Уникальную посмертную маску композитора Николая Римского-Корсакова удалось спасти при пожаре в музее в деревне Любенск Псковской области.
В Музее-квартире Римского-Корсакова пройдут «Корсаковские среды»
Всего здесь восстановлено четыре мемориальных комнаты: прихожая, гостиная, столовая и кабинет. Уверен, что выставочное пространство будет интересно не только ценителям музыки, но и любителям старинных интерьеров. На первом и третьем этажах здания открыты два музыкальных зала, в которых проводятся различные концерты, творческие вечера и даже интеллектуальные игры. Отличительной особенностью музея является то, что все экспонаты здесь подлинные Мультимедийный зал Особо мне бы хотелось отметить дружелюбность персонала музея. Несмотря на то что мы посещали выставочное пространство без экскурсии, любезная хранительница поделилась с нами огромным количеством интересных фактов о жизни композитора и его семьи. Думаю, любой другой такой же далекий от музыки человек, как я, был бы увлечен этим рассказом. Здесь можно попробовать себя в роли композитора или услышать как звучат различные музыкальные инструменты Выставка «Цвет времени. Семья Н. Римского-Корсакова в объективе М.
Штейнберга и В. Римского-Корсакова» На этой позитивной ноте наше небольшое путешествие подходит к концу.
В доме-музее были воссозданы интерьеры кабинета, гостиной и столовой, воспроизведена обстановка времен Римского-Корсакова, представлены его сочинения, портреты, документы и личные вещи. Здесь были развернуты экспозиции «Последние годы жизни и творчества Н. Римского-Корсакова»; «История усадьбы Любенск в фотографиях 1907—1919 годов» из семейного архива Римских-Корсаковых и др. Мемориальный музей Н. Римского-Корсакова в Псковской области состоит из двух усадеб — Вечаша и Любенск, принадлежавших композитору. С 1894 года Н.
Римский-Корсаков с семьей шесть раз нанимал господский дом в Вечаше как дачу 1894, 1895, 1898,1899, 1904, 1905 гг. Здесь он работал над операми: «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о Царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже», учебником «Основы оркестровки», книгой «Летопись моей музыкальной жизни». Усадьба Любенск находится в полутора километрах от Вечаши. Бухаровой, которая летом 1907 года сдала господский дом под дачу Римским-Корсаковым. Осенью 1907 года усадьба Любенск была куплена на имя младших детей композитора — Андрея, Владимира и Надежды.
Год за годом» и еще несколько событий. Также 18 марта пройдет презентация обновленной мультимедийной экспозиции.
Во время плавания будущий композитор откладывал сочинительство. Партитура оперы «Снегурочка» в музее-квартире Римского-Корсакова Источник: фото автора Предрасположенность к музыке На самом деле, как признается сам Николай Андреевич: «Первые признаки музыкальных способностей сказались очень рано во мне. Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано». Римский-Корсаков Римский-Корсаков рассказывает, что его отец часто внезапно менял ритм и темп мелодии, но будущему композитору удавалось тут же повторить даже измененное музыкальное произведения. И будучи еще 6-летним ребенком Римский-Корсаков научился играть на фортепиано, а в 11 лет уже сочинял музыку. Римский-Корсаков в юности Источник: biographe. Семья готовила его к службе на флоте, но во время учебы морскому делу Римский-Корсаков часто слушал оперу в Мариинском театре и откладывал деньги на нотные тетради.
И через два года после начала обучения в Морском кадетском корпусе Н. Римский-Корсаков принялся заниматься музыкой с пианистом Федором Канилле. Именно этот период можно считать началом профессиональной карьеры композитора. После знакомства Николая Андреевича с Милием Балакиревым, который пригласил его в кружок «Могучая кучка», Римский-Корсаков близко общается с известными композиторами и сам начинает сочинять музыкальные произведения. После чего Петр Чайковский в своей статье «Современная летопись» отметил, что «в Римском-Корсакове замечательный симфонический талант». Балакиревский кружок картина художника А. Михайлова В 1873 году Римский-Корсаков ушел в чине офицера в отставку и полностью посвятил себя музыке.
У Николая Андреевича началась преподавательская деятельность, которую он совмещал с написанием собственных музыкальных произведений, а также с управлением оркестрами в качестве дирижера. Педагогическая работа композитора имеет очень большое значение для российской и не только классической музыки, учениками Николая Андреевича было более 200 будущих видных музыкальных деятелей. За свою жизнь Римский-Корсаков создал 15 опер, среди которых самые известные «Снегурочка» 1881 , «Садко» 1896 , «Сказка о царе Салтане» 1900 , а также множество симфоний, инструментальных концертов и многих других произведений. Музей-квартира Римского-Корсакова Квартира известного композитора стала мемориальным музеем в 1971 году. Она активно работала над возрождением квартиры с 1944 года. Татьяна Владимировна Римская-Корсакова Источник: theatremuseum. Воссозданы интерьеры, какими они были при жизни музыканта.
Даже узоры на обоях точно такие, как были при Николае Андреевиче.
Каким будет дом-музей Римского-Корсакова после реновации?
Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге открылся в 1971 году. В Мемориальном музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург) до 23 октября 2022 года открыта выставка «Хрупкое прошлое», приуроченная к 50-летнему юбилею музея. Юбилей выдающегося музыканта был отмечен в Санкт-Петербурге с размахом: после реставрации вернулся к работе мемориальный музей, в Исаакиевском соборе открылась памятная выставка, а Мариинский театр подготовил фестиваль «Римский-Корсаков — 175». Мемориальный музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова является единственным композиторским музеем Санкт-Петербурга.
Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге
Мемориальный музей-квартира Николая Андреевича Римского-Корсакова на Загородном пр., 28, отмечает свое 50-летие. Мемориальная часть музея-квартиры Римского-Корсакова состоит из четырех комнат: рабочего кабинета, гостиной, столовой и передней. Мы посетили Тихвин, когда дом-музей Н.А. Римского–Корсакова был закрыт на капитальный ремонт. Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова | СПб. Мемориальный музей–квартира Н. А. Римского–Корсакова: композитора, педагога, дирижёра, общественного деятеля и музыкального критика, является на сегодняшний день единственным композиторским музеем Санкт–Петербурга.
В Санкт-Петербурге после реконструкции открылся музей-квартира Римского-Корсакова
Николай Андреевич был в превосходном настроении. Рассказывал, что его Показать ещё либретто «Садко» подвигается, так как III действие в 2 картинах уже почти совсем готово; а также, что вся опера, вероятнее всего, будет кончаться в фа мажоре; далее, что сегодня днем у них была Стеша, то есть Лидия Дмитриевна Ильина, и пробовала партию Ольги, которую она, при некоторых легких изменениях, будет в состоянии, пожалуй, спеть. Кроме того, я узнал печальную новость, что Мравина окончательно уходит со сцены; это дело решенное, так как годового контракта она не подписала, и, таким образом, наша опера лишится идеальной Оксаны, Снегурочки, Эльзы, Людмилы и проч.
Экспозиция[ править править код ] Музей разделен на три отдела: мемориальный, экспозиционный и концертный. Интерьеры мемориальных комнат были восстановлены по записям одного из сыновей композитора, составившего подробную опись мебели и вещей с их точным расположением [9]. Убранство комнат было сохранено потомками в первозданном виде [10]. В остальном пространстве были организованы экспозиционный и концертный залы. Коллекция музея насчитывает 505 экспонатов [1].
В мемориальный отдел музея входят прихожая, рабочий кабинет, гостиная и столовая. На стенах прихожей висят фотографии участников творческого объединения « Могучая кучка », на витринах представлены наброски неоконченной оперы «Стенька Разин», партитура оперы «Кащей Бессмертный» немецкого издания и некоторые личные вещи композитора. В кабинете на рабочем столе лежит рукопись оперы «Золотой петушок» [11].
Первоначально на коллег из Тихвина вышел житель Санкт-Петербурга, который предложил в дар пианино фирмы «Беккер» из квартиры родственников Римского-Корсакова. Однако музейщики приняли решение перенаправить информацию о предмете в Псковский музей-заповедник с учётом недавней трагедии в Любенске. Сотрудники Псковского музея-заповедника связались с потомками композитора, живущими в Санкт-Петербурге, и выяснили, что подобным инструментом владела семья по линии старшего сына композитора Михаила Николаевича Римского-Корсакова. Сначала пианино находилось на даче Римских-Корсаковых в деревне Комарово Лужского района, а затем было перевезено в Ленинград.
Сейчас сотрудники проверяют факты, устанавливают историю инструмента, ведут переговоры об условиях передачи пианино в музей.
Оказалось, что коллекция в сумме содержит 198 кадров на стекле и фотопленке, в том числе в качестве уникальных раритетов — 17 цветных диапозитивов 1913 года. Пластинки более ста лет находились в семейном архиве. В начале этого года вся коллекция была приобретена государством и передана на хранение в Музей театрального и музыкального искусства. Все это время продолжалось распознавание и чтение негативов и диапозитивов: устанавливались имена всех запечатленных на снимках хозяев и гостей любенской дачи Римских-Корсаковых, датировка и авторство фотографий… Снимки хранились на стекле Этот огромный труд, а также тексты, посвященные историческому контексту эпохи, легли в основу полного каталога коллекции, изданного к выставке. Первыми из рук авторов его получили потомки семьи Римских-Корсаковых, бережно хранившие коллекцию все эти годы. На выставке, размещенной в одной из пустовавших комнат музея-квартиры, демонстрируются сейчас увеличенные цифровые отпечатки со стекол-негативов и диапозитивов.
Они удивляют посетителей не только художественной ценностью снимков, но и их неожиданным техническим совершенством.
Каким будет дом-музей Римского-Корсакова после реновации?
Помещение было восстановлено максимально точно. Один из сыновей композитора своевременно составил опись имущества семьи и даже список мест, где были расставлены те или иные предметы. Поэтому мемориальный музей Римского-Корсакова может претендовать на максимальную историческую точность. Экспозиционный отдел Экспозиционный зал в первую очередь понравится людям, интересующимся творчеством композитора. Все-таки Николай Андреевич был не только композитором, но и писателем, дирижером, а также преподавателем музыки в Санкт-Петербургской консерватории! Поэтому в этом отделе можно увидеть множество документов, рассказывающих о его трудах.
Одной из самых интересных достопримечательностей является главный инструмент композитора — ручка с золотым пером. Ее преподнесли композитору после премьеры оперы "Майская ночь", которая впервые была поставлена 9 мая 1880 года в Мариинском театре. Высоко оценив столь ценный подарок, Римский-Корсаков все последующие произведения написал именно с ее помощью. Концертный зал Ну а просто ценителям искусства обязательно стоит посетить концертную экспозицию музея-квартиры Римского-Корсакова. Здесь устроен настоящий концертный зал, рассчитанный на полсотни посетителей.
Посещая это место, туристы могут услышать выступления петербургских музыкантов и певцов, солистов оперных театров и других деятелей искусства. Каждый год 18 марта — в день рождения композитора — наплыв посетителей настолько велик, что концерт приходится переносить в мемориальную гостиную. А в 2012 году появилась славная традиция проводить концерты органной музыки, которая сохраняется по сей день. Правда, исполняется музыка на электронном органе, но впечатления все равно незабываемые. Корсаковские среды Традицию собирать в своем доме деятелей искусства завел сам композитор.
Проходило это дважды в месяц — по нечетным средам. Здесь собирались певцы, художники, музыканты и другие выдающиеся люди своего времени. Поэтому нет ничего странного в том, что такие собрания быстро получили прозвище "Корсаковские среды". Среди почетных гостей часто бывали Шаляпин, Репин, Серов, Забела-Врубель и многие другие знакомые композитора. Славная традиция продолжает жить и в наши дни.
По нечетным средам сюда приходят певцы, композиторы и музыканты, чтобы продемонстрировать свое мастерство. А также ценители искусства, желающие насладиться их творчеством.
Многие кадры коллекции сохранили стойкий аромат эпохи и напоминают картины великих русских живописцев начала ХХ столетия — Серова, Сомова или Борисова-Мусатова. Например, высокопоэтичный снимок «Радуга после дождя» как будто соперничает со знаменитыми картинами Константина Сомова, которого иногда называют «певцом радуг». Сотрудники Музея-квартиры Корсакова шли к открытию этой выставки долгих два года. Сначала куратор выставки и непосредственный автор идеи Нина Костенко подробно ознакомилась с уникальной коллекцией негативов и диапозитивов, сделанных Максимилианом Штейнбергом и сыном композитора Владимиром Николаевичем в 1908 — 1919 годах. Оказалось, что коллекция в сумме содержит 198 кадров на стекле и фотопленке, в том числе в качестве уникальных раритетов — 17 цветных диапозитивов 1913 года. Пластинки более ста лет находились в семейном архиве. В начале этого года вся коллекция была приобретена государством и передана на хранение в Музей театрального и музыкального искусства.
Здесь были созданы 11 из 15 опер композитора, среди них: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок». После смерти композитора и его жены в течение 50 лет квартира была коммунальной, но все подлинные предметы и мебель бережно хранились потомками композитора. Чайковского в Клину и Музеем-квартирой А. Скрябина в Москве.
Какая радость получать от коллег подобные дары, — делится эмоциями генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова. Известно, что многие известные музыканты предпочитали играть на инструментах фирмы «Беккер». Римский-Корсаков приобрел рояль этой фирмы в 1870-е годы, а потом, в начале 1900-х для семьи был куплен еще один рояль этой же фирмы. На сегодняшний день можно говорить о двух сохранившихся роялях: в Тихвине, где родился композитор, и в музее-квартире в городе Санкт-Петербург.
В Петербурге отмечают 50-летие Музея Н. А. Римского-Корсакова
Усадьбу Римского-Корсакова в Псковской области, сгоревшую в прошлом году, начнут восстанавливать в 2024-2025 гг. Об этом сообщил генеральный директор АНО «Возрождение объектов культурного наследия Пскова» Денис Василенко во время. Музей Петербургских ангелов находится по адресу: ул. Римского-Корсакова, 93, перед посещением требуется предварительная запись. Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге открылся в 1971 году.
Семейный архив Римского-Корсакова предстал в новых красках
Квартира Римского-Корсакова: история единственного композиторского музея Петербурга | 15 октября 2023 года в Мемориальном музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова состоялся концерт учащихся СПб ГБУ ДО «ДШИ» Красносельского района. |
В Петербурге отмечают 50-летие Музея Н. А. Римского-Корсакова | В Санкт-Петербурге после капитального ремонта открыли музей-квартиру Римского-Корсакова. |
Нина Костенко: Все, что связано с Римским-Корсаковым, надо сохранить | Музыкальная жизнь | «26 апреля мы посетили квартиру-музей Римского-Корсакова. |
Музей в огне. Пожар уничтожил псковскую усадьбу Римского-Корсакова | Музей-квартира Римского-Корсакова — мемориальный музей, посвященный биографии и творческому пути великого русского композитора и истории его семьи. |
В сгоревшей псковской усадьбе Римского-Корсакова появится пианино родственников композитора | Мемориальный музей-квартира Римского-Корсакова является на сегодняшний день единственным композиторским музеем Санкт-Петербурга. |
В Музей-квартиру Римского-Корсакова можно попасть бесплатно
Вместе с коллегами из правительства сделаем все возможное, чтобы восстановить усадьбу», — написал губернатор в своем Telegram-канале. Через несколько часов пожарным удалось ликвидировать огонь, но дом-музей полностью выгорел на площади 200 кв. Необходимо отметить, что усадебный дом в Любенске, несмотря на статус объекта культурного наследия федерального значения, не является подлинным: это реставрационное воссоздание 1995 года с условной внутренней планировкой. Подлинный дом, помнивший композитора, погиб в результате пожаров 1920-х и 1940-х гг. В Любенске Николай Римский-Корсаков жил в 1907—1908 гг. В Любенске он написал свою последнюю оперу «Золотой петушок».
В доме-музее были воссозданы интерьеры кабинета, гостиной и столовой, воспроизведена обстановка времен Римского-Корсакова, представлены его сочинения, портреты, документы и личные вещи. Здесь были развернуты экспозиции «Последние годы жизни и творчества Н. Римского-Корсакова»; «История усадьбы Любенск в фотографиях 1907—1919 годов» из семейного архива Римских-Корсаковых и др. Мемориальный музей Н. Римского-Корсакова в Псковской области состоит из двух усадеб — Вечаша и Любенск, принадлежавших композитору.
Учебный год еще только начался, но желающих выступить на сцене музея-квартиры было столь много, что концерт состоял из двух отделений. С большим воодушевлением дети исполняли произведения русской и зарубежной классики, а также музыку современных авторов. По окончании концерта родители выразили огромную благодарность преподавателям за их труд и большую любовь к детям.
На протяжении многих лет этот дом был одним из центров культурной жизни Петербурга. Гости Римского-Корсакова — композиторы Глазунов и Лядов, Рахманинов и Танеев, художники Серов и Репин, певцы Шаляпин и Забела—Врубель — принимали активное участие в музыкальных вечерах, которые получили название «корсаковских сред». Когда сюда приходил Федор Шаляпин, в гостиной иногда собиралось до 100 человек гостей, а соседские дети, жившие этажом выше, даже ложились на пол, пытаясь услышать голос знаменитого певца. Как продолжение традиции, по средам в концертном зале проходят концерты из цикла «Вечера в доме на Загородном», где выступают солисты оперных театров и симфонических оркестров города.
В 1895 году, 10 апреля, Ястребцев пишет: «Пообедав у матери, я, по обыкновению, зашел к Римскому-Корсакову.
Николай Андреевич был в превосходном настроении. Рассказывал, что его Показать ещё либретто «Садко» подвигается, так как III действие в 2 картинах уже почти совсем готово; а также, что вся опера, вероятнее всего, будет кончаться в фа мажоре; далее, что сегодня днем у них была Стеша, то есть Лидия Дмитриевна Ильина, и пробовала партию Ольги, которую она, при некоторых легких изменениях, будет в состоянии, пожалуй, спеть.