Опера в пяти действиях русского композитора Сергея Прокофьева на собственное либретто по одноимённому роману Валерия Брюсова. купить билеты в Санкт-Петербурге | 6 March 2024, начало в 19:00 Mariinsky Theatre. В январе таким подарком стала опера Прокофьева "Огненный ангел" в возобновлённой постановке 1991 года. Возврат билетов в Мариинский театр, Концертный зал Мариинского театра и Мариинский театр Новая сцена не осуществляется. В январе таким подарком стала опера Прокофьева Огненный ангел в возобновлённой постановке 1991 мой взгляд, это одна из лучших мариинских постановок.
Лента новостей
- «Приди ко мне, мой Мадиэль»
- Газета «Суть времени»
- Мария Баянкина
- Мария Баянкина
Возобновление оперы С.Прокофьева «Огненный ангел» в Мариинском театре
И всё это очень хорошо согласуется с тем самым дополнительным светом и той самой дымкой интеллектуальности, что добавляет спектаклю дирижерская интерпретация Михаила Юровского. В заключительной картине оперы, сцене в монастыре хотя рампа представляет собой все тот же двор-колодец, правда, лишь слегка видоизмененный , как всегда свое высокое мастерство демонстрирует хор Большого театра. Но на этот раз, исходя из задач оперной партитуры, его звучание поражает не мелодической полифонией голосов, а безудержными вокальными накатами постоянно нагнетаемого демонизма и бесовства, кульминацией которых для Ренаты и становится упомянутый «лифт-костер». Чисто музыкальные средства по своему воздействию на зрителя снова оказываются эффективнее постановочных. И вплоть до недавнего возобновления мне казалось, что свою «галочку» восемь лет назад я поставил окончательно и бесповоротно. Даже приняв лично для себя без «гнева и упрека» такую постановочную стилистику, невозможно было отделаться от мысли, что постановщики всё же пошли не по тому пути, а прокофьевский «Огненный ангел» так и не смог опалить своими крылами бескрайнюю и разновосприимчивую душу широкой зрительской аудитории. Свою же «галочку» мне пришлось «переставить» — и сей опыт оказался весьма полезным и интересным. При этом, благодаря маэстро Михаилу Юровскому, сразу пришло понимание одной простой вещи: если в этой постановке обжечь душу благодатным огнем не суждено, то ее можно просто озарить музыкальным светом. Привыкли же мы к «stagione по-русски» на Новой сцене Большого! И поэтому есть все опасения, что можем привыкнуть к подобному и на Основной… Так думается потому, что нынешнее «младореформаторское» творческое руководство Большого очень уж падко на всяческие новации, особенно если они идут «оттуда», из-за рубежа… Самый же больной «пунктик» нынешних творческих руководителей — это навязчивая мания приглашения певцов ради самого приглашения: не важно — кого, не важно — откуда, лишь бы — пригласить, хотя дальновидность выбора прослеживается при этом отнюдь не всегда. В декабре, к примеру, пригласили «знаменитую» американку Кейт Олдрич на партию Кармен на Новую сцену, но с первой же репетиции стало ясно, что ее надо отправлять обратно.
И отправили: что тут оставалось делать! То же самое случилось и с потенциальным ангажементом болгарки Лады Бирюков на партию Ренаты: приехала — да не спела! Эту певицу с более чем скромными вокальными данными мы уже «имели счастье» услышать на сцене Большого еще в 2002 году в «Евгении Онегине» на гастролях Польской национальной оперы: в партии Татьяны ее с трудом-то хватило на «Письмо», а драматический финал был ею просто завален! Какая тут Рената! Однако прочь сомнения: «младореформаторам» из Большого, безусловно, виднее… Спасибо, конечно, солистке Мариинского театра Ларисе Гоголевской: экстренная замена спасла московский спектакль, хотя о годах творческого расцвета этой некогда феноменально яркой певицы вагнеровско-«рихардштраусовского» амплуа, услышанное совсем уже и не напоминало. И это еще больше укрепило в том, что «Огненный ангел», весьма спешно впрочем, и успешно — тоже вернувшийся на сцену Большого, не опалил своим благодатным музыкальным огнем не только публику, но и саму исполнительницу главной партии. И всё же старый обновленный «Огненный ангел» на историческую сцену Большого театра принес свет… А это уже немало, пусть даже брюсовско-прокофьевский ангел-вершитель для здешних подмостков так и не стал ангелом-хранителем… реклама.
У Прокофьева в пору сочинения «Огненного ангела» был собственный опыт общения с демонами вроде тех, что преследовали бедную Ренату. Его знакомая, выдающаяся певица Нина Кошиц певшая ведьму Фату Моргану в чикагской премьере «Любви к трем апельсинам» увлекалась спиритизмом и, подобно Ренате, слышала «таинственные стуки». Насколько всерьез воспринимал это композитор — загадка. Во всяком случае, он с удивлением замечал, что романсы, якобы надиктованные ей «духом» во время сеансов, разительно отличаются от прежних ее опытов сочинительства.
Это не просто необузданное пьянство монахов, какое мы видим в другой его опере - в бесшабашном "Обручении в монастыре". Здесь это дикая оргия, с раздеванием, вожделением и попыткой растерзать инквизитора! Это поистине захватывающая сцена и впечатляющая музыка! Уж на что я не люблю музыку Прокофьева, но и то прониклась! Сыграно, спето, исполнено очень забористо! Елена Стихина, ради которой я и пошла слушать эту незнакомую мне, но ожидаемо какофоничную оперу, была очень убедительной сумасшедшей Ренатой, соблазнительной, изменчивой, безжалостной и смиренной. Прокофьев постарался до предела осложнить вокальную жизнь своей героине, не пожалел диссонансов и яростных звуков, но безумие это передает отлично. Лишь в исполнении хорошего певца можно слушать весь этот бред. От Рупрехта Евгения Никитина я ждала большей страсти и яркости вокального воплощения одержимого любовью рыцаря, как это прозвучало в финальной сцене объяснения с Ренатой. Но, в целом, удачная получилась роль. Их крикливость здесь была очень уместна и придавала абсурду, происходящему на сцене, законченность и выразительность. Рассмешил доктор, который пришел к раненому Рупрехту: "Это вам не десятый век! В шестнадцатом медицина может все!
Его знакомая, выдающаяся певица Нина Кошиц певшая ведьму Фату Моргану в чикагской премьере «Любви к трем апельсинам» увлекалась спиритизмом и, подобно Ренате, слышала «таинственные стуки». Насколько всерьез воспринимал это композитор — загадка. Во всяком случае, он с удивлением замечал, что романсы, якобы надиктованные ей «духом» во время сеансов, разительно отличаются от прежних ее опытов сочинительства.
«Огненный ангел» возвращается на сцену Мариинского театра
С момента премьеры эта опера видела несколько выдающихся ансамблей мариинских вокалистов. В возобновленной версии будет петь уже новое поколение артистов. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев.
Не постановка плохая, а сама опера. Труппа и оркестр вытянули всё, что возможно, из этой пустоты. Текст глупый, и не только не стихотворный, но даже и не ритмичный.
Минимализм и некоторая «наивность» в декорациях с лихвой окупаются выверенностью и экспрессивностью мизансцен с точной световой партитурой. Дико наэлектризованная! Музыка звучит на грани, а иногда, может, за гранью. И все это очень удачно поддержано постановкой.
Премьера состоялась лишь в 1955 году, в Венеции — театры долго не отваживались на постановку этого произведения, пронизанного страстью и оккультизмом. У Прокофьева в пору сочинения «Огненного ангела» был собственный опыт общения с демонами вроде тех, что преследовали бедную Ренату. Его знакомая, выдающаяся певица Нина Кошиц певшая ведьму Фату Моргану в чикагской премьере «Любви к трем апельсинам» увлекалась спиритизмом и, подобно Ренате, слышала «таинственные стуки». Насколько всерьез воспринимал это композитор — загадка.
Огненный ангел
- "Огненный ангел" С.Прокофьева, Мариинский театр, реж. Дэвид Фриман, дир. Валерий Гергиев
- ДРУГИЕ СПЕКТАКЛИ
- «Приди ко мне, мой Мадиэль»
- Осторожно, шизофрения! Огненный ангел, опера Проко
- Мариинский. "Огненный ангел" |
- "Огненный ангел": спустя восемь лет в Мариинском театре возродили легендарную оперу Прокофьева
Опера «Огненный ангел» в Мариинском театре
"Огненный ангел", опера Прокофьева, новая сцена Мариинского театра, 23 августа 2020 года. Впервые с 1991 года на сцену Мариинского театра вернется мистическая трагедия «Огненный ангел» Сергея Прокофьева в режиссуре Дэвида Фирмана. Постановка «Огненный ангел» Прокофьева и «Снегурочка» Римского-Корсакова вернутся в Мариинский театр, 15 августа пишет «Российская газета». 23 августа, в Мариинский театр вернется легендарная мистическая трагедия «Огненный ангел» Сергея Прокофьева в режиссуре Дэвида Фирмана.
Лента новостей
- Осторожно, шизофрения! Огненный ангел, опера Проко
- В Мариинке снова «жгут»…
- В Мариинском театре прозвучит хоровой концерт «Запечатленный ангел»
- Огненный ангел мариинский театр - 86 фото
Опера "Огненный ангел"
Афиша Мариинского театра на январь 2023 года обещает зрителям незабываемые эмоции и великолепные представления. Мариинский театр был первым, кто поставил в Санкт-Петербурге «Огненного ангела». В прошлое посещение театра со всеми подробностями показали убранство туалета, мыло и прочее. Мариинский театр был первым, кто поставил в Санкт-Петербурге «Огненного ангела».
Maria Bayankina Мария Баянкина / Опера Огненный ангел С.Прокофьев, Мариинский театр (31.05.2022) 7
Постановка «Огненный ангел» Прокофьева и «Снегурочка» Римского-Корсакова вернутся в Мариинский театр, 15 августа пишет «Российская газета». На мое удивление, как тогда не разнесли театр еще не испорченные современной режиссурой зрители, получила ответ, что особо шокированных постановкой не было. Дорогие гости, теперь в нашем отеле можно приобрести билеты в Мариинский театр!Наши администраторы готовы предложить следующие постановки:1.
Опера «Огненный ангел» в Мариинском театре
Штрауса «Летучая мышь», Джульетты в опере Ж. Вайнберга «Идиот»; в марте прошел Сольный концерт в Санкт-Петербургской государственной филармонии Малый зал с программой из романсов Чайковского и Рахманинова в сентябре выпущен дебютный альбом в этой программой на лейбле ReachSound. Art , в июле — концерт на фестивале в Вербье. Сезон 2019-2020 годов был отмечен для певицы значительными международными событиями: дебютом в партии Франчески да Римини в концертном исполнении оперы Рахманинова в Консертгебау сентябрь 2019, Амстердам, дирижер Станислав Кочановский , дебютом в Большом театре в партии Настасьи Филипповны в опере Вайнберга «Идиот» ноябрь 2019, Москва , в роли Татьяны Лариной в «Евгении Онегине» Чайковского в Римской опере февраль-март 2020, дирижер Джеймс Конлон.
Фестиваль «Звезды белых ночей» продолжит концертное исполнение фрагментов из «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера. Под управлением маэстро Валерия Гергиева солисты оперной труппы, хор и оркестр Мариинского театра представят третий акт сочинения. В концертной программе — выступление Российского национального молодежного симфонического оркестра. Под управлением Валерия Гергиева молодые музыканты исполнят произведения Прокофьева: Четвертую симфонию и Второй фортепианный концерт, солировать в котором будет Люка Дебарг.
В итоге оказывается, что любовная близость Ренате ненавистна, в жены она не хочет, отсылает изнемогающего от любви Рупрехта к продажным девкам, а сама устремляется на свою погибель в монастырь! А там она неминуемо попадает в лапы инквизиции и отправляется на пытки и на костёр!
Чего ещё можно ждать от людей XVI века, для которых любая сумасшедшая - ведьма, а безумный - юродивый? Это ж как должны были достать женщины, чтобы Валерию Брюсову, а затем и Сергею Прокофьеву захотелось воплотить в опере такой сюжет! Эта ужасающая шизофрения героини в опере соседствует с яростной богоборческой издёвкой, абсолютно понятной для первой трети ХХ века, когда набирали обороты атеизм и научное мировоззрение. Вакханалия в монастыре в процессе изгнания бесов достигает у Прокофьева в последнем действии совершенно дьявольского накала! Это не просто необузданное пьянство монахов, какое мы видим в другой его опере - в бесшабашном "Обручении в монастыре". Здесь это дикая оргия, с раздеванием, вожделением и попыткой растерзать инквизитора!
Это поистине захватывающая сцена и впечатляющая музыка! Уж на что я не люблю музыку Прокофьева, но и то прониклась! Сыграно, спето, исполнено очень забористо! Елена Стихина, ради которой я и пошла слушать эту незнакомую мне, но ожидаемо какофоничную оперу, была очень убедительной сумасшедшей Ренатой, соблазнительной, изменчивой, безжалостной и смиренной. Прокофьев постарался до предела осложнить вокальную жизнь своей героине, не пожалел диссонансов и яростных звуков, но безумие это передает отлично.
В этой опере мужчина явно проигрывает женщине в интенсивности ее духовных поисков, интуитивности и находчивости, незаметно превращаясь в ее оттеняющего аккомпаниатора. Крупный голос богатой лирической природы, наделенный эмоциональным интеллектом, позволил Елене справляться и с массивом насыщенной декламационной фактуры, и с богатейшим прокофьевским мелосом особого авторского генезиса, замешанного на синтезе русского и европейского интонационного словаря. Невероятно увлекательно было наблюдать за мимикой, артикуляцией и пластикой Елены Стихиной во время концертного исполнения этой оперы, состоявшейся недавно во Владивостоке на фестивале «Мариинский».
Интенсивность, с какой певица искала своего выдуманного Генриха, бесстрашно сражаясь с демонами и проходя испытания экзорцизма в финале пятиактной оперы, распространялась на каждого сидевшего в зале, пробивая рискованным электричеством. Страшная сцена, отдающая громом Апокалипсиса, с участием обнаженных монахинь, стала для театра камнем преткновения в контексте бесконечных запретов. Это была настоящая Рената, о которой, вероятно, мечтал не только Прокофьев, но и Валерий Брюсов, сочинивший роман. Валерию Гергиеву несказанно повезло с ней, ведь благодаря ей он загорелся идеей вернуть спектакль в репертуар. Спутником Ренаты — в меру благородным Рупрехтом, который, согласно либретто, вернулся в Европу из Америки, был Евгений Никитин, прошедший испытание этой оперой не только в Мариинском, но и в одном из прошлых сезонов в Баварской опере в куда более провокационной постановке Барри Коски. Немецкая стать его вокала, налившегося соками за время карантинного сидения дома, придавала герою черты вагнеровского рыцаря, неожиданно выявляя в прокофьевской мистике родственные черты с миром германо-скандинавской мифологии, так горячо любимой маэстро Гергиевым и открывающей перспективу для новых режиссерских фантазий.
Спектакль Огненный ангел в СПб
Музыка оперы не была новостью благодаря исполнениям Третьей симфонии Прокофьева, написанной на ее материале. Самого «Ангела» в Ленинграде слышали на гастролях Пермского театра оперы и балета в середине 1980-х, хотя режиссер Эмиль Пасынков сделал в партитуре большие купюры и поменял местами части. Отрывки из оперы исполнялись Валерием Гергиевым в апреле 1991-го на концерте в Ленинградской консерватории.
Фестиваль "Звезды белых ночей" продолжит концертное исполнение фрагментов из "Нюрнбергских мейстерзингеров" Вагнера. Под управлением маэстро Валерия Гергиева солисты оперной труппы, хор и оркестр Мариинского театра представят третий акт сочинения. В концертной программе - выступление Российского национального молодежного симфонического оркестра.
Данная видеозапись опубликована на видеохостинге Youtube 29 августа 2020. На нашем сайте можно смотреть остальные передачи, архив эфира телеканала «МИР 24», и другие видео загруженные на Youtube канал «МИР 24». Мир 24 - круглосуточный информационный телеканал.
По словам режиссера, она стремилась создать на сцене «мир, объятый одержимостью и страстью, общество, раздираемое силами сомнительного добра и зла», а эта прокофьевская партитура привлекла ее, прежде всего, «откровенностью выражения страсти, навязчивой и всепоглощающей». Вообще-то говоря, такое постановочное преломление далеко не бесспорно, однако де-факто оно предстает поразительно толерантным: даже литые монументальные выгородки сценографии, практически неизменные на все действия и навязчиво ассоциирующиеся со знаменитыми петербургскими дворами-колодцами, кажутся очень «милыми» — до наивности милыми… Музыкальному прокофьевскому языку оперы ХХ века, с его изломами и чрезмерными перехлестами, как ни странно, весьма уютно существовать в этом сценическом воплощении «социалистического общежития» с железными кроватями, чугунными унитазами и оловянными умывальниками, одним словом, налицо — серая казарменность быта, его грубая неприглядность и уродливость. Все-таки, здесь мистическое начало сюжета — определяющее и главное, а исторический фон второстепенен, поэтому отсутствие на сцене задника с изображением, к примеру, Кёльнского собора в данном случае и кажется «потерей» из разряда призрачных. Эклектика соцреализма царит и в костюмах. Рупрехт — демобилизованный военный в галифе и свитере. Рената — представительница из среды буржуа времен нэпа, словно сошедшая с карикатурного плаката. Инквизитор в фуражке и кожанке, изгоняющий бесов в монастыре, — типичный «посланец» Лубянки. Сердобольная Хозяйка квартиры, в которой живут Рупрехт с Ренатой, — повариха из общепита, которой как и брехтовской мамаше Кураж, всегда есть дело до всех своих «детей», своих чад-постояльцев. А основная масса обитателей воссозданной на сцене коммунальной квартиры — деклассированные элементы в серой униформе грубой простой одежде : им известны лишь плотские человеческие инстинкты — поесть, поспать, напиться и забыться. Почему-то считается, что вся эта «чернуха» более всего уместна именно в оперном театре — по этой стезе, как правило, и идут все современные постановщики, пытающие сказать свое «новое слово» в оперной режиссуре XXI века. Команда Франчески Замбелло именно так, черными красками, и рисуют свое ощущение мистического мира этой оперы. И подход этот совсем не нов, от подобных экспериментов современный зритель уже успел изрядно подустать. Просто в данном случае, сообразно с конкретным сюжетом и музыкальным материалом, это демарш не вызывает резкого протеста и явного отторжения. Обычно в таких случаях говорят сакраментальную фразу: «Могло бы быть и хуже…». Это именно тот постулат, которого мы и придерживаемся при вынесении собственных оценок. К сожалению, приходится констатировать еще одну аксиому нашего постановочного времени: когда оглашенный постулат срабатывает, это уже! К примеру, на этот раз нераскаявшаяся Рената вместо костра инквизиции отправляется на небеса на лифте — и этот режиссерско-сценографический ход уже вполне можно отнести, если хотите, к «постановочной классике XXI века». Пусть подобное «достижение» как повод для спасительного постулата «Могло бы быть и хуже…» и кажется, на первый взгляд, сомнительным, тем не менее, это всё же достижение. Действительно, могло бы быть и хуже… Спасибо за то, что не стало… Собственно мистический пласт в этой постановке сдержанно условен и визуально ненавязчив.