Новости святая софия в стамбуле

Сегодня мы отправляемся исследовать мечеть Айя-Софию или храм Святой Софии как его принято было величать ранее. история храма, как добраться, купить билет онлайн, экскурсии в собор, фотографии и другая информация. Святая София или Айя-Софья — православный храм, мечеть, музей, в каждой своей ипостаси сооружение великое, больше, чем просто архитектурный шедевр, оплот веры и благодати на все времена. Министр юстиции Турции выступил за превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Свое разрешение дал Верховный суд, но Константинопольский патриарх против. Храм Святой Софии был основан византийским императором-христианином Юстинианом I и открыт 27 декабря 537 года.

Любопытные факты

  • Почему собор Святой Софии хотят сделать мечетью? | 360°
  • Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным | МК-Турция
  • Собор Айя-София в Стамбуле: тайны, мистика, история, советы туристу
  • Мечеть Айя-София в Стамбуле
  • Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения

Собор Святой Софии в Константинополе: как главный православный храм стал мечетью

Кафедральный храм Константинопольской Патриархии был им обращен в мечеть. В 1934-м г. Эрдогана, ей еще раз поменяли статус — она снова обращена в мечеть. Многочисленные протесты против этого несколько лет назад задуманного и заранее публично обещанного акта не возымели желаемого эффекта, были проигнорированы Анкарой. Многочисленные протесты были проигнорированы Анкарой Это событие воспринято православным миром, христианами разных конфессий, культурным сообществом с горечью. Для православных русских людей Святая София особенно дорога — и потому, что посещение ее посланцами Великого князя Руси равноапостольного Владимира, их рассказ о том, что они видели и что пережили, пребывая в этом храме: «Мы не знаем: на небе ли мы находились или на земле, потому что на земле нет такого вида и красоты, и мы не в состоянии их описать; знаем только, что там с людьми обитает Бог», — послужили князю толчком к принятию решения о собственном Крещении и Крещении своего народа. В сложившейся ныне ситуации необходимо трезво и адекватно оценить характер и масштаб понесенной утраты. Непревзойденное творение великих архитекторов Анфимия из Тралл и Исидора из Милета не было разрушено президентским указом. Сохранились и софийские мозаики, и среди них шедевры, представляющие высшие достижения христианского искусства. А с другой стороны, и в ту пору, когда Софийский храм имел статус музея, в нем все равно не было места для общественной молитвы, для православного богослужения, молиться же сердечной и умной молитвой в этой святыне ничто не мешало христианским паломникам и в те времена, когда она была мечетью. Ради справедливости следует напомнить о том, что османские турки не первыми дерзнули покуситься на эту святыню.

В VIII столетии храм пережил натиск иконоборцев, сбивавших с его стен мозаику. В начале XIII века собор ограбили крестоносцы. Вообразив, по своему дикому невежеству, что мозаичная смальта сделана из золота, они вырубали ее топорами. И, наконец, два столетия спустя, когда церковь стала мечетью, многострадальные мозаичные панно, покрывавшие ее стены, соскребались либо закрывались штукатуркой. Сохранившиеся под ней мозаичные изображения открыты реставраторами в музейный период истории храма. Святая София и поныне остается величайшим творением из всего созданного руками человека Несмотря на понесенные утраты, Святая София и поныне остается величайшим творением из всего созданного руками человека, она по-прежнему несет на себе отблеск горнего мира, видимые знаки прикосновенности к Божественному совершенству. Русский художник М. Нестеров, побывавший в Софийском храме в бытность его мечетью, под впечатлением от увиденного писал: «Святая София, не кажущаяся грандиозной с моря, вблизи огромна.

В ответ патриарх предал анафеме легатов. Так в Святой Софии стартовал давно зревший раскол христианства на Римско-католическую и Православную Церкви. В 1204 году пришла беда, откуда не ждали. Европейские крестоносцы отправились в очередной поход к Гробу Господню, в Египет. Но по пути неожиданно напали на братьев по вере. Захватили Константинополь, убили многих христиан, разграбили Собор Святой Софии и другие церкви, коих в столице было свыше тысячи. Считается, что до 90 процентов реликвий, хранящихся сегодня в европейских монастырях, храмах, крестоносцы вывезли из Константинополя. Включая знаменитую Туринскую плащаницу, одну из главных святынь христианства: четырехметровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти. Видно, это и была главная цель похода. На Египет рыцари не пошли, а создали свою Латинскую империю на месте Византии. Столицей оставив несчастный Константинополь. Более полувека византийцы вели борьбу с европейскими захватчиками. И победили. Но Византия уже больше никогда не смогла вернуть прежнее могущество. Хотя бы по масштабам. Высота - 55,6 м, диаметр купола - 31 м. Собор Святого Петра в Ватикане, превзошедший Софию по высоте и площади, был построен в 1626 году. В ночь с 28 на 29 мая 1453 года здесь прошло последнее богослужение. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме». Он возглавил 9-тысячный гарнизон защитников Константинополя и погиб в бою с мечом в руках. Силы были слишком неравны. Католическая Европа на помощь православным потомкам римлян не пришла. Так сбылось предсказание гибели империи. Первым христианским кесарем был Константин, таковым должен быть и последний. Считалось, что Константинополь никогда не падет, пока на небе светит луна. Но 24 мая, в ночь полнолуния, случилось полное лунное затмение. Тогда жители с пением понесли по улицам осажденного города последнюю свою надежду и защитницу — икону Богоматери. Однако во время шествия, икона неожиданно упала с носилок. Когда же процессия возобновилась, над городом разразилась гроза …с градом! В конце мая! На следующую ночь Святую Софию озарило странное сияние … Султан Мехмет II отдал османам богатый город на разграбление. В Святой Софии пыталось спастись около десяти тысяч верующих. Духовенство служило литургию, клир пел херувимскую песнь. Погибли и драгоценные книжные сокровища Константинополя: только по примерным подсчетам историков, более 120 тысяч рукописей было сожжено турками. Погибла самая почитаемая икона Византии — Божия Матерь Одигитрия Путеводительница , написанная, по преданию, самим апостолом Лукой». Историк Франтца, вместе с другими византийцами попавший в турецкий плен, так писал о разгроме мусульманами Святой Софии: «Земли не было видно под трупами. Всюду слышались крики и стенания почтенных матрон и дев, посвятивших себя Богу. Кто опишет крик и плач детей, оскорбление святынь и прочие ужасы? Здесь представлялась взорам Божественная Кровь Спасителя, разлитая по полу, и Тело Его, разбросанное по углам. Переломанные священные сосуды валялись повсюду. Священные ризы, вытканные золотом и шелком, служили попонами лошадей или клались под ноги, как ковры. Многое и другое совершилось в этот день, что возмутило бы душу каждого и исторгло слезу… В храме Премудрости Божией бражничали турки и предавались неистовым страстям, окруженные женщинами, девами и юношами. Кто не оплакивал тебя, о священный храм! Господи, Христе, Царь! Спаси от такого бедствия всякую страну и всякий город, населенный христианами…» Султан Мехмет хотел разрушить ненавистный ему главный христианский храм. Но красота собора так поразила его, что он приказал перестроить его в мечеть. В пятницу, на третий день после завоевания Константинополя, султан лично, с саблей в руке, читал в Святой Софии по Корану мусульманскую молитву. Крест на куполе Софии сменил бронзовый вызолоченный полумесяц. По бокам храма пристроили четыре минарета. Мозаики и фрески с ликами святых внутри собора варварски замазали штукатуркой: мусульманская традиция запрещает изображения людей. Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья. Сам Константинополь переименовали в Стамбул. Сделали столицей новой империи — Османской. Позже появилась популярная теория Москва — Третий Рим, столица мирового Православия. После первого — настоящего, второго — Константинополя. Так длилось до 20-х годов прошлого века. Первая мировая разрушила ряд империй, включая Османскую.

Войдя во внешний притвор, вы увидите мозаичную подпись султана Абдулмеджида. Еще один предмет, на который стоит обратить внимание, — это чаша со змеей. Эту большую мраморную чашу с двумя змеиными мотивами внутри привезли сюда из термального источника Асклепиона, знаменитого больничного комплекса в древнем городе Пергам. Как известно, змея — символ медицины. Во внешнем притворе находится саркофаг императрицы Ирины и религиозные законы, принятые духовным собранием, собравшимся в Святой Софии в 1166 году, оригиналы которых были найдены в 1567 году. Двери Пять дверей, покрытые бронзой возрастом 1500 лет приветствуют вас на пути от внешнего притвора к внутреннему притвору. Изначально их было 7. Из внутреннего притвора в главное помещение ведут 9 дверей. До разграбления во время 4-го крестового похода 1204-1261 гг. Средние известны как Императорские ворота. Отсюда императоры входили в собор Святой Софии. Говорят, что он был сделан из дерева Ноева ковчега. Ореа Порта Orea Porta, что означает «Красивая дверь», — ведет в здание с бокового входа. Изначально она не поместилась, пришлось выкопать землю и установить. Колонны, капители и мрамор Всего 107 колонн: 16 из них в основной части были привезены из храма Артемиды в древнем городе Эфесе, 8 красных — из Гелиополя в Египте, а остальные — из храма Баальбека в Ливане и других частей империи. В интерьере собора Святой Софии стены и пол полностью покрыты мрамором. Желтый мрамор доставили из Сирии, белый — с острова Мраморного, зеленый — из Греции. Пол полностью выложен мрамором, привезенным с острова Мармара. Мозаики собора Святой Софии Мозаика Сретения В конце коридора при входе через Красивые ворота можно увидеть мозаику Сретения, датируемая 8 веком. Её обнаружили во время ремонта, проведенного Фоссати в 1849 году. Мария держит на руках младенца Иисуса, слева от нее — Константин I, основатель города, держащий в руке модель Константинополя, а справа — Юстиниан держит модель Айя Софии, которую нужно подарить Иисусу. Над Красными воротами установлено большое зеркало, чтобы посетители не пропустили мозаику Сретения, покидая здание. Мозаика Богородицы На полукуполе апсиды расположена 5-метровая мозаика. Мария восседает на мягком троне, украшенном драгоценными камнями. На руках у нее ребенок Иисус. Эта мозаика и рядом расположенная с ней мозаика Гавриила во время молитвы закрываются электронной шторкой. Они молятся о прощении человечества. Выражения лица на правой и левой половинах лица Иисуса различны. На фото видно, что половина произведения утеряна. В центре композиции находится изображение Марии с младенцем Иисусом на руках. Между императором и императрицей — Христос. Императрица Зоя, которая три раза выходила замуж, чтобы остаться на троне, каждый раз обновляла на мозаике лицо мужа. Одержимая красотой и молодостью, Зоя трижды просила мастеров омолодить ее портрет. Мозаика Императорских ворот Она, датируемая IX веком, находится на верхней стене Императорских ворот. Посередине расположен Христос, Гавриил — в правом медальоне, а Мария - в левом. Бородатый человек в левом нижнем углу — византийский император Леон. Он женился четыре раза, чтобы родить наследника. За это его отлучили от религии. В то время допускался брак не более 3 раз. Поэтому он на картине извиняется перед Иисусом. Что посмотреть в Айя Софии Ангелы на подвесках На подвесках выгравированы изображения четырех ангелов. Состоящие из головы и шести крыльев, они защищают Божий престол на небесах. Ангелы на востоке сделаны из мозаики, а два ангела на западной стороне повредились в период Восточной Римской империи и их обновили как фрески. В период Османской империи лица этих ангелов были закрыты металлической крышкой. Их покрывают во время молитв. Кубы Святой Софии Кувшины эллинистического периода, найденные в древнем городе Пергаме.

Против превращения собора Святой Софии в мечеть уже высказались многие представители Православных церквей и высокопоставленные дипломаты, в том числе госсекретарь США Майк Помпео. В РПЦ заявили , что надеются «на государственную мудрость» Эрдогана: «да поможет ему Бог принять правильное решение не во вред себе самому, турецкому народу и всему человечеству. София — поистине драгоценное достояние всего мира и уж точно — неотъемлемая часть нашей с вами истории и культуры». Особенно беспокоит православных священников судьба мозаик с изображением Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, византийских императоров и императриц.

Собор Святой Софии

Соседняя с Турцией Греция восприняла эту новость вообще, как оскорбление. Памятник мирового значения, такой как святая София используется для удовлетворения внутренней политической целесообразности. Для России Собор Святой Софии также является особенным местом. Если бы княгиня Ольга не отправилась в Константинополь в X веке, не была поражена красотой Софийского собора и не приняла крещения, то, возможно, Русь не обрела бы православную веру. Завершил переход от язычества к православию в нашей стране уже внук Ольги князь Владимир, находясь под впечатлением от рассказов о великолепии византийского собора. Сегодня Русская Православная церковь призывают президента Турции не рубить с плеча. Принимая решение президент Турции должен учитывать вероятность того, что сегодня Святая София привлекает миллионы посетителей из все стран мира. Они стоят часами, как завороженные перед дивными ликами Христа и Богоматери, неужели они снова окажутся замазаны?

Попытки превратить храм Святой Софии в мечеть осудил и Константинопольский патриарх Варфоломей. Он предостерег, что этот шаг может разрушить и без того хрупкий межрелигиозный баланс в мире. Святая София - сакральное место, где Восток встречается с Западом, может разделить эти два мира в тот самый момент, когда человечество, страдающее от смертельной коронавирусной пандемии, нуждается в единстве и общих ориентирах», - сказал Вселенский патриарх Варфоломей. Он призвал власти Турции оставить собор музеем, что продемонстрирует готовность страны уважать религиозные традиции. Необходимо, чтобы все имели доступ в собор», заявил Помпео. В ответ на призывы Вашингтона, Анкара заявила, что вопрос по Святой Софии является внутренним делом Турции. Вы правите Турцией или мы?

У Турции есть свои институты власти.

Два грека — математик Анфимий из Тралл и архитектор Исидор из Милета — придумали грандиозное сооружение, огромный купол которого так изящно покоился на двух полукуполах, что здание, несмотря на гигантский объем, казалось невесомым. Она так впечатлила крестоносцев, что 12 апреля 1204 года они захватили Константинополь и всё из нее вынесли. Свидетель описывал , как Мехмед «придя на площадь у великой церкви, сошел с коня, и пал ниц на землю, взял горсть земли и посыпал голову, благодаря Бога. И подивился этому огромному зданию, так сказав: "Воистину люди эти были и ушли, а иных после них, им подобных, не будет". Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока Иерусалим на юго-восток Мекка , пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело 1680 и шведского дипломата Корнелия Лооса 1710 , видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже.

Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства оно и по сей день стоит на Истикляль , отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках. В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого. Часть мозаики разрушена. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие.

Новую церковь строили 10 тысяч рабочих, используя лучший мрамор со всей Византии. Привезли 8 порфировых колонн и столько же из зеленого мрамора. Также в отделке использовали золото и слоновую кость. Освятил церковь в 537 году патриарх Мина. Храм обслуживали более пяти сотен служителей. В дальнейшем собор Святой Софии частично рушился в результате землетрясений. В 1054 году именно в этом храме произошло событие, которое положило начало разделению церквей на православную и католическую. Речь идет об отлучении от церкви константинопольского патриарха Михаила Керуллария.

Последнее богослужение в качестве православного храма проводилось в 1453-м. В том же году святыню захватили турки. Султан Мехмед II Завоеватель переделал ее в мечеть, надстроил один минарет. Старинные мозаики на стенах забелили, а поверху написали суры из Корана. Византийские фрески были покрыты слоем штукатурки и обнаружены веками позднее в ходе реставрационных работ. В 1935 году Кемаль Ататюрк подписал указ о переводе собора в статус музея.

Выставки 11 июля 2020 Об этом в минувшую пятницу объявил президент Турции Реджеп Эрдоган, подписав указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии. Отныне Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. А по ним мусульманин не может молиться в христианских храмах, так как там есть изображения людей.

Многие туристы задаются этими вопросами, планируя самостоятельные туры в Стамбул.

  • Курсы валюты:
  • Посещение собора Святой Софии в Стамбуле сделают платным для иностранцев – Москва 24, 31.10.2023
  • София, да не та
  • Мечеть Айя-София в Стамбуле
  • Что еще почитать

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии в Стамбуле Мозаику собора Святой Софии могут скрыть освещением, пишут СМИ. Величественные минареты собора Святой Софии (Hagia Sophia) уже много лет высятся над горизонтом Стамбула в Турции. Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии. Собор Святой Софии Константинопольской находится под угрозой необратимого разрушения после его преобразования в мечеть. А вещать о «преобразовании» полуторатысячелетней Святой Софии в мечеть или «возвращении» ей статуса мечети — подобно тому, что говорить о возвращении православной церкви, недоразрушенной советской властью, статуса клуба или склада.

Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью

Помимо этого, они обговорили пути дальнейшего развития российско-греческого взаимодействия в различных областях, а также обстановку в мире. Лидеры условились поддерживать дальнейшие контакты, сообщается на официальном сайте Кремля. Изменение статуса собора Святой Софии в Стамбуле Ранее высший административный суд в Турции — Госсовет — отменил решение от 1934 года о превращении Айя-Софии в музей. Таким образом собор Святой Софии в Стамбуле снова стал мечетью.

Для Православной же Церкви этот храм имеет особое историческое и духовное значение. Обращаясь к братским Поместным Церквам, с особенной печалью отмечаем, что столь безрадостное для Святой Православной Церкви событие православный мир сегодня встречает разобщенным, что стало прямым следствием антиканонической легализации раскола на Украине и что ослабило наши возможности совместно противостоять новым духовным угрозам и цивилизационным вызовам. Сейчас, в эпоху возрастающей христианофобии и усилившегося давления секулярного общества на Церковь, единство необходимо еще более, чем прежде. Мы призываем братские Поместные Церкви сообща, в духе мира и любви о Христе, искать выход из кризиса.

А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии. Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.

Фото: unsplash. Скидка по городской карте Museum Pass Istanbul на мечеть не распространяется.

Для туристов предусмотрен отдельный вход — через южный вестибюль на второй ярус, ходить по залу не разрешается. Касса расположится напротив фонтана султана Ахмеда III, а главный вход продолжит работать для верующих. Стамбул: единственный город на двух континентах, достопримечательности, которые любит Голливуд, и отели на любой бюджет Экскурсии внутри мечети разрешены только с помощью аудиогида, доступ к которому можно получить через QR-код приложение работает на 23 языках.

Новый статус константинопольской Софии

Cобор Святой Софии в Стамбуле. Cобор Святой Софии в Стамбуле. В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз. Мероприятие посетил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который был инициатором превращения бывшего православного собора и музея в действующую мечеть. Софийский собор, Собор Святой Софии, Агия-София (греч. Собор расположен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет, в настоящее время является музеем и одним из символов города. 2 июля 2020 года Верховный суд Турции постановил, что собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью по решению президента — до этого здание использовалось.

Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся

Святая София в роли 3272-й мечети Стамбула: прецеденты, символы и пророчества. Айя-София. Стамбул. Горячие дискуссии в разных странах после решения турецких властей о статусе собора Святой Софии в Стамбуле. Святая София или Айя-Софья — православный храм, мечеть, музей, в каждой своей ипостаси сооружение великое, больше, чем просто архитектурный шедевр, оплот веры и благодати на все времена.

Мечеть Айя-София в Стамбуле

В 1054 году именно в этом храме произошло событие, которое положило начало разделению церквей на православную и католическую. Речь идет об отлучении от церкви константинопольского патриарха Михаила Керуллария. Последнее богослужение в качестве православного храма проводилось в 1453-м. В том же году святыню захватили турки. Султан Мехмед II Завоеватель переделал ее в мечеть, надстроил один минарет. Старинные мозаики на стенах забелили, а поверху написали суры из Корана. Византийские фрески были покрыты слоем штукатурки и обнаружены веками позднее в ходе реставрационных работ. В 1935 году Кемаль Ататюрк подписал указ о переводе собора в статус музея.

Это был символический жест, определяющий дальнейшую политику государства. В 2018 году в турецком суде рассматривалось ходатайство о возвращении Айя-Софии статуса мечети, но судьи его отклонили. В 2020 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган решил превратить собор в мечеть в надеждах, что это поможет сплотить электорат страны вокруг его Партии справедливости и развития. Согласно соцопросам, рейтинг ПСР заметно упал во время эпидемии коронавируса. Для многих сторонников президента собор Софии являлся символом завоевания Константинополя османами. Возвращение статуса мечети служило бы им примером превосходства ислама над христианством.

И вот, Святая София в четвертый раз за свою историю изменила свой статус, став мечетью. История собора Знаменитое здание с куполом находится в стамбульском районе Фатих, на западном берегу Босфора. Святая София Юстиниан I построил массивное сооружение в 532 году, когда город - тогда известный как Константинополь - был столицей Византийской империи. Инженеры в то время привозили строительные материалы со всего Средиземноморья, чтобы построить колоссальный собор. Юстиниан I Собор Святой Софии служил домом Восточной православной церкви в течение 900 лет, за исключением короткого периода в XIII веке, когда это был католический собор под контролем европейских захватчиков. Те разграбили и оккупировали Константинополь во время четвертого крестового похода. В 1453 году османский султан Мехмед II Завоеватель Фатих вошел в Константинополь и превратил архитектурное чудо, которое на протяжении тысячи лет носило титул самого большого собора в мире, в мечеть. Османские архитекторы удалили и замазали православные символы внутри Софии и добавили мусульманские атрибуты. При этом архитектура Святой Софии вдохновляла строителей многих стамбульских мечетей и даже мировых объектов. С момента открытия в 1935 году он стал одной из самых посещаемых туристических достопримечательностей Турции. Мустафа Кемаль 1500-летняя история Софии имеет огромное религиозное, духовное и политическое значение для групп внутри и за пределами Турции. Однако наследие Ататюрка, в том числе его светские реформы, которыми так восхищался Запад, оставалось спорным в его собственной стране. Ситуация кардинальна изменилась с приходом к власти Эрдогана. С первого дня получения должности мэра Стамбула в 1995 году Эрдоган продемонстрировал абсолютно отличное от Ататюрка видение относительно Софии. Для него Собор Святой Софии никогда не переставал быть мечетью, и превращение ее в мусульманское святилище было его известной мечтой.

Так, известно, что: на возведение амвона Софии был истрачен годовой доход Египта — тогда провинции империи; среди красивейших колонн Софии — приношения Рима, Афин, Эфеса, множества других городов, отправивших в Константинополь колонны бывших языческих храмов; из разных мест империи везли мрамор, которого в храме его большое разнообразие: белый, привезенный из Проконеза, зеленый — из Каристоса, розовый — из Фригии. Кроме того, в течение 5 лет на собор шли практически все доходы империи — даже чиновники почти перестали получать жалованье. Чтобы понять, насколько дорога была византийцам София, достаточно вспомнить, что главный престол был покрыт плитой из чистого золота с вкраплениями драгоценных камней, которые при изготовлении плиты бросали с расплавленный металл. А император Юстиниан намеревался покрыть подобными плитами стены собора — от чего его отговорили советники, резонно заметив, что последующие императоры, не столь благочестивые, могут соблазниться, лишить Софию убранства, чем совершить грех. Но, кроме участия материального, провинции империи помогали, можно сказать, технологически. В распоряжении архитекторов был весь громадный опыт храмового строительства Рима, Афин, других городов. Именно так удалось: изготовить особые кирпичи для купола, очень легкие по воспоминаниям современников, они были в 12 раз легче обычных, даже плавали на поверхности воды! Центральный вид северного нефа в 1852 году. С картины Гаспаре Фоссати Темпы возведения святыни были поразительны — от закладки до освящения на Рождество 537 г. При этом храм был поистине огромен, не имея аналогов ни в христианском, ни в языческом мире: длина его 75 м, ширина 61,5 м, высота — почти 56. Архитектурный стиль Его обычно считают «переходным от базиликального к крестово-купольному храму». Действительно, до VI в. Первоначально базилики были светскими зданиями, где императорские чиновники совершали суд отсюда название , а также проводились разного рода собрания. Христиане, около 300 лет не имевшие собственных церквей, в условиях гонений собирались на богослужения в подобных зданиях — а позже они становятся полноценными церквями. Вот и София — тоже тип базилики, однако, при этом имеет и выраженную форму креста. Это говорит о том, что постепенно в церковном сознании появляется представление о символичности формы храма, который не «просто» здание, но — икона Царства Небесного. Икона света «Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм,» — так пишет о Софии Прокопий Кесарийский. Это — еще одна уникальная особенность Софии: архитекторам удалось использовать естественный свет солнца, луны, даже — звезд, не только для утилитарной цели освящения храмового пространства, но также — для передачи богословских смыслов слов св. Иоанна Богослова : «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы» 1 Ин. Это достигалось, прежде всего, благодаря 40 окнам по периметру купола, которые делали его как бы парящим.

Храм, сооруженный из мрамора и кирпича, пережил несколько землетрясений и пожаров, неоднократно восстанавливался и перестраивался. Его внутренняя отделка продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. В период османского правления собор был дополнен четырьмя минаретами, михрабом ниша, которая указывает направление Мекки и мраморным минбаром кафедра в мечети. В ходе реставрации в 1930-х и 1950-х годах под слоем штукатурки были обнаружены считавшиеся утерянными мозаики и фрески времен византийской эпохи. Таким образом, в настоящее время в храме можно видеть и изображение Иисуса Христа, и изречения из Корана на восьми огромных щитах, подвешенных на сводах самые большие в мире произведения искусства исламской каллиграфии. Предложения об изменении статуса собора Стамбул будет претендовать на проведение Олимпийских игр 2032 года С момента принятия решения о превращении здания в музей в 1934 году вопрос о возвращении ему статуса мечети поднимался неоднократно. Инициаторами выступали как различные религиозные организации, так и отдельные политики, которые подавали петиции в Государственный совет. Этот орган, выполняющий функцию Высшего административного суда страны, регулярно отклонял такие заявления из-за возможности возникновения политических последствий и ввиду туристического значения этого исторического объекта. Однако в марте 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус собора может быть изменен.

Собор Святой Софии хотят превратить в мечеть. Православная святыня может закрыться для части мира

Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Расположенные рядом храмы Святой Софии и Святой Ирины получили свои названия в честь божественных Мудрости и Мира, соответственно что отражает позднеантичную традицию обожествления абстрактных понятий. Первый храм Софии сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника».

Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора. Константиновский и Феодосиевский храмы были большими вытянутыми с запада на восток пятинефными базиликами. Скудное представление о них дают только археологические находки, которые позволяют судить только о внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на древних описаниях, археологи сделали вывод, что над боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно базилике Святой Ирины. Юстинианова базилика. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. По мнению С. Иванова, храм строился по обету, чтобы искупить убийство 30 тысяч людей при подавлении восстания против императора Юстиниана.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Ранее они зарекомендовали себя возведением «малой Софии», послужившей прообразом нового собора. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Собор во время Византийской империи. Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, включая довольно плоский купол: … пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий то есть сень и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролёты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали.

Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием. Внутренний вид сводов собора Таким образом, вместо плоского купола появился новый, сравнительно заострённый. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подпёрли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на православную и католическую.

По его мнению, сложно себе представить "более очевидные последствия, исходящие от Божьего повеления", и "последствия наступили незамедлительно, потому что грех был слишком велик".

Как отметил патриарх, выходить из сложившейся ситуации нужно "всем вместе". Но молиться нужно друг за друга и делать все для того, чтоб этот кризис в Православии, навязанный извне, как можно быстрее прошел. Русская церковь готова пройти свою часть пути для того, чтобы достичь этой цели", - сказал патриарх. В целом, считает он, причиной происходящего стало то, что патриарх Варфоломей, положение которого в Турции "очень непростое", не выдержал давления "могущественной политической силы, связанной с одной из сверхдержав", не сумев в какой-то момент "набраться силы" и "сказать "нет". Логика же тех, кто стоял за Константинопольским патриархом и инспирировал этот конфликт, продолжил глава РПЦ , заключалась в том, чтобы "оторвать Россию, православную Россию от православных братьев и сестер в Средиземноморье , на Ближнем Востоке".

Выложенные в соцсети фотографии вызвали широкое возмущение в связи с тем, что Турция не может защитить памятник, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Привести его в надлежащий вид и привлечь виновных в вандализме к ответственности призвала Греция, где, как сообщили в МИД, "потрясены и опечалены" произошедшим. Она также выразила уверенность в том, что появившиеся повреждения на воротах невозможно было сделать, не ударив их много раз. После этого часть византийской мозаики христианского периода была завуалирована. Как отмечает телеканал, решение турецкого руководства вызвало бурю негодования, особенно - за пределами Турции.

Любые возражения касательно решения наших судебных органов будут рассматриваться как нарушение нашего суверенитета», — заявил Эрдоган. Политик также сравнил Айя-Софию с одной из ключевых исламских святынь — мечетью Аль-Акса, которая находится в ведении властей Израиля. Глава Управления по делам религии Турции Али Эрбаш уже поприветствовал решение властей страны. Комментируя это событие, лидер турецких мусульман отметил особую роль собора. Это символ великой веры, цивилизации, морали и справедливости для мусульман», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте управления. Также по теме Обращение в мечеть: Эрдоган подписал указ об открытии собора Святой Софии для богослужений Госсовет Турции отменил постановление правительства от 1934 года о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса музея. Шаг властей Турции вызвал одобрение значительной части политических кругов республики. Даже кемалистская оппозиционная Республиканская народная партия воздержалась от резкой критики этого решения. В партии лишь напомнили о том, что Айя-София является частью исторического наследия всего человечества, поэтому превращение из музея в мечеть должно пройти без ущерба для архитектурного облика собора. По мнению директора Центра изучения новой Турции Юрия Мавашева, турецкие политики поддержали решение правящей партии в первую очередь из-за критики, которая звучит сейчас со стороны иностранных государств в адрес Анкары. Но изначально у населения не было единого мнения по этому вопросу. Идею превращения Софии в мечеть обычно поддерживают малообразованные слои населения, в то время как городские жители всегда оценивали такие планы скептически», — отметил эксперт в беседе с RT. Говоря о причинах, заставивших власти страны пойти на этот шаг, эксперт напомнил об экономическом кризисе, настигшем Турцию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий