Новости отметьте имя митрополита погибшего во время опричнины

везде называются через запятую, иногда к их именам прибавляется "и др. князья церкви". 7. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. Имя митрополита Макария в ней вовсе не фигурирует. Опричнина убийство митрополита Филиппа. Митрополит Колычев Филипп Иван 4. Митрополит при Иване Грозном.

За что на самом деле расстреляли митрополита Вениамина

Подвиг и убийство митрополита Филиппа В 1568 г. А за ними — открытый конфликт с царем. По свидетельству служивших при царском дворе иностранцев, митрополит сначала пытался беседовать с Иваном наедине, а 22 марта 1568 г. Таубе и Э. Крузе приводят такие слова Предстоятеля, обращенные к царю: «Милостивейший царь и великий князь, до каких пор будешь ты проливать без вины кровь твоих верных людей и христиан? Долго ли будет продолжаться в Русском государстве эта несправедливость?

Татары и язычники и весь свет может сказать, что у всех народов есть законы и право, только в России их нет; во всем мире преступники находят у правительства сострадание, если ищут его, но в России нет сострадания для невинных и праведников. Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек и Он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками. Камни под твоими ногами, если не живые души, будут вопиять против тебя и обвинять тебя, и я должен сказать это тебе по приказанию Божьему, хотя бы смерть угрожала мне за это». Святой митрополит Филипп укоряет Иоанна Грозного. Царь, жестоко мстя, архиерею, решил устроить над ним показательное судилище: начали с ареста, предания мучениям митрополичьих бояр, приближенных; пострадали также многие родственники святого; кроме этого, на Соловки была послана целая «комиссия» для сбора фактов о «неподобающей» жизни угодника Божия; преемника Филиппа на игуменстве, Паисия, за лжесвидетельство обещали сделать епископом; где силой, где посулами заставили клеветать других иноков; более же всего обвинял Филиппа в колдовстве, других грехах Новгородский архиепископ Пимен.

Один из них, Федор Басманов, зачитал приговор беззаконного «церковного суда» с ложными обвинениями. Сорвав архиерейское облачение, вытолкали старца из храма. Тогда же Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь. Год спустя, 23 декабря 1569 г. Святитель отказался благословить поход опричного войска на Новгород, и был, по всей видимости, задушен — с ведома, а может быть, по поручению царя, тем исполнившего меру своих грехов.

Арест митрополита Филиппа. Художник Сергей Шелковый Последние минуты митрополита Филиппа. С этого же времени там начинается почитание его как святого, чтимого местно: появляется житие; его начинают изображать сначала на покрове гробницы святителя, после — появляются иконы. А в 1652 г. Соловецкий постриженик, Новгородский митрополит Никон будущий Патриарх с согласия царя Алексея Михайловича переносит мощи святого к Москве.

Прежде, чем взять их из раки, Никон во всеуслышание прочел царскую грамоту, обращенную к святителю. Там говорилось: «… Молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы… И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием… Сего ради молю тебя о сем, о священная глава, и честь моего царства преклоняю твоим честным мощам и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед простишь оскорбившему тебя напрасно и он тогда раскаялся о содеяном. За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко». Так святитель вернулся к столице, откуда когда-то его с позором изгнали. Сейчас его гробница — в Успенском соборе, ровно на том месте, где его схватили царские опричники.

Алексей Михайлович и Патриарх Никон перед гробницей святителя Филиппа. Образ закончен к Пасхе 1653 г.

Он приказал испытать пришельца на тяжелых работах.

Иногда Феодору Колычеву казалось, что силы оставляют его, но ни разу он не поколебался в своем решении. Зорко следил он за жизнью монахов, стараясь подражать их подвигам. Наконец его смирение и трудолюбие снискали ему всеобщее уважение, и его постригли с наречением имени Филипп.

Старцем его был о. Иона, ученик прп. Александра Свирского.

До последнего времени хранился в хлебопекарне камень, который подкладывал себе под голову Филипп, когда он засыпал на полу, утомленный тяжелой работой и продолжительной молитвой. В это же время явилась ему, во время работы, икона Божией Матери Хлебной, хранившаяся впоследствии в Преображенском соборе. Затем он удалился на отшельничество в лес, и пустынь его была известна до последнего времени под названием Филипповой.

Одно время его уединение прервалось: ему пришлось заменять заболевшего престарелого игумена Алексия, а по кончине его он принял окончательно настоятельский посох. Перед тем монастырь погорел, и восстанавливать его святитель Филипп начал на средства, врученные ему родными, когда он приезжал для посвящения в Новгород. Все в Соловецком монастыре говорит о неутомимой энергии и могучей силе воли его гениального преобразователя.

Начал он с разработки железной руды и поваренной соли — для добывания средств для своей дальнейшей деятельности. Затем он соединил 52 озера в одно «Святое озеро», из которого монастырь стал получать питьевую воду, соединил его каналом с морем и поставил на нем свои знаменитые мельницы. Вместо маяков он поставил высокие кресты и устроил пристань, больницу и гостиницу для паломников.

Обитель он окружил гранитными стенами и все деревянные постройки заменил кирпичными, для чего устроил кирпичный завод. Он изобрел какую-то самодвижущуюся телегу без лошади и решета, которые сами просеивали муку, что значительно облегчило труд братии; завел скотный двор и развел стада лапландских оленей, из шкур которых стали шить платье и обувь братии в устроенных им мастерских. Трапезу он улучшил, что было необходимо при суровом климате Соловецких островов, но строгость устава усугубил и очень высоко поставил послушание.

Жизнь монастырских крестьян святитель Филипп благоустроил, поставил во главе их платное начальство и дал крестьянам право жаловаться. За благосостоянием и нравственностью их он зорко следил. Всеми работами он руководил лично.

Но более всего святитель Филипп потрудился над духовным благосостоянием и благолепием обители. Он воздвиг и благоукрасил два великолепных собора — Преображенский и Успенский. Горячо принимая к сердцу все, что касалось святых основателей обители — Зосимы, Савватия и Германа, он разыскал чудотворную икону Божией Матери прп.

Зосимы и его каменный крест, который и поставил в часовне на могиле прп. Германа; ветхие ризы и Псалтирь прп. Зосимы он починил своими руками и благоговейно их хранил.

В 1550 г. Молодой царь Иоанн IV вспомнил друга своего детства, вернул его опять в Москву для возведения в сан митрополита. Это было тяжкое время опричнины.

Святитель Филипп согласился принять сан митрополита только по просьбе духовенства, знавшего, как чтит его царь, но под непременным условием сохранения древнего права «печаловаться», то есть заступаться перед царем за осужденных, не только невинных, но и виноватых. Царь уступил. Святитель Филипп был возведен на Московскую кафедру 25 июля 1566г.

Царь принял проповедь его благосклонно.

Неудачи в ходе Ливонской войны, в которой приняли активное участие опричные части, привели к тому, что уже в 1568 году митрополит Филипп стал все более явно конфликтовать с царем. Когда 22 марта царь вместе с группой приближенных опричников пришел на службу в Успенский собор Кремля, митрополит не просто проигнорировал Ивана IV, но после богослужения обратился к присутствующим с проповедью, посвященной обличению преступлений опричников. Он обвинил царя и его приближенных в пролитии крови невинных и грозил Ивану IV божьим судом. Историки оценивают столь явный выпад против высшей власти с точки зрения актуальной политики. Филипп как глава церкви выступал последним защитником ее привилегий и просто не мог смириться с антифеодальной программой Ивана IV. Разумеется, напрямую обвинить царя в том, что он отбирает у церкви привилегии, митрополит не мог, и поэтому направил обличающий пафос в направлении исполнителей царской воли — опричников. Благо политика опричнины была весьма жестока, и найти множество случаев злоупотребления властью, а также несправедливых казней и преследований было совсем несложно. Несмотря на гнев царя, вызванный критикой со стороны митрополита, Филипп продолжил обличения опричнины.

Это привело к тому, что Иван IV распорядился начать против Филиппа следствие. В ноябре 1568 года состоялся церковный суд. Обвинение было ожидаемым — злоупотребления властью и порочное поведение. С него сняли облачение святителя, одели в простую монашескую рясу и отправили под арест в московский Богоявленский монастырь. Затем Филиппу прочитали приговор о вечном заточении и перевезли в тверской Отроч Успенский монастырь, который и стал местом его смерти. И тут начинается самое интересное. Встают вопросы — на основании каких исторических источников мы имеем информацию о смерти Филиппа? И кому же она была выгодна? Начнем с того, что таких источников всего четыре: летописи сведения о гибели Филиппа содержатся лишь в нескольких из них , письма князя Андрея Курбского, воспоминания Э.

Таубе и Э. Крузе и житие Филиппа Колычева. И все эти источники стоит признать недостаточно достоверными. Летописи прямо оперируют данными гораздо более позднего времени, по содержанию тесно связаны с житием Филиппа и, следовательно, составлены значительно позже, не очевидцами событий и даже не опираясь на показания очевидцев. Сочинения Андрея Курбского носят резко полемический характер, к моменту смерти Филиппа князь уже давно бежал в Литву и в отношении происходящего в России располагал лишь слухами разной степени достоверности. Более того, Курбский уже поступил на службу к Сигизмунду II Августу и принял участие в войне с русскими. Его послания к Ивану IV наполнены критикой царя и совершенно не объективны, хотя порой и справедливы. Наконец, сочинения лифляндских авантюристов Таубе и Крузе переполнены таким количеством совершенно баснословных сведений о России, что их принято выводить за пределы достоверных источников, считая чем-то вроде литературы, посвященной описанию экзотических земель. Кроме того, степень доверия к Таубе и Крузе резко падает после того, как они бежали с русской службы и перешли на сторону Речи Посполитой, выступив далее в качестве пропагандистов, обличающих «варварство московитов».

Ведь если он записал там иноков, то неужели бы не записал бы митрополита. Стоит подчеркнуть, что сама история взаимоотношений Царя и митрополита не дает повода для подобной ненависти. Иван и Филипп были в детстве друзьями. Впоследствии Царь сам выбрал Филиппа, бывшего тогда Соловецким игуменом, и возвел в 1566 году его на кафедру московских святителей. Так что глубинных оснований для непримиримой вражды у Государя не было.

Также стоит отметить, что не только оснований, но и причин для такой ненависти не было. Обычно в качестве главной причины историки называют жесткую критику Филиппа в адрес Государя. Но критики как таковой не было. За критику выдаются всевозможные интерпретации слов Филиппа, но сами слова не содержат никакой критики. Обычно говорят, что святитель Филипп выступил против опричнины и призывал восстать против нее пастырей.

Но как пишет митрополит Иоанн, «если уж говорить о «строго научном подходе», то нет вообще никаких доказательств, что многочисленные «обличительные» речи митрополита, приводимые в различных его житиях, были им вообще когда-либо произнесены». Если исходить из версии критики как источника конфликта, то эта версия оказывается абсолютно несостоятельной. Ведь, в сущности, критика - пустяковая провинность. Для сравнения: в деле о Новгородской измене главный ее зачинщик архиепископ Пимен, являвшийся организатором и вдохновителем заговора, был наказан только ссылкой. А из 300 человек, проходивших по следственному делу о Новгородской измене, после подробного расследования казнили только 120 или даже 116 , а 180-ти Царь объявил прощение и отпустил.

Но проблема взаимоотношений все-таки возникла. Но, если источником этой проблемы не были ни Государь, ни митрополит, возникает закономерный вопрос: так кто же был источником этой проблемы? Если источник не был внутри, значит, он был снаружи. Если конфликт не был вызван внутриличностными причинами, то, значит, он спровоцирован извне. Кем спровоцирован и для чего?

1 января 1573 года убит самый знаменитый и самый малоизвестный опричник Малюта Скуратов

Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания. Дополнение к вопросу посетителя. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания. Митрополит против опричнины фото. Слово митрополита. Митрополит беседовал с царём — взывал к его благочестивым устремлениям.

Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным

Жизнь и смерть митрополита-4 | Новгородские ведомости Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания.
Митрополит Филарет - обличитель Ивана Грозного Митрополит Филипп активно и публично обличал существование опричнины, произнося против нее обличительные проповеди.
Жизнь и смерть митрополита-4 | Новгородские ведомости Как это не прискорбно, но и «Житие» митрополита Филиппа вызывает множество вопросов.
Тест по истории Опричнина 7 класс с ответами - Free Test Тем временем Малюте предстояло убить не просто высокородного, но и весьма авторитетного, хотя и низложенного митрополита Филиппа.

Филипп (Колычев)

Стоит отметить, что участие в строительстве храма в Переделкино принял сам святитель еще до своего предстоятельства — Переделкино было вотчиной бояр Колычевых. Отдельного упоминания заслуживает еще одна святыня, связанная с именем святителя Филиппа, хотя она еще не передана Церкви. Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом Московским и патриархом Никоном Совсем недалеко от Москвы, в Истре, в экспозиции Историко-архитектурного художественного музея «Новый Иерусалим» находится святыня Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, построенного Патриархом Никоном — икона Спаса Вседержителя с припадающими святителем Филиппом и патриархом Никоном. Образ не считается чудотворным, но обладает исторической ценностью: он был написан в память перенесения мощей святителя в Москву всего через пять лет после события. Мы будем благодарны читателям за дополнительные сведения о находящихся в Москве и Подмосковье святынях, связанных с именем святителя Филиппа! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба.

И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет? И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли». Однажды попросил царь Иоанн IV митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на митрополита: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание [м] почитает, и тот во веки не согрешит». В сентябре 1563 года митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться. Преставился митрополит Макарий 12 января 30 декабря ст. Был же тогда на погребении Никандр, архиепископ Ростовский и Ярославский; Афанасий, епископ Суздальский и Тарусский; Филофей, епископ Рязанский и Муромский; Варлаам, епископ Коломенский и Каширский; Матфей, епископ Сарский и Подонский; архимандриты и игумены с освященным собором» [2]. Почитание святителя Макария, митрополита Московского Почитание святителя Макария, митрополита Московского, началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 года, царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше». Имя святителя начиная с XVII века встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа». В 2002 году Митрополит Макарий Московский был канонизирован Русской Православной старообрядческой Церковью в лике святителей. Труды святителя Макария, митрополита Московского Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия. И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 году. Это начинание получило в истории именование Великие Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 году, вторая в 1550-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви. В этой книге, название которой переводится как Большие Месячные Чтения, Макарий постарался собрать весь корпус благословленных Православной Церковью книг для чтения, бытовавший в Древней Руси. По его инициативе создан первый систематический труд по русской истории — Книга степенная царского родословия. По благословению митрополита Московского Макария начинается русское книгопечатание диаконом Иоанном Федоровым. При митрополите Макарие были созваны два Собора: 1547 и 1549 гг.

Царь же верил в их верность и преданность, и потому управы на них нельзя было найти. В это время царь и вызвал из Соловецкой обители Филиппа. С честью приняв его, царь объявил ему о своем желании видеть его на митрополичьем престоле. Филипп, по своему смирению, отказывался от этого высокого сана; но потом должен был уступить непреклонному желанию царя и был возведен на митрополичью кафедру 360. В первое время все было покойно; царь уважал святителя и благоволил к нему. Но потом, когда зверства опричников достигли крайнего предела, то блаженный Филипп стал умолять царя прекратить неистовства опричников и обличать самого царя за его казни. Тогда царь пришел в сильный гнев на святого, угрожал ему муками и ссылкою. Он же, оставаясь непоколебим, как адамант, пренебрегал царскими угрозами и не переставал высказывать истину 361. К прискорбию, нашлись и между духовными лицами предатели, старавшиеся только об угождении царю. Пимен, архиепископ Новгородский, и некоторые другие с ним 362 вместе с царскими советниками Малютою Скуратовым 363 и Василием Грязным 364 с их единомышленниками, измышляя против святого различные козни, старались низвергнуть его с престола и уговаривали царя своего намерения не оставлять. Царь же не хотел просто низвергнуть Филиппа с митрополичьего престола. В непродолжительном после того времени, по доносу лживых свидетелей, он послал в Соловки Суздальского епископа Пафнутия и князя Василия Темкина расследовать, какова была прежняя жизнь Филиппа. Достигнув Соловецкого монастыря, посланные стали стараться действовать так, чтобы угодить царю. Одних из иноков ласками и мздоимством, других — обещанием высших духовных почестей, третьих — угрозами убедили они сделать нарекание на святого. Честным же старцам, которые говорили о Филиппе правду, нанесли тяжкие побои, повелевая им говорить о святителе непристойное. Они же, исполненные благочестия, все сии оскорбления принимали с радостью и едиными устами продолжали говорить истину о Филиппе, что житие его в обители было непорочно, по Боге. Но царские посланцы не хотели о том и слушать, но, сделав, что им было нужно, возвратились в Москву. При этом они взяли с собою игумена Соловецкого Паисия, которому обещали епископский сан, и других клеветников, лжесвидетельствовавших на святого Филиппа. Немедленно был созван собор для суда над святителем. Прибывшие из Соловок клеветники представили царю свитки, в которых были написаны их лжесвидетельства. Царь, услышав о письменных свидетельствах против Филиппа, угодных ему, повелел во всеуслышание прочесть их, после чего лжесвидетели начали словесно клеветать на святителя. Святитель не оправдывался и стал снимать все знаки своего сана 365 , но царь велел ждать судебного приговора. На другой день, когда святой митрополит Филипп священнодействовал в Успенском соборе 366 , царь послал туда боярина своего Алексея Басманова с большим числом опричников. Вошедши в собор, Басманов приказал в слух всего народа прочитать судебный приговор о низложении митрополита.

В 1563 году умер последний по-настоящему близкий для Ивана IV человек, всегда поддерживавший его 1 митрополит Макарий 2 царица Анастасия 3 священник Сильвестр 4 царевич Иван 6. Как называлась территория, выделенная Иваном IV в управление боярам? Назовите имя одного из главных палачей периода опричнины, который задушил митрополита Филиппа. Кто возглавил объединённое войско опричнины и земщины в битве при Молодях и разгромил войска крымского хана Девлет-Гирея? Когда была отменена опричнина?

Тест по истории Опричнина 7 класс с ответами

Например, во время «новгородского похода» он распорядился казнить пленных татар, содержащихся в остроге в Торжке. Среди имен в Царском помяннике нет имени митрополита Филиппа, что служит само по себе серьезным доводом в пользу непричастности Русского Самодержца к этому делу. В 2021 году Русская Православная Церковь отмечает 455-летие со дня восшествия на митрополичью кафедру святого митрополита Филиппа. Как это не прискорбно, но и «Житие» митрополита Филиппа вызывает множество вопросов. Он был тринадцатым митрополитом Московским, который был назначен без одобрения Вселенского патриарха Константинополя, как это было нормой. 7. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины.

Все самое интересное в одном месте

Картина Малюта Скуратов убивает митрополита Филиппа. 7. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. Добиться ликвидации Опричнины ему было не под силу, поэтому митрополит в конце концов решает отказаться от управления Русской Церковью.

Информация

Опричнина Ивана IV и судьба митрополита Филиппа. Например, во время «новгородского похода» он распорядился казнить пленных татар, содержащихся в остроге в Торжке.
Опричнина Ивана IV и судьба митрополита Филиппа. Среди имен в Царском помяннике нет имени митрополита Филиппа, что служит само по себе серьезным доводом в пользу непричастности Русского Самодержца к этому делу.
Судьба Малюты Скуратова Опричнина убийство митрополита Филиппа. Митрополит Колычев Филипп Иван 4. Митрополит при Иване Грозном.
Имя митрополита погибшего во время опричнины Второе перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского и Свияжского.

Филипп (Колычев)

3. Итогом опричнины для экономики России стало: а) некоторое снижение темпов экономического развития б) значительное ускорение темпов экономического развития в) начало острого экономического кризиса +. Назовите имя одного из главных палачей периода опричнины, который задушил митрополита Филиппа. – Умири совесть мою, – обращается к царю будущий митрополит, – упраздни опричнину! Сторонники опричнины организовали вторую попытку свергнуть неугодного митрополита.

Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины.

Благочестивый Государь пытался защитить Филиппа, но Ему были представлены доводы противной стороны, которые в тот момент невозможно было быстро опровергнуть. Вероятно, это сбило бы с толку любого человека, но только не Помазанника Божьего. Он просто решил временно отстранить Святителя до выяснения всех обстоятельств этого запутанного дела. Надо было всё проверить и выяснить, кто по настоящему замешан, как в государственной измене, так и в лживых наветах на архиерея Божьего. Государь, конечно же, не верил клевете, хотя видимо и признал в ней особенную изощренность.

В это время, Сам Господь открывал Своему Помазаннику, как правильно следовало поступить в конечном итоге, распутав этот закрученный клубок вражеских интриг. После сведения с кафедры, митрополит Филипп был отправлен на покой в Московский монастырь Николы Старого, где на его содержание Государь повелел выделять из казны 4 алтына в день. А это по тем временам немалые деньги, если перевести в копейки, то это составит 12 копеек. Напомню, что на 5 копеек можно было тогда купить 16 кг ржи.

Таким образом, в месяц Владыко Филипп мог получить 3 рубля 60 копеек, а так как корова и лошадь шли тогда по 1 рублю, то можно представить данный факт, как свидетельство доброго отношения, Царской заботы о своем верном человеке. Думается, что, скорее всего, Государь так не поступил бы, если бы поверил грязной клевете на Святителя. Несомненно, что это всё понимали враги Бога, Царя и Отечества. Под каким-то благовидным предлогом этим изменникам удалось удалить Святителя в Тверской Отрочь Успенский монастырь.

Убийство святого митрополита было лишь делом времени... В декабре 1569 года Государь с войском двинулся на Новгород, для того, чтобы искоренить измену и уничтожить ересь жидовствующих. Могли открыться связи новгородских предателей, среди которых центральное место занимал архиепископ Пимен, с московской боярской мафией, замешанной в деле смещения владыки Филиппа с митрополии. В этих условиях Царский друг становился для них опаснейшим свидетелем.

Его решили убить сразу, не откладывая, так как понимали, что Грозный близко. Государь поручает своему верному опричнику Малюте Скуратову найти Филиппа, но тот застаёт его уже убиенным и сразу, не откладывая, уезжает, чтобы доложить об этом Царю. Вот тут то на него и повесили то, чего он не делал.

Святитель Филипп решился противостать Грозному. Это было связано с новой волной казней в 1567—1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови.

Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: «учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине». Обличение владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: «Нам ли противишься? Увидим твердость твою! Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой.

Участь святителя-исповедника была решена. Но Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над главой Русской Церкви. Над митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято.

Мученика ждало новое поругание. Уже по вынесении приговора о пожизненном заточении в темнице святого Филиппа заставили служить литургию в Успенском соборе.

Начал он с разработки железной руды и поваренной соли — для добывания средств для своей дальнейшей деятельности. Затем он соединил 52 озера в одно «Святое озеро», из которого монастырь стал получать питьевую воду, соединил его каналом с морем и поставил на нем свои знаменитые мельницы. Вместо маяков он поставил высокие кресты и устроил пристань, больницу и гостиницу для паломников. Обитель он окружил гранитными стенами и все деревянные постройки заменил кирпичными, для чего устроил кирпичный завод.

Он изобрел какую-то самодвижущуюся телегу без лошади и решета, которые сами просеивали муку, что значительно облегчило труд братии; завел скотный двор и развел стада лапландских оленей, из шкур которых стали шить платье и обувь братии в устроенных им мастерских. Трапезу он улучшил, что было необходимо при суровом климате Соловецких островов, но строгость устава усугубил и очень высоко поставил послушание. Жизнь монастырских крестьян святитель Филипп благоустроил, поставил во главе их платное начальство и дал крестьянам право жаловаться. За благосостоянием и нравственностью их он зорко следил. Всеми работами он руководил лично. Но более всего святитель Филипп потрудился над духовным благосостоянием и благолепием обители.

Он воздвиг и благоукрасил два великолепных собора — Преображенский и Успенский. Горячо принимая к сердцу все, что касалось святых основателей обители — Зосимы, Савватия и Германа, он разыскал чудотворную икону Божией Матери прп. Зосимы и его каменный крест, который и поставил в часовне на могиле прп. Германа; ветхие ризы и Псалтирь прп. Зосимы он починил своими руками и благоговейно их хранил. В 1550 г.

Молодой царь Иоанн IV вспомнил друга своего детства, вернул его опять в Москву для возведения в сан митрополита. Это было тяжкое время опричнины. Святитель Филипп согласился принять сан митрополита только по просьбе духовенства, знавшего, как чтит его царь, но под непременным условием сохранения древнего права «печаловаться», то есть заступаться перед царем за осужденных, не только невинных, но и виноватых. Царь уступил. Святитель Филипп был возведен на Московскую кафедру 25 июля 1566г. Царь принял проповедь его благосклонно.

Все стали надеяться на лучшие времена. Начало правления святителем Филиппом Церковью было мирное; его особенно тогда озабочивала отдаленная пограничная Полоцкая епархия. Но в июле 1567г. В прежнее удельное время бояре действительно имели право «отъезда», то есть перехода на службу от одного князя к другому. Когда же вся власть на Руси сосредоточилась в руках одного государя, то это древнее право стало равносильно государственной измене. А после «отъезда» князя Курбского в Литву царь огульно заподозрил всех бояр в измене.

В страшном гневе на бояр, царь со всем двором уехал в Александровскую слободу, а расправляться с навлекшей на себя опалу Москвой предоставил опричникам. Опричники бросились грабить население — все улицы были покрыты трупами. Все умоляли митрополита о заступничестве. Он же отвечал: «Я счастлив буду пострадать с вами, вы мой ответ пред Богом, вы мой венец пред Господом». Царю же стал напоминать о его долге милосердия к подданным, но его слова царя только раздражали. Тогда 21 марта 1568г.

Если ты хочешь нарушать законы Божественные, делай как знаешь, но мне было бы непростительно ослабевать, когда время подвига приближается».

Всеми работами он руководил лично. Но более всего святитель Филипп потрудился над духовным благосостоянием и благолепием обители. Он воздвиг и благоукрасил два великолепных собора — Преображенский и Успенский. Горячо принимая к сердцу все, что касалось святых основателей обители — Зосимы, Савватия и Германа, он разыскал чудотворную икону Божией Матери прп. Зосимы и его каменный крест, который и поставил в часовне на могиле прп.

Германа; ветхие ризы и Псалтирь прп. Зосимы он починил своими руками и благоговейно их хранил. В 1550 г. Молодой царь Иоанн IV вспомнил друга своего детства, вернул его опять в Москву для возведения в сан митрополита. Это было тяжкое время опричнины. Святитель Филипп согласился принять сан митрополита только по просьбе духовенства, знавшего, как чтит его царь, но под непременным условием сохранения древнего права «печаловаться», то есть заступаться перед царем за осужденных, не только невинных, но и виноватых.

Царь уступил. Святитель Филипп был возведен на Московскую кафедру 25 июля 1566г. Царь принял проповедь его благосклонно. Все стали надеяться на лучшие времена. Начало правления святителем Филиппом Церковью было мирное; его особенно тогда озабочивала отдаленная пограничная Полоцкая епархия. Но в июле 1567г.

В прежнее удельное время бояре действительно имели право «отъезда», то есть перехода на службу от одного князя к другому. Когда же вся власть на Руси сосредоточилась в руках одного государя, то это древнее право стало равносильно государственной измене. А после «отъезда» князя Курбского в Литву царь огульно заподозрил всех бояр в измене. В страшном гневе на бояр, царь со всем двором уехал в Александровскую слободу, а расправляться с навлекшей на себя опалу Москвой предоставил опричникам. Опричники бросились грабить население — все улицы были покрыты трупами. Все умоляли митрополита о заступничестве.

Он же отвечал: «Я счастлив буду пострадать с вами, вы мой ответ пред Богом, вы мой венец пред Господом». Царю же стал напоминать о его долге милосердия к подданным, но его слова царя только раздражали. Тогда 21 марта 1568г. Если ты хочешь нарушать законы Божественные, делай как знаешь, но мне было бы непростительно ослабевать, когда время подвига приближается». Царь вышел в страшном волнении, опричники же постарались его окончательно восстановить против митрополита, потому что больше всего боялись его влияния на царя. Но царь не желал нарушать церковные уставы.

Он желал, чтобы митрополит был низложен Собором. Обвинители нашлись среди недостойных лиц духовенства, ненавидевших святителя за его строгость. Главным среди них оказался соловецкий игумен Паисий, преемник его по настоятельству. Остальные молчали из страха; тех, кто пытался высказаться за митрополита, не слушали. Выслушав обвинения, святитель Филипп оправдываться не стал, а только сказал: «Государь! Ты думаешь, что я тебя боюсь или боюсь смерти?

Святитель Филипп II Московский и всея Руси (Колычев)

Опричнина убийство митрополита Филиппа. Митрополит Колычев Филипп Иван 4. Митрополит при Иване Грозном. Иван IV не послушался митрополита и ввел опричнину. Добавить в избранное 0. Вопрос пользователя. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины.

Летописи, архивы и археология против «официальной истории». Митрополит Филипп

Иван Грозный и смерть митрополита Митрополи́т Фили́пп II — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного.
Место погребения святителя Филиппа, митрополита Московского Священник Цыпин: нельзя доказать, что Грозный приказал убить митрополита Филиппа.
История в лицах Некоторые исследователи полагают, что Афанасий ушёл под давлением Ивана IV, недовольного попытками митрополита заступаться за жертв опричнины.
Имя митрополита погибшего во время опричнины Филипп (Колычев) — Митрополит Филипп II Митрополит Московский и всея Руси 25 июля 1566 — 8 ноября 1568 Интронизация: 25 июля 1566 года Церковь: Русская православная церковь Предшественник: Афанасий Преемник: Кирилл IV Имя при рождении: Фёдор Степанович.
Память святого Филиппа, митрополита Московского – Жития святых свт. Димитрия Ростовского Все три раза митрополит якобы увещевал царя, чтоб он не «возмущал собственную державу» казнями и опричниной.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий