Смотрите также. 4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время). Теория раздела ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Какие темы добавили в ЕГЭ по обществознанию? Человек и общество Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. (вместо темы глобальные проблемы XXI века) Духовные ценности российского общества. Смотрите также.
Раздел "Человек и общество"
Курс по блоку «Человек и общество». тест в формате ЕГЭ по обществознанию. Расскажем, как строится ЕГЭ по обществознанию в 2022 году и что важно учесть при подготовке к экзамену. Можно ли подготовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно и с чего начать? Теоретические конспекты всех необходимых материалов раздела «Человек и общество» для подготовки к ЕГЭ по обществознанию на 2024 учебный год.
Тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ-2020
Какие изменения произошли в структуре контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по обществознанию и что делать, чтобы избежать типичных ошибок? Теория космического происхождения человека. Человек – существо внеземное, пришелец из космоса. 1.1 Природное и общественное в человеке. ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий. Всё о разделе «Человек и общество» к ЕГЭ 2023.
Найди то, не знаю что
- Бесплатный интенсив по обществознанию
- Обществознание ЕГЭ 2023
- 4.16. Познание
- Основы обществознания: человек и общество | Обществознание ЕГЭ 2023| PARTA
- Основы обществознания: человек и общество | Обществознание ЕГЭ 2023| PARTA
- ЕГЭ обществознание теория, материалы, тесты
Библиотека
- Демоверсия ЕГЭ-2023 по обществознанию
- Обществознание егэ человек и общество вся теория
- Курс для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по обществознанию онлайн
- Человек и общество. Подготовка к ЕГЭ
Курс для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по обществознанию онлайн
На самом экзамене её практически не спрашивали, но, опасаясь, что появится, все к ней готовились. Задание заключается в том, что вы должны написать план по какой-то теме с пунктами и подпунктами. Есть у нас две «богини ЕГЭ» составители контрольно-измерительных материалов. С их точки зрения та или иная тема скажем, «Банки» должна раскрываться через вот такие принципиально важные пункты. Вы, как ученик, должны подключиться к мировому эгрегору и через него прочитать мысли авторов ЕГЭ. Потому что если вы напишете в плане другие пункты, то вам поставят ноль баллов. Не существует какого-то закрытого перечня тем, по которым могут попасться эти планы, а придумать таких тем можно бесконечное множество. Сами «богини» своими мыслями не делятся. Даже в своих тренировочных книгах перестали давать «ключи». А когда их давали, то одна и та же тема в разные годы имела разные «обязательные пункты».
В итоге учителя и репетиторы каждый год, как проклятые, анализируют, что было на последнем экзамене, что было в предшествующие годы, и пытаются спрогнозировать, как лучше ответить в этом году. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества». По нему есть материалы в учебниках? Что должен знать школьник в рамках этого блока? И вряд ли кто-то сможет. Учебники шерстим, но не думаю, что там много всего найдем. Есть указ президента РФ от 09. В него можно заглянуть. Пока так.
Можно ли говорить, что оно отражает политическую обстановку в стране? Не знаю, насколько вырос объём мозга человека за эти 10 лет, но объем необходимых знаний для сдачи ЕГЭ вырос значительно.
Сформулируйте реальную цель На вопрос «Зачем ты изучаешь обществознание?
В прошлом году в Москве только три человека из каждой тысячи выпускников достигли такой цели. Раньше таковых было еще меньше. Как раз тут и рождается миф, что сдать экзамен на максимальный балл невозможно.
Своевременный и продуманный подход к подготовке, точечная проработка западающих тем помогут получить высокий балл на экзамене. Сначала нужно превратить проблему в задачу, пусть сложную, но с понятным условием. Вот 4 пункта, которым нужно следовать, чтобы подготовка к ЕГЭ была успешной: Сформулировать цель в общем виде, например так: «Сдать ЕГЭ на максимально высокий из возможных для меня баллов».
Спланируйте и проведите подготовку так, чтобы на экзамене показать все, на что вы способны. Обязательно конкретизируйте для себя цель количество баллов, сроки подготовки , чтобы она соответствовала критериям достижимости. Проанализируйте свои ресурсы и достижения.
Удается ли вам укладываться в заранее намеченные сроки? Если нет, пересмотрите подход к планированию. Не переоценивайте свои силы: если вам тяжело работать больше часа или двух в день, то не надейтесь, что ближе к экзамену сможете эффективно готовиться с утра до вечера.
