Новости илья репин национальность

Крупнейший художественный музей в Финляндии «Атенеум» после обращения общественных деятелей Украины стал называть художника Илью Репина украинцем.

Илья Ефимович Репин

Финский художественный музей «Атенеум» назвал русского живописца Илью Репина украинским художником, основываясь на церковном документе о месте рождения его родителей, сообщает РИА Новости. Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве (Харьковская губерния Российской империи, ныне — Харьковская область Украины). Осенью 19-летний Илья Репин, вдохновленный примером Крамского, отправился в северную столицу.

Музей Metropolitan «сменил» национальность Репину, Куинджи и Айвазовскому, сделав их украинцами

Илью Репина лишили национальности уже в третий раз. ^ a b Илья Репин-Peindre l'âme Russe, Клод Поммо (редактор), Beaux Arts Editions, Париж, октябрь 2021 г., стр. 40–43 (на французском языке). Дети и внуки Ильи Репина жили под знаком отца и деда — это не сделало их счастливыми. Директор по связям с общественностью финского художественного музея «Атенеум» Анна Кари заявила, что сотрудники изменили национальность художника Ильи Репина с русской на украинскую из-за того, что его отец и дед родились на территории нынешней Украины.

Вспоминая Илью Репина — с молитвой (+Фото)

В Метрополитен-музее сменили национальность Ивану Айвазовскому и Илье Репину В результате рассмотрения мы решили исправить информацию о национальности Репина с русской на украинскую", — приводят слова Кари СМИ.
Илья Репин - Ilya Repin В пользу бедных: Метрополитен-музей «изменил» национальность Репина, Айвазовского и Куинджи. 12 Февраля 2023. Метрополитен-музей в Нью-Йорке назвал Илью Репина и Ивана Айвазовского «украинскими художниками». Как сообщает РИА Новости.
Музей Metropolitan «сменил» национальность Репину, Куинджи и Айвазовскому, сделав их украинцами Репин, как и несколько поколений его предков, родился в Чугуеве Харьковской области, то есть на территории современной Украины.

Художник Илья Ефимович Репин (генеалогия)

Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей. Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры — «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади — «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ. Стрекоза, 1884.

Историческое предание о том, как запорожцы — вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.

Танец запорожских казаков, 1927. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М. Интересные факты из жизни художника Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей.

Репина называют мистическим художником. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята.

Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.

После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет.

Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге». Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел.

Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел.

Галерея Айвазовского прокомментировала признание художника в США украинцем 14 февраля 2023 года в 12:33 Объявление Метрополитен-музеем в Нью-Йорке Ивана Айвазовского, как и других русских художников, украинцами является полным абсурдом, сказала РИА Новости директор феодосийской галереи Айвазовского Татьяна Гайдук. Мардан объяснил, для чего Запад «украинизирует» русскую культуру 14 февраля 2023 года в 11:52 Бывший популярный ведущий "Радио КП", ныне ведущий телеканала "Соловьев Live" Сергей Мардан объяснил зловещий замысел, который российская сторона не сразу смогла разглядеть под нелепыми, на первый взгляд, решениями музеев на Западе приписать художественные произведения, созданные в прошлом русскими авторами, Украине.

После одной из таких лекций историк И. Забелин поинтересовался впечатлением у своего знакомого, члена Комитета литератора А. Вот, говорят, Иоанн 4 играет в шахматы. Так шахматы в Оружейной палате, кафтан тоже. Откуда же взять иначе"63.

Были, правда, и иные примеры. В дневнике И. Забелина сохранилось свидетельство о том, как он сам понимал "историческое художество". Одному из своих собеседников Иван Егорович "раскрыл... Говорю, что пишут? По Карамзину, Устрялову, по Соловьеву, по Оленину, по Солнцеву, а не сами, возьмут событие, наберут костюмов, оружия, рисунков и думают, что всё дело сделано, историческая картина написана. Этого мало. А человек с умом, истинным талантом этим не удовлетворится. Доказательство - Иванов.

Грабарь о втором "историческом" полотне И. Им был только Суриков - величайший из воскресителей прошлого в изобразительном искусстве, до которого далеко не только Деларошу и Мейссонье, но и Менцелю"65. Не только историческая достоверность изображаемого исторического события, но сам дух времени и при этом точность в мелочах отличали современника И. Репина - выдающегося русского художника Василия Ивановича Сурикова, о котором говорили, как о наделенном "редчайшим даром ясновидения прошлого"66. Внучка В. Сурикова вспоминала диалог между дедом и гр. Толстым по поводу картины "Утро Стрелецкой казни" 1881 : - А скажите, как вы себе представляете, - Толстой быстро поднялся со стула, - стрельцов с зажженными свечами везли на место казни? Современные исследователи подтверждают: "Ответ художника [... Об этой перекличке образов впервые написал Максимилиан Волошин: "Семи видимым главам собора соответствуют семь смертных свечей картины".

Это тончайшее наблюдение, наверняка обсуждавшееся поэтом во время его бесед с самим Суриковым 1913 год , в дальнейшем не было развито исследователями. В творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова, - отмечал М. Волошин, - русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в 16 и 17 веке русской истории"70. Но для этого нужно было, прежде всего, родиться русским человеком. Что значит писать такую картину становится понятным, если вспомним признания того же Сурикова. Из них, между прочим, ясно, какое осторожное отношение к изображению смерти, крови должно быть у нормального богобоязненного православного человека: "Я когда "Стрельцов" писал - ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься.

Посмотришь на картину. Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. Чтобы спокойствие во всем было. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Я сам-то свят, - а вот другие... У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась. А я ведь это все - и кровь, и казни в себе переживал. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь"71.

Совершенно другим был Репин. Человек не просто чужой крови, а еще и другого духа. А дух в художестве много значит. Суть-то исторической картины - угадывание"72. А какая историческая родовая память могла быть у потомка выкреста?.. Вы бы вот здесь хоть на виселице, на правом плане, повесили бы". Как он уехал, мне и захотелось попробовать. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного.

А тут как раз нянька в комнату вошла, - как увидела, так без чувств и грохнулась. Да разве так можно? Вон у Репина на "Иоанне Грозном" сгусток крови, черный, липкий... Разве это так бывает? Ведь это он только для страху. Она ведь широкой струей течет - алой, светлой. Это только через час так застыть может"73. Свидетельство, следует признать, весьма сильное. И змей-искуситель во плоти.

И знал, что нельзя. И хотелось знать. И о продаже души. Сказано всё прямо, без обиняков, но в то же время деликатно и с искренним раскаянием. Истинно по-русски! Более того, искусствоведы многозначительно отмечают, что "не будь головы Царевны, не была бы написана голова Царя Ивана. Между картинами "Царевна Софья" и "Иван Грозный" существует несомненная преемственность". И самое главное о влиянии этих смоделированных художником образов на психику зрителя : "Репин дал своеобразную их интерпретацию, истинность которой можно частично оспаривать, но отрицать большой силы их воздействия нельзя"74. Сноски 1 Антоколь - предместье Вильны.

Примечания 1 Константин Петрович Победоносцев и его корреспонденты. Русские фамилии. Парадоксы и причуды филосемиизма в России. Исторический очерк. Подробнее о кантонистах см. Православный Царь-Мученик. Дневник 1901-1969. Наказание правдой. Далекое близкое.

Избранные письма в двух томах. Петр Шафиров. Жизнь и творчество. Книга времен и событий. Этюды любви и ненависти. Письма к писателям и литературным деятелям 1880-1929.

Финский художественный музей меняет национальность Ильи Репина на украинскую

Великий Русский художник И.Е, Репин по воле укроповского дремучего депутата стал вдруг Великим УКРОМ. эти тургеневские слова Илья Репин сделал своим творческим кредо. Финский художественный музей «Атенеум» назвал русского живописца Илью Репина украинским художником, основываясь на церковном документе о месте рождения его родителей, сообщает РИА Новости. Метрополитен-музей в Нью-Йорке поменял национальность знаменитых русских живописцев Ильи Репина и Ивана Айвазовского, назвав их украинскими художниками. Илья Ефимович Репин стал главой собственной семьи в возрасте 28 лет.

РЕ́ПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ

В 1854-1857 гг. Илья Репин учился черчению и рисованию в школе военных топографов в Чугуеве. Илья Репин – мировая звезда реалистичной живописи и один из самых популярных художников конца ХХІ века. главный художник второй половины XIX века.

ВСЯ ПРАВДА О ВЕЛИКОМ ИЛЬЕ РЕПИНЕ

Через несколько дней Столыпин умер. Конечно, это была роковая случайность. Да и сам художник спешил запечатлеть на своих полотнах уходящих людей. Портрет великого композитора Модеста Мусоргского, например, был написан Репиным всего за несколько дней до его смерти, но художник сам приехал в Николаевский военный госпиталь сразу после того, как узнал о смертельной болезни друга. Работа продолжалась четыре дня — со 2 по 4 марта 1881 года. Скончался композитор 6 марта. Сомнительно, что Репин вообще собирался писать прижизненный портрет Мусоргского, ведь он не взял даже мольберта для поездки в Петербург. Илья Репин, портрет М. Мусоргского Готовый портрет произвёл большое впечатление на зрителей. Она даже не могла позировать сидя, поэтому Репин изобразил ее лежащей на кушетке.

Кроме того, у художника было множество других портретов близких ему людей, которые впоследствии прожили долгую жизнь. Вопреки дурной молве он не боялся писать своих жен и детей. Легендарное полотно: Иван Грозный убивает своего сына Рождению исторического полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», созданного «по мотивам» одного из сюжетов «Истории государства Российского», предшествовало посещение Репиным концерта Римского-Корсакова. Как писал позже сам художник, «его музыкальная трилогия — любовь, власть и месть» показалась настолько впечатляющей, что захотелось и «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки». Репин очень тщательно, как и всегда, подошел к выбору натуры. Он искал нужные лица на улице, обращался к знакомым. Образ Ивана Грозного, по мнению художника, в чём-то совпадал с типажом живописца Григория Мясоедова, который, наряду со случайным человеком, встреченным на рынке, согласился позировать для новой картины. Прообразами царевича стали несколько человек, в том числе пейзажист Владимир Менк и писатель Всеволод Гаршин. Репин отмечал: «В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть.

Это было то, что мне нужно для моего царевича». Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней». Работа была завершена в 1885 году и показана на 13-й выставке передвижников, а затем и на московской выставке. Реакция на неё была бурной и неоднозначной. Иван Крамской восторгался: «Как написано, Боже, как написано! В самом деле, вообразите, — тьма крови, а Вы о ней и не думаете, и она на Вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын — сын, которого он убил!

В защиту полотна выступили многие деятели культуры, и через три месяца запрет был снят. Новый показ картины в Третьяковской галерее произвёл фурор, люди шли на выставку только ради нее.

Комментарии Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий Николай Цветов Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.

Правда, Ефимович почему-то,а не Панасович, но это не смертельно. Чисто "гусский" беларус "Цветов" 1 Ответить Экспертное мнение Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления Показать 1 ответ Свернуть ответы Владимир 2020 Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.

Попытка живописать чуждые ему по духу темы привела только к тому, что вырвалась наружу подлинная его стихия, то есть живая связь с окружающей действительностью и зоркостью художника, реалиста и психолога. Уже в «Бурлаках» - теме, столь близкой художнику и столь захватившей его за живое, Репин впервые смог выявить себя, а в последующих картинах и рисунках он уже окончательно утверждает свою линию глубочайшего реалиста и художника-гражданина, отзывающегося на все волнующие вопросы и события современности. Мало-помалу, с ростом самосознания, Репин растет и как мастер, как техник. Новые идеи, новое содержание требуют новых форм и средств выражения - и вот мы видим, как он ищет и находит эти новые приемы рисунка, вместе с углублением изучения внутренней жизни человека и стремлением к передаче сложнейших душевных переживаний.

