколько раз отреагировала дерзко. Через своего переводчика Неру стал вести с ней беседу. Актриса поймала сверлящий взгляд своего «надсмотрщика», сидевшего за дальним столом, — ему кусок в горло не лез, ситуация вышла из-под контроля. Он не ест по религиозным соображениям? К концу своего срока на посту генсека он жаловался: «Как представлю, что сегодня опять смотреть «Лебединое…», — аж воротит». Красавица Плисецкая — желанная гостья всех правительственных и посольских приемов. При этом ни на одни серьезные зарубежные гастроли Майю Михайловну по-прежнему не посылают, хотя слухи о фантастической советской балерине уже распространились по миру. Тем временем приближались очень ответственные и долгожданные гастроли — первый выезд советского Большого театра в Лондон… В списке артистов, включенных в поездку, Плисецкой снова нет, как и ее брата Александра оба брата Майи, и Александр, и Азарий, стали солистами Большого. Он отлично владел русским языком и был знатоком и поклонником балета, посещал Майины спектакли, присылал цветы. Это дало надежду… Но ничего не изменилось, все чиновники, от которых зависело решение этого вопроса, отмалчивались или уходили от ответа. Не помогли ни письма, ни звонки в высокие кабинеты, ни встречи с Джоном Морганом, ни угрозы Плисецкой уйти из театра. Все, чего добилась Майя — того, что КГБ установил за ней круглосуточную слежку. Куда бы она ни пошла, по пятам за ней следовала машина с тремя молодчиками, которые даже не таились — работали вполне себе открыто. Большой театр благополучно уехал в Лондон без нее. Неожиданно из разных высоких кабинетов Плисецкой стали поступать звонки с одним требованием: предотвратить потенциальный демонстративный успех этих двух спектаклей. Ибо внимание западной прессы и так приковано к факту отсутствия Плисецкой на английских гастролях.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий