Читайте последние новости дня по теме Югославия: Под бомбами НАТО: 25 лет назад Лукашенко прилетел в Югославию ― история в видео, Путин не считает дерзкой операцию военных РФ в аэропорту Приштины в 1999 году. Руководство Союзной Республики Югославия (СРЮ) начало переговоры с Руговой о нормализации ситуации в крае. БЕЛГРАД, 10 июн — РИА Новости, Николай Соколов.
Виктор Заварзин: История даст свою оценку действиям США и НАТО в Югославии
Более 800 тысяч человек стали беженцами в ходе операции «Союзная сила». По разным оценкам, от 530 до 1500 мирных жителей погибли при бомбардировках и сопутствующих боевых действиях на земле. По оценкам сербской стороны, погибших было вдвое-втрое больше. Однако уже в пути, над Ньюфаундлендом, самолет с премьером развернулся — как бы в знак протеста в связи с начавшимися ударами НАТО. С осуждением действий альянса в России выступают до сих пор. Также почитайте о вооружении стран НАТО, которое российская армия захватывает на полях спецоперации в Украине. В материале рассказываем, что именно забрали военные и зачем это оружие нужно России.
По оценкам властей Сербии, за время бомбардировок погибли около 2,5 тыс. Ранения получили более 8 тыс. Война НАТО против Югославии привела к оккупации Косово силами Альянса, за которой последовали этнические чистки сербского населения и отделение края в 2008 году. Декларация, принятая США в связи с ситуацией в Косово, гласила, что декларации о независимости могут нарушать внутреннее законодательство стран, из состава которых выходит тот или иной регион. В связи с памятной датой представители сербских властей, армии, органов местного самоуправления и различных политических и неправительственных организаций возложат цветы и венки к памятникам и мемориалам, посвященным жертвам агрессии, передает РИА Новости. Президент Сербии Томислав Николич будет присутствовать на церемонии в городе Варварин, где по мосту, не являвшемуся военной целью, в мае 1999 года был нанесен авиаудар, в результате которого погибли десять человек и еще десятки пострадали. Председатель технического правительства Ивица Дачич посетит гору Стражевица на окраине Белграда, где установлен памятник погибшим бойцам югославской армии. Здесь самолеты НАТО ежедневно бомбили военную базу.
На территории Косово памятные церемонии пройдут в Грачанице и Лепосавиче. Во всех православных храмах и церквях страны в память о жертвах операции НАТО состоится молебен. При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства. Нашли ошибку в тексте?
Ранения получили более 8 тыс. Война НАТО против Югославии привела к оккупации Косово силами Альянса, за которой последовали этнические чистки сербского населения и отделение края в 2008 году.
Декларация, принятая США в связи с ситуацией в Косово, гласила, что декларации о независимости могут нарушать внутреннее законодательство стран, из состава которых выходит тот или иной регион. В связи с памятной датой представители сербских властей, армии, органов местного самоуправления и различных политических и неправительственных организаций возложат цветы и венки к памятникам и мемориалам, посвященным жертвам агрессии, передает РИА Новости. Президент Сербии Томислав Николич будет присутствовать на церемонии в городе Варварин, где по мосту, не являвшемуся военной целью, в мае 1999 года был нанесен авиаудар, в результате которого погибли десять человек и еще десятки пострадали. Председатель технического правительства Ивица Дачич посетит гору Стражевица на окраине Белграда, где установлен памятник погибшим бойцам югославской армии. Здесь самолеты НАТО ежедневно бомбили военную базу. На территории Косово памятные церемонии пройдут в Грачанице и Лепосавиче. Во всех православных храмах и церквях страны в память о жертвах операции НАТО состоится молебен.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства. Нашли ошибку в тексте? Партию минералки уничтожили в качестве меры предосторожности.
Зампред думского комитета указал, что в тех условиях Россия предпринимала определенные усилия на всех уровнях по урегулированию югославского кризиса. Президент России выступил с осуждающим заявлением. Мы заморозили отношения с НАТО.
Я, как главный военный представитель России при НАТО, был отозван из Брюсселя, а уже 30 марта в Белград была направлена большая российская делегация», - напомнил Заварзин. Однако дальнейшие события развивались, к сожалению, не по нашему сценарию, констатировал Заварзин. И в последующем они сделали все, чтобы незаконно, без референдума в нарушение резолюции отторгнуть Косово от Сербии», - сказал депутат. По его словам, Балканы всегда были и останутся зоной наших исторически сложившихся стратегических интересов. Его раздражает независимая политика Сербии и непризнание статуса Косова. Поэтому они подталкивают оппозицию и фашиствующие хулиганские элементы к беспорядкам», - сказал зампред думского комитета, выразив уверенность, что сербский народ и руководство сумеют справиться с этой ситуацией.
В Сербии заявили, что не хотят вступать в НАТО и забывать, кто отнял Косово
Участие Союзной Республики Югославии в югославских войнах закончилось Дейтонским соглашением, которое признало независимость республик Хорватии, Словении и Боснии и Герцеговины, а также установило дипломатические отношения между государствами. Югославия — новости сегодня и за 2024 год на РЕН ТВ. Позднее, в 1963 году, страна получила новое название – Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Новости по теме Югославия. Осенью 2000 года тогда еще в Союзной Республике Югославия в ходе «бульдозерной» революции свергли президента Слободана Милошевича. Такое мнение высказал бывший министр иностранных дел Союзной Республики Югославия Живадин Йованович в воскресенье, 26 марта. Своеобразие военного конфликта в Югославии состояло в том, что он включал в себя две «мини-войны»: агрессию НАТО против СРЮ и внутреннее вооруженное противоборство на национальной почве между сербами и албанцами в автономном крае Косово.
Распад Югославии: причины и последствия
В 1971 году в Хорватии произошла так называемая «Хорватская весна», весной 1981 года - беспорядки в Косове, также известные как «Албанская весна», организаторы требовали выхода Косова из состава Югославии. Со временем возникают разногласия и на политической арене, происходит партийный раскол: Союз Коммунистов Сербии преобразуется в Социалистическую партию Сербии. В ноябре 1990 года на выборах в представительные органы коммунисты социалисты смогли сохранить свои позиции только в Сербии и Черногории, в остальных республиках победили партии буржуазно-националистического толка, связанные с Западом. Власти Югославии стремились сплотить и объединить республики: в январе — марте 1991 прошло три заседания Президиума, ряд двусторонних встреч с представителями республик, на которых были рассмотрены различные проекты изменения отношений в рамках Югославской федерации. Однако переговоры не привели к каким-либо результатам, а лишь показали существующие противоречия и конфликты, республики начинают принимать решения о выходе и заявляют о своем суверенитете, вследствие чего вспыхивает гражданская война.
В июне 1991 года парламенты Словении и Хорватии объявляют о своей независимости, 8 сентября того же года в Македонии проводится референдум за независимость, Босния и Герцеговина декларируют о своей независимости в марте 1992 года, а в апреле того же года в Белграде провозглашается Союзная Республика Югославия в составе Сербии и Черногории. Проводятся многопартийные выборы в парламент, принимается Конституция нового государства. Делается заявление о признании Союзной Республикой Югославией независимости всех государств — бывших югославских республик и об отсутствии территориальных претензий к ним.
Республики даже придумали про Сербию то, что он хочет сделать из их отца одну большую Сербию, в составе которой были бы все остальные. Так или иначе, распад обернулся югославской войной, в ходе которой республики, ранее бывшие друзьями, стали друг для друга злейшими врагами. Сначала он попросил СФРЮ мирно прекратить военные действия на своей глине. В конечном итоге в 1991-93 годах стали образовываться независимые страношры.
Реинтеграция Косово[ ] Самым тяжелым для новообразованной "Рождественской коалиции" вопросом была реинтеграция Косово в состав Югославии, в результате военных действий региону был нанесен чрезвычайно большой урон, кроме того, югославскому правительству согласно принятому плану надо было способствовать возвращению в регион многочисленных беженцев, кроме того Белграду требовалось преодолеть многолетнюю вражду с косовским населением для спокойной интеграции региона обратно в состав Югославии. Выборы в Косово были назначены на начало 2001-ого года, за это время югославским властям требовалось сформировать политическую партию из косоваров, которые бы поддерживали статус Косово как автономии в составе Югославии. В конечном итоге летом 2000-ого года в Югославию был приглашен - Бехджет Пацолли, известный строительный бизнесмен родом из Косово, после ряда переговоров Пацолли принял предложение сформировать в Югославии свою партию и вложиться в восстановление автономии, но выдвинул ряд требований, среди которых была амнистия для ряда руководителей косовских сепаратистов, в частности для Ибрагима Руговы, многолетнего президента Косово, "балканского Ганди" и крупной части его соратников не обвиняемой югославской стороной в военных преступлениях и не поддержавших в годы войны деятельности АОК. Благодаря активному финансированию из личных средств, административного ресурса и отсутствию сильных конкурентов на выборах 2001-ого года "Демократическая Лига Косово" одержала победу среди косоваров, а "Сербский Демократический Блок" среди сербского населения сербские националисты, оказались фактически на выборы недопущены , на выборах также отразилось то что в выборах принимали участие также сербские полицейские и сотрудники специальных служб, расквартированные в Косово. Вместе две партии сформировали в Скупщине автономии коалицию, а регион возглавил сам Пацолли. Кроме того югославские силы должны были способствовать возвращению в регион беженцев, параллельно борясь с местной организованной преступностью, которая процветала на территории края в 1990-ые годы. Ещё одной проблемой для Югославии, связанной с Косово стал терроризмом, после смены администрации в США с Демократической на Республиканскую, а также после 11-ого сентября АОК, установила ещё более тесные связи с различными террористическими организациями, в частности с "Аль-Каидой", беженцы же являлись прекрасными кадрами для их вовлечения в различную террористическую деятельность. Характерной чертой террористической деятельности в Косово было фактическое отсутствие и АОК сильных лидеров. Теракты проходили как на территории самого автономного края, так и в остальной части Югославии, часто теракты на территории Косово приводили к этническим столкновениям, особенно сильные они были после того как 5 мая 2002-ого года на Пасху, смертница привела в действие взрывное устройство в Церкови Богородицы Одигитрии, в результате которого 20 человек погибло и 14 было ранено, начавшиеся вслед за этим погром косовских албанцев с трудом был остановлен миротворцами и Югославской милицией. Самым же крупным терактом стал взрыв поезда Приштина - Белград, 19 октября 2003-ого года, прямо перед выборами в Югославии, в результате теракта погибло 67 человек и ещё около 50 оказалось ранено.
