были, но было и много хорошего, такого, что смело можно взять на вооружение в наше время.
Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику
Сразу хочу оговориться, что советское воспитание не сильно-то и отличалось от способов воспитания детей на других континентах. Во времена СССР говорить с детьми о половом воспитании было не принято. Воспитание того времени было более жёстким и если его сравнивать с теми трактатами, которые пишут современные психологи, то в корне неправильным. Идеализировать советскую систему воспитания не стоит — в ней было немало недочетов и откровенных перегибов.
Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо
Ростки советского опыта в воспитании подрастающего поколения пробиваются в образовательную систему России сквозь толщу болонского ила и грязевую сель. Советская агитпропаганда уделяла особе внимание воспитанию школьников изобразительными средствами. Рассказываем о 5 фактах, которые разрушают стереотипы о счастливом детстве советского подрастающего поколения. Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили.
Физические наказания
- Миф о советской школе | Правмир
- 2. Важно закаливать детей, чтобы они не болели
- Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского - Workingmama
- Чувство меры
2. На обед обязательно есть суп. И без разговоров
- Современное воспитание
- 5 советских принципов воспитания, ломающих жизнь детей
- Читайте также
- Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3 | РВС
- Физические наказания
17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют
А в следующем году наряду с перечнем комплексных тем ведомство составило перечень конкретных знаний по грамматике, орфографии и арифметике, которыми должен был обладать ученик. Елатомская Единая трудовая школа Фото: « Литературное обозрение» Кстати, с политическим воспитанием школьников дела тоже шли не гладко. Политическую грамоту учителя преподавали в основном кто в лес, кто по дрова, да и в целом относились к ней формально, порой и вовсе игнорировали. Например, согласно сводке по губерниям 1924 года, в провинции такие занятия практически не велись. В итоге для преподавания политграмоты приходилось привлекать студентов-коммунистов старших курсов или комсомольцев либо вовсе переносить обществоведческие занятия в специальные кружки. Как в школах ввели проектный и бригадно-лабораторный методы Провалы Наркомпроса в первые послереволюционные годы не прошли бесследно.
В 1929 году власти развернули волну критики в адрес ведомства в прессе. Это была подготовка к масштабным перестановкам — большая часть высших руководителей Наркомпроса покинула свои посты. В том числе и его руководитель Анатолий Луначарский. Смещение наркома привело к тому, что в стране начала активно распространяться теория «отмирания школы» Виктора Шульгина и принявшей его идеи Марии Крупениной. Шульгин в свои 28 лет возглавил Институт методов школьной работы, исследовал взаимоотношения школы и социальной среды, условия формирования личности и её ценностей.
Он считал , что традиционная школа отмирает, а её функции берёт на себя социальная среда. Поэтому он настаивал на том, что необходимо обратиться к переходной модели школы — «школе-производству» и «школе-колхозу». В его проектах ребёнок со школьной скамьи готовился к специализации, а образование сливалось с производством. Свои педагогические взгляды Шульгин продвигал с 1920-х годов, но сначала против его идей активно выступал Луначарский и не давал им хода. Когда же нарком покинул пост, теория «отмирания» обрела популярность и в Наркомпросе.
Согласно ему, школьники должны были обучаться самостоятельно. Сам метод был известен давно, но в СССР его модифицировали в соответствии с советскими реалиями: школьники выполняли проект в коллективе, а не индивидуально. Так родился бригадно-лабораторный метод обучения. Фактически он предполагал отказ от классно-урочной системы. Вместо того чтобы, сидя за партами, слушать учителя, ученики теперь выполняли задания по проектам.
В ходе их подготовки школьникам нужно было провести несколько наблюдений и опытов, таким образом соединяя теоретические знания сразу с практикой. Большое влияние на бригадно-лабораторный метод оказала концепция Дальтон-плана американской исследовательницы Элен Паркхёрст. Согласно ей, школьники сами выбирали уровень нагрузки в начале года: минимум или максимум. Программа делилась на месяцы-подряды, в течение каждого из которых ученики выполняли задания. По ходу обучения они могли индивидуально консультироваться с учителем.
Кстати, большой сторонницей этого метода была Надежда Крупская. В «классе-лаборатории» учитель давал детям задание раз в неделю. Вообще предполагалось, что педагог в проектной системе играет роль наблюдателя и консультанта. Большие проекты, например «весенне-летние работы», делились на более мелкие: «организуем уход за скотом», «вырастим семена» и так далее. Для совместного выполнения проектов школьники чаще всего распределялись по бригадам — это были объединения учащихся разного или, наоборот, равного уровня знаний под руководством назначенного бригадира.
Алгоритм работы бригад с учителями строился примерно так: вводное собеседование или лекция, самостоятельная индивидуально-звеньевая групповая работа по карточке-заданию, заключительная конференция и подведение итогов. На протяжении всех этих этапов педагог направлял учеников, следил за тем, как они выполняют задания, помогал преодолевать трудности, если они возникали, и вёл учёт успеваемости. При этом учитель не должен был оценивать работу каждого ученика в отдельности, только бригады в целом. Межбригадная конкуренция, по задумке, должна была стимулировать детей учиться лучше. Первые комплексно-проектные программы для школ первой ступени утвердили в 1929—1931 годах.
Они были призваны «в корне исправить допущенные ошибки и искривления, приведшие к омертвлению комплексной системы». Применялся метод и в некоторых школах второй ступени, особенно — опытно-показательных. Однако проектный и бригадно-лабораторный методы также оказались не лишены недостатков. Сказались материальные и технические трудности. Ученикам не хватало пособий и книг для самостоятельной работы, а учителям в перегруженных школах — времени.
Кроме того, педагоги, опять же, оказались не готовы к применению новаторских методов: они не имели достаточно опыта руководства самостоятельной работой школьников. В итоге обучение либо становилось фактически бесконтрольным, либо, наоборот, сводилось к работе «под диктовку». Так как никакого индивидуального учёта работы учеников не было, все задания в бригадах в основном выполняли наиболее активные и преуспевающие ученики. Остальные оставались в тени и фактически не учились. А конкуренция приводила к тому, что бригады нередко мешали друг другу.
Кроме того, некоторые задания были слишком сложными для самостоятельного решения. Но самое главное, бригадно-лабораторный и проектный методы формировали очень узкий круг знаний и навыков — только те, что требовались на фабриках, заводах, в колхозах и мастерских. Ведь от идеи трудового обучения советское руководство не отказалось. В итоге страдал уровень общеобразовательной подготовки учащихся. Как советское руководство покончило с экспериментальной школой В конце 1920-х — начале 1930-х годов в стране сменился политический курс: СССР окончательно встал на путь построения тоталитарного государства.
Рассказываем, благодаря каким привычкам советских бабушек и дедушек в СССР росли здоровые дети. Детей в Советском Союзе закаляли всегда и везде, даже в детсадах — поливали ноги холодной водой. Вместе с тем советские бабушки пристально следили за тем, чтобы ребенок был тепло одет. Также детей заставляли строго соблюдать режим: рано ложиться, рано вставать, есть в определенные часы и т.
Смотрю на завалы игрушек и килограммы сладостей, в которых лениво ковыряется сын. Кажется, для избалованного единственного внука любящих бабушек пришло время перемен. Бабушкам я тоже запретила тебя баловать. Учись ценить то, что у тебя есть! Следующие две недели ребенок дуется, устраивает истерики. Когда понимает, что ничего не выйдет, меняет тактику - решает вернуть свои сокровища примерным поведением. Увы, постепенно все возвращается на круги своя. Комментарий психолога: «Детей можно и нужно баловать, но в меру. Чем старше ребенок становится, тем больше он должен знать ограничений в поведении». Минусы: - дети, которых не балуют, не чувствуют себя любимыми и ценными, это снижает уверенность в себе; - ребенок привыкает обходиться малым и не ставит перед собой высоких целей.
Кройк показала и рассказала, что с детства мама приучила ее соблюдать правила личной гигиены и как можно чаще мыть руки, обувь и все купленные овощи и фрукты. Также девушка с детства знала, что в доме обязательно должен быть неприкосновенный запас самых важных вещей. Например, туалетная бумага, спички и батарейки и еда с длительным сроком годности консервы, крупы, соль.
Сейчас кажется дичью: как воспитывали детей в СССР
Воспитание в СССР (Александр Самоваров) / Проза.ру | Советское воспитание с яслей предполагало, что понятие о чести, уважении, взаимопомощи – не пустые слова. |
Путин оценил систему воспитания в СССР словами "а государство-то развалилось" | С течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. |
Советское воспитание подростков — а каким оно было? | При всём уважении к советской системе воспитания были моменты, которые меня смущали. |
Что происходит дома
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов / Skillbox Media
- Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов / Skillbox Media
- 17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют
- Прекрасное ужасное советское воспитание
- Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3
В России предложили вернуть школьную систему из СССР
В России предложили вернуть школьную систему из СССР | Советское воспитание. Учебники советского периода 80-х годов — это не только понятный и доступный материал, удобное восприятие и простота. |
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня | Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов. |
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову
Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили. Лена Ека — о военно-патриотическом воспитании почти столетней давности и о том, как относились к нему самоотверженные советские школьники. Рассказываем, благодаря каким привычкам советских бабушек и дедушек в СССР росли здоровые дети. На мой взгляд, это случилось тогда, когда были попраны советские принципы воспитания в угоду вседозволенности и безответственности. дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии. Чем отличаются взгляды на воспитание детей в советские годы от современных.
Миф о советской школе
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня | Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали. |
Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР) | Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей. |
Сейчас кажется дичью: как воспитывали детей в СССР - Я Покупаю | Лена Ека — о военно-патриотическом воспитании почти столетней давности и о том, как относились к нему самоотверженные советские школьники. |
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»
Правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность, что является одной из главных функций трудового воспитания», — подчеркнула она. Отметим, что в школах Финляндии труду уделяют много времени. Правда, здесь целью занятий являются сугубо практические навыки, которые позволяют подростку научиться самому обслуживать себя. На финских уроках труда дают базовые навыки готовки, шитья, ремонта, заботы о доме, столярного мастерства, учат правильно накрывать на стол и т.
Кстати, дети всех возрастов неплохо осознают свой статус и привилегии. Годовалых малышек мама наряжает, как маленьких принцесс, а мальчик-карапуз, лежащий на кровати «кабачком», уже облачен в футболку с Суперменом. Зато в подростковом возрасте становится популярен стиль унисекс — детям не интересно подчеркивать то, что и так с ними с рождения. Строгих мам-консерваторов с их вечным «нельзя» становится сильно меньше, в тренде мамы либеральные. Самые передовые из них действуют по принципам продвинутых учебников по психологии: много разрешать, но выбор за ребенка делать самим, заранее. Для примера: «Будешь грушу или яблоко?
Надо отметить, что отношения в такой семье всё равно отличные, потому что малыш убежден: его мнение имеет значение. Как правило, на детей не оказывают ощутимое давление, как это делали раньше, поэтому они не чураются родителей. Это совсем не авторитарные отношения, а скорее дружеские, взаимовыгодные. Точка зрения на все, что касается современного воспитания и воспитания в СССР, меняется с каждым годом, не говоря уже о десятилетиях. И это правда. Но поскольку воспитание детей не является точной наукой, а мир не стоит на месте, заваленные новостями и информацией в социальных сетях, современные родители сталкиваются с гораздо большими требованиями, чем во времена Советского Союза. Это ни хорошо, ни плохо.
Открывались факультеты в технических учебных заведениях, где можно было пройти обучение для работы с детьми, издавались спецжурналы. За что и сколько советским родителям приходилось платить Оплата садиковских будней никому не била по карману. Поборов «на моющие и шторы» не было. За счет родителей лишь частично покрывались расходы на питание. Сумма рассчитывалась на основании совокупного семейного дохода. Минимум платили те, чей доход не превышал 60 рублей на каждого члена семьи. Чуть больше детсад обходился тем, кто зарабатывал от 120 руб. Зависела сумма и от времени пребывания ребенка в учреждении: 10-14 часов или сутки. В крупных городах платить приходилось на рубль—два больше, чем в селе. Но в любом случае, детский сад не бил по карману даже малоимущим. В среднем в 70-х десятичасовое пребывание ребенка в саду стоило 4 рубля в месяц, 14 часов - 5 рублей, а суточное пребывание обходилось родителям аж в 6. Воспитание в яслях оценивалось в 3 рубля в городе и до 2 в селе. Дороже всего приходилось платить за выездное 24-часовое пребывание детей в санаториях, что тогда часто практиковалось 9-20 рублей для горожан и 6-18 для сельчан. Нужно сказать и о льготах. Каждое дошкольное учреждение опекалось шеф-предприятием, которое поддерживало подопечное хозяйство в порядке и выполняло текущие ремонты. Крупные промышленные предприятия за свой счет строили на морском побережье детские лагеря, а смежные колхозы снабжали их продуктами. О чем вспоминают воспитанники советского детсада Государство заботилось о детях очень ответственно.
Было мне тогда лет 5—6. К папиной матери приехала сестра с внуком, тот был старше меня на 2 года. Вечером нас усадили в кухне пить кипяченое молоко, а бабушки ушли смотреть телевизор. Я кое-как впихнула в себя содержимое чашки и побежала в ванную рот прополоскать. Когда вернулась, выслушала в свой адрес дикий ор и была поставлена в угол чего со мной никогда раньше не делали часа на 2. А все потому, что брат вылил свое молоко в раковину, остались белые разводы, а когда его спросили, он сразу сказал, что это сделала я. Прошло уже 30 лет, я давно не общаюсь с этой родней, но осадок остался. После того как я помылась, сестра обвинила меня в том, что я пользовалась ее средством. Тетя стала нюхать мою голову и говорить, что я воровка. Я подбежала к маме, думала, она посмотрит мне в глаза и поймет, что я правду говорю. Мама тоже понюхала мои волосы и сказала, что она не уверена и если они считают, что я брала, значит, я действительно воровка. То, что моя родная мама мне не поверила и не защитила меня, было большим ударом. Я всегда была послушной. Никогда ей не врала. Установки «все достается тяжелым трудом» и «только ленивый ничего не делает» до сих пор живы в наших людях, поэтому старшее поколение так часто злится, когда молодежь спит до обеда или в телефоне сидит, даже если никаких срочных дел нет. Самое раздражающее — «Надо пахать! Онлайн-работу почему-то не воспринимает часть старшего поколения как достойную, хотя зарабатывать на ней можно столько же, сколько и на «очной». Например, могу утром поспать, но нет, совесть не дает — нужно вставать, заниматься делами. Не говоря уже о развлечениях, трате денег на себя и занятии своими любимыми делами. Как же можно читать книжку, когда посуда немытая, а если посуда мытая, то можно и пыль протереть... Поступки, покупки, планы и мечты оценивались с точки зрения того, что подумают другие. Повзрослев, многие так и не перестают ориентироваться на общественное мнение и не могут позволить себе жить в удовольствие, потому что боятся осуждения. Я: случайно ставлю на футболке пятнышко. Мама: «Вот сама стирать будешь, или ходи давай в грязной одежде. Что люди скажут?! Стоп, у нее там пятнышко в левом нижнем углу. Как так можно вообще?! Да ничего люди не скажут! Им наплевать на тебя, на меня, на других. Люди собой заняты. Но возраст сам по себе не является показателем высокого уровня эрудиции, а совершать ошибки свойственно всем. Безусловное подчинение тем, кто родился раньше, не ведет ни к чему хорошему, ведь этим могут воспользоваться нечестные люди, которым ребенок не сможет отказать только потому, что он младше. Если человек старше, это не значит, что он умнее, лучше и достойнее. Повзрослев, я поняла, что возраст не дает никаких привилегий. Увы, это обман из детства — то, что взрослый всегда прав и умнее. Несмотря на все это, старушке место в общественном транспорте я, конечно, уступлю. Но сейчас мир живет по другим правилам, а привитое с детства правило «надо делиться» еще существует в умах многих. Такая принудительная щедрость формирует у детей неправильное представление о том, что их чувства и желания не важны и они обязаны отдать свою вещь любому чужому ребенку только потому, что та ему приглянулась. Была у меня любимая игрушка — серый заяц по кличке Маша. Приехали к нам на лето дядя с дочкой лет 2—3, а мне было уже 6. Я всегда своими игрушками делилась: мне не жалко, сестренка же не съест — ну поиграет и отдаст. Когда они собрались уезжать, она вцепилась в мою Машу. Бабушка стала меня уговаривать отдать, типа «ты же большая», а дедушка силой уволок в другую комнату. Я в замочную скважину смотрела, как он выменял у малышки мою игрушку на шоколадку. На бабушку я потом еще долго обижалась, но потом поняла, что это она у меня вот такая добрая, не только за мой счет: свои вещи она тоже так отдавала, если кому понравились.
5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться
Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего. Советское воспитание подростков — а каким оно было? 00:00. Вспоминаем о том, как мы жили несколько десятилетий назад. Рассказываем, почему советское воспитание – это плохой пример. Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов. Мы в ADME с уважением относимся к наследию прошлого, но считаем, что от некоторых привычек советского воспитания давно пора избавиться.
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
Не совершайте ошибок в воспитании , которые ломают судьбы. Иди в угол, а то получишь ремня Раньше тему наказаний нечего было и обсуждать: были понятные приемы. Поставить в угол, выбросить раскиданные игрушки, отлупить ремнем. Кажется, и тогда они не слишком-то работали, а только учили детей хитрить и врать родителям, чтобы избежать порки. Сегодня физические наказания осуждаются буквально всеми — от педагогов с психологами до прокуратуры да, бить детей запрещено законом.
На смену им приходит осознанность, принятие и диалог. Почитайте нашу статью о том, как быть, если ребенок не слушается, а бить нельзя. Будь хорошим... Об руку с этими требованиями идет манипуляция виной и стыдом, начиная от «за маму, за папу...
Будешь так себя вести — сдам в детский дом! Современные родители стараются быть внимательными к потребностям детей, деликатно обращаться с их чувствами и самооценкой, беречь их границы. Но это настолько непривычно и нелегко, что развилось в родительский невроз и тревожность — об этом мы напишем в следующих статьях, так что подписывайтесь! Трудовая дисциплина Труд и образование гарантировали человеку профессию и кусок хлеба.
Нынешние бабушки начинали работать по распределению, у них не было риска оказаться нетрудоустроенными. Отсюда установка: надо учиться школа и обязательно вуз , а то станешь дворником или проституткой. Сейчас отношение к школе и обязательному высшему образованию меняется. Многие подростки хотят после школы где-нибудь поработать, чтобы понять, какая профессия им по душе.
Многие работодатели вообще не смотрят на диплом, а фраза «теперь забудьте все, чему вас учили... Распределения больше нет, зато есть свобода выбора. Но и никаких гарантий. Самостоятельность и свобода Сегодняшних 30-летних «воспитывал» двор.
Уполномоченный по правам ребенка уверен: то, как на сегодняшний день предлагают воспитывать у школьников уважение и любовь к работе, не будет всерьез воспринято родители и их дети всерьез не воспримут. Ведь уборкой занимаются клининговые компании, охраной — охранные предприятия, готовкой — подрядные организации. Нельзя не согласиться: пока родители в семье не научат школьника обслуживать себя самого, о работе на пользу общества можно забыть. А как сработает? Ответ на этот вопрос четко сформулировал Геннадий Сараев, который считает, что труд должен быть связан с профориентационными мероприятиями: «Если мы говорим о том, как мы можем детей привлекать к труду, то это должно быть в рамках образовательной программы, когда детей обучают профессии. Тогда через, например, профессию ландшафтного дизайнера, можно приучить ребенка к уборке территории, пропалыванию клумб и так далее. Или, например, ребенка обучают плотницкому делу. Обучение труду в сельской местности — это если школьника учат промывать детали, изучать комбайн и так далее. То есть каким-то образом встраиваешься в труд, который позволяет освоить профессию», — считает Сараев. Узнать подробнее Обмудсмен отметил: труд может быть не только в стенах школы, но и в автомастерской в качестве помощника мастера, помощника уборщика, дворника, повара и всевозможные другие сферы деятельности, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни.
Замотивировать ребенка к тому, чтоб выполнять какую-то работу можно объяснением, где ему это может пригодиться. Сегодня современные школьники, завтрашние студенты, должны определиться с профессией в 17-18 лет, а затем связать свою жизнь с тем, что выбрали поспешно или вовсе на что указали их родители. Вопрос о том, почему молодежь не работает по полученной специальности напрямую связан с профориентацией в школьный период, когда попробовать себя можно в любой профессии. Кто будет это контролировать?
В своем обращении к Госдуме и правительству РФ они указали на позитивный опыт советской школы по воспитанию общества, любящего труд, и предложили вернуть в образовательный обиход школьные мастерские, технопарки, ученические производственные бригады, трудовые отряды, летние лагеря труда и отдыха, сообщает «Коммерсантъ». Они выступили в поддержку поправок к закону об образовании, согласно которым из нормативной практики необходимо исключить термин «образовательная услуга».
Один из читателей прислал мне материал, в котором был размещён следующий советский учебный фильм. Начало 70-х годов. Посмотрев этот фильм, и вспомнив свое детство, я вообще удивился, как мы смогли выжить в то время. Мы уходили из дома в восемь утра и возвращались поздним вечером, и родители не могли позвонить нам и узнать — где мы и что с нами, потому что не было мобильных телефонов. Мы сами ходили в кино и сами выбирали кружки и секции, в которых хотели заниматься. Мы катались на великах по всему городу, лазили по стройкам и военным частям, по гаражам и крышам домов, купались без родителей во всевозможных водоемах. Мы делали ракеты и бомбы на порохе и магниево-алюминиевой смеси, которые, представляете, летали и взрывались. Мы дрались с ребятами соседнего двора, и родители не подавали в суд за синяки и ссадины.