Но академическая учеба оказала на Репина большое и, несомненно, положительное влияние. Она дала ему ту твердость и уверенность рисунка, без которой его поиски более близких и свойственных ему приемов оказались бы бесплодными, лишенными прочной формальной базы. Изумительная меткость репинского рисунка, работа без «осечки», корнями своими - в строгой и старательной выучке, пройденной им в Академии. Как часто в позднейших рисунках Репина мы ясно видим элементы этой выучки - и не она ли дает ему такую свободу и такой изумительный блеск? Внимательное исследование технических приемов репинского рисунка приводит нас к выводу, что приемы эти можно свести к двум значительным группам или манерам, проявляющимся иногда в чистом виде, а иногда в различных сочетаниях друг с другом. Первую группу рисовальных приемов Репина можно охарактеризовать следующим образом.

Основным ее элементом является штрих, который одинаково служит для выяснения общих и частных форм. Штрихом Репин пользуется в особо ответственных случаях, когда ему желательно возможно тоньше передать формы: например, выражение лица в малом масштабе, какие-нибудь детали одежд, предметов и тому подобное. Некоторые рисунки целиком исполнены линией, причем иногда эта проработанная, четкая линия сама по себе, без мелкой штриховки, изумительно выявляет как целую форму, так и светотень и все тонкости психологического содержания лица. Иногда же прорисованная, протяженная линия сопутствуется сложной комбинацией мелких штрихов, имеющих целью вылепить форму, дать ей большой рельеф. Происхождение этой манеры, несомненно, следует отнести за счет академической выучки, и Репин за всю свою деятельность не только не утратил способности изумительно тонко владеть линией и штрихом, но еще обострил эту способность до степени гениальной виртуозности. Этот портрет висел у нас в квартире в Петербурге сначала на Малой Морской улице, а потом на Фурштадской, в кабинете отца над диваном.

Направо от него, под углом, висел портрет дяди - Владимира Васильевича Стасова, писанный И. Репиным в 1883 году, в течение трех дней в Дрездене. Кроме этих работ Репина, у моих родителей был еще один из первоначальных набросков к «Бурлакам». Всегда вспоминаю я встречи с Ильей Ефимовичем: у В. Стасова в день его рождения 2 января и в день именин 15 июля - это уже в Старожиловке, на даче, где каждое лето жила семья Стасовых старших , состоявшая из старшего брата Владимира Васильевича - Александра Васильевича, жены Николая Васильевича - Маргариты Матвеевны и ее дочери Марии Николаевны, воспитательницы Эрнестины Ивановны Киль, проживавшей у них всю жизнь и ставшей членом семьи, и племянницы Натальи Федоровны Пивоваровой. Ни один из этих торжественных дней не проходил без Ильи Ефимовича.

И всегда за обедом он произносил приветственную речь Владимиру Васильевичу. Вспоминаю письма В. Стасова моим родителям в те месяцы, когда Илья Ефимович и Владимир Васильевич совершали совместную поездку по Италии, Испании и Бельгии. Насколько мне не изменяет память, не то в Брюсселе, а может быть, в Амстердаме, у Ильи Ефимовича с В. Стасовым произошел крупный спор по поводу какой-то картины Рембрандта. Были у них споры по поводу изобразительного искусства средних веков, но передать в точности суть спора не могу, так как я слышала о нем только при чтении писем Владимира Васильевича моему отцу.

Хорошо помню, как тяжело переживал В. Стасов согласие И. Репина стать профессором Академии художеств, против которой он всегда вел борьбу. Но это больше относится к воспоминаниям о Стасове, чем о Репине. Илья Ефимович бывал у нас в так называемые «четверги», когда каждую неделю в моем родительском доме собирались родные, друзья и знакомые. Но чаще он бывал по воскресеньям день, аналогичный нашим «четвергам» у В.

Стасова, где они всегда затевали интересные беседы и споры. Репин, как известно, написал портрет Надежды Васильевны Стасовой и сделал несколько зарисовок в связи с ее чествованием в качестве директора первых Высших женских курсов в Петербурге так называемых Бестужевских курсов. Помню еще нарисованный Ильей Ефимовичем адрес В. Стасову в 1886 году, по случаю юбилейной даты Стасова. А потом в памяти воскресают встречи с Репиным у дяди, когда Илья Ефимович работал над своей знаменитой картиной «Запорожцы». Для одной из фигур этой картины он писал этюды с сына Варвары Ивановны Икскуль-Гильденбандт.

Этот юноша изображен в левой части картины, в виде молодого запорожца, с улыбкой смотрящего на то, как писарь пишет письмо. О «Запорожцах» было бесконечно много разговоров и у нас дома и у дяди. Личные мои отношения с Ильей Ефимовичем были дружеские. Работая заведующей техникой Петербургского комитета партии, я не раз обращалась к Репину за материальной помощью. В число моих обязанностей входили и финансы. Деньги были нужны для так называемого политического Красного Креста, то есть для оказания помощи политическим заключенным или ссыльным.

Никогда Илья Ефимович не отказывал мне. В бытность его уже академиком я пользовалась его мастерской в Академии художеств на Васильевском острове как явкой, то есть квартирой, куда в определенный день и час могли прийти ко мне по своим делам товарищи, нуждающиеся в чем-либо по части Петербургского комитета партии. Ключ от мастерской Репина предоставлял мне Илья Яковлевич Гинцбург - известный скульптор, имевший мастерскую там же, в Академии. Гинцбург жил в своей академической мастерской, и поэтому его легко было застать дома. Репин жил за городом, на своей даче в Куоккала ныне Репино. На этой даче мне не раз пришлось побывать в то время, когда там гостили В.

Стасов, А. Горький и Ф.

Картина была завершена в 1885 году и показана на 13-й выставке передвижников. В защиту полотна выступили многие деятели культуры; благодаря их хлопотам, а также стараниям художника Алексея Боголюбова запрет был снят [121].

Между 1884 и 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва История произведения «Не ждали», над которым Репин работал в 1883—1888 годах, началась с небольшой картины. На ней была изображена молодая курсистка появляющаяся в комнате после длительной отлучки [122]. Позже, развивая тему, художник заменил героиню мужчиной — «блудным сыном», который, входя в дом, приостанавливается и вопрошающе глядит на пожилую женщину — свою мать [123].

Сюжет изначально был построен только на «психологических характеристиках» персонажей, однако в первых вариантах, «не доверяя себе», Илья Ефимович включал в действие ещё двух персонажей — «какого-то старика» и отца героя [124]. Позже, поняв, что реакция матери, жены, детей и стоящей в дверях горничной воспроизведена точно, Репин решил обойтись без дополнительных «разъясняющих фигур» [125]. Интерьер квартиры украшен репродукциями, которые имеют значение для оценки политических настроений в семье и символики картины. Это портреты писателей-демократов Николая Некрасова и Тараса Шевченко, изображения императора Александра II, убитого народовольцами, на смертном одре, а также Христос на Голгофе — символ сострадания и искупления, связываемый интеллигентами-революционерами со своей миссией.

Квартирой для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Дом был многолюдный, поэтому для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова [124]. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, поэтому голову героя художник переписывал многократно. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению» [126].

Репин и Гаршин Портрет В. Метрополитен-музей, Нью-Йорк Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице , куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече — Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Сеансы проходили в мастерской Репина, и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно, излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел» [127].

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В письме своему товарищу В. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности» — человек с сильным характером. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению [128].

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко , был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге 1887 и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела» [129]. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов [130]. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее [131]. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина 1891 , двенадцатью годами работы.

По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи , дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу , Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану [132]. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Между 1878 и 1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Летом 1880 года Репин вместе с учеником Валентином Серовым выехал в Малороссию; через восемь лет он совершил второе путешествие вместе с сыном Юрием.

Работая на этюдах, художник рисовал всё, что может пригодиться для полотна: хаты, утварь, костюмы, оружие. Своё состояние одержимости художник называл «творческим запоем», а будущих персонажей картины — «весёлым народом» [133] [134]. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк , зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза — для другого [135].

Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого , атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича — музыковед Александр Рубец хохочущий казак , коллекционер Василий Тарновский человек в шапке , художник Кузнецов [136] , сын Варвары Икскуль-Гильденбандт молодой улыбающийся запорожец и другие [137]. В 1894—1895 годах художники ходили друг к другу в гости, обсуждали планы по созданию нового объединения живописцев. В ноябре 1898 года, отвечая на вопрос, умирает ли декадентство, Репин отметил, что нет: Всякое новое направление в искусстве имеет в своей сути нечто вечное и своими лучшими произведениями вносит в сферу искусства освежающие мотивы.

Все роды искусства имеют своих поклонников, своих потребителей. Борьба против них, по-моему, и не законна и бесполезна. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева — 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала « Мир искусства », где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина [141]. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева; тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина [142]. В журнале сотрудничали ученики Репина В. Серов, И. Грабарь, А.

Остроумова-Лебедева [143]. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно «Есть вещи интересные своей художественностью, а есть — своей наглостью! Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм » в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности «направленство» — «оплеуха Аполлону », по словам А. Бенуа , в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Маковского, Н.

Богданова-Бельского , подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья» [143]. Радость безмерная. Стасов, И. Репин, М.

Нестеров, С. Стасов, с которым Репин поссорился около шести лет назад, был, по его собственному признанию, весьма рад разрыву того с «декадентами». Случайно встретившись с Философовым , редактором литературного отдела «Мира искусства», Стасов настаивал на публикации письма Репина на страницах журнала. Прошло несколько месяцев, но письмо так и не было опубликовано.

Видимо, Репин дал понять Дягилеву, что всё-таки обнародует своё письмо, и тогда, 22 марта, Дягилев встретился с художником для обсуждения этого вопроса. Подобное пренебрежение возмутило Репина; он выступил в защиту своих коллег Владимира Маковского , Григория Мясоедова и других: Все, кому близки интересы искусства, удивлены претензией на ту роль, которую желает играть этот художественный журнал. К Академии художеств он относится свысока. Вышучивая её деятельность, музею Александра III он предписывает как подчинённому убрать из зала то, что редакции не нравится.

Вкусы русской публики он берёт под свою опеку… [142] [146] Репин защищал от нападок мирискуссников не только передвижников, но и художников-академистов К. Флавицкого , И. Айвазовского , Ф. Моллера , оценивая направление «Мира искусства» в целом как декадентское.

В пылу полемики он обрушился с критикой на Огюста Родена , Аксели Галлен-Каллела , Клода Моне , назвав их бойцами за невежество и противопоставив им всем творчество польского «колосса» — художника-академиста Яна Матейко , чьё значение оспаривал в «Мире искусства» Игорь Грабарь [143]. Репин объявлял о том, что он прекращает сотрудничество с журналом. Репина» [147]. Он использовал недавние высказывания художника в том числе статью Репина «В защиту новой Академии художеств» в октябрьском номере «Книжек Недели» 1897 года , чтобы указать на его противоречивые взгляды в вопросах искусства [141].

Статья вызвала недовольство Репина, в письме к Л. Шестаковой он признавал, что, если бы не болезнь Стасова, он опять бы поссорился с ним [141] [148] [149]. Как отмечал в своей монографии «Репин» И. Грабарь, взгляды Репина на искусство имели со взглядами Стасова «коренное различие», и впоследствии оба старались избегать прямых столкновений: «Оба кое-что не договаривают, кое-что смягчают и всеми способами оберегают целость наконец-то наладившихся отношений» [150].

Уже осенью 1899 года Стасов писал Антокольскому о реакции Репина на содержание «декадентского журнала», который попал к нему в руки в доме критика: …он [Репин] с одушевлением восклицал: «Какой журнал. Как превосходно!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий