Минпромторг подготовил отзыв на законопроект Госдумы о регулировании деятельности маркетплейсов, в котором предложил смягчить ряд требований. Торговля на маркетплейсах: проект о правилах взаимодействия ряда ее участников внесен в Госдуму. Законопроект предлагает установить для маркетплейсов лимит в 25% от объема всех онлайн-продаж товаров за предыдущий финансовый год, уточнил он. Законопроект, отмечает РИА Новости, устанавливает требования к договорам, заключаемых владельцами маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов. Депутат Гусев: поправки в законопроект о маркетплейсах защитят продавцов.
Законодательство о маркетплейсах давно назрело, но пока все проекты «зеленые»
Правительство выступило за доработку законопроекта о маркетплейсах | — Я считаю, что закон о маркетплейсах — это очень важный шаг в регулировании электронной торговли и защите интересов потребителей. |
Оzon критикует законопроект о маркетплейсах: Он уничтожит наш бизнес - CNews | Президент подписал закон, который вводит антимонопольные ограничения для российских маркетплейсов и товарных агрегаторов. |
Суровый закон против маркетплейсов. Госдума решила защитить селлеров и ПВЗ от произвола | До этого ГПУ президента раскритиковало законопроект о маркетплейсах, в котором предложили запретить е-commerce площадкам собственные продажи товаров, если выручка компании превышает ₽150 млрд. |
Власти раскритиковали еще один законопроект о маркетплейсах
Все законодательные основы перечислены в Гражданском кодексе, законах «О защите прав потребителей» и «О защите конкуренции». Этого более чем достаточно. Основные моменты, которые чаще всего вызывают конфликтные ситуации, связаны не с отсутствием специализированной законодательной базы, а с тем, что отдельные категории граждан особенно пожилые люди , не понимают принципов взаимодействия покупателей с маркетплейсами. Они не понимают, что приобретают товар не у площадки, а у конкретного продавца, а площадка здесь является лишь посредником. Маркетплейсы злоупотребляют своим размером Наставник для селлеров на маркетплейсах Мирослав Радкевич: — Законопроект и вообще в принципе регулирование рынка нужно и очень важно. Торговые площадки становятся сейчас уже супербольшими компаниями, которые обладают большим количеством пользователей, трафиком и начинают злоупотреблять своим положением.
Селлер произвел товар или привез его импортировал, например, в страну , поставил на маркетплейс. И маркетплейс должен отвечать за движение этого товара. Человек, который отгружает товары на маркетплейс, он, грубо говоря, подписывается под сегодняшние условия. Возможно, он понимает, что в будущем могут быть какие-то изменения. Но они не должны меняться в одностороннем порядке!
А площадка просто берет и повышает все коэффициенты или стоимости хранения, логистики и т. Подрядчик тогда попадает в ситуацию, в которой он не может по факту отказаться от условий. Потому что нет возможности расторгнуть договор и забрать свой товар — в любом случае нужно будет за это заплатить. Недавно был пример. Маркетплейс запретил продавать отбеливатели с их складов.
До этого всё работало хорошо, люди зарабатывали, имели большие выручки, большие объемы торговли. А тут, получается, площадка меняет условия и эти товары нужно срочно забирать. Это стоит немало денег! Ну разграничьте же ответственность! Эксперт по маркетингу и продажам Алла Штауб: — Я считаю, что закон о маркетплейсах — это очень важный шаг в регулировании электронной торговли и защите интересов потребителей.
Что предложили доработать? Необходимость отказаться от ограничений на количество изменений в контрактах между площадками и продавцами в правительстве объясняют так: «Ограничение частоты изменений условий договоров не позволит учитывать изменения рыночной конъюнктуры, сезонность в продаже товаров, изменения логистических цепочек и иные факторы, которые могут требовать от агрегатора информации изменения тарифов и комиссий». В то же время, как следует из отзыва, правительство предложило установить особые условия для изменения существенных положений договоров и порядок их корректировки, например: не чаще одного раза в три месяца или при определённых обстоятельствах. Также нужно отказаться от идеи запретить маркетплейсам штрафовать контрагентов и блокировать их личные кабинеты — из-за этого у площадок исчезнет возможность взыскивать средства с недобросовестных продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов, пресекать незаконную деятельность. В то же время в отзыве предлагается предусмотреть лишь блокировку отдельных функций в личном кабинете, чтобы пользователи не потеряли доступ ко всей информации и документам. Правительство также просит авторов законопроекта разъяснить, зачем нужно запрещать интернет-площадкам продажу собственных торговых марок СТМ , в том числе технологически сложных товаров, а также почему нужно расширять ответственность маркетплейсов за некачественный товар. В качестве варианта решения проблемы предлагается рассмотреть прямую коммуникацию между потребителями и продавцами непосредственно на площадке.
РБК направил запросы в Минпромторг, Минцифры, Минэкономразвития и другие ведомства, участвовавшие в подготовке отзыва. На какой ещё доработке настаивает бизнес?
В правилах сделали специальное уточнение: исключение не касается агрегаторов информации о товарах, организаций и ИП, которые оказывают услуги предпродажной подготовки товара, сборки и упаковки для доставки потребителю. То есть теперь любой сайт, который размещает товары сторонних продавцов, — участник оборота. Фрагмент постановления Правительства, в котором сказано, что маркетплейсы теперь — участники оборота Это значит, что теперь маркетплейсы будут наносить маркировку Нет. Маркетплейсы только проверяют, что маркировка есть. Маркировать товар — обязанность производителя, так и было, и никто это не отменял.
Участник оборота действительно отвечает за нанесение маркировки на конкретный товар и передачу данных в «Честный знак» п. Но кроме маркетплейсов, оборотом управляют и другие участники: производители, импортеры, продавцы. Работать на маркетплейсах проще с сервисом «Управление ассортиментом» от Эвотора. Анализируйте продажи и цены конкурентов, создавайте карточки товаров в несколько кликов, синхронизируйте остатки на всех площадках. Одним из таких условий и должно быть нанесение маркировки, регистрация товаров в системе «Честный знак» и вывод из оборота в случае реализации. Нет кода — товара не должно быть на сайте. Крупные площадки уже берут товары продавцов только при условии нанесения маркировки.
Например, Ozon не принимает немаркированные товары на баланс и считает их неопознанными. По похожей схеме работает Wildberries, Яндекс Маркет и Ламода. Они не занимаются маркировкой сами, а заставляют это делать продавцов.
Кирьянов, C. Алтухов и А. И начали они с того, что дали развернутые определения всем участникам данного рынка: маркетплейсу, продавцам маркетплейса, владельцам пунктов, а также пунктам выдачи заказов и личному кабинету на маркетплейсе. Понятие покупателя в законах есть давно, и его не трогали. Поправки устанавливают права и обязанности всех сторон-участников процесса торговли, включая потребителей: «Ни действующие нормы отечественного законодательства, ни внутренние правила маркетплейсов не обязывают платформы электронной коммерции гарантировать достоверность представленных сведений о товаре, а также не предоставляют потребителю возможность выбора адресата предъявляемых претензий в случаях, если в силу недостоверной информации о товаре его потребительские права были нарушены. Настоящий законопроект восполняет данный пробел и вводит дополнительные гарантии защиты потребительских прав», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Авторы законопроекта также указали на самовольства маркетплейсов в отношении бизнес-партнеров, что приводит к печальным последствиям. Это: «…возможность внесения изменений в договоры со стороны онлайн-платформ в одностороннем порядке; размер комиссии может быть изменен в одностороннем порядке, и т. Сюда же относятся порядок выставления штрафов, выставляемых маркетплейсами, что в свою очередь привело к обширной судебной практике свыше 2000 дел в отношении рассматривается арбитражными судами Москвы и Московской области ».
Ozon и Wildberries раскритиковали законопроект об электронной торговле
Законопроект о маркетплейсах планируют рассмотреть в первом чтении в мае - Парламентская газета | В Госдуму внесли на рассмотрение законопроект, который регулирует деятельность маркетплейсов, в том числе взаимодействие между онлайн-платформами и партнерами. |
Госдума рассчитывает принять закон о маркетплейсах до конца 2023 года | Президент подписал закон, который вводит антимонопольные ограничения для российских маркетплейсов и товарных агрегаторов. |
Законодательство о маркетплейсах давно назрело, но пока все проекты «зеленые» | В законе о торговой деятельности предлагается закрепить понятия «маркетплейс», «владелец маркетплейса», «продавец товаров на маркетплейсе», «пункт выдачи заказов». |
Закон о финансовом маркетплейсе принят Государственной Думой РФ | Банк России | Второй законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов не получил одобрение властей страны, пишут «Известия». |
В Госдуму внесли законопроект о запрете платного возврата на маркетплейсах | Главная Новости Лента новостей Бизнес В России ужесточают контроль за маркетплейсами: что это значит для покупателей. |
Правительство выступило за доработку законопроекта о маркетплейсах
Предлагаемый законопроект вводит определения маркетплейсов и поставщиков и владельцев пунктов выдачи заказов ПВЗ , определяет порядок применения договорных неустоек в отношении контрагентов, устанавливает запрет на одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца товара или владельца ПВЗ, а также устанавливает запрет на продажу собственных товаров маркетплейсов с оборотом более 150 миллиардов рублей, если аналогичные товары уже представлены на нём. Правоприменительная практика обязывает стороны исходить из недопущения злоупотреблений правом сильной стороны", — говорится в пояснительной записке. С начала сентября в России действуют антимонопольные ограничения для маркетплейсов и агрегаторов, которые были приняты в июле текущего года.
Более 1 млн предпринимателей, сотни тысяч курьеров, более 300 тыс. И самый глобальный вопрос - нуждается ли этот сектор экономики в нормативно-правовом регулировании? Примерно таком, в какое попала отрасль офлайн-торговли 14 или 15 лет назад", - отметил замминистра торговли и промышленности России. По его словам, если посмотреть на опыт других стран, во всех странах мира онлайн-торговля урегулирована. В Китае, например, закон и нормативы действуют с 2019 г. Как показывает практика, не всегда достаточно добровольности и самоорганизации. Поэтому, с учетом развития сектора, накопленного опыта и отдельных деструктивных элементов, надо пообсуждать эту тематику", - подчеркнул Виктор Евтухов. При этом многие продавцы ведут торговлю не на одной площадке, а сразу не нескольких, поэтому площадкам приходится конкурировать между собой за продавцов.
Кто этот уровень лени будет удовлетворять, тот и окажется на коне", - пояснил Илья Кретов. Генеральный директор ООО "Вайлдберриз" Татьяна Бакальчук призвала не забывать про социальную значимость "молодой развивающейся отрасли" электронной торговли. Мы, действительно, очень молодые, несмотря на те впечатляющие цифры", - сказала Татьяна Бакальчук. Она подчеркнула, что Wildberries выступает за введение правового законодательства для отрасли e-com, однако призвала не забывать, что многие решения, как выстроить взаимоотношения с продавцами и покупателями, придумываются в процессе работы. По ее словам, одним из проявлений мошеннических схем становится использование маркетплейсов для публикации различных призывов и фотографий, не связанных с торговлей. Поэтому мы, конечно, приветствуем предложение государства в том, что нужно уже вводить регуляторику, потому что отрасль значима, потому что затрагиваются интересы десятков и сотен миллионов людей. Единственное, что бы мы хотели, чтобы в диалоге выработать позицию, которая позволит нам продолжать развиваться", - отметила Татьяна Бакальчук. Кто все это придумал Она добавила, что сравнение маркетплейсов и мобильных операторов в плане неизменности договора оферты некорректно, потому что отрасль электронной торговли постоянно меняется. Причем никто не говорит, что те самые права, которые мы предоставляем [продавцам], это тоже беспрецедентно. Например, кто раньше, вообще в практике и в офлайне, разрешал деньги выводить каждый день или хотя бы раз в неделю?
