Новости научно технологическое развитие российской федерации

Д.Р. Белоусов, к.э.н. И.Э. Фролов, д.э.н. Презентация к готовящемуся докладу по Научно-технологическому развитию России. Научно-технологическое развитие Российской Федерации. 2. Новости2. Институт катализа СО РАН и ЦКП «СКИФ» улучшили свойства материалов для среднетемпературных твердооксидных топливных элементов05 сентября 2023. Главной темой Конференции стало обсуждение задач технологического развития проектно-строительного комплекса атомной отрасли в современных геополитических условиях. Кроме фундаментального научного интереса, данное исследование представляет и вполне практическую ценность, поскольку даже на выработанных месторождениях остаётся значительное количество урана в рассеянной форме. Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития России.

Наука и техника

22 313,4 млн. рублей. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года. Эксперты Российского научного фонда выбрали главные научные открытия уходящего года. На форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023» прошло пленарное заседание «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы». Научно-технологическая инфраструктура Российской Федерации. Центры коллективного пользования научным оборудованием и уникальные научные установки. Научно-техническое сотрудничество.

Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир

Какой должна быть философия научно-технологического развития, дающего возможность зарождения прорывных инноваций в компаниях ранних стадий, обсудят участники дискуссии. Кроме того, президент РФ поручил сформулировать предложения о внесении изменений в стратегию научно-технологического развития страны с учетом стоящих перед ней вызовов. Уровень развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) является ключевым показателем технической конкурентоспособности страны на мировой арене. На форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023» прошло пленарное заседание «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы».

Наука — территория — развитие

В работе использованы методы теоретического порядка, включая несравнительный и сравнительный анализ, синтез, абстрагирование и конкретизацию, системный подход и структурно-функциональный метод. Результаты и дискуссия. В статье представлена динамика ключевых показателей научно-технической деятельности в Российской Федерации; значимые риски и угрозы вызовы , сдерживающие научно-техническую деятельность в стране, которые структурированы в рамках двух выделенных групп: организационно-экономические внутренние и глобально технологические внешние вызовы. Основным результатом исследования является анализ комплекса мер государственной научно-технической политики, обеспечивающих дальнейшее научно-технологическое развитие Российской Федерации, включая совершенствование системы государственного управления через развитие механизмов финансирования НИОКТР; создание условий для привлечения организаций реального сектора экономики и иных коммерческих компаний ко всем этапам реализации НИОКТР; создание комплексной системы оценки научных и научно-технических результатов; формирование целостной системы поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей адресную поддержку на каждом этапе жизненного цикла инноваций; формирование и развитие механизма научной дипломатии в России; эволюцию сферы науки и технологий на уровне регионов; разработку механизмов привлечения в науку квалифицированных кадров; развитие целостной системы экспертизы, мониторинга и прогнозирования научной и научно-технической деятельности. Текущий 2020 г.

На это существенно повлиял рост объема отгруженной инновационной продукции в регионе, увеличение доли затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, рост числа выданных патентов, увеличение доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг. Самое заметное снижение позиций в рейтинге у Алтайского края -12 мест.

Такое мнение высказал зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев во время совещания президиума президентского Совета по науке и образованию. Заседание президиума Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Сейчас его надо не просто корректировать, а формировать на принципиально новой основе.

На нем представители власти, некоммерческих организаций и бизнеса обсудили условия достижения Россией технологического суверенитета. Достаточным условием достижения технологического суверенитета является наличие критических и сквозных технологий, отметил заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко. Нет задачи замкнуться и все сделать у себя внутри, но обладать технологиями и в любой момент их самим быть способными масштабировать и воспроизвести — это как раз и есть технологический суверенитет», — уточнил Дмитрий Чернышенко. По критическим технологиям поставлена цель достичь паритета со странами-лидерами, продолжил он. И у нас есть совершенно четкий стратегированный набор перечней сквозных технологий, по которому мы должны это лидерство обеспечить», — подчеркнул Дмитрий Чернышенко. Он также рассказал про новый закон о технологической политике.