Постарайтесь выявить не то, что знаете, а то, чего не знаете. Обязательно анализируйте каждую ошибку. Внимательно читайте условия заданий очень внимательно!
Для эффективной работы необходимо еще раз внимательно изучить демонстрационный вариант , опубликованный на сайте ФИПИ. Знание формата ЕГЭ по обществознанию поможет сэкономить время на экзамене и избежать ошибок, связанных с нарушением требований, которые имеют условия заданий. Приведу несколько формулировок, на которые выпускники часто не обращают внимания.
В задании 1 надо указать две лишние позиции, но некоторые по привычке выбирают варианты, которые считают подходящими, а не выпадающими из общего ряда. В первой части задания 25 объяснения должны быть сформулированы в нескольких предложениях. Одно предложение, пусть верное и длинное, не будет засчитано из-за нарушения формальных условий.
Обращайте внимание и на другие требования к ответу, как правило, выделенные курсивом. Слова, словосочетания и нераспространенные предложения вне зависимости от содержания не будут засчитаны в качестве объяснений связей, примеров, аргументов, характеристик в большинстве заданий с развернутым ответом. Лишние неверные элементы также могут привести к потере баллов.
При выполнении последних девяти заданий КИМ необходимо избегать двусмысленных формулировок. Например, изменения равновесной цены, спроса или предложения в задании 21 должны быть указаны однозначно в соответствии с критериями. Если в задании-задаче под номером 22 требуется назвать форму правления полностью, то ответ «республика» или «монархия» не будут засчитаны.
Глобальные проблемы — это проблемы, возникшие во второй половине 20 века, которые необходимо решать всему человечеству сообща, так как от их решения зависит его судьба. Причины возникновения глобальных проблем. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим. Человечество созидает и разрушает одновременно.
Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом. Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов. Задания 1—3 — понятийные задания базового уровня — нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов. Задания 4—19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты факты, явления, процессы, институты , их место и значение в жизни общества как целостной системы осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах текст, схема, таблица, диаграмма применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру задания 4—6 экономика задания 7—10 социальные отношения задания 11, 12 политика задания 13—15 право задания 16—19 Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.
ЕГЭ по Обществознанию
Теория для сдачи егэ по обществознанию 2023 | Особенности экзамена Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2024 года Структура экзамена: первая и вторая части Советы по подготовке к ЕГЭ по обществу. |
Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 2. «Человек». | | Вся теория по кодификатору ЕГЭ. Человек и общество. |
Образование в Сети - Блок 1 "Человек и общество" | Cобрана основная база, без которой на ЕГЭ/ОГЭ по обществознанию в этом блоке не обойтись. |
Смотрите также
- ЕГЭ обществознание теория, материалы, тесты
- Новые темы ЕГЭ 2024 - Человек и общество - Теория и практика
- Смотрите также
- ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
- Найди то, не знаю что
Все темы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Виды познания Научное познание - вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием. Обыденное познание — это познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. Социальное познание — вид познания, который заключается в стремлении объяснить окружающую социальную действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть. Особенностью социального познания является то, что субъект и объект совпадает. Религиозное познание - вид познания, при котором объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект человек изучает объект Бог , который выступает в роли субъекта Бог , создавшего объект человека и весь мир вообще.
Обработка означает любое действие операцию или совокупность действий операций , совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , извлечение, использование, передачу распространение, предоставление, доступ , блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных. Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности. Контролирующие и обрабатывающие лица Пользователи соглашаются с тем, что: Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике. С какой целью собираются эти данные Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме. Сбор Персональных данных При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации. Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные: «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть; Электронный адрес; Номер телефона; Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях в т. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.
Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом: 1 балл — за 1, 2, 3, 10, 12, 16 задания. Максимум можешь набрать 64 балла. Минимум должно быть — 43 суммарных балла. Особое внимание уделите критерию оценивания заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания.
Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей А. Тюрго, М. Кондорсе и др. Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии. Вико , предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Особенно ярок «антипрогрес-сизм» К. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед? В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей например, А. Сен-Симон оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека как главной производительной силы. Применимость подобного критерия оспаривается в современном об-ществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека или, как говорят, по степени человечности общественного устройства. Различают две формы социального прогресса: революция и реформа. Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции. Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна. Революция, как действие более глу бокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху». Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными. Пренебрежительное отношение к реформам как формам общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В. Ульянова-Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы». Собственно, уже К. Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли их стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс. Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволю» ционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь. Сегодня великие реформы т. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа — революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь первая — терапевтическими методами, вторая — хирургическим вмешательством , в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. Глобальные проблемы современности Глобальными проблемами называется совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. Эти проблемы стали следствием противоречий, накапливавшихся в отношениях между человеком и природой в течение длительного времени. Первые появившиеся на Земле люди, добывая себе пищу, не нарушали природных законов и естественных кругооборотов. Но в процессе эволюции отношения человека и окружающей среды существенно изменились. С развитием орудий труда человек все более усиливал свое «давление» на природу. Уже в эпоху древности это привело к опустыниванию обширных пространств Малой и Средней Азии и Средиземноморья. Период Великих географических открытий ознаменовался началом хищнической эксплуатации природных ресурсов Африки, Америки и Австралии, что серьезно повлияло на состояние биосферы на всей планете. А развитие капитализма и промышленные революции, произошедшие в Европе, породили экологические проблемы и в этом регионе. Глобальных же масштабов воздействие человеческого сообщества на природу достигло во второй половине XX в. И сегодня проблема преодоления экологического кризиса и его последствий является, пожалуй, наиболее актуальной и серьезной. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатировал ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов. Так, в процессе исторического развития люди постепенно овладевали все новыми и новыми видами энергии: физической силой сначала своей собственной, а затем и животных , энергией ветра, падающей или текущей воды, пара, электричества и, наконец, атомной энергией. В настоящее время ведется работа по получению энергии путем термоядерного синтеза. Однако развитие атомной энергетики сдерживается общественным мнением, всерьез обеспокоенным проблемой обеспечения безопасности атомных станций. Что же касается других распространенных энергоносителей — нефти, газа, торфа, угля, то опасность их истощения в самое ближайшее время весьма велика. Так, если темпы роста современного потребления нефти не будут расти что является маловероятным , то ее разведанных запасов хватит в лучшем случае на ближайшие пятьдесят лет. Между тем большинство ученых не подтверждают прогнозов, согласно которым уже в недалеком будущем возможно создание такого типа энергии, ресурсы которого станут практически неисчерпаемыми. Даже если предположить, что в ближайшие 15-20 лет термоядерный синтез все-таки смогут «приручить», то его повсеместное внедрение с созданием необходимой для этого инфраструктуры затянется не на одно десятилетие. А потому человечество, видимо, должно прислушаться к мнению тех ученых, которые рекомендуют ему добровольное самоограничение как в добыче, так и в потреблении энергии. Вторым аспектом данной проблемы является загрязнение окружающей среды. Ежегодно промышленные предприятия, энергетические и транспортные комплексы выбрасывают в атмосферу Земли более 30 млрд т двуокиси углерода и до 700 млн т паро- и газообразных соединений, вредных для человеческого организма. Наиболее мощные скопления вредных веществ приводят к появлению так называемых «озоновых дыр» — таких мест в атмосфере, через которые истощенный озоновый слой позволяет ультрафиолетовым лучам солнечного света более свободно достигать поверхности Земли. Это оказывает негативное влияние на здоровье населения планеты. Трагичность ситуации, по мнению ученых, состоит еще и в том, что в случае окончательного истощения озонового слоя у человечества не окажется средств его восстановления. Загрязнению подвергаются не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. В него ежегодно попадают от 6 до 10 млн.
ЕГЭ обществознание 2024
У нас Вы найдете описание экзамена и полезные рекомендации. Уверены, что с нами Вы успешно сдадите ЕГЭ по обществу в 2022 году! Общая информация об экзамене ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий. Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.
Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Виды познания Научное познание - вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием. Обыденное познание — это познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. Социальное познание — вид познания, который заключается в стремлении объяснить окружающую социальную действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть. Особенностью социального познания является то, что субъект и объект совпадает.
Религиозное познание - вид познания, при котором объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект человек изучает объект Бог , который выступает в роли субъекта Бог , создавшего объект человека и весь мир вообще.
Человеческое общество проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Основные положения материалистического понимания истории человеческого общества сводятся к следующему: 1. Данное понимание исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства в реальной жизни.
Необходимо изучать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, т. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, право и т. Оно считает, что каждая ступень развития общества задает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы. Таким образом, способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы, происходящие в обществе. Материалистическое понимание истории еще при жизни Маркса подвергалось различным интерпретациям, которыми сам он был очень недоволен.