И даже вперед - мы их, по сути, беспроцентно кредитуем. Это мы с коллегами придумали. Кто придумал возможность бесплатной доставки в любой регион? До этого такого не было", - напомнила гендиректор крупнейшего маркетплейса России. Она добавила, что, когда в России не было интернет-торговли, одежда продавалась только на рынках и в "каких-то бешеных бутиках". Ну и цены значительно снизились, не только на какие-то товары первой необходимости, но и одежда стала стоить дешевле. Я считаю, это тоже заслуга маркетплейсов", - подчеркнула Татьяна Бакальчук.
С 1 сентября 2023 г.
Компании должны будут согласовывать с Федеральной антимонопольной службой России ФАС сделки, сумма которых превышает 7 млрд руб. Пятый антимонопольный пакет внес изменение в ч. По данным ФАС, закон теперь отражает специфику анализа рынка в отношении агрегаторов и маркетплейсов с учетом так называемых сетевых эффектов - свойства рынка, повышающего привлекательность товара с ростом количества его потребителей.
В указанную группу входят, в частности, требования о размещении форм договоров, заключаемых владельцем маркетплейса с продавцами товара или владельцами пункта выдачи заказов, на собственном сайте, о проверке идентификации продавцов, владельцев пункта выдачи заказов. Они в соответствии с проектом закона признаются имеющими значимое положение на рынке. В числе требований для таких маркетплейсов - запрет включения в договор условий об отказе от конкуренции запрет заключать договоры с владельцами других маркетплейсов , условий о ценовом паритете, дискриминационных условий реализации товаров, навязывания определенных невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи заказов. Кроме того, законопроектом установлена обязанность владельцев агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, уведомлять об изменении договора, ухудшающем положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов, за 30 дней до его вступления в силу. Законопроектом также устанавливается правовой статус продавцов и владельцев пункта выдачи заказов, определяется круг их прав и обязанностей.
Антимонопольный закон для маркетплейсов: что изменится для селлеров
Контролировать исполнение закона будет Роспотребнадзор, а общую долю российской продукции определит Минпромторг. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что сейчас российские бренды с большим потенциалом — бытовая химия, косметика, парфюмерия, средства гигиены — мало представлены в рознице и в онлайн-торговле. Российский покупатель о них мало знает и выбирает доминирующие на полках и в онлайн-магазинах иностранные бренды или бренды, которые стали отечественными после ухода из России зарубежных компаний и в любой момент могут вернуться под контроль «материнских» компаний. В итоге отечественные заводы работают с недозагруженностью, и производство не может развиваться.
К каждой группе предусмотрены свои требования. Первая группа включает универсальные требования, единые для всех маркетплейсов. В указанную группу входят, в частности, требования о размещении форм договоров, заключаемых владельцем маркетплейса с продавцами товара или владельцами пункта выдачи заказов, на собственном сайте, о проверке идентификации продавцов, владельцев пункта выдачи заказов. Они в соответствии с проектом закона признаются имеющими значимое положение на рынке. В числе требований для таких маркетплейсов - запрет включения в договор условий об отказе от конкуренции запрет заключать договоры с владельцами других маркетплейсов , условий о ценовом паритете, дискриминационных условий реализации товаров, навязывания определенных невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи заказов. Кроме того, законопроектом установлена обязанность владельцев агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, уведомлять об изменении договора, ухудшающем положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов, за 30 дней до его вступления в силу.
Например, необходимо отказаться от ограничений на количество изменений в контрактах между площадками и продавцами. Это ограничение «не позволит учитывать изменения рыночной конъюнктуры, сезонность в продаже товаров, изменения логистических цепочек и иные факторы, которые могут требовать от агрегатора изменения тарифов и комиссий». Одновременно, пишет издание, правительство предложило установить особые условия для изменения существенных положений договоров. Например, не чаще одного раза в три месяца или при определённых обстоятельствах. Кроме того, нужно отказаться от идеи запретить маркетплейсам штрафовать контрагентов и блокировать их личные кабинеты, чтобы у площадок была возможность взыскивать средства с недобросовестных продавцов и владельцев ПВЗ. Правительство предлагает предусмотреть блокировку отдельных функций.
Разработчики предлагают, чтобы закон вступил в силу 1 марта 2025 года. Отсутствие диалога с бизнесом в ходе разработки закона может негативно сказаться на рынке, в частности на малых предпринимателях, считает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова. В результате доставка недорогих товаров в отдаленные регионы и малонаселенные пункты может стать нерентабельной, из-за чего некоторым предпринимателям придется либо менять географию поставок, либо закрыть бизнес. ФАС вернется с проверками… Одновременно с законодателями интерес к контролю за маркетплейсами проявила и исполнительная власть. Глава ФАС Максим Шаскольский заявил в ходе заседания комитета Совета федерации по экономической политике, что из-под действующего моратория на антимонопольный контроль в ближайшее время выведут ИТ-компании, пишет «Коммерсант». По словам чиновника, в первую очередь под проверки могут попасть маркетплейсы и агрегаторы. Глава ФАС сказал, что полномочия ведомства были «немного ограничены» из-за 448 постановления принято в марте 2022 года, запрещает на три года проверку компаний, аккредитованных в реестре организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. В Минцифре уточнили, что в отношении большинства аккредитованных компаний мораторий продолжит действовать и что проверки планируется возобновить для компаний, занимающих доминирующее положение на рынке цифровых платформ. Внимание отраслевой организации привлекла оферта маркетплейса, изменившаяся 4 марта 2024 года. В новой версии документа появился раздел, регламентирующий механизм расчета компенсации продавцам за товары, сгоревшие на складе в Шушарах в январе 2024 года.
Новый антимонопольный закон для маркетплейсов: всё, что нужно знать продавцам
Законопроект запрещает площадкам взимать деньги за возврат товаров, ужесточает требования к маркетплейсам и даже пытается разделить их на две категории — агрегаторы сведений о товарах и маркетплейсы, реализующие собственную продукцию. Поводом для законопроекта стали скандалы, которые в 2022—2023 годах произошли из-за действий маркетплейсов по отношению к партнерам и клиентам. Законопроект о маркетплейсах коснется всех участников рынка, сообщил первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев. Ozon и Wildberries выступили с критикой положений законопроекта об электронной торговле, сообщает ТАСС со ссылкой на озвученные представителями маркетплейсов заявления в ходе. Президент подписал закон, который вводит антимонопольные ограничения для российских маркетплейсов и товарных агрегаторов.
Какие площадки подпадают под действия нового закона
- Госдума рассчитывает принять закон о маркетплейсах до конца 2023 года | ComNews
- Закон о финансовом маркетплейсе принят Государственной Думой РФ | Банк России
- Маркетплейсам будет запрещено
- А окончательно принять его могут уже в сентябре-октябре 2024 года
- В Госдуму внесен законопроект о госрегулировании торговой деятельности маркетплейсов | ГАРАНТ.РУ
В Госдуме предложили запретить платный возврат на маркетплейсах
Законопроект определяет, что такое маркетплейс, уточняет порядок применения договорных неустоек в отношении контрагентов и вводит запрет на одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца или владельца пункта выдачи заказов (ПВЗ). В Госдуму внесен законопроект о госрегулировании торговой деятельности маркетплейсов. В Госдуму РФ 5 марта 2024 года внесен законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов Читайте последние новости в ленте на сайте New Retail. Депутатский закон сильно ограничивал в правах площадки и предполагал существенные послабления для продавцов.
Новый антимонопольный закон для маркетплейсов: всё, что нужно знать продавцам
Лидеры отрасли считают, что маркетплейсы получают серьёзное преимущество, интегрируя финансовые услуги непосредственно в процесс покупки. Такая деятельность должна вестись под строгим контролем государства, чтобы избежать потенциальных рисков и злоупотреблений. Как отмечает сопредседатель Союза потребителей России по цифровой сфере и международным связям Алексей Койтов, число конфликтов между участниками рынка маркетплейсов за последние годы выросло в разы, а значит, без вмешательства государства не обойтись. Если динамика конфликтов растёт больше, чем сам рынок, значит, что-то не так. За последнее время маркетплейсы росли двукратными темпами год к году, а число судебных дел в арбитражах у них в 2021 году увеличилось в 2,9 раза, в 2022-м — в 2,4 раза, в 2023-м — в 3,5 раза. То есть конфликтность зашкаливает, и это, к сожалению, говорит ровно о том, что маркетплейсы не справляются с теми проблемами, которые возникают на рынке, — заявил Алексей Койтов в ходе круглого стола, организованного юридическим факультетом МГУ. На том же круглом столе управляющий директор OZON Сергей Беляков признал, что регулирование деятельности маркетплейсов необходимо.
В указанную группу входят, в частности, требования о размещении форм договоров, заключаемых владельцем маркетплейса с продавцами товара или владельцами пункта выдачи заказов, на собственном сайте, о проверке идентификации продавцов, владельцев пункта выдачи заказов. Они в соответствии с проектом закона признаются имеющими значимое положение на рынке. В числе требований для таких маркетплейсов - запрет включения в договор условий об отказе от конкуренции запрет заключать договоры с владельцами других маркетплейсов , условий о ценовом паритете, дискриминационных условий реализации товаров, навязывания определенных невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи заказов. Кроме того, законопроектом установлена обязанность владельцев агрегаторов информации о товарах, занимающих значимое положение на рынке, уведомлять об изменении договора, ухудшающем положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов, за 30 дней до его вступления в силу. Законопроектом также устанавливается правовой статус продавцов и владельцев пункта выдачи заказов, определяется круг их прав и обязанностей.
Была создана специальная рабочая группа, куда, справедливости ради, пригласили представителей обеих сторон. И осенью 2023 года в Госдуму внесли поправки к законам, регулирующим отношения селлеров и маркеплейсов. Депутатский закон сильно ограничивал в правах площадки и предполагал существенные послабления для продавцов. В частности, предполагалось , что маркетплейсам запретят чаще чем раз в год менять условия договора оферты с продавцами. А по словам селлеров, сейчас оферта может меняться несколько раз в месяц, а то и каждую неделю. Также авторы поправок хотели ввести ответственность маркетплейсов за недостоверную информацию на платформах и за некачественные товары. Предполагалось, что площадкам запретят блокировать личные кабинеты продавцов и взыскивать с них штрафы без согласия последних. Однако в правительстве сочли , что некоторые пункты в отношении маркетплейсов нужно смягчить. Например, там считают, что запрет на изменение оферты чаще чем раз в год — это слишком. Предложенный правительством компромисс — установить особые условия для изменения оферты и порядок ее корректировки.
Ведь торговые онлайн-площадки не закупают его у производителей, их вообще не связывают никакие отношения - это ключевое значение. В обычной торговле система немного другая. Продавец по договору поставки закупает товары у производителя, который отвечает за качество продукции перед партнером. Поэтому если покупатели предъявляют рознице претензии, связанные с товаром, ритейлер компенсирует им вред, а затем эти затраты перекладывает на производителя.
В Думе предложили запретить маркетплейсам платный возврат товара
Кроме того, законопроект устанавливает, что в тех случаях, когда маркетплейс является продавцом собственного товара, распространяется требование законодательства о защите прав потребителей. До этого ГПУ президента раскритиковало законопроект о маркетплейсах, в котором предложили запретить е-commerce площадкам собственные продажи товаров, если выручка компании превышает ₽150 млрд. В Госдуму внесли новый законопроект о регулировании маркетплейсов. Необходима доработка законопроекта о маркетплейсах — власти подготовили отзыв на инициативу депутатов. Все эти проблемы и должен решить новый законопроект о маркетплейсах, который депутаты планируют рассмотреть в первом чтении уже в мае, а окончательно принять осенью 2024 года.
Похожие материалы
- ТОЛЬКО ЦИФРЫ
- Новый законопроект о маркетплейсах внесен в Госдуму
- Деятельность маркетплейсов урегулируют
- Законопроектов о маркетплейсах в Госдуме все больше