Как в России собираются преодолеть невосприимчивость экономики к инновациям

– Дайджест наиболее интересных и перспективных научно-технических разработок разного уровня технологической готовности по отраслям ТЭК подготовлен специалистами Российского энергетического агентства Минэнерго России. Выставка HI-TECH является первым в России мероприятием в области высоких технологий, инноваций и инвестиционных проектов в научно-технической сфере (проводится с 1996 года). Поручением заместителя председателя правительства российской федерации институт определен ответственным за проработку предложений в сфере научно-технологической и промышленной кооперации в целях. Российские ученые и инженеры продолжaют рaботaть нaд перспективными проектaми, и c нaчaла годa предстaвили немaло революционных нaучных рaзрaботок. В докладе рассматривается проблематика научно-технологического развития в России с учетом мировых тенденций, ключевых ограничений и дисбалансов, а также предполагаемого набора действий по модернизации научно-технического комплекса. Научно-технологическое развитие регионов российской федерации: потенциал и стратегические ориентиры в современных условиях.

Что сделано в России за полгода: заводы, техника, наука, достижения

Реализуются якорные проекты по созданию перспективного технологического оборудования для выпуска полупроводников, строятся новые производственные площадки. Крупнейшие торговые компании трансформируются в торгово-промышленные холдинги. Это обеспечивает кратный рост частных инвестиций в разработки и производства», — подчеркнул вице-премьер. Он добавил, что Правительство продолжит оказывать меры поддержки отрасли. В фокусе особого внимания — образовательные программы и подготовка кадров. Так, на базе вузов и научных организаций Минобрнауки создаёт 67 лабораторий по направлению «Микроэлектроника». Вице-премьер рассказал о нацпрограмме «Экономика данных».

Одна из ведущих ролей в ней отводится доверенной инфраструктуре на базе отечественной ЭКБ. Кроме того, готовится Стратегия развития отрасли связи до 2035 года. Она обозначит вектор создания и применения отечественной ЭКБ в телекоммуникационном оборудовании. Отечественная микроэлектроника должна уже в обозримом будущем занять лидирующие позиции как внутри страны, так и за рубежом», — сказал Дмитрий Чернышенко. Он пожелал участникам форума плодотворной работы, продуктивного диалога и выработки конкретных предложений по развитию отечественной микроэлектроники. Приветствую вас на Российском форуме «Микроэлектроника 2023»!

Сегодня достижение целей устойчивого развития страны невозможно без обеспечения технологического суверенитета. Микроэлектроника — одно из важнейших направлений, от которого зависит обороноспособность государства, устойчивость критической инфраструктуры, банковской системы и всех сфер экономики. За годы проведения Форум стал главной отраслевой дискуссионной площадкой. Его разносторонняя деловая программа позволяет признанным экспертам и молодым специалистам представить новейшие разработки, обменяться опытом и мнениями по прорывным технологиям и их применению.

Общее количество учреждений, осуществляющих научную деятельность в России в 2019 г. За первое полугодие 2020 г.

В отношении 34 научных учреждений приняты приказы о реорганизации, до конца 2020 г. В 2020 г. В 18 научных организациях, подведомственных Минобрнауки России, работает от 1 000 до 2 600 чел. Таким образом, распределение сотрудников по научным организациям не является гармоничным: среднее количество работников составляет 257 чел. Научно-технологическое развитие Российской Федерации, ориентированное на достижение ответов на большие вызовы, формирует новую роль науки и технологий как основополагающего элемента решения ключевых национальных и глобальных вопросов, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать большие вызовы и эффективно отвечать на них. В последние годы в ходе реализации государственной научно-технической политики наметился ряд позитивных сдвигов по развитию сектора НИОКТР, но вместе с тем многие вопросы и задачи остаются нерешенными и требуют внимания с учетом необходимости купирования последующих негативных трендов.

На данный момент и на перспективу ключевые негативные тенденции, риски и угрозы, сдерживающие решение задач Российской Федерации в сфере науки и технологий и препятствующие обеспечению национальной безопасности, можно разделить на две группы: организационно-экономические внутренние и глобально-технологические внешние. К первой группе относятся следующие вызовы и угрозы. Непрекращающееся отставание в темпах роста и уровне развития сферы НИОКТР от ведущих стран мира с потерей лидерства в традиционных высокотехнологичных отраслях. Зарубежные страны приобретают все большую способность создавать технологии, намного превосходящие российские аналоги, включая разработки в отраслях с преимущественным ранее присутствием российских компаний космической промышленности, судостроении, авиастроении, производстве оптики и лазеров , в корне меняя устоявшиеся рынки и становясь на них основными бенефициарами. Раз- 6 План реструктуризации научных организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации 14. Глобализация космической индустрии, развитие космического туризма, инновации американских компаний SpaceX и Virgin Galactic, запуск новых инициатив стран с крупнейшими бюджетами в данном сегменте - все это создает серьезный вызов для России, в т.

Отсутствие в России необходимой критической массы финансового обеспечения НИОКТР, необходимой для достижения практически значимых результатов при «добровольно-принудительном характере внебюджетного финансирования. Низкое ресурсное обеспечение сектора НИОКТР в сравнении со странами-лидерами при широком перечне приоритетов и сложном характере вызовов создает реальную угрозу «распыления» средств на науку [17] и отсутствие необходимой критической денежной массы для создания передовых НИОКТР. Соотношение внебюджетного финансирования и государственных расходов на науку по состоянию на 2018 г. Программы инновационного развития у российского бизнес-сектора и госкорпораций имеют скорее «добровольно-принудительный» характер в силу административного влияния курирующих ведомств, что способствует укреплению в экономической практике феномена т. Бизнесу в России выгоднее покупать готовые зарубежные технологии, чем вкладывать собственные существенные средства в высокорискованные научные проекты. Ситуация в ведущих инновационных странах диаметрально противоположная.

В России до сих пор не создана устойчивая система мотивации предпринимательского сектора, научных организаций и вузов к системным инвестициям в НИОКТР, увеличиваются риски появления у данной системы признаков системы классического типа, изменить которые в текущей надстройке государственного управления станет практически невозможно. Недостаточный масштаб или отсутствие в России крупных бизнес-структур в секторе высоких технологий. Данная проблема характеризуется низкими показателями инновационной активности крупных российских корпораций и организаций реального сектора экономики, что существенно сдерживает развитие 7 Карибов А. Социальное партнерство бизнеса и власти в регионе: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. В силу сдерживающих внутренних экономических факторов, включая ощутимую долю в экономике сырьевых компаний, использующих готовые зарубежные технологии, низкий уровень кооперации научного, образовательного и предпринимательского секторов и нехватку кадров, разорванности цепочки производств взаимодополняющих друг друга компаний крупного, среднего, малого бизнеса и стартапов, а также слабого развития системы трансфера технологий формируется еще один системный внутренний вызов, при том что есть основания считать его долгосрочным.

Вызов сопряжен с рисками дальнейшего отставания России в конкурентной борьбе на мировых высокотехнологических, в т. Даже принимая во внимание наличие в России сильной инженерной и математической школ и компетенций в сфере IT, а также ряда технологически продвинутых и экономически успешных инновационных компаний Лаборатория Касперско-го, Яндекс, IPG Photonics, ABBYY, NT-MDT , их масштаб и ресурсные возможности несопоставимы с зарубежными конкурентами, при том что ресурсы для резкого технологического рывка и роста ограничены. Одной из причин является отсутствие комплексных государственных кадровых программ, предусматривающих сотрудничество частных компаний как крупных, так и средних с научно-образовательным сектором. Кроме того, вузовская подготовка по ряду перспективных научных дисциплин, а также механизмы подготовки технического персонала высокой квалификации практически полностью отсутствует. Ко второй группе вызовов - вызовам глобального масштаба, оказывающим принципиальное влияние на решение задач научно-технологического развития, - следует отнести ограничения по участию в создании конкурентоспособных на мировом уровне передовых технологий. Отставание в сфере передовых цифровых технологий.

Развитие технологий искусственного интеллекта, блокчейна, ки-бербезопасности и иных решений формирует принципиально новые условия социально-экономического развития в мире - от возможности автоматизации научно-технологических изысканий до перестройки всей системы управления экономикой. Искусственный интеллект Значительный рост числа публикаций в мире в области искусственного интеллекта далее - ИИ наблюдается начиная с 2002 г. Наибольшее количество публикаций по направлению ИИ приходится на Китай: доля этой страны в общемировом объеме в период с 2015 по 2019 гг. Вклад российских исследователей в общемировой объем публикаций в области ИИ в 2019 г. Интернет вещей Лидерами среди российских организаций по количеству публикаций в области Интернета вещей в 2015-2019 гг. Мировыми лидерами по заявкам на патенты в рассматриваемой области в 2015-2019 гг.

Количество патентов российских компаний менее существенно. Доля заявок на изобретения и полезные модели российских организаций от общего числа заявок в мире за период 2015-2019 гг. Технологии распределенных реестров Количество публикаций российских организаций в области технологий распределенных реестров в 2015-2019 гг. При этом доля заявок на изобретения и полезные модели российских организаций от общего числа заявок в мире за период 2015-2019 гг. Слабое участие России в глобальной революции технологий здравоохранения и биотехнологий. По данным ОЭСР, в 2016 г.

Лидер на рынке генетических технологий - США; страны, активно инвестирующие в отрасль, - Франция, Германия, Дания, Швейцария, Швеция; доля России в общем объеме мирового рынка генетических технологий критически мала. Опережающее глобальное развитие передовых производственных технологий и индустрии новых материалов. Период 2014-2019 гг. Вместе с тем темпы роста публикаций в России усту- 8 Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий на 2019-2027 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22. Наибольшее число публикаций в данной области приходится на США. Лидирующими российскими организациями по публикациям в области технологий 5G в 2015-2019 гг.

Ломоносова, Волгоградский государственный медицинский университет, Томский политехнический университет, Казанский Приволжский федеральный университет. Патентная активность в области новых материалов и веществ характеризуется существенным ростом числа патентов в 2013-2018 гг. Смена мирового технологического устройства сферы телекоммуникаций. Десятка лидеров по данным Web of Science и Scopus представлена в основном китайскими организациям по 7 ед. Лидирующими российскими структурами по публикациям в области технологий 5G в 2015-2019 гг. При этом доля российских заявок на изобретения и полезные модели от общего числа заявок в мире за 2015-2019 гг.

Наряду с быстро развивающимися технологиями 5G, которые обеспечат техническую возможность реализации сложных киберфизических решений, в КНР и США уже идут разработки стандарта следующего поколения 6G , а также иных передовых коммуникационных систем квантовых коммуникаций и пр. Активное распространение во многих сферах и индустриях квантовых технологий. Наряду с ИИ разнородные квантовые технологии создают новые возможности развития вычислительной техники и связи. Квантовые вычисления Наибольшее число публикаций по данному направлению принадлежит США; лидирующими российскими организациями в 20152019 гг. Мировая патентная активность начиная с 2014 г. Доля российских заявок на изобретения и полезные модели от общего числа заявок в мире за период 2015-2019 гг.

Квантовые коммуникации Как и по направлению «Квантовые вычисления», на протяжении 20 лет в мире наблюдается равномерный рост числа публикаций по направлению «Квантовые коммуникации». Среди лидирующих российских организаций выявлены МГУ имени М. Стеклова РАН. Доля российских заявок на изобретения и полезные модели за период 2015-2019 гг. При этом доля российских заявок на изобретения и полезные модели от общего числа заявок в мире за период 2015-2019 гг. Другие вызовы глобального характера.

Среди ключевых направлений научно-технологического развития, имеющих глобальный уровень и представляющих для Российской Федерации основные вызовы и угрозы технологического характера, следует выделить также развитие передовых киберфизических систем, робототехники и технологий альтернативной энергетики. Несмотря на сохраняющиеся экономические барьеры, продолжается достаточно устойчивый прогресс в сфере альтернативной энергетики, включая рост установленной мощности возобновляемых источников энергии. Пандемия C0VID-2019 существенно повлияла на задачи дальнейшей научно-технической политики развитых стран, характерной чертой которой стала ориентация на трансформационные исследования - симбиоз фундаментальных и поисковых научных исследований, ориентированных на практическую цель отдачу в конкретных областях в перспективе не обязательно в ближайшей 9. Непринятие во внимание этого вызова и отсутствие должной поддержки трансформационных исследований в России может стать дополнительной сдерживающей силой в развитии сектора НИОКТР даже при существенных финансовых затратах на него.