В целом, в результате терактов, полицейских рейдов и столкновений с боевиками, с 2000 по 2007 годы погибло 234 человека и около 300 оказались ранены. При этом, террористическая деятельность, жертвами которой становились не только сербы, но и косовские албанцы, привело к тому, что в следующие годы, многие бывшие борцы за независимость региона отказывались от связи с АОК и возвращались в Югославию, принимая сложившийся порядок дел, некоторые даже продолжали заниматься политикой, как например, один из лидеров косовского студенческого движения в 1990-ые годы - Альбин Куртин, в 2003-ем году вернувшемся из эмиграции и основавшем левую "Социал-демократическую партию Косово". Также процесс восстановления Косово был довольно неравномерным, если столица автономии за годы восстановления, действительно, преобразилась то менее крупные города Косово, деревни и села, продолжают прибывать в запустении, несколько снизить зависимость Косово от федерального центра удалось после того как при содействии российских и британских специалистов был вновь запущен промышленный комплекс "Трепча", который предоставил для жителей автономии большое количество рабочих мест и способствовал привлечению в регион инвестиций, тем не менее, как перед крахом режима Слободана Милошевича, так и в наше время Косово продолжает во многом зависеть от субсидий приходящих из Белграда. Экономическая стабилизация и реформы [ ] Несмотря на то, что значительная часть экономических реформ в Югославии была проведены ещё в 1990-ые годы, югославская экономика все равно требовала значительной перестройки, в связи с прекращением бесконечных войн и реинтеграции Косовской автономии, кроме того в "Рождественнской коалиции" посты "финансового блока" заняли представители Демократической оппозиции, обещаниями которых среди прочего было проведение значительных экономических реформ. Стоит отметить, что реформы в Югославии проходили по трем разным вариантам в зависимости от региона, в Сербии и Воеводине он проходил по одному сценарию, который в свою очередь значительно отличался от варианта Черногории и Косово. Новый экономический блок одобрил проведение значительных рыночных преобразований, которые среди прочего подразумевали проведение массовой приватизации государственной собственности и облегчению инвестиционного климата. В это же время югославское правительство оказало давление на Черногорию, запретив им переходить на Евро, что привело к фактическому возвращению в Югославию единой валюты - сербского динара. В это же время Югославии требовались инвестиции, в условиях санкций со стороны Европейского Союза, обеспечить их могла главным образом Россия. Ситуация для Югославии изменилась в ещё лучшую сторону после отмены Европейских санкций в январе 2004-ого года, после этого в страну хлынули инвестиции со всей Европы, довольно быстро ЕС стал главным экономическим и торговым партнером СРЮ. Тогда же Югославия смогла получить полноценные кредиты от многих международных организаций, который правда выдавали их, лишь на условиях жесткого следованию курсу реформ, что довольно часто вызывало конфликты финансовой части правительства с действующим Президентом Союзной Республики.
В Черногории радикальные экономические реформы начали осуществляться ещё во второй половине 1990-ых. Мило Джукановича бессменного руководителя Республики, называли не иначе как социалистом "с портретом Маргарет Тэтчер", он ещё 1998-ом году ввел на одном уровне с сербским динаром в обращении немецкую марку, объясняя это борьбой с инфляцией, тем не менее, под давлением федерального правительства в 2002-ом году, когда весь Европейский Союз переходил на Евро Джуканович был вынужден отказаться от перехода своего региона на единую европейскую валюту, чему способствовала стабилизация сербского динара. В то же время курс федерального правительства, во многом совпадал с планами Джукановича, в регионе прошла волна приватизации государственного имущества, существенно облегчено законодательство в области иностранных инвестиций в экономику, введен НДС. Джуканович принял решение выстроить экономику своей Республики, в первую очередь на на туристическую деятельность, стремясь стать элитным курортным центром. Когда Джуканович в 2001-ом году объявил о своих планах превратить Черногорию в "жемчужину Адриатики" в регион пошли масштабные инвестиции, в условиях санкций Европейского Союза они в основном исходили из Восточной Европы, главным образом из России и Украины , кроме обычных бизнес-инвестиций в регион прибывало большое количество туристов из Восточной Европы, которых привлекали низкие цены и доступность черногорских пляжей, после отмены европейских санкций с 1 января 2004-ого года, в регион устремились туристы в том числе и из Европы, все это привело к бурному росту экономики региона и туристической сферы. В то же время развитие туристической индустрии привело к закрытию многих промышленных предприятий, что неудачно сказалось на популярности правящей партии Демократических Социалистов на выборах 2005-ого года. Тем не менее, регион вполне быстро развивался став центром туризма для многих жителей, как Югославии так и всей Европы. Наконец, наиболее сложным процесс экономических реформ был в Косово, федеральное правительство и глава Автономии Пацолли тратили огромные деньги на восстановление разрушенной косовской инфраструктуры и привлечению инвестиций в регион. Второй задачей была борьба с огромным пластом "теневой экономики", который среди прочего включала: торговлю органами, людьми, наркотиками, контрабанду различных товаров и т. Из этого же следовала проблема с "теневой экономикой", которая представлялась чрезвычайно трудно решаемой и часто приводила к столкновениям между организованной преступностью и силами югославского правопорядка, часто ОПГ имели тесную связь с косовскими боевиками, в частности, с АОК.
В целом же, проблему "теневой экономики" не удалось решить ни в правление Слободана Милошевича, ни после его смещения, несмотря на то что с 2007-ого года её "размер" значительно сократился. В целом же, многие эксперты склонны высоко оценивать развитие Югославской экономики, чей рост, начавшийся в 2003-ем году и продолжающийся до сегодняшнего дня с перерывом на 2009-2010 года , наравне с Румынией , довольно часто называют "балканским тигром", а работа министра финансов - Джелича "отца чуда" удачным примером проведения "шоковой терапии". Выборы 2003-ого года[ ] К выборам 2003-ого года Югославия подходила в тяжелом положении, страна находилась в процессе экономических реформ и была мишенью для разного рода террористических атак, что било в первую очередь по популярности Слободана Милошевича и правящей Социалистической Партии, падала также популярность Демократического Альянса сформированного из Демократической Оппозиции в 2000-ом году , в этих условиях вновь главной силой становились националисты из Сербской Радикальной Партии, руководитель которых - Томислав Николич объявил о своих президентских амбициях, при этом по мнению многих политологов, обладая реальными шансами одержать на выборах победу. Выборы в Югославии состоялись 26 октября 2003-ого года, как и прошлые на них параллельно проходили выборы Президента и Союзного Парламента. Результаты выборов в Парламент - оказались во многом удивительными для большинства наблюдателей. Фактически, от результатов президентских выборов зависело то, какое правительство будет сформировано, все зависело от решения Коштуницы, кого из двух кандидатов поддержать на выборах. Демократический Альянс был значительно расколот по этому вопросу, часть альянса призывало к поддержке Милошевича, а другая к поддержке Николича. Коштуница медлил с принятием окончательного решения, длительное время, взвешивая решение. В конечном итоге, лидер Альянса пришел к выводу, что в случае победы Николича, главную роль в формирование нового правительства получат именно Радикалы, в то время как Альянсу достанутся лишь второстепенные позиции, в то же время в случае сохранения "Рождественской коалиции" большую часть правительства удастся сформировать именно им, а самому Воислав сможет занять пост Председателя Правительства. Кроме того, по мнению экспертов, значительную роль в этом сыграла приобретение российским Газпромом сербской нефтегазовой госмонополии "НИС", что укрепило популярность югославского правительства и действующего Президента.
Внешняя политика Югославии, начало интеграции в Европейский Союз [ ] Важным фактором внешней политики Югославии являлся выходом из частичной внутренней изоляции, в которой страна находилась с середины 1990-ых годов. Определенных сдвигов удалось добиться в начале нового столетия после окончания конфликта в Косово и подписания целого ряда договоренностей, направленных на восстановление мира и спокойного развития в Косово, по мере реформ в Югославии и реинтеграции южного региона отношения постепенно восстанавливались, что также положительно влияло на экономическую ситуацию в стране, тем не менее санкции в отношении СРЮ сохранялись вплоть до начала 2004-ого года. В этих условиях Югославия была вынуждена выстраивать крепкие отношения со странами Восточной Европы, не входящими в Европейский Союз, от Румынии до России. Россия же на протяжении всей первой половины 2000-ых годов была наиболее близким партнером для Югославии, активно инвестируя в развитие Югославской экономики. Во внешней политике Югославия после окончания войны в Македонии действовала довольно аккуратно, сосредоточившись на внутренних проблемах, лишь поддержав операцию "Несокрушимая свобода" против исламских террористов, в то же время довольно противоречивая реакция пришла из Югославии относительно Иракской войны, президент страны - Слободан Милошевич высказался против войны, назвав действие США и их союзников - "авантюрой", в то же время Министр Иностранных Дел - Горан Свиланович, назвал позицию Югославского президента "чрезмерно резкой". В то же время результаты выборов 2003-ого года в Югославии серьезно напугали Европейский Союз, в стране появилась возможность прихода к власти националистов, что отчасти было продиктовано тяжелым экономическим положением Югославии, тем не менее, после создания новой коалиции, в которой ключевые посты получили представители "Демократического Альянса" - Европейский Союз принял решение пересмотреть свое отношение к Югославии, приняв решение не продлевать санкции в отношении Белграда, что стало ещё одной победой для демократических сил в руководстве Югославии, особенно для Воислава Коштуницы, занявшего пост Председателя Правительства страны, именно его чаще были готовы видеть в Европейских столицах нежели Слободана Милошевича, которого руководство Хорватии и Боснии продолжало обвиняться в геноциде и военных преступлениях. Коштуница, в ходе многочисленных визитов в страны ЕС заявил, что одной из целей его правительства является вступление в Европейский Союз. Югославия начала активно в участвовала в механизме стабилизации и ассоциации и уже в марте 2005-ого года Брюссель объявил, что Югославия наравне с другими государствами западных Балкан - является "потенциальным кандидатом" на вступление в Европейский Союз, тогда Брюссель пошел на беспрецедентные меры, в рамках системы Автономных торговых мер в одностороннем порядке отменил таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, импортируемые из Югославии в страны союза, а также предоставило Белграду крупный кредит. На фоне этого рейтинг правительства Коштуницы и всего "Демократического Альянса" значительно подрос. По мнению, ряда экспертов данные кредиты и уступки в отношении сельского хозяйства, были актом давления на югославское правительство, желание руководства Евросоюза ускорить процесс интеграции Югославии в его структуры.
Осенью 2005-ого года Коштуница предложил югославскому Парламенту создать специальную комиссию, которая займется подготовкой к подписанию "Соглашения о стабилизации и ассоциации", в комиссию вошли представители "Демократического Альянса" и "Социалистического Блока", по мнению ряда экспертов именно создание этой комиссии стало основой для грядущего политического кризиса в стране. Несмотря на активное сближение с Европейским Союзом, Югославия продолжала оставаться важным политическим партнером России , Югославия была среди европейских держав, которые в 2002-ом году официально признали независимость Нагорного Карабаха, что в свою очередь привело к череде протестов в Косово, чье мусульманское население поддерживало Азербайджан в Карабахском конфликте. Политический кризис 2006-ого года[ ] Осень и большую часть зимы внутри Югославского Парламента шло обсуждения подписания "Соглашения об ассоциации", оно проходило достаточно тяжело, "Демократический Альянс" настаивал на скорейшем подписании соглашения, в то время как "Социалистический Альянс" медлил, настаивая на необходимости более тщательного изучения условий подписания "Соглашения", считая, что это может нанести существенный урон Югославской экономике. В январе 2006-ого года Воислав Коштуница заявил, что на парламентариев оказывается давление непосредственно со стороны Слободана Милошевича, который настроен саботировать подписание соглашений, кроме того в оппозиционной по отношению к Президенту прессе активно муссировались слухи о желании Милошевича либо самому выдвинуться в 2007-ом году на третий срок, либо продвинуть на этот пост своего сына - Марко. Окончательно "рождественская коалиция" развалилась в Югославии 1 марта 2006-ого года, когда представители левых покинули Парламентскую комиссию, заявив об отказе ратифицировать договор, попытка же Демократов "протащить" его через Парламент провалилась, но Социалисты выступили единым фронтом с Радикалам, проголосовав против Ратификации соглашения, стало ясно, что Социалисты оказались твердо настроены на раскол правящей коалиции. В то время когда Социалисты и Радикалы начали тяжелые переговоры о создании коалиции, в Белграде и других крупных городах развернулась оппозиционная активность, сторонники "Демократического Альянса" начали заполнять площади крупных городов, требуя дальнейшего обсуждения вопроса о подписании соглашения с Европейским Союзом, а также с требованием отставки Слободана Милошевича и досрочных Парламентских и Президентских выборов. Митинги охватили Белград, Ниш, Подгорицу и Приштну, в Косово и Черногории кроме анти-правительственных лозунгов звучали также к призыву к отделению Косово и Черногории от Югославии. Первоначально достаточно спокойная реакция руководства страны, на фоне расширения протестов начала становиться жестче, в ряде городов начались столкновения митингующих с полицией, в Белграде сторонники "Демократического Альянса" захватили несколько тракторов и с их помощью пытались противостоять Полиции и пробиться к зданию Правительства, особенно тяжелые столкновения между протестующими и правительственными силами случились 17-ого марта, когда сторонники оппозиции во главе с депутатом от Демократического Альянса Зораном Джиндичом пытались прорваться к Президентскому дворцу, в результате столкновений более 60 протестующих и 23 полицейских получили ранения.
За время проведения «Союзной силы» на Югославию были сброшены тысячи бомб, в том числе с обедненным ураном. После ударов по военным и гражданским объектам Белград капитулировал, а лидер страны Слободан Милошевич впоследствии был арестован и скончался в тюрьме.
Бомбардировка Югославии. Операция НАТО союзная сила
Ссора братских народов С 1996 года стали появляться первые публичные признаки политического раздора между частями черногорского и сербского руководства. К 1998 году, когда премьер-министр Черногории Мило Жуканович вышел на первое место в борьбе за власть с президентом Черногории Момиром Булатовичем, республика провела другую экономическую политику, приняв немецкую марку в качестве своей валюты. Осенью 1999 года, после войны в Косово и кампании бомбардировок НАТО, Жуканович который к настоящему времени твердо удерживал власть в Черногории, поскольку Булатович был полностью вытеснен подготовил проект документа под названием Platforma za redefiniciju odnosa Crne Gorei Srbije "Платформа для переопределения отношений в Союзной Республике Югославии" , призывая к серьезным изменениям в разделении административных обязанностей в пределах СР Югославии, хотя по-прежнему официально видит Черногорию в совместном государстве с Сербией. Рост напряжения Политические отношения в федеративном государстве становились все более напряженными, особенно на фоне волны убийств высших деятелей политических, криминальных и государственных деловых кругов в обеих республиках Желько «Аркан» Рожнатович, Павле Булатович, Чика Петрович и Горан Жугич , а также два покушения на жизнь оппозиционного политика Вука Драшковича. К октябрю 2000 года Милошевич потерял власть в Сербии. Последующие правительства Черногории проводили политику за независимость, и политическая напряженность в отношениях с Сербией кипела, несмотря на политические изменения в Белграде. Все эти страсти были закономерным итогом истории создания союзной республики Югославия. Создание конфедерации В 2002 году Сербия и Черногория пришли к новому соглашению о продолжении сотрудничества, которое, среди прочих изменений, обещало конец Югославии. Обе страны до этого были частью Союзной Республики Югославии.
Была достигнута договоренность о новой конституционной хартии, которая обеспечит основу для управления страной. Независимость Черногории В воскресенье, 21 мая 2006 года, черногорцы проголосовали на референдуме о независимости. Такое количество голосов «за» было необходимо для роспуска Югославии. Последующее провозглашение независимости Черногории в июне 2006 года и Сербии 5 июня положило конец конфедерации Югославии и, таким образом, последних оставшихся пережитков Союзной республики. Экономическое развитие союзной республики Югославия Государство значительно пострадало в экономическом отношении из-за распада и неэффективного управления экономикой, а также продолжительного периода экономических санкций. В начале 1990-х годов СРЮ страдала от гиперинфляции югославского динара.
Уже после завершения военных действий верховный главком НАТО в Европе, американский генерал Кларк, откровенно признал, что он не считался с мнением «тех, кто из-за нервозности стремился изменить объекты ударов». Под завесой мнимого «единства» позиций государств — членов альянса в действительности имели место жесткие противоречия по схеме оперативных действий на Балканах. При этом главными противниками эскалации выступали Германия и Греция. Министр обороны ФРГ Рудольф Шарпинг уже в ходе конфликта даже выступил с заявлением о том, что германское правительство вообще «не собирается вести дискуссию на сей счет».
Со своей стороны, и греческое руководство, само на протяжении многих лет сталкивавшееся с албанской, в том числе криминальной, экспансией и с трудом согласившееся «наказать» Белград за «притеснения албанского меньшинства», начало искусственно чинить препятствия расширению военных действий. В частности, Афины не разрешили своему турецкому «союзнику» использовать воздушное пространство Греции в рамках кампании против Югославии. Бесцеремонность американцев, взявших в свои руки управление всей кампанией, порой вызывала недоумение, граничившее с открытым недовольством, даже у преданных «друзей» Вашингтона. Так, например, Анкара была, мягко говоря, «удивлена» тем, что без согласования с ней военное руководство НАТО заявило о выделении в распоряжение альянса трех авиабаз, расположенных на территории Турции. Достоянием гласности стали даже факты отказа командования канадского контингента — преданнейшего англосаксонского союзника Вашингтона — бомбить «сомнительные» с точки зрения Оттавы цели в Югославии, указанные руководством блока. Вновь принятые в НАТО государства — Чехия и Польша не говоря уже о Венгрии, принявшей прямое участие в военных действиях — в отличие от своих «старших» европейских коллег по альянсу, наоборот, продемонстрировали полную поддержку «гибкой» позиции Брюсселя и Вашингтона и заявили о готовности предоставить свою военную инфраструктуру под решение любых задач НАТО в рамках агрессии против Югославии. Еще большее рвение в надежде на лояльность Вашингтона в решении вопроса о предстоящем приеме в НАТО показали Болгария, Румыния, Албания и Македония, в инициативном порядке заявившие о предоставлении своего воздушного пространства кто полностью, кто частично в распоряжение ОВВС блока. Вообще же, как следует из комментариев специалистов, в основе многих трений внутри альянса лежала недостаточная информированность европейских союзников со стороны Вашингтона относительно конкретных планов в рамках каждой из фаз кампании. Американцы с лихвой использовали представившуюся возможность, испытав новейшие крылатые ракеты воздушного и морского базирования, кассетные авиабомбы с самоприцеливающимися боевыми элементами и другое вооружение. В реальных боевых условиях были опробованы модернизированные и новые системы разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, все виды обеспечения; отработаны вопросы взаимодействия видов ВС, а также авиации и сил специального назначения что, возможно, было самым существенным в свете последних на тот период установок лично министра обороны Дональда Рамсфелда; концепция «объединенности».
Позже, воспользовавшись вынужденным затягиванием операции, по инициативе опять же американцев, натовское командование стало практиковать так называемые «боевые стажировки» летчиков-резервистов. После 10—15 самостоятельных вылетов, что считалось достаточным для приобретения боевого опыта, их заменяли другие «стажеры». Причем военное руководство блока нисколько не обеспокоил тот факт, что на этот период приходилось наибольшее количество практически ежедневных, по признанию самих же натовцев, грубых ошибок авиации альянса при нанесении ударов по наземным целям. Дело заключалось в том, что руководство ОВВС блока с целью максимального уменьшения потерь летного состава отдало распоряжение «бомбить», не снижаясь ниже 4,5—5 тыс. Не способствовало соблюдению норм международного права и имевшее место на заключительной фазе операции широкомасштабное избавление от излишков устаревшего бомбового оружия путем нанесения ударов по широкому спектру главным образом экономических объектов в Югославии. Всего, что в принципе и не отрицается натовскими представителями, в ходе боевых действий авиация НАТО уничтожила около 500 важных объектов, из которых не менее половины были чисто гражданского назначения. При этом потери мирного населения Югославии исчислялись, по разным данным, от 1,2 до 2 и даже более 5 тыс. Весьма примечательно, что по сравнению с гигантским экономическим ущербом по югославским оценкам — приблизительно на 100 млрд. Например, воздушных боев было немного что объяснялось стремлением сербов сохранить свои ВВС в условиях подавляющего превосходства авиации альянса , и потери СРЮ в авиации были минимальными — 6 самолетов в воздушных боях и 22 — на аэродромах. Кроме того, Белград сообщил, что его армия лишилась только 13 танков.
Впрочем, и натовские отчеты содержали гораздо более крупные, но отнюдь не впечатляющие цифры: 93 «успешных удара» по танкам, 153 — по БТР, 339 — по военному транспорту, 389 — по орудийным и минометным позициям. Однако эти данные были раскритикованы аналитиками из разведывательных и руководящих военных органов самого же альянса. А в неопубликованном докладе ВВС США вообще сообщалось, что подтвержденное число уничтоженных югославских подвижных целей составляло 14 танков, 18 БТР и 20 единиц артиллерии. Кстати, в свою очередь, сербы, подводя итоги 78-дневного сопротивления, настаивали на следующих потерях НАТО: 61 самолет, семь вертолетов, 30 БЛА и 238 крылатых ракет. Союзники, естественно, опровергли эти цифры. Хотя, по мнению независимых экспертов, они весьма близки к истинным. БОМБИТЬ, А НЕ СРАЖАТЬСЯ Не ставя под сомнение порой действительно «экспериментальный» характер военных действий со стороны союзников, ведомых американцами, все же нельзя не согласиться с теми независимыми специалистами, которые констатируют допущенные НАТО серьезные ошибки, заключавшиеся в целом в недооценке уровня оперативно-стратегического и тактического мышления командиров и офицеров югославских вооруженных сил, глубоко проанализировавших манеру действий американцев в локальных конфликтах, прежде всего в войне 1990—1991 годах в зоне Персидского залива. Ведь не случайно командование альянса было вынуждено пересмотреть общий замысел ведения операции, сначала втянувшись в затяжной и чрезвычайно дорогостоящий военный конфликт, а затем вынеся на обсуждение вопрос о целесообразности проведения наземной фазы операции, что было изначально не запланировано. Действительно, в подготовительный период агрессии не отмечалось никаких масштабных перегруппировок наземных сил НАТО в прилегающих к Югославии государствах. К примеру, в Албании и Македонии были сосредоточены сухопутные силы общей численностью всего лишь 26 тыс.
Состоявшийся в мае в НАТО пересмотр общего замысла ведения операции и выдвижение идеи о срочной подготовке к наземной фазе боевых действий в очередной раз вызвали резкую критику со стороны влиятельных европейских членов альянса. Так, канцлер Германии Герхард Шредер решительно отверг предложение об отправке наземных войск союзников в Косово как ведущее в тупик. Франция также отвергла эту идею, но под тем предлогом, что у нее в тот период не было достаточного количества «свободных» формирований сухопутных войск. Да и американские законодатели выразили сомнение в эффективности данной затеи.
По окончанию Второй мировой войны Югославия ликвидировала монархический строй и стала Федеративной Народной Республикой Югославия, а затем, в 1963 году - Социалистической Федеративной Республикой Югославия в составе шести республик: Сербии, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории и двух автономных краев: Косово и Воеводины. Принято считать, что процесс распада Югославии начался в 1991 году и продлился до 2006 года. Однако еще в 1970-е годы в республиках Югославии набирают силу националистические движения за расширение прав отдельных народов и проведение реформ. В 1971 году в Хорватии произошла так называемая «Хорватская весна», весной 1981 года - беспорядки в Косове, также известные как «Албанская весна», организаторы требовали выхода Косова из состава Югославии. Со временем возникают разногласия и на политической арене, происходит партийный раскол: Союз Коммунистов Сербии преобразуется в Социалистическую партию Сербии.
В ноябре 1990 года на выборах в представительные органы коммунисты социалисты смогли сохранить свои позиции только в Сербии и Черногории, в остальных республиках победили партии буржуазно-националистического толка, связанные с Западом. Власти Югославии стремились сплотить и объединить республики: в январе — марте 1991 прошло три заседания Президиума, ряд двусторонних встреч с представителями республик, на которых были рассмотрены различные проекты изменения отношений в рамках Югославской федерации. Однако переговоры не привели к каким-либо результатам, а лишь показали существующие противоречия и конфликты, республики начинают принимать решения о выходе и заявляют о своем суверенитете, вследствие чего вспыхивает гражданская война.
Джинджича с В. Коштуницей и начавшееся противоборство в демократическом лагере достигли пика в ходе нескольких неудачных попыток избрать президента Сербии. После убийства в 2003 году З. Джинджича ДОС окончательно распалась. На 28 декабря 2003 года были назначены досрочные парламентские выборы, фаворитом которых стала националистическая Сербская радикальная партия. Коштуницей при поддержке социалистов, отдавших за него голоса.
Руководитель «радикалов» Т. Николич терпел поражение на президентских выборах в 2004 и в 2008 годах. Хотя президентом дважды избирался лидер Демократической партии ДП Борис Тадич, победа доставалась ему с минимальным преимуществом. Провозглашение независимости Косово 17 февраля 2008 года и её признание большинством членов ЕС вызвало раскол коалиционного «демократического» правительства, просуществовавшего лишь 10 месяцев.
В Сербии заявили, что не хотят вступать в НАТО и забывать, кто отнял Косово
В воскресенье, 24 марта, исполнилось 25 лет со дня нападения армии Организации Североатлантического договора (НАТО) на Сербию, которая на тот момент была частью Союзной Республики Югославия (СРЮ). Альянс начал на территории Югославии операцию «Союзная сила», использовав как официальную причину присутствие сербских войск на территории Косово и Метохии. Тем интереснее для нас опыт Союзной Республики Югославия, находившейся под подобными жесткими санкциями и внешнеторговыми ограничениями большую часть 1990-х годов. 24 марта 1999 года НАТО начало военную операцию «Союзная сила» (Operation Allied Force) против Союзной Республики Югославия. Бомбардировки Союзной республики Югославия авиацией НАТО продолжались с 24 марта по 10 июня 1999 года. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации выражают глубокую тревогу в связи с непрекращающимися попытками коллективного Запада преподнести международному сообществу акт агрессии против Союзной Республики Югославии как миротворческую.
Бомбардировка Югославии. Операция НАТО союзная сила
В Союзной Республике Югославия на тот момент она включала в себя Сербию и Черногорию прошли досрочные президентские выборы. Бомбардировки Союзной республики Югославия авиацией НАТО продолжались с 24 марта по 10 июня 1999 года. Союзная Республика Югославия была принята в члены Организации Объединенных Наций в соответствии с резолюцией 55/12 Генеральной Ассамблеи от 1 ноября 2000 года. Участие Союзной Республики Югославии в югославских войнах закончилось Дейтонским соглашением, которое признало независимость республик Хорватии, Словении и Боснии и Герцеговины, а также установило дипломатические отношения между государствами. Новобранцы Вооруженных сил Союзной Республики Югославия во время церемонии приведения к присяге в Белграде, 11 октября 1998 года.
Союзная Республика Югославия
В феврале 2024 года европейская ассоциация защиты прав потребителей Foodwatch подала иск к компании Nestle. В ассоциации заявили, что производитель использует на заводах во Франции запрещенные методы очистки воды марок Vittel и Perrier. Французское подразделение Nestle очищало загрязненную воду с помощью ультрафиолета и угольных фильтров. Такие методы очистки считаются достаточными для обеспечения чистоты водопроводной воды, однако не используются в Евросоюзе для производства бутилированной минеральной воды. Отметим, что в Алматы уже на протяжении нескольких десятилетий идет активная застройка водоохранных зон. Внося изменения в проекты детальной планировки, вдоль рек вместо парков и скверов повсеместно "закладывают" многоквартирные жилые комплексы. Стоит обратить внимание, что в ряде районов города, в том числе в предгорьях, отсутствует система центральной канализации. Жилые дома, кафе, рестораны и другие объекты используют септики, их которых нечистоты попадают в речные и грунтовые воды и, соответственно, несут колоссальную угрозу заражения людей всевозможными инфекциями. По информации прокуратуры мегаполиса, в 2023 году выявлено 29 фактов незаконного функционирования автомоек, а также 15 участков, используемых не по назначению. Все эти объекты расположены на водоохранной полосе.
Всего выявлено 118 нарушений на водоохранной территории, в том числе строительство 40 объектов без согласования бассейновой инспекцией, самовольный захват на водоохранной полосе - 15. По данным фактам заведены уголовные дела.
Членство государственного союза Сербии и Черногории в ООН, включая все органы и организации системы ООН, продолжено Республикой Сербия в соответствии со статьей 60 Конституционной хартии Государственного сообщества Сербии и Черногории, которая вступила в силу в результате Декларации назависимости, принятой Национальной Ассамблеей Черногории 3 июня 2006 года.
Третья Югославия 26 декабря 1991 года Сербия, Черногория и сербские мятежные территории в Хорватии договорились о том, что они сформируют новую "третью Югославию".
В 1991 году были также предприняты усилия по включению эсеровской Боснии и Герцеговины в состав федерации, где по этому вопросу ведутся переговоры между Милошевичем, Сербской демократической партией Боснии и сторонником объединения боснийцев - вице-президентом Боснии Адилем Зульфикарпашичем. Зульфикарпашич полагал, что Босния может выиграть от объединения с Сербией и Черногорией, поэтому он поддержал союз, который обеспечит единство сербов и боснийцев. Флаг союзной республики Югославия при этом никак не отличался от страны-предшественника. Милошевич продолжил переговоры с Зульфикарпашичем о включении Боснии в состав новой Югославии. Однако усилия по включению всей Боснии в состав новой Югославии фактически прекратились к концу 1991 года, когда Изетбегович планировал провести референдум о независимости, в то время как боснийские сербы и боснийские хорваты образовали автономные территории. Ссора братских народов С 1996 года стали появляться первые публичные признаки политического раздора между частями черногорского и сербского руководства.
К 1998 году, когда премьер-министр Черногории Мило Жуканович вышел на первое место в борьбе за власть с президентом Черногории Момиром Булатовичем, республика провела другую экономическую политику, приняв немецкую марку в качестве своей валюты. Осенью 1999 года, после войны в Косово и кампании бомбардировок НАТО, Жуканович который к настоящему времени твердо удерживал власть в Черногории, поскольку Булатович был полностью вытеснен подготовил проект документа под названием Platforma za redefiniciju odnosa Crne Gorei Srbije "Платформа для переопределения отношений в Союзной Республике Югославии" , призывая к серьезным изменениям в разделении административных обязанностей в пределах СР Югославии, хотя по-прежнему официально видит Черногорию в совместном государстве с Сербией. Рост напряжения Политические отношения в федеративном государстве становились все более напряженными, особенно на фоне волны убийств высших деятелей политических, криминальных и государственных деловых кругов в обеих республиках Желько «Аркан» Рожнатович, Павле Булатович, Чика Петрович и Горан Жугич , а также два покушения на жизнь оппозиционного политика Вука Драшковича. К октябрю 2000 года Милошевич потерял власть в Сербии. Последующие правительства Черногории проводили политику за независимость, и политическая напряженность в отношениях с Сербией кипела, несмотря на политические изменения в Белграде. Все эти страсти были закономерным итогом истории создания союзной республики Югославия.
Создание конфедерации В 2002 году Сербия и Черногория пришли к новому соглашению о продолжении сотрудничества, которое, среди прочих изменений, обещало конец Югославии. Обе страны до этого были частью Союзной Республики Югославии.
Это также привело к гиперинфляции между 1992 и 1994 годами.
Участие Союзной Республики Югославии в югославских войнах закончилось Дейтонским соглашением, которое признало независимость республик Хорватии, Словении и Боснии и Герцеговины, а также установило дипломатические отношения между государствами, и гарантированная роль сербского населения в боснийской политике. Позже растущий сепаратизм в автономном крае Косово и Метохия, регионе Сербии, густонаселенном этническими албанцами, привел к восстанию Освободительной армии Косово, албанской сепаратистской группировки. Начало войны в Косово вновь привело к западным санкциям, а также к возможному вмешательству Запада в конфликт.
Экономические трудности и война привели к росту недовольства правительством Слободана Милошевича и его союзников.