Новости почвенные бактерии гниения являются вредителями сельского хозяйства

Почва является основным средством производства в сельском хозяйстве. Органическое сельское хозяйство основано на принципах и логике живого организма, согласно которым все элементы (почва, растения, сельскохозяйственные животные, насекомые, фермер и местные условия) тесно связаны между собой. Гнилостные бактерии являются незаменимыми участниками круговорота веществ в природе.

Доклад почвенные бактерии 5 класс по биологии

Значение: Играют роль в питании растений. Клубеньковые бактерии- Среда обитания: Живут в клетках молодых корней. В бобовых растениях Питаются: углеводами Значения: приводит к образованию на корнях утолщений Азотофиксирующие бактерии- Среда обитания: обитают в специальных клубеньках, которые ращвиваются на корнях бобовых под действием самих же бактерий.

Применение полезных для почв микроорганизмов способствует формированию структуры этих почв и естественного биологического равновесия. Такие микроорганизмы используются в сельском хозяйстве для уничтожения вредных насекомых и предотвращения болезней растений, повышения качества и количества урожая, повышения плодородия почв.

Но «лекарства» для заведомо больного участка — это успокоительное для хозяйского ума. Это и называется агрометод защиты. Прежде всего он работает как раз с болезнями. Глянешь трезвым глазом — просто откровение какое-то! Посеял на неделю раньше или позже — и не нужны 2-3 обработки. Смешал нужные сорта — и отменил химию вообще. Посеял сидерат — и почти нет корневых гнилей. Внес азота вдвое — и заболеваемость подскочила в 9 раз! Не попал в срок посева — и потерял половину урожая.