Выход из компании «Нанокосметика». Компания «Новомет» ввела в эксплуатацию производство нефтепогружного кабеля. В обслуживании — 10,7 тысячи скважин. Ежемесячно «Новомет» выпускает до 700 полнокомплектных установок. Подтверждена совместимость процессоров «Байкал Электроникс» более чем со 100 программными продуктами. Компания «Плакарт» производит четыре вида наплавки и более 1,5 тысячи видов покрытий. Оборудование « Профотек » эксплуатируется более чем на 40 объектах в девяти странах. Компания «Вириал» разработала и внедрила в производство более тысячи различных конструкций триботехнических изделий, режущего инструмента и керамических бронеэлементов. Также разработано и освоено более 50 видов материалов для их изготовления.

Методологическое и методическое обеспечение проведения научной научно-технической экспертизы на различных стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов осуществляется Правительством Российской Федерации при участии Российской академии наук с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей проведения такой экспертизы на разных уровнях готовности технологий. Важнейшие инновационные проекты государственного значения и федеральные научно-технические программы утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Консультативная группа по научно-технологическому развитию Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций важнейших инновационных проектов государственного значения, а также оценку предложений о разработке федеральных научно-технических программ. Реализация стратегических инициатив Президента Российской Федерации, предусматривающих получение научных и научно-технических результатов и создание отечественных наукоемких технологий, с учетом решения Комиссии осуществляется Правительством Российской Федерации в приоритетном порядке. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии 55. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников посредством поэтапного увеличения общих затрат на научные исследования и разработки и доведения их до уровня не менее 2 процентов валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных. Условиями для поэтапного увеличения указанных затрат являются результативность российских организаций, проводящих научные исследования и разработки, а также обеспечение финансирования в связи с достижением конечных результатов научных исследований и разработок. Источниками финансового обеспечения реализации настоящей Стратегии являются: а бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию мероприятий в области научно-технологического развития в рамках государственных программ Российской Федерации; б бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджетах субъектов Российской Федерации на развитие науки, технологий и технологического предпринимательства; в средства государственных корпораций компаний , публично-правовых компаний и иных организаций, в том числе созданных на основании федеральных законов; г средства Российского научного фонда и иных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности; д иные внебюджетные источники финансирования, в том числе предусмотренные в рамках государственно-частного партнерства. Механизмы финансового обеспечения мер и инструментов поддержки научных исследований и разработок, проводимых в рамках реализации настоящей Стратегии, определяются Правительством Российской Федерации при участии Комиссии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Мониторинг реализации настоящей Стратегии 58. Мониторинг реализации настоящей Стратегии осуществляется Комиссией на плановой основе и предусматривает проведение: а объективного анализа ситуации, складывающейся в области научно-технологического развития, а также социальных, экономических и иных условий научно-технологического развития; б оценки эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития; в анализа вызовов, угроз и возможностей, которые определяют основные направления совершенствования государственной политики в области научно-технологического развития и необходимость разработки новых механизмов и инструментов в данной области. Оценка эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития должна проводиться Комиссией с учетом конечных результатов, характеризующих создание и использование важнейших наукоемких технологий, в том числе по следующим показателям: а доля молодых ученых исследователей в общей численности ученых; б объем налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведенной с использованием отечественных наукоемких технологий; в соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств в том числе без согласия правообладателей ; г доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте; д прирост объема внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах. Перечень показателей эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития, их количественные значения по годам , порядок их определения разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Результаты мониторинга реализации настоящей Стратегии отражаются в докладе Комиссии об основных направлениях, мерах и инструментах государственной политики в области научно-технологического развития, который ежегодно представляется в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по решению Президента Российской Федерации на основании изменений прогноза научно-технологического развития, а также по результатам мониторинга ее реализации. Информация о результатах реализации настоящей Стратегии подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в объеме и порядке, которые установлены Комиссией, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, о государственной и об иной охраняемой законом тайне. Обзор документа Утверждена новая стратегия научно-технологического развития страны. Она заменит стратегию 2016 г. К приоритетам, в частности, отнесены: - переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта; - переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения; - переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в т. Указ вступает в силу со дня подписания. Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий