Солидный юбилей: Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие. В культурной столице 2024-й объявили годом Санкт‑Петербургского государственного университета. Санкт-Петербургский государственный университет приглашает вас принять участие в LII Международной филологической научной конференции имени Людмилы Алексеевны. Санкт-Петербургский государственный университет. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9, Филология, востоковедение, журналистика: научно-теоретический журнал. Солидный юбилей: Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие. В культурной столице 2024-й объявили годом Санкт‑Петербургского государственного университета. Полное наименование организации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ".
СПбГУ запретил студенческому изданию «Студень» использовать и упоминать название вуза
Входит в 4 из 5 предметных групп QS и 16 предметов. Согласно рейтингу Times Higher Education, Санкт-Петербургский университет занимает 44-е место среди стран с формирующейся экономикой и входит в топ-100 университетов в Мировом рейтинге репутации. В состав Научного парка СПбГУ входит 23 ресурсных центра, стоимость оборудования которых составляет более 7,5 млрд рублей. Общая площадь Научного парка — более 30 тысяч квадратных метров.
Санкт-Петербург, город Петергоф, Ульяновская улица, дом 7, литера А; 31 198510, г. Санкт-Петербург, город Петергоф, Ульяновская улица, дом 7, литера Б; 32 198510, г.
Санкт-Петербург, город Петергоф, Ульяновская улица, дом 7, литера В; 33 199004, г. Санкт-Петербург, линия 1-я В. Санкт-Петербург, 1-я линия В. Санкт-Петербург, линия 6-я В. Санкт-Петербург, 6-я линия В.
Санкт-Петербург, Волховский переулок, дом 3, литера А; 39 199004, г. Санкт-Петербург, Средний проспект В. Санкт-Петербург, 9-я линия В. Санкт-Петербург, Кадетская линия В. Санкт-Петербург, набережная Макарова, дом 6, литера А, пом.
Санкт-Петербург, Менделеевская линия, дом 5, литера А; 45 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера А; 46 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера АЕ; 47 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера АЖ; 48 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера АЗ; 49 199034, г.
Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера АК; 50 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера АЯ; 51 199034, г.
Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г.
Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г.
При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г.
События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором.
Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод.
Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было.
Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся.
Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг.
Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г.
Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг.
В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов.
Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка.
С 1810-х гг. Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг.
Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков.
В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете. Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически.
Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни».
При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки». Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет.
Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу. Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г.
Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение. Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям.
Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции. Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны. Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций.
Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г. Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером.
В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника. Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров.
Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты. Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент». А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям».
Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести. Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья. Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г. Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета.
Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет. Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства». Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями. Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение».
В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться». Правда, известны лишь единичные случаи применения этой нормы в столичном университете за всю первую половину века. До начала 1830-х гг. Позже главным мотивом исключения становится «политическая неблагонадежность».
Архивные документы свидетельствуют о том, что случаи «политической неблагонадежности» студентов доводились до сведения Николая I, многие из подобных дел хранят его резолюции. В ведомостях о студентах Петербургского университета 1840-1850-х гг. Они мало менялись с годами: несоблюдение формы, неисполнение приказаний, ссоры между студентами, «нескромные поступки», такие как посещение немецкого клуба на Васильевском острове, куда вход студентам был запрещен, пьянство. Кроме того, наказывались неявка на лекции без уважительной причины, грубые ответы профессорам во время лекций, несоблюдение приличия в кабинетах для занятий.
В качестве особо тяжкого проступка в ведомости отмечены «дерзкие объяснения» студента историко-филологического факультета П. Годзянского в Правлении университета, за что виновному было определено 7-дневное заключение в карцер. Другой студент был наказан за ослушание и дерзкий ответ помощнику инспектора; третий — за курение папирос в кабинете для занятий. Двухдневным карцером закончилась для воспитанника историко-филологического факультета Н.
Осипова карточная игра. Что касается проживания студентов, то до начала 1820-х гг. Расселение же своекоштных студентов, которые стали стремительно прибывать во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. Выбор квартиры определялся ее дешевизной, а дешевое жилье можно было найти в любом конце города, кроме центральной части.
Некоторые студенты селились у родственников. Так или иначе, в Петербурге не сложилось подобия «Латинского квартала», как в Париже или малых университетских городах Германии. Живя по 10-12 человек в комнате, казеннокоштные студенты часто болели. Особенно плачевной была ситуация в первые годы существования Педагогического института, когда из-за большого набора студентов одновременно учились студенты старшего и младшего выпусков, почти 200 человек в университетских покоях создалась перенаселенность.
Сырые и душные комнаты, отсутствие физической активности, усиленный режим занятий, все это объясняет небывалое количество болезней и даже смертей среди студентов Педагогического института. Только за 1804—1809 гг. Массовыми болезнями были чесотка и головная боль от топки печей, от занятий в душном помещении. Причинами смерти становились чахотка или брюшной тиф.
Обычный недельный рапорт профессора, назначенного смотрителем студентов: «… Все благополучно, только студент Левицкий занемог и отправлен в Обуховскую градскую больницу, а студент Новицкий сегодня в 6 часу пополудни скончался в доме института». Однако условия в градской больнице были плохими: слишком мало Институт мог перечислять городу денег за лечение студентов, и они не раз просили Конференцию профессоров забрать их, чтобы умереть «в своих покоях». Эта удручающая картина не была чем-то уникальным: в то время, когда в Институте скученно жили и учились казенные студенты, их быт в основных чертах повторял обстановку кадетских корпусов и других закрытых учебных заведений, с той только разницей, что студенты были взрослее — от 18 до 23 лет. Поскольку смерть студента, как и его жизнь, является неотъемлемой страницей социальной истории университета, стоит обратить внимание на то, что ритуал похорон студента уже в начале XIX века отсылает не к военным, а к нарождающимся академическим традициям.
На следующий день, 12 апреля, он был погребен на Смоленском кладбище. Похороны Потакинского были скромными, но после отпевания была устроена гражданская панихида, которая подчеркивала «ученый статус» покойного. Рапорт гласит: «Провожали тело его все студенты вместе с некоторыми профессорами, над гробом говорены были студентами Язвицким, Сфериным и Александровским на российском и греческом языках речи». Труд и досуг, болезнь и смерть, траур и праздник — эти структуры повседневности постепенно приобретали для университетского человека специфическое обличье и значение.
Для студенческого быта очень важны по крайней мере, по воспоминаниям студентов всех времен формы проведения досуга, то есть времени, свободного от занятий. При избытке развлечений, существующих сегодня, трудно представить, в чем студенты лет 150 назад находили свои развлечения. Главная радость для казеннокоштного студента того времени а их было большинство — выйти за территорию университета. Сами увольнения в город по особому «билету» были возможны только в субботние и воскресные дни при условии хорошего поведения.
Разумеется, это правило нарушалось на каждом шагу: журналы инспекторов пестрят описаниями самовольных отлучек. Некоторые описания весьма красноречивы. Так, в 1806 г. Петербургский полицмейстер Ф.
Эртель распорядился выслать его из города, но по выяснении, что задержанный — студент и пользуется правом неподсудности обычной полиции, он был отдан в руки университетскому начальству. Соловьев, как говорит тот же источник, «от содержания его чрез целую неделю в уединенном покое на хлебе и воде хотя с начала на несколько времени и исправился было, но после опять настолько ослабел, что редкий стал проходить день, в который бы он не напивался до безобразия». Поскольку для науки от такого студента проку не было, Конференция профессоров, истощив все усилия, обратилась к попечителю с предложением удалить пьяницу, определив его в военную службу, что и было сделано. Места обычных студенческих «загулов» за оградой университета были более или менее постоянны.
Это были самые дешевые трактиры, где студентов кормили и поили в долг. Таких заведений было достаточно в Загибенном переулке. Название переулка исчезло в 1860-х гг. Студенты 1830-х гг.
Популярными ресторациями Васильевского острова были кухмистерская «Лондон» и заведение Гейде, оба на 7-й линии, ресторан Тиханова на набережной напротив Николаевского моста. В этих «точках» студентам наливали в долг. По положению, можно было довести долг до 10 руб. Много ли это?
По таксе, это примерно десять «скверных обедов у Гейде», с пивом, но без вина. Вход в ресторации был платным, даже если студенты ничего не собирались заказывать, но в Загибенном переулке эти суммы были символическими. Своекоштные студенты из дворян могли себе позволить отобедать в приличных ресторанах в центре города, они ходили в театр, играли на Бирже, расположенной рядом с университетом. Конфликты студентов с окрестными жителями были тоже частью повседневности.
На Васильевском острове много лет шла «маленькая война» студентов с местными немцами-мастеровыми. Мемуарист сообщает, как об обычном, повторяющемся событии, о том, что студенты ходили на 27-ю линию «кататься с ледовых гор одного из Шустерклубов», при этом «били немцев, сидя на их спинах, спускались с гор» и вообще производили на Васильевском острове всевозможные «шалости». Эти «забавы» повторяли модель «разгульного поведения» немецких буршей, державших в страхе маленькие города Германии. Вечером студенты отправлялись на Невский проспект «показать себя».
В целом, их проделки того времени были мелким хулиганством, до уголовщины не доходило: студенты «то, идя пьяною ватагою по Николаевскому мосту, сбивали и бросали в Неву с прохожих шапки, то перевешивали вывески магазинов, то залезали в колодцы и пугали подъезжающих лошадей, неожиданно вскакивая и осаждая их за узду назад, то выходили на балконы плясать в костюме Адама, то забирались на чужие свадьбы, пользуясь тем, что на свадьбах обыкновенно гости со стороны жениха не знакомы с гостями со стороны невесты». Из немецких университетов в Дерптский, оттуда — в Петербургский вместе с переходящими студентами переносились обычаи студенческих дуэлей, пирушек, собратств. Это рождало поразительную картину, когда «корпоративные практики» существовали, и отдельные национальные «корпорации»-землячества немцев, поляков, русских в стенах университетов действовали, но студенческой корпорации как общности всех студентов университета — еще не было. Влиятельных корпораций в Петербургском университете в пору их расцвета было три: сначала образовалась из остзейских немцев корпорация Baltika, в пику ей из «продвинутых» русских студентов сложилась корпорация Ruthenia, потом образовалось сообщество студентов-поляков — Ogul общество.
Корпорации имели своих лидеров, свои символы, свои цвета. Они, помимо инспекции и университетского суда, регулировали повседневную жизнь и даже нравственность своих членов. Студент, совершивший недостойный поступок, подлежал суду чести Ehregericht. Если проступок признавался извинительным, студент подвергался временному исключению из среды корпорантов: то есть он оставался в университете, но товарищи не имели права кланяться и говорить с ним в продолжение определенного времени, пока все случившееся не предавалось забвению.
За более серьезные проступки против нравственности виновный подвергался вечной изоляции, то есть до окончания курса никто из членов корпорации с ним не общался. Наиболее пунктуальны в соблюдении обычаев были представители немецкой Балтики, члены русской корпорации лишь подражали им. Жизнь корпоранта была весьма насыщенной, даже если он не посещал лекций, а это, увы! Белов, будущий этнограф и беллетрист, едва поступив в университет в 1836 г.
С утра он приходил в шинельную, служившую в то же время и курильней. Здесь составлялись компании для кутежей, шли толки о добывании денег; студенты узнавали о литературных и других новостях. Затем начинались длительные уроки фехтования. Вечером корпорант непременно участвовал в кнейпах маленьких вечеринках корпорации, с трубками и вином , а изредка — в коммершах больших праздниках и шествиях, в которых непременно участвовала вся корпорация.
На этих празднествах обязательно устраивалось пение немецких студенческих песен Burschenlieder вперемешку с русскими студенческими песнями, сочиненными Н. Вот образчик корпоративного фольклора: Проведемте, друзья, эту ночь веселей, И пусть наша семья соберется тесней. Налей, налей бокалы полней! И пусть наша семья соберется тесней!
Старшие корпоранты назывались буршами. Причем, бурши были простые и так называемые кор-бурши, которые по решению конвента сходки имели право носить фуражки цветов корпорации. Это были, конечно, не форменные студенческие фуражки, а маленькие шапочки без козырька, которые можно было надеть только в дружеском собрании. Но если в провинциальном Дерпте полиция сквозь пальцы смотрела на студенческие пирушки и забавы, то в Петербургском университете, где строго следили за тем, чтобы панталоны были установленной ширины, а «погончики», введенные для казенных студентов, с установленной выпушкой, за «цветную шапочку» или увлечение кнейпами можно было легко угодить в карцер.
Расцвет корпоративной активности в противоположность академическим занятиям в 1830-40-е гг. Численность и организованность студенчества постепенно превращали его в особое субобщество внутри города, а администрация университета этого вроде бы не замечала. С другой стороны, в то время стремление к научным занятиям часто не находило удовлетворения из-за остававшегося до середины XIX века низкого уровня преподавания. Белов, — но нас трудно винить за наше равнодушие к учению потому, что в наше время мы не слышали живого слова с кафедр различных факультетов».
Привнесенные остзейскими студентами традиции немецких корпораций выразились в увлечении дуэлями как средством выяснения отношений. До этого времени ссора между студентами оканчивалась простой русской дракой. Если студент оскорблял своего товарища словом или поступком, то он должен был драться с ним на дуэли. Для исполнения этого корпоративного ритуала студенты брали уроки фехтования.
А непосредственно перед дуэлью готовилось оружие. Шпага была элементом форменной одежды студента, но для поединка клинки специально затачивались у оружейного мастера, так что риск получить рану был нешуточным. Однако как-то обходилось без несчастных случаев, по крайней мере, о дуэлях, которые бы завершились серьезной раной или смертью спорщиков, университетские документы умалчивают. Это вполне соответствует общероссийской дуэльной статистике, когда «поединок чести» заканчивался в девяти случаях из десяти обменом выстрелами в воздух или примирением.
Дуэлей, доведенных до кровавой развязки, было мало. По правилам, студенты дрались до первой царапины, что воспринималось как лучший повод к примирению, в знак чего противники должны были обняться и вместе отправиться на пирушку. Мода на дуэли продержалась столько времени, сколько были популярны сами корпорации — около полутора десятилетий, и кончилась в конце 1840-х гг. Законодательство тех лет, как известно, предусматривало жесткое наказание за участие в дуэлях, и распространялось не только на военных, но и на гражданских чиновников.
Но для студентов тех лет дуэли были частью корпоративных традиций, хотя нередко не имели серьезного повода, почти никогда не совершались из-за женщин студенты и женщины — это особая тема. Участие же в университетских дуэльных историях обходилось слишком дорого. Вердеревский и Д. Бибиков с товарищами ужинали в ресторации Дюсо, где между молодыми людьми произошел «пустяковый спор».
Разгоряченные вином юноши договорились о дуэли. В тот же вечер об этом было доложено попечителю округа вывод: среди ужинающих был осведомитель! Будучи вызваны к начальству, молодые люди уверяли, что уже помирились. После чего Бибиков был отослан к матери, а Вердеревский, замеченный и прежде в «неблагонадежном поведении», оставлен под арестом на 3 дня.
Как ни удивительно, непримиримые студенты вновь условились драться, и снова информация об этом просочилась «наверх». На этот раз судьба обоих решалась уже самим министром народного просвещения с одобрения императора. Бибикова все же решено было оставить в университете «из уважения к долговременной службе его отца», Киевского военного губернатора. А Вердеревский был исключен из университета и выслан на Кавказ рядовым, с выслугой не прежде трех месяцев.
Прочие студенты, участвовавшие в пирушке, за неуведомление университетского начальства о дуэли были арестованы на неделю. Условия заключения в карцере или «комнате уединения» были, впрочем, весьма мягкими, да и служители, охранявшие «узника», ему потворствовали, понимая, что он не солдат и не колодник, а лишь молодой повеса. Сторож, посещавший заключенного, приносил то миску щей, то стакан горячего сбитня. Правда, не было никаких развлечений.
Давать, например, перья и бумагу строго запрещалось, студент мог довольствоваться только чтением Библии. Поэтому заключенные в карцер, в основном, развлекались, создавая рисунки и целые композиции на его стенах. Однако мемуаристы, бравирующие опытом заключения в карцере, утверждают, что по вечерам наступала полная свобода: подкупив сторожа, к ним приходили товарищи, «у кого в кармане был ликер, у кого паштет, у кого рябчики, у кого под шинелью бутылка клико… начинался пир до позднего вечера». Таким образом, даже в суровое николаевское время торжествовала истина: университет — не казарма и не тюрьма.
В период расцвета студенческих корпораций, по свидетельствам мемуаристов, в них участвовало не более пятой части студентов. После упадка этих иерархизированных конспиративных объединений, где преобладали игровые формы общения, их место среди форм студенческой самоорганизации заняли землячества, объединявшие студентов по территориальному или национальному признаку. Землячества, складывающиеся уже в 1840—50-х гг. В 1860-е гг.
И тогда в старой студенческой песне появятся новые слова: Выпьем первый бокал И поднимем второй — За девиз наш «Вперед»! Однако метаморфоза, превратившая студента-буяна в студента-политика, участника сходок, уличных шествий и кружков политического самообразования, цели которых далеко выходили за рамки академических проблем, является темой отдельного рассказа, который будет представлен в недалеком будущем. Казакова, аспирантка исторического факультета ПетрГУ. Там, где сейчас занимаются философы и историки, был когда-то гостиный двор.
В Главном здании заседал Сенат и работали коллегии. Какое прошлое скрыто за привычным видом университетских корпусов? В 1724 г. В списке студентов тогда числилось всего 38 человек.
С 1760 г. В XIX веке Университету передают великолепное здание петровских коллегий, которое и стало его главным символом. Главное здание Петербургского университета строилось в 1722-1742 гг. Петр I планировал сделать Васильевский остров центром города.
Именно поэтому недалеко от Стрелки построили здание для важнейших учреждений государственного управления. При Петре I был заложен только фундамент. В 1742 г. В административном здании располагались: Сенат высший распорядительный, исполнительный и судебный орган ; Синод высший орган управления русской православной церкви и коллегии созданные Петром I прообразы современных министерств.
Вначале предполагалось двенадцать коллегий, потом их число сократилось до десяти.
Перельмана В своей педагогической и научной деятельности применяет новейшие образовательные стандарты и методики. На занятиях использует электронное тестирование, элементы деловой и ролевой игры, что способствует глубокому освоению предмета и стимулирует углубленное изучение студентами предмета, много времени уделяет подготовке студентов к олимпиадам регионального и федерального уровней. Перельмана За годы работы в Санкт-Петербургском педагогическом институте внес значительный вклад в развитие педагогического, высшего профессионального образования Северо-Западного федерального округа.
Под ее руководством создана лингвистическая лаборатория, где имеются все современные средства для проведения исследований. Заведуя кафедрой лингвистики, проводит активную работу по оснащению новым оборудованием лингвистической лаборатории. Перельмана Защитила докторскую диссертацию на тему: «Лингвистический анализ текстов официальных источников» и получил ученую степень доктора филологических наук. В своей диссертационной работе разработала оригинальную методику анализа текста.
Программное обеспечение для данного анализа было реализовано на практике впервые.
Санкт-Петербургский государственный университет
Новости СПбГУ: Показ фильма Максима Полякова «Полный Танюрер». Информация для поступающих в СПбГУ: календарь дней открытых дверей, список специальностей, контакты Санкт-Петербургского государственного университета. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИЛИ СПБГУ, адрес: г Санкт-Петербург, Университетская наб, д 7/9 зарегистрирована 11-10-1993. Главная» Новости» Спбгу конференции 2024.
Реквизиты СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) не смог найти подрядчика на первый этап строительства нового кампуса. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича – базовый отраслевой университет СПб, занимающий одно из лидирующих положений в рейтинге технических вузов России. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИЛИ СПБГУ (ИНН 7801002274, ОГРН 1037800006089), зарегистрированное по адресу 1. Реквизиты, официальный сайт, адрес, телефон, контакты. актуальная информация для абитуриентов Санкт-Петербурга.
СПбГУ отрекается от студенческих медиа
Исследовательские проекты, выполняемые под руководством высококлассных специалистов, являются хорошим заделом для дальнейшего пути в самых разных областях знания высокотехнологичная медицина, управление процессами, экономика, биоинформатика. Углубленная подготовка в области математики и информатики позволит получить серьезный задел для успешного участия в различных статусных олимпиадах и конкурсах. Набор специальных курсов и факультативных занятий формирует особый ход креативного мышления с серьезным упором на логическое решение разнообразных профессиональных задач, встающих перед школьниками в процессе интеллектуальной деятельности. Совместно с компаниями-партнерами СПбГУ планируется проведение летней школы по информатике, в рамках которой обучающиеся знакомятся с прикладными аспектами профессии. На углубленном уровне изучаются алгебра, математический анализ, геометрия, физика, информатика и иностранный язык. В летний период предусмотрены практическая деятельность в математике, физике и информатике, а также выполнение индивидуального проекта с последующей его защитой.
Химия - 10 класс Программа предполагает расширенное и углубленное изучение биологии и химии порядка 7—8 часов в неделю на предмет.
Первое время Университет жил по Уставу Главного педагогического института, пока 4 16 января 1824 года в нём не был введён в действие изменённый по обстоятельствам Устав Московского университета. Ректор — профессор Н. Здания университета расположены в основном в Василеостровском и Петродворцовом районах города. На Васильевском острове расположен так называемый Василеостровский учебно-научный комплекс с историческим главным зданием университета здание Двенадцати коллегий , а в Старом Петергофе — Петродворцовый учебно-научный комплекс.
Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера Ж; 55 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера Л; 56 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера О; 57 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера Р; 58 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера СО; 59 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера Т; 60 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера Ц, пом. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7-9-11, литера Ш; 63 199034, г. Санкт-Петербург, Филологический переулок, дом 3, литера П; 64 199105, г. Санкт-Петербург, 22-я линия В. Санкт-Петербург, 21-я линия В. Санкт-Петербург, 23-я линия В. Санкт-Петербург, Большой проспект В. Санкт-Петербург, переулок Декабристов, дом 16, литера А; 70 199155, г. Санкт-Петербург, переулок Каховского, дом 9, литера А; 71 199178, г. Санкт-Петербург, 10-я линия В. Санкт-Петербург, 14-я линия В. Санкт-Петербург, 16-я линия В. Санкт-Петербург, Камская улица, дом 16а, литера А 76 198510, г.
Об этом сообщает редакция «Студня». Редакция рассказала, что им придется почистить архивные материалы, а также поменять шапку и доменный адрес названием журнала.
2024-й год объявили в Северной столице Годом СПбГУ: событие государственного масштаба
Posted 28 ноября 2023,, 13:18 Published 28 ноября 2023,, 13:18 Modified 1 февраля, 20:45 2024-й год объявили в Северной столице Годом СПбГУ: событие государственного масштаба 28 ноября 2023, 13:18 Фото: Пресс-служба СПбГУ Власти Северной столицы приняли решение объявить 2024 год Годом Санкт-Петербургского государственного университета. Об этом сообщили «Росбалту» в пресс-службе Смольного. В рамках предусмотренной городским бюджетом поддержки научно-образовательной сферы в Петербурге в ближайшие три года вдвое увеличат размеры городских субсидий, премий и стипендий для студентов, аспирантов и ученых. Губернатор города на Неве Александр Беглов на торжественном открытии Петербургского международного научно-образовательного салона и конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в ХХI веке» назвал Петербург колыбелью отечественной науки и высшего образования.
Он объяснил, что в ходе проверки руководство СПбГУ выявило несколько пабликов, которые распространяли недостоверную информацию о деятельности университета, используя при этом наименование вуза в названии и описании сообщества. По словам Пенова, это могло ввести в заблуждение как студентов университета, так и других пользователей. Ранее студенческая газета «Студень» активно освещала вопрос об отчислении студентов СПбГУ за участие в пацифистских акциях и ситуацию с профессором Межевичем, на странице соцсети «ВКонтакте» которого были опубликованы посты о покупке «печени либерала».
Теоретический материал уроков иллюстрируют и дополняют практические и лабораторные занятия в современных университетских лабораториях. На углубленном уровне изучаются алгебра, математический анализ, геометрия, физика, информатика и иностранный язык Предусмотрено выполнение индивидуального проекта с последующей его защитой Биология - 10 класс Программа предполагает расширенное и углубленное изучение биологии и химии порядка 7—8 часов в неделю на предмет.
Теоретический материал уроков иллюстрируют и дополняют практические и лабораторные занятия в современных университетских лабораториях, полевые практики и экскурсии в природу. По желанию ребята могут выбирать факультативы по отдельным предметам, тренироваться в решении задач повышенной трудности и заданий Олимпиад. На углубленном уровне изучаются алгебра, математический анализ, геометрия,биология, химия и иностранный язык. В летний период предусмотрены практическая деятельность в биологии и химии, а также выполнение индивидуального проекта с последующей его защитой. География - 10 класс Программа практик включает комплекс учебных блоков охватывающих различные разделы наук о Земле: геологическое строение территории, физико-географическая и ландшафтная характеристика региона, климатические и гидрологические условия региона, особенности почвенного покрова и биогеографические характеристики региона, особенности состава населения и культурно-этнографические особенности региона,особенности территориальной организации хозяйства региона проведения учебной практики.
Конференция проходила в очном формате в главном корпусе института на Басковом переулке и привлекла внимание более 150 участников. Студенты юридического факультета СПбГЭУ достойно представили университет, выступив с работами, посвященными актуальным проблемами юридической науки, в разных секциях конференции под научным руководством Рагозиной Натальи Александровны — доцента кафедры конституционного и административного права юридического факультета СПбГЭУ.
Поступление в Академическую гимназию 2024
СПбГУ и университету Герцена вынесли предостережение из-за экзаменов для мигрантов. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – ведущий классический университет России, один из двух вузов страны, имеющих право на разработку и внедрение собственных образовательных стандартов. Санкт-Петербургский государственный университет — один из старейших, крупнейших и ведущих классических университетов. Полное название: Ассоциация Выпускников Санкт-Петербургского государственного университета. Также в университете уточнили, что у «Студня» не было разрешения на использование названия СПбГУ. Компания САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИЛИ СПБГУ зарегистрирована 11.10.1993 по адресу Санкт-Петербург, наб Университетская, 7/9.
Смотрите также
- 2024-й год объявили в Северной столице Годом СПбГУ: событие государственного масштаба — Росбалт
- Представители организации
- Реквизиты СПбГУ | Санкт-Петербургский государственный университет
- 195 лет назад -8 февраля 1819 года, реорганизован Санкт-Петербургский университет
СПбГУ запретил студенческому журналу использовать своё наименование
На юридический факультет обучались 2099 студентов, на физико-математический факультет - 1149 студентов, на факультет восточных языков - 212 студентов, на историко-филологический факультет - 171 студент. В 1902 году в университете открылась первая в России студенческая столовая. Примерно с 1897 года регулярные забастовки и студенческие волнения сотрясали университет и распространились на другие высшие учебные заведения по всей России. Во время Революции 1905 г. В 1905—1906 годах университет был временно закрыт из-за студенческих волнений. Его автономия была снова отменена в 1911 году. В том же году университет был снова временно закрыт. В 1914 году, с началом Первой мировой войны , университет был переименован в Петроградский Императорский университет в честь одноименного города. Во время войны университет был важным центром мобилизации интеллектуальных ресурсов и научных знаний России для победы. В 1915 году в Перми открылся филиал университета , который впоследствии стал Пермским государственным университетом.
Однако после Октябрьской революции 1917 года сотрудники и администрация университета поначалу открыто выступали против захвата власти большевиками и отказывались сотрудничать с Наркомпросом. Позже, в 1917—1922 годах, во время Гражданской войны в России , некоторые из сотрудников, подозреваемых в контрреволюционных симпатиях, были заключены в тюрьму например, Лев Щерба в 1919 году , казнены или сосланы за границу на так называемых кораблях философов в 1922 году например, , Николай Лосский. Более того, весь персонал в те годы страдал от голода и крайней нищеты. В 1918 году университет был переименован в 1-й Петроградский государственный университет, а в 1919 году Наркомпрос объединил его со 2-м ПГУ бывший Психоневрологический институт и 3-м ПГУ бывшие Бестужевские высшие женские курсы в Петроградский государственный университет. В 1919 году Наркомпрос учредил факультет социальных наук вместо историко-филологического, восточного и юридического факультетов. Николас Марр стал первым деканом нового факультета. Химик Алексей Фаворский стал деканом физико-математического факультета. На базе университета открыты рабфаки и бесплатные университетские курсы для массового обучения. Осенью 1920 года, как отметила первокурсница Алиса Розенбаум , набор студентов был открытым, и большинство студентов были антикоммунистами, в том числе, пока не были удалены, несколько ярых противников режима.
Видя, что они воспитывают «классовых врагов», в 1922 году была проведена чистка, основанная на классовом происхождении студентов, и все студенты, кроме старшеклассников, с буржуазным прошлым были исключены.
Благодарим участников конференции и модераторов за внимание к мероприятию, живую дискуссию и результативную работу!
Об этом рассказала редакция газеты в группе « Студня » в соцсети «ВКонтакте». Как сообщили студенты, в их редакцию пришел документ от администрации университета с требованием убрать упоминания вуза из названия и описания сообщества. Редакция газеты решила последовать предписанию и поменяла описание, шапку и доменный адрес группы до выяснения обстоятельств.
Редакция газеты решила последовать предписанию и поменяла описание, шапку и доменный адрес группы до выяснения обстоятельств. Заместитель ректора по правовым вопросам СПбГУ Юрий Пенов подтвердил , что руководителям нескольких студенческих сообществ были направлены уведомления о необходимости прекратить использование названия вуза. Он объяснил, что в ходе проверки руководство СПбГУ выявило несколько пабликов, которые распространяли недостоверную информацию о деятельности университета, используя при этом наименование вуза в названии и описании сообщества.