Новости факты из биографии гоголя

О неуравновешенной психике Николая Гоголя можно судить не только по тому факту, что он неоднократно уничтожал свои рукописи. Самые интересные факты о жизни и смерти Николая Васильевича Гоголя.

Откуда пошло увлечение Гоголя рукоделием

  • Единственная фотография Гоголя, сделанная в Риме в 1845 году.
  • Всё о Гоголе
  • Легенда 1. У Гоголя был ужасный характер
  • 17 удивительных фактов о Гоголе: интересные и малоизвестные аспекты жизни и творчества
  • Что известно о семье Николая Гоголя и почему его называли Яновским

Интересные факты из жизни и биография Гоголя

Известно, что, когда Николаю было 10 лет, умер его родной брат Иван. Он очень любил 9-летнего Ваню и вследствие этого получил серьезную психологическую травму. Это спровоцировало душевное расстройство у Гоголя, которым он в легкой форме страдал еще с 5 лет. Историки предполагают, что это потрясение оказало отрицательное действие не только на его здоровье, но и на творчество. О гениальности или проблемах с психикой Гоголя спорят до сих пор. Прикинувшись сумасшедшим, Николаю удалось избежать порки в Нежинской гимназии, где он учился. Зато пришлось провести 14 дней в больнице.

Специалисты по психиатрии склоняются к тому, что Гоголь все-таки страдал неким психическим заболеванием, которое разрушало его. Например, Николай Баженов был уверен, что писатель страдал периодическим психозом. Однако прямых доказательств этому диагнозу не было. Тайны смерти Николая Гоголя. Долгое время утверждали, что его похоронили заживо в 1852 году на кладбище Даниловского монастыря, приняв летаргический сон за смерть. Оказывается, что Николай Васильевич страдал тафефобией.

Он панически боялся быть похороненным заживо. В своем завещании Гоголь даже написал, что его нужно похоронить, только если будет заметно, что его тело начало разлагаться. Тогда он точно умер. Сам писатель не просто так побаивался. Он периодически мог впадать в сомнамбулические состояния на несколько дней. Слухи о заживо похороненном Гоголе распространились после перезахоронения его тела спустя 79 лет.

Никаких подтверждающих фактов так и не удалось обнаружить.

Тут находилось место и панскому образу жизни с его кичливостью и роскошью, и простому крестьянскому быту. В условиях такого разнообразия и рос писатель. Литературой Николай Васильевич увлекался с ранних лет. Отец всячески поощрял интерес сына, помогал ему на творческом пути. Не удивительно, что свои первые произведения молодой человек начал писать очень рано, когда ему не исполнилось и 6-и. Первый портрет Н. Гоголя, неизвестный художник, 1826 г. В 1811 году пришла пора начинать учиться.

Формальное образование Николай Васильевич получал в Полтаве. Сначала у частного преподавателя, а затем в местной гимназии. Формальный подход молодому человеку не нравился, поскольку сковывал любознательность будущего литератора. В школьную пору Гоголь не был особо прилежным учеником. Скорее напротив. Однако молодой человек отличался потрясающей памятью. Гимназия на момент поступления писателя только открылась и еще не могла похвастаться высоким уровнем. Было полно проблем. Предметы преподавали методом простого заучивания, молодым людям запрещалось читать современных поэтов и писателей, учителя смотрели в прошлое и видели эталон в литературе прошлого века.

В гимназии практиковали телесные наказания. Гоголю попадало розгами не раз и даже не два. Портрет Н. Гоголя в юности, литография с гравюры А. Венецианова, 1834 г. Ученики старались компенсировать недостаток знаний собственными силами. Николай Васильевич был одним из генераторов идей, среди сверстников он слыл главным активистом. Гимназисты выписывали литературные журналы, знакомились с новинками. А затем начали выпускать свое собственное издание, пусть оно и было кустарным, рукописным.

В тот же период по инициативе Гоголя товарищи по гимназии организовали свой театр. Николай Васильевич лично готовил декорации, выбирал репертуар и участвовал в репетициях. По воспоминаниям друзей-гимназистов, все думали, что он станет артистом. Уж больно умело литератор выступал на импровизированных подмостках. Начало творческого пути Творческая биография Гоголя началась еще в период юношества, когда он учился в гимназии. Вместе с товарищами Николай Васильевич издавал простенький литературный журнал, где был одним из главных и постоянным автором. В то время Гоголь еще не знал, в каком жанре собирается творить. Он пытался нащупать свою нишу и направление. Из-под пера литератора выходили рассказы, стихотворения, сатира, повести и исторические поэма, трагедии.

Большую часть Гоголь опирался на классику в жанре романтизма, как и многие молодые литераторы. Гоголя в молодости, худ. Жерн 1836 г. В 1825 году умер отец семейства. Мать долгое время не говорила сыну о трагедии. Кончину родителя Гоголь очень тяжело переживал. Теперь он был старшим мужчиной в семье. Денег матери и младшим категорически не хватало. Мария Ивановна не умела управлять хозяйством.

Гоголь взял все вопросы на себя, однако это было сложным бременем и настоящей обузой. Чуть позже он отказался от наследства в пользу младших в семье, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности. Через 2 года молодой человек сочинил одно из первых зрелых произведений, поэму «Ганц Кюхельгартен». Вскоре Н. Гоголь завершил формальное образование, окончил гимназию и отправился в столицу, чтобы продолжить свои литературные изыскания. Санкт-Петербург Город встретил малоросского юношу довольно холодно. Чтобы не стесняться мать и семью с собой он взял совсем немного денег. Но жизнь в Петербурге оказалась очень недешевой. И это при том, что молодому человеку требовалось совсем немного.

Чтобы не умереть с голоду и хоть как-то свести концы с концами Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу. Однако с таким скромным образованием его отправляли на копеечные должности или же и вовсе выгоняли, даже не выслушав. Следом Гоголь начал штурмовать столичный литературный олимп. Он подготовил стихотворение «Италия», и без указания авторства отправил в издание «Сын Отечества».

Например, по сведениям писателя Пантелеймона Кулиша, Гоголь приобрел миниатюрное издание «Математической энциклопедии» несмотря на то, что не любил эту науку.

Гоголь был ипохондриком Практически все знакомые писателя вспоминают, что он был буквально одержим темой болезней —мог подолгу и подробно описывать симптомы своих недугов даже совершенно посторонним людям. Так, писатель Сергей Аксаков вспоминал, как Гоголь однажды уверял его, что неизлечимо болен. Когда же он попытался выяснить, от чего именно мог скоропостижно скончаться классик, который выглядел совершенно здоровым, тот не смог ответить ничего определенного. Поэту Николаю Языкову Гоголь и вовсе заявил, будто французские врачи обнаружили, что его желудок расположен «вверх ногами» — что, разумеется, невозможно с медицинской точки зрения. Гоголь укоротил свою настоящую фамилию Происхождение фамилии классика по сей день остается причиной научных дискуссий.

Вполне возможно, что один из предков классика воспользовался поддельными документами, чтобы стать дворянином. Однако это тема для профессиональных историков. Доподлинно известно, что писателя крестили в церкви под фамилией Яновский — так записано в метрической книге.

В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором. Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки господину Уварову — министру народного просвещения, для того, чтобы тот преподнес его императору Николаю I. В этом же сборнике было напечатано самое невероятное и мистическое из всех гоголевских произведений — повесть «Вий».

Сам писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова. Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя. Не только посредственные литературные произведения писал Гоголь в юные школьные годы, он был еще и довольно слаб в этом искусстве. Большим количеством странностей отличался Гоголь, что видно из его творчества. На реальных событиях был основан сюжет «Ревизора», он был писателю подсказан Пушкиным. Именно Александр Сергеевич уговорил Гоголя продолжить работу над произведением, когда тот решил прекратить работу над ним. Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и всегда просил художников исправлять его немного на рисунках. Поэтому писатель выглядит на разных портретах по-разному. Он настолько сильно переживал за свой нос, что это чувство у него вылилось в повесть «Нос» в конце концов.

Живописью, театром и чтением увлекается писатель в школьные годы. Заслуженную популярность автор получил только после написания «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь любил итальянскую еду, особенно макароны с сыром. В 1848 году писатель совершает паломничество к святым местам Иерусалима. В Неаполе писатель проводит зиму 1848 года. Гоголь познакомился с Пушкиным в мае 1831 года. Согласно переписке Гоголя, он влюблялся в женщин два раза. Однако эти чувства не закончились ничем: живя одиноким, он одиноким и остался. В то же время у него была горячо любимая мать и сестры. Но и они не имели силы разрушить его одиночество.

Интересные факты о писателе Н. В. Гоголе

Так, писатель Сергей Аксаков вспоминал, как Гоголь однажды уверял его, что неизлечимо болен. Когда же он попытался выяснить, от чего именно мог скоропостижно скончаться классик, который выглядел совершенно здоровым, тот не смог ответить ничего определенного. Поэту Николаю Языкову Гоголь и вовсе заявил, будто французские врачи обнаружили, что его желудок расположен «вверх ногами» — что, разумеется, невозможно с медицинской точки зрения. Гоголь укоротил свою настоящую фамилию Происхождение фамилии классика по сей день остается причиной научных дискуссий. Вполне возможно, что один из предков классика воспользовался поддельными документами, чтобы стать дворянином. Однако это тема для профессиональных историков. Доподлинно известно, что писателя крестили в церкви под фамилией Яновский — так записано в метрической книге.

Сам классик в начале своей карьеры пользовался обеими фамилиями — и различными их комбинациями. Однако в итоге остановился на «Гоголе» — по его собственным словам, он считал, что так будет короче.

Будущий гений русской классики родился в Полтавской губернии. Его настоящая фамилия Яновский. Однако, чтобы придать себе важности и выделиться из толпы, писатель решил взять фамилию деда Афанасия Демьяновича — Гоголь-Яновский, поскольку тот был дворянином. Писатель носил такую фамилию до 1830 года.

Когда вспыхнуло знаменитое Польское восстание, прозаик, видимо, побоялся, что фамилия, образованная от популярного в Польше имени, может ему навредить, поэтому решил отказаться от второй части фамилии и стал называться просто Николаем Гоголем. Осенью 1850 года Гоголь посетил Москву, где прочитал друзьям отдельные главы второго тома знаменитых «Мертвых душ». Получив одобрение, классик продолжил работать над книгой, а после завершения второй части произведения его настиг «страх смерти», сообщило РИА «Новости». В ночь на 12 февраля 1852 года, за несколько дней до своей смерти Гоголь бросил второй том «Мертвых душ» в камин. После уничтожения своего творения писатель вернулся в постель и неудержимо заплакал. Есть мнение, что прозаик сделал это в беспамятстве и «из-за злых духов».

Однако некоторые историки убеждены: в ту ночь автор сжег не «Мертвые души», а что-то другое, поскольку позже рукопись второго тома нашли среди его книг. Кстати, это не единственное произведение, уничтоженное писателем. Будучи еще студентом, Гоголь бросил в огонь поэму «Ганц Кюхельгартен», когда ее раскритиковали читатели.

Любил готовить и сладкое. Во время жизни в Италии Гоголь стал приверженцем итальянской кухни и полюбил пасту с сыром. Кстати, он отлично готовил.

Когда в его доме бывали друзья, Гоголь угощал их собственноручно приготовленными варениками и галушками. Писатель не мог без сладкого, в его кармане всегда было несколько кусочков сахара. После чаепития в гостиницах он забирал рафинад с собой. Странная фобия. Страх на Николая Васильевича наводили не только гром и молния, но и незнакомые люди. Завидев приближающегося незнакомца, Гоголь тотчас покидал компанию.

Катал хлебные шарики перед работой. Чтобы настроиться на рабочий процесс, писатель скатывал пальцами хлебные шарики, это давало ему возможность сосредоточиться. О смерти. За несколько месяцев до смерти писателю стали мерещиться голоса. Гоголь всего месяц не дожил до своего 43-летия. Николай Васильевич отказался от пищи, перестал вставать с постели и вскоре впал в беспамятство.

Медики и друзья пытались его спасти, но все было напрасно. После смерти наследство Гоголя оценили всего в 43 рубля. Самым ценным имуществом оказались часы в золотом корпусе. Ранее эта вещица принадлежала Жуковскому. Стрелки хронометра указывали 2:45 пополудни. Именно в это время скончался А.

Часы были остановлены в память о нем. Своей семьи Гоголь не имел, у него никогда не было ни жены, ни детей. Про «Вия». По словам самого Гоголя, мистическая повесть «Вий» была не придумана им, а основана на народном сказании. Экранизация повести советских времен была зачислена в список «проклятых» киноработ. Наталья Варлей, игравшая в фильме роль панночки, озвучила предположение, что картина привлекает на съемочную площадку темные силы, и выразила сожаление в том, что ей пришлось сниматься.

В 1821-1828 гг. Нежин Черниговская губерния, ныне - Черниговская область Украины. В 1829 г. Поступил на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С 1830 г. В 1831-1835 гг. В 1834-1835 гг. Николай Гоголь являлся адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории Петербургского университета.

Преподавал историю средних веков. Литературное творчество Первый литературный опыт Николая Гоголя относится ко времени обучения в Нежинской Гимназии высших наук.

Детские годы

  • Гоголь, Николай Васильевич
  • Интересные факты о романе «Мертвые души» Николая Гоголя:
  • Жизнь Гоголя в Петербурге: неудачи и начало писательской карьеры
  • Детство Гоголя: творческие задатки и вера в нечистую силу
  • Кулинар и щеголь: 5 фактов о Николае Гоголе

Please wait while your request is being verified...

23. Очень боялся грозы Гоголь, которая негативно влияла на его нервную систему. В 1829 году Гоголь начал работать мелким чиновником – сначала писцом, затем помощником столоначальника в одном из петербургских департаментов. н в гоголь биография интересные факты. Все дело в том, что Гоголь намеренно просил художников изображать его с таким носом, какой он хотел бы иметь. БИОГРАФИЯ. Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы — том самом, куда впоследствии поместил героев своей мистической повести «Сорочинская ярмарка».

Please wait while your request is being verified...

Характерные примеры — судьба Хомы Брута и Андрия Бульбы. Причина таких взглядов Гоголя неизвестна, но за ним вообще водилось очень много чудачеств, в основном — неприятных и неудобных окружающим. Сюжет пьесы "Ревизор" подарил Гоголю как случай из своей жизни касающейся работы над "Историей пугачёвского бунта" Пушкин. Он же настаивал, чтобы Гоголь закончил её. Цензор пропускать пьесу убоялся, но, помня об особых заслугах друга и учителя Гоголя, отправил пьесу на высочайшее имя. Император Николай I лично дал разрешение на постановку "Ревизора", присутствовал на премьере и смеялся до слёз. По основной версии убедил императора Василий Жуковский, подавший её как разоблачение "отдельных недостатков". Хорошая версия, придуманная умными людьми. Тем же Жуковским. Нет оснований ей не верить.

Гоголь крайне критично относился к своей внешности. Особенно его злил длинный острый нос. В конце концов он его оторвал и выпустил на страницы одноимённого рассказа, в качестве "носа майора Ковалёва". Нос запечатлён на трёх памятниках в Петербурге и одном в Киеве. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал". В малороссийской мифологии нет ни гномов это персонаж европейского фольклора , ни их "начальника", ни самого имени "Вий" до появления гоголевской повести. Присутствуют только мотивы убивающего взгляда в русском фольклоре — Кот Баюн и тяжёлых век, которые поднимают вилами.

Персонаж скомпонован Гоголем из всего, что было под рукой и описан в такой простоте как был им придуман.

Благодаря матери, в детские годы Николая в его душе одновременно уживалось жуткое и ужасное, чудесное и притягивающее. Эти ощущения писатель отразил в своих произведениях мистического направления. Интересный случай в детстве Гоголя Когда Николаю исполнилось 5 лет, он один остался дома. Мальчик сидел в углу дивана и слушал тиканье старинных часов. Ему казалось, что со стуком маятника часов время уходит в вечность. Тут маленький Коля услышал мяуканье кошки, которая медленно кралась к нему. Он наблюдал, как она потягивалась, скреблась мягкими лапками о половицы, а в глазах зажигался неприятный зелёный огонёк. Он подозвал кошку к себе, схватил и вышел с ней в сад. Там кинул животное в водоём и отталкивал его каждый раз, как только кошка пыталась выбраться на берег.

Как только кошка утонула, тишина и покой воцарились в саду. Маленькому Николаю было жалко кошку и страшно от содеянного поступка. Он сильно плакал и признался в своём поступке отцу, который наказал его. Этот случай в детстве впоследствии Гоголь отразил в «Майской ночи», где мачеха превратилась в чёрную кошку, а панночка отрубила ей лапу. Как видим, даже детство автора пропитано мистикой и интересными фактами. Большинство критиков считали, что писатель точно описал русский характер. Но скандалы вокруг «Мёртвых душ» заставляли переживать уже признанного гения. В этот период он испытывал самые сильные нападки. Во-первых, вернулись страхи, к тому же душевного спокойствия не добавлял тяжёлый труд писателя. Во-вторых, он сомневался, испытывал давление общественного мнения.

В 1847 году вышла его книга «Выбранные места из переписки с друзьями», начиналась она главой «Завещание». Это реальное, главное завещание писателя. Там он распоряжался о своих похоронах, давал советы друзьям и читателям. Николай Васильевич утверждал, что он писатель и его долг не только доставлять приятное занятие уму и вкусу. Но и его сочинения должны быть полезными душе и поучать читателей. Литературный критик Виссарион Белинский негативно отозвался об его «Выбранных местах…». Его поддержали многие основные критики и читатели. Самое важное — никто не знает на сколько сильно повлияла эта критическая информация на автора. Удивительно, но будучи мистически настроенным, гений не сразу понял, что своим «Завещанием» он подписал себе смертный приговор.

Почетный член Императорской академии наук имел доступ к императорской семье. Он сделал так, чтобы «Ревизора» прочитали по ролям. Жуковский убедил Николая I, что в пьесе Гоголя нет ничего страшного, она только высмеивает плохих провинциальных чиновников. Факт 9. За 7 лет до смерти Николай Васильевич написал в своем завещании: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения». Может быть именно это требование, которое не исполнили, и породило слухи о смерти писателя. В 1931 году могилу Гоголя перенесли из Данилова монастыря, который закрыли, на Новодевичье кладбище. Именно после вскрытия могилы писателя и появились слухи один страшнее другого. По одной из версий, в гробу у скелета череп был повернут в сторону, а по другой — череп вообще отсутствовал. Факт 10. Надгробный камень, который был установлен на могиле Гоголя на кладбище Данилова монастыря, при перезахоронении убрали. С него соскоблили надпись и бросили за ненадобностью в мастерской Новодевичьего кладбища. Там-то его и обнаружила Елена Булгакова, третья жена писателя Михаила Булгакова. Она выкупила этот камень и установила на могиле Михаила Афанасьевича.

Вскоре мальчик «опознал» маленькую героиню видения наяву, после чего 13 лет ожидал исполнения пророчества. Фото с сайта gallerix. Зато «предсказанный» супруг обладал иными талантами: дружелюбным нравом, остроумием и красноречием. Выйдя в отставку с чином коллежского асессора, он добровольно стал директором, режиссёром, актёром и драматургом домашнего театра Д. Трощинского, бывшего министра юстиции. Известны две его комедии, написанные, как тогда говорили, «на малороссийском наречии»: «Собака-Вивця» и «Простак, или Хитрость женщины, перехитрённая солдатом». Кроме того, он искренне обожал свою жену, признанную первой красавицей Полтавщины. Казалось бы, такой чудесный, благословленный свыше брак должен быть исключительно счастливым. Однако супружеское счастье вскоре было омрачено смертью первых двух сыновей. Забеременев в третий раз, набожная Мария Ивановна ездила молиться о сохранении жизни младенца местночтимой иконе св. Николая Чудотворца и именно в честь этого святого впоследствии назвала новорожденного. Существует легенда, что она обещала святому Николаю посвятить выжившего ребёнка церковному служению, и именно этот неисполненный материнский обет мучил Гоголя последние годы жизни, будто бы даже сподвиг его тайно принять монашество. Рождение, магия цифр и Эдгар По Любители символики часто обращают внимание на тот факт, что гениальный русский сатирик родился 1 апреля, в День смеха, что якобы уже предопределило его дальнейшую судьбу. Однако на момент его рождения этого совпадения попросту не было, поскольку по старому дореволюционному календарю он родился вовсе не в апреле, а в марте см. Магию цифр усматривают и в творчестве Н. Гоголя, в частности, в судьбе последнего его произведения: 11 июня 1842 года вышел первый том поэмы «Мёртвые души», а 11 февраля 1852 года автор уничтожил второй том. Однако неясно, какой же смысл можно извлечь из этой действительно имеющей место симметрии. Иллюстрация к повести Гоголя «Шинель» 1985. Фото с сайта artifex. Обе интерпретируются как сделанные автором предсказания собственной смерти. Как известно, Гоголь умер практически в 43 года на момент смерти до его дня рождения оставалось около месяца. Первая из несуществующих дат прочитывается как «зеркальное», перевёрнутое отображение этого рокового числа. Соединённая же с ним цифра 9, наиболее любимая автором 9 мая по старому стилю он отмечал День Ангела , как будто бы символизирует его самого, обречённого уйти. Во втором 2 случае обречённого художника символизируют три нуля, графически эквивалентные трём буквам «о» таким псевдонимом он изредка подписывался в юности, имея в виду звучание своего имени: «никОлай гОгОль». Очевиднее и любопытнее всех этих домыслов кажется другое совпадение: 1809 год подарил миру двух великих мистиков, Гоголя в Российской империи и Эдгара По в Соединенных Штатах Америки. В жизни и творчестве этих двух писателей, разделённых океаном, находят множество параллелей: оба создавали пугающие фантастические образы и ужасно боялись быть похороненными заживо, обоих подозревали и продолжают подозревать в безумии и различных тайных пороках, обоим суждено было умереть, слегка перешагнув рубеж сорокалетия, и тайной своей смерти озадачить почитателей вплоть до сегодняшнего дня. Факты биографии Гоголя Переживание потерь Детство и юность Н. Гоголя были омрачены потерями близких. Из 12 детей в семье Гоголь-Яновских пережили свое детство лишь пятеро. Особенно тяжёлой для впечатлительной натуры художника оказалась смерть младшего брата Ивана, которого он лишился во время их совместной учёбы в Полтавском училище. Девятилетний Иван умер в результате внезапной болезни неизвестно, какой , а десятилетнего Николая вследствие потрясения пришлось отправить домой, а затем перевести в другое учебное заведение, Нежинскую гимназию. На смерть брата он написал одно из своих первых произведений, несохранившуюся балладу «Две рыбки», очень трогательную, по воспоминаниям одноклассников. Портреты неизв. Фото с сайта isuct. Горячо любимая матушка в 34 года остаётся многодетной вдовой.

Кратко. Самые интересные факты: Николай Гоголь — Биография и Жизнь

А однажды, чтобы избежать наказания, Гоголь так убедительно прикинулся сумасшедшим, что перепугал все гимназическое начальство. Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. БИОГРАФИЯ. Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы — том самом, куда впоследствии поместил героев своей мистической повести «Сорочинская ярмарка». Мы не будем пересказывать сегодня его биографию, но вот о некоторых интересных фактах из его жизни упомянем. А однажды, чтобы избежать наказания, Гоголь так убедительно прикинулся сумасшедшим, что перепугал все гимназическое начальство.

Интересные факты из жизни Гоголя

Он рассказал, что утром Гоголь старательно ворошил постель, чтоб никто не заметил его странность. В статье мы собрали самые интересные факты из жизни Гоголя, какие должны понравиться не только детям, но и более взрослой аудитории. По неизвестным причинам Гоголь предпочитал ходить по левой стороне дорог и тротуаров. Интересные факты из жизни Гоголя говорят о том, что он был очень впечатлительным и мнительным человеком. БИОГРАФИЯ. Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы — том самом, куда впоследствии поместил героев своей мистической повести «Сорочинская ярмарка».

Н. В. Гоголь: биография, интересные факты — ТОП-20

Трощинского, бывшего министра и далекого родственника Яновских-Гоголей. Он занимал пост поветового маршала то есть был уездным предводителем дворянства , а Василий Афанасьевич числился при нем секретарем. В Кибицах часто проводились театральные представления, в которых принимал деятельное участие отец будущего писателя. Николай часто присутствовал на репетициях, очень этим гордился, а дома, вдохновленный творчеством папы, писал неплохие стихи. Однако первые литературные опыты Гоголя не сохранились. А еще в детстве он хорошо рисовал и даже организовал выставку своих картин в родительском имении. Обучение Вместе с младшим братом Иваном в 1818 году был отправлен в Полтавское уездное училище и Николай Гоголь. Биография домашнего мальчика, привыкшего к тепличным условиям, пошла по совершенно иному сценарию. Его уютное детство стремительно завершалось. В училище его приучили к очень жесткой дисциплине, однако особого рвения к наукам Николай так и не проявил.

Первые же каникулы завершились страшной трагедией - от неведомой болезни скончался брат Иван. После его смерти все надежды родителей были возложены на Николая. Ему необходимо было получить лучшее образование, для чего его отправили учиться в Нежинскую классическую гимназию. Условия здесь были очень жесткими: детей поднимали ежедневно в 5. В оставшееся время ученикам полагалось учить уроки и прилежно молиться. Однако будущий писатель сумел свыкнуться с местными порядками. Все они, повзрослев, стали знаменитыми литераторами. И это не удивительно! Еще будучи гимназистами они основали несколько рукописных журналов: "Метеор литературы", "Рассвет севера", "Звезда" и другие.

Кроме того, подростки страстно увлекались театром. Причем творческая биография Гоголя вполне могла быть иной - многие прочили ему судьбу известного актера. Однако юноша мечтал о государственной службе и, окончив гимназию, решительно направился в Петербург делать карьеру. Чиновник Вместе со своим другом по гимназии Данилевским в 1828 году Гоголь отправился в столицу. Петербург встретил молодых людей неприветливо, они постоянно нуждались в деньгах и безуспешно пытались найти достойную работу. В это время Николай Васильевич пытается заработать на жизнь литературными опытами. Однако его первая поэма "Ганц Кюхельгартен" успеха не имела. В 1829 году писатель начал служить в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел, затем почти год проработал в департаменте уделов под началом известного поэта В. Пребывание в канцеляриях различных ведомств помогло Николаю Васильевичу собрать богатейший материал для будущих произведений.

Однако государственная служба навсегда разочаровала писателя. К счастью, вскоре его ждал по-настоящему головокружительный успех на литературном поприще. Известность В 1831 году были опубликованы "Вечера на хуторе близ Диканьки". Теперь личность и биография Гоголя стали интересны самым знаменитым в России людям. Его талант охотно признавали все. Николай Васильевич был вне себя от радости и постоянно писал письма маме и сестрам с просьбой присылать ему побольше материала о малороссийских народных обычаях. В 1836 году выходит знаменитая "петербургская повесть" писателя - "Нос". В этом чрезвычайно смелом для своего времени произведении высмеивается преклонение перед чином в его самых мелких и порой отвратительных проявлениях. В то же время создает произведение "Тарас Бульба" Гоголь.

После приезда в Санкт-Петербург Николай Гоголь планировал выступать на сцене, но в актеры его так и не взяли. Гоголь утверждал, что не собирался сжигать второй том «Мертвых душ» и ряд других произведений, но его заставил «злой дух». Николай Гоголь с детства занимался рукоделием — он умел вязать на спицах, ткать пояса и кроить наряды для своих сестер. Писатель очень любил миниатюрные книги — например, он законспектировал энциклопедию по математике при всей нелюбви к этой науке, так как размер книжицы составлял около 10 сантиметров в длину и 7 в ширину. Во время работы над своими шедеврами Гоголь часто катал шарики из хлебного мякиша или ел сладости. Гоголь утверждал, что сюжет «Вия» — это древнее сказание, которое он дословно запомнил и затем записал. Правда, ни один знаток фольклора никогда не слышал о такой легенде. Николай Гоголь умер за месяц до своего 43-го дня рождения — писатель перестал есть, слег в постель и впал в беспамятство. Все попытки друзей и врачей его спасти оказались тщетными. После смерти Гоголя его наследникам остались личные вещи стоимостью чуть более 43 рублей.

Единственной ценностью, имевшейся у писателя, оказались золотые часы, ранее принадлежавшие Василию Жуковскому и хранившие память об умершем Александре Пушкине — на них было выставлено время 2:45 пополудни, время смерти великого поэта. Могильный камень, первоначально лежавший на могиле Гоголя, позднее был заменен на памятник с изображением фигуры писателя. История глыбы мрамора на этом не закончилась — в подсобных помещениях Новодевичьего кладбища ее отыскала вдова Михаила Булгакова, которая искала могильную плиту для своего мужа. Она выкупила надгробье, после чего оно было установлено на месте упокоения автора «Мастера и Маргариты». Николай Гоголь любил подавать своим гостям напиток, в шутку прозванным им самим «гоголем-моголем» — в его состав входили козье молоко и ром. Писатель забирал сахар из гостиниц, где останавливался, чтобы потом есть его за работой.

Гоголь, могилу которого вскрыли, перевернулся там, в гробу. Надо было его в склеп положить — сам бы проснулся. Кстати, пробуждение после коматозного состояния, даже кратковременного, пробуждает новый виток болезни. То есть после любой отключки они все больше и больше погружаются в болезнь.

Либо кома, либо летаргическое состояние. Бывают разные виды ком — диабетическая, печеночная, а бывает летаргическая кома, природа которой неизвестна. Коматозное состояние всегда связано с потерей сознания и с определенным состоянием отключения — мерцающим сознанием. Так вот, очень может быть, что летаргическую кому как раз и вызывает Virus Vampirus" "Признаки вампиризма " astro. Бердяев не зря пишет: "Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ. О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат.

Он сознавался, что у него нет любви к людям... Трагедия великого писателя продолжалась и после смерти.

Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям.

Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста.

К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню.

Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т.

Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Н. Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ. О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат. Он сознавался, что у него нет любви к людям.

Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически. Но он исповедывал религию страха и возмездия. В его духовном типе было что-то не русское [58]. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [59]. В письме к графу А. Толстому в 1844 году Гоголь писал [60] : Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский.

Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [59]. С духовной точки зрения, раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [59] По мнению В. Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мёртвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт.

В этом, по мнению Воропаева, заключена главная идея произведения: бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждёт нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть [61]. Литературный критик и писатель И. Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И. Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям». Хотя среди его персонажей есть колдуны и чёрт, они всего лишь герои сказки, и чёрт у него зачастую фигура пародийная, комическая как, например, в «Вечерах на хуторе». А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила. С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос [62]. Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь , наиболее тесное духовное общение имея со старцем Макарием [63].

Гоголь завершил свой писательский путь «Выбранными местами из переписки с друзьями» — христианской книгой. Однако её до сих пор по-настоящему не прочли, по мнению Золотусского. Начиная с XIX века принято считать, что книга является ошибкой, уходом писателя в сторону со своего пути. Но возможно, она и есть его путь, и даже более, чем другие книги. По словам Золотусского, это две разные вещи: понятие дороги «Мёртвые души» на первый взгляд — дорожный роман и понятие пути, то есть выхода души к вершине идеала [62]. В июле 2009 году Патриарх Кирилл благословил выпуск в течение 2009 года полного собрания сочинений Николая Гоголя в Издательстве Московской Патриархии. Новое издание подготовлено на академическом уровне. В рабочую группу по подготовке полного собрания сочинений Н. Гоголя вошли как светские учёные , так и представители Русской Православной Церкви [64]. Гоголь и русско-украинские связи Сложное переплетение двух культур в одном человеке всегда делало фигуру Гоголя центром межнациональных споров, но самому Гоголю не нужно было выяснять, украинец он или русский — в споры об этом его втянули друзья.

Сам же писатель не мог дать однозначного ответа на этот вопрос, склоняясь к синтезу двух культур [65]. В 1844 году он так отвечал на запрос Александры Осиповны Смирновой : «Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве» [66]. Но из-за особенностей характера его творчества предпринимались неоднократные попытки понять Гоголя с точки зрения его украинского происхождения: последним было до известной степени объяснимо его отношение к русской жизни. Привязанность Гоголя к своей малороссийской родине была очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть до завершения второй редакции «Тараса Бульбы», а сатирическое отношение к русской жизни, предположительно, объясняется не только его национальными свойствами, но и характером его внутреннего развития [7]. Несомненно, что в творчестве писателя сказались украинские черты. Такими считают особенности его юмора, который остался единственным образцом в своём роде в русской литературе.

Как писал А. Пыпин , «украинское и русское начала счастливо слились в этом даровании в одно, в высшей степени замечательное явление» [7]. Длительное пребывание за границей уравновесило украинскую и русскую составляющие мировоззрения Гоголя, родиной души своей он теперь назвал Италию [1] ; при этом Италию он любил за то же, за что отдавал предпочтение Диканьке перед Петербургом — за архаичность и противостояние европеизированной цивилизации «здесь отчасти действовал и малороссийский элемент», — напишет о привязанности Гоголя к Италии П. Анненков [67]. В переданном со слов Г. Данилевского споре писателя с О. Бодянским о русском языке и творчестве Тараса Шевченко было отражено предположительное понимание поздним Гоголем особенностей русско-украинских отношений. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров … Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой, невозможно» [57].

Из этого спора вытекает, что к концу жизни Гоголя волновал не столько национальный вопрос, сколько антагонизм веры и безверия. А сам писатель склонялся к умеренному панславизму и синтезу славянских культур. Гоголь и живописцы Титульный лист второго издания «Мёртвых душ». Эскиз Н. Гоголя Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечён живописью. Об этом говорят его гимназические письма родителям. В гимназии Гоголь пробует себя как живописец, книжный график рукописные журналы «Метеор литературы», «Навоз Парнасский» и театральный декоратор.

Николай Гоголь

Гоголем-Яновским начал именовать себя его дед Афанасий, которому хотелось думать, что происходит он от Остапа Гоголя, казацкого военного деятеля времен Богдана Хмельницкого. 4 марта 1852). Читайте полную биографию знаменитости. Факт, не находящий места в кратких биографиях литератора: мать пугала маленького сына пророчеством о Страшном суде и неминуемом наказании грешников. Биография, интересные факты и общее впечатление о нем навсегда оказалось в душах поклонников его творчества.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий