Где блины, там и мы!
Баба-яга «Морозко» спасла. Как снимали легендарный фильм
На поляне стояла избушка, где снимали Инну Чурикову в роли Марфушечки-душечки, и откуда отец Настеньки отвез девушку в заснеженный лес. Почти сразу после выхода на экраны в 1965 году советская киносказка «Морозко» была признана классикой. Смотрите онлайн фильм Морозко на Кинопоиске.
Здесь был Морозко
Корреспондент «ВМ» отправилась в деревню Гигирево, где сказочник снимал свои фильмы. В 1964 году режиссёр Александр Роу создал замечательную сказку "Морозко". которую снимали летом недалеко от Звенигорода, а зимой под Оленегорском, в Мурманской области. Где снимали Морозко сказка места съемок и история создания.
Город сказки Морозко: места съемок знаменитого фильма
Декорации для киносказки возвели в Мончегорском районе, в 12 км от районного центра. Затем киногруппа переместилась в Подмосковье. Рядом со Звенигородом отсняли «летние» сцены. Примечательно, что во время съемок ленты действительно стояли сильные морозы, но режиссер не щадил актеров.
Один из любимых актеров Роу, сыгравший во многих его фильмах, уже имел такой опыт: он играл Бабу-ягу в «Василисе Прекрасной». Сам актер говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей. В «Морозко» его можно увидеть также в роли дьяка-разбойника и услышать его голос в озвучке петушка Пети. Один из самых известных актеров Советского Союза, на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле.
Сказка Александра Роу стала классикой, ее сюжет и герои знакомы с детства, смешные фразы персонажей «Нет, не принцесса! Мы точно знаем, в какой момент на экране должно произойти очередное чудо вроде бегающей избушки или оживающих деревьев. Но «Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом! Источник Тринадцатый полнометражный фильм режиссёра Александра Роу вышел на экраны в марте 1965 года и сразу стал классикой — не только на родине, но и за рубежом. Он завоевал Гран-при «Лев святого Марка» конкурса детских фильмов XVII Венецианского кинофестиваля, приз за лучший детский фильм всесоюзного кинофестиваля в Киеве, серебряную медаль детского кинофестиваля в Тегеране. В Чехии без «Морозко» до сих пор не обходится ни один новогодний праздник. Традиция была нарушена лишь однажды.
После «бархатной революции» 1989 года в Чехословакии власти запретили показ картины — но ненадолго. Возмущённые чехи добились отмены запрета. Для Бабы-Яги, роль которой блестяще исполнил Георгий Милляр, в лесу соорудили деревянную избушку, приводившуюся в движение с помощью специальных рычагов. Вторую, танцующую, сделали из поролона. Ему пришлось пережить немало трудностей. При 30-градусном морозе актёр бегал в легких лохмотьях Яги. Его гримировали по шесть часов, и однажды сильно обожгли лицо перекисью водорода. Милляр буквально спас фильм от уничтожения.
Об этом позже рассказал второй оператор картины Владимир Окунев. Вашу плёнку водой залило! Операцию спасения возглавил Милляр в тот день он не был задействован в съёмках. В одних трусах, по колено в воде, он передавал коробки с плёнкой костюмерше. Слава Богу, обошлось. Милляр не заболел, и ни один кадр не пострадал. У нас была очень хорошая девочка, талантливая актриса Тамара Носова, которую Роу изначально хотел взять на роль Марфушки. Но однажды в коридорах института мы столкнулись с ассистентом режиссера, она-то меня ему и посоветовала.
На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил. Потом, помню, со мной случился казус. Было очень холодно. И, когда я сидела под елкой в ожидании Деда Мороза, замерзла по-настоящему, потому что наш оператор очень долго устанавливал свет. А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию».
Главную женскую роль — Настеньку- исполнила 15-летняя Наталья Седых. Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталья Седых! Она каталась на самоходных санях, которые привязывали к мощному грузовику длинным металлическим тросом. Прыгала в грязный пруд, спасая Марфушеньку. Пруд был очень грязный, просто кишел пиявками. Я раза три сбегала с пригорочка, а у самого берега останавливалась, пока Роу на меня не заорал. Страх расстроить Александра Артуровича оказался сильнее — я сразу плюхнулась в воду. А ей под ёлку, где она сидела, подложили фанерку, иначе она тоже бы провалилась в сугробы.
Актриса говорила, что самым сложным для неё в этих съёмках было удаление грима, та как эффект обледеневших ресниц гримеры создавали при помощи клея. На съёмочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс. По словам актрисы Марины Скиляжновой, Роу лично занимался с актерами, причем неважно, кто в кадре — главный герой или всего лишь массовка. Актриса рассказывала: «Сцена есть такая в сказке, где Марфушечка гуся ловила. Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас.
Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне». Отношения на площадке были спокойными и дружескими. А в Эдуарда Изотова я и вовсе влюбилась. Правда, никому о своей тайной любви так и не сказала. Эдуарду тогда было 33 года. С ним у меня случился первый поцелуй в моей жизни.
И я жутко стеснялась, когда пришлось целоваться перед камерой. Правда, поворчит-поворчит и начинает песни петь. Бас у него был очень сильный», — вспоминает помощник режиссёра. И относился ко мне как к внучке». Вместо заледеневшей героини снимали её отражение в прозрачном зеркале, за которым стояли Хвыля и Изотов. В фильме Роу неоднократно использует свой любимый приём: обратную перемотку. Иней с деревьев стряхнули — а потом прокрутили плёнку в обратном направлении. Так же, как и в сценах, где пятятся назад кот и собака, взлетают на сосны разбойники, пни выпрыгивают из избы.
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану shauey yandex. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю. Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»! Зимой было очень холодно, а актриса Наталье Седых — Настеньке, приходилось сидеть под ёлкой в одном сарафане. Актёру Эдуарду Изотову ходить по заснеженному лесу в летней рубашке. В 1964 году режиссёр Александр Роу создал замечательную сказку «Морозко», которую снимали летом недалеко от Звенигорода, а зимой под Оленегорском, в Мурманской области. Наталье Седых было всего 15 лет и её отпаивала горячим чаем мама на съёмках фильма. Чтобы изобразить замёрзшие ресницы на них накладывали клей.
Актриса была влюблена в актёра Эдуарда Изотова, который сыграл Ивана, и впервые поцеловалась в этом фильме. Инна Чурикова попала в это кино случайно. Для роли ей обесцветили ресницы, нарисовали конопушки и сделали сальными волосы. Чурикова так здорово грызла на пробах орехи, что режиссёр выбрал именно её. Актриса даже расстроилась, что она такая страшная в кадре. Она стойко ела горький лук в сцене, где должна была есть яблоки и запивать молоком. Только один раз Александр Роу прикрикнул на неё, когда она не хотела прыгать в пруд с пиявками, хотя вышла очень смешная сцена. Режиссёр Александр Роу на съёмках сказки «Морозко».
Здесь снимались сцены в павильонах студии «Мосфильм», а также в различных уголках города: на Красной площади, в Кремле, в Арбатской улице и других знаменитых местах. Еще одним городом, где проходили съемки, был Ленинград ныне Санкт-Петербург. Большая часть сцен снята в бывшем Императорском дворце в Царском Селе, а также в лесном массиве Пушкинского района. Эти места сейчас стали настоящими паломническими для поклонников фильма «Морозко». В регионах Советского Союза также проводились съемки сказки.
Одним из таких мест был город Переславль-Залесский, расположенный в Московской области. Здесь снимались зимние лесные сцены, которые впоследствии были использованы в фильме. Кроме того, часть сцен сняли в Кольцово, небольшом городке в Оренбургской области. Здесь можно увидеть уникальный пейзаж в стиле сказки «Морозко».
Но все-таки в Оленегорске есть чем заняться. Перед нами — местный Центр культуры и досуга «Полярная Звезда». Копия мурманского кинотеатра «Атлантика» а правильнее сказать — ее старшая сестра была построена в 1978 году. Тамару Деомидовну Попову прислали сюда по распределению и назначили старшим инженером. Тамара Деомидовна помнит: первым фильмом для нового на тот момент кинозала стал «Мой ласковый и нежный зверь», его показали в день открытия 23 декабря.
Приезжали мурманские специалисты с Отдела кинофикации, я показывала им преимущества и недостатки «Полярной звезды». Доказывала, что для кинотеатра проект интересен. Когда началась перестройка, в кино мало ходили, здание хотели отдать под рынок. Те, кто остался от нашего коллектива, ходили в администрацию, говорили, что нужен молодежный центр. И вот в 1995 году был создан Молодежный досуговый центр», — вспоминает Тамара Попова. Силами этой волевой женщины и «Полярная звезда», и ее коллектив были спасены. В 2011 году бывший кинотеатр еще раз расширил свои функции и теперь является Центром культуры и досуга Оленегорска, главным оплотом культуры маленького северного города. По мнению Ольги Бастраковой, заместителя директора «Полярной звезды» по основной деятельности учреждения, Оленегорск может быть интересным и для местных жителей, и для туристов, которых здесь очень ждут. Например, в январе у нас проходит фестиваль новогодней сказки «Морозко» — это как бренд Оленегорска.
Уже 23-й год подряд идет фестиваль Афганской песни, причем уже не только с участниками из Мурманской области, но и из других городов России. Второй год подряд в мае прошел Фестиваль славянских культур «Ворота солнца», были гости из Сербии, из Болгарии. Есть у нас и традиционный Фестиваль саамской музыки», — описывает Ольга Бастракова. Кстати, сама Ольга, родившаяся здесь, уверена: другого места для жизни она бы не хотела. Я не представляю, как бы мои дети росли в большом городе. Тут есть художественная школа, музыкальная, несколько библиотек, Центр внешкольной работы… При четвертой школе работает Эстетический центр. Очень удобно, если ребенок после уроков вместо продленки может ходить по кружкам», — говорит наша собеседница. Потому что именно здесь, в окрестностях города, в 1964 году режиссёр Александр Роу снял зимние сцены своей знаменитой детской сказки. Это не первый фильм, для создания которого Роу использовал природу Кольского севера, но все же «Морозко» принято считать главной работой в его «мурманском» периоде творчества.
Съемки происходили в марте. Это тот месяц, когда в Заполярье еще по-зимнему снежно, но уже светит солнце, поэтому картинка в фильме получилась яркой и сочной. Например, крыша на тереме Морозко слезла, пришлось вызывать пожарную бригаду, чтобы она напыляла пену», — с улыбкой рассказывает Ольга Кириченко, сотрудник музейно-выставочного зала «У Оленьей горы». Жители Оленегорска с удовольствием снимались в массовке. Помните, например, сцену с лесными разбойниками или нападение трухлявых пней на Иванушку? А Константин Браславский, бывший тогда директором городского спорткомплекса Оленегорска, ни много ни мало был дублером самого Георгия Милляра, сыгравшего Бабу-Ягу! По улицам Оленегорска Как понять новый город? Изучить его дворы и закоулочки. Большая часть домов Оленегорска — «хрущевки» и панельные девятиэтажки.
Есть небольшой частный сектор.
Где снимали Морозко сказка места съемок и история создания
О том, какие изменения претерпел замысел сценаристов в руках энергичного режиссера, рассказывают документы из коллекции Музея кино. Утвержденные актеры, места съемки. Меняется фраза или убирается, или редактируется», — показывает сотрудница Музея кино Эмма Малая. Страсть Роу все менять и редактировать позже, в работе над фильмом «Варвара-краса», привела к тому, что Эрдман и Вольпин сняли свои фамилии из титров. Такого человека не было, это их коллективный псевдоним», — продолжает Эмма Малая. Но в пору «Морозко» все еще было хорошо. Эрдман и Вольпин от своих слов не отказывались. С расцвеченным правкой сценарием съемочная группа отправилась на Кольский полуостров. А здесь светит и светит — снимай не хочу», — говорит ассистент кинорежиссера Александра Роу Людмила Пшеничная. Снимали изобретательно. Обратная съемка, комбинированная.
Оператор — Леонид Акимов, художник — Юрий Миловский. Анимация, оптические перекладки — дело рук неизвестных миру волшебников Киностудии имени Горького братьев Никитченко. Фильмов о фильме тогда еще не снимали, и съемочный процесс Роу документировал сам. После каждой картины он делал альбомы по фильмам. Все фотографии пересчитаны и заверены его подписью. В другом альбоме — трофеи: положительные рецензии, репортаж о награждении фильма «Золотым львом» на Фестивале детских фильмов в Венеции. Беспрецедентный для советского кино мировой успех. Александр Артурович Роу завоевал своё особое место в советском кинематографе. Вся его жизнь была полностью посвящена киносказке. Он создал такие фильмы, как «По щучьему велению», «Марья-искусница», «Кащей Бессмертный», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога», «Огонь, вода и медные трубы», «Конёк-Горбунок» и «Василиса Прекрасная».
Многолетние поиски режиссёра нашли своё наилучшее выражение в «Морозко». Тринадцатый фильм Роу приняли единодушно и у нас, и за рубежом. О нём много писали как о произведении гармоничном, ярком, высокохудожественном. В фильме был вполне самостоятельный сюжет и в то же время связанный с фольклором, и прежде всего с мотивами многочисленных вариантов сказки «Морозко» и сказки «Об Иване с медвежьей головой». Наталья Седых Николай Эрдман и Михаил Вольпин — знатоки русского фольклора, талантливые, опытные сценаристы-комедиографы — создали великолепную литературную основу фильма. На роль Морозко был сразу определён Александр Хвыля, любимец режиссёра. Эдуард Изотов С четырех лет она занималась фигурным катанием. Когда Наташа поступила в балетную школу Большого театра, со спортом пришлось расстаться. Однако «коронный» номер Седых, потрясающе красивый «Умирающий лебедь», помнили долго. Однажды её уговорили выступить с этим номером на большом новогоднем празднике.
Номер пятнадцатилетней Наташи увидел по телевизору Александр Роу. Перед фотопробами Наташа смотрела на фотографии своих потенциальных соперниц по «Морозко» и думала: «Какие же они все красивые, что мне тут делать? В финале осталось двое: Наташа и Надежда Румянцева, которая к тому времени была уже известной актрисой. Наташа была уверена, что выберут именно Надежду, поэтому особенно не беспокоилась. Но через два месяца ей позвонили и сказали, что она может приступать к съемкам. На моей кандидатуре настоял сам Роу, хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка, не актриса, да ещё и пищит как мышь уж очень высокий у меня был голос. Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталия Седых! Кинематографический опыт у Наташи к тому времени был. Правда, очень небольшой. Лет в шесть ее сняли для рекламного ролика «Берегись пожара», потом она снималась в учебном фильме на французском языке.
Очень красивая натура, как вы могли заметить. Мне пришлось временно оставить учёбу в школе и ехать туда. С мамой, с учебниками. Поскольку в фильме участвовали животные, киногруппа привезла с собой целый зоопарк: медведицу Маню, кошек, собак, птиц. Специально для сказочной тройки с Калининского ипподрома были выписаны великолепные кони.
И всё это большое, беспокойное хозяйство разместилось непосредственно в Оленегорске: актёры возвращались после съёмок в городскую гостиницу, там же, «на подворье», обитало киношное зверьё, ну а медведица «квартировала» в пристройке у городской бани. Работа шла непросто. Был сильный мороз. Иванушка - его сыграл Эдуард Изотов - в одной из сцен, в поисках Настеньки, бегал по лесу и постоянно проваливался в снег - буквально по пояс. Проваливалась, сперва, и начинающая актриса, пока кто-то из ассистентов не догадался подложить под ёлку, где она сидела, фанерку.
Но от холода фанерка не спасала. Особенно когда сидела под ёлкой. У Роу был очень хороший оператор - Дмитрий Суренский, у него всегда тщательно ставился свет. Иногда по тридцать минут. И все эти тридцать минут я сидела в кадре на снегу.
Съемочные моменты Морозко, главного героя, сыграл Александр Хвыля. После премьеры он стал главным Дедом Морозом страны, играл его на всех кремлевских елках. Сцену, в которой Настенька дотрагивается до волшебного посоха, снимали методом наложения. Отражение в прозрачном зеркале использовали вместо заледеневшей героини.
За стеклом стояли и Эдуард Изотов, игравший Ивана, и Хвыля. Любимый трюк Роу — перемотка. Отряхнули иней с деревьев — прокрутили пленку назад. Таким же приемом пользовались, чтобы показать, как пятятся назад собака и кот, выпрыгивают из избы пни и взлетают на деревья разбойники.
Съемки сказочной зимы проходили под Оленегорском, на Кольском полуострове. Актерам пришлось в сильные морозы играть в легких костюмах. Милляр в прямом смысле спас кинокартину от гибели. В подвале, где хранились отснятые материалы, прорвало трубы.
Спасением пленки занимался Георгий Францевич.
Старик покорно везёт свою дочь, но потом решает вытерпеть любую жестокость от старухи, нежели погубить Настеньку, и поворачивает домой. Настенька, боясь, что мачеха за это сживёт отца со свету, незаметно спрыгивает с саней и остаётся в заснеженном лесу. В это же время по лесу в своей летней одежде ходит Иван и зовёт Настю. Случайно он выходит к избушке на курьих ножках , где живёт Баба-Яга. Иван просит её помочь ему найти Настеньку, но Баба-Яга приказывает живым деревьям схватить Ивана и сунуть его в печь. Иван предлагает Яге показать, как правильно садиться на лопату, а потом внезапно сам засовывает её в печь, откуда потом достаёт — за вознаграждение. Яга даёт ему тулуп и «путеводные» саночки в которые превратила своего поросёнка , и Иван бежит за ними по снегу — к Настеньке. Баба-Яга посылает вслед чёрного кота , чтобы погубить Настеньку. По зимнему лесу расхаживает дед Мороз или, как его здесь называют, Морозко.
Под одной из елей он обнаруживает замерзающую Настеньку и испытывает её холодом, но в ответ слышит только слова смирения и доброты. Настенька почти умирает от холода, но Морозко, надев на Настеньку свою шубу, на самоходных санях везёт её в свой терем, где сообщает ей опасный секрет: «Кто до посоха моего коснётся, никогда не проснётся». Путеводные санки заводят Ивана в яму. В тереме Настенька, пытаясь погладить посланного Бабой-Ягой чёрного кота, дотрагивается до морозильного посоха который Морозко по невнимательности оставил дома и засыпает ледяным сном. Кот на санках возвращается к Бабе-Яге, и та даёт коту миску сметаны , а санки превращает обратно в поросёнка и угощает холодцом. В это время пёс Настеньки Тяпа чует беду и бросается в лес.
Здесь был Морозко
Стивен Спилберг как-то сказал, что "Морозко" стал предтечей многих голливудских фильмов. Знаменитая сказка «Морозко», которую все так любят и помнят из детства, была снята в чудесной атмосфере старинного Киева. Шедевр советского кино «Морозко» был снят в городе Киев, которому удалось стать настоящим магическим местом, где оживали народные сказки. Новости партнеров. Где снимали сказку «Морозко». Баба-яга «Морозко» спасла. Как снимали легендарный фильм. Первые шаги. Где снимали сказку "Морозко" в каком городе? Узнайте места, где проходили съемки. Главная» Новости» Где снимали сказку морозко. Источник фото: Кадр из фильма «Морозко» Автор: Тагзиева Альбина Опубликовано: 25 декабря 2021 22:15.
Баба-Яга выпивала между дублями, а Настенька безответно влюбилась: как снимали «Морозко»
Например, в январе у нас проходит фестиваль новогодней сказки «Морозко» – это как бренд Оленегорска. А вот актера на роль Морозко нашли сразу — им стал исполнитель с колоритным басом — любимец режиссера Александр Хвыля, после фильма прославившийся как главный Дед Мороз страны. Новости партнеров. Где снимали сказку «Морозко». Баба-яга «Морозко» спасла. Как снимали легендарный фильм. Первые шаги. Где снимали сказку "Морозко" в каком городе? Узнайте места, где проходили съемки. Сначала на Кольский полуостров, где снимали зимнюю натуру, а потом в подмосковный Звенигород. Стивен Спилберг как-то сказал, что "Морозко" стал предтечей многих голливудских фильмов. После того, как «Морозко» с аншлагом прокатился по всем союзным республикам, его отсмотрели голливудские мэтры и дали добро.
Как снимали «Морозко», или Почему советские зрители могли не увидеть зимней сказки
А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию". Вся в папеньку. Главную женскую роль - Настеньку- исполнила 15-летняя Наталья Седых. Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталья Седых! Она каталась на самоходных санях, которые привязывали к мощному грузовику длинным металлическим тросом. Прыгала в грязный пруд, спасая Марфушеньку. Пруд был очень грязный, просто кишел пиявками. Я раза три сбегала с пригорочка, а у самого берега останавливалась, пока Роу на меня не заорал. Страх расстроить Александра Артуровича оказался сильнее - я сразу плюхнулась в воду.
А ей под ёлку, где она сидела, подложили фанерку, иначе она тоже бы провалилась в сугробы. Актриса говорила, что самым сложным для неё в этих съёмках было удаление грима, та как эффект обледеневших ресниц гримеры создавали при помощи клея.
Я не представляю, как бы мои дети росли в большом городе.
Тут есть художественная школа, музыкальная, несколько библиотек, Центр внешкольной работы… При четвертой школе работает Эстетический центр. Очень удобно, если ребенок после уроков вместо продленки может ходить по кружкам», — говорит наша собеседница. Потому что именно здесь, в окрестностях города, в 1964 году режиссёр Александр Роу снял зимние сцены своей знаменитой детской сказки.
Это не первый фильм, для создания которого Роу использовал природу Кольского севера, но все же «Морозко» принято считать главной работой в его «мурманском» периоде творчества. Съемки происходили в марте. Это тот месяц, когда в Заполярье еще по-зимнему снежно, но уже светит солнце, поэтому картинка в фильме получилась яркой и сочной.
Например, крыша на тереме Морозко слезла, пришлось вызывать пожарную бригаду, чтобы она напыляла пену», — с улыбкой рассказывает Ольга Кириченко, сотрудник музейно-выставочного зала «У Оленьей горы». Жители Оленегорска с удовольствием снимались в массовке. Помните, например, сцену с лесными разбойниками или нападение трухлявых пней на Иванушку?
А Константин Браславский, бывший тогда директором городского спорткомплекса Оленегорска, ни много ни мало был дублером самого Георгия Милляра, сыгравшего Бабу-Ягу! По улицам Оленегорска Как понять новый город? Изучить его дворы и закоулочки.
Большая часть домов Оленегорска — «хрущевки» и панельные девятиэтажки. Есть небольшой частный сектор. Встреченный нами пожилой оленегорец ворчит: во дворах много мусора, «управляшки» работают плохо.
Наверное, нам повезло: мусора мы практически не видели, зато наткнулись на баки для пластика! Оленегорск успел застать времена сталинской архитектуры — старые здания, в том числе первый каменный дом, расположены в его северо-западной части. Сейчас их потихоньку реставрируют.
Почему эти дома двухэтажные, ведь сталинский стиль предполагал и более высотные здания? Дело в том, что тут необходимо было учесть сейсмоустойчивость здания в целом и особенно его фундамента», — показывает нам старые фотографии Ольга Кириченко. В исторической части города есть сквер «Ветеранов войны и труда», заложенный еще в 1950-е годы.
По обеим его сторонам проспект Ветеранов. В самом начале сквера, возле дороги, стоит самый старый в городе памятник Оленю — символу Оленегорска. Замыкает аллею гипсовый горняк.
Как и во многих северных городах, в Оленегорске стараются бороться с «цветовым голоданием». Результат — выкрашенные яркими красками дома. У Дворца культуры — еще один памятник.
На этот раз — Владимиру Ильичу Ленину. В 1980-е годы Оленегорск признали самым благоустроенным городом Мурманской области. Одна из причин — снос к тому времени всех барачных построек, которые в других городах по сей день живут и здравствуют.
А вторая причина столь высокой оценки — это, конечно, центральная площадь Оленегорска, построенная по проекту ленинградского архитектора Марцинкевича. Украшает ее круглая 25-метровая колонна, по-советски увенчанная серпом и молотом, от которых расходятся лучи.
Параллельно девушка вспоминает травматичное, но яркое детство. Поговорили с автором сценария и режиссером «Морозко» Юлией Лысовой об источниках вдохновения, непосредственной связи реальной жизни и экранной истории и создании проекта. Расскажите, пожалуйста, насколько главная героиня похожа на вас и у каких персонажей есть прототипы. Юлия Лысова: Прототипы есть у персонажей линии прошлого: отца, деда, мамы и бабушки главной героини. Главная героиня Рита, так же как и я, — одна из так называемых ВДА взрослых детей алкоголиков , которых объединяют общие черты, обусловленные травматичным детским опытом. Среди них, например, нестабильная самооценка, ощущение, что «со мной что-то не так», бесконечные попытки стать «нормальным», чувство одиночества, трудности в построении близких отношений и прочее. Три года назад, когда я начала писать сценарий, все эти качества были во мне обострены, и работа над сериалом стала для меня своего рода терапией. Я вместе с героиней проходила путь изменений и сейчас могу сказать, что во многом стала другой.
Кадр из сериала «Морозко» реж. Юлия Лысова, 2024 — Почему сериал называется «Морозко»? Есть ли в нем место сказке? Юлия Лысова: Одна из черт уже упомянутых мною ВДА — это эмоциональная «замороженность», отрицание своих чувств. Отсюда название «Морозко». Но в сериале есть и прямая отсылка к классической сказке. В одной из ключевых сцен радиопостановка «Морозко» вплетена в сюжет. Мог ли это быть фильм? Юлия Лысова: Я подходила к этой истории с разных сторон. В далеком 2013 году, обучаясь в режиссерской лаборатории «Культбюро», я сняла короткометражку про девочку и пьющего отца.
Спустя несколько лет, будучи студенткой Института киносценаристов, написала дипломный полный метр на ту же тему. Затем я училась в магистратуре «Литературное мастерство» в Высшей школе экономики, где работала над романом, главным героем которого стал мой дед. Примерно в то же время со мной случилось то же, что и с героиней сериала «Морозко», — врачи настаивали на срочном деторождении с помощью ЭКО.
Печаль была напрасной, в жизни Чурикова встретила свою любовь и счастлива в браке с режиссером Глебом Панфиловым. Самым неприятным моментом для Марфуши оказалась сцены, где ей предстояло есть яблоки, сидя под деревом.
Яблоки забыли в гостинице, возвращаться за ними не было времени, так что бедняжке пришлось есть лук и запивать его молоком. Ее сыграл неподражаемый Георгий Милляр. Актер имел пагубную привычку, любил выпивать, но Роу, несмотря на это, прикладывал все усилия, чтобы роль досталась именно Милляру. Больно хорош он был в образе злой старухи. Чтобы не срывать съемочный процесс, местной продавщице запретили продавать актеру спиртное, хотя та все равно шла на уступки и ставила бутылочку в бидон из-под молока.