Духовный концерт Автор: Баркова Ирина Николаевна урок 6 класс Образы русской народной и духовной музыки. Духовные концерты, благодаря интонационной близости эпохе, богатству тематизма, широте образного содержания, стали для композиторов средством музыкального общения с прихожанами-слушателями. Главная» Новости» Музыка 6 класс духовный концерт видеоурок. Духовный концерт – это особый вид музыкального мероприятия, направленный на создание атмосферы духовного вдохновения и проникновения в глубинные сферы человеческой души.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Русский духовный концерт: история, особенности и значение в культуре
- Небольшое сообщение на тему "духовный концерт" —
- Похожие презентации
- Вы точно человек?
- Ответы : Музыка 6 класс
- Исторические предпосылки «духовного ренессанса» на рубеже ХІХ-ХХ и в конце XX века
"Духовные концерты"
Ребята, вся информация размещена в видео,просмотреть.. Выписать в тетрадь всё ,что находится ниже. Вопросы не пишем , только ответы на них ,развернуто. Образы духовной музыки». И почему? В церкви, в церковные праздники на Пасху вы уже знаете , что колокола бывают и большие и малые. Многим большим колоколам давали имена. А какие вы знаете имена колоколов?
Много веков эта традиция передавалась из уст в уста, от учителя к ученику. Когда мы поем, мы помним и тех, кто сегодня с нами, и тех, которых уже нет. У нас есть добрая традиция на кафедре. Каждый раз перед открытием ежегодного международного симпозиума «Бражниковские чтения» мы поем и служим панихиду певчим, на ниве церковного пения просиявшим. Это очень радостная и светлая традиция. Те, кто бывает на панихиде впервые, всегда делятся необыкновенным ощущением от момента, когда около 15 или даже 20 минут читаются имена. Набрался целый синодик: все, кто занимается древнерусским певческим искусством, так или иначе вписывали имена мастеров. Те люди, которые работали с рукописями в древности, для нас такие же живые, как и те сотрудники, с которыми мы работаем сейчас. Мы помним их имена, иногда мы даже чувствуем их эмоции. Например, когда-то в рукописи XVI века мы обнаружили воздыхание одного из певчих: «Писал сей рукопись Ивашка, а никому до него нет дела». Или же в покаянных стихах встречается сетование певчих на свою тяжелую жизнь. Это такие же люди, и, когда мы изучаем оставленные ими памятники, мы с ними общаемся, понимаем, как они мыслили, как они творили, как они молились». В сегодняшней практике кадят во время чтения Апостола, но, оказывается, традиционно каждение происходит во время пения «Аллилуйя». Это восклицание, подобно фимиаму, дает время на размышления о том, что молящиеся только что услышали в послании. Люди в древности, не имея перед глазами текста, могли услышать его, а потом понять, прожить во время пения «Аллилуйя». А закончить этот небольшой экскурс в историю церковного пения хотелось бы словами святителя Иоанна Златоуста: «Для чего употребляется пение? Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения.
Его отличает строгость стиля, драматизм, мастерство разработки материала, полифоническое разнообразие фактуры. Характерной его особенностью является соединение традиций православного партесного многоголосного пения с западноевропейским жанром «страстного концерта». Осваивая чужую музыку испытывая влияние западноевропейских композиторов, русская музыка не потеряла своего национального своеобразия, она опиралась на народное музыкальное творчество, питалась его корнями. Не имея общемирового значения, она сыграла огромную роль в развитии русской национальной культуры, в становлении национальной музыкальной школы.
Оба они учились композиторскому мастерству в Италии. К сожалению, многие их произведения были найдены спустя годы после их смерти, а некоторые оказались безвозвратно утрачены. Дмитрий Бортнянский стал продолжателем идей М. Березовского и перенял у него полифоническую технику, гармонию и образный строй концерта. Некоторые его хоровые произведения звучат празднично и торжественно, а другие, наоборот, проникнуты лиризмом и возвышенностью. Сегодня духовные концерты Д.
Презентация, доклад к уроку музыки 6 класс Духовный концерт
"Духовные концерты" | это... Что такое "Духовные концерты"? | Смотреть что такое ""Духовные концерты"" в других словарях. |
Небольшое сообщение на тему "Духовный концерт" | Духовный концерт это музыкальное произведение духовного содержания, полифонического склада, для хора, солистов, состоящее из нескольких частей. |
Духовный концерт | Значение русского духовного концерта в культуре Русский духовный концерт имеет особое значение в культуре России. |
Духовный концерт конспект урока | Всплеск интереса авторов к духовному концерту в конце XX века подчёркивает ведущую роль концертно-духовной музыки среди создаваемых в последние годы православных песнопений. |
Историческая обстановка
- Духовный концерт конспект 6 класс
- 6 класс. Урок "Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт" РЭШ
- Исторические предпосылки «духовного ренессанса» на рубеже ХІХ-ХХ и в конце XX века
- Русская духовная музыка духовный концерт 6 класс конспект урока
- Духовный концерт конспект урока
Духовный концерт. 6 класс
Пожилые люди, как и младенцы слабы и нуждаются в помощи и внимании Сейчас прозвучит духовный концерт Максима Сазонтовича Березовского «Не отвержи мене во время старости». или многочастную композицию, главной спецификой к-рой является т. н. переменное многоголосие. Этот концерт был написан, когда Максиму Сазонтовичу было чуть за 20.
Остались вопросы?
Духовный концерт. 6 класс презентация | Смотреть что такое ""Духовные концерты"" в других словарях. |
"Духовные концерты" | это... Что такое "Духовные концерты"? | Первые духовные концерты (начало 18 в.) заметно выделялись из общего музыкального звучания православного богослужения. |
Духовная музыка.Конспект урока в 6 классе - музыка, уроки | Главная» Новости» Духовный концерт это многоголосие или одноголосие. |
09.11.2020 Урок в 6 классе | | Смотреть что такое ""Духовные концерты"" в других словарях. |
Духовный концерт. 6 класс
Значение русского духовного концерта в культуре Русский духовный концерт имеет особое значение в культуре России. «Духовный концерт» написал русский композитор Максим Березовский. начала XX века, получивший название позднеромантический, в силу определённых исторических закономерностей своего развития не становится ведущим жанром в композиторском творчестве, как в предыдущие периоды.
Концерт-лекция к 20-летию ансамбля «Ключ разумения»
Главная» Новости» Духовный концерт это многоголосие или одноголосие. концерты, организованные вПариже в 1725 придв. гобоистом и композитором A. Филидором (Даниканом), принадлежавшим к известнойсемье франц. музыкантов. Ответ: Духовный концерт -это многоголосное вокальное, полифоническое произведение для солистов и хора. Всплеск интереса авторов к духовному концерту в конце XX века подчёркивает ведущую роль концертно-духовной музыки среди создаваемых в последние годы православных песнопений.
Концерт-лекция к 20-летию ансамбля «Ключ разумения»
Духовный концерт. 6 класс | Главная» Новости» Духовный концерт многоголосие или одноголосие. |
Небольшое сообщение на тему "духовный концерт" — | Духовный хоровой концерт давал большой простор для личного творчества, ведь композитор, по существу, сам выбирал текст, на который писалась музыка. |
Духовная музыка.Конспект урока в 6 классе
Березовский, Д. Бортнянский и др. Монографическое исследование М. Рыцаревой «Духовный концерт в России второй половины XVIII века», изданное в 2006 году, является первым серьезным трудом, посвященным классическому хоровому концерту как самостоятельному и целостному явлению. Духовный концерт конца XIX — начала XX века, получивший название позднеромантическгш, в силу определённых исторических закономерностей своего развития не становится ведущим жанром в композиторском творчестве, как в предыдущие периоды, поэтому специальные работы, посвященные ему, довольно малочисленны. Наиболее интересны исследования И. Дабаевой, опубликовавшей несколько научных статей о стилевых и жанровых тенденциях духовного концерта данного периода.
Кроме того, как известно, к изучению жанра на данном этапе обращались многие композиторы Нового направления, а острая полемика, сопровождавшая их деятельность, в том числе и композиторскую, нашла свой отклик и в наше время. До 1917 года вышло немало работ о Новом направлении, в числе их авторов ведущие критики и композиторы тех дней — А. Никольский, А. Кастальский, А. Гречанинов, Н. Компанейский, свящ.
Лисицын, А. К настоящему времени создано немало новых работ о рассматриваемом движении: это книги, статьи, главы в коллективных трудах А. Кандинского , Н. Гуляницкой , М. Рахмановой , С. Зверевой , Е.
Левашёва и других, раскрывающие как творчество отдельных композиторов, так и общие теоретические и практические вопросы, связанные с их деятельностью. Огромный интерес, возникший к жанру духовного концерта в современном музыкознании, также вызвал ряд работ в этом направлении. Наиболее плодотворно его изучением занимаются такие исследователи, как Ю. Паисов- и Н. Существенный вклад в определение жанра храмового клиросного концерта во второй половине XX века в России и православном зарубежье внесла музыковед С. Хватова, защитившая кандидатскую диссертацию в 2006 году.
В музыковедческой литературе разных периодов были затронуты многие вопросы, касающиеся духовной музыки, но духовный концерт как само- стоятельный жанр, как отдельная ветвь русского искусства со своей историей, со своими закономерностями, традициями, взаимосвязями с другими музыкальными жанрами, в своём прогрессивном значении для развития русской музыкальной культуры, не подвергался отдельному комплексному анализу. Объектом исследования является жанр русского духовного концерта на всём протяжении его эволюции, то есть с середины XVII до начала XXI века. Предмет исследования — эволюция жанра русского духовного концерта и его типологические особенности. Цель работы — изучение основных этапов развития русского духовного концерта с выявлением форм и способов его бытования в системе русского музыкального искусства. Достижение данной цели требует разрешения ряда задач: проследить эволюцию русского духовного концерта общая характеристика жанра, определение его границ, исторических,перспектив ; рассмотреть динамику модификации стилевых параметров жанра на основе анализа текстов духовных концертов, их фактуры, музыкального те-матизма, формообразования; выявить стабильные и мобильные признаки жанра с определением его архетипической модели; установить степень соответствия современных духовных концертов своему жанровому прототипу и выявить факторы обновления жанра; определить роль духовного концерта в становлении русской хоровой культуры. Методология исследования.
В решении обозначенного круга проблем использовался ряд общенаучных методов-исследования, однако непосредственно с проблематикой работы связаны следующие методологические принципы. Наиболее актуальным представляется историко-типологический подход современной теории, который акцентирует внимание на модификации признаков жанра в его диахроническом существовании и в контексте исторических из- менений жанровых систем в целом, что диктует необходимость включения в теоретическое рассмотрение жанра его истории, систематику выявлением «структуры исторического становления жанра», его «модели развития». Именно поэтому стало необходимым привлечение трудов широкого содержательного спектра, созданных отечественными авторами. В разработке темы основополагающее значение имели труды по философии Н. Бердяев , культурологии Л. Березовая, Н.
Берлякова , а также истории русской музыки и церковного пения в России М. Бражников, В. Владышевская, И. Гарднер, Н. Компанейский, Ю. Келдыш, М.
Лисицын, В. Металлов, А. Преображенский, Д. Разумовский, С. Смоленский, Н. Методологической основой явились также исследования, посвященные вопросам христианской культуры и- искусства,.
Ливанова, В. Мартынов, В. Для разработки данной темы важное значение имели работы, касающиеся изучения исторического контекста, сущности изменений, происходивших в русской духовной музыке исследования Т. Гуляницкой, И. Дабаевой, Е. Долинской, Н.
Заболотной, А. Кандинского, Е. Левашёва, Н. В- Иарфентьевых, Ю:Паисова г В. Протопопова, Л. Ваабена, М.
Москва , Государственной»библиотеки имени В. Ленина г. Наряду с историческим методом исследования, позволяющим рассмотреть исследуемое явление в процессе его становления и в. Асафьева, В. Бобровского, В. Васиной-Гроссман, В.
Холоповой, Ю. Холопова и др. Арановский, А. Коробова, М. Лобанова, Е. Назайкинский, Г.
Поспелов, О. Соколов А. В качестве установки принято положение М. Арановского о том, что «определение внешней и внутренней структур жанра позволяет понять механизм его исторической эволюции». Параллельно с формированием стилистических признаков искусства нового времени происходят коренные изменения норм средневековой культуры, которые не разрушаются окончательно. Новое время вбирает в себя и сохраняет отдельные элементы культуры древнего периода, «придав им, — по словам КЖелдыша, — иную форму выражения».
На основе такого взаимодействия двух культурных эпох, их «сцепления» исследователи выдвинули и обосновали концепцию непрерывности и преемственности развития русской художественной культуры XVII — XVIII веков. Сам факт зарождения в XVI веке таких распевов, как демественный, путевой, большой, свидетельствует о зарождении в музыкальном искусстве новых черт: в большей степени ощущается стилистическая дифференциация профессиональной музыки, формируется красочный, торжественно-эмоциональный стиль пения с присущими ему широкой кантиленой, интонационной и ритмической усложнённостью мелодии. Самые первые образцы русского многоголосия строчное и демест-венное , возникшие на Руси незадолго до появления партесного, являлись во многом естественным продолжением древнерусских певческих традиций. Они представляли собой особую форму многораспевности, но организованную вертикально, как сочетание одновременно нескольких мелодических линий. Техника подобного рода многоголосия была линеарной, голоса мыслились как достаточно самостоятельные линии и были столь же полноценны, как и основной напев cantus firmus , помещённый в партию тенора. В строчном пении не были выработаны вполне, чёткие правила гармонии и голосоведения; технически совершенные приёмы записи.
Вполне естественно, что когда в середине XVII века с Запада пришла устоявшаяся, развитая форма многоголосия партесное пение со своими гармоническими и контрапунктическими правилами и законами,- с разработанной «формулой» музыкального письма, русское пение строчное и демественное не смогло достойно конкурировать из-за своего несовершенства. С введением партесного многоголосия, изменилось само понимание сущности и значения церковного пения. Оно перестает быть одной из форм самого богослужения, а становится ветвью музыкального певческого искусства, вносимого-в храм для украшения службы. И это не: могло не вызвать бурной реакции: у одних — восхищение и поддержку, у других — ожесточённое сопротивление, поскольку нарушался веками закреплённый порядок, новое коснулось наиболее устойчивой и консервативной сферы — церкви». Впервые термин партесное встречается в инвентарном списке нот польской королевской капеллы на Вавеле в 1572 году. Польская музыка, обладавшая прочными традициями развитой полифонии, восходившими к связи со школой парижских дискантистов, к середине XVI века занимала одно из ведущих мест в Европе.
Накопление новых черт сильное влияние светской мелодики, вторжение танцевальных, в частности мазурочных ритмов, формирование развёрнутой композиции на свободную тему, тенденция к увеличению числа голосов приводит в XVII веке к значительному стилевому сдвигу. В творчестве М. Зеленьского, М. Мельчевского, Я. Ружицкого, Б. Пенкеля и других композиторов ярко проявляются черты барочного искусства.
В эти же годы концерты начали звучать во внебогослужебное время, то есть вышли за стены храмов. Например, в честь побед русского оружия на площадях исполнялись торжественные песнопения концертного плана, сопровождаемые колокольным звоном, пушечной пальбой и фейерверком. Или на богатых свадьбах, в ожидании молодых, церковный хор пел соответствующие радостному событию концертные произведения. Своего расцвета хоровой концерт достиг в творчестве композиторов Московского Синодального училища на рубеже 19 и 20 вв. В сочинениях А. Архангельского, А. Гречанинова, А.
Кастальского, П. Чеснокова выразилось стремление к традициям русского духовно-музыкального творчества и использованию знаменных мелодий, взятых за основу развития. Авторы начинают обращаться к ушедшим в историю древним распевам, использовать отдельные элементы старинных напевов в мелодии своих песнопений. Внешняя контрастность уступила место звукоподражательным моментам, многочастность формы сменилась сквозным развитием. Сократилось также время звучания концертов. Воздействие текстов становилось более глубоким, усиливалось выразительной и талантливой концертной музыкой. На музыкальном диске «Услыши, Боже…» представлены концертные песнопения разных стилей и направлений, ставших частью церковно-певческой традиции нашего народа.
Диск призван познакомить слушателей с лучшими образцами концертов, а также способствовать выбору певческими коллективами в своем творчестве поистине глубоких и духовных произведений.
Николай Райков Профи 995 1 месяц назад Духовные концерты — публичные концерты, которые проводились в парижском дворце Тюильри с 1725 по 1790 год. Они стали первой общедоступной альтернативой представлениям, которые устраивались Парижской оперой.
Проводились исключительно в дни церковных праздников, когда сама Опера была закрыта.
В этом году ансамбль «Ключ разумения» отмечает свое двадцатилетие. Его творческий путь за это время отразил развитие реконструкции древнерусского церковно-певческого искусства в нашей стране.
Вполне возможно, то, что мы услышали на концерте, не звучало так, как когда-то в исполнении государевых певчих дьяков, но восхищение пением и теплое благодарное чувство переполняло слушателей. Ведущая концерта и руководитель ансамбля Наталья Мосягина предваряла каждое песнопение объяснениями и комментариями, погружая в историю и традиции древнерусского певческого искусства. Все песнопения были посвящены Божией Матери.
Коллектив начал концерт с исполнения «Многолетия», пожелав всем трудящимся на ниве церковного пения многая и благая лета. Ансамбль «Ключ разумения»: что за ключ? Наталья Мосягина, кандидат искусствоведения, доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.
Римского-Корсакова, рассказывает: «Название ансамбля заимствовано из музыкального теоретического руководства, которое было составлено во второй половине XVII века архимандритом Тихоном Макарьевским. Он записал фрагменты песнопения знаменной нотации и перевел их на тогда новую для России киевскую квадратную ноту. Это руководство нам позволяет сегодня знать, как расшифровываются невмы».
Ключ, изображенный на афише концерта, — это как раз ключ из музыкально теоретического руководства, ключ разумения. На его стержне написано: «Ключ разумения отверзает дверь божественного пения». Это руководство давало возможность войти в традицию, изучить ее и исполнять.
Однако это название было не только у Тихона Макарьевского. В 1659 году в Киево-Печерской лавре вышел сборник духовных поучений «Ключ разумения», который имеет «Дополнение священникам, монахам и светским людям надлежащее». В книгу вошли проповеди, посвященные православным праздникам.