Жизненные процессы в почве играют ключевую роль для ее строения, плодородия, роста и развития растений. Изучение микрофлоры почвы показало, что концепция микробиома, изначально предложенная J. Lederberg с соавт. Основные функции эндофитных сообществ заключаются в контроле патогенов и вредителей, а также в освобождении растений от поступающих извне ксенобиотиков, а возможно, и от собственных токсичных метаболитов. Некоторые клубеньковые бактерии способны к фиксации азота. Такие бактерии вступают в симбиоз с бобовыми культурами, проникают в их корни и вызывают образование «клубеньков», в которых они размножаются. Эти микроорганизмы способны фиксировать азот, а образующийся при этом аммиак используется растением для собственного роста[10][11]. Некоторые виды микробного сообщества почвы могут выполнять такие функции как: ассимиляция почвенных источников азота, фосфора и железа, а также трансформация и перераспределение метаболитов между частями растения, что в определенной степени компенсирует отсутствие у него пищеварительных органов. Важной функцией эндофитов, особенно в условиях стрессов, может быть регуляция развития растений посредством активации синтеза гормонов, витаминов и других биологически активных веществ[12]. Обнаружено два пути диссимиляционной нитратредукции у различных представителей почвенной микрофлоры. При развитии в естественной среде обитания денитрифицирующие псевдомонады осуществляют оба процесса в равной мере, у спороносных бактерий доминирует восстановление нитрата до аммонийного азота. В результате осуществления процессов денитрификации у этих микроорганизмов обнаружены значительные потери азота из среды[13]. Микроскопические грибы отличаются наиболее активным и совершенным энергетическим обменом по сравнению с другими почвенными микроорганизмами. У актиномицетов и бактерий этот показатель несколько ниже. Преобладание грибов в микробном сообществе, осуществляющем разложение растительных остатков, объясняется не только высокой проникающей способностью нитей грибного мицелия гифов , но и биохимическими особенностями. При распаде целлюлозы, крахмала и пектинов почвы образуется большое количество органических кислот, которые повышает кислотность почвы, а это неблагоприятно сказывается на ее заселении бактериями. Большинство микроорганизмов предпочитают нейтральную реакцию среды[14]. Биомасса грибов может активно развиваться как в верхних слоях почвы, так и при дефиците кислорода, например Fusarium F. По сравнению с остальными почвенными организмами грибы имеют экономный обмен веществ, так как они используют большое количество углерода и азота из разлагаемых ими соединений для построения собственного тела. Разработка препаратов на основе почвенной микрофлоры[править править код] Почвенные микроорганизмы значительно отличаются друг от друга по морфологии, размерам клеток, отношению к кислороду, потребностям к ростовым факторам, способности ассимилировать различные субстраты. В почве насчитывается свыше 100000 видов микроорганизмов, но в промышленности используется около 100 из них[16]. Одна из важнейших задач сельскохозяйственной микробиологии — выяснение роли микроорганизмов в агроландшафте, вычленение наиболее значимых видов, изучение их функций, селекции и интродукции в окружающую среду, что впоследствии позволит направленно регулировать почвенно- микробиологические процессы. Сельскохозяйственная микробиология превратилась в наиболее актуальное направление по причинам непредвиденных последствий применения минеральных удобрений, пестицидов и регуляторов роста растений. В большинстве случаев это привело к непредсказуемым изменениям климата и утрате как биологического разнообразия растений и животных, так и изменению микромира почвенного плодородного слоя. Необходимость использования биологических возможностей растений и микроорганизмов для частичной или полной замены агрохимикатов позволяет успешно решить проблему обеспечения питательными веществами и защиты растений от болезней и вредителей[17]. При определении продуктивности взаимодействия «растение-микроорганизм» необходима оценка совместимости метаболических систем, к примеру, путей транспортировки азота и углерода, а также отсутствие активных защитных реакций у растений в ответ на присутствие или проникновение микроорганизмов. Расположенные в ризосфере или «клубеньках» бактерии могут синтезировать вещества, как стимулирующие фитогормоны, витамины , так и угнетающие ризобиотоксины развитие растения[18]. В настоящее время производятся продукты следующих классов: Вещества, синтезированные теми или иными почвенными микроорганизмами, например фитогормоны. Например, сенной палочки Bacillus subtilis , или грибов-эндофитов. Препараты искусственно подобранных и искусственно воспроизводимых сообществ микроорганизмов, например «эффективные микроорганизмы». Препараты естественных сообществ микроорганизмов естественных и искусственных почв, например концентрированный почвенный раствор КПР. Заключение[править править код] Таким образом, почвенная микрофлора отличается как видовым, так и функциональным многообразием. Интенсивность исследований в этой области, позволяет с оптимизмом смотреть на будущее сельскохозяйственной микробиологии. В зависимости от целей почвенную микрофлору можно с успехом применять как при выращивании растений и переработки различных субстратов, так и в смежных областях решая актуальные задачи биотехнологии. Источник: ru. В воздух они попадают из почвы. Распространяют инфекцию воздушно-капельным путем больные люди и животные. Огромное количество микробов находится в закрытых помещениях. Через воздух передаются вирусные и бактериальные инфекции, простейшие и грибы. Они являются виновниками гриппа, кори, ветряной оспы, коклюша, скарлатины, туберкулеза, дифтерии и стафилококковой инфекции. Местом обитания множества микробов является вода. В 1 см3 воды можно насчитать до 1 млн. Патогенные микроорганизмы попадают в воду от промышленных предприятий, населенных пунктов и животноводческих ферм. Вода с патогенными микробами может стать источником дизентерии, холеры, брюшного тифа туляремии, лептоспироза и др. Холерный вибрион и возбудитель туберкулеза могут пребывать в воде достаточно много времени. В 30-и сантиметровой толще 1-го гектара земли находится до 30-и тонн бактерий. Обладая мощным набором ферментов, гнилостные бактерии занимаются расщеплением белков до аминокислот, тем самым принимают активное участие в процессах гниения. Однако эти бактерии приносят человеку немало неприятностей. Болезнетворные бактерии попадают в почву от больных животных и человека. Некоторые виды бактерий и грибов пребывают в почве десятилетия. Этому способствует особенность этих микроорганизмов образовывать споры, которые долгие годы защищают их от неблагоприятных условий внешней среды. Они вызывают самые грозные заболевания — сибирскую язву, ботулизм, газовую гангрену и столбняк. Ряд бактерий и грибов интенсивно разлагают клетчатку, играя важную санитарную роль. Однако среди них есть бактерии, вызывающие тяжелые заболевания животных. Плесневые грибы разрушают древесину. Деревоокрашивающие грибы окрашивают древесину в разные цвета. Домовой гриб приводит древесину в трухлое состояние. Продукты, обсемененные опасными бактериями, становятся источником кишечных заболеваний: брюшного тифа, сальмонеллеза, холеры, дизентерии и др. Токсины, которые выделяют стафилококки и палочки ботулизма, вызывают токсикоифекции. Сыры и все молочные продукты могут подвергнуться воздействию маслянокислых бактерий, которые вызывают маслянокислое брожение, в результате чего у продуктов появляется неприятный запах и цвет. Уксусные палочки вызывают уксусное брожение, что ведет к прокисанию вина и пива. Бактерии и микрококки, вызывающие гниение, содержат протеолитические ферменты, расщепляющие белки, чем придают продуктам дурно пахнущий запах и горький вкус. Плесенью покрываются продукты в результате поражения плесневыми грибами. Маслянокислые микробы находятся повсюду. Жизнедеятельность жирорасщепляющих бактерий приводит к прогорканию масла. Под их воздействием прогоркают семена сои и подсолнечника. Маслянокислое брожение, которое вызывают эти микробы, портят силос, и он плохо поедается скотом. А влажное зерно и сено, пораженное маслянокислыми микробами, самосогревается. Влага, содержащаяся в сливочном масле, является хорошей средой, где размножаются гнилостные бактерии и дрожжевые грибы. Из-за этого масло портится не только снаружи, но и внутри. Если масло хранится долго, то на его поверхности могут поселиться плесневые грибы. В яйца бактерии и грибы проникают через поры наружной оболочки и ее повреждения. Наиболее чаще яйца инфицируются бактериями сальмонеллами и плесневыми грибами, яичный порошок — сальмонеллами и кишечной палочкой. Особенно опасны для человека являются токсины ботулиновых палочек и палочек перфрингенс. Их споры проявляют высокую термоустойчивость, что позволяет микробам сохранять жизнедеятельность после пастеризации консервов. Находясь внутри банки, без доступа кислорода, они начинают размножаться. При этом выделяется углекислый газ и водород, от которых банка вздувается. Употребление в пищу такого продукта вызывает тяжелый пищевой токсикоз, который характеризуется крайне тяжелым течением и часто заканчивается смертью больного. Мясные и овощные консервы поражают уксуснокислые бактерии, в результате чего содержимое консерв закисает. Развитие стафилококковой инфекции не вызывает вздутие консерв, так как стафилококк не вырабатывает газы. Спорынья и другие плесневые грибы, которые поражают зерна, являются самыми опасными для человека. Токсины этих грибов термоустойчивы и не разрушаются при выпечке. Токсикозы, вызванные употреблением такой продукции, протекают тяжело. Мука, пораженная молочнокислыми бактериями, имеет неприятный вкус и специфический запах, комковатая на вид. Уже испеченный хлеб поражается бациллой субтилис Вас. Бациллы выделяют ферменты, расщепляющие хлебный крахмал, что проявляется, вначале, не свойственным хлебу запахом, а потом липкостью и тягучестью хлебного мякиша. Зеленая, белая и головчатая плесень поражают уже испеченный хлеб. Распространяется при этом она по воздуху. Фрукты, овощи и ягоды обсеменяют почвенные бактерии, плесневые грибы и дрожжи, которые вызывают кишечные инфекции. Микотоксин патулин, который выделяют грибы рода Penicillium, способен вызывать раковые заболевания у человека. Yersinia enterocolitica вызывает заболевание иерсиниоз или псевдотуберкулез, при котором поражаются кожные покровы, желудочно-кишечный тракт и другие органы и системы. Проживание около корневой системы Чтобы обезопасить себя от вредного воздействия химических удобрений, сделайте выбор в пользу безвредного биопрепарата, который не только содержит комплекс полезных элементов, но при этом в его состав входят живые бактерии, полезные ферменты и биологически активные вещества. Обрабатывайте растения 1-2 раза в месяц со следующими нормами расхода: 2-3 л на 1 кв. Внекорневая подкормка активизирует защитные механизмы растений, обеспечивает их дополнительным питанием и поддерживает здоровье микрофлоры листьев. Как мы уже говорили ранее, наиболее излюбленное место почвенных бактерий — это верхний слой почвы. Ризосфера — это слой земли, находящийся вокруг корневой системы. Она плотно заселена микроорганизмами, которые питаются отходами растений, а также их белками и сахарами.

Загрязнение почвы: основные причины и последствия

Причиной появления устойчивости к ядохимикатам у микроорганизмов, вредителей сельского хозяйства и других подобных организмов является проводимый человеком непроизвольный отбор. Тысячелетиями считалось, что сельское хозяйство является другом природы. Вредители, повреждающие покровные ткани растения, тоже способствуют развитию бактерий.

Роль осмысленных бактерий гниения в почвенной экосистеме — изучение открытых тайн

Бактерии гниения в почве. Повышают плодородие почвы бактерии. Бактерии-вредители являются серьезной угрозой для сельского хозяйства. Проблемы скрываются в грунте – сельскохозяйственные растения страдают от почвенных вредителей. Важнейшими микроорганизмами второй группы являются бактерии рода ризобиум, развивающиеся в клубеньках на корнях преимущественно бобовых растений. Бактерии гниения почвы играют важную роль в экосистеме, выполняя такие функции, как разложение органического материала, улучшение почвенной структуры и циркуляция питательных веществ.

Бактерии гниения живущие в почве: их важная роль

Они участвуют в циркуляции углерода, азота, серы и других элементов, необходимых для роста и развития растений. Без участия этих бактерий, питательные вещества оставались бы недоступными для других организмов в экосистеме и не были бы переработаны вновь в органический материал. Таким образом, бактерии гниения почвы играют важную роль в поддержании биологического равновесия в экосистеме, обеспечивая разложение органического материала и циркуляцию питательных веществ. Функции и значение Бактерии гниения почвы выполняют ряд важных функций, которые влияют на здоровье и плодородие почвы. Первая и наиболее известная функция — разложение органического материала. Благодаря активности этих бактерий, остатки растений, животных и других органик возникающих в почве могут быть разложены и превращены в доступные растениям питательные вещества. Это особенно важно для круговорота питательных веществ в почве. Вторая функция заключается в синтезе некоторых витаминов, таких как рибофлавин, пиридоксин и никотинамид. Эти витамины являются важными микроэлементами для растений и оказывают положительное влияние на их рост и развитие.

Третья функция связана с защитой почвы от инфекционных заболеваний. Бактерии гниения почвы конкурируют с патогенными микроорганизмами, такими как грибы и бактерии, за доступ к питательным веществам. Они также могут вырабатывать антимикробные вещества, которые предотвращают развитие патогенов. Наконец, бактерии гниения почвы способствуют улучшению структуры почвы. Они производят глюканы и полисахариды, которые обеспечивают стабильность и агрегатность почвы. Это способствует увеличению ее воздухопроводимости и способности влагоудержания. В целом, бактерии гниения почвы имеют огромное значение для здоровья и плодородия почвы.

По «пищевой цепочке» инфекция часто доходит и до человека. Десятилетиями люди боролись с такими организмами в основном агрохимией. Однако безудержная, ведущаяся по старинке химизация сельского хозяйства уже сыграла злую шутку и с экосистемой в целом, и с самим человеком.

Это подтвердило предположение о том, что уровень таких пептидов повышается у насекомых в ответ на воздействие B. Однако оказалось, что часть бактерий способна пережить усиленную иммунную защиту насекомых и привести к гибели хозяина. Такие субпопуляции продолжают развиваться и размножаться внутри трупа, конкурируя с микробиомом его средней кишки за питательные вещества.

Они быстрее переходят к образованию спор и кристаллического токсина, сохраняя такую стратегию в последующих поколениях. С одной стороны, это необходимо, чтобы избежать длительного воздействия агрессивной защитной среды устойчивого хозяина, а с другой — чтобы сохраниться и образовать токсины, которые будут использоваться для дальнейшего заражения других насекомых. Для этого мы сейчас отбираем бактерии, способные вызвать гибель устойчивого хозяина, выясняем, какие токсины и ферменты продуцируют бактерии, чтобы быстрее побеждать резистентных насекомых.

Полученные данные позволят нам разработать инновационные подходы контроля численности сельскохозяйственных вредителей», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Екатерина Гризанова, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Новосибирского государственного аграрного университета. В работе также приняли участие исследователи из Новосибирского государственного технического университета Новосибирск , Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Новосибирск и Университета Суонси Великобритания.

В настоящее время химические вещества с эффективным бактерицидным действием практически исключены из Списка пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, из-за их высокой токсичности и дешевизны.

Только тирам-содержащие препараты и ряд биологических средств защиты растений обладают достаточной эффективностью против возбудителей бактериозов. Они рекомендованы для обработки семян, рассады и молодых растений. На поздних стадиях развития агрокультур меры борьбы с бактериозами не эффективны.

Первые два патогена объединены, потому что они не различаются по микробиологическим и генетическим признакам. В естественных условиях возбудители бактериозов поражают пшеницу, рожь, ячмень и овес. В 2010—2012 гг.

Это совпадает с данными, полученными американскими учеными во время эпифитотии базального бактериоза в 1968—1974 гг. Примерно в то же время усиление поражения базальным бактериозом и корневыми гнилями было описано и в СССР. Симптомы обманчивы Бактерии Pseudomonas syringae и P.

Но они не сохраняются в почве после полного разложения инфицированных растительных остатков. Кроме патогенных видов, в почве, на корнях, стеблях и листьях растений встречаются непатогенные псевдомонады, например P. Утверждать, что почва и растения поражены фитопатогенными бактериями на основании одних лишь симптомов на растениях или внешнего вида бактерий на питательной среде нельзя.

Не пригодны также и косвенные методы оценки зараженности зерна фитопатогенными бактериями по ухудшению физически свойств муки или по визуальной оценке доли ослизненных при проращивании семян. Такие симптомы вызывают сапрофитные бактерии. Например, в мае 2012 г.

Потенциальный экономический ущерб от такого заражения может быть определен только в полевых опытах с искусственным заражением растений. Другие бактерии Второй по вредоносности — черный бактериоз зерновых, вызываемый возбудителями Xanthomonas translucens, X. Потенциальный ущерб от заболевания в РФ не определен.

Распространный в Южном Федеральном округе вид Erwinia rhapontici вызывает порозовение зерна злаков, бобобых культур и масличного рапса, которое часто путают с фузариозным поражением. Очевидно, что при этом зерно будет выбраковано.

Бактерии гниения : 1) Среда обитания 2) Значение в природе 3) Значение в жизни человека

Стратегия бактерий Bacillus thuringiensis поможет контролировать сельскохозяйственных вредителей Сельское хозяйство является одной из важнейших для человечества отраслей, призванной обеспечить нас качественными и полезными продуктами питания.
Роль и значение бактерий-сапротрофов в природе Другими опасными загрязнителями почв в сельском хозяйстве являются минеральные удобрения при использовании в неумеренном количестве, при неправильном хранении и транспортировке.
Микроорганизмы в почве - Союз органического земледелия В сельском хозяйстве к группе нематод, наносящих наибольший экономический ущерб, относятся малоподвижные эндопаразиты, в том числе роды Heterodera и Globodera (оба рода – цистообразующие нематоды), а также род Meloidogyne (галловые нематоды).

Остались вопросы?

Некоторые бактерии являются патогенными для почвы, такие как бактерии рода Pseudomonas, которые могут вызывать бактериальные заболевания растений. Микроорганизмы-вредители играют значительную роль в сельском хозяйстве, негативно влияя на качество сельскохозяйственной продукции. Не являются ли они оружием замедленного действия в современном сельском хозяйстве? Нитрифицирующие бактерии образуют в почве огромные количества селитры. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Вредители, повреждающие покровные ткани растения, тоже способствуют развитию бактерий.

Какие вещества загрязняют почву

• Важность бактерий гниения для цикла углерода
  • Содержание
  • Сельское хозяйство – как источник загрязнения почв
  • Остались вопросы?
  • Задание 12 ОГЭ по биологии с ответами, ФИПИ: верны ли следующие суждения
  • Во Саду Ли. - Агропромышленный информационный портал.

В Россельхозцентре Татарстана рассказали о том, как эффективно избавляться от проволочников

На участках, имеющих сильную степень заселенности почвенным вредителем, то есть более 20 личинок на квадратный метр, специалисты учреждения не рекомендуют сеять кукурузу, картофель. На участках, имеющих среднюю степень заселенности — от 6 до 20 проволочников на квадратный метр — посев возможен при проведении защитных мероприятий. Как считают в учреждении, чтобы эффективно бороться против проволочников, необходимо провести комплекс мер. Это соблюдение севооборота, известкование кислых почв, рыхление почвы, уничтожение сорняков, особенно пырея ползучего. В филиале «Россельхозцентра» назвали препараты, которые разрешено применять против проволочника на картофеле в частном секторе.

Дефолианты применялись во время войны во Вьетнаме для оголения джунглей. Это позволяло американской авиации обнаруживать военные базы вьетнамских партизан. К сожалению далеко не все применяемые в мире пестициды соответствуют предъявляемым требованиям. До 1940 года в сельском хозяйстве использовалось несколько десятков пестицидов.

Многие пестициды первого поколения представляли собой нестойкие органические вещества, полученные на базе опасных для насекомых ядов, найденных в растениях. Например, порошок пиретрум, полученный из головок хризантем, использовался китайцами 2000 лет назад и все еще используется в настоящее время. Отличными инсектицидами являются кофеин, никотин, чесночное масло, красный перец, лимонное масло и др. Второй тип промышленных пестицидов первого поколения, используемых до 1940 года, состоял из устойчивых неорганических соединений, полученных из токсичных металлов, таких как мышьяк, свинец, ртуть. Большая часть этих пестицидов уже не применяется, так как доказано, что даже незначительные концентрации этих соединений в почвах, приводят к аккумуляции тяжелых металлов в растительных тканях, что является чрезвычайно опасным для человека. Революция в деле борьбы с насекомыми произошла в сороковые годы двадцатого столетия. Именно в этот период установили, что известный с 1874 года дихлордифенилтрихлорэтан ДДТ является сильнодействующим инсектицидом. С 1945 года химики разработали множество подобных синтетических органических веществ, известных как пестициды второго поколения.

Долгое время ДДТ применялся для уничтожения малярийных комаров, клещей, вшей. Позже обнаружили, что ДДТ обладает высокой устойчивостью в окружающей среде, способен аккумулироваться и передаваться по трофическим цепям. В организме человека ДДТ аккумулируется преимущественно в мозге и действует как нервный яд. Применение ДДТ в настоящее время запрещено, однако в развивающихся странах этот инсектицид применяется по экономическим соображениям.

Автопродление Автоматическое списание средств и открытие следующей мастер-группы каждый месяц. Нажимая кнопку "купить", Вы выражаете своё согласие с офертой оказания услуг и принимаете их условия Купить Купить Ты включаешь автопродление - 25-го числа каждого месяца доступ к купленным курсам будет автоматически продлеваться.

Строение бактерий Бактериальная клетка не имеет оформленного ядра, покрыта оболочкой, состоящей из плазматической мембраны, клеточной стенки и у многих видов бактерий внешней слизистой капсулы. Плазматическая мембрана полупроницаема и обеспечивает избирательное поступление веществ в клетку и выделение в окружающую среду продуктов обмена веществ. Она образует складчатые впячивания внутрь цитоплазмы мезосомы. На мембранах мезосом находятся различные окислительно-восстановительные ферменты, участвующие в дыхании, и у фотосинтезирующих бактерий пигменты, участвующие в фотосинтезе. Клеточная стенка — тонкая, прочная и эластичная, придает бактериальной клетке определенную форму, защищает ее содержимое от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и выполняет ряд других функций. Опорным каркасом клеточной стенки служит сетка из одного или несколько слоев муреина. В состав клеточной стенки бактерий не входят хитин и целлюлоза, характерные для клеток грибов и растений. Слизистая капсула предохраняет клетку от высыхания и является ее защитным покровом, а также служит для образования колоний из отдельных клеток. Генетический материал бактерий представлен нуклеоидом, не ограниченным мембранами и находящимся в центре клетки. Нуклеоид или бактериальная хромосома — это зона, обычно находящаяся в центре бактериальной клетки, содержащая кольцевую молекулу ДНК и не ограниченная мембранами. Молекула ДНК в нуклеоиде не связана с гистоновыми белками и прикрепляется к выросту цитоплазматической мембраны в одной точке. Нуклеоид является носителем генетической информации и контролирует нормальный ход всех внутриклеточных процессов. Молекула ДНК у бактерий имеет до 5 000 000 пар нуклеотидов; но суммарное содержание ДНК в одной бактериальной клетке значительно меньше, чем в ядерной эукариотической. Цитоплазма бактериальной клетки представляет собой смесь белков, жиров, углеводов, других органических соединений, минеральных веществ и воды и имеет зернистый вид. В ней содержится до 20 тысяч рибосом класса 70S медленно осаждаемых , на которых синтезируются белки. В цитоплазме бактерий также содержатся многочисленные включения — гранулы запасаемых веществ. У некоторых бактерий в цитоплазме имеются плазмиды — небольшие кольцевые молекулы ДНК, участвующие в обмене генетической информацией между различными бактериальными клетками. В клетках бактерий отсутствуют митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи и другие органеллы, однако в них хорошо развиты мембранные структуры в виде канальцев, пузырьков и тила-коидов, часто содержащих ферменты и пигменты и являющихся аналогами многих органелл эукариотической клетки. Жгутики — это органоиды движения бактерий, состоящие из собранных в спираль глобул особого белка — флагеллина.