В кон-е XIX в. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и другие выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Теория индустриального общества Р. Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.
Основные признаки индустриального общества: а широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся со сложной системой разделения труда среди членов общества; б механизация и автоматизация производства и управления; в научно-техническая революция; г высокий уровень развития средств связи и транспорта; д высокая степень урбанизации; е высокий уровень социальной мобильности. С точки зрения сторонников данной теории, именно эти характеристики крупной промышленности — индустрии — и обусловливают процессы во всех иных сферах общественной жизни. Данная теория была популярна в 60-е гг. В 70-е гг. Белла, 3. Бжезинского, А.
Они считали, что любое общество проходит в своем развитии три стадии: 1-я стадия — доиндустриальная аграрная ; 2-я стадия — индустриальная; 3-я стадия — постиндустриальная Д. Белл , или технотронная А. Тоффлер , или же технологическая 3. На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, на второй — промышленность, на третьей — сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура. Хотя эти теории, как уже указывалось, находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, они имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса.
Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся на основе социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация» Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка.
Базис иначе он назывался производственными отношения ми — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ главными среди них являются отношения собственности на средства производства. Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса. Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения экономический базис общества и производительные силы составляли способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы, средства труда.
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, ес-тественноисторическую смену общественно-экономических формаций. В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная архаическая и вторичная экономическая , которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности.
Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930 г. Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах: 1 представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом направленном к цели — строительству коммунизма процессе. Формационный подход практически отри цал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ; 2 решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений; 3 необходимость соответствия производственных отношений производительным силам; 4 неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Известный российский историк М. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от Друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии как общества одной Формации , а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром. В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам , так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной.
Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций. Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств китайская цивилизация или охватывать несколько стран античная, западноевропейская цивилизация. С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев.
За падные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза. Общественный прогресс и его критерии Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.
Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей А. Тюрго, М. Кондорсе и др. Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в.
Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии. Вико , предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ Н. Данилевский, О. Шпенглер, А.
Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Особенно ярок «антипрогрес-сизм» К. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой.
Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь. Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают: а дописьменные и письменные; б простые и сложные в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов ; в общество первобытных охотников и собирателей, традиционное аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество; г первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество. В западной научной литературе в 1960-е гг. В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Традидионное аграрное общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз-вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла. Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления — особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным «грамота для немногих» устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической. Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» Азия, Африка поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения. С европоцентристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации. В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок. В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе и утилитаризм человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания освобождение от непосредственной зависимости от религии. Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта. Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели стереотипа поведения, в переходе от нерационального характерного для традиционного общества к рациональному свойственному индустриальному обществу поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе происхождение, родовитость, национальность. После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций. Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран в том числе и Россию. Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы экологический, энергетический и др. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой. В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них , принято называть общественными отношениями. Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные или идеальные. Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения. Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия: а между двумя индивидами муж и жена, учитель и ученик, два товарища ; б между тремя индивидами отец, мать, ребенок ; в между четырьмя, пятью и более людьми певец и его слушатели ; г между многими и многими людьми члены неорганизованной толпы. Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений. Развитие взглядов на общество С давних пор люди пытались объяснить причины возникновения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы — это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, героях и т. Совокупность мифов называется мифологией. Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных общественных проблемах, об отношении мироздания с его законами и людей также пытались найти религия и философия. Именно философское учение об обществе на сегодняшний день является наиболее разработанным. Многие основные положения его сформулированы еще в древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество как специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Так, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В средние века все объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Наиболее выдающиеся философы этого периода — Аврелий Августин и Фома Аквикский — понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом и которая развивается в соответствии с волей Бога. В период нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни.
Задания ЕГЭ по обществознанию 2024
Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. | |
ЕГЭ-2024. Обществознание. Блок 1. "Человек и общество" | ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. |
Теоретический материал | В этой статье речь пойдет о разделе человек и общество в ЕГЭ по обществознанию, это одна из фундаментальных тем, в которых нужно хорошо разбираться, чтобы успешно решить задания 2,3,4. Таблицы, схемы, теория. |
Обществознание егэ человек и общество вся теория | Услуги репетитора. |
Человек и общество егэ теория 2024 | Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Раздел 1. Человек и общество (часть 4) Подготовила: учитель истории и обществознания Безолюк.С.П. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. |
Человек и общество: обзор раздела
Человечество созидает и разрушает одновременно. Признаки глобальных проблем. Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.
Внутренние черты соц. Внешние черты соц. Что будет на ЕГЭ по разделу - Человек и общество? Основные понятия блока. Какие темы встретятся в ЕГЭ. Подводные камни тем ЧИО.
Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания Экзаменационный билет разделен на две части: Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа слово, словосочетание или цифра ; Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения. Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом: 1 балл — за 1, 2, 3, 10, 12, 16 задания. Максимум можешь набрать 64 балла. Минимум должно быть — 43 суммарных балла.
Задания с развернутым ответом требуют предельной внимательности, а также умения применить знания на практике. Если знание структурировано, то проблем возникнуть не должно. Не бойтесь ошибиться — разъясненная ошибка запоминается гораздо лучше, чем механически правильное выполнение заданий. Советы абитуриентам 2023 года Мы расспросили нашего преподавателя Елену Витальевну Саплину, старшего эксперта ЕГЭ, доцента кафедры гуманитарного образования Московского центра развития кадрового потенциала образования, обладателя грантов и почетного работника образования, чтобы узнать, что она думает о подготовке к ЕГЭ, выборе профессии, а также о том, кому пригодится ЕГЭ по обществознанию. Самый главный совет — как можно меньше волноваться. Если правильно готовиться по всем темам и не переживать на экзамене, тогда результат будет очень хорошим. Многие выпускники сдают ЕГЭ хуже, чем ожидают, и виновником становится именно стресс, а не незнание. Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ Поступаем в вуз мечты без проблем! Составьте таблицу тем, которые нужно повторить, каждый день маркером вычеркивайте те темы, которые готовы. Это очень мотивирует! На экзамене начинайте работу с первого номера и постепенно двигайтесь вперёд. Если начать с самого сложного, можно просидеть добрую половину экзамена и просто не успеть выполнить тест. Будьте рациональны, спокойны и поступательны. Лайфхак: в тесте встречаются вопросы, которые могут попасться во второй части, например, в плане. Именно поэтому сначала лучше проанализировать тестовые задания, чтобы подчеркнуть для себя теорию. Писать на экзамене стоит грамотно и четко, но не заумно. Чем проще пишете, тем меньше придирок будет со стороны проверяющего, плюс меньше шанс ошибиться в формулировке или запутаться. Тем самым вы предохраняете себя же от потери баллов ЕГЭ.
1. Человек и общество
Теоретические материалы и статьи для подготовки к ЕГЭ-2024 по Обществознанию с подробным объяснением тем и тестами для закрепления материала на сайте умной подготовки к ЕГЭ онлайн NeoFamily. Cобрана основная база, без которой на ЕГЭ/ОГЭ по обществознанию в этом блоке не обойтись. Подготовка к ЕГЭ по блоку "Человек и общество": тесты и задания по теме, необходимая теория в виде презентации и шпаргалок по терминам и планам для ЕГЭ по обществознанию. Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, человечество в целом. Задания ЕГЭ человек и общество — практика Задание 1 В каких предложениях понятие «общество» употреблено в наиболее узком смысле?
Новые темы ЕГЭ-2024: Человек и общество - теория и практика — Video
Количество подпунктов каждого пункта было не менее трёх. Исключение составляют только те случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта. По большому счёту, оно предполагает развёрнутый ответ по одному из пунктов плана с демонстрацией умений объяснять и иллюстрировать примерами теоретические положения из курса обществознания. Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Боголюбова за 10—11 классы и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ. Выпускникам будет полезно смотреть новости политики и экономики.
При этом все незнакомые термины нужно записывать и находить их значение. В ЕГЭ-2022 очевидно выросло количество заданий из блока «Право». На страницах 16—17 дан краткий перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные темы единого государственного экзамена по обществознанию. В течение года их следует внимательно изучить. Трудными темами для школьников из года в год остаются «Органы государственной власти», «Издержки производства», «Юридическая ответственность». Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания.
Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке.
К главным проблемам антропогенеза относятся: место прародина и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, его движущие силы на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Важнейшими факторами прогрессивного развития людей были: совершенствование социальной организации и производственной деятельности; развитие способов общения людей в первую очередь речи , общественной жизни коллективов системы социальных институтов. Периодизация антропогенеза: а археологическая технологическая периодизация: палеолит, мезолит, неолит; б социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо; род родовая община ; соседская община. Теории происхождения человека: 1 Креационизм религиозная теория, божественная, теологическая — подразумевает божественное происхождение человека.
Энгельса — утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд. Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной двойной , а сам человек — биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии.
Если в задании-задаче под номером 22 требуется назвать форму правления полностью, то ответ «республика» или «монархия» не будут засчитаны.
В заданиях 3, 18 и 25. Именно задания 18 и 25 тяжелее всего дались участникам на единой городской контрольной работе в Москве в декабре этого учебного года. Задание 3 За задание 3, ориентированное на поиск соответствия, по темам раздела «Человек и общество» снизили максимальный балл с двух до одного. Задание 18 Оно входит в группу из четырех заданий, основанных на фрагменте текста. Количество баллов за него осталось неизменным, но существенно изменилось условие. Общая формулировка «Объясните смысл понятия» в нынешнем году конкретизирована.
Например, в одном из вариантов декабрьской контрольной работы требовалось указать не менее трех основных признаков малой группы как формы объединения людей. В критериях к заданию приведен перечень признаков, часть из которых обязательно должна присутствовать в ответе. Как понять, какие признаки основные, а какие нет? Точно будут засчитаны только те, которые позволят отличить одно конкретное обществоведческое понятие от других близких к нему по смыслу. В случае с малой группой не засчитают общий социальный статус или вид деятельности, так как они характерны и для большой группы. А вот такие признаки, как наличие личных контактов, эмоциональные отношения и небольшая численность, позволят получить балл за эту часть задания.
При подготовке советую ориентироваться на характеристики, которые раскрыты в определениях понятий в учебниках, допущенных Министерством просвещения РФ к использованию в школах с 6-го по 11-й класс. Обращайте внимание не только на явно выделенные определения базовых понятий, но и на характеристики, которые упоминаются в других фрагментах текста параграфа. Отмечу, что не будут засчитаны признаки, сформулированные через отрицание или только через этимологию происхождение слова, метафору или аллегорию. Обратите внимание на список базовых понятий, приведенный в методических рекомендациях ФИПИ на странице 25. В отличие от прошлогоднего экзамена, сейчас в задании 18 есть и вторая часть, направленная на проверку умений выявлять связи социальных явлений и объектов. Теперь нужно демонстрировать не только понимание смысла базовых понятий курса, но и умение объяснять связи между явлениями социальной жизни.
Например, во второй части задания о малой группе требуется объяснить связь между рассмотренными в тексте элементами социально-демографической структуры общества с задачами социально-экономической политики государства. При выполнении подобных заданий необходимо в первую очередь определить, насколько ясно вы понимаете, какие именно связи между социальными объектами могут быть выделены, чем отличаются причинно-следственные взаимосвязи от функциональных или иерархических. Объяснять надо обязательно с опорой на положения текста, засчитаны будут только распространенные предложения. Задание 25 Формулировка задания 25 не изменилась, но максимальное количество баллов за него увеличено с 4 до 6. За первую часть — обоснование тезиса, приведенного в условии — участник экзамена может получить 2 балла. За ответ во второй части — 1 балл.
За приведение трех примеров —3 балла. Обратите внимание, что при верно приведенных примерах наличие дополнительного примера с ошибками и неточностями приведет к потере одного или двух баллов. В ответе на задание 25 все 3 элемента обоснование, ответ на вопрос, 3 примера должны быть выделены и пронумерованы.
Рекомендую, кстати, вам мой опросник по обществознанию для самопроверки. Связь с общественной жизнью Далеко не достаточно просто взять и выучить понятия. Их надо еще понимать. Для этого требуется к каждому понятию и определению привести пример из общественной жизни: истории, новостей, из жизни общества. Например: выучили вы что такое научное познание — приведите три примера реальных научных открытий, совершенных в прошлом, либо в настоящем.
Запишите эти примеры в специальный блокнот, чтобы потом на экзамене не тупить и не придумывать примеры от балды. Тоже самое касается и остальных понятий. На моих курсах подготовки к ЕГЭ по обществознанию я все это уже сделал: дал ребятам короткие и понятные определения, и привел примеры к каждому. Именно поэтому подготовка на максимальные баллы на моих курсах занимает не 2 года, а всего несколько месяцев! Кстати, как приводить примеры, расписал в этой публикации. Те, которые эти теории игнорируют — как правило сдают ниже 80 баллов. Почему так? Потому что теории эти объясняют, почему происходят те или иные общественные явления.
Почему человек имеет двойственную биосоциальную природу?