Новости характеристика цифровой зависимости

это не просто увлечение, а патологическое желание использовать девайс. «Сегодня в российских центрах применяют два метода лечения компьютерной зависимости: психотерапия и психофармакотерапия.

Цифровая одержимость: рассказываем, чем опасна зависимость от гаджетов

Würth Museum, Schwäbisch Hall. Итак, признаки того, что у вас есть цифровая зависимость. Но, как и любая зависимость, цифровая одержимость излечима. Гипотеза: гаджеты вызывают зависимость, основа которой заложена в формировании психической и эмоциональной зависимости от процесса использования гаджетов.

Психиатр считает, что около 5-10% молодых людей в РФ могут страдать игровой зависимостью

По информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с 1 января 2022 года чрезмерное увлечение компьютерными играми, переросшее в игровую зависимость, официально получило статус болезни и. это неконтролируемое и влечение человека по отношению к устройствам, предоставляющим доступ в Сеть, в ходе которого человек пренебрегает социумом в реальной жизни и своим здоровьем. Гипотеза: гаджеты вызывают зависимость, основа которой заложена в формировании психической и эмоциональной зависимости от процесса использования гаджетов. В этой статье мы поговорим о том, к чему может привести цифровая зависимость у подростков.

Гаджеты ведут к цифровой деменции

  • Концентрация — золото XXI века
  • Страшилки цифровой зависимости
  • Цифровая зависимость. Причины, последствия и меры борьбы
  • Как возникает зависимость от соцсетей? — Нож
  • Психиатр считает, что около 5-10% молодых людей в РФ могут страдать игровой зависимостью - ТАСС

Ребенок и компьютер

  • Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым
  • «Интернет-зависимость может вызвать информационный инфаркт...»
  • Интернет-зависимость — Википедия
  • Психолог рассказала, как правильно проводить цифровой детокс
  • В чем суть диджитал-зависимости
  • Что такое интернет-зависимость и как от нее избавиться?

14% россиян не могут преодолеть зависимость от цифровых устройств

Место проведения опроса: Россия, все округа Населенных пунктов: 220 Время проведения: 1—17 июня 2021 года Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет Размер выборки: 1600 респондентов Вопрос: «Как вы считаете, есть ли у вас цифровая зависимость от современных электронных гаджетов и интернета?

Все свободное время человек проводит перед экраном компьютера. Недостаток физических упражнений и пребывания на открытом воздухе из-за постоянного использования компьютера может способствовать возникновению многих проблем со здоровьем.

Ряд исследователей, включая известного психолога Кимберли Янг, указывают на связь компьютерной зависимости с существующими проблемами психического здоровья, в первую очередь — с депрессией. Согласно исследованию корейских ученых от 2003 года, патологическое использование компьютера и Интернета приводит к негативным последствиям для жизни, таким как потеря работы, распад брака, финансовые задолженности, проблемы в учебе и трудовой деятельности. Авторы статьи провели исследование с использованием анкеты Кимберли Янг.

Исследование показало, что большинство из тех, кто соответствовал требованиям компьютерной зависимости, страдали от межличностных трудностей и стресса, а те, кто пристрастился к онлайн-играм, ответили, что они надеются избежать реальности. К каким последствиям приводит компьютерная зависимость? Можно выделить следующие симптомы: асоциальное поведение, общее снижение работоспособности, повышенная утомляемость, головная боль, покраснение глаз, жжение в глазах, ложное ощущение попадания под веки мелких инородных тел.

Перечисленные симптомы могут появляться в разных сочетаниях друг с другом. Из-за статичности позы, необходимой при работе с компьютером, к этому могут добавиться расстройства пищеварительной, нервной, дыхательной, сосудистой систем, проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Специалисты в Малайзии опрашивали 795 студентов университетов в возрасте от 18 до 25 лет, проводивших за компьютером много времени.

Согласно этому опросу, молодые люди часто испытывали головные боли вместе с напряжением глаз, а также некоторые другие симптомы компьютерного синдрома. Компьютер, телевизор, планшет, телефон обладают определенным уровнем электромагнитного излучения. Разумеется, современные модели имеют пониженные показатели рентгеновского излучения, тем не менее оно сохраняется.

Кроме того, мониторы создают электростатическое поле. Во время работы экран монитора заряжается до потенциала в десятки тысяч вольт. Сильное электростатическое поле небезопасно для человеческого организма.

Отмечено даже, что низкочастотные электрические переменные поля повышают выброс ионов кальция из костной ткани. При удалении от экрана воздействие электростатического поля значительно ослабевает. Наибольшую угрозу для здоровья человека представляют электромагнитные поля.

Исследования медиков показали, что их воздействие вызывает изменение метаболизма в клетках, колебание ионов в человеческом организме. Электромагнитные поля влияют на электрическое напряжение между клетками тела. Большинству людей, проводящих много времени за компьютером, знакомы признаки умственного переутомления и снижения концентрации внимания.

Человек видит не только глазами, но и мозгом. Что это значит? Мы видим окружающий мир из-за того, что изображение, возникшее на сетчатке глаза, проходит сложное преобразование в мозге.

В ходе такой конвертации изображение переворачивается на 180 градусов как в выпуклой линзе , и устраняются все геометрические искажения. Изображение на экране дисплея также искажено и, прежде всего, кривизной поверхности экрана. Однако его мы практически не замечаем, поскольку и здесь включается в работу мозг, преобразуя изображение.

Попытка сфокусировать то, что не фокусируется, и устранить искажения, характер которых непредсказуем, приводит к сильной перегрузке отдельных участков головного мозга при относительно слабой загруженности других. Последствия могут возникнуть вплоть до расстройства вегетативной нервной системы. Как уже говорилось выше, электромагнитные поля, излучаемые компьютером, оказывают специфическое воздействие на живой организм.

Психологи отмечают, что характер человека, который излишне увлекается общением с компьютером, изменяется в худшую сторону. Человек становится замкнутым, раздражительным, круг его интересов зачастую сужается. Воздействие на психику и центральную нервную систему человека возможно через зрение и слух.

Доказано, что красный цвет возбуждает и может вызвать повышение артериального давления, голубой или светло-зеленый — успокаивает. Таким образом, используя специальное цветовое решение, можно изменять психоэмоциональное состояние человека. Особенно опасно длительное нахождение перед экраном компьютера для людей, страдающих сосудистыми заболеваниями.

На сами глаза также ложится большая нагрузка. Мышцы, меняющие геометрию хрусталика, постоянно сокращаются, пытаясь устранить отсутствие резкости. Дополнительную нагрузку на зрение оказывает визуально незаметное мерцание экрана с частотой кадровой развертки.

Экран дисплея светится с интенсивностью осветительного прибора. Диапазон яркостей между изображением на экране и предметами окружающей обстановки зачастую превышает тот диапазон, на который рассчитан глаз человека. Это вызывает сильную усталость глазных мышц и нарушение кровообращения.

Современная ситуация такова, что провести чёткую границу между виртуальным и реальным общением порой не представляется возможным. Например, посредством Интернета мы можем решать вполне реальные проблемы. С другой стороны, действительно имеется тенденция, когда, общаясь в Интернете, человек отрывается от реальности, «сползает в виртуал».

Проявления здесь могут быть различными. Например, демонстративное выкладывание в Сеть фотографий или иных материалов с целью собрать комменты или «лайки». Бывает, что такая деятельность создаёт у её автора иллюзию социальной активности, наполненности собственной жизни.

Появились даже такие термины как «Интернет-нарциссизм» или «фейсбук-депрессия». В последнем случае, просматривая фото в новостной ленте, человек начинает ощущать тоску от неполноценности и неяркости собственной жизни. Разумеется, для профилактики Интернет-зависимости взрослые должны тщательно регулировать детский досуг и следить за тем, чтобы время, проводимое в Интернете, не увеличивалось за счёт спорта, различного рода кружков, делания домашней работы, хождения по музеям, и так далее.

В целом же выделяется 4 группы рисков, связанных с пребыванием детей в Интернете. Это — технические риски, связанные со всякого рода вирусами, вредоносными программами; контекстные риски; риски, связанные с потреблением, когда ребёнок начинает в Интернете что-то бесконтрольно покупать, и коммуникационные риски — например, груминг — сексуальное домогательство в социальных сетях. При этом среди особых видов воздействия на ребёнка в социальных сетях следует выделить моменты, когда взрослые начинают общаться там с ребёнком, выдавая себя за его сверстников.

Возможно также давление на ребёнка, преследование его в социальных сетях — кибербуллинг; нередко такие случаи заканчиваются суицидами. Кроме того, по статистике, российские дети очень бесстрашно и неразборчиво идут на встречи со своими «друзьями» из соцсетей. В Европе после соответствующей профилактики частота подобных случаев сократилась.

Ранее Superjob выяснил , что каждый второй россиянин поддерживает введение четырехдневной рабочей недели. При этом доля противников трех выходных опустилась до самой низкой отметки за последние четыре года.

В чем суть диджитал-зависимости

Реактивная модель общения с миром. Традиционная концепция человеческой активности, парадигма активного действия «реши, что нужно делать, и делай это» постепенно заменяется реактивной парадигмой «получи воздействие и отреагируй на него», то есть сделай то, что от тебя хочет «чужой дядя». При этом, очевидно, этот «чужой дядя» часто даже никакой не дядя, а банда бездушных роботов, посылающих пользователю сформированный программно поток предложений, уведомлений, побуждений, звоночков, валом сыплющихся в почту, мессенджеры и т. Это один из основных рисков воздействия цифровой среды на сознание, воспитывающей «реактивный» характер взаимодействия с миром. Конечно, это не абсолютное зло опустим очевидные аргументы о полезности цифровых сервисов и устройств , но психологам и исследователям взаимодействия «человек — машина» уже известно, что вовлечённость в цифровую сферу постепенно превращается в зависимость и приводит к развитию депрессии, тревожных расстройств, фобий и других проблем. Цифровая зависимость не метафора, а настоящее заболевание, со всеми ключевыми особенностями и стадиями зависимости. В последние 10—15 лет это признали большинство психиатров и психологов.

Основные типы цифровых зависимостей, по мнению современных психологов, таковы. Навязчивое «чтение Интернета» — бездумный, хаотичный веб-сёрфинг, поиск в поисковиках, пролистывание новостных тизеров по аналогии с постоянным переключением каналов ТВ-пультом. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, большие объёмы переписки, постоянное общение в мессенджерах, чатах, блогах, соцсетях, избыточное количество знакомых и «друзей» в Сети, постоянное навязчивое ожидание прихода новых сообщений, комментариев, оценок от «друзей». Навязчивое влечение к посещению порносайтов, поиск новых видов порно, снятие сексуального напряжения «в онлайне».

Желание постоянно пользоваться интернетом; 2. Потеря интереса к реальной деятельности; более сильное воздействие виртуальных новостей отзывов, сообщений и т. Вы ощущаете огромную радость перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет испытываете грусть и уныние; 3. Низкая сосредоточенность на любом деле. Во время интернет-серфинга забываете о служебных обязанностях, учебе, домашних делах, встречах и договоренностях; 4.

Потеря чувства времени; 5. Постоянно проверяете новостные и информационно-развлекательные сайты, обновляете почту, новостную ленту и аккаунты; 6. Возникают трудности взаимодействия с реальным миром потеря живого контакта с друзьями и родными ; 7.

Вдобавок виртуальная реальность затягивает, если повседневная жизнь человека его не устраивает», — пояснила она. Среди таких причин, по словам эксперта, могут быть внутренние или внешние конфликты, выгорание, депрессия и другие обстоятельства. Также существуют ментальные нарушения, при которых особенно высок риск подмены реальной жизни на виртуальную. Например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, когда человек может настолько сосредоточиться на каком-либо действии, что больше ничего вокруг не замечает. Так, например, у человека появляется тревога, когда он по каким-то причинам остается без объекта зависимости: он физически не может без него существовать, чувствует, что ему некомфортно, но всё равно не может отказаться. Среди эмоциональных проявлений цифровой зависимости можно выделить раздражительность, тревожность, сниженный эмоциональный фон, когда человек находится вдалеке от объекта желания.

Специалисты утверждают, что у ребёнка мозг находится на кончиках пальцев — чем больше действий он делает руками, тем лучше развивается мозг и способность к обучению. Тыканье пальцем в экран мелкую моторику, увы, не развивает. Кроме того, у ребёнка страдает произвольное внимание, например способность концентрироваться на учебных задачах. Детям остаётся только потреблять готовый продукт чужой фантазии. В этом отношении ребёнок, изобретающий домик для куклы из картонных коробок, имеет гораздо больше шансов развить креативность, чем самый продвинутый геймер. В офлайне он чувствует себя не на месте, живёт в собственной реальности и в конце концов теряет связь с близкими и с самим собой. Ребёнок, подсевший на компьютерные устройства, может страдать от повышенного потоотделения, тахикардии, тремора рук. Для детей, активно пользующихся цифровыми устройствами, характерны гиперактивность, повышенная раздражительность, сложности с коммуникацией, расстройство сна, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, замедление слуховых и зрительно-моторных реакций. А кроме того, существует риск возникновения опухолей.

Напряжение при работе за компьютером может привести к болям в шее, плечевом поясе, искривлению позвоночника, хроническим головным болям. Чтобы снизить риск того, что ребёнок «пропадёт» в цифровых сетях, важно постараться сохранить здоровый баланс между онлайн- и офлайн-развлечениями. Ниже вы найдёте несколько лайфхаков, которые помогут вам в этом. Как сохранить интерес ребёнка к офлайн-активностям Лучше 100 раз услышать, чем один раз увидеть.

Отзывы о НЦРДО

  • Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять - Российская газета
  • Интернет-зависимость: современное состояние проблемы | Медицинские интернет-конференции
  • Как зависимость от смартфона и соцсетей влияет на мозг // Новости НТВ
  • Незаметное появление компьютерной зависимости
  • Цифровая деменция и повышенная тревожность: к чему приводит зависимость от гаджетов?
  • Профилактика цифровой зависимости

Психолог рассказала, как правильно проводить цифровой детокс

Однако Facebook обнаружил, что люди часто игнорировали эти уведомления. Их цвет сменили на красный, и количество кликов выросло до небес. В индустрии сразу же приняли это к сведению. Сегодня вы регулярно смотрите на красные кружочки рядом со значками приложений на вашем iPhone, которые «умоляют» вас запустить их. Когда в следующий раз будете общаться с ребенком, достаньте свой телефон и покажите ему, как выглядят уведомления о новом сообщении или о том, что кто-то поставил «лайк» вашему статусу. Объясните, почему они красные и какие биологические причины побуждают нас нажать на приложение, рядом с которым мы видим этот цвет. Можно переключить телефон в монохромный режим, чтобы ребенок увидел, насколько меньше эмоций у него вызывает черно-белая картинка, и понял, что она скучнее и не так привлекает внимание. Одобрение общества Мы, люди, испытываем базовую потребность в пище и убежище.

Но кроме нее у нас есть еще одна врожденная потребность — принадлежать к группе и формировать прочные связи с другими людьми. Пусть мир вокруг нас сильно изменился со времен палеолита, но наш мозг остался прежним. В саванне нам приходилось тщательно следить за своим социальным положением в племени. Одиночки и изгои, как правило, подвергались нападкам. Наше выживание зависело от того, как сильно в нас нуждаются и как высоко ценят. В подростковом возрасте мы особенно остро ощущаем давление общества и хотим принадлежать к какой-нибудь группе. Я замечаю, что среди моих пациентов-тинейджеров многие одержимы своим присутствием в социальных сетях.

Для них это способ подтверждать и демонстрировать дружбу, то есть делать все то, чем человечество занимается с незапамятных времен. Если среди ваших близких есть подросток, подумайте, как рассказать ему о том своем посте в социальной сети, который не собрал ни одного «лайка». Опишите, как неловко и больно вам было, ведь казалось, что общество вас не принимает. Объясните, что, хотя те ваши болезненные ощущения были вполне реальны, неприятия со стороны людей на самом деле не было. Количество собранных «лайков» на Facebook вовсе не показатель популярности. Настоящие друзья любят вас целиком и полностью — вместе с вашими недостатками, талантами и странным чувством юмора. Согласно научным данным, ребенку нужен 1—2 близких друга в реальной жизни, а не 800 «друзей» в социальных сетях.

Можно предложить ему попробовать альтернативные платформы, которые не отслеживают данные пользователей, не показывают рекламу и не пытаются привязать вас к себе с помощью «лайков» и «страйков». Автовоспроизведение и бесконечная лента YouTube и Netflix знают, что самый простой способ удержать детей и их родителей! Неудивительно, что пользователи стали запоем просматривать сериалы целиком, когда Netfl ix добавил функцию, запускающую следующий эпизод после окончания предыдущего и десятисекундного обратного отсчета. Социальные сети часто используют тот же принцип. Благодаря автозаполнению вашей ленты и возможности бесконечно ее прокручивать, выйти из приложения все сложнее. В следующий раз, когда вы с ребенком будете смотреть сериал на Netflix, нажмите на паузу перед тем, как следующий эпизод начнет автоматически воспроизводиться. Объясните, как это работает.

Напомните ребенку, что именно он должен контролировать то, как долго будет что-то смотреть в интернете. Переменное вознаграждение Возможно, это покажется нелогичным, но лучший способ заставить молодежь чаще проверять Instagram — не «награждать» их каждый раз, когда они запускают приложение. Случайность — вот что их действительно привлекает. Комментарии и «лайки» не выгружаются по расписанию, поэтому человек вынужден постоянно проверять приложение, ведь он не знает, в какой момент его вознаградят дозой дофамина. Существует даже научный термин для этого — «переменное вознаграждение». Разработчики устройств позаимствовали выводы, к которым пришел американский психолог Беррес Скиннер, открывший силу случайной раздачи награды в серии экспериментов, которые проводил над голубями. Скиннер учил голубей клевать кнопку, чтобы получать корм.

В процессе он понял, что способен приводить бедных птах в ярость, если станет выдавать им награду случайным образом. Они продолжали клевать и клевать, надеясь сорвать куш. Один голубь клевал кнопку 16 часов подряд, чтобы добыть еду! Простыми словами объясните дочери-подростку, что именно так работают онлайн-медиа.

Регулярное нахождение online может стать причиной того, что человек просто разучится общаться в реальной жизни. Да, здорово, что можно поговорить при помощи видеосвязи с родственниками из других городов, но слова и улыбки на экранах телефонов никогда не заменят живые объятия.

Потеря когнитивных способностей. Возможность хранить всю нужную информацию в интернете принуждает нашу память, мышление и интеллект отдыхать. Плохой сон. Когда мозг перегружен информацией, то трудно расслабиться, успокоиться, уснуть. Расстройства пищевого поведения. Часто человек не может отвлечься от фильма или общения даже для того, чтобы пообедать.

А бывает и наоборот: он настолько поглощен происходящим в виртуале, что ест все подряд прямо за компьютером, теряя контроль над собой и количеством потребляемых продуктов. Возникновение болезней. Неподвижный образ жизни сам по себе очень вреден и чреват опасными последствиями: ослаблением мышц, изменениями осанки и суставов, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Ну а многочасовой взгляд в монитор или экран смартфона добавит к этому «букету» болезней еще и испорченное зрение. Проблемы в семье. Согласитесь, супругу и детям вряд ли понравится, что общению с ними и повседневным семейным радостям и делам вы предпочитаете бесконечный просмотр чужих фотографий и текстов в социальных сетях.

Какие существуют виды интернет-зависимости Что такое интернет-зависимость и как от нее избавиться? Аддикция от нахождения в Интернете может быть разной. Современные психологи делят проявления зависимости от сети на следующие виды: Постоянное общение в чатах и соцсетях. В группе риска — стеснительные подростки или неуверенные в себе взрослые люди, которые испытывают трудности в общении в обычной жизни. Большим соблазном для некоммуникабельной личности является возможность создать в интернете любой образ себя. Можно быть красивее, умнее, отважнее, чем человек есть на самом деле.

Зависимый от беспрерывного общения на просторах сети человек отличается от здорового тем, что стремится максимально расширить круг своего общения, а не поддерживать контакты лишь с теми, кого уже знает.

И он сам может найти и выбрать из множества интернет-ресурсов тот, который даст ему эти знания. Но я считаю, даже в этом случае учебный курс должен сопровождаться хотя бы несколькими очными встречами с учителем. А ребенку, безусловно, необходим преподаватель, который будет его вести, контролировать, помогать. Преподаватель должен помочь ребенку сформировать навыки самоорганизации, самодисциплины, умение работать с информацией. Читательский билет для малыша - Как приучить «цифровых» детей к чтению книг?

Сегодняшние молодые родители - это уже «компьютерное» поколение, они сами выросли за монитором, электронная книга для них привычнее бумажной. Мне рассказали реальный случай. Бабушка подарила четырехлетнему внуку книжку. Он ее повертел в руках, понажимал пальцами по обложке, а потом спросил: «А как этот айпад включается? Ученикам 4а класса на один урок раздали электронные учебники, а ученикам 4б - обычные бумажные. И когда ребята из 4а снова получили бумажные учебники, в первые минуты автоматически тыкали пальцами в картинки - так они пытались их увеличить!

Недавно принята Национальная программа поддержки и развития чтения в Российской Федерации. Есть программа по поддержке детского и юношеского чтения, но там ничего не сказано о дошкольниках. А любовь к книге, привычку к чтению важно прививать с самого раннего детства. Здесь есть еще одна проблема - детские книги очень дорогие. Не каждая семья может позволить себе покупать книги за 300 - 500 рублей. Уже четвертый год в рамках акции «Читающий Татарстан» по инициативе Союза журналистов РТ в детских садах Казани открываются библиотеки.

Ребятам дарят книги, торжественно вручают настоящие читательские билеты. Фонды библиотек пополняют и родители: дети взрослеют, а чтобы детские книги не лежали дома мертвым грузом, они привозят их малышам. Мы пытаемся создать такие библиотеки в Московской области.

И если первые утверждают, что не могут его организовать «Это практически невозможно в наше время» , то вторые не видят необходимости в digital-детоксе «Пользуюсь устройствами только по работе». Место проведения опроса: Россия, все округа Населенных пунктов: 220 Время проведения: 1—17 июня 2021 года Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет Размер выборки: 1600 респондентов Вопрос: «Как вы считаете, есть ли у вас цифровая зависимость от современных электронных гаджетов и интернета?

Цифровая зависимость: осознать и преодолеть

это особенно серьезная проблема, так как она влияет на их физическое и психическое развитие, обучение и социализацию. Вы получите информацию, как формируется цифровая зависимость, её индикаторы и признаки, а также, что позволит побороть эту беду XXI века. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости. Философы ЮУрГУ работают над проектом «Цифровая аскетика», который направлен на снижение цифровой зависимости (аддикции) школьников и студентов и поиск баланса между онлайн и оффлайн пространствами. По-другому интернет-зависимость можно назвать компьютерной зависимостью».

Психиатр считает, что около 5-10% молодых людей в РФ могут страдать игровой зависимостью

Как устроить себе цифровой детокс? Определить, какое время дня вы будете уделять внимание гаджетам, и не выходить за эти рамки. Проводить утро и вечер без экранов. Не стоит начинать день с резкого погружения в информационный поток, а если перед сном всегда заглядывать в экран смартфона, то новая информация будет стимулировать мозг и нарушать качество сна. Устраивать себе цифровой «пост» — выбрать время, в течение которого вы не сталкиваетесь с цифровым пространством. Это может быть пара часов в день, выходные или двухнедельный отпуск.

Совершать больше «аналоговой» деятельности — прогулки с собакой, встречи с друзьями и спорт отвлекут вас от бесконечного потока информации. Соблюдать общий принцип намеренности. Нужно определиться, что вы хотите сделать в интернете, и без надобности там не оставаться — ответить на срочное электронное письмо и не начинать стихийно смотреть ролики на YouTube. Ограничить «бесполезное» пользование. Если вы чувствуете, что цифровая зависимость действительно становится для вас проблемой, можете просто убрать что-то из своей онлайн-жизни.

Удаление TikTok, скорее всего, не будет большой потерей, если у вас там не миллионная аудитория. Что делать, если цифровой детокс не помог? Для таких случаев есть более широкий инструмент — дофаминовое голодание , которое стало трендом Силиконовой долины. Не очень-то и важно, что нам приносит дофамин — еда, алкоголь, кофе, интернет, общение с людьми, секс, вечеринки — всё это может вызвать «интоксикацию» дофамином. Эволюционно этот нейромедиатор побуждал нас искать наслаждение, подкреплял нашу мотивацию.

Но «передозировка» им можем вызывает негативные последствия — перенасыщение мозга дофамином, уменьшение чувствительности к нему и появление дополнительных негативных переживаний, ведь насытиться становится сложнее. Трендовое голодание работает так: человек разбирается, какие занятия провоцируют у него интоксикацию и разрабатывает индивидуальный план дофаминового поста. Текст: Анна Емельянова.

Больбот, 2006 : 1. Информационный публикации, телефон доверия, психологическая служба, социальная поддержка. Образовательный просветительские программы; программы обучения родителей, педагогов, психологов, социальных работников, работников компьютерных клубов, учебные программы для учащихся школ, лицеев и колледжей. Обеспечение занятости клубная работа, дополнительное обучение, временное трудоустройства и т.

И наверняка она связана не только с дофамином, но и со множеством других веществ. Как понять, что у меня цифровая зависимость? Её симптомы пока нигде формально не обозначены, но клинический психолог Кимберли Янг и психиатр Ивана Голдберг в 1996 году провели исследование под эгидой Американской психологической ассоциации. Они вывели следующие критерии этого расстройства: мысли об интернете, о прошлых и будущих сессиях; необходимость увеличивать время пребывания в сети, чтобы получить удовлетворение; неудачные попытки избавиться от цифровой зависимости: негативные чувства при отсутствии интернета или отказе от него; пребывание онлайн без намерения, например, бессмысленный скроллинг ленты; негативное влияние на другие сферы жизни — ссоры с родными, опоздания на работу; ложь близким или терапевтам, чтобы увеличить время пребывания в сети; интернет, как способ уйти от реальности или справиться с какими-то негативными переживаниями. Эти пункты «классические» — они подходят и к алкогольной, и к наркотической, и к любой другой серьёзной зависимости. Со временем их дополнили более близкими к жизни симптомами: тревожность без девайса под рукой; подъем с кровати и отход ко сну со смартфоном; постоянное листание ленты; смартфон всегда под рукой. Какие последствия у цифрового расстройства? Статистика настораживает: средний пользователь прикасается к своему смартфону 2 617 раз в день и проводит в нём около 145 минут, а уже пристрастившийся человек трогает гаджет 5 427 раз, его общее экранное время — 225 минут. И это вполне объяснимо — технологии окружают нас повсюду, а бизнес и образование почти полностью перешли в онлайн, тем более во время пандемии COVID-19. Есть несколько гипотез о том, как это влияет на человека: Мы не отдыхаем от переработки информации. Раньше живые социальные активности во многом заменяли соцсети — человек делал что-то руками, читал книги, прогуливался и мог отдохнуть от информационного потока. А сейчас, когда мы включаем смартфон, на него сразу приходит куча уведомлений, и наш ум уже не может расслабиться. От перегрузов когнитивной системы и, напротив, непривычной информационной тишины возникает повышенный стресс. Феномен дофаминового потребления становится повсеместным: люди становятся зависимы от социального одобрения и страдают синдромом упущенной выгоды — FOMO fear of missing out — Прим. У пользователей интернета складывается ощущение, что благодаря смартфону они включены в социум и не выпадут из общего хода событий. Если возможности выйти в сеть нет, такие люди паникуют, боятся упустить что-то важное. Снижается концентрация внимания. Это связано с тем, что человек по своей природной сути нацелен на получение удовольствия. А теперь для того, чтобы его достичь, не нужно прилагать много усилий. Стимулы стали проще и интенсивнее, они требуют меньшей концентрации внимания, чем книга, статья и даже простое общение.

Происходит это по нескольким причинам. Боязнь одиночества. Активная жизнь в формате онлайн создаёт видимость собственной нужности. Неуверенность в себе. Болезненное отношение к своим недостаткам вызывает страх перед общением с людьми. У человека появляется ощущение, что налаживать связи и заводить новые контакты в Сети проще. Нежелание брать на себя ответственность. Телефонной зависимости достаточно часто подвержены люди, не желающие решать свои проблемы самостоятельно. Они предпочитают использовать страусиную тактику и прятаться, пока кто-нибудь не избавит их от трудностей. Брать на себя ответственность за решения и принятые меры могут лишь взрослые уравновешенные личности, к которым такие индивиды не относятся. Мнимая востребованность. Ложное ощущение социальной востребованности — ещё одна причина возникновения номофобии. Нехватка событий. Часто уходят в цифровой мир люди, в жизни которых мало ярких событий. Рутину и размеренность они компенсируют адреналином, полученным при погружении в Сеть. Таким способом номофобы делают свою жизнь более интересной. Элементарная лень и нежелание сделать свою жизнь насыщеннее приводит к тому, что человек отрекается от участия в каких-либо событиях и общения в социуме. Подверженность рекламе. Появление новых моделей смартфонов и приложений навязывает идею о необходимости их использования. Некоторые люди вынуждены практически сутками проводить время с гаджетами. Программисты, рекламщики, работники СМИ и другие представители современных профессий практически постоянно работают в режиме онлайн. Цифровизация и глобализация зачастую отнимают у таких специалистов время на личную жизнь, делая рабочий график абсолютно ненормированным. Однако в отличие от номофобов, эти люди лучшим отдыхом считают не погружение в цифровой мир, а выход из него. Потеряв из виду смартфон, больной испытывает паническую атаку, дезориентацию и агрессию. Чем дольше номофоб не может найти свой гаджет, тем сильнее проявляется симптоматика. Иногда это доходит до полной потери самоконтроля. Поведенческие симптомы также сопровождаются бессонницей, головокружениями, головными болями, повышением потливости, резкими скачками сердечного ритма, дискомфортными ощущениями за грудиной и тремором конечностей. Чем опасна цифровая одержимость Доказано, что цифровая одержимость лишает человека вдумчивости и продуктивности.

Чем опасна зависимость от гаджетов?

Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Проблема чрезмерного использования цифровых устройств отмечается по всему миру, ее признают в том числе производители устройств и вендоры программного обеспечения. Несколько лет назад Apple и Google добавили в свои смартфоны функцию так называемого «экранного времени»: смартфоны сообщают пользователям, сколько времени они проводят в тех или иных приложениях, чтобы помочь контролировать и при необходимости минимизировать время за цифровым устройством. Внедрение такого функционала в продукты — хороший пример того, что технологические компании несут ответственность перед своими потребителями. При этом эффективность таких мер, конечно, зависит именно от пользователей и их самодисциплины: функционал по контролю экранного времени легко отключается, и те, кто не в силах противостоять своим привычкам, могут продолжить использовать устройства, как раньше». Чем больше времени человек проводит за экраном, тем чаще он испытывает стресс. Чаще всего на это жаловались жители крупных городов, женщины, люди, занимающие руководящие позиции. Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Задача, которая сегодня стоит перед обществом — помочь справиться с цифровой зависимостью тем, кто не в состоянии сделать это самостоятельно. Отсутствие цифровой зависимости — это один из аспектов цифровой грамотности: речь идет об установках человека, и, как показывают наши исследования, это самый трудный компонент для изменения.

Компьютерные игры ставят перед пользователями конкретные легкодостижимые цели.

По завершению очередной компании или уровня человек испытывает глубокое удовлетворение собой, ему кажется, что он достиг успеха. Бедная эмоциональная сфера. Отсутствие хобби, скудная событийная жизнь приводит к тому, что человек вынужден «добирать» недостающие эмоции из виртуального мира. Неумение выражать истинные желания и предпочтения. Часто встречается у детей и подростков с авторитарными родителями. Они не могут свободно выражать себя из-за страха неприятия. Но в интернете нет никаких границ, дети могут быть теми, кем захотят и вести себя соответствующе. В такой ситуации высок риск развития компьютерной зависимости.

Нарушения психики: например, склонность к депрессивным состояниям, высокий уровень тревожности, различные социальные фобии. Как понять, что обычное увлечение гаджетами становится патологическим? Достаточно знать основные симптомы сетеголизма и кибераддикции. Признаки компьютерной зависимости у подростков и взрослых Первый и самый яркий признак — это наличие абстиненции. Точно так же, как алкоголизм или наркомания, компьютерная зависимость приводит к появлению «синдрома отмены». Если человек не получает свою «дозу» игр или интернета на протяжении 2-4 часов, он начинает проявлять беспокойство, становится раздражительным и агрессивным, не может сосредоточиться на текущей задаче. К другим симптомам аддикции относится: Нарушенное ощущение времени. Находясь за монитором, зависимый утрачивает чувство времени.

Отсюда частые опоздания, срывы сроков. Трата финансовых ресурсов на постоянное обновление гаджетов, программного обеспечения, покупку новых игр. Ухудшение памяти из-за большого количества информации. Мозг не готов к таким нагрузкам, поэтому человек часто забывает о своих обещаниях, предстоящих делах. Нарушение режима дня. Чтобы провести как можно больше времени в сети, зависимый отказывается от прогулок, физической активности, полноценного питания, заменяя его перекусами. При компьютерной зависимости больные часто страдают от нарушений сна: долго не могут уснуть, ложатся под утро, проводят в постели большую часть дня. Сужение круга интересов.

Человек может забросить прежние хобби, перестать встречаться с друзьями, станет реже выходить из дома. Несмотря на то, что компьютерную зависимость относят к психологическим, а не физиологическим, её последствия не менее разрушительны, чем последствия алкоголизма или наркомании. Подбор лечения Последствия компьютерной зависимости Как и у каждой аддикции, у патологической тяги к играм и интернету есть свои последствия. Их можно разделить на три группы: Физиологические; Психологические; Социальные. Физиологические последствия развиваются из-за пренебрежения человека к своему здоровью и нормальному режиму дня. Из-за постоянной сидячей позы перед компьютером нарушается осанка, появляются проблемы с позвоночником. Начинаются усиливающиеся головные боли, ухудшается зрение.

Компьютерная зависимость — это нежелание или неспособность решить конкретную проблему, стоящую перед выздоравливающим. Это может быть низкая самооценка, травмирующий прошлый опыт, неумение взаимодействовать со сверстниками. Психолог выявит причины компьютерной зависимости поможет клиенту успешно разрешить их. В ходе избавления от компьютерной зависимости используются различные психокоррекционные методики: индивидуальные беседы и групповые занятия, телесно-ориентированная и арт-терапия. После первой беседы с выздоравливающим, специалист решит, как избавиться от компьютерной зависимости в конкретном случае, с учетом личностных особенностей пациента. Как бороться с компьютерной зависимостью у подростков? Принципы терапии компьютерной зависимости у детей и подростков аналогичны лечению взрослого человека. Реабилитацию ведет опытный психолог, устанавливающий причины тяги к компьютеру и обучающий ребенка находить интерес и удовлетворения в реальном, а не виртуальном мире. Для полноценного восстановления от компьютерной зависимости важно, чтобы в семье подростка царила дружелюбная и гармоничная атмосфера, чтобы его уважали как личность, к его мнению прислушивались, а интересы не подавлялись. Иногда психолог принимает решение о необходимости семейной терапии. Профилактика компьютерной игровой зависимости Полный отказ от сетевой жизни не поможет. В современном обществе большинство людей вынуждены регулярно проверять социальные сети. Также доказано, что компьютерные игры в умеренном количестве благотворно влияют на психику человека: Снимают стресс; Улучшают когнитивные навыки; Повышают общую удовлетворенность жизнью. Главное сделать так, чтобы использование гаджетов не переросло в компьютерную зависимость. Сделать это можно различными способами: Ограничьте количество времени, которое ребенок может проводить за компьютером. Например, в 8-10 лет — 30 минут, в 14 — не более часа в день, и так далее. Живите наполненной жизнью. Не сводите всё общение с друзьями к регулярной переписке в социальных сетях. Выходите из дома, встречайтесь с приятными людьми, найдите хобби. Ведите здоровый образ жизни и приучите к нему детей. Регулярные прогулки, правильное питание, умеренная физическая активность укрепляют нервную систему, помогают справляться со стрессами. У вас не будет желания «убежать» в иллюзорную сетевую реальность. Выстраивайте гармоничные отношения с окружающими и убедитесь, что у ваших детей есть друзья. Социальная изоляция — одна из основных причин развития компьютерной зависимости в любом возрасте. Столкнувшись с сильными переживаниями смерть или болезнь близкого человека, насилие, потеря работы, переезд, тяжелое расставание , не пытайтесь справиться с ними самостоятельно. Запишитесь на прием к психологу или психотерапевту. Специалист поможет прожить эмоции конструктивно, без деструктивных решений. Если вы считаете, что вам нужна профессиональная помощь, пройдите 45-дневную экспресс-программу в клинике «Я независим». Она разработана для тех, кто хочет вести достойную жизнь. В ней разбираются основные принципы трезвой жизни, и она подходит не только для алкоголиков и наркоманов, но и лудоманов, людей, страдающих от компьютерной зависимости. Позвоните нам на бесплатную горячую линию 8 800 200-76-83.

Ученые все чаще говорят о вреде технологий, в частности, цифровом аутизме как одном из серьезных современных последствий повальной информатизации. Цифровой аутизм начинается с выбора между живым общением и виртуальным в пользу последнего Что такое цифровой аутизм? Аутизмом называют такое расстройство нервной системы, при котором нарушены социальные навыки. Понятие виртуального аутизма ввел Мариус Замфир. Он исследовал две контрольные группы детей 62 ребёнка и пришёл к неутешительным выводам. Дети, которые смотрели в экран компьютера, телевизора или планшета более 4 часов отставали в развитии. Они плохо говорили, повторяли одни и те же движения и слова, не смотрели в глаза и по всем признакам напоминали аутистов. В качестве лечения детям назначили — общение, игры с родителями и отказ от гаджетов. Именно после этого исследования заговорили о цифровом аутизме — потере навыков живого общения под влиянием информационных технологий. У каждого в телефоне свой персональный цифровой мир. Взрослый цифровой аутизм До определенного момента считалось, что взрослые более устойчивы к влиянию цифрового мира. Но это вовсе не так. Андрей Курпатов, автор научных работ, посвященных методологии мышления посвящает этой теме много своих выступлений. В книге «Чертоги разума. Убей в себе идиота» один из параграфов посвящен проблеме цифрового аутизма у взрослых. Согласно его исследованию, мышление человека глубоко социально, поскольку эволюционно люди объединялись в группу для обмена знаниями. Сегодня каждый может погуглить и найти ответ на любой вопрос. Общаться ради знаний больше нет нужды. Зачем, как говорит Курпатов, терпеть другого человека, когда все знания можно получить в сети. Это приводит к отчуждению людей и снижению плотности общения, а как следствие — появлению аутистических признаков. Цифровой аутизм имеет серьезные последствия в жизни Как проявляется цифровой аутизм?

Цифровая зависимость

Чаще всего подвержена цифровой зависимости молодежь — более 50% ответивших «да» в этой возрастной группе. Цифровая зависимость затем используется для обозначения зависимости от использования цифровых устройств или технологий таким образом, который приводит к поведенческим симптомам, сходным с любым аддиктивным расстройством (Joseph and Hamiliton-Ekeke, 2016). Представленная здесь статистика технологической зависимости за 2023 год подчеркивает распространенность и безотлагательность решения этой тревожной проблемы в быстро развивающуюся цифровую эпоху. Но, как и любая зависимость, цифровая одержимость излечима. В данной статье мы рассмотрим понятие цифровой зависимости, ее влияние на психическое здоровье, признаки и последствия, а также методы профилактики и.

Цифровая зависимость у подростков: причины возникновения

Зависимость от наркотических веществ и поведенческая зависимость от смартфонов задействуют одни и те же участки мозга. Отсутствие цифровой зависимости – это один из аспектов цифровой грамотности: речь идет об установках человека, и, как показывают наши исследования, это самый трудный компонент для изменения. Возможно, один из лучших способов отказа от цифровой зависимости заключается в том, чтобы заменять вредные привычки более здоровыми и не связанными с цифровыми технологиями.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий